Рабочая программа по химии 8-9 класс
рабочая программа по химии

Бельчич Ольга Ивановна

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г. Е. Рудзитиса и

Ф.  Г.  Фельдмана  «Химия.  8  класс»  и  «Химия.  9 класс».

Рабочая программа  раскрывает  содержание  обучения  химии  в 8—9 классах общеобразовательных    учреждений. Она рассчитана на 136 ч в год (2 ч в неделю).

              Рабочая программа по химии составлена  на основе:

  • фундаментального  ядра  содержания  общего образования;
  • требований к результатам освоения основной образовательной программы  основного

общего образования,  представленных в Федеральном государственном образовательном

  • стандарте       общего  образования  второго  поколения;
  • примерной программы основного общего образования по химии;
  • программы  развития  универсальных  учебных  действий;
  • программы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Одной из важнейших задач основного общего образования является подготовка обучающихся к        осознанному и ответственнному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретённый в школе опыт  в  реальной  жизни,  за  рамками  учебного  процесса.

             Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в воспитание и  развитие  обучающихся;  она  призвана  вооружить  их основами химических знаний,  необходимых  для  повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования  этих  знаний,   а   также   способствовать   безопасному  поведению  в  окружающей  среде  и  бережному  отношению     к  ней.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_8-9.docx51.75 КБ

Предварительный просмотр:

1.Планируемые результаты обучения учебного предмета «Химия»:

В результате изучения учебного предмета «Химия» на уровне  основного общего образования

Выпускник научится:

  • характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;
  • описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
  • раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии;
  • раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории;
  • различать химические и физические явления;
  • называть химические элементы;
  • определять состав веществ по их формулам;
  • определять валентность атома элемента в соединениях;
  • определять тип химических реакций;
  • называть признаки и условия протекания химических реакций;
  • выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта;
  • составлять формулы бинарных соединений;
  • составлять уравнения химических реакций;
  • соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;
  • пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
  • вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;
  • вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;
  • вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции;
  • характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода;
  • получать, собирать кислород и водород;
  • распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород;
  • раскрывать смысл закона Авогадро;
  • раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»;
  • характеризовать физические и химические свойства воды;
  • раскрывать смысл понятия «раствор»;
  • вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;
  • приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;
  • называть соединения изученных классов неорганических веществ;
  • характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;
  • определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;
  • составлять формулы неорганических соединений изученных классов;
  • проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;
  • распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;
  • характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;
  • раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;
  • объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева;
  • объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
  • характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;
  • составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;
  • раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»;
  • характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;
  • определять вид химической связи в неорганических соединениях;
  • изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей;
  • раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень окисления» «восстановитель», «окисление», «восстановление»;
  • определять степень окисления атома элемента в соединении;
  • раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;
  • составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;
  • объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена;
  • составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;
  • определять возможность протекания реакций ионного обмена;
  • проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;
  • определять окислитель и восстановитель;
  • составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
  • называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;
  • классифицировать химические реакции по различным признакам;
  • характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов;
  • проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств газообразных веществ: углекислого газа, аммиака;
  • распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ и аммиак;
  • характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов;
  • называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая кислота, олеиновая кислота, глюкоза;
  • оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  • грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни
  • определять возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с кислородом, водородом, металлами, основаниями, галогенами.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;
  • характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
  • составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;
  • прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
  • составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов;
  • выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;
  • использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
  • объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;
  • критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;
  • осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;
  • создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.

             

Изучение химии в основной школе даёт возможность достичь следующих результатов  в  направлении личностного  развития:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к    Отечеству, чувства гордости за свою Родину,  за российскую химическую  науку;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития    науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию  современного  мира;формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к   саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой  и  других  видах деятельности;
  • формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью  людей;
  • формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными  пособиями,  книгами,  доступными  инструментами  и техническими средствами информационных технологий;
  • формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнёрами во время учебной и внеучебной деятельности, сп собности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная поисково-исследовательская, клубная, проектная,  кружковая  и  т.    п.).

     Метапредметными результатами освоения основной образовательной  программы  основного   общего  образования  являются:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий  средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
  • умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную  позицию,  формулировать  выводы  и  заключения;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия  в  соответствии  с  изменяющейся  ситуацией;
  • формирование и развитие компетентности в области использования инструментов и технических средств информационных технологий (компьютеров и программного-обеспечения) как инструментальной основы развития коммуникативных   и познавательных универсальных учебных действий;
  • умение  создавать,   применять   и   преобразовывать   знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного   назначения,   ресурсы   Интернета),   свободно  пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носите-  лях,  соблюдать  нормы  информационной  избирательности, этики;
  • умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и  др.;
  • умение организовать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;
  • умение выполнять познавательные и практические задания,  в  том  числе  проектные;
  • умение самостоятельно и аргументированно  оценивать  свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, а также свои возможности в достижении цели определённой  сложности;
  • умение  работать  в  группе  —  эффективно  сотрудничать   и взаимодействовать на основе  координации  различных  позиций при выработке общего решения  в  совместной  деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать  свою  позицию  и  координировать  её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных  способов  разрешения   конфликтов.

             Предметными результатами освоения Основной образовательной программы основного общего  образования  являются:

  • формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком   химии;
  • осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;3)
  • овладение основами химической грамотности:  способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации,  связанные  с  химией,  навыками  безопасного  обращения    с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведние в целях сбережения здоровья и окружающей среды;
  • формирование умений устанавливать связи  между  реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость  применения  веществ  от  их  свойств;
  • приобретение опыта использования различных методов изучения веществ; наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного  оборудования  и  приборов;
  • умение оказывать первую помощь  при  отравлениях,  ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием;
  • овладение приёмами  работы  с  информацией  химического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, формул,  графиков,  табличных  данных,  схем,  фотографий  и др.);
  • создание основы для формирования интереса к расширению и углублению химических знаний и выбора химии как профильного предмета при переходе на ступень среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности;
  • формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе      в  предотвращении  техногенных  и  экологических  катастроф.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

8 класс

Раздел 1.   Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных  представлений).

Предмет  химии.  Химия  как  часть  естествознания.  Вещества  и их свойства. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент. Приёмы безопасной работы с оборудованием и веществами.  Строение  пламени.

Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения  и  течения   химических  реакций.

             Атомы, молекулы и ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кисталлические и аморфные  вещества. Кристаллические решётки: ионная, атомная и молекулярная. Зависимость свойств веществ от типа кристаллической решётки. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Металлы    и неметаллы. Атомная единица массы. Относительная атомная масса. Язык химии. Знаки химических элементов. Закон посто- янства состава веществ. Химические формулы. Относительная молекулярная масса. Качественный и количественный состав вещества. Вычисления по химическим формулам. Массовая доля химического элемента в сложном веществе.

           Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формуле бинарных соединений. Составление химических  формул  бинарных  соединений  по  валентности.

Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Жизнь и деятельность М. В. Ломоносова. Химические уравнения.  Типы  химических реакций.

Кислород. Нахождение в природе. Получение кислорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства кислорода. Горение. Оксиды. Применение кислорода. Круго- ворот кислорода в природе. Озон, аллотропия кислорода. Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.

Водород. Нахождение в природе. Получение водорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства водорода.

Водород — восстановитель. Меры безопасности при работе с водородом. Применение водорода.

Вода. Методы определения состава воды  —  анализ  и  синтез. Физические свойства воды. Вода в природе и способы её очистки. Аэрация воды. Химические свойства воды. Применение воды. Вода — растворитель. Растворимость веществ в воде. Массовая  доля  растворённого вещества.

Количественные отношения в химии. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объём газов. Относительная плотность газов. Объёмные отношения газов при химических   реакциях.

Важнейшие классы неорганических соединений. Оксиды: состав, классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура оксидов. Физические и химические свойства, получение и применение оксидов.

Гидроксиды. Классификация гидроксидов. Основания. Состав. Щёлочи и нерастворимые основания. Номенклатура. Физические и химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Получение и применение оснований. Амфотерные оксиды  и гидроксиды.

Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства кислот. Вытеснительный ряд металлов.

Соли. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей. Растворимость солей в   воде. Химические свойства  солей.  Способы  получения  солей.  Применение солей.

Генетическая связь между основными классами неорганических  соединений.

Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома.

Первоначальные попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Естественные семейства щелочных металлов и галогенов. Благородные    газы.

Периодический закон Д. И. Менделеева. Периодическая система как естественно-научная классификация химических элементов. Табличная форма представления классификации химических элементов. Структура таблицы «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева» (короткая форма): А- и Б-группы, периоды. Физический смысл порядкового элемента, номера  периода,  номера  группы  (для  элементов  А-групп).Строение атома: ядро и электронная оболочка. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Изотопы. Заряд атомного ядра, массовое число, относительная атомная масса. Современная формулировка  понятия  «химический  элемент».Электронная оболочка атома: понятие об энергетическом  уровне (электронном слое), его ёмкости. Заполнение  электронных слоёв у атомов элементов первого-третьего периодов. Современная  формулировка  периодического  закона.Значение  периодического  закона.   Научные   достижения   Д. И. Менделеева: исправление относительных атомных масс, предсказание существования неоткрытых элементов, переста- новки химических элементов в периодической системе. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева.

Раздел 3. Строение вещества.

Электроотрицательность химических элементов.  Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степени окисления элементов.

9 класс

Раздел 1. Многообразие  химических реакций.

Классификация химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Окислительно-восстановительные реакции.  Окислитель,  восстановитель,  процессы  окисления  и восстановления. Составление уравнений окислительно-восстановительных  реакций  с  помощью  метода  электронного баланса. Тепловые эффекты химических реакций. Экзотермические и эндотермические реакции. Термохимические уравнения. Расчёты по термохимическим уравнениям

Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций.   Первоначальное представление о катализе.

Обратимые реакции. Понятие о химическом равновесии. Химические  реакции  в  водных  растворах.  Электролиты  и  неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Гидратная теория растворов.  Электролитическая  диссоциация  кислот,  оснований   и солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена. Условия течения реакций  ионного  обмена до конца. Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакциях. Понятие  о  гидролизе  солей.

Раздел  2.  Многообразие веществ.

Неметаллы.  Галогены.  Положение  в   периодической   системе  химических   элементов,   строение   их   атомов.   Нахождение  в природе. Физические и химические свойства галогенов. Сравнительная характеристика галогенов. Получение и применение галогенов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение хлора. Хлороводород. Физические свойства. Получение. Соляная кислота и её соли. Качественная реакция на хлорид-ионы.  Распознавание  хлоридов,  бромидов,  иодидов.

    Кислород и сера. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. Сероводород. Сероводородная кислота и её соли. Качественная реакция на сульфид-ионы. Оксид серы(IV). Физические и химические свойства. Применение. Сернистая кислота и её соли. Качественная реакция на сульфит-ионы. Оксид серы(VI). Серная кислота. Химические свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты. Качественная реакция на сульфат- ионы. Химические реакции, лежащие в основе получения серной кислоты  в промышленности.  Применение  серной кислоты.

Азот и фосфор. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак. Физические и химические свойства аммиака, получение, применение. Соли аммония. Азотная кислота и её свойства. Окислительные свойства азотной кислоты. Получение азотной  кислоты  в  лаборатории. Химические реакции, лежащие в основе получения азотной кислоты в промышленности. Применение азотной кислоты. Соли азотной кислоты и их применение. Азотные удобрения.

Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства фосфора. Оксид фосфора(V). Фосфорная кислота и её соли.  Фосфорные  удобрения.    Углерод и кремний. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Углерод. Аллотропия углерода. Физические и химические свойства углерода. Адсорбция. Угарный газ, свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ. Угольная  кислота  и  её  соли.  Качественная реакция на карбонат-ионы. Круговорот углерода в природе. Органические  соединения углерода.     Кремний. Оксид кремния(IV). Кремниевая кислота и её   соли. Стекло.  Цемент.  Металлы. Положение металлов в периодической системе химических элементов, строение их атомов.  Металлическая  связь. Физические свойства металлов. Ряд активности металлов (электрохимический ряд напряжений металлов). Химические свойства металлов. Общие способы получения металлов. Сплавы металлов.

Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в периодической системе, строение их атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства щелочных металлов. При- менение щелочных металлов и их соединений.      Щелочноземельные металлы. Положение щелочноземельных металлов в периодической системе, строение их атомов. Нахождение в природе. Магний и кальций, их важнейшие соединения. Жёсткость  воды  и  способы  её устранения.      Алюминий. Положение алюминия в периодической системе, строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия. Применение алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида  алюминия.      Железо. Положение железа в периодической системе, строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства железа. Важнейшие соединения железа: оксиды, гидроксиды и соли железа(II) и железа(III). Качественные реакции  на  ионы  Fe2+  и Fe3+.

Раздел 3. Краткий обзор важнейших органических веществ .

Предмет органической химии. Неорганические  и  органические  соединения. Углерод  - основа  жизни  на  Земле.   Особенности  строения  атома  углерода  в  органических соединениях.     Углеводороды.   Предельные    (насыщенные) углеводороды. Метан, этан, пропан - простейшие  представители      предельных углеводородов. Структурные формулы углеводородов. Гомологический   ряд предельных углеводородов. Гомологи. Физические и химические свойства предельных углеводородов. Реакции горения и замещения.Нахождение в природе предельных углеводородов.  Применение метана.       Непредельные (ненасыщенные) углеводороды. Этиленовый ряд непредельных углеводородов. Этилен. Физические и химические свойства этилена. Реакция присоединения.Качественные реакции на этилен. Реакция полимеризации. Полиэтилен. Применение этилена.    Ацетиленовый ряд непредельных  углеводородов.   Ацетилен.Свойства  ацетилена. Применение           ацетилена.  Применение    ацетилена.    Производные углеводородов. Краткий обзор органических соединений: одноатомные спирты (метанол, этанол), многоатомные спирты (этиленгликоль, глицерин), карбоновые кислоты (муравьиная, уксусная), сложные эфиры, жиры, углеводы (глюкоза, сахароза, крахмал, целлюлоза), аминокислоты, белки. Роль белков в организме.   Понятие о высокомолекулярных веществах. Структура полимеров: мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации. Полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид.

 Типы расчетных задач:

  1. Вычисление массовой доли химического элемента по формуле соединения.

Установление простейшей формулы вещества по массовым долям химических элементов.

  1. Вычисления по химическим уравнениям количества, объема, массы вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции.
  2. Расчет массовой доли растворенного вещества в растворе.

Примерные темы практических работ:

  1. Лабораторное оборудование и приемы обращения с ним. Правила безопасной работы в химической лаборатории.
  2. Очистка загрязненной поваренной соли.
  3. Признаки протекания химических реакций.
  4. Получение кислорода и изучение его свойств.
  5. Получение водорода и изучение его свойств.
  6. Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества.
  7. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».
  8. Реакции  ионного обмена.
  9. Качественные реакции на ионы в растворе.
  10. Получение аммиака и изучение его свойств.
  11. Получение углекислого газа и изучение его свойств.
  12. Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы IV – VII групп и их соединений».
  13. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».

      3. Тематическое планирование, основные виды результаты учебной деятельности.

    В учебном плане на изучение химии в основной школе отводится 2 учебных часа в неделю в течение двух лет в 8 и 9 классах ,   всего 136 часов.        Тематическое планирование  построено в соответствии с содержанием учебников и включает в себя в 8 классе и 3 раздела 3 раздела в 9 классе.

Для каждого раздела указано общее число учебных часов, а также рекомендуемое разделение этого времени на теоретические занятия и практические работы.   Резерв времени распределен по разделам    

   8 класс:

-  Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)-1 час;

-   Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.  Строение атома -1 час;

- Строение вещества, химическая связь – 1 час.

     9 класс:

 -  Краткий обзор важнейших органических веществ – 1 час.

3. Таблица тематического распределения количества часов:

8класс

                     Раздел    

8класс

Кол-во часов

Темы раздела

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся

(на уровне универсальных учебных действий)

1. Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)

    52

Первоначальные химические понятия

       20(18+2)

Различать предметы изучения

естественных наук.

Наблюдать свойства веществ и их

изменения в ходе химических ракций.

Учиться проводить химический

эксперимент.

Соблюдать правила техники безопасности. Оказывать первую  помощь  при отравлениях,  ожогах и  травмах, связанных с реактивами и лабораторным оборудованием.

Знакомиться с лабораторным оборудованием. Различать  понятия  «чистое  вещество» и «смесь веществ».

Уметь  разделят смеси методами

отстаивания, фильтрования и выпаривания. Различать  физические  и  химические явления. Определять признаки  химических реакций.

Фиксировать в тетради наблюдаемые  признаки  химических  реакций. Различать понятия «атом»,

«молекула», «химический элемент»,

«ион», «элементарные частицы».

Различать понятия «вещества молекулярного  строения»  и  «веще-

ства немолекулярного строения».

Формулировать определение  по-

нятия «кристаллические решётки».

Объяснять Зависимость свойств вещества от типа его кристаллической решётки. Определять относительную  атомную  массу  элементов  и  валентность  элементов  в  бинарных  соединениях. Определять состав простейших соединений по их химическим формулам. Составлять формулы бинарных соединений по известной валентности элементов. Изображать простейшие  химические реакции с помощью химических уравнений. Различать понятия «индекс» и «коэффициент»;  «схема химической  реакции»  и  «уравнение  химической реакции». Рассчитывать относительную молекулярную массу

По формулам веществ. Рассчитывать массовую долю химического элемента в соединении. Устанавливать простейшие формулы  веществ  по  массовым  долям элементов. Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений. Готовить презентации по теме

Кислород

5 (4+1)

Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать физические и химические превращения изучаемых веществ. Распознавать опытным путём кислород. Описывать химические  реакции, наблюдаемые в ходе демонстрационного  и  лабораторного  эксперимента. Делать   выводы   из результатов проведённых химических опытов. Участвовать  в  совместном  обсуждении результатов опытов.

Оказывать первую  помощь при

отравлениях, ожогах  и травмах, связанных с реактивами и лабораторным оборудованием.

Составлять формулы оксидов по

известной валентности элементов.

Записывать простейшие уравнения химических реакций.Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений. Готовить презентации по теме

Водород

       3(2+1)

Исследовать свойства изучаемых

веществ. Наблюдать физические и химические  превращения  изучаемых  веществ. Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе демонстрационного  и  лабораторного  эксперимента. Распознавать  опытным  путём  водород. Соблюдать правила техники безопасности .Делать   выводы   из результатов проведённых химических опытов.Участвовать  в  совместном  обсуждении результатов опытов. Записывать простейшие уравнения химических реакций.

Пользоваться   информацией   из

других источников для подготовки

кратких сообщений.

Готовить презентации по теме

Вода. Растворы

7(6+1)

Исследовать свойства изучаемых

веществ. Наблюдать физические и химические  превращения  изучаемых  веществ. Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе демонстрационного  и  лабораторного  эксперимента. Делать   выводы   из результатов проведённых химических опытов. Участвовать  в  совместном  обсуждении результатов опытов.

Записывать простейшие уравнения химических реакций. Вычислять массовую долю растворённого вещества в растворе, массу растворённого вещества и воды

для приготовления раствора определённой концентрации.

Готовить растворы с определённой массовой долей растворённого вещества.

Количественные отношения в химии

 5

Использовать внутри и межпредметные связи. Рассчитывать молярную массу вещества, относительную  плотность газов.

Вычислять по химическим формулам  и химическим уравнениям массу,  количество  вещества,  молярный объём по известной массе, молярному объёму, количеству

одного  из  вступающих  или  получающихся в реакции веществ.

Вычислять  объёмные отношения

газов при химических реакциях.

Использовать  примеры  решения типовых  задач,  задачники  с  приведёнными в них алгоритмами решения задач

Основные классы неорганических соединений

12(11+1)

Исследовать  свойства изучаемых веществ.

Наблюдать физические и химические  превращения  изучаемых  веществ.

Описывать химические реакции,

наблюдаемые в ходе демонстрационного  и  лабораторного  эксперимента. Делать выводы из   результатов проведённых химических опытов.  Участвовать  в совместном  обсуждении результатов опытов.

Классифицировать изучаемые  вещества по составу и свойствам. Составлять формулы оксидов, кислот, оснований, солей.

Характеризовать состав и свойства

веществ, относящихся к основным

классам неорганических соединений.

Записывать простейшие уравнения химических реакций.

2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

Строение атома

    8

8

Классифицировать  изученные  химические элементы и их соединения.Сравнивать

Свойства веществ, принадлежащих  к  разным  классам, химические элементы разных групп. Устанавливать внутри и межпредметные  связи.

Формулировать периодический закон Д. И. Менделеева и раскрывать его смысл. Характеризовать структуру периодической таблицы   Различать периоды, А- и Б-группы.

Объяснять физический смысл порядкового номера   химического элемента, номеров группы и периода,  к  которым элемент  принадлежит  в  периодической   системе. Описывать   химические  реакции, наблюдаемые в ходе эксперимента. Участвовать  в  совместном  обсуждении результатов опытов. Формулировать определения понятий «химический элемент», «порядковый номер», «массовое число», «изотопы», «относительная атомная масса», «электронная оболочка», «электронный слой» («энергетический уровень»). Определять число протонов, нейтронов, электронов у атомов химических элементов, используя периодическую таблицу. Составлять схемы строения атомов первых 20 элементов перио-дической системы элементов. Характеризовать химические элементы на основе их положения в периодической системе и особенностей строения их атомов. Делать умозаключения о характере изменения свойств химических элементов с увеличением зарядов атомных ядер.Исследовать свойства изучаемых веществ.

3. Строение вещества. Химическая связь.

    8

8

Формулировать  определения  понятий «ковалентная неполярная  связь», «ковалентная полярная связь», «ионная  связь»,«степень кисления»,

«электроотрицательность».

Определять тип химической связи

в  соединениях  на  основании  химической формулы. Определять степень окисления элементов в соединениях. составлять сравнительные и обобщающие таблицы, схемы.

Всего в 8 классе

   68 (п/р-6)

68

(п/р-6)

                9 класс

1.Многообразие химических реакций

15

 

15(13+2)

Классифицировать химические реакции. Приводить примеры реакций каждого типа. Распознавать    окислительно-восстановительные реакции Определять окислитель, восстановитель,  процесс  окисления,  восстановления. Наблюдать  и  описывать  химические  реакции  с  помощью  естественного языка и языка химии. Исследовать  условия, влияющие на скорость химической реакции. Описывать условия, влияющие на скорость химической реакции. Проводить групповые наблюдения во  время  проведения  демонстрационных опытов. Участвовать  в  совместном  обсуждении результатов опытов.

Составлять термохимические

уравнения реакций. Вычислять тепловой эффект реакции   по   её   термохимическому уравнению. Участвовать  в  совместном  обсуждении результатов опытов.

Составлять термохимические

уравнения реакций. Вычислять тепловой эффект реакции   по   её   термохимическому уравнению. Обобщать знания о растворах.

Проводить наблюдения за поведе-

нием  веществ в растворах, за хи-

мическими  реакциями, протекаю-

щими в растворах. Формулировать определения понятий «электролит», «неэлектролит», «электролитическая диссоциация». Конкретизировать понятие «ион».Обобщать понятия «катион»,«анион».Исследовать свойства растворов электролитов. Описывать свойства веществ   в ходе  демонстрационного  и лабораторного эксперимента. Соблюдать правила техники безопасности. рактеризовать  условия  течения  реакций  в  створах электролитов до конца. Определять возможность протекния  реакций ионного обмена. Проводить упповые наблюдения во  время  проведения  демонстрационных и лабораторных опытов. Обсуждать  в группах результаты  опытов. Объяснять сущность реакций ионного обмена. Распознавать реакции ионного обмена. Составлять ионные уравнения реакций. Составлять  сокращённые ионные уравнения реакций.

2.Многообразие веществ

        43

Неметаллы

5(4+1)   

Описывать свойства веществ   в

ходе  демонстрационного  и  лабо-

раторного эксперимента. Соблюдать технику безопасности. Распознавать  опытным  путём  соляную кислоту и её соли, бромиды, иодиды.

Использовать приобретённые знания и умения в практической еятельности и повседневной жизни с  целью  безопасного обращения с  еществами  и  материалами  и экологически  грамотного  поведения в  кружающей среде. Вычислять массовую долю растворённого вещества в растворе.

Кислород и сера

8(7+1)

Характеризовать   элементы   IVА-группы (подгруппы кислорода) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов. Объяснять закономерности изменения   свойств   элементов   IVА-группы по периоду и в А-группах.  Характеризовать аллотропию кислорода и серы как одну из причин многообразия веществ. Описывать свойства веществ в ходе  демонстрационного  и  лабораторного эксперимента. Соблюдать технику безопасности. Оказывать первую помощь при отравлениях,  ожогах и  травмах, связанных с реактивами и лабораторным оборудованием. Определять принадлежность веществ к определённому классу соединений. Сопоставлять свойства разбавленной и концентрированной серной ислоты. Записывать уравнения реакций в ионном виде с указанием перехода электронов. Распознавать опытным путём растворы  кислот,  сульфиды,  сульфиты, сульфаты. Использовать приобретённые  знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью безопасного обращения с веществами и материалами и экологически грамотного поведения в окружающей среде. Вычислять по химическим уравнениям  массу,  объём  и количество вещества одного из продуктов реакции  по  массе  исходного  вещества, объёму или количеству вещества, содержащего определённую долю примесей.

Готовить компьютерные презентации по теме.

Азот и фосфор

9(8+1)

Характеризовать элементы VА-группы  (подгруппы  азота)  на  основе  их  положения  в  периодиче ской системе и  собенностей строения их атомов. Объяснять закономерности изменерния свойств элементов VA-группы. храктеризовать аллотропию фосфора как одну из причин многообразия веществ .Описывать свойства   веществ   в ходе  демонстрационного  и  лаботорного  эксперимента.

Соблюдать технику безопасности.

Оказывать первую помощь при

Отравлениях.

Углерод и кремний

8(7+1)     

Характеризовать элементы IVА-группы (подгруппы углерода) на основе  их  положения  в  периодической системе и  особенностей строения их атомов.

Объяснять закономерности изменения   свойств   элементов   IVA-группы.Характеризовать аллотропию углерода  как  одну  из  причин  многообразия веществ.

Описывать свойства веществ ходе  демонстрационного  и  абораторного эксперимента. Соблюдать технику безопасности.

Сопоставлять   свойства оксидов углерода  и кремния, обьяснять и Записывать  уравнения реакций  в ионном виде с указанием перехода электронов. Осуществлять  взаимопревращения карбонатов и гидрокарбонатов.

 Распознавать опытным  опутём углекислый газ, карбонат-ионы.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

с целью безопасного обращения с

веществами и материалами и эко-

логически  грамотного поведения в окружающей среде  .

Вычислять по химическим уравнениям массу, объём или количество одного  из  продуктов  реакции  по массе исходного вещества,

объёму

или  количеству  вещества,  содержащего  определённую  долю  примесей.

Металлы

13(12+1)

Характеризовать металлы на основе их положения в периодической системе и особенностей строения

их атомов. Объяснять  закономерности изменения свойств металлов по периоду и в А-группах.

Исследовать свойства изучаемых

веществ. Объяснять зависимость физических  свойств  металлов  от  вида химической  связи  между  их  атоами. Наблюдать  и  описывать  химические  реакции  с  помощью  естественного языка и языка химии .Наблюдать демонстрируемые   и Самостоятельно проводимые опыты. Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями. Доказывать амфотерный характероксидов и гидроксидов алюминия

и железа(III).

 Сравнивать отношение изучаемых металлов  и  оксидов  металлов  к воде.

Сравнивать  отношение  гидроксидов натрия, кальция и алюминия к растворам кислот и щелочей.

 Распознавать  опытным  путём  гидроксид-ионы, ионы Fe2+  и Fe3+.

3. Краткий обзор важнейших органических веществ

10

  10

Использовать внутри  и межпредметные связи.

Составлять молекулярные и структурные формулы углеводородов.

Определять принадлежность вещества к определённому классу органических соединений.

Записывать уравнения реакций

замещения и присоединения с участием  органических веществ.

 

Наблюдать демонстрируемые опыты. Описывать свойства   изучаемых веществ на основе наблюдений заопытами.

 Участвовать в совместном  бсуждении  результатов опытов.

Проводить качественные реакции на  некоторые органические вещества.

 Пользоваться информацией их  других источников для подготовки  кратких сообщений.

 Готовить компьютерные презентации по теме.

Всего в 9 классе

 68

   68

(п/р-7)

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения учителей химии, биологии, географии  СОШ № 1

 от «30» августа 2019 года

 протокол № 1

                                Рудченко  Т.И.

___________          _________

     подпись руководителя МО            Ф.И.О.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР

                                      Свитенко В.В.

_______________     ______

                          подпись                             Ф.И.О.

«30»  августа  2019 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии 10 - 11 классы к авторской программе Габриэляна О.С.

Предложены полностью разработанные программы по химии 10 - 11 класса...

Пояснительная записка к рабочей программы по химии для 11 класса по программе О.С. Габриеляна (Базовый уровень.

Пояснительная записка к рабочей программе по химии для 11 класса по программе О.С. Габриеляна (1 час в неделю). Базовый уровень....

Рабочя программа по химии для 8 класса к учебнику Н.Е.Кузнецовой "Химия.8 класс".

Естественнонаучное образование - один из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Оно обеспечивает всестороннее развитие лич­ности ребёнка за время его обучения и воспит...

рабочая программа по химии 8-9 класс по программе О.С. Габриелян 3 часа в неделю

Рабочая программа по химии для 8-9 классов соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования.    Рабочая программа со...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9

Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....