Контрольная работа по теме: «Классификация химических реакций» и «Электролитическая диссоциация»
учебно-методический материал по химии (9 класс)
Проверочная работа проводится с целью определения уровня знаний учащихся по теме: «Классификация химических реакций» и «Электролитическая диссоциация», выявить затруднения в условии учебного материала и определить пути их преодоления.
Тема. Классификация химических реакций. Электролитическая диссоциация.
Цель: определить уровень знаний учащихся по теме: "Химические реакции и "Электролитическая диссоциация", выявить затруднения в усвоении
Скачать:
Предварительный просмотр:
Спецификация КИМ по химии
для проведения тематической контрольной работы по теме:
«Классификация химических реакций»
и «Электролитическая диссоциация»
9 класс
1.Назначение КИМ
Проверочная работа проводится с целью определения уровня знаний учащихся по теме: «Классификация химических реакций» и «Электролитическая диссоциация», выявить затруднения в условии учебного материала и определить пути их преодоления.
Тема. Классификация химических реакций. Электролитическая диссоциация.
Цель: определить уровень знаний учащихся по теме: "Химические реакции и "Электролитическая диссоциация", выявить затруднения в усвоении
2. Документы, определяющие содержание КИМ
Содержание КИМ определяется на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ №1897 от 29 декабря 2010г) и основной образовательной программы ООО по МБОУ «».
3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ
-Ким ориентирован на проверку усвоения системы знаний, которая рассматривается в качестве инвариантного ядра содержания действующих программ по химии для основной школы. Требования к результатам обучения определяются в соответствии с ФГОС ООО.
- Учебный материал, на базе которого строятся задания, отбирается по признаку его значимости для общеобразовательной подготовки выпускников основной школы.
4.Характеристика структуры и содержание КИМ
Работа состоит из 3 частей. Каждый вариант проверочной работы состоит из 12 заданий:
6 заданий – с выбором ответа (часть А);
5 заданий – с кратким ответом (часть В).
2 задания – высокого уровня сложности с развернутым ответом (часть С)
Варианты соответствуют базовому уровню сложности.
В каждом задании части А предложены четыре варианта ответа, из которых
нужно выбрать 2 правильных.
Задания части B- ответ к заданиям этой части записывается в виде последовательных цифр таблицу. Каждому элементу первого столбца надо поставить в соответствие элемент второго столбца (причем в этом столбце могут быть и лишние элементы).
В задании части С – необходимо используя метод электронного баланса расставить коэффициенты в уравнении реакции и осуществить превращения.
Распределение заданий КИМ по уровню сложности
Уровень сложности заданий | Число заданий | Максимальный первичный балл | Процент макс.первичного балла за задания данного вида деятельности от макс.перв.балла за всю работу, равного 23 |
Базовый (Б) | 5 | 5 | 18,5 |
Высокий (В) | 5 | 15 | 55,5 |
Повышенный (П) | 2 | 7 | 26 |
Итого: | 13 | 23 | 100 |
В результате изучения раздела учащиеся должны
Знать
важнейшие химические понятия: классификация химических реакций различными способами, окислительно-восстановительные реакции, окисление, восстановление, окислитель, восстановитель, степень окисления; тепловой эффект химической реакции, экзо и эндотермические реакции, скорость химической реакции и зависимость ее от различных факторов, катализаторы, ингибиторы, химическое равновесие, условия необратимости реакции, электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация; ионы, катионы и анионы, степень электролитической диссоциации, сильные электролиты, слабые электролиты, определение понятий «кислоты», «основания», «соли» с позиций ТЭД, реакции ионного обмена;
основные законы химии: основные положения теории электролитической диссоциации; сущность реакций ионного обмена
Уметь
характеризовать реакции по известным признакам классификации
-объяснять зависимость скорости реакции от различных факторов;
- объяснять зависимость свойств веществ от их строения, сущность электролитической диссоциации
- записывать уравнения диссоциации кислот, оснований, солей; уравнения реакций ионного обмена в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде; уравнения окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса;
-определять возможность протекания реакций ионного обмена; степень окисления
- проводить эксперимент, соблюдая правила ТБ.
5. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
Каждое задание части А оценивается 1балл. Итого 5 балла
Задание части В оценивается:
1 задание: 4 балла ( 0,5 баллов за каждое правильное написание схемы реакции и определение процесса)
2 задание : 2 балла, при 1 ошибке-1 балл, при 2 ошибках-0 баллов.
3 задание: 2 балла, при 1 ошибке-1 балл, при 2 ошибках-0 баллов.
4 задание: 6 баллов (за каждое правильно написанное ионное уравнении (1 балл), полное и сокращенные ионные уравнения 1 б ).
5 задание: 1 балл – за правильное решение задачи.
Задание части С
1 задание: 3 балла (составлен электронный баланс, расставлены коэффициенты в уравнении, указаны окислитель и восстановитель)
2 задание: 4 балла ( за каждое правильно написанное молекулярное уравнение (по 1 баллу), составлено сокращенное ионное уравнения (1 б ).
Общая сумма баллов – 27
Критерии оценок:
0 - 10 | 11- 18 | 19-25 | 26-27 |
2 | 3 | 4 | 5 |
6. Продолжительность выполнения работы
На выполнение всей проверочной работы отводится 45 минут.
7. Дополнительные материалы и оборудование
• Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;
• таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде;
• электрохимический ряд напряжения металлов;
• непрограммируемый калькулятор.
Вариант 1.
Часть А
1. Из предложенного перечня выберите два вещества, которые относятся к электролитам
1) NaCl 3) Ba(OH)2
2) BaО 4) О2
2. Из предложенного перечня выберите два пары веществ, между которыми протекает реакция замещения.
1) Железо и нитрат серебра
2) оксид серы (VI) и оксида железа (III)
3) оксид меди (II) и соляная кислота
4) алюминий и хлор
5) натрий и вода
3. Из предложенного перечня выберите два пары веществ, между которыми протекает окислительно-восстановительная реакция.
1) серы с алюминием
2) оксида железа (III) с водородом
3) углекислого газа с «известковой водой»
4) разложение гидрокарбоната натрия
4. Выберите все верные высказывания относительно реакции
CaCO3 (тв ) ↔ CaO(тв ) + CO2 (г ) -157 кДж
а) реакция разложения б)реакция соединения в) эндотермическая
г) экзотермическая д)окислительно-восстановительная ж) обратимая
5. При диссоциации 1 моль каких двух из предложенных веществ образуется 2 моль анионов
1) нитрат магния
2) гидроксид бария
3) хлорид натрия
4) фосфат калия
5) сульфат натрия
Часть В
1. Допишите число электронов, принимающих участие в данных процессах. Укажите, какие из процессов являются окислением, а какие восстановлением.
Схема | Процесс(окисление или восстановление) |
H20______________→2H+ | |
Mn+7____________→Mn+2 | |
N-3______________→N+5 | |
Ca+2____________→Ca0 |
2. Установите соответствие между реагирующими веществами и продуктами их взаимодействия: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА
А) MgO +SO3
Б) Mg(OH)2+H2SO4
В) Mg(OH)2+H2SO3
ПРОДУКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
1) MgSO3+H2
2) MgSO4+H2O
3) MgSO3+H2O
4) MgSO4+H2
5) MgSO4
3. Установите соответствие между схемой окислительно-восстановительной реакции и
веществом - окислителем в ней.
4. Закончите уравнения реакций. Составьте для них полные и сокращенные ионные уравнения:
а) HNO3+Ba(OH)2→ б) NaOH+FeCl3→ в) Na2CO3+HCl→
5. В результате реакции, термохимическое уравнение которой
выделилось 968 кДж теплоты. Вычислите массу образовавшейся при этом воды. Ответ укажите в граммах с точностью до целых.
Часть С
1. Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении реакции, схема которой
P+HNO3+H2O→H3PO4+NO
Определите окислитель и восстановитель.
2. Дана схема превращений:
Fe(NO3)2→Fe(OH)2 → X → t Fe2O3
Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения. Для первого превращения составьте сокращенное ионное уравнение реакций.
Вариант 2.
Часть А
1. Из предложенного перечня выберите два вещества, которые относятся к неэлектролитам
1) NO2 2) HNO3
3) C2H5OH 4) CaCl2
2. Из предложенного перечня выберите две пары веществ, каждая из которых даёт реакцию обмена.
1) этилен и вода
2) соляная кислота и магний
3) сульфат меди и гидроксид калия
4) ацетилен и бром
5) уксусная кислота и гидроксид магния
3. Из предложенного перечня выберите две реакции, к которым относится взаимодействие железа с хлороводородной кислотой.
1) разложения
2) окислительно-восстановительная
3) соединения
4) обмена
5) замещения
4. Выберите все верные высказывания относительно реакции
S(тв ) + O2 (г ) ↔ SO2(г) + 297 кДж
а) реакция разложения б) реакция замещения в) эндотермическая
г) экзотермическая д)окислительно-восстановительная ж) обратимая
5. При диссоциации 1 моль, каких двух из предложенных веществ образуется 2 моль катионов
1) сульфата железа(II)
2) карбоната натрия
3) хлорида кальция
4) силиката калия
5) хлорид натрия
Часть В
1. Допишите число электронов, принимающих участие в данных процессах. Укажите, какие из процессов являются окислением, а какие восстановлением.
Схема | Процесс (окисление или восстановление) |
S+6_____________→S-2 | |
O20____________→2O-2 | |
N-3_____________→N+2 | |
Pb0____________→Pb+2 |
2. Установите соответствие между реагирующими веществами и продуктами их взаимодействия: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА
А) Na2CO3+HCl
Б) Na2CO3+ CO2+H2O
В) Na2CO3+ H2O
Г) Na2CO3+CaCl2
ПРОДУКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
1) NaCl+CaCO3
2) NaHCO3
3) NaHCO3+ HCl
4) NaOH+CO2+H2O
5) NaOH+ NaHCO3
6) NaCl+CO2+H2O
3. Установите соответствие между схемой окислительно-восстановительной реакции и веществом-восстановителем в ней.
4. Закончите уравнения реакций. Составьте для них полные и сокращенные ионные уравнения:
а) K2CO3+BaCl2 → б) KOH+ Mg(NO3)2→ в) BaCO3+HCl→
5. В результате реакции, термохимическое уравнение которой
выделилось 1452 кДж теплоты. Вычислите массу образовавшейся при этом воды (в граммах). Запишите число с точностью до целых.
Часть С
1. Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении реакции, схема которой
Zn + H2SO4 (конц) → ZnSO4 + H2S + H2O
Определите окислитель и восстановитель
2. Дана схема превращений:
Ca→X→Ca(OH)2→CaCO3
Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения. Для третьего превращения составьте сокращенное ионное уравнение реакций.
Ответы:
№ задания | 1 вариант | 2 вариант |
1 | 13 | 13 |
2 | 15 | 35 |
3 | 12 | 25 |
4 | а,в | г, д |
5 | 12 | 24 |
ВАРИАНТ 1
Часть В
1.
Схема | Процесс(окисление или восстановление) |
H20-2ē→2H+ | окисление |
Mn+7+5ē_→Mn+2 | восстановление |
N-3-8ē→N+5 | окисление |
Ca+2+2ē→Ca0 | восстановление |
2.
А | Б | В |
5 | 2 | 3 |
3.
А | Б | В |
2 | 1 | 5 |
5. Ответ: 72гр
Часть С
1. 3P+5HNO3+2H2O=3H3PO4+5NO
P0-окислитель
N+5-восстановитель
ВАРИАНТ 2
Часть В
1.
Схема | Процесс(окисление или восстановление) |
S+6+8ē→S-2 | восстановление |
O20+4ē→2O-2 | восстановление |
N-3-5ē→N+2 | окисление |
Pb0-2ē→Pb+2 | окисление |
2.
А | Б | В | Г |
6 | 2 | 5 | 1 |
3.
А | Б | В |
2 | 3 | 5 |
5. Ответ: 108гр
Часть С
1. 4Zn + 5H2SO4 (конц) → 4ZnSO4 + H2S + 4H2O
Zn0-восстановитель
S+6-окислитель
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к контрольной работе по теме «Классификация химических реакций и веществ. Простые вещества».
Раздаточный материал на урок....
Урок химии по теме "Классификация химических реакций"
На уроке я использую индивидуальные таблицы самостоятельного оценивания учащихся....
Презентация на тему : "Классификация химических реакций" - 8 класс
Представлена презентация по теме: "Классификация химических реакций" в 8 классе. Рассмотрены вопросы: 1.Что такое химические реакции? ...
Опорный конспект по теме: Классификация химических реакций
Опорный конспект составлен по теме: "Классификация химических реаций" может быть использованкак на теоретическом занятии так и для самомтоятельной работы студентов при отработке пропущенных занятий....
Презентация на тему: Классификация химических реакций
Презентация может использовать, как учебный материал 8 классе, при изучении темы: Химические реакции....
Урок по теме: «Классификация химических реакций» 8 класс
Цели урока: - познакомить с классификацией химических реакций по числу и составу реагирующих веществ; - дать понятие о катализаторах и каталитических реакциях; - дать представлен...
Самостоятельная работа по теме "Классификация химических реакций" 11 класс
Самостоятельная работа по теме "Классификация химических реакций" для 11 класса...