программы по химии
рабочая программа по химии (8, 9, 10, 11 класс)
программы по химии. УМК линия Рудзитис Г.Е
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
himiya_10kl.docx | 35 КБ |
himiya_11kl.docx | 29.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по химии в 10 классе составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень), а так же Программы курса химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень). Программа рассчитана на 35 часов из расчета - 1 учебный час в неделю, из них: для проведения контрольных - 2 часа, практических работ - 4 часа, лабораторных опытов – 10.
В рабочей программе отражены цели и задачи изучения химии на ступени полного общего образования. В ней так же заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся обще учебных умений и навыков, универсальных способах деятельности и ключевых компетенций.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
- Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования»
- Приказ Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;
- Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Химия» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2012/2013 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ № 1067 от 19 декабря.2012 г.;
Цель: освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях; развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
Задачи:
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среды.
- Содержание учебного предмета Химия 10 класс
Тема 1: Введение в органическую химию
Предмет органической химии. Взаимосвязь неорганических и органических веществ. Особенности органических соединений и реакций с их участием.
Основные положения теории химического строения органических соединений А. М. Бутлерова. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулах. Зависимость свойств веществ от химического строения молекул. Изомерия. Значение теории химического строения.
Демонстрации
1. Образцы органических веществ, изделия из них.
2. Шаростержневые модели молекул.
Тема 2: Углеводороды
Углеводороды (предельные, непредельные, ароматические).
Электронное и пространственное строение молекулы метана. sp3-гибридизация орбиталей атома углерода. Гомологический ряд, номенклатура и изомерия углеродного скелета. Физические свойства алканов и их зависимость от молекулярной массы. Химические свойства: галогенирование (на примере метана и этана), горение, термические превращения (разложение, крекинг, дегидрирование, изомеризация). Конверсия метана. Нахождение в природе и применение алканов.
Алкены. Электронное и пространственное строение молекулы этилена. sp2-гибридизация орбиталей атома углерода. σ-Связи и π-связи. Гомологический ряд, номенклатура. Структурная изомерия (изомерия углеродного скелета и положения двойной связи в молекуле). Закономерности изменения физических свойств алкенов. Химические свойства (на примере этилена): реакции присоединения (гидрирование, галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация), окисления (горение) и полимеризации.
Промышленные и лабораторные методы получения алкенов: дегидрирование и термический крекинг алканов и дегидратация спиртов.
Алкадиены. Понятие о диеновых углеводородах. Бутадиен1,3 (дивинил) и 2-метилбутадиен-1,3 (изопрен). Получение и химические свойства: реакции присоединения и полимеризации. Натуральный и синтетические каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Применение каучука и резины. Работы С. В. Лебедева.
Алкины. Электронное и пространственное строение молекулы ацетилена. sp-Гибридизация орбиталей атома углерода. Гомологический ряд, изомерия и номенклатура алкинов. Физические и химические свойства (на примере ацетилена). Реакции присоединения (гидрирование, галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация), окисления (горение). Получение ацетилена карбидным и метановым способами, его применение.
Циклоалканы. Номенклатура, получение, физические и химические свойства, применение.
Арены. Состав и строение аренов на примере бензола. Физические свойства бензола, его токсичность. Химические свойства: реакции замещения (нитрование, галогенирование), присоединения (гидрирование, хлорирование), горения. Получение и применение бензола.
Генетическая взаимосвязь углеводородов.
Природные источники углеводородов и их переработка. Природный и попутный нефтяной газы, их состав и применение в качестве источника энергии и химического сырья. Нефть, ее состав и свойства. Продукты фракционной перегонки нефти. Крекинг нефтепродуктов. Октановое число бензинов. Охрана окружающей среды при нефтепереработке и транспортировке нефтепродуктов.
Демонстрации
1. Примеры углеводородов в разных агрегатных состояниях (пропан-бутановая смесь в зажигалке, бензин, парафин, асфальт)
2. Схема образования ковалентной связи в неорганических и органических соединениях.
3. Шаростержневые и масштабные модели молекул метана и других углеводородов.
4. Определение наличия углерода и водорода в составе метана по продуктам горения.
5. Видеоопыты: Горение метана, парафина в условиях избытка и недостатка кислорода. Взрыв смеси метана с воздухом. Отношение метана к бромной воде.
6. Таблица «Сравнение состава алканов и алкенов».
7. Шаростержневая и масштабная модели молекулы этилена.
8. Получение этилена и его свойства: горение, взаимодействие с бромной водой.
9. Отношение каучука и резины к органическим растворителям.
10. Разложение каучука при нагревании и испытание на непредельность продуктов разложения.
11. Шаростержневая и масштабная модели молекулы ацетилена.
12. Получение ацетилена карбидным способом и его свойства: горение, взаимодействие с бромной водой.
13. Модели молекулы бензола.
14. Отношение бензола к бромной воде.
15. Горение бензола.
16. Коллекция образцов нефти и продуктов ее переработки.
Лабораторные опыты
Сборка шаростержневых моделей молекул углеводородов и их галогенопроизводных
Ознакомление с образцами изделий из полиэтилена.
Ознакомление с образцами каучуков, резины, эбонита.
Практическая работа
Определение качественного состава органических веществ.
Получение этилена
Расчетные задачи
Решение задач на нахождение формулы вещества.
Тема 3: Кислородсодержащие органические соединения
Спирты. Функциональная группа, классификация: одноатомные и многоатомные спирты.
Предельные одноатомные спирты. Номенклатура, изомерия и строение спиртов. Водородная связь между молекулами и ее влияние на физические свойства спиртов. Химические свойства спиртов (на примере метанола и этанола): замещение атома водорода в гидроксильной группе, замещение гидроксильной группы, окисление. Качественная реакция на спирты. Получение и применение спиртов, физиологическое действие на организм человека.
Многоатомные спирты: этиленгликоль и глицерин. Токсичность этиленгликоля. Особенности химических свойств и практическое использование многоатомных спиртов. Качественная реакция.
Фенол. Получение, физические и химические свойства фенола. Реакции с участием гидроксильной группы и бензольного кольца, кaчественная реакция на фенол. Его промышленное использование. Действие фенола на живые организмы. Охрана окружающей среды от промышленных отходов, содержащих фенол.
Альдегиды. Состав, общая формула, номенклатура и изомерия предельных альдегидов. Электронное строение карбонильной группы, особенности двойной связи. Физические и химические свойства (на примере уксусного или муравьиного альдегида): реакции присоединения, окисления, полимеризации. Качественные реакции на альдегиды. Ацетальдегид и формальдегид: получение и применение. Действие альдегидов на живые организмы.
Карбоновые кислоты. Классификация карбоновых кислот: предельные, непредельные; низшие и высшие кислоты. Гомологический ряд предельных одноосновных кислот. Номенклатура, изомерия, строение карбоксильной группы. Физические и химические свойства: взаимодействие с металлами, основаниями, основными и амфотерными оксидами, солями, спиртами; реакции с участием углеводородного радикала.
Особенности строения и свойств муравьиной кислоты. Получение и применение карбоновых кислот.
Сравнение свойств неорганических и органических кислот.
Сложные эфиры карбоновых кислот. Состав, номенклатура. Реакция этерификации. Гидролиз сложных эфиров. Примеры сложных эфиров, их физические свойства, распространение в природе и применение.
Жиры. Состав и строение. Жиры в природе, их свойства. Гидролиз и гидрирование жиров в промышленности. Превращения жиров в организме. Пищевая ценность жиров и продуктов на их основе.
Мыла — соли высших карбоновых кислот. Состав, получение и свойства мыла. Синтетические моющие средства (CMC), особенности их свойств. Защита природы от загрязнения CMC.
Полифункциональные соединения
Углеводы. Глюкоза. Строение молекулы (альдегидная форма). Физические и химические свойства глюкозы. Реакции с участием альдегидной и гидроксильных групп, брожение. Природные источники и способы получения глюкозы. Биологическая роль и применение. Фруктоза как изомер глюкозы. Состав, строение, нахождение в природе, биологическая роль.
Сахароза. Состав, физические свойства и нахождение в природе. Химические свойства, получение и применение сахарозы. Биологическое значение.
Крахмал — природный полимер. Состав, физические свойства и нахождение в природе. Химические свойства, получение и применение. Превращения пищевого крахмала в организме. Гликоген, роль в организме человека и животных.
Целлюлоза — природный полимер. Строение и свойства целлюлозы в сравнении с крахмалом. Нахождение в природе, биологическая роль, получение и применение целлюлозы.
Демонстрации
Растворимость спиртов в воде.
Химические свойства спиртов: горение, взаимодействие с натрием и дихроматом натрия в кислотной среде.
Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании.
Вытеснение фенола из фенолята натрия угольной кислотой.
Качественная реакция на фенол.
Свойства метиламина: горение, взаимодействие с водой и кислотами.
Модели молекул метаналя и этаналя.
Взаимодействие формальдегида с аммиачным раствором оксида серебра (реакция «серебряного зеркала»).
Таблица «Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот».
Образцы различных карбоновых кислот.
Отношение карбоновых кислот к воде.
Качественная реакция на муравьиную кислоту.
Реакция «серебряного зеркала» на примере глюкозы.
Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(II) при обычных условиях и при нагревании.
Отношение сахарозы к гидроксиду меди(II) и при нагревании.
Гидролиз сахарозы.
Гидролиз целлюлозы и крахмала.
Взаимодействие крахмала с иодом.
Лабораторные опыты
Окисление спиртов оксидом меди(II).
Свойства глицерина.
Окисление формальдегида гидроксидом меди(II).
Сравнение свойств уксусной и соляной кислот.
Свойства жиров.
Свойства моющих средств.
Практические работы
Получение и свойства карбоновых кислот
Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ
Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ
Углеводы.
Тема 4: Азотсодержащие соединения
Первичные амины предельного ряда. Состав, номенклатура. Строение аминогруппы. Физические и химические свойства. Амины как органические основания: взаимодействие с водой и кислотами. Горение аминов. Получение и применение.
Аминокислоты. Номенклатура, изомерия, получение и физические свойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Пептидная связь. Биологическое значение аминокислот (заменимые и незаменимые кислоты). Области применения аминокислот.
Белки как природные полимеры. Состав и строение белков. Физические и химические свойства белков, качественные (цветные) реакции на белки. Превращение белков пищи в организме. Биологические функции белков.
Демонстрации
1. Образцы аминокислот.
2.Доказательство наличия функциональных групп в молекулах аминокислот.
3. Растворение белков в воде.
4. Денатурация белков при нагревании и под действием кислот.
5. Обнаружение белка в молоке.
Лабораторные опыты
Качественные реакции на белки.
Практическая работа
Решение экспериментальных задач.
Тема 5: Высокомолекулярные соединения (9 часов)
Волокна. Природные (натуральные) волокна. Понятие об искусственных волокнах: ацетатном и вискозном. Синтетические волокна. Полиамидное (капрон) и полиэфирное (лавсан) волокна, их строение, свойства, практическое использование.
Демонстрации
Образцы натуральных, искусственных, синтетических волокон и изделия из них
Практическая работа
Волокна и полимеры.
Тема 6: Химия и жизнь
Тема 7: повторение
Планируемые результаты изучения учебного курса
Личностными результатами освоения предмета «Химия» являются следующие умения:
- осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
- строить собственное целостное мировоззрение на основе изученных фактов;
- осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках, самостоятельной деятельности вне школы;
- оценивать поведение с точки зрения химической безопасности (тексты и задания) и жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
- оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
- формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле;
- осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире;
- учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения;
- учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков;
- осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам;
Метапредметными результатами изучения курса «Химия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;
- подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;
- планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий;
- уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
- Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
Познавательные УУД:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений;
- строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
- строить логическую рассуждению, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.);
- преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
- вычитывать все уровни текстовой информации;
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
- отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
- в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
- учиться критично, относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты и т.д.;
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметные результаты.
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен: знать/понимать
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, химическая связь, валентность, степень окисления, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология, аллотропия, изотопы, ЭО, молярные масса и объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, (не)электролиты;
- основные законы химии и химические теории: ЗСМ, закон постоянства состава, ПЗ, теория химической связи, строения органических веществ;
- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов в веществах, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водном растворе неорганического вещества, окислитель/восстановитель, принадлежность веществ к определенному классу;
- объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи, зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических и неорганических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.
Календарно-тематическое планирование по химии. 10 класс
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
1. | Введение в органическую химию. Предмет органической химии. Теория химического строения органических соединений А.М. Бутлерова | 2 | ||
2. | Природа химических связей. Классификация органических соединений | 2 | ||
3. | Углеводороды. Электронное и пространственное строение алканов Гомологи и изомеры алканов Получение, свойства и применение алканов | 2 | ||
4 | Л.р. Изготовление моделей молекул предельных углеводородов | 1 | ||
5. | Циклоалканы | 1 | ||
6. | П.Р. 1 Качественный состав углеводородов | 1 | ||
7. | Строение и номенклатура алкенов. Кратные связи. Изомерия. | 2 | ||
8. | Свойства и получение алкенов. | 2 | ||
9. | П.Р. 2 Получение этилена и опыты с ним | 1 | ||
10. | Алкадиены. Сопряженные связи. Свойства алкадиенов. | 2 | ||
11. | Природный каучук | 1 | ||
12. | Алкины. Строение и номенклатура. Физические и химические свойства. | 2 | ||
13 | Обобщение темы « Предельные и непредельные углеводороды» | 1 | ||
14. | Арены Свойства аренов | 2 | ||
15. | Природные источники углеводородов. Коксохимическое производство. | 2 | ||
16 | Л. Р. Ознакомление с образцами продуктов нефтепереработки. | 1 | ||
17. | Обобщение темы «Углеводороды» Решение задач по теме «Углеводороды» | 2 | ||
18. | К.Р. 1 «Углеводороды» | 1 | ||
19. | Кислородсодержащие органические вещества. Одноатомные предельные спирты. Получение, свойства и применение одноатомных спиртов | 2 | ||
20. | Многоатомные спирты. Л.о. растворение глицерина в воде | 1 | ||
21. | Фенолы. Свойства фенолов и их применение | 2 | ||
22. | Карбонильные соединения. Свойства и применение альдегидов | 2 | ||
23. | Карбоновые кислоты. Свойства и применение карбоновых кислот | 2 | ||
24. | П.Р. 3 Получение и свойства карбоновых кислот Непредельные карбоновые кислоты | 1 1 | ||
25. | П.Р. 4 Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ | 1 | ||
26. | Сложные эфиры. Жиры | 2 | ||
27 | Л.р. Растворимость жиров, омыление жиров | 1 | ||
28 | Обобщение по теме «Кислородсодержащие органические вещества» | 1 | ||
29 | 1 | |||
30 | 1 | |||
31. | Углеводы. Глюкоза Сахароза Крахмал Целлюлоза Л.р.Взаимодействие углеводов с другими веществами. П.Р. Решение экспериментальных задач | 1 1 1 1 1 | ||
32. | Азотсодержащие соединения. Амины Аминокислоты | 2 | ||
33. | Белки. Структуры белков | 2 | ||
34 | Гетероциклы Нуклеиновые кислоты | 2 | ||
35 | Химия и здоровье человека | 1 | ||
36. | Высокомолекулярные соединения. Полимеры | 1 | ||
37. | Синтетические каучуки Синтетические волокна | 2 | ||
38 | Л.р. ознакомление с образцами природных и искусственных волокон | 1 | ||
39 | Обобщение темы « Азотсодержащие и ВМС» | 1 | ||
40 | Контрольная работа «Углеводы. Азотсодержащие соединения» | 1 | ||
41. | Химия и жизнь. Химическое загрязнение окружающей среды Значение химии в жизни человека | 1 | ||
42. | Повторение. Углеводороды. Кислородсодержащие органические соединения | 1 | ||
43. | П.З. 6 Распознавание волокон и пластмасс | 1 | ||
44. | Итоговая контрольная работа | 1 | ||
45 | Работа над ошибками. Повторение и обобщение тем за курс 10го кл | 1 |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по химии для 11 класса составлена на основе следующих нормативных документов:
- Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273- ФЗ (с изменениями);
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897(с изменениями и дополнениями);
- Основной образовательной программы школы;
- Годового учебного календарного графика на текущий учебный год;
- Рабочей программы предметной линии учебников Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана. ФГОС. Химия. 10-11 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений, сост. Гара. Н. Н., М. «Просвещение», 2011 г.;
Цель: освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
Задачи:
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
Содержание программы.
- Тема 1. Важнейшие химические понятия и законы
- Атом. Химический элемент. Изотопы. Простые и сложные вещества.
- Закон сохранения массы веществ, закон сохранения и превращения энергии при химических реакциях, закон постоянства состава. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
- Атомные орбитали, s-, p-, d-, f-электроны. Особенности размещения электронов по орбиталям в атомах малых и больших периодов. Энергетические уровни, подуровни. Связь периодического закона и периодической системы химических элементов с теорией строения атомов. Короткий и длинный варианты таблицы химических элементов. Положение в периодической системе химических элементов водорода, лантаноидов, актиноидов и искусственно полученных элементов.
- Валентность и валентные возможности атомов. Периодическое изменение валентности и размеров атомов.
- Расчетные задачи. Вычисление массы, объема или количества вещества по известной массе, объему или количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получившихся в результате реакции веществ.
- Тема 2. Строение вещества
- Химическая связь. Виды и механизмы образования химической связи. Ионная связь. Катионы и анионы. Ковалентная неполярная связь. Ковалентная полярная связь. Электроотрицательность. Степень окисления. Металлическая связь. Водородная связь. Пространственное строение молекул неорганических и органических веществ.
- Типы кристаллических решеток и свойства веществ. Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия, изотопия.
- Демонстрации. Модели ионных, атомных, молекулярных и металлических кристаллических решеток. Эффект Тиндаля. Модели молекул изомеров, гомологов.
- .Расчетные задачи. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если для его получения дан раствор с определенной массовой долей исходного вещества.
- Тема 3. Химические реакции
- Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.
- Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Закон действующих масс. Энергия активации. Катализ и катализаторы. Обратимость реакций. Химическое равновесие. Смещение равновесия под действием различных факторов. Принцип ЛеШателье. Производство серной кислоты контактным способом.
- Демонстрации. Зависимость скорости реакции от концентрации и температуры. Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора. Определение среды раствора с помощью универсального индикатора.
- Лабораторные опыты. Проведение реакций ионного обмена для характеристики свойств электролитов.
- Практическая работа. Влияние различных факторов на скорость химической реакции.
- Расчетные задачи. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.
- Тема 4.Растворы
- Дисперсные системы. Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация. Коллоидные растворы. Золи, гели.
- Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Кислотно-основные взаимодействия в растворах. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Ионное произведение воды. Водородный показатель (pH) раствора.
- Гидролиз органических и неорганических соединений.
- Практическая работа. Приготовление раствора с заданной молярной концентрацией
- Тема 5.Электрохимические реакции
- Химические источники тока. Ряд стандартных электродных потенциалов. Электролиз растворов и расплавов. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии.
- Тема 6. Металлы
- Положение металлов в периодической системе химических элементов. Общие свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов.
- Обзор металлов главных подгрупп (А-групп) периодической системы химических элементов.
- Обзор металлов главных подгрупп (Б-групп) периодической системы химических элементов (медь, цинк, титан, хром, железо, никель, платина).
- Сплавы металлов.
- Оксиды и гидроксиды металлов.
- Демонстрации. Ознакомление с образцами металлов и их соединений. Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие меди с кислородом и серой. Электролиз раствора хлорида меди (II). Опыты по коррозии металлов и защите от нее.
- Лабораторные опыты.Взаимодействие цинка и железа с растворами кислот и щелочей. Знакомство с образцами металлов и их рудами (работа с коллекциями).
- Расчетные задачи.Расчеты по химическим уравнениям, связанные с массовой долей выхода продукта реакции от теоретически возможного
- Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Металл».
- Тема 7. Неметаллы
- Обзор свойств неметаллов. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов. Оксиды неметаллов и кислородосодержащие кислоты. Водородные соединения неметаллов.
- Демонстрации.Образцы неметаллов. Образцы оксидов неметаллов и кислородсодержащих кислот. Горение серы, фосфора, железа, магния в кислороде.
- Лабораторные опыты. Знакомство с образцами неметаллов и их природными соединениями (работа с коллекциями). Распознавание хлоридов, сульфатов, карбонатов.
- Генетическая связь неорганических и органических веществ.
- Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы».
- Тема 8. Химия и жизнь.
- Химия в промышленности. Принципы химического производства. Химико-технологические принципы промышленного получения металлов. Производство чугуна. Производство стали.
- Химия в быту.Химическая промышленность и окружающая среда.
- Практикум. Решение экспериментальных задач по неорганической химии; решение экспериментальных задач по органической химии; решение практических расчетных задач; получение, собирание и распознавание газов.
Планируемые предметные результаты освоения курса химии 11 класса
В результате изучения курса химии 11 класса учащиеся должны
Уметь
- называть изученные вещества по "тривиальной" или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов:
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Основные личностные результаты освоения курса химии:
- формирование ответственного отношения к учению:
- осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду,
- развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
Основные регулятивные результаты освоения курса химии:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
Основные познавательные результаты освоения курса химии:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждние, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- выявлять причины и следствия простых явлений;
Основные коммуникативные результаты освоения курса химии:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологии
Тематическое планирование учебного материала по химии
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | |
План | Факт | |||
1 | Повторение курса органической химии. | 1 | 3.09 | |
2 | «Важнейшие химические понятия и законы», «Строение вещества» Атом. Химический элемент. Изотопы. | 1 | 5.09 | |
3 | Входная контрольная работа №1 | 1 | 10.09 | |
4 | Закон сохранения массы и энергии в химии. Периодический закон. | 2 | 12.09-17.09 | |
5 | Распределение электронов в атомах больших периодов | 2 | 19.09-24.09 | |
6 | Положение в ПСХЭ водорода, лантаноидов, актиноидов искусственно полученных элементов | 1 | 26.09 | |
7 | Валентность и валентные возможности атомов. Периодическое изменение валентности и радиусов атомов. | 2 | 1-3.10 | |
8 | Основные виды химической связи Ионная и ковалентная связь. Составление электронных формул веществ с ковалентной связью | 2 | 8-10.10 | |
9 | Металлическая связь. Водородная связь. Пространственное строение молекул | 2 | 15-17.10 | |
10 | Строение кристаллов. Кристаллические решетки. | 2 | 22-24.10 | |
11 | Причины многообразия веществ | 1 | 5.11 | |
12 | Контрольная работа №2 по темам «Важнейшие химические понятия и законы», «Строение вещества» | 1 | 7.11 | |
13 | Химические реакции Классификация химических реакций Скорость химических реакций Катализ | 2 1 1 | 12-14.11 19.11 21.11 | |
14 | Практическая работа. Влияние различных факторов на скорость химической реакции №2 | 1 | 26.11 | |
15 | Катализ. Химическое равновесие и способы его смещения | 2 | 28.11 3.12 | |
16 | Растворы Дисперсные системы. Способы выражения концентрации растворов | 1 1 1 | 5.12 10.12 12.12 | |
17 | Решение задач на приготовление раствора | 2 | 17-19.12 | |
18 | Практическая работа №2 Приготовление раствора с заданной молярной концентрацией | 1 | 24.12 | |
19 | Электрохимические реакции Электролитическая диссоциация. Водородный показатель. Реакции ионного обмена | 1 2 | 26.12 14-16.01 | |
20 | Гидролиз органических и неорганических соединений. Химические источники тока | 2 | 21-23.01 | |
21 | Ряд стандартных электродных потенциалов Коррозия металлов и ее предупреждение Электролиз | 2 2 | 28-30.01 4.02-6.02 | |
22 | Итоговая контрольная работа №3 за I полугодие по разделу «Теоретические основы химии» | 1 | 11.02 | |
23 | Металлы Обзор металлических элементов А-групп Общий обзор металлических элементов Б-групп | 1 1 | 13.02 18.02 | |
24 | Медь Цинк Титан и хром | 2 | 20-25.02 | |
25 | Железо, никель, платина | 1 | 27.02 | |
26 | Сплавы металлов Оксиды и гидроксиды металлов | 1 1 | 3-5.03 | |
27 | Практическая работа №3 Решение Экспериментальных задач по теме «Металлы» | 1 | 10.03 | |
28 | Обобщение темы «Металлы» | 1 | 12.03 | |
29 | Контрольная работа №4 по теме «Металлы» | 1 | 17.03 | |
30 | Неметаллы Обзор неметаллов. Свойства и применение важнейших неметаллов | 1 | 19.03 | |
31 | Оксиды неметаллов и кислородосодержащие кислоты Окислительные свойства азотной и серной кислот | 2 1 | 24.03 2.04 7.04 | |
32 | Серная кислота и азотная кислоты. Их применение. | 2 | 9.04 14.04 | |
33 | Водородные соединения неметаллов. Генетическая связь неорганических и органических веществ | 1 1 | 16.04 21.04 | |
34 | Практическая работа №4. Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы» | 1 | 23.04 | |
35 | Практическая работа. Решение экспериментальных задач по неорганической химии | 1 | 28.04 | |
36 | Контрольная работа № 5 по теме «Неметаллы» | 1 | 30.04 | |
37 | Химия и жизнь Химия в промышленности. Принципы промышленного производства. Производство чугуна. | 1 | 5.05 | |
38 | Производство стали. Химия в быту | 1 | 7.05 | |
39 | Практическая работа. Решение экспериментальных задач по органической химии. | 1 | 12.05 | |
40 | Решение расчетных задач | 1 | 14.05 | |
41 | Итоговая контрольная работа №6 | 1 | 19.05 | |
42 | Работа над ошибками. | 1 | 21.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа по химии в 9 классе "Решение усложнённых и комбинированных задач по химии"
пояснительная записка , содержание и тематическое планирование дополнительной образовательной программы по химии в 9 классе "Решение усложнённых и комбинированных задач по химии"...
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9
Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....