Разработка урока "Многоликое железо"
методическая разработка по химии (9 класс)

Титаренко Ирина Александровна

Презентация и методическая разработка урока по теме "Железо, его физические и химические свойства" сочетают рациональное применение нескольких педагогических технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon mnogolikoe_zhelezo.ppt2.9 МБ
Microsoft Office document icon mnogolikoe_zhelezo.doc46 КБ
Office presentation icon test_po_teme_mnogolikoe_zhelezo.ppt2.09 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок химии в 9 классе

Слайд 2

Я известно с давних пор И имею спрос Опусти меня в раствор В медный купорос Изменить хочу я соль, Ну-ка выйди, соизволь. Удивительный момент Стал другими раствор. Вытесняя элемент, Не вступая в спор На меня взгляни, ответь Начинаю я ржаветь.

Слайд 5

Формула и название Физические свойства Получение Химические свойства

Слайд 6

Чей фрукт лучше

Слайд 7

Как определить наличие ионов железа? Реактивом на ион Fe 2+ является гексацианоферрат(+3) калия (красная кровяная соль), который дает с ним интенсивно синий осадок турнбулева синь: FеСl 2 + К з [Fе(СN) 6 ] -> KFe 2 [Fe 3 (CN) 6 ] + 2KCl Реактивом на ион Fе 3+ является тиоцианат-ион (роданид-ион) CNS-, при взаимодействии которого с солями железа(+2) образуется вещество - кроваво-красного цвета - роданид железа(III): FеСl 3 + 3KCNS -> Fe(CNS) 3 + 3KCl Ионы Fе 3+ можно обнаружить также с помощью гексацианоферрата (+2) калия (желтая кровяная соль). При этом образуется нерастворимое в воде вещество интенсивно синего цвета - берлинская лазурь: FеСl 3 + K 4 [Fe(CN) 6 ] -> КFе 3 [Fе (СN) 6 ] 4 + ЗКСl

Слайд 8

Fe FeCl 2 Fe(OH) 2 FeCl 3 Fe(OH) 3 Fe 2 O 3 Fe O Fe Осуществить превращения по вариантам. F е 3 +,2+ Параграф 14.

Слайд 9

Мне было интересно, потому что… Мне было тоскливо и скучно, потому что… Сегодня я узнал, что…



Предварительный просмотр:

Урок в 9 классе: «Многоликое железо».

Тип урока: комбинированный, с различными формами работы.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Цель урока: повторить свойства металлов, познакомить учащихся со свойствами железа и его соединений.

Реактивы: хлорид железа (+3), сульфат железа (+2), гидроксид натрия, серная кислота, оксиды железа, соляная кислота.

Образовательные задачи: 

  1. Проконтролировать степень усвоения основных умений  по теме;
  2. Продолжить формирование общеучебных умений (осуществлять самоконтроль; сотрудничать;
  3. Продолжить формирование навыков самостоятельной работы учащихся с учебником, дополнительной литературой, сайтами Интернета.

Воспитательные задачи: 

  1. Продолжить развитие познавательных интересов учащихся;
  2. Воспитывать культуру речи, трудолюбие, усидчивость;
  3. Продолжить формирование научного мировоззрения.

Развивающие задачи: 

  1. Развивать мыслительные операции.
  2. Развивать умение проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент;
  3. Совершенствовать коммуникативные умения учащихся в совместной деятельности (умение вести диалог, выслушивать оппонента, аргументировано обосновывать свою точку зрения) и информационно - познавательную компетентность учащихся.

Методы: словесные, наглядные, частично поисковые, демонстрационные, тестирование, анализ результатов.

Приемы: проблемные ситуации, выделение главного, выводы и обобщения.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.  Учитель о железе – отгадайте загадку.

Я известно с давних пор

И имею спрос

Опусти меня в раствор

В медный купорос

Изменить хочу я соль,

Ну-ка выйди,  соизволь.

Удивительный момент

Стал другими раствор.

Вытесняя элемент,

Не вступая в спор

На меня взгляни, ответь

Начинаю я ржаветь.

-Что вам известно о железе?

-Знаете ли вы , что… (историческая справка о железе –доклады учащихся на стенде)

-Работа с коллекцией – физические свойства железа.

3.Работа в группах с текстом по заполнению таблицы: « Состав и  физические свойства соединений железа.

4.Химические свойства. Выполнение опытов по группам,  согласно  инструктивным карточкам. (Проверка на доске – выступление учащихся).

Инструктивная карточка №1

Взаимодействие оксидов железа (II) и (III) с соляной кислотой

Цель: опытным путем доказать, что оксиды железа (II) и (III) проявляют ярко выраженные основные свойства.

Оборудование: оксид железа (II), оксид железа (III), соляная кислота, пробирки.

  1. Провести реакции взаимодействия оксидов железа (II) и (III) с соляной кислотой.
  2. Рассмотреть признаки реакций.
  3. Составить уравнения соответствующих химических реакций, определить их тип, указать признаки реакций.
  4. Сделать выводы.

Инструктивная карточка №2

Разложение гидроксидов  железа (II) и (III) при нагревании и взаимодействие с кислотой

Цель: практическим путем осуществить разложение гидроксидов железа (II) и (III) при нагревании, рассмотреть признаки взаимодействия гидроксида железа (III) с серной кислотой.

Оборудование: растворы гидроксида железа (II) и (III), серной кислоты, спиртовка, спички, пробирки, зажим.

  1. Провести реакции разложения гидроксидов железа (II) и (III) при нагревании.
  2. Провести реакцию взаимодействия растворов гидроксида железа (III) и серной кислоты.
  3. Составить уравнения соответствующих химических реакций, определить их тип, указать признаки реакций.
  4. Сделать выводы.

Инструктивная карточка №3

Взаимодействие солей железа (II) (III) с гидроксидом натрия

        Цель: практическим путем осуществить взаимодействие солей железа (II) и (III) с гидроксидом натрия, рассмотреть признаки химических реакций.

        Оборудование: растворы хлорида железа (III), сульфата железа (II), гидроксида натрия, пробирки.

  1. Провести реакции взаимодействия: а) хлорида железа (III) с гидроксидом натрия, б) сульфата железа (II) с гидроксидом натрия.
  2. Составить уравнения соответствующих химических реакций с указанием типа и признаков реакции.
  3. Сделать выводы.

5. Реклама: « Чей фрукт лучше», (вишня, гранат, олива)- проверка ДЗ.

6. Проблема: как определить наличие ионов железа. Демонстрационный эксперимент качественных реакций.

Инструктивная карточка

(демонстрационный опыт)

Качественные реакции на катионы железа (II) (III)

Цель: доказать наличие катионов железа в соединениях.

Оборудование: растворы хлорида железа (III), сульфата железа (II), красная кровяная соль, желтая кровяная соль, роданид калия, пробирки.

  1. Провести качественные реакции взаимодействия: а) хлорида железа (III)и желтой кровяной соли, б) сульфата железа (II) и красной кровяной соли, в) хлорида железа (III) и роданида калия.
  2. Составить уравнения химических реакций и указать их признаки.
  3. Сделать выводы.

7. Закрепление тест-презентация по пройденному материалу.

8. Домашнее задание. Осуществить превращения по вариантам.

9.Рефлексия:

Мне было интересно, потому что…

Мне было тоскливо и скучно, потому что…

Сегодня я узнал, что…

Литература

1. Химия 9 класс. Настольная книга учителя.  Габриелян О.С. М.: Дрофа – 2003 г.

 2.Химия  8 класс. Занимательные материалы. -Волгоград: Корифей, 2003 г. 3. Аранская О.С., Бурая И.В. Проектная деятельность школьников в  процессе обучения химии.- М.: Вентана-Граф, 2007 г.  

4. Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии. - М.: Новая волна, 1997г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

F е 3 +,2+

Слайд 2

Железо находится в ПС а) в 4 группе, главной подгруппе б) в 4 группе, побочной подгруппе в) в 8 группе, главной подгруппе г) в 8 группе, побочной подгруппе Железо является а) тугоплавким металлом б) легким металлом в) цветным металлом г) легкоплавким металлом

Слайд 3

2. Железо не взаимодействует с А) кальцием Б)хлором В) кислородом Г) серой 2. При обычных условиях железо взаимодействует с А) с концентрированной азотной кислотой Б) с разбавленной серной кислотой В) с хлоридом цинка Г) с концентрированной серной кислотой

Слайд 4

3.Красно-бурое вещество (осадок), нерастворимое в воде. 3.Темно-зеленое вещество (осадок), нерастворимое в воде. А) железо Б) оксид железа В) гидроксид железа (+3) Г) гидроксид железа (+2 )

Слайд 5

4.Формула гематита 4.Формула пирита А) Fе 2 О 3 Б) Fе 3 О 4 В) FeS 2 Г) FeSО 3

Слайд 6

5) Реактивом на ион Fe 2+ является (выпадает синий осадок) 5) Реактивом на ион Fe 3+ является (выпадает красный осадок) А) желтая кровяная соль Б) красная кровяная соль В) роданид ион Г) сульфат ион

Слайд 7

1.Г 2.А 3.В 4.А 5.Б 1.А 2.Б 3.Г 4.В 5.В


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по химии "Железо и его соединения"""

Общая характеристика железа.. Производство  стали на Оскольском электро-металлургическом комбинате....

"Железо - представитель металлов побочных подгрупп", Методическая разработка урока, 9 класс

Урок построен как путешествие в оздоровительный комплекс "Железо", что позволяет раскрыть практическую значимость этого металла. В разработке много интересного дополнительного материала и использованы...

"Железо - представитель металлов побочных подгрупп", Методическая разработка урока, 9 класс

Урок построен как путешествие в оздоровительный комплекс "Железо", что позволяет раскрыть практическую значимость этого металла. В разработке много интересного дополнительного материала и использованы...

Разработка урока по теме: "Железо: физические и химические свойства"

Разработка урока по теме: "Железо: физические и химические свойства"...

Методическая разработка урока химии 9 класс по теме Железо – простое вещество.

Данное занятие  может быть проведено с обучающимися в 9 классе, по любой авторской программе. Проведение занятия построено на применении методических приемов  ТРКМ (Технологии развития...

Разработка урока химии "Соединения железа"

Разработка урока химии "Соединения железа" для учащихся 9 класса (базовый уровень)Цели урока:   Образовательная:  Закрепить знания учащихся о химических свойствах железа, особенностях с...

Разработка урока химии "Железо. Нахождение в природе. Свойства железа" 9класс

Разработка урока "Железо. Нахождение в природе. Свойства железа" с использованием ИКТ...