Сравнительные таблицы на уроках химии
методическая разработка по химии
Данное методическое пособие позволяет:
1) организовать самостоятельную работу обучающихся на уроке,
2) развивает умение работать с различными источниками информации (текстом, экспериментом, справочной литературой),
3) способствует осознанию и усвоению причинно-следственных связей, связанных с понятием "вещество".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сравнительные таблицы | 238 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СШ № 32 им. С.А. Лавочкина» города Смоленска, учитель химии Иванова Л.Е.
Сравнительные таблицы на уроках химии
№ п/п | Тема | Класс | Название таблицы | Этап использования |
1 | Атомы химических элементов | 8 | «СТРОЕНИЕ АТОМА» | Контроль |
2 | Изменения, происходящие с веществами | 8 | «ТИПЫ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ» | Закрепление, повторение |
3 | Изменения, происходящие с веществами | 8 | «СПОСОБЫ РАЗДЕЛЕНИЯ СМЕСЕЙ» | ИНМ |
4 | Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена | 8 | «ЭЛЕКТРОПРОВОДНЫЕ СВОЙСТВА ВЕЩЕСТ» | ИНМ |
5 | Введение | 9 | «ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ СТРОЕНИЯ И СВОЙСТВ АТОМОВ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ» | Закрепление, обобщение |
6 | Металлы | 9, 11 | «СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ МЕТАЛЛОВ» | ИНМ, закрепление, обобщение |
7 | Неметаллы | 9 | «ГАЛОГЕНЫ» | ИНМ |
8 | Неметаллы | 9 | «КИСЛОРОД. СЕРА» | ИНМ |
9 | Неметаллы | 9 | «СОЕДИНЕНИЯ СЕРЫ» | ИНМ |
10 | Неметаллы | 9 | «АЗОТ. ФОСФОР» | ИНМ |
11 | Неметаллы | 9 | «ОКСИДЫ УГЛЕРОДА» | ИНМ |
12 | Органическая химия | 10 | «СТРОЕНИЕ МОЛЕКУЛ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕВСТВ» | Закрепление, обобщение |
13 | Строение вещества | 11 | «СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА» | Контроль |
14 | Химические реакции | 11 | «ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ» | Закрепление |
Примечание: ИНМ – изучение нового материала.
Таблица «СТРОЕНИЕ АТОМА»
Номер химического элемента | V | V | V | V | V |
Химический знак | |||||
Число протонов в ядре | |||||
Число нейтронов в ядре | |||||
Общее число электронов | |||||
Число электронов на внешнем слое | |||||
Число энергетических уровней | |||||
Число неспаренных электронов | |||||
Металл/ неметалл |
Примечание: таблица предлагается в готовом виде; номера химических элементов (V) учитель указывает по своему усмотрению. Количество элементов для описания также определяется учителем.
Таблица «ТИПЫ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ»
Название типа реакции | Схема | Пример реакции | Изменение степеней окисления Э |
Таблица «СПОСОБЫ РАЗДЕЛЕНИЯ СМЕСЕЙ»
Название способа | Вид смеси однород/неоднород | На чем основан способ разделения | Примеры смесей |
Отстаивание | |||
Фильтрование | |||
Выпаривание | |||
Дистилляция | |||
Перегонка | |||
Действие магнитом | |||
… |
Примечание: таблица предлагается в готовом виде и дополняется необходимым количество способов разделения.
Таблица «ЭЛЕКТРОПРОВОДНЫЕ СВОЙСТВА ВЕЩЕСТ»
Вариант 1
Вещество | Агрегатное состояние | Наличие эл. тока | Условия возникновения электрического тока: наличие … | Тип связи | |
заряженных частиц | условий для движения | ||||
Н2О (дистиллированная) | |||||
Поваренная соль | |||||
Поваренная соль | |||||
Сахар, С12Н22О11 | |||||
Сахар, С12Н22О11 | |||||
Соляная кислота, НСl | |||||
Гидроксид натрия, NaOH | |||||
Н2О, (водопроводная) |
Таблица «ЭЛЕКТРОПРОВОДНЫЕ СВОЙСТВА ВЕЩЕСТ»
Вариант 2
Вещество | Наличие эл. тока | Тип связи | Наличие заряженных частиц | Наличие условий для движения |
H2O (дистиллир.) | ||||
NaCl | ||||
NaCl | ||||
C12H22O11 | ||||
C12H22O11 | ||||
HCl | ||||
NaOH | ||||
H2O (водопровод.) |
Примечание: таблица составляется и комментируется во время урока по ходу выполнения демонстрационного эксперимента; агрегатное состояние веществ указывается учащимися на уроке.
Таблица «ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ
СТРОЕНИЯ И СВОЙСТВ АТОМОВ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ»
Признак сравнения | По периоду с увеличением порядкового номера | По группе с увеличением порядкового номера |
Строение атома | ||
Заряд ядра | ||
Число электронов на внешнем слое | ||
Число энергетических уровней | ||
Радиус атома | ||
Свойства атома | ||
Электроотрицательность | ||
Окислительные свойства | ||
Восстановительные свойства | ||
Металлические свойства | ||
Неметаллические свойства | ||
Свойства оксидов и гидроксидов | ||
Основные | ||
Кислотные |
Таблица «СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ МЕТАЛЛОВ»
Название способа получения | Пиро-металлургический | Электро- металлургический | Гидро- металлургический |
Исходное сырье | |||
Восстановитель(и) | |||
Предварительная подготовка сырья | |||
Условия проведения процесса | |||
Примеры металлов |
Таблица «ГАЛОГЕНЫ»
Порядковый номер | 9 | 17 | 35 | 53 |
Химический знак | ||||
Формула простого вещества | ||||
Агрегатное состояние | ||||
Цвет | ||||
Типичные степени окисления | ||||
Способы получения | ||||
Качественная реакция на галогенид-ион (сокращен-ное ионное уравнение, признак реакции) |
Таблица «КИСЛОРОД. СЕРА»
Химический элемент | КИСЛОРОД | СЕРА |
Заряд ядра | ||
Число ȇ на внешнем слое | ||
Число электронных слоев в атоме | ||
Возможные степени окисления | ||
Аллотропные модификации | ||
О2 | S | |
Агрегатное состояние | ||
М, г/моль | ||
Растворимость в воде | ||
Биологическое действие | ||
Способы получения | ||
Взаимодействие с водородом ( уравнение реакции) | ||
Окислитель в реакциях ( уравнение реакции) | ||
Восстановитель в реакциях ( уравнение реакции) |
Таблица «СОЕДИНЕНИЯ СЕРЫ»
Признаки сравнения | Оксид серы (IV) | Оксид серы (VI) | Сероводород |
1. Молекурярная формула | |||
2. Название | |||
3. Молярная масса | |||
3. Агрегатное состояние | |||
4. Запах, цвет | |||
5. Биологическое действие | |||
6. Отношение к воде (+ уравнение реакции) | |||
7. Взаимодействие с кислородом ( уравнение реакции) | |||
10. Получение | |||
11. Применение |
Таблица «АЗОТ. ФОСФОР»
Химический элемент | АЗОТ | ФОСФОР |
Химический знак | ||
Заряд ядра | ||
Число ȇ на внешнем слое | ||
Возможные степени окисления | ||
Наличие аллотропных модификаций | ||
Формула простого вещества | ||
Агрегатное состояние | ||
М, г/моль | ||
Нахождение в природе | ||
Биологическое действие | ||
Оксиды и водородные соединения (формулы) | ||
Окислитель в реакциях ( уравнение реакции) | ||
Восстановитель в реакциях ( уравнение реакции) |
Таблица «ОКСИДЫ УГЛЕРОДА»
Признаки сравнения | Оксид углерода (II) | Оксид углерода (IV) | Вывод |
1. Молекурярная формула | |||
2. Название | |||
3. Тип химической связи | |||
4. * Структурная формула | |||
5. Агрегатное состояние | |||
6. Молярная масса | |||
7. Растворимость в воде | |||
8.Кислотно-основный характер | |||
9. Окислительно-восстановителные свойства | |||
10. Получение | |||
11. Применение | |||
12. Биологическое действие |
Таблица «СТРОЕНИЕ МОЛЕКУЛ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕВСТВ»
Тип гибридизации атома углерода | sp3 | sp2 | sp |
Число гибридных облаков | |||
Число негибридных облаков | |||
Валентный угол | |||
Форма молекулы | |||
Длина связи -С–С- | |||
Число π-связей в молекуле | |||
Примеры молекул углеводородов | |||
Примеры молекул веществ, содержащий кислород | |||
Примеры молекул веществ, содержащий азот | |||
*Примеры молекул неорганических веществ с тем же типом гибриди-зации атома |
Таблица «СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА»
Формула вещества | V | V | V |
Название вещества | |||
Класс вещества | |||
Тип химической связи | |||
Тип кристаллической решетки | |||
Агрегатное состояние | |||
Растворимость в воде | |||
Тип гибридизации атома – С (для орг. вещества) | |||
Форма молекулы |
Примечание: таблица предлагается в готовом виде; формулы веществ (V), 1-го органического и 2-х неорганических, учитель указывает по своему усмотрению.
Таблица «ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ»
Соль образована | Гидролиз протекает по … | Избыток [H+] , [OH-] | Характер среды | pH | Цвет индикатора | |
катион | анион | |||||
Дидактические материалы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сравнительная таблица стандартов 2004 года и ФГОС
Сравниваются: цели образования, структура стандартов,, планируемые результаты......
Урок химии в 10 классе "Сравнительная характеристика алканов и алкенов"
Тип урока: обощение и систематизация знаний с элементами контроля по темам "Алканы" и "Алкены"...
позвоночные и беспозвоночные сравнительная таблица
позвоночные и беспозвоночные сравнительная таблица...
Использование интерактивных таблиц на уроках химии как способ развития у обучающихся учебно-познавательной компетенции
В состав учебно-познавательной компетенции входят следующие умения:ставить цель и организовывать её достижение, умение пояснить свою цель;организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооцен...
Сравнительная таблица по теме Революции 1917 года
Помогает учащимся сопоставить фактические данные и на их основе сделать выводы....
Сравнительная таблица по теме "Митоз, мейоз", 9-10 класс
Сравнительная таблица по теме "Митоз, мейоз", 9-10 класс...
Сравнительная таблица качества по биологии и химии.
Сравнительная таблица....