Методические рекомендации по подготовке суворовцев к ОГЭ по химии
методическая разработка по химии (9 класс)
Обучающиеся 9 классов ежегодно выбирают в качестве экзамена по выбору химию. Мною были составлены рекмендации по подготовке к экзамену для успешной сдачи ОГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_2.docx | 23.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по подготовке суворовцев к ОГЭ по химии.
Химия является одним из самых сложных школьных предметов. Подготовка к ОГЭ – важный и значимый процесс в жизни обучающихся. От того, насколько грамотно будет построен образовательный процесс, зависит результат.
В Санкт-Петербургском суворовском военном училище МВД России химия преподается на базовом уровне, однако ежегодно примерно 15% суворовцев в качестве экзамена по выбору по окончанию 1 курса (9 класса) выбирают химию. Такой выбор связан, в первую очередь, с тем, что многие суворовцы интересуются такими специальностями, как: криминалистика и судебная экспертиза, которыми они бы хотели заниматься в будущем, а для этого важны знания данного предмета.
По результатам государственной итоговой аттестации по химии в 2018 году качество знаний обучающихся составило 100%. На «отлично» справились с экзаменом 67%.
На первом курсе на учебный предмет «Химия» в учебном плане отводится 2 часа. С начала учебного года я анализирую уровень сформированности умений и навыков первокурсников, выявляю наиболее сформированные и наименее сформированные умения и навыки. По полученным результатам планирую свою работу по подготовке суворовцев к экзамену по химии. Работа проводится как на уроках, так и на дополнительных занятиях, консультациях.
У меня сложилась определенная своя система подготовки суворовцев к государственной итоговой аттестации.
Главной организационной формой обучения является, конечно, урок, именно на нем реализуется учебная программа. В практике своей работы я использую все виды уроков в зависимости от дидактических целей. Но особое внимание уделяю подготовке и проведению обобщающих уроков, т.к. обобщение и закрепление ЗУН, приведение их в стройную систему помогает в подготовке к экзамену, а также способствует устранению возникших в процессе обучения пробелов.
Для того чтобы на экзамене обучающиеся показали хорошее знание предмета, повторение пройденного материала надо начинать не за 2–3 месяца до конца учебного года, а с первых дней
занятий, ибо успех на экзамене во многом определяется организацией повторения учебного материала.
Как максимально использовать урок для подготовки обучающихся к тому, чтобы они смогли продемонстрировать свои знания во время итоговой аттестации?
С этой целью на уроках применяю опорные конспекты, таблицы, схемы как один из способов реализации принципа системности и систематичности при изучении химии.
В хорошей символической схеме учебный материал «упакован» так, что в устном его озвучивании можно многократно варьировать отдельными частями схемы. Вариативное систематическое повторение позволяет раскрыть учебный материал с разных сторон, держа в памяти всю его целостность и внутреннюю стройность. На мой взгляд, использование таких видов опор повышают эффект обучения или повторения материала.
Оптимальным вариантом подготовки суворовцев в рамках урока к итоговой аттестации является включение контрольно-измерительных материалов экзамена в проверочные работы на протяжении всего курса. Так обучающиеся постепенно знакомятся с требованиями и структурой контрольно-измерительных материалов по химии, привыкают к формулировке заданий и типам тестов.
Объективная реальность нашего времени - необходимость использования эффективных форм и методов не только обучения на этапе непосредственной подготовке к итоговой аттестации, но и форм и методов контроля. Использую такие методы контроля знаний, как: зачеты, письменный, устный опрос, контрольные работы, рефераты, тестирование. Тесты предназначены для того, чтобы оценить успешность овладения конкретными знаниями и являются более объективным показателем обученности, чем оценка. Тестовый контроль способствует повышению уровня самостоятельной деятельности обучающихся, эффективности обучения, активизации мыслительной и творческой деятельности, выявлению пробелов в усвоении ими изученного материала, позволяет рационально использовать время на уроке.
В виду того, что структура тестов претерпевает изменения в последнее время большое внимание нужно уделять умению суворовцев работать с разными вариантами тестовых заданий: с выбором одного ответа и множественным выбора ответов, с развёрнутым ответом. С суворовцами мы пытаемся находить заведомо неправильные ответы (т.е. если обучающийся не уверен в правильности своего ответа, он должен проанализировать, какие из ответов не подходят точно). Это облегчает выбор верного ответа.
Одним из направлений организационно-методической работы при подготовке обучающихся к ГИА является создание банка тестовых заданий, подбор учебно-методической литературы. Сейчас благодаря интернету (сайтам http://www.fipi.ru/, http://reshuege.ru/, http://egeigia.ru/ и т.д.) накопилась большая база заданий, которые входят в состав экзаменационных контрольно-измерительных материалов (КИМов). Суворовцы обеспечены электронными планшетами, что позволяет им активно использовать цифровые образовательные и интернет-ресурсы и эффективно помогает при подготовке к экзамену, например индивидуальное выполнение тренировочных тестов на сайтах ФИПИ. Информационно-коммуникационные технологии позволяют не только наполнить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
При подготовке к сдаче ОГЭ очень помогают консультативные групповые занятия, на которых большое внимание я уделяю работе с документами. Здесь мы подробно разбираем инструкцию по заполнению бланков, непосредственно сами правила проведения экзамена, трудные вопросы ОГЭ и в случае необходимости порядок подачи апелляции. На этих занятиях уже идет направленная подготовка к итоговой аттестации. Эти занятия охватывают как сильных обучающихся, с которыми разбираем задания повышенной сложности, так и слабоуспевающих, с которыми отрабатываем базовые знания умения и навыки. Разбираем демонстрационный вариант и тестовые задания из открытого банка. Знакомимся с системой оценивания, учимся работать с тестом. Провожу тренировочные работы, затем суворовцы самостоятельно работают над вариантами тестов на самоподготовке, после проверки происходит разбор заданий, вызвавших затруднения. Во время проведения Недели цикла провожу уроки в игровой форме, где задания ОГЭ представлены для обучающихся в формате викторины, марафона или смотра знаний. Соревнования могут проходить между командами или в личном зачете. Такая форма проведения консультаций снимает напряжение суворовцев, повышает их заинтересованность, но при этом выполняет свою основную функцию – подготовка суворовцев к успешной сдаче экзамена.
В течение года проводятся тренировочные, репетиционные работы внутри училища в ПК «Знак», где максимально приближены к КИМ. Обучающимся создаются реальные условия проведения экзамена. Опыт свидетельствует о том, что такая организация деятельности позволяет выпускникам регулировать темп своей работы над тестом, снижает уровень тревожности перед экзаменом, вселяет веру в свои силы, позволяет адаптироваться в условиях аттестации.
Элективные курсы и элективные предметы также являются помощниками при подготовке суворовцев к итоговой аттестации, помогают обучающимся выполнять задания практической направленности. Как правило, на занятиях элективных курсов обучающимся предлагаются творческие задания, которые создают условия для формирования как предметных, так и метапредметных и личностных результатов обучения. К ним относится опыт самостоятельной познавательной деятельности, развитие критического мышления, функциональность знаний, то есть способность использовать их в различных жизненных ситуациях.
Подытожив все перечисленное, я хотела бы сделать следующие выводы: качественная подача материала на занятиях, комфортное обучение в маленьких группах на консультациях, дополнительных занятиях мотивирует суворовцев на достижение результата. При активной слаженной работе наблюдается положительная динамика при сдаче ОГЭ благодаря профессионализму, организованной работе, а также активному внедрению новейших технологий.
Преподаватель химии и биологии
Сулина М.И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для подготовки к контрольной работе по химии.
Материал содержит рекомендации, с помощью которых можно тщательно подготовиться к важной контрольной работе....
Методические рекомендации для подготовки студентов к зачету по дисциплине "Химия"
В методической разработке даются рекомендации по подготовке студентов к зачету по дисциплине "Химия", а также приводятся примеры ответов на наиболее сложные вопросы. Студентам предлагаются...
Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ по химии
Как нужно готовить к ЕГЭ по химии?...
Методические рекомендации по подготовке к олимпиаде по химии
Методические рекомендации по подготовке к олимпиаде по химии...
Методические рекомендации по подготовке материалов для участия в конкурсе методических материалов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Методические рекомендации представляют собой специально структурированную информацию, определенный порядок и логику подготовки материала для участия в конкурсе методических материалов по профилактике ...
Методическая разработка "Методические рекомендации по подготовке и защите проектно-исследовательских работ обучающихся"
В методической разработке представлены методические рекомендации по подготовке и защите проектно-исследовательских работ обучающихся....
Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по математике по теме «Подготовка обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ по математике»
Единый государственный экзамен – серьезный шаг в жизни каждого выпускника, обдумывающего выбор своего будущего, стремящегося самореализоваться в новой социокультурной ситуации, продолжить образо...