Рабочая программа по химии 10 класс Кузнецова 68ч.
рабочая программа по химии (10 класс)

Козлов Дмитрий Игоревич

Рабочая программа по химии 10 класс первая моя разработка, сейчас приступил к 11 классу, позже выложу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx49.2 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса  по химии для 10 класса разработана  на основании федерального компонента государственного стандарта, примерной программы среднего общего образования по  химии.  Авторы Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара; из расчета 2 ч. в неделю; всего – 68ч.   

Учебник:  Химия 10класс:базовый уровнь: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.Е.Кзнецова, Н.Н.Гара.- М.:Вентана-Граф,2014.-288с.:ил.

Программой предусмотрено проведение:

       контрольных работ  - 4 часа,

       практических работ – 5 часов.

Учебник и программа для 10 класса продолжают реализацию концепции учебников для 8-9 классов вышеназванного авторского коллектива и являются первой частью комплекта программ и учебников для старшей школы (10-11 классы). При написании программ и учебников «Химия-10» и «Химия-11» полностью учтены требования к содержанию предметного в обучения, представленные документах Министерства образования Российской Федерации: "Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования (химия - профильный уровень)" и требований к уровню подготовки выпускников.

При построении программ ведущими методическими ориентирами выступили:

  • гуманистическая       парадигма       образования,       системный,       интегративно-дифференцированный, личностно-деятельностный  и комплексный психолого-методический подходы;
  • принцип личностно-ориентированного развивающего обучения химии; концепции химического и естественнонаучного образования в общеобразовательной и профильной школе;
  • тенденции развития химического образования в стране и за рубежом;
  • психолого-педагогические    и    методические    основы    развивающего    учебно-воспитательного процесса, ориентированного на реализацию внутренней дифференциации.

Химическое образование и знания учебного предмета химии рассматриваются в программах и учебнике как элемент общей культуры человека и основа личностного развития учащегося в процессе обучения. В числе основных задач изучения нижеприведенной программы обоснованы следующие:

  1. системное формирование знаний об основах науки в контексте ее исторического
    развития; овладение способами добывания, переработки и творческого применения этих знаний, в том числе - в нестандартных (внеучебных) ситуациях;
  2. раскрытие роли химии в познании природы и материальном  обеспечении развития цивилизации и жизни общества;  раскрытие значение всеобщего химического образования для повышения        культуры         личности и        населения        в        целом, а также - для выбора правильных приоритетов и ориентиров в условиях ухудшения экологической обстановки;
  3. внесение    значимого вклада в развитие научного миропонимания, формирование целостной    картины природы как компонента   мировоззрения и    как условия воспитания гуманистических ценностных ориентиров и осознанной жизненной позиции личности;
  4. раскрытие красоты процесса познания природы, его возвышающего смысла; развитие интереса к химическому познанию и внутренней мотивации учения как личностной ценности;
  5. личностное развитие учащегося средствами предмета химии; содействие адаптации учащегося в постоянно изменяющихся условиях школьного учебного процесса и окружающей жизни на основе формирования общеучебных и предметных умений и навыков;

6)овладение основами методологии познания,        развитие    системного    химического мышления; обеспечение химико-экологического образования и воспитания.

  Cодержание курса «Органическая химия» своей целостностью, четкой теоретической обоснованностью позволит старшеклассникам осознать важные методологические основания курса и работы по его освоению. Так, понимание структуры химической теории и, например, наличие в ней собственного понятийно-описательного аппарата, создаст условия для реализации учащимися в обучении функций теоретических знаний (прогнозирующей, объясняющей).

 Изучение химии в старшей школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира;
  • овладение умениями: характеризовать вещества, материалы и химические реакции; выполнять лабораторные эксперименты; проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям; осуществлять поиск химической информации и оценивать ее достоверность; ориентироваться и принимать решения в проблемных ситуациях;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения химической науки и ее вклада в технический прогресс цивилизации; сложных и противоречивых путей развития идей, теорий и концепций современной химии;
  • воспитание убежденности в том, что химия – мощный инструмент воздействия на окружающую среду, и чувства ответственности за применение полученных знаний и умений;
  • применение полученных знаний и умений для: безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; решения практических задач в повседневной жизни; предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; проведения исследовательских работ; сознательного выбора профессии, связанной с химией.

Программа  курса химии для 10 класса   отражает материал четырех крупных разделов: «Теоретические основы органической химии», «Классы органических соединений», «Вещества живых клеток», «Органическая химия в жизни человека».

В первом разделе раскрываются современная теория строения органических соединений, показывающая единство химического, электронного и пространственного строения, явления гомологии изомерии, классификация и номенклатура органических соединений.  

        При изучении классов органических соединений особое внимание уделено раскрытию явления изомерии и универсальности ограниченного количества функциональных групп, благодаря которым в природе существует огромное многообразие соединений углерода. Также приводятся сведения о нахождении каждой группы веществ в природе, об их применении в условиях сформированной техносферы. Весь курс органической химии пронизывают идеи зависимости свойств веществ от особенностей их строения и от характера функциональных групп, а также генезиса и развития веществ и генетических связей между многочисленными классами органических соединений. Значительное внимание уделено раскрытию особенностей веществ, входящих в состав живых клеток. При этом осуществляется межпредметная связь с биологией. На примерах изучения разных классов органических веществ анализируются биологические функции отдельных химических соединений, необходимых для жизнедеятельности организма человека, что является мотивацией сознательного усвоения предмета учащимися. Этому способствует и материал, раскрывающий социальные проблемы общества (алкоголизм, наркомания и др.). В курсе органической химии содержатся важные сведения об отдельных веществах и синтетических  материалах, о лекарственных препаратах и других веществах, способствующих формированию здорового образа жизни и общей культуры человека.

        Учебный материал начинается с наиболее важного раздела, касающегося теоретических вопросов органической химии. В начале изучения курса учащиеся получают первичную информацию об основных положениях теории химического строения, типах изомерии органических веществ, их классификации, изучают основы номенклатуры и типы химических реакций. При дальнейшем изложении материала об основных классах органических веществ используются знания и умения учащихся по теории строения и реакционной способности органических соединений.

Заключительная тема курса «Биологически активные вещества» посвящена знакомству с витаминами, ферментами, гормонами и лекарствами. Ее цель – показать учащимся важность знаний по органической химии, их связь с жизнью, со здоровьем и настроением каждого человека. В ходе изучения курса предусмотрены демонстрационные и лабораторные  опыты, практические работы. В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать

 роль химии в естествознании, ее связь с другими науками, значение в жизни современного общества;

важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, радикал, атомные s-. р-,  d- орбитали,  химическая связь, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем,  тепловой эффект реакции, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология.

основные теории химии: химической связи, строения органических соединений ;

 важнейшие вещества и материалы, широко используемые в практике: органические кислоты(уксусная кислота),   метан, этилен, ацетилен,     бензол, этанол, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла;  

уметь

называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатурам;

определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи,   изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;  

характеризовать: общие химические свойства  основных классов органических соединений;

 объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу   химической связи, зависимость скорости химической реакции  от  различных факторов;  

выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;

проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;

осуществлять самостоятельный поиск химической  информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

 для:

- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

 - определения возможности протекания химических  превращений в различных условиях и оценки их последствий;

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организм;

- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным  оборудованием в лаборатории, быту и на производстве;

- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

- распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;

- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных  источников.

Программа предназначена для организации обучения химии по учебнику «Химия-10 (базовый уровень)» (авторский коллектив Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н.Гара; М.: ИЦ «Вентана-Граф»).

Содержание, которое не включается в требования к уровню подготовки выпускников полной (средней) школы, установленные государственным стандартом, выделено в тексте программы курсивом.

 

Оценка устного ответа

Оценка «5»:

• ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

• материал изложен в определенной логической последовательности, литературным  языком;

• ответ самостоятельный.

Оценка «4»:

• ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

• материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка «3»:

• ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Оценка «2»:

• при ответе обнаружено непонимание обучающимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые обучающийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Оценка «1»:

 • отсутствие ответа.

Оценка письменных работ

Оценка экспериментальных умений:

Оценка ставится на основании наблюдения за обучающимися и письменного отчета за работу.

Оценка «5»:

• работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

• эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

• проявлены   организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).

Оценка «4»:

• работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием

Оценка «3»:

• работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется  по требованию учителя.

Оценка «2»:

• допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые обучающийся не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка «1»:

• работа не выполнена, у обучающегося отсутствуют экспериментальные умения.

Оценка умений решать экспериментальные задачи:

Оценка «5»:

• план решения составлен правильно;

• правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;

• дано полное объяснение и сделаны выводы.

Оценка «4»:

• план решения составлен правильно;

• правильно осуществлен подбор химических реактивом и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.

Оценка «3»:

• план решения составлен правильно;

•правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Оценка «2»:

• допущены две (и более) ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.

Оценка « 1 »:

• задача не решена.

Оценка умений решать расчетные задачи:

Оценка «5»:

• в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

Оценка «4»:

•в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Оценка «3»:

•в логическом  рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Оценка «2»:

•имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.

Оценка «1»:

•отсутствие ответа на задание.

Оценка письменных контрольных работ:

Оценка «5»:

•ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Оценка «4»:

•ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Оценка «3»:

•работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

Оценка «2»:

•работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

Оценка «1»:

•работа не выполнена.

Оценка письменного доклада (сообщения) по теме.

 Контрольные, самостоятельные и  проверочные работы могут по усмотрению учителя оцениваться в соответствии с разработанной им критериальной  бальной шкалой. Шкала  должна сопровождаться переводом в отметочные баллы (от «1» до «5») и показывать уровни усвоения программы (пониженный, низкий, базовый,  повышенный, высокий).

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие при выставлении отметки за полугодие, год.

Тематический план

Название раздела, темы

Кол-во

часов

Содержание темы

Требования к уровню подготовки учащихся по каждой теме

Раздел 1. Теоретические основы органической химии (8 часов)

1.

  Введение в органическую химию.  

 1

Органические вещества. Органическая химия. Предмет органической химии. Отличительные признаки органических веществ и их реакций.

История зарождения и развития химии.

понимать 

роль химии в естествознании, ее связь с другими науками, значение в жизни современного общества;

- знать

понятия: органическая химия, органические вещества

   Теория строения органических соединений .

1

  Теория химического строения А.М.Бутлерова: основные понятия, положения, следствия. Развитие теории химического строения в XX в. на основе электронной теории строения атома.

Современные  представления о строении органических соединений. Изомеры. Изомерия. Виды формул: эмпирические, структурные, электронные.     Модели молекул органических соединений.   (Жизнь, научная и общественная деятельность. А М.Бутлерова).

Знать

-понятия:

 изомеры, структурная и пространственная изомерия, углеродный скелет, структурная формула, номенклатура, модели молекул

- основные законы химии:  строения органических соединений

 Понимать

Значение ТХС в современной химии

 

 .

Особенности строения и свойств органических соединений и их классификация.

 

 

2

 Электронное и пространственное строение органических соединений. Строение атомов углерода,   Валентность атомов углерода. Явления возбуждения и гибридизации атома углерода при образовании молекулы метана.

Гибридизация электронных орбиталей.

Ковалентный характер связей в молекулах органических соединений. Кратные связи в органических соединениях.

Типы гибридизации электронных орбиталей атомов углерода: sp3, sp2, sp; π- и  - связи, их сравнительная характеристика

 Механизм образования ковалентной связи.

Понятие о гомологических рядах органических соединений.

 

 Решение задач на вывод формул органических соединений.

 

Знать

- понятие: 

   гибридизация орбиталей, простая и кратная ковалентные связи, функциональная группа,  углеводородный радикал, углеводороды, гомологи, гомологический ряд;

- классификацию  и номенклатуру органических соединений;

 Уметь

- называть

вещества  по международной номенклатуре;

 -определять  пространственное строение молекул; валентность и степень окисления химических элементов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

- составлять структурные формулы изомеров;

- проводить расчеты по химическим формулам: вычислять массовые доли элементов в соединении по предложенной формуле, по массовым долям элементов находить простейшие формулы органических соединений.

2

Теоретические основы, механизмы и закономерности протекания реакций органических соединений.

4

  Теоретические основы  протекания реакций органических соединений. Особенности протекания реакций органических соединений. Типы разрыва ковалентных связей в органических веществах.   Классификация органических реакций.

 Знать

-классификацию  органических реакций.

Уметь

-определять направление смещения электронной плотности в молекулах органических веществ; типы реакций в органической химии;

 - объяснять: природу и способы образования химической связи, зависимость скорости химической реакции от различных факторов.

 

Раздел 2 .  Классы органических соединений (35 часов) 

 

 

 3

Углеводороды.

17

Алканы. Гомологический ряд. Номенклатура и изомерия.. Sp3 - Гибридизация. Строение молекул алканов на примерах метана, этана, октана.

Физические свойства алканов. Химические свойства: горение, галогенирование, термическое разложение, изомеризация.

Нахождение алканов в природе. Получение и применение алканов и их производных. Экологическая роль галогенопроизводных алканов.

Циклопарафины: гомологический ряд, изомерия, номенклатура, физические свойства, распространение в природе. Строение молекул. Химические свойства.  

Алкены. Гомологические ряды. Строение молекул. Физические свойства. Изомерия: углеродной цепи, положения кратной связи, цис-, транс-изомерия. Номенклатура.

Реакция окисления, присоединения. Правило В. В. Марковникова. Реакции полимеризации. Понятие о полимере, мономере, степени полимеризации. Полиэтилен.    

  Способы получения в лаборатории и промышленности этилена.

Алкадиены. Состав, строение.   Мезомерный эффект. Химические свойства. Реакции присоединения и полимеризации. Природный каучук. Синтетический каучук. Резина.

Алкины. Гомологические ряды. Строение молекул. Физические свойства. Изомерия: углеродной цепи, положения кратной связи. Реакция  замещения, присоединения.  Получение и применение.

Ароматические углеводороды. Бензол и его гомологи. Строение, физические свойства, изомерия, номенклатура.  

 Химические свойства: реакции нитрования, галогенирования,     алкилирования (на примере взаимодействия с хлорметаном), присоединения, окисления.

  Источники промышленного получения и применения бензола и его гомологов.

  Ориентирующее действие заместителей в бензольном кольце.

Генетическая связь углеводородов. Применение углеводородов. 

Решение задач на вывод формул органических соединений по продуктам сгорания. 

Знать

-понятия:

 изомеры, структурная изомерия   углеродный скелет, структурная формула, номенклатура, модели молекул,   гибридизация орбиталей, простая и кратная ковалентные связи, функциональная группа,  углеводородный радикал, углеводороды, гомологи, гомологический ряд;  

- вещества и материалы, широко используемые в практике: углеволороды.

-классификацию и номенклатуру углеводородов ;

Уметь

- называть

   углеводороды  по «тривиальной» и международной номенклатурам;

- характеризовать:

строение и свойства углеводородов;

-определять  пространственное строение молекул углеводородов; валентность и степень окисления химических элементов, изомеры и гомологи углеводородов, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

 

- проводить расчеты по химическим формулам: вычислять массовые доли элементов в соединении по предложенной формуле, по массовым долям элементов  и по продуктам сгорания находить простейшие формулы органических соединений.

- выполнять химический эксперимент по: распознаванию углеводородов с кратной связью;

-осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников

 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

 для:

- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

 - определения возможности протекания химических  превращений в различных условиях и оценки их последствий;

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организм;

- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным  оборудованием в лаборатории, быту и на производстве;

- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

- распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;

- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных  источников.

6.

  Спирты. Фенолы.

6

 Одноатомные спирты. Классификация, номенклатура и изомерия спиртов.   Предельные одноатомные спирты. Гомологический ряд, состав, строение и физические свойства. Водородная связь. Химические свойства одноатомных спиртов. Спиртовое брожение. Получение и применение спиртов. Спирты в жизни человека. Физиологическое действие на организм человека.

Простые эфиры. Состав, физические свойства, способность образовывать с воздухом взрывчатые смеси, применение, получение. Диэтиловый эфир.

Многоатомные спирты: этиленгликоль и глицерин. Состав, строение, водородная связь. Физические свойства, основные области применения. Химические свойства. Качественные реакции на многоатомные спирты.  

Фенолы.  Фенол: состав, строение молекулы, физико-химические свойства фенола. Роль фенола в зарождении и развитии антисептики. Токсичность фенола и его соединений; области их применения.   Пирокатехин, резорцин, гидрохинон.  

 

 Знать

-понятия:

 изомеры, углеродный скелет, структурная формула, номенклатура,    гидроксильная функциональная группа,  углеводородный радикал, гомологи, гомологический ряд;  

- вещества и материалы, широко используемые в практике:

фенол, метанол, этанол,  

 -классификацию и номенклатуру спиртов, фенолов и простых эфиров

 Уметь

- называть

     Спирты, фенолы и  простые эфиры  по «тривиальной» и международной номенклатурам;

- характеризовать:

строение и свойства кислородосодержащих органических соединений;

-определять      валентность и степень окисления химических элементов, изомеры и гомологи кислородосодержащих органических соединений;

 принадлежность веществ к различным классам органических соединений,  

  - выполнять химический эксперимент по: распознаванию  важнейших органических веществ

-осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников

 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

 

7.

 Альдегиды, кетоны,карбоновые кислоты и сложные эфиры.

8

Классификация альдегидов. Гомологический ряд предельных альдегидов, их номенклатура, физические свойства. Химические свойства: реакции окисления, присоединения, поликонденсации.  качественная реакция с фуксинсернистой кислотой;  

Формальдегид и ацетальдегид: получение и применение. Акролеин - представитель непредельных альдегидов. Акролеиновая проба.

Кетоны. Ацетон -простейший кетон: физические свойства, получение, применение.

Генетическая связь углеводородов, спиртов и альдегидов и других классов соединений.

Знать

-понятия:

 изомеры, углеродный скелет, структурная формула,   номенклатура, гидроксильная функциональная группа,  углеводородный радикал, гомологи, гомологический ряд;  

  -классификацию и номенклатуру альдегидов и кетонов

Уметь

- называть

   Альдегиды и кетоны по «тривиальной» и международной номенклатурам;

- характеризовать:

строение и свойства  альдегидов и кетонов;

-определять      валентность и степень окисления химических элементов, изомеры и гомологи кислородосодержащих органических соединений;

 принадлежность веществ к различным классам органических соединений,  

 - выполнять химический эксперимент по: распознаванию  важнейших органических веществ

-осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников

 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

 

.

 

 Карбоксильная группа. Карбоновые кислоты. Классификация карбоновых кислот: предельные, непредельные, ароматические; одно- и многоосновные. Гомологический ряд одноосновных предельных карбоновых кислот. Номенклатура; природные источники карбоновых кислот и способы их получения.

  Физические свойства. Химические свойства. Реакция галогенирования.Особые свойства, применение и получение муравьиной, уксусной, масляной кислот.

Высшие жирные кислоты: пальмитиновая и стеариновая. Краткие сведения о распространении в природе, составе, строении, свойствах и применении. Мыла - соли высших жирных кислот.  

Одноосновные ненасыщенные карбоновые кислоты: акриловая, олеиновая, линолевая кислоты. Состав, строение, распространение в природе, способность к реакции гидрогенизации и окисления. Изомерия.

Краткие сведения о двухосновных ненасыщенных карбоновых кислотах: щавелевая, янтарная. Их состав, строение, физико-химические свойства, применение, распространение в природе. Краткие сведения об ароматических кислотах: бензойная, ацетилсалициловая кислоты.

Сложные эфиры. Состав и номенклатура. Реакция этерификации. Применение меченых атомов для изучения механизма ее протекания. Гидролиз сложных эфиров. Примеры сложных эфиров, их физические свойства, распространение в природе и применение. Эфирные масла.  

 Знать

-понятия:

 изомеры, углеродный скелет, структурная формула,   номенклатура,    карбоксильная функциональная группа,  углеводородный радикал, гомологи, гомологический ряд;  

- вещества и материалы, широко используемые в практике:

 органические кислоты, мыла.

-классификацию и номенклатуру карбоновых кислот и сложных эфиров

Уметь

- называть

  Карбоновые кислоты и сложные эфиры    по «тривиальной» и международной номенклатурам;

- характеризовать:

строение и свойства кислородосодержащих органических соединений;

-определять      валентность и степень окисления химических элементов, изомеры и гомологи кислородосодержащих органических соединений;

 принадлежность веществ к различным классам органических соединений,  

  - выполнять химический эксперимент по: распознаванию  важнейших органических веществ

-осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников

 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

 

8.

Азотосодержащие  соединения.

4

 Амины. Классификация, состав, изомерия и номенклатура аминов. Гомологический ряд. Строение аминогруппы. Амины как органические основания. Реакция окисления аминов.

Анилин - представитель ароматических аминов. Строение молекулы. Физико-химические свойства. Способы получения. Применение аминов в качестве стабилизаторов, пестицидов, лекарственных препаратов. Пиридин и пиррол: состав, строение молекул. Основные свойства. (О вреде табакокурения. Химические аспекты. Проблемы наркомании.)

Знать

-понятия:

 изомеры, углеродный скелет, структурная формула,   номенклатура, аминогруппа,  углеводородный радикал, гомологи, гомологический ряд;  

 -классификацию и номенклатуру аминов

  Уметь

- называть

 амины  по «тривиальной» и международной номенклатурам;

- характеризовать:

строение и свойства   аминов;

-определять      валентность и степень окисления химических элементов, изомеры и гомологи   азотосодержащих органических соединений;

 принадлежность веществ к различным классам органических соединений,  

 - выполнять химический эксперимент по: распознаванию  важнейших органических веществ

-осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников

 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Раздел 3. Вещества живых клеток (14 часов)

9.

Жиры.

1

Понятие о липидах. Жиры. Состав.Физические и химические свойства жиров. Классификация жиров. Понятие о промышленном гидролизе жиров.  Жиры в жизни человека и человечества. Жиры как питательные вещества.

Знать

-понятия:

 Сложные эфиры, этерификация, гидролиз жиров, омыление

- вещества и материалы, широко используемые в практике:

    жиры    

Уметь

- называть

 жиры  по «тривиальной» и международной номенклатурам;

- характеризовать:

строение и свойства   жиров;

 - выполнять химический эксперимент по: распознаванию  важнейших органических веществ

-осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников

 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

 

10.

Углеводы.

6

     Общая    формула   углеводов,    их классификация:  моно-,   олиго-        и  полисахариды.   Образование  углеводов  в  процессе фотосинтеза. (АТФ и АДФ. АТФ - универсальный переносчик энергии. Фотолиз воды. Ферменты.) Глобальный характер фотосинтеза. Роль углеводов в метаболизме живых организмов. Моносахариды.     Глюкоза:  физические  свойства.  Строение  молекулы:   альдегидная  и циклические формы. Таутомерия. Химические свойства. Природные источники и способы получения. Превращение глюкозы в организме человека. Фруктоза. Рибоза и дезоксирибоза.                        Лактоза, мальтоза и раффиноза.

Дисахариды. Сахароза: нахождение в природе.  Биологическое значение. Состав. Физические, химические свойства. Промышленное получение. Гидролиз. (Восстанавливающие и невосстанавливающие дисахариды).

Полисахариды. Крахмал. Строение: амилоза и амилопектин. Свойства. Распространение в природе. Применение. Декстрины. ( Гликоген: роль в организме человека. Причины диабета и профилактика его возникновения. Пектин.)

Целлюлоза - природный полимер. Характеристика состава, структуры, свойств, нахождения в природе, применение. Нитраты и ацетаты целлюлозы. Их получение, свойства. Применение. (Хитин.)

Знать

-понятия:

 моносахариды,  полисахариды,     альдегидная и циклические формы молекулы глюкозы,   ассиметричный атом углерода,

- вещества и материалы, широко используемые в практике:

    глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка.

-классификацию и номенклатуру углеводов

    Уметь

- называть

 углеводы  по «тривиальной» и международной номенклатурам;

- характеризовать:

строение и свойства   углеводов;

-определять       

 принадлежность веществ к различным классам органических соединений

 - выполнять химический эксперимент по: распознаванию  важнейших органических веществ

-осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников

 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

11.

 Аминокислоты. Пептиды. Белки. Нуклеиновые кислоты.

7

Аминокислоты. Состав, строение, номенклатура. Изомерия по положению аминогруппы и оптическая изомерия. Гомологический ряд аминокислот.

Образование биполярного иона. а- Аминокислоты в составе белков. Физические свойства аминокислот. Амфотерный характер свойств аминокислот.   Химические свойства. Двойственность химических реакций. Распространение в природе .

 Применение и получение аминокислот в лаборатории.

Пептиды и полипептиды. Состав, строение. Образование пептидов. Пептидная связь.     Полипептиды в природе и их биологическая роль. Гормоны, антибиотики, токсины.

Белки. Классификация белков по составу и пространственному строению. Пространственное строение.  Физические свойства белков. Структура молекул белков: первичная, вторичная, третичная и четвертичная. Методы изучения структуры белков.    Характеристика связей, поддерживающих эти структуры. Обратимая и необратимая денатурация.

Химические свойства белков. Качественные реакции на белки. Гидролиз. Синтез белков 

Нуклеиновые кислоты. Понятие о нуклеиновых кислотах как природных полимерах. РНК и ДНК, их местонахождение в живой клетке и биологические функции.  

Общие представления о структуре  ДНК  

Роль нуклеиновых кислот в биосинтезе белка.

Знать

-понятия:

 α-аминокислоты,   амфотерность, пептидная связь, белки, глобулярные, фибриллярные белки,    первичная, вторичная, третичная, четвертичная структуры белка,   денатурация, ренатурация.

- вещества и материалы, широко используемые в практике:

   аминокислоты, белки. 

-классификацию и номенклатуру аминокислот, белков

    Уметь

- называть

 Аминокислоты, белки   по «тривиальной» и международной номенклатурам;

- характеризовать:

строение и свойства аминокислот, белков;

-определять       

 принадлежность веществ к различным классам органических соединений,  

 

 

- выполнять химический эксперимент по: распознаванию  важнейших органических веществ

-осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников

 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Раздел 4. Органическая химия в жизни человека (7 часов)

12.

Природные источники углеводородов. Способы переработки  углеводородов.  Промышленный органический синтез.   

 2

     Природные источники углеводородов: нефть, уголь, природный и попутный нефтяной газы.  

Нефть. Физические свойства.

Способы переработки нефти. Продукты перегонки нефти. Крекинг термический и каталитический.Детонационная стойкость бензина.  

Коксохимическое производство. Проблемы получения жидкого топлива из   угля. Природный и попутный нефтяной газы, их состав и использование в промышленности. Химическая технология. Материалы. Продукты, промышленный органический синтез. Научные принципы химического производства.

 

Знать

понятия:

нефть, уголь, природный и попутный нефтяной газы, перегонка нефти, крекинг, детонационная стойкость, пиролиз, риформинг

  -природные источники углеводородов способы их переработки;

основные компоненты природного газа, важнейшие направления использования нефти: в качестве энергетического сырья и основы химического синтеза.

осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников

 Знать

понятия:

Химическая технология, сырье, материалы, продукты, промышленный органический синтез, научные принципы химического производства.

осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

13.

Полимеры – синтетические высокомолеку-лярные соединения.

4

Общие понятия химии ВМС: полимер, макромолекула, мономер, структурное звено, степень полимеризации, геометрическая форма макромолекул. Физико-химические свойства полимеров. Классификация полимеров. Реакции полимеризации и поликонденсации (механизм) Характеристика синтетических каучуков (на примерах бутадиенового и дивинилового); синтетических волокон (на примерах ацетатного волокна, лавсана и капрона); пластмасс (на примерах полиэтилена, поливинилхлорида и поливинилстирола).

Практическое использование полимеров и возникшие в результате этого экологические проблемы. Вторичная переработка полимеров.

Композиционные материалы. Лаки. Краски. Клеи. Красители. Органические красители.

Знать

понятия:

полимер, макромолекула, мономер, структурное звено, степень полимеризации,   полимеризация и поликонденсация,   синтетические каучуки, волокна, пластмассы, композиционные материалы,  лаки,  краски, клеи, красители. Уметь

- называть

 жиры  по «тривиальной» и международной номенклатурам;

- характеризовать:

строение и свойства   полимеров и полимерных материалов;

- вещества и материалы, широко используемые в практике:

   синтетические каучуки, волокна, пластмассы

-определять       

 принадлежность веществ к различным классам органических соединений

  - выполнять химический эксперимент по: распознаванию  важнейших органических веществ

-осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников

 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

14.

 Органическая химия и окружающая среда.

1

Экология. Понятие о химической экологии. Химические отходы. Углеводороды, вредные для здоровья человека. Влияние на окружающую среду производных углеводородов. Химическая экология как комплексная наука, изучающая состояние окружающей среды. Комплексный характер воздействия на окружающую среду и популяции живых особей различных органических веществ.

Способы уменьшения негативного воздействия на природу органических соединений. Продукты человеческой деятельности – источник загрязнений окружающей среды. Понятие о хемофобии.

Уметь

 -осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников

 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

для:

- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

 - определения возможности протекания химических  превращений в различных условиях и оценки их последствий;

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным  оборудованием в лаборатории, быту и на производстве;

 - распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;

- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных  источников.

Календарно – тематическое планирование химия 10 класс (базовый уровень):

Кол-во часов

Тема урока ( в соответствии с УМК)

Тип урока

Планируемые результаты

Даты прохождения темы

по плану

фактически

Глава 1 Введение в   органическую   химию 1ч

1

1

Органическая химия. Отличительные признаки органических соединений

УИНМ

Различать предметы изучения органической и неорганической химии. Сравнивать органические и неорганические соединения.

Глава 2 Теория строения   органических соединений  1ч

2

1

Теория химического строения А. М. Бутлерова.

УИНМ

Называть изученные положения теории химического строения А. М. Бутлерова. Оперировать понятиями «атом», «молекула», «валентность», «химическое строение», «структурная формула», «изомерия», «изомеры». Моделировать пространственное строение метана, этана, пропана

Глава 3 Особенности   строения   и  свойств   органических   соединений и их классификация 2ч

3

1

Развитие теоретических представлении об электронном и пространственном строении органических соединений

УИНМ

Описывать пространственную структуру изучаемых веществ. Систематизировать знания о ковалентной химической связи. Различать типы гибридизации

4

1

Классификация и методы познания органических соединений

УИНМ

Глава 4 Теоретические основы, механизмы и закономерности протекания реакций органических соединений 4 ч.

5

1

Теоретические основы протекания реакций органических соединений

УИНМ

Определять качественный состав изучаемых веществ. Классифицировать химические реакции. Систематизировать и обобщать полученные знания.

6

1

Особенности и классификация органических реакций

УИНМ

7

1

Решение задач

УЗПЗ

8

1

Входная контрольная работа №1

УКЗ

Глава 5   Углеводороды  17ч.

9

1

Предельные углеводороды. Алканы. Гомологческий ряд алканов

УИНМ

Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты. Наблюдать и описывать химические реакции с помощью языка химии. Соблюдать правила техники безопасности. Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием. Называть углеводороды по международной номенклатуре. Различать понятия «изомер» и «гомолог». Моделировать пространственное строение метана, этана, пропана, этилена, ацетилена. Характеризовать способы получения, свойства и области применения изучаемых веществ. Опытным путём доказывать непредельный характер углеводородов. Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменений свойств углеводородов в гомологических рядах. Прогнозировать свойства изучаемых веществ на основании теории химического строения органических соединений А. М. Бутлерова. Описывать генетические связи между изученными классами органических веществ. Осуществлять расчёты по нахождению молекулярной формулы вещества по продуктам его сгорания. Использовать алгоритмы при решении задач. Осуществлять внутри- и межпредметные связи

10

1

Номенклатура и изомерия алканов

УИНМ

11

1

Физические и химические свойства алканов и их применение

УИНМ

12

1

Решение задач. Нахождение молекулярной формулы вещества по массе(объёму) продуктов сгорания.

УИНМ

13

1

Циклоалканы

УИНМ

14

1

Не предельные углеводороды. Гомологи и изомеры

УИНМ

15

1

Физические и химические свойства алкенов и их применение

УИНМ

16

1

Практическая работа №1 Получение этилена и изучение его свойств

УП

17

1

Алкадиены. Строение, свойства, применение

УИНМ

18

1

Алкины. Свойства, применение и получение

19

1

Решение расчетных задач и упражнений по теме «Непредельные углеводороды»

УЗПЗ

20

1

Ароматические углеводороды. Бензол

УИНМ

21

1

Химические свойства ароматических углеводородов

УИНМ

22

1

Взаимосвязь предельных, непредельных и ароматических углеводородов. Производные углеводородов

УИНМ

23

1

Решение задач и упражнений по теме «Арены»

УЗПЗ

24

1

Подготовка к контрольной работе по теме «Углеводороды»

УЗПЗ

25

1

Контрольная работа №2

УКЗ

Глава 6 Природные источники и способы переработки Углеводородов. Промышленный органический синтез2ч.

26

1

Нефть. Нефтепродукты.

УИНМ

Описывать способы получения и применение изученных веществ. Составлять сравнительные и обобщающие схемы. Пользоваться информацией из других  источников для подготовки кратких сообщений. Готовить презентации по теме

27

1

Коксохимическое производство.

Природный и попутный нефтяные газы

УИНМ

Глава 7    Спирты, фенолы 6 ч.

28

1

Классификация, номенклатура  изомерия спиртов.

УИНМ

Моделировать строение изучаемых веществ. Обобщать понятия «ковалентная неполярная связь», «ковалентная полярная связь», «ионная связь», «водородная связь». Различать изученные виды изомерии органических веществ. Называть одноатомные спирты по международной номеклатуре. Исследовать свойства одноатомных и многоатомных спиртов, фенола. Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты. Наблюдать и описывать химические реакции. Проводить качественные реакции на многоатомные спирты и фенолы. Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием. Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменений свойств функциональных производных углеводородов в гомологических рядах. Описывать генетические связи между изученными классами органических веществ. Характеризовать способы получения, свойства и области применения изучаемых веществ.

29

1

Предельные одноатомные спирты. Гомологический ряд. Состав, строение и физические свойства

УИНМ

30

1

Химические свойства одноатомных  спиртов

УИНМ

31

1

Многоатомные спирты

УИНМ

32

1

Фенолы

УИНМ

33

1

Решение задач и упражнений по теме «Спирты, фенолы»

УЗПЗ

Глава 8   Альдегиды, карбоновые кислоты и сложные эфиры 8ч

34

1

Классификация, номенклатура и особенности строения   альдегидов.

УИНМ

Исследовать свойства альдегидов, карбоновых кислот. Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты. Наблюдать и описывать химические реакции. Проводить качественные реакции на альдегиды, карбоновые кислоты. Соблюдать правила техники безопасности. Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием. Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменений свойств функциональных производных углеводородов в гомологических рядах. Описывать генетические связи между изученными классами органических веществ. Характеризовать способы получения, свойства и области применения изучаемых веществ. Осуществлять расчёты по химическим уравнениям, связанные с массовой (объёмной) долей выхода продукта реакции от теоретически возможного

35

1

Химические свойства и получение альдегидов.

УИНМ

36

1

Классификация, номенклатура и особенности строения карбоновых кислот

УИНМ

37

1

Практическая работа №2 «Получение карбоновых кислот в лаборатории и изучение их свойств»

УП

38

1

Сложные эфиры карбоновых кислот

УИНМ

39

1

Генетическая взаимосвязь между углеводородами, спиртами, альдегидами и карбоновыми кислотами

УИНМ

Решение экспериментальных задач. Подготовка к контрольной работе по темам 7-8

41

1

Контрольная работа №3

УКЗ

Глава 9  Азотсодержащие  органические соединения 4 ч.

42

1

Амины. Общая характеристика класса

УИНМ

Осуществлять внутри- и межпредметные связи. Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты. Наблюдать и описывать химические реакции. Соблюдать правила техники безопасности. Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием. Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменений свойств функциональных производных углеводородов в гомологических рядах. Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений. Готовить презентации по теме

43

1

Химические свойства, получение и применение аминов

УИНМ

44

1

Анилин

УИНМ

45

1

Гетероциклические соединения

УИНМ

Глава 10  Жиры  1ч.

46

1

Жиры – триглицериды: состав, строение, свойства

УИНМ

Использовать внутри- и межпредметные связи. Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты. Наблюдать и описывать химические реакции. Характеризовать свойства, биологическую роль и области применения изучаемых веществ.

Глава 11 Углеводы 6ч

47

1

Классификация углеводов

УИНМ

Наблюдать и описывать химические реакции. Характеризовать свойства, биологическую роль и области применения изучаемых веществ. Проводить качественные реакции на углеводы. Обобщать знания и делать выводы о классах органических соединений. Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений. Готовить презентации по теме.

48

1

Глюкоза: строение, свойства, применение

УИНМ

49

1

Сахароза

УИНМ

50

1

Крахмал – природный полимер

УИНМ

51

1

Целлюлоза

УИНМ

52

1

Решение расчетных задач

УЗПЗ

Глава 12  Аминокислоты. Пептиды. Белки. Нуклеиновые кислоты 7ч.

53

1

Аминокислоты.

УИНМ

Соблюдать правила техники безопасности. Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием. Обобщать знания и делать выводы о классах органических соединений. Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений. Готовить презентации по теме

54

1

Белки.

УИНМ

55

1

Практическая работа№3  «Получение раствора белка и выполнение опытов с ними».

УИНМ

56

1

Практическая работа №4 Решение экспериментальных задач по теме «Вещества живых клеток».

УП

57

1

Нуклеиновые кислоты – биополимеры.

УИНМ

58

1

Обобщение тем 9-12.

УЗПЗ

59

1

Контрольная работа №4.

УКЗ

Глава 13.       Полимеры – синтетические высокомолекулярные соединения    4     ч.

60

1

Общие понятия о синтетических высокомолекулярных соединениях.

УИНМ

Использовать внутрипредметные связи. Различать общие понятия химии высокомолекулярных соединений: «мономер», «полимер», «структурное звено», «степень полимеризации», «средняя молекулярная масса», «полимеризация», «поликонденсация». Характеризовать свойства изученных высокомолекулярных соединений и полимерных материалов на их основе. Описывать способы получения и применение изученных высокомолекулярных соединений и полимерных материалов на их основе. Соблюдать правила техники безопасности

61

1

Синтетические каучуки.

УИНМ

62

1

Синтетические волокна.

УИНМ

63

Практическая работа №5 «Распознавание пластмасс и волокон»

УП

Глава 14.    Органическая химия и окружающая среда   1ч.

64

1

Экологические проблемы и защита окружающей среды от загрязняющего воздействия органических веществ.

УИНМ

Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений. Составлять обобщающие схемы. Готовить презентации по теме

Уроки 65-68 резервные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии для 8 класса ( Н.Е.Кузнецова)

Данная рабочая программа составлена для работы в 8 классе по учебнику Н.Е.Кузнецовой. Программа расчитана на 2 часа в неделю в общеобразовательных классах....

Рабочя программа по химии для 8 класса к учебнику Н.Е.Кузнецовой "Химия.8 класс".

Естественнонаучное образование - один из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Оно обеспечивает всестороннее развитие лич­ности ребёнка за время его обучения и воспит...

Рабочая программа по химии 8 класс, Н.Е. Кузнецова , 3ч в неделю.

Образовательная( рабочая)  программа содержит пояснительную записку, содержание, календарно-тематическое планирование.Рассчитана на 102 часа,  3 часа в неделю....

Рабочая программа по химии для профильного уровня 11 класс, Кузнецова Н.Е.

Образовательная ( рабочая) программа содержит пояснительную записку, содержание, тематическое планирование. Рассчитана на 102 часа, 3 часа в неделю...

Рабочие программы по химии 8 - 11 класс (Кузнецова Н. Е.)

Содержит материал для работы с обучающимися по программе Н. Е. Кузнецовой по химии 8 -11 класс: календарно - тематический план, планируемые результаты, контрольные и практические работы, критерии оцен...

Рабочие программы по химии 8 - 11 класс (Кузнецова Н. Е.)

Содержит материал для работы с обучающимися по программе Н. Е. Кузнецовой по химии 8 -11 класс: календарно - тематический план, планируемые результаты, контрольные и практические работы, критерии оцен...

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...