Контрольная работа по теме: «Классификация химических реакций» и «Электролитическая диссоциация»
учебно-методический материал по химии (9 класс)

Прокофьева Алёна Дмитрьевна

Проверочная работа проводится с целью  определения уровня знаний учащихся по теме: «Классификация химических реакций» и «Электролитическая диссоциация», выявить затруднения в условии учебного материала и определить пути их преодоления.

Тема. Классификация химических реакций. Электролитическая диссоциация.

Цель: определить уровень знаний учащихся по теме: "Химические реакции и "Электролитическая диссоциация", выявить затруднения в усвоении

Скачать:


Предварительный просмотр:

Спецификация КИМ по химии

для проведения тематической контрольной работы  по теме:

«Классификация химических реакций»

и «Электролитическая диссоциация»

9 класс

1.Назначение КИМ

Проверочная работа проводится с целью  определения уровня знаний учащихся по теме: «Классификация химических реакций» и «Электролитическая диссоциация», выявить затруднения в условии учебного материала и определить пути их преодоления.

Тема. Классификация химических реакций. Электролитическая диссоциация.

Цель: определить уровень знаний учащихся по теме: "Химические реакции и "Электролитическая диссоциация", выявить затруднения в усвоении

2. Документы, определяющие содержание КИМ

Содержание КИМ определяется на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства  образования и науки РФ №1897 от 29 декабря 2010г)  и основной образовательной программы ООО по МБОУ «».

3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ

-Ким ориентирован на проверку усвоения системы знаний, которая рассматривается в качестве инвариантного ядра содержания действующих программ по химии для основной школы. Требования к результатам обучения определяются в соответствии с ФГОС ООО.

- Учебный материал, на базе которого строятся задания, отбирается по признаку его значимости для общеобразовательной подготовки выпускников основной школы.

4.Характеристика структуры и содержание КИМ

Работа состоит из 3 частей. Каждый вариант проверочной работы состоит из 12 заданий:

6 заданий –  с выбором ответа (часть А);

5 заданий – с кратким ответом (часть В).

2 задания – высокого уровня сложности с развернутым ответом (часть С)

Варианты соответствуют базовому уровню сложности.

В каждом задании части А предложены четыре варианта ответа, из которых

нужно выбрать 2 правильных.

Задания части B-  ответ к заданиям этой части записывается в виде последовательных цифр  таблицу. Каждому элементу первого столбца надо поставить в соответствие элемент второго столбца (причем в этом столбце могут быть и лишние элементы).

В задании части С – необходимо  используя метод электронного баланса расставить коэффициенты в уравнении реакции  и осуществить превращения.

Распределение заданий КИМ по уровню сложности

Уровень сложности заданий

Число заданий

Максимальный первичный балл

Процент макс.первичного балла за задания данного вида деятельности от макс.перв.балла за всю работу, равного 23

Базовый (Б)

5

5

18,5

Высокий (В)

5

15

55,5

Повышенный (П)

2

7

26

Итого:

13

23

100

В результате изучения раздела учащиеся должны

Знать  

важнейшие химические понятия: классификация химических реакций различными способами, окислительно-восстановительные реакции, окисление, восстановление, окислитель, восстановитель, степень окисления; тепловой эффект химической реакции, экзо и эндотермические реакции, скорость химической реакции и зависимость ее от различных факторов, катализаторы, ингибиторы, химическое равновесие, условия необратимости реакции,  электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация; ионы, катионы и анионы, степень электролитической диссоциации, сильные электролиты, слабые электролиты, определение понятий «кислоты», «основания», «соли» с позиций ТЭД, реакции ионного обмена;  

основные законы химии: основные положения теории электролитической диссоциации;  сущность реакций ионного обмена

Уметь  

характеризовать реакции по известным признакам классификации

-объяснять зависимость скорости реакции от различных факторов;

- объяснять зависимость свойств веществ от их строения, сущность электролитической диссоциации

- записывать уравнения диссоциации кислот, оснований, солей; уравнения реакций ионного обмена в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде; уравнения окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса;

-определять возможность протекания реакций ионного обмена; степень окисления

- проводить эксперимент, соблюдая правила ТБ.

5. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

Каждое задание части А оценивается  1балл. Итого 5 балла

Задание части  В оценивается:

1 задание: 4 балла ( 0,5 баллов за каждое правильное написание схемы реакции и определение процесса)

2 задание : 2 балла, при 1 ошибке-1 балл, при 2 ошибках-0 баллов.

3 задание: 2 балла, при 1 ошибке-1 балл, при 2 ошибках-0 баллов.

4 задание: 6 баллов (за каждое правильно написанное ионное уравнении (1 балл), полное и сокращенные ионные уравнения 1 б ).

5 задание: 1  балл – за правильное решение задачи.

Задание части С   

1 задание: 3 балла (составлен электронный баланс, расставлены коэффициенты в уравнении, указаны окислитель и восстановитель)

2 задание: 4 балла  ( за каждое правильно написанное молекулярное уравнение (по 1 баллу), составлено  сокращенное ионное уравнения (1 б ).

Общая сумма баллов – 27

Критерии оценок:

0 - 10

11- 18

19-25

26-27

2

3

4

5

6. Продолжительность выполнения работы

На выполнение всей проверочной работы отводится 45 минут.

7. Дополнительные материалы и оборудование

• Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;

• таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде;

• электрохимический ряд напряжения металлов;

• непрограммируемый калькулятор.

Вариант 1.

Часть А

1. Из предложенного перечня выберите два вещества,  которые относятся к электролитам

1) NaCl                          3) Ba(OH)2

2) BaО                           4) О2

2. Из предложенного перечня выберите два пары веществ, между которыми протекает реакция замещения.

1) Железо и нитрат серебра

2) оксид серы (VI) и оксида железа (III)

3) оксид меди (II) и соляная кислота

4) алюминий и хлор

5) натрий и вода

3.  Из предложенного перечня выберите два пары веществ, между которыми протекает окислительно-восстановительная реакция.

1) серы с алюминием

2) оксида железа (III) с водородом

3) углекислого газа с «известковой водой»

4) разложение гидрокарбоната натрия

4. Выберите все верные высказывания относительно реакции

CaCO3 (тв ) ↔ CaO(тв ) + CO2 (г ) -157 кДж

а) реакция разложения      б)реакция соединения      в) эндотермическая

г) экзотермическая            д)окислительно-восстановительная       ж) обратимая

5. При диссоциации 1 моль каких двух из предложенных веществ образуется 2 моль анионов

1) нитрат магния

2) гидроксид бария

3) хлорид натрия

4) фосфат калия

5) сульфат натрия

Часть В

1. Допишите число электронов, принимающих участие в данных процессах. Укажите, какие из процессов являются окислением, а какие восстановлением.

Схема

Процесс(окисление или восстановление)

H20______________→2H+

Mn+7____________→Mn+2

N-3______________→N+5

Ca+2____________→Ca0

2.  Установите соответствие между реагирующими веществами и продуктами их взаимодействия: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую  позицию, обозначенную цифрой.

РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА                            

А) MgO +SO3

Б) Mg(OH)2+H2SO4

В) Mg(OH)2+H2SO3

ПРОДУКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

1)          MgSO3+H2

2)          MgSO4+H2O

3)         MgSO3+H2O

4)         MgSO4+H2

 5)         MgSO4

3. Установите соответствие между схемой окислительно-восстанови​тель​ной ре​ак​ции и

ве​ществом - окис​ли​те​лем в ней.

C:\Users\Эльвие\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCacheContent.Word\1.png

4. Закончите уравнения реакций. Составьте для них полные и сокращенные ионные уравнения:

а) HNO3+Ba(OH)2→                  б) NaOH+FeCl3→              в) Na2CO3+HCl→

5. В результате реакции, термохимическое уравнение которой

         

https://ege.sdamgia.ru/formula/f2/f2e48017d005165680d43d64ff3500bep.png

 

выделилось 968 кДж теплоты. Вычислите массу образовавшейся при этом воды. Ответ укажите в граммах с точностью до целых.

        

Часть С

1. Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении реакции, схема которой

P+HNO3+H2O→H3PO4+NO

Определите окислитель и восстановитель.

2. Дана схема превращений:

Fe(NO3)2→Fe(OH)2 → X  → t  Fe2O3

Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения. Для первого превращения составьте сокращенное ионное уравнение реакций.


Вариант 2.

Часть А

1. Из предложенного перечня выберите два вещества,  которые относятся к неэлектролитам

1) NO2                                           2) HNO3

3) C2H5OH                                4) CaCl2

2. Из предложенного перечня выберите две пары веществ, каждая из которых даёт реакцию обмена.

1) этилен и вода

2) соляная кислота и магний

3) сульфат меди и гидроксид калия

4) ацетилен и бром        

5) уксусная кислота и гидроксид магния

3. Из предложенного перечня выберите две реакции, к которым относится взаимодействие железа с хлороводородной кислотой.

1) разложения

2) окислительно-восстановительная

3) соединения

4) обмена

5) замещения

 

4. Выберите все верные высказывания относительно реакции

S(тв ) + O2 (г ) ↔ SO2(г) + 297 кДж

а) реакция разложения      б) реакция замещения                          в) эндотермическая

г) экзотермическая            д)окислительно-восстановительная       ж) обратимая

5. При диссоциации 1 моль, каких двух из предложенных веществ образуется 2 моль катионов

 

1) сульфата железа(II)

2) карбоната натрия

3) хлорида кальция        

4) силиката калия

5) хлорид натрия

Часть В

1. Допишите число электронов, принимающих участие в данных процессах. Укажите, какие из процессов являются окислением, а какие восстановлением.

Схема

Процесс (окисление или восстановление)

S+6_____________→S-2

O20____________→2O-2

N-3_____________→N+2

Pb0____________→Pb+2

2.  Установите соответствие между реагирующими веществами и продуктами их взаимодействия: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую  позицию, обозначенную цифрой.

РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА                            

А) Na2CO3+HCl

Б) Na2CO3+ CO2+H2O

В) Na2CO3+ H2O

Г) Na2CO3+CaCl2

ПРОДУКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

1)          NaCl+CaCO3

2)          NaHCO3

3)         NaHCO3+ HCl

4)         NaOH+CO2+H2O

5)         NaOH+ NaHCO3

6)           NaCl+CO2+H2O

3. Установите соответствие между схемой окислительно-восстанови​тель​ной ре​ак​ции и    ве​ще​ством-вос​ста​но​ви​те​лем в ней.

C:\Users\Эльвие\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCacheContent.Word\1.png

4. Закончите уравнения реакций. Составьте для них полные и сокращенные ионные уравнения:

а) K2CO3+BaCl2 →           б) KOH+ Mg(NO3)2→       в) BaCO3+HCl→

5. В результате реакции, термохимическое уравнение которой

 

https://ege.sdamgia.ru/formula/b2/b248d3b190f7f99ee3f1f113fce23d75p.png

 

выделилось 1452 кДж теплоты. Вычислите массу образовавшейся при этом воды (в граммах). Запишите число с точностью до целых.

Часть С

1. Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении реакции, схема которой

Zn + H2SO4 (конц) → ZnSO4 + H2S + H2O

Определите окислитель и восстановитель

2. Дана схема превращений:

Ca→X→Ca(OH)2→CaCO3

Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения. Для третьего превращения составьте сокращенное ионное уравнение реакций.

Ответы:

№ задания

1 вариант

2 вариант

1

13

13

2

15

35

3

12

25

4

а,в

г, д

5

12

24

ВАРИАНТ 1 

Часть В

1.

Схема

Процесс(окисление или восстановление)

H20-2ē→2H+

окисление

Mn+7+5ē_→Mn+2

восстановление

N-3-8ē→N+5

окисление

Ca+2+2ē→Ca0

восстановление

2.

А

Б

В

5

2

3

         3.

А

Б

В

2

1

5

5. Ответ: 72гр

Часть С

1. 3P+5HNO3+2H2O=3H3PO4+5NO

P0-окислитель

N+5-восстановитель

ВАРИАНТ 2 

Часть В

1.

Схема

Процесс(окисление или восстановление)

S+6+8ē→S-2

восстановление

O20+4ē→2O-2

восстановление

N-3-5ē→N+2

окисление

Pb0-2ē→Pb+2

окисление

2.

А

Б

В

Г

6

2

5

1

         3.

А

Б

В

2

3

5

5. Ответ: 108гр

Часть С

1. 4Zn + 5H2SO4 (конц) → 4ZnSO4 + H2S + 4H2O

Zn0-восстановитель

S+6-окислитель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии по теме "Классификация химических реакций"

На уроке я  использую индивидуальные таблицы самостоятельного оценивания учащихся....

Презентация на тему : "Классификация химических реакций" - 8 класс

Представлена презентация по теме: "Классификация химических реакций" в 8 классе. Рассмотрены вопросы: 1.Что такое химические реакции?                  ...

Опорный конспект по теме: Классификация химических реакций

Опорный конспект составлен по теме: "Классификация химических реаций" может быть использованкак на теоретическом занятии так и для самомтоятельной работы студентов при отработке пропущенных занятий....

Презентация на тему: Классификация химических реакций

Презентация может использовать, как учебный материал 8 классе, при изучении темы: Химические реакции....

Урок по теме: «Классификация химических реакций» 8 класс

Цели урока:  - познакомить с классификацией химических реакций по числу и составу реагирующих веществ;  - дать понятие о катализаторах и каталитических реакциях; - дать представлен...

Самостоятельная работа по теме "Классификация химических реакций" 11 класс

Самостоятельная  работа по теме "Классификация химических реакций" для 11 класса...