Д.И.Менделеев-многогранность таланта.
методическая разработка по химии (8 класс)
Сценарий внеклассного мероприятия по химии для учащихся 8-11 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
golubeva_i.v._stsenariy_185_let_mendeleevu.docx | 845.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Овгортская школа-интернат среднего общего образования»
Шурышкарский район
Ямало-Ненецкий автономный округ
«Д. И. Менделеев - многогранность таланта»
К 185-летию со дня рождения Д.И. Менделеева
и 150-летию открытия Периодического закона
(внеклассное мероприятие по химии
для обучающихся 8-11 классов
в рамках недели естественно-научных предметов)
Учитель биологии и химии:
Голубева Инна Валентиновна
с. Овгорт
2019 г.
Цели:
Предоставить возможность учащимся показать свои знания о химических элементах, строении Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева, продолжить формировать умения действовать в нестандартной ситуации, побуждать учащихся к исследовательской деятельности с использованием различных информационных ресурсов; развивать у ребят познавательный интерес к предмету, воспитывать ответственность за выполненную работу, стимулировать учащихся на совместное творчество через работу в команде, способствовать воспитанию патриотизма и созданию благоприятного психоэмоционального климата.
Оборудование:
Таблица «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», набор химических элементов в ампулах «Периодическая таблица элементов», таблицы к играм, карточки с заданиями, фрагменты видеофильма «История и биография Менделеева» и выпуска «Новости на 1 канале: В России стартует Международный год Периодической таблицы химических элементов», компьютер, 2 ноутбука с доступом в Интернет для просмотра видеофрагментов, аудиоколонки, экран, листы ватмана, бумага, маркеры, клей, цветные иллюстрации для коллажа, ножницы.
План мероприятия
I. Организационный момент.
II. Мотивация познавательной деятельности.
III. Основная часть.
- Химический квест.
- Презентация мини-открытия по изучению жизни и деятельности Д.И. Менделеева.
IV. Заключительная часть.
V. Подведение итогов мероприятия (рефлексия).
Ход мероприятия
- Организационный момент.
Добрый день! Сегодня мы с вами проведем познавательный, а временами и развлекательный экскурс в удивительный мир науки. Вам предстоит показать свою эрудицию, находчивость, выполнить задания химического квеста. Я вам желаю удачи в познании мира.
- Мотивация познавательной деятельности.
Одной из первых тем предмета химии стоит «Периодический закон и строение атома». На уроках мы обсуждали, как Д.И. Менделеев открыл закон и составил таблицу элементов; узнали, в чем состоит значение закона для развития науки. Но личность ученого многогранна, его интересы распространялись и на другие области науки». Эпиграфом к мероприятию я выбрала слова Дмитрия Ивановича Менделеева: « Я люблю свою страну, как мать, а свою науку, как дух…».
Как вы думаете, почему речь идет о Д.И. Менделееве? (ответы детей: юбилей ученого и юбилей его открытия Периодического закона). Совершенно верно. Я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент выпуска новостей 1 канала, (просмотр видеофрагмента 3мин 26сек).
https://www.youtube.com/watch?v=nOvNvilfl58
«В России стартует международный год периодической таблицы химических элементов».
Какое важное событие отмечает мир в 2019 году? В чем гениальность ученого Менделеева? (ответы детей: 150 лет открытия Периодического закона; ООН объявила 2019 год Международным годом Периодического закона; открыты и созданы искусственно новые химические элементы, которые подтверждают периодичность свойств по закону Менделеева).
- Основная часть.
Даже человек, чьи профессиональные интересы далеки от химии, знает, что Д.И. Менделеев открыл периодический закон и составил таблицу химических элементов. Но не все знают о многогранности его интересов. Из 431 фундаментальной работы, не считая статей в периодической прессе, 40 – посвящены химии, 106 – физической химии, 99 – физике, 22 – географии, 99 – технике и промышленности, 36 – экономике и общественным вопросам, 29 – сельскому хозяйству, воспитанию и другим вопросам.
- Химический квест (выполнение заданий 15 минут).
Вам сейчас предстоит сделать в честь юбилея учёного свои открытия в деятельности этого человека, выполнив задания Химического квеста. Прошу командиров классов выбрать цитаты из работ и писем Д.И. Менделеева. Номер цитаты подскажет вам место старта для вашей команды. На изучение материалов и выполнение заданий на станции команде даётся 10 минут. Задание: составить кластер, кроссворд, коллаж или синквейн по теме станции (задания командам в приложении 1). После прохождения всех этапов представить итог деятельности команды. За выполнение заданий команды могут заработать 10 баллов и за презентацию своего направления ещё до 5 баллов.
№1. «Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройка и развитие обещаются» (Д.И. Менделеев).
Старт на станции «Развитие Периодического закона».
№2. «Ни капиталу, ни грубой силе, ни своему достатку я при этом не служил, а только старался… дать плодотворное, промышленное, реальное дело своей стране» (Д.И. Менделеев).
Старт на станции «Какой я химик, я - политэконом…».
№3. «Сам удивляюсь – чего только я ни делывал на своей научной жизни. И сделано, думаю, недурно» (Д.И. Менделеев).
Старт на станции «Изобретения Менделеева в различных областях науки».
№4. «Нефть – не топливо, топить можно и ассигнациями» (Д.И. Менделеев).
Старт на станции «Добыча и переработка нефти».
№5. «Из тысяч моих учеников много теперь повсюду видных людей, и, встречая их, всегда слышал, что доброе в них семя полагал, а не просто отбывал повинность» (Д.И. Менделеев).
Старт на станции «Д.И. Менделеев – преподаватель».
№6. «Всего более четыре предмета составили моё имя: периодический закон, исследование упругости газов, понимание растворов как ассоциаций и «Основы химии». Тут всё моё богатство». Д.И. Менделеев.
Старт на станции «Памяти Д.И. Менделеева».
- Презентация мини-открытия по изучению жизни и деятельности Д.И. Менделеева (на представление творческой работы команде не более 2 минут. Общее время 10-12 минут).
Попытаемся понять, что же за человек был Дмитрий Иванович Менделеев.
Класс-команды представляют одно из направлений деятельности Д.И. Менделеева.
- Заключительная часть.
Итак, вы все хорошо потрудились и представили свои творческие работы. На выставке мы теперь имеем кроссворды, схемы, синквейны, коллаж. А главное, вы теперь знаете, насколько многогранным был талант Дмитрия Ивановича Менделеева. Он многое успел за 55 лет творческой жизни. Результаты его деятельности оказали огромное влияние на многие стороны и интеллектуальной, и материальной жизни страны. Потрясающе, когда у народа есть Менделеевы.
- Подведение итогов мероприятия (рефлексия).
Я прошу класс-команды в одном-двух предложениях выразить комплимент Дмитрию Ивановичу. (Ответы детей: Уникальная личность. Великий учёный, государственный и общественный деятель, патриот. Создатель Периодического закона химических элементов. Талантливый педагог).
Командиры класс-команды коллегиально подсчитывают баллы по карточкам, добавляют баллы за презентации и подводят итоги химического квеста. Учитель благодарит учащихся, принявших активное участие в подготовке и проведении мероприятия.
Список литературы:
- Андреева М. В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. М., 2004.
- Предметная неделя химии в школе / Э.В. Дмитренко; под общ.ред. К.Н. Задорожного. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 256 с.
Электронные ресурсы
- https://biography.wikireading.ru/280651
- https://multiurok.ru/files/stsenarii-khimicheskogo-kvesta-dlia-8-klassa.html
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Менделеев._Дмитрий_Иванович
https://www.youtube.com/watch?v=nOvNvilfl58
В России стартует международный год периодической таблицы химических элементов. 1 канал. Новости. Выпуск 05.02.2019.
- https://www.youtube.com/watch?v=12WK-8ZjSTU Дмитрий Менделеев. Личности. Телеканал Страна.
- https://www.youtube.com/watch?time_continue=9&v=jFR7d7gFQhg История и биография Д.И. Менделеева.
Приложение 1
Команда №1.
Станция «Развитие Периодического закона».
Цитата: «Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройка и развитие обещаются» (Д.И. Менделеев).
Задание 1. «История и биография Менделеева» - просмотреть видеофрагмент. Какие новые химические элементы подтвердили Периодический закон? https://www.youtube.com/watch?time_continue=9&v=jFR7d7gFQhg История и биография Д.И. Менделеева.
Составьте кроссворд или мини-викторину об этом (открытие галлия, германия, скандия и искусственных элементов, в том числе менделеевия). За выполнение задания 10 баллов.
Задание 2. «Угадай-ка» 1балл за ответ, всего 5 баллов.
- Нахожусь, друзья, везде:
В минералах и в воле.
Без меня вы как без рук:
Нет меня - огонь потух. (Кислород)
2. Я блестящий, светло-серый,
Образую хлорофилл,
И меня фотограф первый
Очень поджигать любил! (Магний)
3. Я - металл незаменимый,
Очень летчиком любимый,
Легкий, электропроводный,
А характер - переходный. (Алюминий)
4. Меня любит человек!
Мною назван целый век!
Я блестяща и рыжа,
Очень в сплавах хороша! (Медь)
5. Я светоносный элемент.
Я спички вам зажгу в момент.
Сожгут меня - и под водой
Оксид мой станет кислотой. (Фосфор)
Команда №2.
Станция «Какой я химик, я - политэконом…».
Цитата: «Ни капиталу, ни грубой силе, ни своему достатку я при этом не служил, а только старался… дать плодотворное, промышленное, реальное дело своей стране» (Д.И. Менделеев).
Задание 1. Изучить информацию, составить схему или кластер для презентации данного направления деятельности Менделеева Д.И. За выполнение задания 10 баллов.
«В качестве «третьей службы» Родине Д. И. Менделеев назвал свой труд, направленный на содействие развитию промышленности в России. «Она наименее видна, хотя заботила меня с юных лет…». Учёный обладал изумительной способностью применять результаты теоретических исследований к решению возникавших практических задач. Менделеев много думал и писал о будущем России. «Наука и промышленность – вот мои мечты». В работах, посвящённых вопросам промышленного развития, затрагиваются все основные проблемы взаимодействия общества и окружающей среды, которые являются очень актуальными в наши дни. А именно: 1) проблема сырья и природных ресурсов, 2) энергетическая проблема, прогноз энергетики будущего; 3) продовольственная проблема (сельскохозяйственное производство), 4) вопросы охраны окружающей среды (сточные воды, перспективы создания безотходных технологических цепочек). Всего написано более 400 научных работ.
В 1882г. вышла в свет статья «Об условиях промышленного развития в России». Обстоятельства её появления – прекрасная иллюстрация авторитета Менделеева – экономиста. Весной 1882г комитет Общества для содействия русской промышленности и торговле обратился к учёному с просьбой сделать на торгово-промышленном съезде доклад о мерах, необходимых для развития химической промышленности в России. Работа представляет собой развёрнутый текст доклада, где автор выходит за рамки только химической промышленности. Об авторитете и компетентности Менделеева свидетельствует большое число выступлений учёного, зафиксированных в протоколах этого съезда. Центральным вопросом многих его выступлений здесь было топливо и его рациональное использование.
Задание 2. «Угадай-ка» 1балл за ответ, всего 5 баллов.
- Я не горюю, а горю
И воду я вам подарю.
Пусть будет дождь, и снег, и град –
Я натопить природу рад. (водород)
2. Предупреждаю вас заранее:
Я непригоден для дыхания!
Но все как будто бы не слышат
И постоянно мной дышат. (Азот)
3. У меня дурная слава:
Я - известная отрава.
Даже имя говорит,
Что я страшно ядовит. (Мышьяк)
4. В горах далеких Шао Линь
Копали глину – каолин.
Из этой глины с давних пор
В Китае делали … (Фарфор)
5. Такова моя природа:
Известняк, песок и сода,
Много требуют огня,
Чтобы выплавить меня
Я прозрачно и светло
И зовут меня … (Стекло)
Команда №3.
Станция «Изобретения Менделеева в различных областях науки».
Задание 1. Прочитать материал и представить в виде кластера его открытия различных направлениях науки. За выполнение задания 10 баллов.
«Сам удивляюсь – чего только я ни делывал на своей научной жизни. И сделано, думаю, недурно» - так на склоне лет прокомментировал великий русский учёный Д.И Менделеев свою работу по созданию в 1873 году оригинального физического прибора – дифференциального барометра, или высотомера. Он устанавливает зависимость изменения атмосферного давления с высотой. Д.И. Менделеев видел немало областей применения дифференциального барометра.
Д.И. Менделеева интересовали проблемы астрономии и воздухоплавания, так как он работал над вопросами поведения газов при низких давлениях. Для изучения стратосферы был необходим аэростат с герметичной кабиной – Дмитрий Иванович разработал его чертежи. Ему уже было за 50 лет, когда он в августе 1887года в одиночку поднялся на аэростате, заполненном водородом, чтобы в верхних слоях атмосферы наблюдать солнечное затмение.
Менделеева интересовали вопросы освоения Арктики и кораблестроения. Работы ученого о сопротивлении жидкостей привели его к разработке конструкции ледокола. В 1890-95 годах Менделеев был консультантом Научно – технической лаборатории Морского министерства.
В 1890-92 годах Менделеев изобрел лучший в мире, русский бездымный порох. Его производство началось в Америке, а не на родине. В Россию же русский порох вернулся уже как американский.
Еще молодым ученым Менделеев увлекся сельским хозяйством, агрохимией. Мало кто знает, что Дмитрий Иванович Менделеев более 40 лет работал в отечественном сельском хозяйстве над проблемами повышением урожайности и развитием животноводства. «Сельское хозяйство – своего рода промышленность для производства растений и животных». Целые дни проводил на опытном поле, пробовал вносить разные удобрения, ввел новшество – многопольную систему использования земель. Через 6-7 лет при малых затратах Менделеев достиг блестящего результата – его урожаи превосходили урожаи местных крестьян в 3-4 раза.
Большой вклад внес Менделеев в развитие метрологии – науки об измерениях. Когда он в 1892году возглавил Главную палату мер и весов, российская система мер отличалась от европейской. Он разработал новый закон о мерах и весах и ввел метрическую систему измерений. Дмитрий Иванович сконструировал самые точные весы того времени.
Задание 2. Составьте коллаж или мини-выставку из иллюстраций изобретенных им приборов и аппаратов. За выполнение задания до 5 баллов.
Ледокол, сконструированный в начале XX века Д. И. Менделеевым. Модель по чертежам учёного выполнена под руководством А. И. Дубравина в 1969 году. Музей-архив Д. И. Менделеева (СПбГУ).
Воздушный шар «Русский», на котором Д. И. Менделеев 7 августа 1887 года совершил полёт для наблюдения полного солнечного затмения.
В 1875 г. большой «статический» вариант прибора, названного дифференциальным барометром (высотомером), на Парижском международном географическом конгрессе был отмечен золотой медалью. «Дифференциальный барометр может быть поучительным помощником в изучении погоды и в её предсказании.
Научные труды Менделеева о сельском хозяйстве.
Команда №4.
Станция «Добыча и переработка нефти».
Цитата: «Нефть – не топливо, топить можно и ассигнациями» (Д.И. Менделеев).
Задание 1. Изучите материал и составьте творческую презентацию данного направления деятельности Д.И. Менделеева. За выполнение задания 10 баллов.
Д.И. Менделеев идеолог нефтяного дела. Методически, целеустремлённо изучал проблемы происхождения, добычи, состава, переработки и транспортировки нефти. Основные труды о нефти составили 10-тый том его 25-томного собрания сочинений, это свыше 800 страниц. Широко пропагандировал химическую переработку нефти, резко возражая против варварского сжигания её в топках. «Нефть – продукт природы редкий, ей должно дать совершенно иное применение, чем для топлива…Можно ведь топить ассигнациями». Высказывал идею перекачки нефти по трубопроводам, участвовал в строительстве первого нефтеперерабатывающего завода близ Ярославля (1879г). Мечты его осуществляются: сейчас из нефти получают продукты более 5000 наименований – это пластмассы, волокна, каучуки и даже продукты питания.
Д.И. Менделеев ратует за расширение добычи и использования каменного угля, набрасывает технологическую схему подземной газификации угля. Высказывает мысль о том, что ископаемое топливо – не единственный и даже не главный источник энергии в будущем.
Задание 2. Решите ребусы (5 баллов).
- - магний 2 - натрий
- – свинец 4 - осмий
5- железо
Команда №5.
Станция «Д.И. Менделеев – преподаватель».
Цитата: «Из тысяч моих учеников много теперь повсюду видных людей, и, встречая их, всегда слышал, что доброе в них семя полагал, а не просто отбывал повинность» (Д.И. Менделеев).
Задание 1. Изучите материал и творчески представьте учеников и последователей Д.И. Менделеева. За выполнение задания 10 баллов.
Во время учебы в Петербургском педагогическом институте у него обнаружили чахотку и врачи посоветовали ему поехать на юг. Здесь, сначала в Симферополе, затем в Одессе Менделеев работает в1855 году учителем в гимназии. На осмотре у известного врача Николая Пирогова Менделееву было сказано, что чахотки у него нет, и что он переживет и его самого- хирурга Пирогова. В 1856 году Менделеев закончил физико-математический факультет педагогического института в Петербурге, Ученый совет присудил ему титул «Старший учитель» и наградил золотой медалью. Дмитрий Иванович стал читать курс органической химии в Петербургском университете. 35 лет своей жизни Дмитрий Иванович посвятил преподаванию. В 1863г вышел его учебник «Органическая химия» - первый русский учебник по этой дисциплине, который был удостоен Демидовской премии.
В 1865г. Менделеев защитил докторскую диссертацию, в которой заложил основы нового учения о растворах, и стал профессором Петербургского университета, а в1867г. возглавил там кафедру химии. Всего в стенах Петербургского университета Менделеев проработал 23 года. Здесь он совершил свое главное открытие – периодический закон и написал учебник для студентов «Основы химии», который только при жизни автора издавался 8 раз и был переведен на иностранные языки.
С 1864 по 1872 год Менделеев являлся одновременно и профессором Петербургского технологического института. Преподавал Дмитрий Иванович также в Инженерной академии, в институте инженеров путей сообщения, во втором кадетском корпусе, на Владимирских женских курсах.
Всех учеников Д.И. Менделеева просто невозможно перечислить — они работали не только в области химии, а в самых различных областях знаний в соответствии с широкими научными интересами их гениального учителя, поэтому учениками Д.И. Менделеева можно считать химиков, физиков, метрологов, метеорологов, гидродинамиков, аэродинамиков, нефтяников, работников просвещения, экономистов, работников сельского хозяйства и людей многих других профессий, проблемами которых великий ученый занимался на протяжении свой жизни.
Среди учеников Д.И. Менделеева был И.М. Сеченов основоположник русской физиологической школы, уже в 1863 году опубликовавший работу “Рефлексы головного мозга”, и который писал: “Быть учеником такого учителя, как Менделеев, было, конечно, и приятно, и полезно, но я уж слишком много вкусил от физиологии, чтобы изменить ей, и химиком не сделался”.
Любимым учеником Д.И. Менделеева был заведующий Морской научно-технической лабораторией профессор И.М. Чельцов, которому французы безуспешно предлагали один миллион франков за состав бездымного пироколлоидного пороха, другой ученик — профессор Д.П. Коновалов во время болезни учителя читал за него доклад на съезде русских естествоиспытателей в Киеве.
В 1883 году состоялась защита диссертации Василия Васильевича Докучаева “Русский чернозем”, которая решительно порывала со всеми ранее принятыми воззрениями на почву и открывала новый мир фактов и явлений (этот материал дается на основе книги В. Сафонова “Первооткрыватели”, “Молодая Гвардия”, 1952).
Лекции профессора Д.М. Менделеева всегда пользовались большой популярностью... “Аудитория, где читал Дмитрий Иванович всегда была полна слушателей. Больше всего народу собиралось на его первую в учебном году лекцию и на лекцию о периодическом законе. В эти дни в аудиторию приходили студенты со всех факультетов. И в памяти десятков русских химиков, инженеров, врачей навсегда запечатлелось величественное и волнующее зрелище — лекции Менделеева” (Г.Смирнов), а сам профессор писал: “ко мне в аудиторию ломились не ради красных слов, а ради мыслей”.
В этом плане его последняя лекция в Петербургском университете была, по-видимому, лучшей за все годы преподавания. “Он говорил о “фонаре науки”, который должен осветить недра земли, о том, что Россия должна стать экономически независимой страной, доказывал, что развитие производительных сил страны есть первейшее практическое дело русской “образованности” … И если перед лекцией его встретили бурной овацией, то покинул он трибуну со словами: “ Покорнейше прошу не сопровождать мой уход аплодисментами...”. — при полном молчании зала...”. (Ю А. Овчинников).
Задание 2. Составьте синквейны о Д.И. Менделееве – педагоге.
Команда №6.
Станция «Памяти Д.И. Менделеева».
Цитата: «Всего более четыре предмета составили моё имя: периодический закон, исследование упругости газов, понимание растворов как ассоциаций и «Основы химии». Тут всё моё богатство». Д.И. Менделеев.
Задание 1. Изучите материалы видеофрагмент и составьте коллаж «Именем Менделеева названы…». За выполнение задания 10 баллов.
https://www.youtube.com/watch?v=12WK-8ZjSTU Дмитрий Менделеев. Личности. Телеканал «Страна».
Подводя итоги своей жизни, Дмитрий Иванович писал в августе 1903г, что нёс «…три службы Родине: на поприще научном, преподавательском и на пользу русской промышленности, начиная с сельскохозяйственной, в которой лично действовал…»
Днём открытия Периодического закона считается 1 марта 1869г. В этот день появляется листок с первой таблицей, озаглавленной «Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве». Была раскрыта количественная зависимость между атомным весом и свойствами.
Ближайшая разработка системы заняла следующие три года (до конца 1871г), а дальнейшее её углубление ещё 25 лет.
1869-1870гг. Внимание перенесено на разработку всей «естественной системы элементов» в целом. Почти два года понадобилось для устранения сомнений о местоположении отдельных элементов.
3 декабря 1870г. «Естественная система элементов» - выступление Д.И. Менделеева на заседании Русского химического общества с видоизменённой периодической системой.
Лето 1871г. Итоговая статья «Периодическая законность химических элементов». «Это лучший свод моих взглядов и соображений о периодичности элементов и оригинал, по которому писалось потом так много про эту систему…» Д.И. Менделеев.
Д.И. Менделеев был личностью незаурядной и в высшей степени самобытной. Он был ярко выраженной Индивидуальностью.
Дмитрий Иванович член более 90 академий наук (исключая Российскую) и научных обществ. Он являлся одним из основателей Русского химического общества (1861г), неоднократно избирался его президентом. В 1962г АН СССР утвердила премию и Золотую медаль Д.И. Менделеева за лучшие работы по химии и химической
технологии. В 1964г имя Д.И. Менделеева было занесено на доску почёта Бриджпортского университета в США наряду с именами Эвклида, Архимеда, Коперника, Галилея, Ньютона, Лавуазье.
Имя учёного менделевий носит 101-ый элемент в периодической системе.
Имя Менделеева носит город в Татарской республике, действующий вулкан на острове Кунашир, подводный хребет в Северном Ледовитом океане, кратер на поверхности невидимой стороны Луны, минерал менделеевит, просторы океанов бороздит научно- исследовательское судно «Дмитрий Менделеев». Кроме многочисленных улиц и площадей, имя учёного носят Московский и Ленинградский химические институты, Тобольский педагогический институт, ВНИИ метрологии, Всероссийское химическое общество и другие учреждения, одна из станций московского метро.
Вулкан им. Менделеева, остров Кунашир.
Аэропорт «Рощино» в г. Тюмень по итогам народного голосования 2018-2019 г. будет носить имя Д.И. Менделеева.
Кратер им. Менделеева на обратной стороне Луны.
Первые атомы Менделевия синтезировали в 1955 американские ученые А. Гиорсо, Б. Харви, Г. Чоппин, С. Томпсон и Г. Сиборг. В знак уважения и признания заслуг русского химика назвали открытый ими 101 элемент Менделеевием.
Задание 2. Решите ребусы (5 баллов).
1 – германий 2 - золото
3 – кремний 4 - кислород
5 - азот
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс талантов.
Конкурс талантов на ТНТ-Новомосковск, " Почти Мадонна"...
Всероссийский конкурс "Талант - это труд и радость"
Представлена работа "Большой талант требует большого трудолюбия". Технология опыта с одарёнными детьми в школе включает систему по созданию мотивации успеха в работе с учащимися...
Проект "Моя семья - талант"
Во всём должна быть система. Сразу, не подумав, не проработав каждый шаг, ничего не получится. Надо уметь анализировать настоящее и прошлое, чтобы в будущем всё сложилось удачно и успешно....
особенности поэтического таланта А.А.Фета
Данная методическая разработка может быть использована на уроках литературы в 9 классе, на уроках МХК, на классном часе...
ДИПЛОМ 2 место на городском конкурсе "Педагогические таланты г.о. Жуковский 2011"
Диплом, свидетельство...
Презентация по обществознанию по теме"Способности и талант" для 6 класса.
Данная презентация подготовлена дл курса 6 класса по обществознанию по программе Л.Н.Боголюбова и Л.Ф.Ивановой "Обществознание 6 класс".Такой темы нет в содержании программы, но я еще разработала и да...
Сценарий внеклассного мероприятия с элементами сингапурской системы:"Образование как пространство для развития способностей и талантов,или чему нужно учиться.Талант на благо Родины:красивые слова или реальность?"
Развитие в учащихся осознанного, ответственного отношения к учёбе как основному виду деятельности школьника. Дать понятие о таланте как основном элементе труда....