программы по химии
рабочая программа по химии (8, 9, 10, 11 класс)

Тадар-оол Людмила Ангыр-ооловна

программы по химии. УМК линия Рудзитис Г.Е 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл himiya_10kl.docx35 КБ
Файл himiya_11kl.docx29.51 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по химии в 10 классе составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень), а так же Программы курса химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень). Программа рассчитана на 35 часов из расчета - 1 учебный час в неделю, из них: для проведения контрольных - 2 часа, практических работ - 4 часа, лабораторных опытов – 10.

В рабочей программе отражены цели и задачи изучения химии на ступени полного общего образования. В ней так же заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся обще учебных умений и навыков, универсальных способах деятельности и ключевых компетенций.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:

  1. Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования»
  2. Приказ Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;
  3. Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Химия» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования;
  4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2012/2013 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ № 1067 от 19 декабря.2012 г.;

Цель: освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях; развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

Задачи:

  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
  • воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среды.
  • Содержание учебного предмета Химия 10 класс

Тема 1: Введение в органическую химию

Предмет органической химии. Взаимосвязь неорганических и органических веществ. Особенности органических соединений и реакций с их участием.

Основные положения теории химического строения органических соединений А. М. Бутлерова. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулах. Зависимость свойств веществ от химического строения молекул. Изомерия. Значение теории химического строения.

Демонстрации

1. Образцы органических веществ, изделия из них.

2. Шаростержневые модели молекул.

Тема 2: Углеводороды

Углеводороды (предельные, непредельные, ароматические).

Электронное и пространственное строение молекулы метана. sp3-гибридизация орбиталей атома углерода. Гомологический ряд, номенклатура и изомерия углеродного скелета. Физические свойства алканов и их зависимость от молекулярной массы.  Химические свойства: галогенирование (на примере метана и этана), горение, термические превращения (разложение, крекинг, дегидрирование, изомеризация). Конверсия метана. Нахождение в природе и применение алканов.

Алкены. Электронное и пространственное строение молекулы этилена. sp2-гибридизация орбиталей атома углерода. σ-Связи и π-связи. Гомологический ряд, номенклатура. Структурная изомерия (изомерия углеродного скелета и положения двойной связи в молекуле). Закономерности изменения физических свойств алкенов. Химические свойства (на примере этилена): реакции присоединения (гидрирование, галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация), окисления (горение) и полимеризации.

Промышленные и лабораторные методы получения алкенов: дегидрирование и термический крекинг алканов и дегидратация спиртов.

Алкадиены. Понятие о диеновых углеводородах. Бутадиен­1,3 (дивинил) и 2-метилбутадиен-1,3 (изопрен). Получение и химические свойства: реакции присоединения и полимеризации. Натуральный и синтетические каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Применение каучука и резины. Работы С. В. Лебедева.

Алкины. Электронное и пространственное строение молекулы ацетилена. sp-Гибридизация орбиталей атома углерода. Гомологический ряд, изомерия и номенклатура алкинов. Физические и химические свойства (на примере ацетилена). Реакции присоединения (гидрирование, галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация), окисления (горение). Получение ацетилена карбидным и метановым способами, его применение.

Циклоалканы. Номенклатура, получение, физические и химические свойства, применение.

Арены. Состав и строение аренов на примере бензола. Физические свойства бензола, его токсичность. Химические свойства: реакции замещения (нитрование, галогенирование), присоединения (гидрирование, хлорирование), горения. Получение и применение бензола.

Генетическая взаимосвязь углеводородов.

Природные источники углеводородов и их переработка. Природный и попутный нефтяной газы, их состав и применение в качестве источника энергии и химического сырья. Нефть, ее состав и свойства. Продукты фракционной перегонки нефти. Крекинг нефтепродуктов. Октановое число бензинов. Охрана окружающей среды при нефтепереработке и транспортировке нефтепродуктов.

Демонстрации

1. Примеры углеводородов в разных агрегатных состояниях (пропан-бутановая смесь в зажигалке, бензин, парафин, асфальт)

2. Схема образования ковалентной связи в неорганических и органических соединениях.

3. Шаростержневые и масштабные модели молекул метана и других углеводородов.

4. Определение наличия углерода и водорода в составе метана по продуктам горения.

5. Видеоопыты: Горение метана, парафина в условиях избытка и недостатка кислорода. Взрыв смеси метана с воздухом.  Отношение метана к бромной воде.

6. Таблица «Сравнение состава алканов и алкенов».

7. Шаростержневая и масштабная модели молекулы этилена.

8. Получение этилена и его свойства: горение, взаимодействие с бромной водой.

9. Отношение каучука и резины к органическим растворителям.

10. Разложение каучука при нагревании и испытание на непредельность продуктов разложения.

11. Шаростержневая и масштабная модели молекулы ацетилена.

12. Получение ацетилена карбидным способом и его свойства: горение, взаимодействие с бромной водой.

13.  Модели молекулы бензола.

14. Отношение бензола к бромной воде.

15. Горение бензола.

16.  Коллекция образцов нефти и продуктов ее переработки.

Лабораторные опыты

Сборка шаростержневых моделей молекул углеводородов и их галогенопроизводных

Ознакомление с образцами изделий из полиэтилена.

Ознакомление с образцами каучуков, резины, эбонита.

Практическая работа

Определение качественного состава органических веществ.

Получение этилена

Расчетные задачи

Решение задач на нахождение формулы вещества.

Тема 3: Кислородсодержащие органические соединения

Спирты. Функциональная группа, классификация: одноатомные и многоатомные спирты.

Предельные одноатомные спирты. Номенклатура, изомерия и строение спиртов. Водородная связь между молекулами и ее влияние на физические свойства спиртов. Химические свойства спиртов (на примере метанола и этанола): замещение атома водорода в гидроксильной группе, замещение гидроксильной группы, окисление. Качественная реакция на спирты. Получение и применение спиртов, физиологическое действие на организм человека.

Многоатомные спирты: этиленгликоль и глицерин. Токсичность этиленгликоля. Особенности химических свойств и практическое использование многоатомных спиртов. Качественная реакция.

Фенол. Получение, физические и химические свойства фенола. Реакции с участием гидроксильной группы и бензольного кольца, кaчественная реакция на фенол. Его промышленное использование. Действие фенола на живые организмы. Охрана окружающей среды от промышленных отходов, содержащих фенол.

Альдегиды. Состав, общая формула, номенклатура и изомерия предельных альдегидов. Электронное строение карбонильной группы, особенности двойной связи. Физические и химические свойства (на примере уксусного или муравьиного альдегида): реакции присоединения, окисления, полимеризации. Качественные реакции на альдегиды. Ацетальдегид и формальдегид: получение и применение. Действие альдегидов на живые организмы.

Карбоновые кислоты. Классификация карбоновых кислот: предельные, непредельные; низшие и высшие кислоты. Гомологический ряд предельных одноосновных кислот. Номенклатура, изомерия, строение карбоксильной группы. Физические и химические свойства: взаимодействие с металлами, основаниями, основными и амфотерными оксидами, солями, спиртами; реакции с участием углеводородного радикала.

Особенности строения и свойств муравьиной кислоты. Получение и применение карбоновых кислот.

Сравнение свойств неорганических и органических кислот.

Сложные эфиры карбоновых кислот. Состав, номенклатура. Реакция этерификации. Гидролиз сложных эфиров. Примеры сложных эфиров, их физические свойства, распространение в природе и применение.

Жиры. Состав и строение. Жиры в природе, их свойства. Гидролиз и гидрирование жиров в промышленности. Превращения жиров в организме. Пищевая ценность жиров и продуктов на их основе.

Мыла — соли высших карбоновых кислот. Состав, получение и свойства мыла. Синтетические моющие средства (CMC), особенности их свойств. Защита природы от загрязнения CMC.

Полифункциональные соединения

Углеводы. Глюкоза. Строение молекулы (альдегидная форма). Физические и химические свойства глюкозы. Реакции с участием альдегидной и гидроксильных групп, брожение. Природные источники и способы получения глюкозы. Биологическая роль и применение. Фруктоза как изомер глюкозы. Состав, строение, нахождение в природе, биологическая роль.

Сахароза. Состав, физические свойства и нахождение в природе. Химические свойства, получение и применение сахарозы. Биологическое значение.

Крахмал — природный полимер. Состав, физические свойства и нахождение в природе. Химические свойства, получение и применение. Превращения пищевого крахмала в организме. Гликоген, роль в организме человека и животных.

Целлюлоза — природный полимер. Строение и свойства целлюлозы в сравнении с крахмалом. Нахождение в природе, биологическая роль, получение и применение целлюлозы.

Демонстрации

Растворимость спиртов в воде.

Химические свойства спиртов: горение, взаимодействие с натрием и дихроматом натрия в кислотной среде.

Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании.

Вытеснение фенола из фенолята натрия угольной кислотой.

Качественная реакция на фенол.

Свойства метиламина: горение, взаимодействие с водой и кислотами.

Модели молекул метаналя и этаналя.

Взаимодействие формальдегида с аммиачным раствором оксида серебра (реакция «серебряного зеркала»).

Таблица «Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот».

Образцы различных карбоновых кислот.

Отношение карбоновых кислот к воде.

Качественная реакция на муравьиную кислоту.

Реакция «серебряного зеркала» на примере глюкозы.

Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(II) при обычных условиях и при нагревании.

Отношение сахарозы к гидроксиду меди(II) и при нагревании.

Гидролиз сахарозы.

Гидролиз целлюлозы и крахмала.

Взаимодействие крахмала с иодом.

Лабораторные опыты

Окисление спиртов оксидом меди(II).

Свойства глицерина.

Окисление формальдегида гидроксидом меди(II).

Сравнение свойств уксусной и соляной кислот.

Свойства жиров.

Свойства моющих средств.

Практические работы

Получение и свойства карбоновых кислот

Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ

Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ

Углеводы.

Тема 4: Азотсодержащие соединения

Первичные амины предельного ряда. Состав, номенклатура. Строение аминогруппы. Физические и химические свойства. Амины как органические основания: взаимодействие с водой и кислотами. Горение аминов. Получение и применение.

Аминокислоты. Номенклатура, изомерия, получение и физические свойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Пептидная связь. Биологическое значение аминокислот (заменимые и незаменимые кислоты). Области применения аминокислот.

Белки как природные полимеры. Состав и строение белков. Физические и химические свойства белков, качественные (цветные) реакции на белки. Превращение белков пищи в организме. Биологические функции белков.

Демонстрации

1. Образцы аминокислот.

2.Доказательство наличия функциональных групп в молекулах аминокислот.

3. Растворение белков в воде.

4. Денатурация белков при нагревании и под действием кислот.

5. Обнаружение белка в молоке.

Лабораторные опыты

Качественные реакции на белки.

Практическая работа

Решение экспериментальных задач.

Тема 5: Высокомолекулярные соединения (9 часов)

Волокна. Природные (натуральные) волокна. Понятие об искусственных волокнах: ацетатном и вискозном. Синтетические волокна. Полиамидное (капрон) и полиэфирное (лавсан) волокна, их строение, свойства, практическое использование.

Демонстрации

 Образцы натуральных, искусственных, синтетических волокон и изделия из них

Практическая работа

Волокна и полимеры.

Тема 6: Химия и жизнь

Тема 7: повторение

Планируемые результаты изучения учебного курса

Личностными результатами освоения предмета «Химия» являются следующие умения:

  • осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
  • строить собственное целостное мировоззрение на основе изученных фактов;
  • осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках, самостоятельной деятельности вне школы;
  • оценивать поведение с точки зрения химической безопасности (тексты и задания) и жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
  • оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
  • формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле;
  • осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире;
  • учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения;
  • учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков;
  • осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам;

Метапредметными результатами изучения курса «Химия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;
  • подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;
  • планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий;
  • уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
  • Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).

Познавательные УУД:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений;
  • строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
  • строить логическую рассуждению, включающее установление причинно-следственных связей;
  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.);
  • преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
  • вычитывать все уровни текстовой информации;

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
  • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
  • в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
  • учиться критично, относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты и т.д.;
  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметные результаты. 

В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен:  знать/понимать

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, химическая связь, валентность, степень окисления, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология, аллотропия, изотопы, ЭО, молярные масса и объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, (не)электролиты;
  • основные законы химии и химические теории: ЗСМ, закон постоянства состава, ПЗ, теория химической связи, строения органических веществ;
  • называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
  • определять: валентность и степень окисления химических элементов в веществах, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водном растворе неорганического вещества, окислитель/восстановитель, принадлежность веществ к определенному классу;
  • объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи, зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических и неорганических веществ;
  • проводить самостоятельный поиск химической  информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.

     

 Календарно-тематическое планирование по химии. 10 класс

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

 1.

Введение в органическую химию.

Предмет органической химии.

Теория химического строения органических соединений  А.М. Бутлерова

2

 2.

Природа химических связей.

 Классификация органических соединений

2

 3.

Углеводороды.

Электронное и пространственное строение алканов

Гомологи и изомеры алканов

Получение, свойства и применение алканов

2

4

Л.р. Изготовление моделей молекул предельных углеводородов

1

5.

Циклоалканы

1

6.

П.Р. 1 Качественный состав углеводородов

1

7.

Строение и номенклатура алкенов.

Кратные связи. Изомерия.

2

8.

Свойства и получение алкенов.

2

9.

П.Р. 2 Получение этилена и опыты с ним

1

10.

Алкадиены. Сопряженные связи. Свойства алкадиенов.

2

11.

Природный каучук

      1

12.

Алкины. Строение и номенклатура.

Физические и химические свойства.

2

13

Обобщение темы « Предельные и непредельные углеводороды»

1

14.

Арены

Свойства аренов

2

15.

Природные источники углеводородов.

Коксохимическое производство.

2

16

Л. Р. Ознакомление с образцами продуктов нефтепереработки.

1

17.

Обобщение темы «Углеводороды»

Решение задач по теме «Углеводороды»

2

18.

К.Р. 1 «Углеводороды»

1

19.

Кислородсодержащие органические вещества.

Одноатомные предельные спирты.

Получение, свойства и применение одноатомных спиртов

     2

20.

Многоатомные спирты. Л.о. растворение глицерина в воде

1

21.

Фенолы.

Свойства фенолов и их применение

2

22.

Карбонильные соединения.

 Свойства и применение альдегидов

2

23.

Карбоновые кислоты.

Свойства и применение карбоновых кислот

2

24.

П.Р. 3 Получение и свойства карбоновых кислот

Непредельные карбоновые кислоты

1

1

25.

П.Р. 4 Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ

1

26.

Сложные эфиры.

Жиры

2

27

Л.р. Растворимость жиров, омыление жиров

1

28

Обобщение по теме «Кислородсодержащие органические вещества»

1

29

1

30

1

31.

Углеводы. Глюкоза

Сахароза

Крахмал

Целлюлоза

Л.р.Взаимодействие углеводов с другими веществами.

П.Р. Решение экспериментальных задач

1

1

1

1

1

32.

Азотсодержащие соединения.

  Амины

Аминокислоты

2

33.

 Белки. Структуры белков

2

34

Гетероциклы Нуклеиновые кислоты

2

35

Химия и здоровье человека

1

36.

Высокомолекулярные соединения. 

Полимеры

1

37.

Синтетические каучуки

Синтетические волокна

2

38

Л.р. ознакомление с образцами природных и искусственных волокон

1

39

Обобщение темы « Азотсодержащие и ВМС»

1

40

Контрольная работа «Углеводы. Азотсодержащие соединения»

1

41.

Химия и жизнь. Химическое загрязнение окружающей среды Значение химии в жизни человека

1

42.

Повторение. Углеводороды. Кислородсодержащие органические соединения

1

43.

П.З. 6 Распознавание волокон и пластмасс

1

44.

Итоговая контрольная  работа

1

45

Работа над ошибками. Повторение и обобщение тем за курс 10го кл

1



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по химии для 11 класса составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273- ФЗ (с изменениями);
  2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897(с изменениями и дополнениями);
  3. Основной образовательной программы школы;
  4. Годового учебного календарного графика на текущий учебный год;
  5. Рабочей программы предметной линии учебников Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана. ФГОС. Химия. 10-11 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений, сост. Гара. Н. Н., М. «Просвещение», 2011 г.;

Цель: освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

Задачи:

  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
  • воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

Содержание программы.

  • Тема 1. Важнейшие химические понятия и законы
  • Атом. Химический элемент. Изотопы. Простые и сложные вещества.
  • Закон сохранения массы веществ, закон сохранения и превращения энергии при химических реакциях, закон постоянства состава. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
  • Атомные орбитали, s-, p-, d-, f-электроны. Особенности размещения электронов по орбиталям в атомах малых и больших периодов. Энергетические уровни, подуровни. Связь периодического закона и периодической системы химических элементов с теорией строения атомов. Короткий и длинный варианты таблицы химических элементов. Положение в периодической системе химических элементов водорода, лантаноидов, актиноидов и искусственно полученных элементов.
  • Валентность и валентные возможности атомов. Периодическое изменение валентности и размеров атомов.
  • Расчетные задачи. Вычисление массы, объема или количества вещества по известной массе, объему или количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получившихся в результате  реакции веществ.
  • Тема 2. Строение вещества
  • Химическая связь. Виды и механизмы образования химической связи. Ионная связь. Катионы и анионы. Ковалентная неполярная связь. Ковалентная полярная связь. Электроотрицательность. Степень окисления. Металлическая связь. Водородная связь. Пространственное строение молекул неорганических и органических веществ.
  • Типы кристаллических решеток и свойства веществ. Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия, изотопия.
  • Демонстрации. Модели ионных, атомных, молекулярных и металлических кристаллических решеток. Эффект Тиндаля. Модели молекул изомеров, гомологов.
  • .Расчетные задачи. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если для его получения дан раствор с определенной массовой долей исходного вещества.
  • Тема 3. Химические реакции
  • Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.
  • Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Закон действующих масс. Энергия активации. Катализ и катализаторы. Обратимость реакций. Химическое равновесие. Смещение равновесия под действием различных факторов. Принцип ЛеШателье. Производство серной кислоты контактным способом.
  • Демонстрации. Зависимость скорости реакции от концентрации и температуры. Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора. Определение среды раствора с помощью универсального индикатора.
  • Лабораторные опыты. Проведение реакций ионного обмена для характеристики свойств электролитов.
  • Практическая работа. Влияние различных факторов на скорость химической реакции.
  • Расчетные задачи. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.
  • Тема 4.Растворы
  • Дисперсные системы. Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация. Коллоидные растворы. Золи, гели.
  • Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Кислотно-основные взаимодействия в растворах. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Ионное произведение воды. Водородный показатель (pH) раствора.
  • Гидролиз органических и неорганических соединений.
  • Практическая работа. Приготовление раствора с заданной молярной концентрацией
  • Тема 5.Электрохимические реакции
  • Химические источники тока. Ряд стандартных электродных потенциалов. Электролиз растворов и расплавов. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии.
  • Тема 6. Металлы
  • Положение металлов в периодической системе химических элементов. Общие свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов.
  • Обзор металлов главных подгрупп (А-групп) периодической системы химических элементов.
  • Обзор металлов главных подгрупп (Б-групп) периодической системы химических элементов (медь, цинк, титан, хром, железо, никель, платина).
  • Сплавы металлов.
  • Оксиды и гидроксиды металлов.
  • Демонстрации. Ознакомление с образцами металлов и их соединений. Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие меди с кислородом и серой. Электролиз раствора хлорида меди (II). Опыты по коррозии металлов и защите от нее.
  • Лабораторные опыты.Взаимодействие цинка и железа с растворами кислот и щелочей. Знакомство с образцами металлов и их рудами (работа с коллекциями).
  • Расчетные задачи.Расчеты по химическим уравнениям, связанные с массовой долей выхода продукта реакции от теоретически возможного
  • Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Металл».
  • Тема 7. Неметаллы
  • Обзор свойств неметаллов. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов. Оксиды неметаллов и кислородосодержащие кислоты. Водородные соединения неметаллов.
  • Демонстрации.Образцы неметаллов. Образцы оксидов неметаллов и кислородсодержащих кислот. Горение серы, фосфора, железа, магния в кислороде.
  • Лабораторные опыты. Знакомство с образцами неметаллов и их природными соединениями (работа с коллекциями). Распознавание хлоридов, сульфатов, карбонатов.
  • Генетическая связь неорганических и органических веществ.
  • Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы».
  • Тема 8. Химия и жизнь.
  • Химия в промышленности. Принципы химического производства. Химико-технологические принципы промышленного получения металлов. Производство чугуна. Производство стали.
  • Химия в быту.Химическая промышленность и окружающая среда.
  • Практикум. Решение экспериментальных задач по неорганической химии; решение экспериментальных задач по органической химии; решение практических расчетных задач; получение, собирание и распознавание газов.

Планируемые предметные результаты освоения курса химии 11 класса

В результате изучения курса химии 11 класса учащиеся должны

Уметь

  • называть изученные вещества по "тривиальной" или международной номенклатуре;
  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов соединений;
  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов:
  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших веществ;
  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

Основные личностные результаты освоения курса химии:

  • формирование ответственного отношения к учению:
  • осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду,
  • развития опыта участия в социально значимом труде;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

Основные регулятивные результаты освоения курса химии:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

Основные познавательные результаты освоения курса химии:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждние, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • выявлять причины и следствия простых явлений;

Основные коммуникативные результаты освоения курса химии:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологии

Тематическое планирование учебного материала по химии

№ урока

Тема урока

Кол-во

часов

Дата проведения

План

Факт

1

Повторение курса органической химии.

1

3.09

2

«Важнейшие химические понятия и законы», «Строение вещества»

Атом. Химический элемент. Изотопы.

1

5.09

3

Входная контрольная работа №1

1

10.09

4

Закон сохранения массы и энергии в химии.

Периодический закон.

2

12.09-17.09

5

Распределение электронов в атомах больших периодов

2

19.09-24.09

6

Положение в ПСХЭ водорода, лантаноидов, актиноидов искусственно полученных элементов

1

26.09

7

Валентность и валентные возможности атомов. Периодическое изменение валентности и радиусов атомов.

2

1-3.10

8

Основные виды химической связи Ионная и ковалентная связь.

Составление электронных формул веществ с ковалентной связью

2

8-10.10

9

Металлическая связь. Водородная связь. Пространственное строение молекул

2

15-17.10

10

Строение кристаллов. Кристаллические решетки.

2

22-24.10

11

Причины многообразия веществ

1

5.11

12

Контрольная работа №2 по темам «Важнейшие химические понятия и законы», «Строение вещества»

1

7.11

13

Химические реакции

Классификация химических реакций

Скорость химических реакций

Катализ

2

1

1

12-14.11

19.11

21.11

     14

Практическая работа. Влияние различных факторов на скорость химической реакции №2

1

26.11

    15

Катализ.

Химическое равновесие и способы его смещения

2

28.11

3.12

       16

Растворы

Дисперсные системы.

 Способы выражения концентрации растворов

1

1

1

5.12

10.12

12.12

     17

Решение задач на приготовление раствора

2

17-19.12

     18

Практическая работа №2 Приготовление раствора с заданной молярной концентрацией

1

24.12

19

Электрохимические реакции

Электролитическая диссоциация. Водородный показатель.

Реакции  ионного обмена

1

2

26.12

14-16.01

     20

Гидролиз органических и неорганических соединений.

Химические источники  тока

2

21-23.01

21

Ряд стандартных электродных потенциалов Коррозия металлов и ее предупреждение

Электролиз

2

2

28-30.01

4.02-6.02

22

Итоговая контрольная работа №3 за I полугодие по разделу «Теоретические основы химии»

1

11.02

23

Металлы

Обзор металлических элементов А-групп Общий обзор металлических элементов Б-групп

1

1

13.02

18.02

24

Медь Цинк Титан и хром

2

20-25.02

25

Железо, никель, платина

1

27.02

26

Сплавы металлов

Оксиды и гидроксиды металлов

1

1

3-5.03

27

Практическая работа №3 Решение Экспериментальных задач по теме «Металлы»

1

10.03

28

Обобщение темы «Металлы»

1

12.03

29

Контрольная работа  №4 по теме «Металлы»

1

17.03

30

Неметаллы

Обзор неметаллов. Свойства и применение важнейших неметаллов

1

19.03

31

Оксиды  неметаллов и кислородосодержащие кислоты

Окислительные свойства азотной и серной кислот

2

1

24.03

2.04

7.04

32

Серная кислота и азотная кислоты. Их применение.

2

9.04

14.04

33

Водородные соединения неметаллов.

Генетическая связь неорганических и органических веществ

1

1

16.04

21.04

34

Практическая работа №4. Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы»

1

23.04

35

Практическая работа. Решение экспериментальных задач по неорганической химии

1

28.04

36

Контрольная работа № 5 по теме «Неметаллы»

1

30.04

37

Химия и жизнь

Химия в промышленности. Принципы промышленного производства.

Производство чугуна.

1

5.05

38

Производство стали.

Химия в быту

1

7.05

39

Практическая работа. Решение экспериментальных задач по органической химии.

1

12.05

40

Решение расчетных задач

1

14.05

41

Итоговая контрольная работа №6

1

19.05

42

Работа над ошибками.

1

21.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа по химии в 9 классе "Решение усложнённых и комбинированных задач по химии"

пояснительная записка , содержание и тематическое планирование дополнительной образовательной программы по химии в 9 классе "Решение усложнённых и комбинированных задач по химии"...

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9

Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....