Разработка урока "Многоликое железо"
методическая разработка по химии (9 класс)
Презентация и методическая разработка урока по теме "Железо, его физические и химические свойства" сочетают рациональное применение нескольких педагогических технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnogolikoe_zhelezo.ppt | 2.9 МБ |
mnogolikoe_zhelezo.doc | 46 КБ |
test_po_teme_mnogolikoe_zhelezo.ppt | 2.09 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Я известно с давних пор И имею спрос Опусти меня в раствор В медный купорос Изменить хочу я соль, Ну-ка выйди, соизволь. Удивительный момент Стал другими раствор. Вытесняя элемент, Не вступая в спор На меня взгляни, ответь Начинаю я ржаветь.
Формула и название Физические свойства Получение Химические свойства
Чей фрукт лучше
Как определить наличие ионов железа? Реактивом на ион Fe 2+ является гексацианоферрат(+3) калия (красная кровяная соль), который дает с ним интенсивно синий осадок турнбулева синь: FеСl 2 + К з [Fе(СN) 6 ] -> KFe 2 [Fe 3 (CN) 6 ] + 2KCl Реактивом на ион Fе 3+ является тиоцианат-ион (роданид-ион) CNS-, при взаимодействии которого с солями железа(+2) образуется вещество - кроваво-красного цвета - роданид железа(III): FеСl 3 + 3KCNS -> Fe(CNS) 3 + 3KCl Ионы Fе 3+ можно обнаружить также с помощью гексацианоферрата (+2) калия (желтая кровяная соль). При этом образуется нерастворимое в воде вещество интенсивно синего цвета - берлинская лазурь: FеСl 3 + K 4 [Fe(CN) 6 ] -> КFе 3 [Fе (СN) 6 ] 4 + ЗКСl
Fe FeCl 2 Fe(OH) 2 FeCl 3 Fe(OH) 3 Fe 2 O 3 Fe O Fe Осуществить превращения по вариантам. F е 3 +,2+ Параграф 14.
Мне было интересно, потому что… Мне было тоскливо и скучно, потому что… Сегодня я узнал, что…
Предварительный просмотр:
Урок в 9 классе: «Многоликое железо».
Тип урока: комбинированный, с различными формами работы.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Цель урока: повторить свойства металлов, познакомить учащихся со свойствами железа и его соединений.
Реактивы: хлорид железа (+3), сульфат железа (+2), гидроксид натрия, серная кислота, оксиды железа, соляная кислота.
Образовательные задачи:
- Проконтролировать степень усвоения основных умений по теме;
- Продолжить формирование общеучебных умений (осуществлять самоконтроль; сотрудничать;
- Продолжить формирование навыков самостоятельной работы учащихся с учебником, дополнительной литературой, сайтами Интернета.
Воспитательные задачи:
- Продолжить развитие познавательных интересов учащихся;
- Воспитывать культуру речи, трудолюбие, усидчивость;
- Продолжить формирование научного мировоззрения.
Развивающие задачи:
- Развивать мыслительные операции.
- Развивать умение проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент;
- Совершенствовать коммуникативные умения учащихся в совместной деятельности (умение вести диалог, выслушивать оппонента, аргументировано обосновывать свою точку зрения) и информационно - познавательную компетентность учащихся.
Методы: словесные, наглядные, частично поисковые, демонстрационные, тестирование, анализ результатов.
Приемы: проблемные ситуации, выделение главного, выводы и обобщения.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2. Учитель о железе – отгадайте загадку.
Я известно с давних пор
И имею спрос
Опусти меня в раствор
В медный купорос
Изменить хочу я соль,
Ну-ка выйди, соизволь.
Удивительный момент
Стал другими раствор.
Вытесняя элемент,
Не вступая в спор
На меня взгляни, ответь
Начинаю я ржаветь.
-Что вам известно о железе?
-Знаете ли вы , что… (историческая справка о железе –доклады учащихся на стенде)
-Работа с коллекцией – физические свойства железа.
3.Работа в группах с текстом по заполнению таблицы: « Состав и физические свойства соединений железа.
4.Химические свойства. Выполнение опытов по группам, согласно инструктивным карточкам. (Проверка на доске – выступление учащихся).
Инструктивная карточка №1
Взаимодействие оксидов железа (II) и (III) с соляной кислотой
Цель: опытным путем доказать, что оксиды железа (II) и (III) проявляют ярко выраженные основные свойства.
Оборудование: оксид железа (II), оксид железа (III), соляная кислота, пробирки.
- Провести реакции взаимодействия оксидов железа (II) и (III) с соляной кислотой.
- Рассмотреть признаки реакций.
- Составить уравнения соответствующих химических реакций, определить их тип, указать признаки реакций.
- Сделать выводы.
Инструктивная карточка №2
Разложение гидроксидов железа (II) и (III) при нагревании и взаимодействие с кислотой
Цель: практическим путем осуществить разложение гидроксидов железа (II) и (III) при нагревании, рассмотреть признаки взаимодействия гидроксида железа (III) с серной кислотой.
Оборудование: растворы гидроксида железа (II) и (III), серной кислоты, спиртовка, спички, пробирки, зажим.
- Провести реакции разложения гидроксидов железа (II) и (III) при нагревании.
- Провести реакцию взаимодействия растворов гидроксида железа (III) и серной кислоты.
- Составить уравнения соответствующих химических реакций, определить их тип, указать признаки реакций.
- Сделать выводы.
Инструктивная карточка №3
Взаимодействие солей железа (II) (III) с гидроксидом натрия
Цель: практическим путем осуществить взаимодействие солей железа (II) и (III) с гидроксидом натрия, рассмотреть признаки химических реакций.
Оборудование: растворы хлорида железа (III), сульфата железа (II), гидроксида натрия, пробирки.
- Провести реакции взаимодействия: а) хлорида железа (III) с гидроксидом натрия, б) сульфата железа (II) с гидроксидом натрия.
- Составить уравнения соответствующих химических реакций с указанием типа и признаков реакции.
- Сделать выводы.
5. Реклама: « Чей фрукт лучше», (вишня, гранат, олива)- проверка ДЗ.
6. Проблема: как определить наличие ионов железа. Демонстрационный эксперимент качественных реакций.
Инструктивная карточка
(демонстрационный опыт)
Качественные реакции на катионы железа (II) (III)
Цель: доказать наличие катионов железа в соединениях.
Оборудование: растворы хлорида железа (III), сульфата железа (II), красная кровяная соль, желтая кровяная соль, роданид калия, пробирки.
- Провести качественные реакции взаимодействия: а) хлорида железа (III)и желтой кровяной соли, б) сульфата железа (II) и красной кровяной соли, в) хлорида железа (III) и роданида калия.
- Составить уравнения химических реакций и указать их признаки.
- Сделать выводы.
7. Закрепление тест-презентация по пройденному материалу.
8. Домашнее задание. Осуществить превращения по вариантам.
9.Рефлексия:
Мне было интересно, потому что…
Мне было тоскливо и скучно, потому что…
Сегодня я узнал, что…
Литература
1. Химия 9 класс. Настольная книга учителя. Габриелян О.С. М.: Дрофа – 2003 г.
2.Химия 8 класс. Занимательные материалы. -Волгоград: Корифей, 2003 г. 3. Аранская О.С., Бурая И.В. Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии.- М.: Вентана-Граф, 2007 г.
4. Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии. - М.: Новая волна, 1997г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Железо находится в ПС а) в 4 группе, главной подгруппе б) в 4 группе, побочной подгруппе в) в 8 группе, главной подгруппе г) в 8 группе, побочной подгруппе Железо является а) тугоплавким металлом б) легким металлом в) цветным металлом г) легкоплавким металлом
2. Железо не взаимодействует с А) кальцием Б)хлором В) кислородом Г) серой 2. При обычных условиях железо взаимодействует с А) с концентрированной азотной кислотой Б) с разбавленной серной кислотой В) с хлоридом цинка Г) с концентрированной серной кислотой
3.Красно-бурое вещество (осадок), нерастворимое в воде. 3.Темно-зеленое вещество (осадок), нерастворимое в воде. А) железо Б) оксид железа В) гидроксид железа (+3) Г) гидроксид железа (+2 )
4.Формула гематита 4.Формула пирита А) Fе 2 О 3 Б) Fе 3 О 4 В) FeS 2 Г) FeSО 3
5) Реактивом на ион Fe 2+ является (выпадает синий осадок) 5) Реактивом на ион Fe 3+ является (выпадает красный осадок) А) желтая кровяная соль Б) красная кровяная соль В) роданид ион Г) сульфат ион
1.Г 2.А 3.В 4.А 5.Б 1.А 2.Б 3.Г 4.В 5.В
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по химии "Железо и его соединения"""
Общая характеристика железа.. Производство стали на Оскольском электро-металлургическом комбинате....
"Железо - представитель металлов побочных подгрупп", Методическая разработка урока, 9 класс
Урок построен как путешествие в оздоровительный комплекс "Железо", что позволяет раскрыть практическую значимость этого металла. В разработке много интересного дополнительного материала и использованы...
"Железо - представитель металлов побочных подгрупп", Методическая разработка урока, 9 класс
Урок построен как путешествие в оздоровительный комплекс "Железо", что позволяет раскрыть практическую значимость этого металла. В разработке много интересного дополнительного материала и использованы...
Разработка урока по теме: "Железо: физические и химические свойства"
Разработка урока по теме: "Железо: физические и химические свойства"...
Методическая разработка урока химии 9 класс по теме Железо – простое вещество.
Данное занятие может быть проведено с обучающимися в 9 классе, по любой авторской программе. Проведение занятия построено на применении методических приемов ТРКМ (Технологии развития...
Разработка урока химии "Соединения железа"
Разработка урока химии "Соединения железа" для учащихся 9 класса (базовый уровень)Цели урока: Образовательная: Закрепить знания учащихся о химических свойствах железа, особенностях с...
Разработка урока химии "Железо. Нахождение в природе. Свойства железа" 9класс
Разработка урока "Железо. Нахождение в природе. Свойства железа" с использованием ИКТ...