Разработка внеклассного мероприятия "Посвящение в химики"
методическая разработка по химии (8 класс)
Разработка предназначена для учащихся 8 класса. Проводится в последней четверти (семестре).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_posvyashchenie_v_himiki.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
"Посвящение в химики" (для учащихся 8-х классов)
Цель: развитие устойчивого познавательного интереса к новому изучаемому предмету, осуществление преемственности между учащимися 8 и старших классов, реализация межпредметных связей.
Ход мероприятия.
Звучит музыка, выходят 2 ведущих (учащиеся старших классов).
1 ведущий: Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там в космических глубинах.
Все - от песчинок малых - до планет
Из элементов состоит единых.
2 ведущий: Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгой,
Вокруг тебя творится мир живой,
Входи в него, вдыхай, руками трогай.
1 ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья!
2 ведущий: Мы рады приветствовать вас на празднике - «Посвящение восьмиклассников в химики».
1 ведущий: Участникам сегодняшнего мероприятия предстоит раскрыть перед нами все свои способности.
2 ведущий: А оценивать способности и умения конкурсантов, конечно, же, будете вы - дорогие зрители и строгое, справедливое жюри, которое мы сейчас представим вам (в жюри взять 3-5 старшеклассников).
1 ведущий: А теперь настала очередь знакомства с нашими конкурсантами. Давайте поприветствуем их. Встречайте умных, красивых, обаятельных и находчивых участников. (На сцену поднимаются команды 8-ых классов).
Представляют команду каждого класса.
В команду от каждого класса приглашаются по семь учащихся. Команда имеет название, желательно связанное с химией. Остальные ребята каждого класса присутствуют в зрительном зале.
2 ведущий: Итак, мы начинаем…
I. Конкурс-разминка.
Ведут двое старшеклассников.
1. О каком веществе идет речь? Дайте название веществам, о которых идет речь. Ведущие по очереди читают двустишья. Ответ дает команда первой поднявшая флажок.
а) На суку сидит сова,
Выдыхает СО2.
(углекислый газ).
б) Сапоги мои того,
Пропускают Н2О.
(вода).
в) NaCl - его все знают,
В магазине покупают,
Без него не сваришь ужин -
В малых дозах в блюдах нужен.
(поваренная соль).
г) Что за чудо посмотри -
Этот СаСО3.
По доске он проезжает,
За собой след оставляет.
(мел).
2.Скажите фразу на общепринятом языке:
а) Не все, то аурум, что блестит.
(Не все то золото, что блестит).
б) Белый, как карбонат кальция.
(Белый как мел).
в) Куй феррум, пока горячо.
(Куй железо, пока горячо).
г) Слово - аргентум, а молчание - аурум.
(Слово - серебро, а молчание - золото).
д) Стойкий станумный солдатик.
(Стойкий оловянный солдатик).
е) С тех пор много Н2О утекло.
(С тех пор много воды утекло).
Жюри подводит итог. Объявляет набранные командами баллы. Через проектор результаты высвечиваем на экран.
II. Конкурс знатоков химического оборудования.
Ведут двое старшеклассников.
Настоящим химиком можно считать только того, кто хорошо знает химическое оборудование и может успешно им пользоваться. Кого же из вас можно считать успешным химиком?
Командам предлагается назвать предложенную химическую посуду и лабораторное оборудование, а также рассказать об их предназначении. Посуда по очереди демонстрируется командам. Если команда не отвечает на вопрос, право ответа переходит к команде соперников. Если не отвечает ни одна из команд, то право ответа передают зрителям. Ответивший получает орден Химического умника.
Примерный набор посуды и оборудования:
Пробирка, плоскодонная колба, пробиркодержатель, тигельные щипцы, штатив для пробирок, коническая колба, мензурка, фарфоровая ступка с пестиком.
Жюри подводит итог. Объявляет набранные командами баллы. Через проектор результаты высвечиваем на экран.
III. Правила техники безопасности
Ведут двое старшеклассников.
В гильдию химиков будет принят только тот, кто знает правила безопасного поведения в кабинете химии. Мы сейчас проведем экспресс-экзамен на знание правил техники безопасности.
I тур. - теоретический.
Демонстрируются карточки со знаками по технике безопасности. Команды в порядке очередности рассказывают о назначении данного знака. Если команда не отвечает на вопрос, право ответа переходит к команде соперников. Если не отвечает ни одна из команд, то право ответа передают зрителям. Ответивший получает орден Химического умника.
II тур – практический.
Командам предлагается правильно выполнить следующие действия:
а). Зажечь и потушить спиртовку. Объяснить все свои действия.
б). Нагреть воду в пробирке. Объяснить все свои действия.
в) Перелить жидкость в узкогорлую склянку. Объяснить все свои действия.
Жюри подводит итог.
IV. Химические грамотеи
Ведут двое старшеклассников.
Каждый уважающий себя химик должен быть химически грамотен. В химии грамотным считается тот, кто умеет писать химические уравнения. Посмотрим, как хорошо вы владеете данным навыком.
I тур - каждой команде предлагается по два уравнения, в которых необходимо расставить коэффициенты.
Например:
а) H2SO4 + BaCl2 = BaSO4 + HCl
б) P2O5 + H2O = H3PO4
Все задания через проектор выводим на экран.
II тур – запишите уравнения к предложенным схемам. Каждой команде предлагается по две схемы.
Например:
а) гидроксид натрия + серная кислота →
б) хлорид натрия + нитрат серебра →
Все задания через проектор выводим на экран.
Жюри подводит итог.
V. Химические эрудиты
Крестики - нолики.
Командам выдаются карточки с заданиями (выполнены на листах ватмана), и предлагается зачеркнуть:
а) металлы
S | Na | N |
Fe | Mg | Cl |
Ca | Zn | O |
б) неметаллы
O | N | Cu |
K | C | P |
Si | Al | H |
в) кислоты
NaCl | KOH | H2SO4 |
HNO3 | HCl | H2CO3 |
H2S | H3PO4 | CuSO4 |
в соответствующих квадратах.
Подведение итогов. Правильные ответы показываем через проектор.
Пока жюри подводит итоги, старшеклассники демонстрируют занимательные опыты.
1 ведущий: Пока наше многоуважаемое жюри подводит итоги, давайте перенесемся на несколько веков назад и побываем в гостях у алхимика. (Разыгрывается сценка с показом опытов, где участвуют доктор алхимии, его ученик и ведущие вечера).
Алхимик: Людская молва преувеличивает мою славу, друзья мои, я всего лишь скромный служитель моей великой науки. Однако не будем терять времени. Какие именно вопросы интересуют вас и ваших друзей? (Обращается к ведущим).
2 ведущий: Нас интересует, что это за палочка у вас в руках?
Алхимик: О, это замечательная палочка, с ее помощью я могу превратить воду в вино и творить множество других чудес.
1 ведущий: Так я вам и поверил!
Алхимик: Ты осмеливаешься не верить мне - доктору алхимии, которого знает весь мир?! (Обращается к своему ученику.) Сын мой, дай мне стакан воды. Смотрите! (Ставит стакан на стол, делает над ним несколько пассов, а потом помешивает в стакане палочкой. Вода в стакане становится розовой, похожей на вино).
Объяснение опыта: в стакане налита щелочь, а перед выходом алхимик смачивает палочку фенолфталеином.
2 ведущий: Да, действительно, даже вином пахнет.
Алхимик: (Забирая у него стакан, с насмешкой.) Ты, я вижу, не против его и на вкус попробовать. Нет, лучше мы сейчас приготовим из воды более подходящий для тебя напиток. (Берет у своего ученика 2 стакана, наполненных на половину прозрачными жидкостями, и, проделав над ними несколько пассов, выливает жидкость из одного стакана в другой, предварительно помешав палочкой. Вода превращается в «молоко».)
Объяснение опыта: В стакане № 1 - находится раствор Na2CO3, в стакане № 2 - раствор BaCl2. При их взаимодействии выпадает осадок карбоната бария белого цвета.
Алхимик: Вот этот напиток больше подходит тебе (обращается к ведущему), чем вино, тем более что молоко - очень полезный продукт для здоровья. А теперь можно опять превратить «молоко» в воду. Ведь в жаркий день хорошо утолить жажду прохладной водой. (Подзывает своего ученика и обращается к нему). Ну-ка, покажи, как это делается. (Ученик берет третий стакан, наполненный на половину прозрачной жидкостью - HCl - выливает ее в стакан с «молоком», при этом «молоко» превращается в воду, выделяется газ).
Объяснение опыта: BaCO3 + 2HCl = BaCl2 + H2O + CO2
Алхимик: Вот видишь, получили воду, да еще и газированную!
1 ведущий: Спасибо вам большое, дорогой доктор алхимик, за показанные чудеса.
2 ведущий: Вот это да! Вот это настоящее чудо! Все это просто замечательно, но нас больше всего интересует совсем другое. Мы решили побеспокоить вас, доктор, чтобы…(Его перебивает первый ведущий).
1 ведущий: Чтобы узнать, действительно ли алхимики могут делать золото. Мы читали об этом, но очень сомневаемся, что такое возможно.
Алхимик: И, тем не менее, друзья, это возможно. Вы видите перед собой человека, который всю свою жизнь посвятил тайне приготовления золота. Я, доктор алхимии Магнус, потомок великого Альберта Магнуса. Я умею делать золото.
2 ведущий: Покажите нам, пожалуйста, так хочется посмотреть. Мы никому не расскажем.
Алхимик: Это совершенно невозможно, друзья мои. Тайна эта столь велика, что я могу сказать об этом только моему ученику, и то перед самой своей смертью. Правда, я могу показать вам само золото, не открывая секрета его приготовления. (Обращается к своему ученику). Принеси, друг мой, сюда сосуд с полученным мною золотом. (Ученик приносит большую колбу, в которой находятся искрящиеся кристаллы иодида свинца, полученного в ходе реакции:
Pb(NO3)2 + 2KI = PbI2 + 2KNO3
1 ведущий: Дорогой доктор алхимии, разрешите поблагодарить вас за все интересное, что мы увидели и услышали здесь.
По желанию можно показать и другие занимательные опыты, например:
«Несгораемый платок».
Платок, предварительно смоченный водой, хорошо пропитываем спиртом, захватываем тигельными щипцами и поджигаем. Спирт сгорает, платок остается цел. Для более сильного эффекта опыт проводится при затемнении, под инструментальную музыку.
«Вулкан».
Дихромат аммония насыпаем конусом на асбестовую сетку и поджигаем (можно предварительно нанести 1-2 капли спирта на этот конус и именно их и поджечь, далее реакция протекает самопроизвольно).
Жюри подводит итоги конкурса.
1 ведущий: (обращаясь к восьмиклассникам) Браво! Что ж, я вижу, что вы вполне готовы для того, чтобы продолжить свое путешествие по стране Химия. Вам предстоит узнать много нового и интересного. Но, вступая на этот путь, вы должны дать клятву.
2 ведущий: Повторяйте за мной: мы, ученики восьмого класса, торжественно клянемся быть внимательными на уроках химии, строго соблюдать правила техники безопасности, всегда выполнять домашние задания и на все вопросы всегда находить ответы. Клянемся! Клянемся! Клянемся!
В заключение вечера всем учащимся вручают памятные удостоверения «Юный химик». Их изготавливают старшеклассники на каждого участника праздника.
Этот же праздник можно провести в одном классе, разделив учащихся по рядам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Турнир химиков" для учащихся 8-х классов
Данное мероприятие можно проводить как с учащимися одного класса, так и с большим колличеством детей. Представленны задания для детей, бланки ответов, презентация для проведения и для проверки с ответ...
Внеклассное мероприятие "Великие Химики"
Интеллектуальная игра по химии для 10 -11 классов помогает расширить знания учащихся по истории русской химической науки, приобщить школьников к изучению научно-популярной литературы, выявить их химич...
Разработка внеклассного мероприятия посвящения в химики "Маленький принц" для учеников 8-х классов
Внеклассное мероприятие." Посвящение в химики" для учеников 8-х классов по мотивам книги Антуа де Сент-Экзюпери "Маленький принц"...
Внеклассное мероприятие "КВН химиков – биологов"
Сегодня мы собрались на встрече команд веселых и находчивых 9-х классов. «Нам необыкновенно повезло, что мы живем в век, когда еще мож...
Внеклассное мероприятие "Учёные химики во имя победы"
Презентация для проведения внеклассного мероприятия по химии или классного часа....
Внеклассное мероприятие "Ученые- химики в годы ВОВ"
Вклад ученых химиков в годы ВОВ. Ученые должны были создавать новые способы производства самых разных материалов: взрывчатых веществ большой взрывной силы, топлива для реактивных снарядов «катюш...
Внеклассное мероприятие _ Лирики химики
Привить любовь к чтению художественной литературы и повысить интерес к химии....