Интегрированный урок в 8 классе "Кожа-универсальный орган"
план-конспект урока по химии (8 класс)
Интегрированный урок (химия и биология) в 8 классе "Кожа - универсальный орган".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kozha-universalnyy_organ.docx | 37.37 КБ |
rabochiy_list_po_teme_kozha.docx | 65.7 КБ |
raschet_ploshchadi_poverhnosti_tela.docx | 12.35 КБ |
zadaniya_po_himii.docx | 11.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Бахтин В.В., учитель химии,
Толкунова Ю.В., учитель биологии
Тема урока: Кожа - универсальный орган.
Цель: Систематизация знаний о строении, химическом составе и функциях кожи.
Задачи урока:
- Образовательная: продолжить знакомство со строением и функциями кожи, рассмотреть роль химических соединений (солей) в жизнедеятельности живых организмов.
- Развивающая: способствовать развитию умения анализировать, обобщать, устанавливать причинно – следственные связи, применять знания и умения по химии и биологии при изучении химического состава кожи, развивать навыки экспериментально – исследовательской деятельности, развивать умения решать расчетные задачи, развивать умения давать биологические обоснования физиологическим потребностям своего организма
- Воспитательная: формировать межпредметные связи, надпредметные и метапредметные компетенции, положительную мотивацию учения, адекватную самооценку, чувство ответственности к своему здоровью.
Тип урока: Обобщение и контроля.
Вид урока: комбинированный
Оборудование: ноутбук, медиапроектор, презентация к уроку в программе Smart Notebook, учебники; химия 8 кл. автор О.С.Габриелян изд. «Дрофа», 2018 год., биология Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. 8класс «Биология. Человек», учебник для общеобразовательных учреждений, изд. «Дрофа», 2017 год.
.
Реактивы: растворы хлоридов натрия, калия, магния, кальция, нитрат серебра, серная, соляная, азотная кислоты, желтая и красная кровяная соль, роданид калия, сульфат и хлорид железа, соляная кислота, кусочки свежего говяжьего мяса, гидрокарбонат натрия(сода пищевая).
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель биологии: - Добрый день, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. И необычна его тема. Ребята, давным-давно один замечательный поэт мыслитель Максимилиан Волошин сказал: “Жизнь – бесконечное познание!”
Учитель химии: Бери свой посох и иди” [4] Презентация 1 (слайд 1).
- Ребята, о чем говорит данное высказывание? (высказывают свое мнение).
- Хорошо, молодцы! Мы понимаем ваши мысли.
Стадия вызова: (7 мин).
Целеполагание:
Учитель биологии: - А теперь подумайте, что объединяют между собой эти изображения? (какую идею) (слайд 2).
Рисунки: на слайде.
Правильный ответ – строение и состав кожи.
Учитель биологии: - Как вы считаете, а зачем нам нужно это знать и где мы можем применить в жизни эти знания? (отвечают).
- Значит, какая тема нашего с вами учебного занятия?
Учитель химии: - Как мы можем объединить ваши мысли в три слова? – Кожа-универсальный орган (слайд З).
- Как вы считаете? Какую цель вы бы поставили перед собой, придя на это учебное занятие?
Цель (слайд 4). Изучение химических веществ в составе человеческой кожи.
Задачи:
Учитель биологии: Ребята, нам известно биологический строение кожи. Из чего она состоит?
- Из нескольких слоёв.
- Из каких?
1 ученик- Кожа состоит из трёх слоёв: эпидермис, дерма или кориум и подкожно-жировая клетчатка, давайте проверим: (слайд 5). Говорит ли это о том, что нам известен ее химический состав?
- Так значит, какая наша очередная задача?
Познакомиться с химической составляющей кожи.
Учитель биологии: - Правильно, а для чего нам нужны эти знания?
- Чтобы не навредить своему здоровью, организму.
- Значит, мы должны узнать, как химические соединения влияют на жизнедеятельность живых организмов, и таким образом, вторая наша задача будет следующая:
Указать роль химических соединений (солей) в жизнедеятельности живых организмов (слайд 6).
Учитель химии: - Итак, ребята, тема, цель и задачи нашего занятия определены. А для того, чтобы достичь поставленной цели и решить задачи, надо плодотворно потрудиться!
2. Изучение нового материала с элементами повторения
Учитель биологии: - Химические элементы образуют вещества, которые входят в состав клеток и тканей. Кровь – это тоже ткань. Вспомните, разновидностью какой ткани является кровь? (вопрос к классу).
- Действительно, кровь – это разновидность соединительной ткани. Охарактеризуйте кратко этот вид ткани (вопрос к классу). Слайд 7 (кровь как соединительная ткань)
По данному вопросу ... (фамилия и имя обучающегося) приготовил небольшое сообщение.
Учитель химии: - А вы знаете, что в коже накапливается до 1л. крови и ,чтобы поддержать постоянство внутренней среды – гомеостаз, эта кровь может быть перенаправлена в любой повреждённый орган. А какой ещё орган может обладать такой функцией?( селезёнка).Наводящие вопросы.
Гомеостаз (греч. "гомеос" – одинаковый, "статис" – установившийся) – относительное постоянство внутренней среды организма).
ПЛАЗМА КРОВИ - жидкая часть крови?
В плазме крови находятся во взвешенном состоянии форменные элементы (клетки крови). Плазма крови составляет 55—60 % от общего объема крови. Она содержит 90—94% воды и 7—10% сухого вещества, в котором 6—8% приходится на долю белковых веществ, а 1,5—4% — на другие органические и минеральные соединения. Вода служит источником воды для клеток и тканей организма, поддерживает кровяное давление и объем крови [1]. В норме концентрации одних растворенных веществ (в плазме крови) все время остаются постоянными, а содержание других может колебаться в определенных пределах в зависимости от скорости их поступления в кровь или удаления из нее. Ребята, мне известно, что в состав крови человека входят такие химические элементы, как Na, K, Mg, Ca (демонстрация металлов) и другие. Как вы считаете, эти элементы входят в чистом виде, или же как–то иначе? (Слайд 17).
- А в каком виде?
- В виде соединений химических.
- А каких?
Учитель биологии: - А я даю вам подсказку: В процессе фильтрации крови, которая проходит через почки формируется первичная, а затем вторичная моча [2]. А из крови в мочу, прежде всего, выделяются какие сложные вещества, как вы думаете? Затрудняетесь? Тогда вторая подсказка: потовые железы в процессе обмена веществ, при интенсивной физической нагрузке выделяют воду и ненужные для организма вещества. А какой пот на вкус?
- Соленый.
- Так какие же химические соединения входят в состав крови?
- Это соли.
Учитель химии: Соли Na, K, Mg, Ca. А соли - каких кислотных остатков: -Cl, =HPO4, -HCO3.
- Составьте формулы химических солей (хлоридов) с данными элементами металлов. От какой кислоты взят этот кислотный остаток?
- От соляной кислоты.
Какую валентность имеет данный кислотный остаток?
- I (Составляют формулы солей) (Слайд 18).
- Кроме этого, в крови содержатся еще и фосфаты. Кто желает составить формулы солей фосфатов с данными металлами? (Работают в рабочих листах приложение 1).
- Очень хорошо. Также в крови содержатся не только средние соли, но и кислые, например, гидрокарбонаты. Кислые соли образуются при неполном замещении атомов водорода на атом металла: NaHCO3, KHCO3, Ca(HCO3)2, Mg(HCO3)2.
- Для того чтобы отличить хлориды от других солей, можно провести качественную реакцию на наличие хлора в соляной кислоте и ее солях.
(При проведении эксперимента, ребята, помните о правилах ТБ, которые мы повторили перед уроком, и вы расписались в журнале по ТБ)
Фронтальный эксперимент: качественная реакция на хлориды, выполняют по алгоритму), затем проговаривают вывод (слайд 19).
Вывод: Во всех пробирках образовался белый творожистый осадок, который говорит о том, что все четыре соли образованы от соляной кислоты, т.е. это хлориды.
Физминутка
Учитель биологии: - Итак, ребята, таким образом, мы пришли к выводу, что в состав крови входят соли. Но ведь кровь – это не единственная жидкость внутри организма человека, в его внутренней среде содержатся такие жидкости как: тканевая жидкость, осуществляет непосредственный обмен веществ между клетками; и третья жидкость это – лимфа, которая образуется из части тканевой жидкости [3].
(Слайд 20)
Учитель биологии: - Между этими тремя типами жидкости происходит непрерывный обмен веществ. Однако общий состав и свойства внутренней среды остаются постоянными, что необходимо для нормальной жизнедеятельности клеток в организме в целом. Т.е. главная функция внутренней среды организма – поддержание относительного постоянства ее характеристик – гомеостаза.
(слайд 21) Учитель биологии: - Кровь является главной составляющей внутренней среды , а почему кровь не растекается по всему телу.
Учитель биологии: - Наука, изучающая кожные покровы, называется гистологией, от двух греческих слов "гистос" – ткань, "логос" – наука, учение. (Слайд 22) А что изучает гемология?
(Ученики записывают определение в рабочий лист).
Учитель биологии: - “Слово Гемо” - означает кровь, а вы знаете, почему кровь красного цвета? Потому что в состав форменных элементов эритроцитов входит белок – Гемоглобин (слайд23), который и окрашивает кровь в красный цвет.
Учитель химии: - Гемоглобин (Т.е. Гемо – железосодержащий) – это сложное органическое вещество, в состав которого входит Fe(III) и Fe(II). Тонкошкурова дарья подготовила для вас небольшое сообщение о роли железа в жизни человека [5].
- А теперь я предлагаю выполнить эти две качественные реакции по определению Fe(III) и Fe(II) в составе химических солей. (Презентация обучающихся). Фронтальный эксперимент выполняется по алгоритму, представленному вам.
Демонстрационный эксперимент с “ранкой” (перед экспериментом: участок на тыльной стороне кисти обрабатывается раствором FeCl3 , имитируя обработку поверхности кожи раствором йода). Затем учитель химии окунает лезвие ножа в раствор KSCN и проводит по “обработанному” участку кожи. Таким образом, получается, что “по коже течёт струйка крови”.
- Что произошло? А ничего страшного: я провела еще одну качественную реакцию на Fe(III).
(Слайд 30).
Учитель биологии: - Ребята, вы услышали, что недостаток железа в крови приводит к заболеванию анемией. Как изменяется цвет лица при анемии?
- А сейчас мне бы хотелось доказать тот факт, что в тканях человека, т.е. в коже содержатся белки (кератин,миозин). Эти качественные реакции на обнаружение белка мы с вами проведем. (азотная кислота и кусоче рогового слоя кожи).
Учитель химии: - Человеческий организм – это сложная химическая лаборатория. Мы с вами выяснили, что в состав тканей входят соли NaCl, KCl, MgCl2, CaCl2..
А какая соль содержится в слёзах?
(Ответ учеников: NaCl 0.9 % р-р)
Учитель биологии: - Правильно. Раствор этой соли имеет определенную концентрацию (W (NaCl) = 0,9 %) (слайд 33) и используется для приготовления физиологических растворов для вливания его при потерях крови. Потому что концентрация солей в клетке равна концентрации солей в плазме, что соответствует ноль девяти процентному раствору NaCl.
Учитель химии: 1. Плотность (p) = 1,06 - 1,064 г/мл. Немного больше, чем у пресной воды, почему?
(Ответ учеников: входят растворимые вещества).
Учитель химии: Правильно.
Учитель биологии: Как вы думаете: летом, в жаркую погоду вязкость будет больше или меньше?
(Ответ учеников: больше, т.к. теряется вода, выходя с потом).
Учитель биологии: Правильно.
Учитель биологии: На какую мысль наводит данное сходство?
(Ответ учеников: далекие предки человека имели морское происхождение).
Учитель биологии: Правильно. И это доказывает так же, что жизнь на Земле зародилась в глубинах океана.
Учитель химии: - А теперь решим задачу: (слайд 34).
Сколько граммов соли необходимо для получения 250 г физиологического раствора? (на столы раздаются карточки с условием задачи, один из учащихся решает задачу у доски).
Учитель биологии: - Соли натрия, а также и соли калия содержатся в крови человека, и выполняют они следующие функции: соли натрия удерживают в нашем организме лишнюю воду, а соли калия ее выводят. Для того, чтобы наши организмы не отекали и обменные процессы проходили нормально, мы должны употреблять в пищу продукты, содержащие калий (слайд 36).
Учитель химии: - Решив задачу, мы узнаем, сколько надо съесть кураги, чтобы восполнить суточную потребность организма в калии (Слайд 37).
Задача: Суточная норма калия равна 3,5 г.
В 50 граммах кураги содержится 1,017 г. калия. Сколько грамм кураги надо съесть, чтобы получить суточную норму калия?
Ответ: масса кураги равна 172 г.
Учитель биологии: - Ребята! Нам бы очень хотелось, чтобы вы съедали кураги в день не меньше рассчитанной массы данного питательного продукта.
- А еще, кроме солей натрия и калия, в кровь входят соли кальция и магния и др. химических элементов. Основными источниками магния являются следующие продукты питания: хлеб грубого помола, крупы, бобовые (слайд38).
- Основными источниками кальция являются следующие продукты (слайд 39) и т.д.
- Внимание, вопрос: Попробуйте объяснить, почему врачи - диетологи не рекомендуют пить газированные напитки, особенно цветные и даже на наш взгляд безвредную минеральную воду?
Верный ответ: Потому что, при попадании в кровь этих напитков углекислый газ связывается с кальцием и образуется карбонат кальция CaCO3 в виде осадка, что приводит к выведению кальция из костей, накоплению солей кальция в суставах, образованию наростов в костных тканях, разрушению костей (слайд 40).
3. Закрепление изученного материала
Учитель химии - Подведем итоги урока:
- Для этого мы приготовили для вас следующее задание: интеллектуальная игра “Кто познал химию крови”
Выставление оценок.
Оценить решение задач самой! Сообщения тоже оцениваются и обосновываются.
Итоги игры: команда – победительница (очки подсчитывают сами) получает возможность прибавить балл к оценке, которую вы получите на следующих уроках химии и биологии!
4. Рефлексия
5. Д/з:
- учебник биология “Человек” с. 116-121;
- учебник химия с. 114-119.
Используемая литература и источники
- Химия. 8 кл. О.С.Габриелян изд. «Дрофа», 2018 год.
- Биология Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. 8класс «Биология. Человек», учебник для общеобразовательных учреждений, изд. «Дрофа», 2017 год.
- Глинка Н.Л. Общая химия / [Текст] Н. Л. Глинка. Методическое пособие. Москва “Просвещение”. – 2005.
- Тур А.Ф., Шабалов Н.П. Кровь здоровых детей разных возрастов/ [Текст] А. Ф. Тур. Л.: Медицина. - 1970. - с. 111-136.
- Физиология системы крови. / Под ред. В.Н. Черниговского и др. Л.: Наука. - 1968. - с. 77-154.
- Хрипкова А.Г. , Антропова М.В., Фарбер, Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена / [Текст] А.Г. Хрипкова, Д.А. Фарбер, М. В. Антропова. М.: Просвещение. - 1990. - с. 77-79.
- Интегрированный урок по химии и биологии “Химия крови” http://festival.1september.ru/articles/608104.
- Интегрированный урок (биология + химия) по теме "Кровь. http://festival.1september.ru/articles/530454.
Предварительный просмотр:
Рабочий лист по теме «Кожа»
1.Расчёт поверхности кожи
Поверхность кожи = ( вес тела * 4 ) +7 = ______ м2
вес тела + 90
2.Обозначьте слои кожи
3. Заполните таблицу «Строение кожи»
Слой кожи | Особенности строения | функции |
Задание №1.
1. Рассмотрите под лупой тыльную сторону поверхности руки.
2. Сожмите руку в кулак. Что происходит со складками кожи в области сустава? Каково значение этих складок кожи?
Задание №2.
1. Рассмотрите под лупой кожу ладони.
2. Почему при волнении ладонь оказываются влажными, а тыльная сторона нет?
Задание №3.
1.Рассмотрите под лупой узоры на подушечках пальцев. Сравните узоры с соседом по парте. Одинаковы ли они?
Задание №4.
1.Возьмите салфетку и потрите кожу лба. Что вы видите?
Задание №5.
1. Докажите, что в бороздках находятся осязательные рецепторы, которые повышают чувствительность кожи в этих местах. Для доказательства используйте предложенные предметы.
Задание №6.
1. Поднесите ладонь к щеке на расстоянии 1 см. Что вы чувствуете? Почему?
5. Решение познавательных задач
1. Почему, несмотря на непрерывное слущивание чешуек, кожа не становится тоньше и не изнашивается?
2. Если выдохнуть себе на руку, получается ощущение тепла, а если дунуть, то ощущение прохлады. Почему?
3. В большинстве стран в жару пьют прохладительные напитки, а вот в странах Азии принято пить горячий чай даже в самые знойные часы дня. Как вы можете объяснить эти национальные традиции?
Предварительный просмотр:
Рассчитайте Площадь поверхности вашего тела, используя формулу Мостеллера:
ППТ(ВSA) = h x m/ 60, где h – рост, m- масса тела
Рассчитайте Площадь поверхности вашего тела, используя формулу Мостеллера:
ППТ(ВSA) = h x m/ 60, где h – рост, m- масса тела
Рассчитайте Площадь поверхности вашего тела, используя формулу Мостеллера:
ППТ(ВSA) = h x m/ 60, где h – рост, m- масса тела
Рассчитайте Площадь поверхности вашего тела, используя формулу Мостеллера:
ППТ(ВSA) = h x m/ 60, где h – рост, m- масса тела
Рассчитайте Площадь поверхности вашего тела, используя формулу Мостеллера:
ППТ(ВSA) = h x m/ 60, где h – рост, m- масса тела
Рассчитайте Площадь поверхности вашего тела, используя формулу Мостеллера:
ППТ(ВSA) = h x m/ 60, где h – рост, m- масса тела
Рассчитайте Площадь поверхности вашего тела, используя формулу Мостеллера:
ППТ(ВSA) = h x m/ 60, где h – рост, m- масса тела
Предварительный просмотр:
Задание1. Определите содержание витамина С апельсиновом соке. Для опыта возьмите отдельно свежевыжатый апельсиновый сок и покупной сок известной фирмы.
Налить в пробирку 2 мл сока и добавить воды на 10мл. Затем влить немного крахмального клейстера. Далее по каплям добавлять 5%-ный раствор иода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего 10-15с. Техника определения основана на том, что молекулы аскорбиновой кислоты легко окисляются иодом. Как только иод окислит всю аскорбиновую кислоту, следующая же капля, прореагировав с крахмалом, окрасит раствор в синий цвет. Чем больше капель йода идет на титрование, тем больше витамина С в образце.
Сделайте вывод о содержании витамина С в соках разных видов.
Задание2. Определите содержание витамина А в подсолнечном масле
В пробирку налить 1мл подсолнечного масла и добавить 2-3 капли 1%-ного раствора хлорида железа (3). При наличии витамина А появляется ярко-зеленое окрашивание.
Сделайте вывод о содержании витамина А в подсолнечном масле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок «Глаз как орган зрения и оптический прибор»
Интегрированный урок «Глаз как орган зрения и оптический прибор» (физика + биология).Основная идея данного урока рассмотреть природу глаза не с двух точек зрения (физики и биологии), а с ед...
План-конспект урока. Значение дыхания. Особенности органов дыхания человека
Цель урока: выяснить особенности строения органов дыхания человека в связи с выполняемыми функциямиЗадачи урока: образовательная: изучить анатомические и морфологические особе...
Урок-практикум "Средства защиты органов дыхания"
Урок был проведён в День защиты детей. Видеофильм "Александр Невский" можно найти в сети Интернет....
презентация к уроку биологии 8 класс "Орган зрения"
Урок предназначен для того, чтобы обобщить и систематизировать полученные ранее знания об органах чувств; раскрыть строение и значение зрительного анализатора; создать условия для осмысления и о...
Интегрированный урок обществознания и математики по теме "Выборы органов местного самоуправления"
Это урок, построенный на реализации принципа интегративного подхода в обучении обществознанию и математике. Результатом такого подхода является целостное развитие личности ученика...
Интегрированный урок обществознания и математики по теме "Выборы органов местного самоуправления"
Это урок, построенный на реализации принципа интегративного подхода в обучении обществознанию и математике. Результатом такого подхода является целостное развитие личности ученика...
Интегрированный урок обществознания и математики по теме "Выборы органов местного самоуправления"
Это урок, построенный на реализации принципа интегративного подхода в обучении обществознанию и математике. Результатом такого подхода является целостное развитие личности ученика...