презентация к уроку биологии 8 класс "Орган зрения"
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме
Урок предназначен для того, чтобы обобщить и систематизировать полученные ранее знания об органах чувств; раскрыть строение и значение зрительного анализатора; создать условия для осмысления и осознания знаний об особенностях строения и работе зрительного анализатора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Орган зрения". Биология. 8 класс. Подробный конспект урока с аспектным анализом | 186.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока | «Орган зрения и зрительный анализатор». |
Предмет | Биология. |
Класс | 8 |
Автор/ы урока (ФИО, должность) | Маликова Светлана Юрьевна. Учитель |
Образовательное учреждение | МБОУ СОШ № 23 |
Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья) | Южный ФО. Волгоградская область |
Республика/край | |
Город/поселение | Волжский |
Методическая информация | |
Тип урока | комбинированный. |
Цели урока | Образовательные: обобщить и систематизировать полученные ранее знания об органах чувств; раскрыть строение и значение зрительного анализатора; создать условия для осмысления и осознания знаний об особенностях строения и работе зрительного анализатора. Развивающие: развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы); продолжить работу по формированию навыков анализировать новую учебную информацию, находить необходимые сведения в тексте учебной статьи. Воспитательные: воспитывать активное и сознательное отношение к изучению анатомии человека; продолжить воспитание ответственного отношения к собственному здоровью. |
Задачи урока | Задачи: -создание позитивного эмоционального состояния, в котором отражаются личные и деловые взаимоотношения членов ученического коллектива определяемые моральными нормами и интересами. - формировать умение высказывать свои мысли; уметь раскрывать взаимодействие анализаторов. - формировать умений и навыков находить взаимосвязь строения и функции этого органа. - формировать навыки высказывать свои мысли и индивидуально работать. |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока | Знания о строении анализатора и органа зрения. Умения раскрывать взаимодействие анализаторов, находить взаимосвязь в строении и функциях органа. Навыки работы в индивидуально, в парах, в коллективе, с учебником. |
Необходимое оборудование и материалы | таблица «Зрительный анализатор», компьютер, мультимедийный проектор, мультимедиапрезентация, видеофрагмент «работа зрительного анализатора», видеофрагмент «Гимнастика для глаз», дидактические материалы: раздаточные карточки, инструктивные карточки для выполнения лабораторной работы; опорный конспект урока. |
Подробный конспект урока | |
Мотивация учащихся | Приобретение новых знаний. Бережное отношение к своему здоровью. |
Ход и содержание урока | 1.Организационный момент. - Здравствуйте, ребята. Проверили наличие необходимых учебных принадлежностей к уроку. Садитесь, пожалуйста. Ребята, я Вас прошу плотно сомкнуть веки и не открывать их пока не попрошу об этом. Представьте себе на несколько секунд, что Вы оказались в царстве вечной тьмы. Как жить, как выжить в этой черной бездне? Как объяснить слепому, Слепому как ночь, С рожденья Буйство весенних красот Радуги наважденье. Ю. Друнина. Первичная рефлексия. Для чего нужно знать, осознать то о чем мы будем сегодня говорить? С каким настроением мы начинаем изучение темы? 2.Опрос обучающихся по заданному на дом материалу. Ребята, сейчас мы с Вами проверим как прошло усвоение ранее изученной темы «Координация и регуляция». I. Несколько человек получают карточки с заданиями. Карточка № 1. Что такое анализатор? В чем отличие анализатора от органа чувств? Карточка № 2.Осмысли факт: «Американка Е.Киллер в детстве потеряла зрение и слух. Ее обучали, выписывая слова на ладони. Она научилась говорить и понимать речь, держа свои пальцы на гортани и губах собеседника, воспринимать музыку кожным осязанием плеч и спины, изучила четыре языка, стала автором книг. О каких свойствах анализаторов говорит этот факт? Карточка № 3. Заполни таблицу: Органы чувств человека Название Местоположение рецептора Функция -Задания, ребятами, получены, они работают над своими заданиями, а мы продолжим беседу. Какие системы регуляции есть в организме человека? Что такое рефлекс? Какой отдел нервной системы играет главную роль в осуществлении рефлекса? Дайте определение анализатора. А теперь один из Вас пойдет к доске и составит схему частей анализатора. Через документ-камеру смотрим задание уровня В (ЕГЭ). -Молодцы! 3.Изучение нового материала. Открываем учебник на странице 244 параграф 49. В тетрадях записываем число и тему сегодняшнего урока. Рассмотрим зрительный анализатор по таблице и рисунку 105 в учебнике. Зрительный анализатор- главный, 90% всей информации люди получают посредством зрения. Античный философ Гераклит Эфесский заметил, что «глаза - более точные свидетели чем уши.» Долгое время считали, что глаза испускают особые лучи, и таким образом человек видит. Развеял этот миф знаменитый Абу Али ибн Сина. Великий врач первым пришел к выводу, что человеческий глаз всего лишь улавливает отраженные предметами лучи солнца или осветительных приборов. А немецкий ученый Герман Гельмгольц установил, что глаз подобен фотоаппарату: изображение на сетчатке получается перевернутым и уменьшенным. – таблица- зрит. анализатор).Согласно трехкомпонентной теории цвета М. В .Ломоносова, в глазу имеются три вида приемников лучистой энергии (колбочек), воспринимающих соответственно красную (длинноволновую), желтую (средневолновую) и голубую (коротковолновую) части видимого спектра. Зрение представляет собой удивительную совместную работу глаза и мозга. Рецепторным органом является глаз. Чтобы понять, как он принимает участие в восприятии зрительных образов, нужно знать его строение. Физминутка. А сейчас мы будем смотреть видеоматериал «гимнастика для глаз» и делать вместе с ведущей. Это необходимо, чтобы дать глазам расслабиться от напряжения. http://www.tvigle.ru/category/lifestyle/gym?video=590 Как устроен глаз и где на нем располагаются рецепторы? Рассказываю с использованием разборной модели глаза. (Глаз = глазное яблоко + вспомогательный аппарат.Вспомо¬гательный аппарат: брови, веки, ресницы(80-90 на каждом, живут 100 дней, за жизнь меняется до 90 тыс.), слезные железы, слез¬ные канальцы, глазодвигательные мышцы, нервы, кровеносные со¬суды.Обеспечивают защиту глаза, его питание, дыхание, освобо¬ждение от продуктов распада, иннервацию). -Как устроено глазное яблоко? Где оно располагается?- по учебнику проговорить строение и значение частей глаза, используя рис. учебника. Глазное яблоко = внутреннее ядро + три оболочки. Оболочки: наружная - фиброзная; средняя - сосудистая; внут¬ренняя - сетчатка. Фиброзная оболочка = белочная оболочка + роговица. Сосудистая оболочка = большое количество сосудов + радужка с пигментом + зрачок (отверстие). За зрачком располагается двояковыпуклая линза - хрусталик. Сетчатка = палочки + колбочки. Палочки и колбочки - рецепторы глаза. Палочки способны раз¬личать предметы в сумерках; колбочки - реагировать на цвета. Место в сетчатке, где располагается большинство колбочек, - желтое пятно (место наилучшего видения); место, из которого выходит зрительный нерв, - слепое пятно, так как этой частью сет-чатки не воспринимаются световые сигналы. Внутри глаз заполнен прозрачным и бесцветным стекловидным телом. 4.Закрепление учебного материала. Далее, ребята, мы с Вами посмотрим видеоролик о позе за рабочим столом и поищем ошибки которые допускает ученик при работе. Теперь Вам предстоит провести опыт по изменению размера зрачка и сделать вывод. Работа проводится в парах. - Молодцы! Хорошо справились. А сейчас закрепим наш успех. Используя интерактивные слайды повторяем и закрепляем об оболочках и оптической части глаза. |
Проверка и оценивание ЗУНКов | Используя интерактивные слайды повторяем и закрепляем полученные знания об оболочках и оптической части глаза. Посмотрим видеоролик о позе за рабочим столом проявим умение находить ошибки которые допускает ученик при работе. Умение провести опыт по изменению размера зрачка и сделать вывод. Навыки индивидуальной работы и работы в парах. |
Рефлексия деятельности на уроке | В начале урока после определения цели и постановки проблемы высказывают свое мнение о значимости познания нового материала. В конце урока высказывают свое мнение о значимости изученного материала. Делятся полученным настроение посредством смайликов. |
Домашнее задание | изучить параграф 47; закончить заполнение таблицы. Дополнительное задание (по желанию) сообщения о заболеваниях глаз; о влиянии компьютера на зрение; об академике В. Н. Филатове. |
Дополнительная необходимая информация | |
В помощь учителю | |
Использованные источники и литература (если имеются) | Учебник. . Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. Биология. Человек. 8 класс. Методичка. Е.А.Резанова. Биология человека в таблицах, рисунках и схемах. Интернет |
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить | Содержание урока неразрывно связаны мультимедиа компонентом, так как тема важна не только содержанием, а также наглядностью, для изучения, но и сохранения здоровья школьников |
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим | На следующем уроке необходима актуализация знаний по ранее изученному материалу, так как речь пойдет о нарушения зрения. |
Другое |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока и презентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Условия прорастания семян"
Материал содержит конспект урока и презентацию по биологии для учащихся 6 класса по теме "Условия прорастания семян". Урок составлен на основе учебника В.В. Пасечника "Бактерии. Грибы. Растения"...
План урока и презентация к уроку биологии в 8 классе "Регуляция деятельности пищеварительной системы"
Представлены краткий план урока и презентация к уроку биологии в 8 классе "Регуляция деятельности пищеварительной системы"...
Презентация к уроку биологии в 10 классе "Митоз- деление соматических клеток".Учитель биологии МОУ Куркинская СОШ №1 Архипкина А.П.
Презентация к уроку биологии в 10 классе "Митоз- деление соматических клеток", содержит слайды, раскрывающие процесс ы интерфазы, фазы митоза....
Презентация к уроку "Биология - наука о живой природе", биология, 5 класс
В контексте данного урока учащиеся знакомятся с понятиями "биология", "биосфера", "экология", "атмосфера", "озоновый слой", "гидросфера", "литосфера". Обучающиеся на примере красочно оформленных ...
Презентация к уроку биологии в 5 классе по теме: "Живое и неживое: каковы особенности биологических систем?" к учебнику В.А.Самкова, Д.И.Рокотова "Биология" 5 класс
Презентация к уроку биологии в 5 классе по теме: "Живое и неживое: каковы особенности биологических систем?" к учебнику В.А.Самкова, Д.И.Рокотова "Биология" 5 класс...
Презентация к уроку биологии в 8 классе на тему:"Огран зрения. Зрительный анализатор."
Данная презентация используется на уроке биологии в 8 классе по теме:"Орган зрения. Зрительный анализатор." Урок изучения нового материала....
Орган зрения. Презентация к уроку биологии в 8 классе
Презентация к уроку биологии в 8 классе "Зрительный анализатор". В презентации есть слайды ко всем этапам урока - вопросы для повторения, обучающий иллюстративный материал, рекомендации пров...