статья Развитие интеллектуальных умений учащихся при решении химических задач
статья по химии (11 класс)

Фетисова Светлана Евгеньевна

В данной статье рассмотрены общие вопросы методики решения расчетгых задач повышенного уровня сложности . и в приложении приводятся разработка заданий по данной теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_pechati.docx18.51 КБ
Файл приложение к статье73.32 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Выступление в рамках районного семинара – Красносельского района.

                            Тема выступления:

   Решение задач повышенного уровня сложности при подготовки учащихся к ЕГЭ.

Химическая учебная задача – это модель проблемной  ситуации, решение которой требует от учащихся мыслительных и практических действий на основе знаний законов, теорий методов химии, направленная на закреплении, расширение знаний и развитие химии.

Использование задач в школе, позволяет решать основные функции обучения и воспитания:

-Обучающие функции – обеспечиваются формированием важных структурных элементов знаний. Происходит осмысление химической сущности явлений, умение применять усвоенные знания в конкретно заданной ситуации.

  Решение задач – это активный познавательный процесс.

-Воспитывающие функции – реализуются формирование мировоззрения, осознанным усвоением материала, расширением кругозора.

Учебная задача – это средство воспитания трудолюбия, настойчивости характера.

-Развивающие функции – проявляются в результате формирования научно-теоретического, логического, творческого мышления и ориентацию на профессию химика.

  Решение задач не самоцель, а цель и средство обучения и воспитания учащихся.

Место химических задач в процессе обучения.

 Правильное использование задач на различных этапах процесса обучения позволяет усилить роль химических задач, разнообразить методы преподавания.

1.Изучение нового материала – задача иллюстрирует рассмотренные химические законы и понятия. Задача должна краткой, простой и четкой, может быть проблемной, например при изучении Авогадро, закона сохранения массы веществ.

2.Закрепление новой темы – цель задачи, выяснить как усвоен новый материал, наметить план и методы дальнейшего изучения.

3.Задача на дальнейшее знание – с использованием справочной литературы (цель-обработка, закрепление понятий).

4.Задачи при повторении и обобщении учебного материала – здесь реализуются курсовые и предметы связи, систематичность, целостность курса в целом.

5.Задачи при текущем и итоговом контроле знаний – по задачам можно оценить уровень знаний теории.

Принцип обучения при решении общих задач

(общие рекомендации)

  1. Систематичность – необходима продуманная система, последовательно усложняющих задач, умение решать задачи развивается только одним путем – постоянство, систематичность. Людей с врожденными способностями решать задачи – единицы, большинство из тех кто “щелкает” задачи, обязаны этим своему трудолюбию.
  2. Посильность – по наблюдению психологов сверхтрудные задачи, превышающие известный барьер сложности не стимулируют, а наоборот снижают уровень мышления  и не приносят пользу. Если задача посильная, тогда мысль учащегося переходит от одного объекта к другому и стимулирует дальнейшее решение. Менделеев Д.И. против того, что бы заваливать студента избытком знаний. “Если камин завалить дровами, то камин будет дымить, а гореть не будет”. Но отобрать нужный материал, дело педагога.
  3. Наглядность – текст задачи должен быть перед глазами, обязательно наличие задачника, текста задачи.
  4. Интеграция – использование межпредметных связей.

         

                   Формы работ:

1.Коллективные (фронтальные )-решает весь класс,следует активизировать познавательную активность всех учащихся (сочетание самостоятельной и коллективной работы)

2.Групповые –работа в группах,с использованием дифференциации,работой консультанта.

3Индивидуальные 

-при подготовке к олимпиаде ,проверке домашнего задания(работа по карточке).

 

Методы ,используемые при решении химических задач:

1.Алгоритмизация-т.е.классификация по типу задач и выбор учеником правильного плана по решению задач.

2.Схематизация-составление схем ,рисунков,графической формы записи информации.

4.  Дифференциация-составление конрольных работ,карточки разного уровня.

5.Введение трансформирующей поправки при решении задач,то есть задачи можно усложнить или упростить.

Особенности работы в разнопрофильных классах

При работе в разнопрофильных классах учитываю –

-особенности учебно-познавательнойдеятельности разных  профилей(естественно-научный,физико-математический,гуманитарный).

-разные способности групп учащихся к изучению химии.

-характерологические качества учащихся данного  профиля

-Решение расчетных задач в классах естественно-научного профиля-это решение усложненных задач  ,развивающих химическое мышление,их умение          анализировать,рассуждать,задачи решать с химико-биологическим содержанием(составлены спецкурсы для данного профиля в 10-11 классах)

-Решение задач в классах физико-математического профиля-стараюсь усилить математический аппарат химии ,использование систем уравнений,графиков,задачи с опорой на знание физики(задачи на газовые законы,электролиз

,физической химии)

-В классах гуманитарного профиля –введение в задачи гуманитарного компонента .Это  придание гуманитарной напрвленности ,подбираю задачи с использованием историко-краеведческого,литературного содержания

При планировании своей работы , проведя анализ расчетных задач , учитывая ,что в 10 класс поступают дети с разным уровнем подготовки,я в своей работе

-постоянно изучаю и систематизирую методическую литературу по теоретическим вопросам методики решения задач.

-составила программы спецкурсов по данной теме

-разрабатываю отдельные уроки по решению задач, провожу их рефлексию и диагностику

 В приложении –подборка задач и подходы в решении разными способами

 

                 



Предварительный просмотр:

• Расчёты массы (объёма, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси).

• Расчёты с использованием понятия «массовая доля вещества в растворе».

• Расчёты массовой или объёмной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.

• Расчёты массовой доли (массы) химического соединения в смеси

Варианты получения растворов: без реакции

Вещество + растворитель

– 5,85 г NaCl + 100 г воды

– х г NaCl + 100 г воды = 5 % раствор

– 5,85 г NaCl + х г воды = 5% раствор

– х г NaCl + y г воды = 200 г 5%-ного раствора

Вещество, содержащее примеси (кристаллогидрат) + растворитель

– 25 г СuSO4∙5H2O + вода = 8%-ный раствор (прямые и обратные задачи)

Вещество + раствор

– 5,85 г NaCl + 100 г 10%-ного раствора NaCl + обратные задачи

Раствор 1 + Раствор 2 (кристаллогидрат + раствор)

- 10 г MgSO4∙7H2O + 150 г 10%-ного раствора

Варианты получения растворов с химической реакцией

Реагирует 1 вещество

Вещество 1 реагирует с растворителем

Вещество + растворитель

– 6,2 г Na2О+ 100 г воды

Вещество 1 реагирует с растворённым веществом 2

– 25 г CuSO4∙ 5H2O + 150 г 10%-ного раствора Na2S

Вещество 1 реагирует и с растворённым веществом 2 и с растворителем

– 12,8 г СаС2 + 100 г 7,3%-ного раствора HCl

Смесь веществ + раствор (растворитель)

  • Реагирует 1 вещество с растворенным веществом или (и) растворителем

- смесь ZnSO4 и Fe  с HCl

  • Реагирует несколько веществ с раствором или (и растворителем)

- смесь ZnSO4 и Zn с раствором щёлочи        

I Задачи на образование смеси солей 

Задача 1

Углекислый газ, объёмом 6,72 л (н.у.) пропустили через раствор гидроксида калия, массой 100 г с массовой  долей  щелочи 28%. Рассчитайте массовые доли солей в полученном растворе.

Решение:

1 способ:      n (CO2) = 6,72 л/22,4 л/моль = 0,3 моль

                      n (KOH) = 100г ∙ 0,28/56 г/моль = 0,5 моль

I уравнение:            CO2 + KOH → KHCO3

                 было:                     0,3        0,5

         прореаг./образ.:                   0,3        0,3                  0,3

            итого:                     -           0,2                  0,3

II уравнение:          KHCO3 + KOH → K2CO3 + H2O

                    было:                             0,3                0,2

      прореаг./образ.:                            0,2                0,2                  0,2

                  итого:                            0,1                  -                  0,2

m (KHCO3) = 0,1 моль ∙ 100 г/моль = 10 г

m(K2CO3) = 0,2 моль ∙ 138 г/моль = 27,6 г

m (CO2) = 0,3 моль ∙ 44г/моль = 13,2 г

m р-ра конечного = [ mco2 + mр-ра KOH] = 13,2 г + 100 г = 113,2 г

ɷ (KHCO3) = 10 г/113,2 г = 0,088 или 8,8 %

ɷ (K2CO3) = 27,6 г/113,2 г = 0,244 или 24,4 %    

 Ответ: ɷ (KHCO3) = 8,8 %; ɷ (K2CO3) = 24,4%

2 способ:         

I   0,3               CO2 + 2KOH            0,5        →   K2CO3 + H2O                        

II  моль           CO2 + KOH              моль     →   KHCO3

Пусть n (CO2)I = x,  а   n (KOH)I = 2x

           n (CO2)II = у, а   n (KOH)II = y

    2х + у = 0,5

    х + у = 0,3

    х = 0,2        у = 0,1

3 способ:    n (CO2) : n (KOH) = 0,3 : 0,5 = 3 : 5

CO2                      KOH        KOH

CO2                 KOH        KOH

CO2                 KOH

    0,3                   0,5                    0,2                     0,1

3 CO2 + 5 KOH → 2 K2CO3 + KHCO3 + 2H2O

Задача 2

Оксид фосфора(V), полученный при сжигании 6,2 г фосфора, пропустили через 200 г 8,4%-го раствора гидроксида калия. Какие вещества и в каких количествах получаются? Найти массовые доли полученных солей в растворе.

Решение:

n (P) = 6,2 г/31 г/моль = 0,2 моль

n (KOH) = 200 г ∙ 0,084/56 г/моль = 0,3 моль

I                                4P + 5O2 → 2P2O5

Было:                                  0,2        

Прореаг./образ.:                 0,2                        0,1

Итого:        -                          0,1

m (P2O5) = 0,1 моль ∙ 142 г/моль = 14,2 г

II                            2 KOH + P2O5  + H2O → 2KH2PO4

Было:        0,3             0,1

Прореаг./образ.:                   0,2             0,1                             0,2

Итого:         0,1               -                              0,2

III                             KOH + KH2PO4 → K2HPO4

Было:        0,1        0,2

Прореаг./образ.:        0,1             0,1                   0,1

Итого:          -               0,1                   0,1

m (KH2PO4) = 0,1 моль ∙ 136 г/моль = 13,6 г

m (K2HPO4) = 0,1 моль ∙ 174 г/моль = 17,4 г

m конечн. р-ра = [m(P2O5) + m (р-раKOH)] = 14,2 г + 200 г = 214,2 г

ɷ (KH2PO4) = 13,6 г /214,2 г = 0,0635 или 6,35%

ɷ (K2HPO4) = 17,4 г/214,2 г = 0,0812 или 8,12%

Ответ: ɷ (KH2PO4) = 6,35%; ɷ (K2HPO4) = 8,12%

II Задачи на гидролиз:

Задача 3

Хлорид фосфора V массой 4,17 г полностью прореагировал с водой. Какой объём раствора едкого кали (плотность 1,07 г/мл) с массовой долей щелочи 10% необходим для полной нейтрализации полученного раствора.

Решение:

n (PCl5) = 4,17 г/208,5 г/моль = 0,02 моль

I                            PCl5 + 4HOH → H3PO4 + 5HCl

Было:                               0,02

Прореаг./образ.:            0,02                            0,02          0,1

Итого:                              -                                 0,02          0,1

II                           H3PO4 + 3KOH → K3PO4 + 3H2O

Было:                           0,02

Прореаг./образ.:              0,02            0,06

Итого:                        -                   -

III                          HCl + KOH → KCl + H2O

Было:                    0,1

Прореаг./образ.:             0,1        0,1

Итого:                                -             -

n (KOH) = 0,06 моль + 0,1 моль = 0,16 моль

m (KOH) = 0,16 моль ∙ 56 г/моль = 8,96 г

m р-ра (KOH) = [m (KOH)/ ɷ] = 8,96 г/0,1 = 89,6 г

V р-ра (KOH) = [m р-ра/p ] = 89,6 г/1,07 г/мл = 83,74 мл

Ответ: V р-ра (KOH) = 83,74 мл

Задача 4

51,2 г карбида кальция внесли в стакан, содержащий 405 мл раствора соляной кислоты с массовой долей кислоты 7% (плотность раствора 1,03 г/мл). Сколько мл 20%-ной азотной кислоты (плотность 1,1 г/мл) следует добавить к полученной смеси для ее полной нейтрализации.

Решение:

n (CaC2) = 51,2 г/64 г/моль = 0,8 моль

n (HCl) = [ V ∙ p ∙ ɷ/ M] = 405 мл ∙ 1,03 г/мл ∙ 0,07 / 36,5 г/мл = 0,8 моль

I                           СaC2 + 2HCl → CaCl2 + C2H2

     Было:                         0,8                   0,8

  Прореаг./образ.:         0,4                    0,8

    Итого:                        0,4                     -

II                             СaC2 + 2HOH  → Ca(OH)2 + C2H2 ↑  

Было:                                  0,4

Прореаг./образ.:               0,4                      0,4

 Итого:                                 -                      0,4

III                              Ca(OH)2 + 2HNO3 → Ca(NO3)2 + 2H2O

Было:                          0,4

Прореаг./образ.:                     0,4                  0,8

Итого:                                  -                        -

m (HNO3) = 0,8 моль ∙ 63 г/моль = 50,4 г

m р-ра(HNO3) = [mв-ва/ ɷ] = 50,4 г/0,2 = 252 г

Vр-ра (HNO3) = [m р-ра/ p] = 252 г/1,1 г/мл = 229 мл

Ответ: Vр-ра (HNO3) = 229 мл

Задача 5

К карбиду алюминия добавили 400 мл воды. При этом выделился газ объемом 13,44 л (н.у.). К полученной смеси прилили 160 г 30% -ного раствора едкого натра. Определите массовые доли веществ в полученном растворе.

Решение:

n (CH4) = 13,44 л /22,4 л/моль = 0,6 моль                      m (CH4) = 0,6 моль ∙ 16 г/моль = 9,6 г

m (H2O) = 400 мл ∙ 1 г/мл = 400 г                        

n (H2O) = 400 г/18 г/моль = 22,2 моль (избыток)

I                           Аl4C3 + 12 HOH → 4Al(OH)3 + 3CH4 ↑

Было:                                   0,2             22,2

Прореаг./образ.:                 0,2             2,4                       0,8                0,6

Итого:                                  -              19,8                 0,8             0,6

n (NaOH) = 160 г ∙ 0,3/ 40 г/моль = 1,2 моль

m (Аl4C3) = 0,2 моль ∙ 144 г/моль = 28,8 г

II                           Al(OH)3 + NaOH → Na[Al(OH)4]

Было:                        0,8               1,2

Прореаг./образ.:                 0,8                 0,8                  0,8

Итого:                                   -                      0,4                         0,8

m изб.(NaOH)  = 0,4 моль ∙ 40 г/моль = 16 г

m (Na[Al(OH)4]) = 0,8 моль ∙ 118 г/моль = 94,4 г

m р-ра конечн. = [m(Аl4C3) + m(H2O) + m р-ра(NaOH) - m(CH4)] =28,8г + 400 г + 160 г – 9,6 г = 579,2 г

ɷ изб.(NaOH) = 16 г /579,2 г = 0,028 или 2,8 %

 ɷ (Na[Al(OH)4]) = 94,4 г/579,2 г = 0,163 или 16,3%

ɷ (H2O) = 100% - 2,8% - 16,3% = 80,9%

Ответ: ɷ изб.(NaOH) = 2,8 %; ɷ (Na[Al(OH)4]) = 16,3%;  ɷ (H2O) = 80,9%.

        

Задача 6

Хлорид кремния массой 34 г поместили в раствор гидроксида натрия массой 160 г (массовая доля щелочи 10%). При этом наблюдали выпадение белого осадка. Рассчитайте массовые доли веществ в полученном растворе.

Решение:

n (SiCl4) = 34 г/170 г/моль = 0,2 моль

n (NaOH) = 160 г ∙ 0,1/40 г/моль = 0,4 моль

n (SiCl4) : n (NaOH) = 0,2 : 0,4 = 2 : 4  - такое соотношение есть.

SiCl4 + 6NaOH → Na2SiO3 + 4NaCl + 3H2O

   1     :      6      - такое соотношение должно быть.

SiCl4  + 3 H2O → H2SiO3↓ + 4HCl                            

                             SiCl4  + 2NaOH + H2O → 2NaCl + 2HCl + H2SiO3

    Было:                      0,2                0,4

Прореаг./образ.:                     0,2                0,4                          0,4              0,4               0,2

   Итого:                      -               -                             0,4                  0,4               0,2

m (NaCl) = 0,4 моль ∙ 58,5 г/моль = 23,4 г

m (H2SiO3) = 0,2 моль ∙ 78 г/моль = 15,6 г

m (HCl) = 0,4 моль ∙ 36,5 г/моль = 14,6 г

m р-ра конечного = 34 г + 160 г – 15,6 г = 178,4 г

ɷ (NaCl) = 23,4 г/178,4 г = 0,131 или 13,1 %

ɷ (HCl) = 14,6 г /178,4 г = 0,0818 или 8,18 %

Ответ: ɷ (NaCl) = 13,1 %;     ɷ (HCl) =  8,18 %

Задача 7 (получение смеси веществ с последующим гидролизом)

Оксид кремния (IV) массой 12 г смешали с 12 г магниевых опилок. Смесь нагрели без доступа воздуха до завершения реакции. Полученное вещество растворили 200 г 18,25%-ного раствора соляной кислоты. Рассчитайте массовые доли веществ в полученном растворе.

Решение:

n (SiO2) = 12 г/60 г/моль = 0,2 моль

n (Mg) = 12 г/24 г/моль = 0,5 моль

I                                 SiO2 + 2Mg → 2MgO + Si

Было:                          0,2          0,5

Прореаг./образ.:                     0,2                   0,4             0,4          0,2

Итого:                                      -                0,1           0,4         0,2

n (HCl) = 200г ∙ 0,1825/36,5 г/моль = 1 моль

II                                2Mg + Si → Mg2Si

Было:                        0,1          0,2          

Прореаг./образ.:                   0,1         0,05       0,05

Итого:                                     -            0,15      0,05

m (Si) = 0,15 моль ∙ 28 г/моль = 4,2 г

III                    MgO + 2HCl → MgCl2 + H2O

Было:                              0,4              1

Прореаг./образ.:                      0,4            0,8              0,4

Итого:                                          -               0,2              0,4

IV                              Mg2Si + 4HCl → 2MgCl2 + SiH4 ↑

Было:                                        0,05            0,2                

Прореаг./образ.:                     0,05            0,2            0,1             0,05

Итого:                                        -                   -                   0,1             0,05

m (SiH4) = 0,05 моль ∙ 32 г/моль = 1,6 г

n(MgCl2) = 0,4 моль + 0,1 моль = 0,5 моль

m (MgCl2) = 0,5 моль ∙ 95 г/моль = 47,5 г

m р-ра конечного = [m (Mg) + m (SiO2) + m р-ра HCl – m ост.Si – mSiH4] =12г +12г+200г–4,2г–1,6г = 218,2 г

ɷ (MgCl2) = 47,5 г/218,2 г = 0,218 или 21,8 %

ɷ (H2O) = 100% - 21,8 % = 78,2%

Ответ: ɷ (MgCl2) = 21,8 %;      ɷ (H2O) = 78,2%      

II Задачи на неполное разложение:

Задача 8

При нагревании образца нитрата магния часть вещества разложилась. При этом образовался твердый остаток массой 53,6 г. К остатку добавили 200 г 24%-ного раствора гидроксида натрия. При этом образовался раствор массой 206,4 г с массовой долей гидроксида натрия 15,5%. Определите объем смеси газов (в пересчете на н.у.), выделившихся в результате частичного разложения нитрата магния.

Решение:

n (NaOH)I = 200 г ∙ 0,24/ 40 г/моль = 1,2 моль

n (NaOH)II = 206,4 г ∙ 0,155/40 г/моль = 0,8 моль

nизрасх. (NaOH) = 1,2 моль – 0,8 моль = 0,4 моль

I   MgO + NaOH ≠

II                        Mg(NO3)2 + 2 NaOH → Mg(OH)2↓ + 2NaNO3

Было:                1,2

Прореаг./образ.:          0,2                0,4                   0,2

Итого:                     -                        0,8                   0,2

m ((Mg(NO3)2)II = 0,2 моль ∙ 148 г/моль = 29,6 г

m (MgO) = 53,6 г – 29,6 г = 24 г                                            n (MgO) = 24 г/40 г/моль = 0,6 моль

III                               2Мg(NO3)2 → 2MgO + 4NO2↑ + O2

Было:        

Прореаг./образ.:                   0,6            1,2            0,3

Итого:                   0,6            1,2            0,3

n газов = 1,2 моль + 0,3 моль = 1,5 моль

Vгазов = 1,5 моль ∙ 22,4 л/моль = 33,6 л

Ответ: Vсмеси газов = 33,6 л

Задача 9

При нагревании образца гидрокарбоната натрия часть вещества разложилась. При этом выделилось 0,448 л (н.у.) углекислого газа и образовалось 4,64 г твердого безводного остатка. Остаток добавили к 15%-ному раствору гидроксида кальция. При этом в полученном растворе не осталось ионов кальция и карбонат-анионов. Определите массовую долю гидроксида натрия в конечном растворе.

Решение:

n (CO2) = 0,448 л /22,4 л/моль = 0,02 моль

I                                  2NaHCO3 → Na2CO3 + CO2↑ + H2O

Было:

Прореаг./образ.:                      0,04                        0,02             0,02

Итого:                                                                      0,02               0,02

m (Na2CO3) = 0,02 моль ∙ 106 г/моль = 2,12 г

m (ост. NaHCO3) =  4,64 г – 2,12 г = 2,52 г

n (ост. NaHCO3) = 2,52 г/84 г/моль = 0,03 моль

II                              Na2CO3 + Ca(OH)2 → CaCO3↓ + 2NaOH

Было:                0,02

Прореаг./образ.:                0,02             0,02               0,02                0,04

Итого:                  -                                        0,02                0,04

III                              NaHCO3 + Ca(OH)2 → CaCO3↓ + NaOH + H2O

Было:                   0,03

Прореаг./образ.:                   0,03                  0,03            0,03                0,03

Итого:                                         -                                           0,03                   0,03

n (Ca(OH)2) = 0,02 моль + 0,03 моль = 0,05 моль

m (р-ра Ca(OH)2) = [n ∙ M/ ɷ] = 0,05 моль ∙ 74 г/моль /0,15 = 24,67 г

n (NaOH) = 0,04 моль + 0,03 моль = 0,07 моль                      

m (NaOH) = 0,07 моль ∙ 40 г/моль = 2,8 г

n (CaCO3) = 0,02 моль + 0,03 моль = 0,05 моль        m (CaCO3) = 0,05 моль ∙ 100 г/моль = 5 г

m р-ра конечн. =[mтверд.ост. + m р-ра Ca(OH)2 - m CaCO3] = 4,64 г + 24,67 г – 5 г = 24,31 г

ɷ (NaOH) = 2,8 г/24,31 г = 0,114 или 11,4%

Ответ:         ɷ (NaOH) = 11,4%

Задача 10

Оксид цинка массой 16,2 г нагрели в присутствии угарного газа объёмом 1,12 л (н.у.). При этом угарный газ прореагировал полностью. Полученный твердый остаток растворили в 60 г 40%-ного раствора гидроксида натрия. Определите массовую долю гидроксида натрия в полученном растворе.

Решение:

n (ZnO) = 16,2 г/81 г/моль = 0,2 моль

n (CO) = 1,12 л/22,4 л/моль = 0,05 моль

I                             ZnO + CO → Zn + CO2 ↑

Было:                                0,2        0,05

Прореаг./образ.:                    0,05       0,05       0,05       0,05

Итого:                              0,15          -                 0,05       0,05

m (Zn) = 0,05 моль ∙ 65 г/моль = 3,25 г

m (ZnO) = 0,05 моль ∙ 81 г/моль = 12,15 г

n (NaOH) = 60 г ∙ 0,4/40 г/моль = 0,6 моль

II                            ZnO + 2NaOH + HOH → Na2[Zn(OH)4]

Было:                                0,15          0,6

Прореаг./образ.:             0,15          0,3

Итого:                         -              0,3

III                             Zn + 2NaOH + 2HOH → Na2[Zn(OH)4] + H2

Было:                       0,05           0,3

Прореаг./образ.:                       0,05           0,1                  0,05

Итого:                         -               0,2                  0,05

m (NaOH ост.) = 0,2 моль ∙ 40 г/моль = 8 г

m (H2) = 0,05 моль ∙ 2 г/моль = 0,1 г

m конечн. р-ра = [m (р-ра NaOH) + m (Zn) + m (ZnO) - m (H2) ] = 60г + 3,25г + 12,15г – 0,1г = 75,3 г

ɷ (NaOH) = 8г/75,3 г = 0,106 или 10,6%

Ответ: ɷ (NaOH) = 10,6%

Задача 11

Водород, объёмом 3,36 л (н.у.) пропустили при нагревании через порошок оксида меди II, при этом водород прореагировал полностью. В результате реакции получили 10,4 г твёрдого остатка. Этот остаток растворили в концентрированной серной кислоте, массой 100 г. Определите массовую долю соли в полученном растворе (процессами гидролиза можно пренебречь).

Решение:

n (H2) = 3,36 л/22,4 л/моль = 0,15 моль

I                               H2 + CuO → Cu + H2O

Было:                                 0,15

Прореаг./образ.:              0,15                     0,15

Итого:                               -                         0,15

m (Cu) = 0,15 моль ∙ 64 г/моль = 9,6 г

m ост.CuO = 10,4 г – 9,6 г = 0,8 г

n ост.CuO = 0,8 г/80 г/моль = 0,01 моль

II                           Cu + 2H2SO4 → CuSO4 + SO2↑ + 2H2O

Было:                             0,15

Прореаг./образ.:          0,15                              0,15         0,15

Итого:                    -                                  0,15         0,15

III                           CuO + H2SO4 → CuSO4 + H2O

Было:                       0,01                            

Прореаг./образ.:              0,01                            0,01

Итого:                               -                                0,01

m (SO2) = 0,15 моль ∙ 64 г/моль = 9,6 г

n (CuSO4) = 0,15 моль + 0,01 моль = 0,16 моль

m (CuSO4) = 0,16 моль ∙ 160 г/моль = 25,6 г

m конечн. р-ра = [m тверд.ост. + m (H2SO4) - m (SO2) ] = 10,4 г + 100 г – 9,6 г = 100,8 г

ɷ (CuSO4) = 25,6 г/100,8 г = 0,254 или 25,4 %

Ответ: ɷ (CuSO4) = 25,4%

Задача 12

При нагревании образца карбоната кальция часть вещества разложилась. При этом выделилось 4,48 л (н.у.) углекислого газа. Масса твердого остатка составила 41,2 г. Этот остаток добавили к 465,5 г раствора соляной кислоты, взятой в избытке. Определите массовую долю соли в полученном растворе.

Решение:

n (CO2) = 4,48 г/22,4 л/моль = 0,2 моль

I                            CaCO3 → CaO + CO2

Было:

Прореаг./образ.                                      0,2           0,2

Итого:                                                     0,2           0,2

m (CaO) = 0,2 моль ∙ 56 г/моль = 11,2 г

m ост.CaCO3 = 41,2г – 11,2 г = 30 г

n ост.CaCO3 = 30 г/100 г/моль = 0,3 моль

II                         CaO + 2HCl → CaCl2 + H2O

Было:                            0,2        

Прореаг./образ.:          0,2           0,4        0,2

Итого:                            -                    0,2

III                        CaCO3 + 2HCl → CaCl2 + CO2 ↑ + H2O 

Было:                              0,3

Прореаг./образ.:            0,3                    0,3           0,3

Итого:                               -                                   0,3           0,3

m (CO2) = 0,3 моль ∙ 44 г/моль = 13,2 г

n (CaCl2) = 0,2 моль + 0,3 моль = 0,5 моль                      m (CaCl2) = 0,5 моль ∙ 111 г/моль = 55,5г

m р-ра конечн. =[mтверд.ост. + m р-ра HCl – m CO2] = 41,2 г + 465,5 г – 13,2 г = 493,5 г

ɷ (CaCl2) = 55,5 г/ 493,5 г = 0,1125 или 11,25 %

Ответ: ɷ (CaCl2) = 11,25 %

Задача 13

Смешали 100 мл 30%-ного раствора хлорной кислоты (плотность 1,11г/мл) и 300 мл 20%-ного раствора гидроксида натрия (плотность 1,10 г/мл). Сколько миллилитров воды следует добавить к полученной смеси, чтобы массовая доля соли в ней составила 5%? Какую среду имеет полученный раствор?

Решение:

m (р-раHClO4) = [Vр-ра HClO4 ∙ p] = 100 мл ∙ 1,11 г/мл = 111 г

n (HClO4) = m (р-раHClO4) ∙ ɷ/M] = 111г ∙ 0,3/100,5 г/моль = 0,33 моль

m (р-ра NaOH) = 300 мл ∙ 1,10 г/мл = 330г

n (NaOH) = 330г ∙ 0,2/40 г/моль = 1,65 моль

m (р-ра общ.) = 111 г + 330 г = 441 г

I                          HClO4 + NaOH → NaClO4 + H2O

Было:                            0,33                    1,65

Прореаг./образ.:          0,33              0,33                0,33

Итого:                             -                 1,32                0,33

m (NaClO4) = 0,33 моль ∙ 122,5 г/моль = 40,425 г

        р-р 1                     р-р 2

m в-ва             40,425        40,425

m р-ра        441                       441 + х

ɷ        0,05

40,425 = 0,05 ∙ (441 + х)

40,425 = 22,05 + 0,05х

0,05х = 18,375

х = 367,5

V (H2O) = [m в-ва/p] = 367,5 г/1 г/мл =  367,5 мл

n изб. NaOH = 1,32 моль         среда – щелочная.

Ответ: V (H2O) = 367,5 мл

Задача 14

Определите массовые доли (в процентах) сульфидов железа (II) и цинка в смеси, если при обработке 28,2 г этой смеси избытком раствора серной кислоты выделяется газ, который полностью осаждает медь из 405 г 10%-ного раствора хлорида меди (II).

Решение:

n (CuCl2) = 405г ∙ 0,1/135 г/моль = 0,3 моль

I      СuCl2 + H2S → CuS↓ + 2HCl

II     FeS + H2SO4 → FeSO4 +         H2S ↑             0,3

III   ZnS + H2SO4 → ZnSO4 +         H2S ↑            моль

Пусть n (H2S)I = x, тогда n (FeS) = x   (по уравнению химической реакции)

Пусть n (H2S)II = y, тогда n (ZnS) = у  (по уравнению химической реакции)

M (FeS) = 88 г/моль        m (FeS) = 88х

M (ZnS) = 97 г/моль        m (ZnS) = 97y

       88х + 97у = 28,2

       х + у = 0,3

х = 0,3 – у

88 ∙ (0,3 – у) + 97у = 28,2

26,4 – 88у + 97у = 28,2

9у = 1,8

у = 0,2

n (H2S)II = n (ZnS) = 0,2 моль

m (ZnS) = 0,2 моль ∙ 97 г/моль = 19,4 г

m (FeS) = 28,2 г – 19,4 г = 8,8 г

ɷ (FeS) = 8,8 г / 28,2 г = 0,312 или 31,2%

ɷ (ZnS) = 100% - 31,2% = 68,8%

Ответ: ɷ (FeS) = 31,2%;    ɷ (ZnS) = 68,8%.

Задача 15

Сульфид железа массой 26,4 г подвергли обжигу. Полученный твердый остаток растворили в 400 мл 10%-ного раствора соляной кислоты (плотность 1,048 г/см3), при этом наблюдали выделение газа, измеренный объём которого составил 2,24 л (н.у.). Какая максимальная масса меди может раствориться в полученном растворе?

Решение:

n (FeS) = 26,4 г/88 г/моль = 0,3 моль

m р-ра HCl = 400 мл ∙ 1,048 г/мл = 419,2 г

n (HCl) = 419,2 г ∙ 0,1/36,5 г/моль = 1,15 моль

n газа = 2,24 г/22,4 г/моль = 0,1 моль

I                                          4 FeS + 7O2 → 2Fe2O3 + 4SO2↑        

Было:        0,3                          

Прореаг./образ.:        0,2                            0,1

Итого:                                                   0,1                            0,1

II                                         Fe2O3 + 6HCl → 2FeCl3 + 3 H2O

Было:        0,1        1,15

Прореаг./образ:        0,1        0,6               0,2

Итого:          -            0,55

III                                       FeS + 2HCl → FeCl2 + H2S ↑

Было:        0,1        0,55

Прореаг./образ.:        0,1        0,2                          0,1        

Итого:                                                -             0,35        

n (прореаг.FeS) I  = 0,3 моль – 0,1 моль = 0,2 моль

IV                                      2FeCl3 + Cu → 2FeCl2 + CuCl2

Было:        0,2         0,1

Прореаг./образ.:        0,2         0,1

Итого:         -        -

m (Cu) = 0,1 моль ∙ 64 г/моль = 6,4 г

Ответ: m (Cu) = 6,4 г

Задача 16

В течение некоторого времени нагревали перманганат калия массой 47,4 г. Полученное в ходе реакции твердую смесь массой 44,2 г обработали 1044,8 мл 10%-ного раствора хлороводородной кислоты (плотность 1,048). Рассчитайте массовую долю кислоты в полученном растворе.

Решение:

n (KMnO4) общ. = 47,4 г/158 г/моль = 0,3 моль

m (O2) = 47,4 г – 44,2 г = 3,2 г

n (O2) = 3,2г/32 г/моль = 0,1 моль

m р-ра HCl = 1044,8 мл ∙ 1,048 г/мл = 1095 г

n (HCl) = 1095 г ∙ 0,1/36,5 г/моль = 3 моль

I                                      2KMnO4 → K2MnO4 + MnO2 + O2

Было:                                              0,3

Прореаг./образ.:        0,2                       0,1               0,1          0,1

Итого:        0,1                       0,1               0,1          0,1

II                                      2KMnO4 + 16HCl → 2KCl + MnCl2 + 5Cl2 + 8H2O

Было:        0,1        3                                              

Прореаг./образ.:        0,1                     0,8                                              0,25

Итого:           -                       2,2                                              0,25

III                                     K2MnO4 + 8HCl → 2KCl + MnCl2 + 2Cl2 + 4H2O

Было:           0,1               2,2

Прореаг./образ.:           0,1               0,8                                                0,2

Итого:            -                  1,4                                                0,2

IV                                    MnO2 + 4HCl → MnCl2 + Cl2 + 2H2O

Было:        0,1            1,4                            

Прореаг./образ.:        0,1            0,4                             0,1

Итого:           -               1                              0,1

m изб. HCl = 1 моль ∙ 36,5 г/моль = 36,5г

n (Сl2) = (0,25 + 0,2 + 0,1)моль ∙ 71г/моль = 39,05 г

m конечн.р-ра = 1095г + 44,2 г – 39,05г = 1100,15 г

ɷ изб. HCl = 36,5г/1100,15г = 0,0332 или 3,32%

Ответ: ɷ изб. HCl = 3,32%

Задача 17

При разложении образца нитрата магния выделилась смесь газов объемом 10,08 л (в пересчете на н. у.). Масса остатка составила 69,36 г. После этого остаток поместили в 100 мл воды и добавили к нему 240 г 20%-ного раствора гидроксида натрия. Определите массовую долю гидроксида натрия в образовавшемся растворе. В ответе напишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления.

Решение:

n (смеси газов) = 10,08 л/22,4 л/моль = 0,45 моль

                                2Mg(NO3)2 → 2MgO + 4NO2↑ + O2↑        10,08 л

n (NO2) : n (O2) = 4:1, то  n (O2) = 0,09 моль

        n (NO2) = 0,36 моль

I         2Mg(NO3)2 → 2MgO + 4NO2↑ + O2

Было:

Прореаг./образ.:                                                               0,18          0,36        0,09

Итого:                                                                                0,18         0,36        0,09

m (MgO) = 0,18 моль ∙ 40 г/моль = 7,2 г

m (Mg(NO3)2 ост) = 69,36г – 7,2г = 62,16 г

n (Mg(NO3)2 ост) = 62,16 г/148 г/моль = 0,42 моль

n (NaOH) = 240 г ∙ 0,2/40 г/моль = 1,2 моль

II                                 MgO + NaOH ≠

III                                 Mg(NO3)2 + 2 NaOH → Mg(OH)2↓ + 2NaNO3

Было:        0,42                      1,2

Прореаг./образ.:        0,42                      0,84        0,42

Итого:          -                          0,36                 0,42

m изб.NaOH = 0,36 моль ∙ 40 г/моль = 14,4 г

m (Mg(OH)2) = 0,42 моль ∙ 58 г/моль = 24,36 г

m (H2O) = 100 мл ∙ 1 г/мл = 100 г

m конечн.р-ра = 62,16 г + 100 г + 240 г – 24,36 г = 377,8 г

ɷ изб.NaOH = 14,4 г/377,8 г = 0,038 или 3,8%

Ответ: ɷ изб.NaOH = 3,8%

                                    Задача 18

К 47 г насыщенного раствора сульфата меди добавили 5,6 г железного порошка. После окончания реакции к раствору добавили 117 г 10%-ного раствора сульфида натрия. Определите массовую долю сульфида натрия в конечном растворе, если известно, что в 100 г воды растворяется 20,5 г сульфата меди. (Считайте, что в условиях задачи при протекании реакции между сульфатом меди и железом никакие соли в осадок не выпадают.) В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин).

                                                           

                                                                             Решение

CuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu

FeSO4 + Na2S = Na2SO4 + FeS

Рассчитаем массовую долю сульфата меди в стандартном насыщенном растворе, полученном растворением 20,5 г CuSO4 в 100 г воды.

ωст.(CuSO4) = mст.(CuSO4)/mст.(р-ра CuSO4) = mст.(CuSO4)/(mст.(H2O) + mст.(CuSO4)) = 20,5 г/(20,5 г + 100 г) = 0,1701 или 17,01 %

Концентрация насыщенного раствора для любой соли при одной и той же температуре величина постоянная, поэтому концентрация раствора массой 47 г из задачи совпадает с концентрацией раствора, полученного смешением 100 г воды с 20,5 г сульфата меди.

Тогда:

mисх.(CuSO4) = mисх.(р-ра CuSO4) ωст.(CuSO4)/100% = 47 г0,1701    = 8 г

n(CuSO4) = n(CuSO4)/M(CuSO4) = 8/160 = 0,05 моль

n(Fe) = m(Fe)/M(Fe) = 5,6/56 = 0,1 моль

nреаг.(Fe) = n(CuSO4) = 0,05 моль

mреаг.(Fe) = nреаг.(Fe)M(Fe) = 0,0556 = 2,8 г

n(Cu) = nреаг.(Fe) = 0,05 моль

m(Cu) = n(Cu)M(Cu) = 0,0564 = 3,2 г

mисх.(Na2S) = mисх.(р-ра Na2S)w(Na2S)/100% = 1170,1 = 11,7 г

nисх.(Na2S) = nисх.(Na2S)/M(Na2S) = 11,7/78 = 0,15 моль

nреаг.(Na2S) = n(FeSO4) = 0,05 моль

nост.(Na2S) = 0,15 – 0,05 = 0,1 моль

mост.(Na2S) = 780,1 = 7,8 г

n(FeS) = n(FeSO4) = 0,05 моль

m(FeS) = n(FeS)M(FeS) = 0,0588 = 4,4 г

m(конечного раствора) = m(р-ра CuSO4) + mреаг.(Fe) – m(Cu) +  mисх.(р-ра Na2S) – m(FeS) = 47 г + 2,8 г – 3,2 г + 117 г – 4,4 г = 159,2 г

ωконечн.(Na2S) = 100%mост.(Na2S)/m(конечного раствора) = 100%7,8 г/159,2 г = 4,9 %

                                                   

Задача для самостоятельного решения:

1. При частичном термическом разложении  образца нитрата меди II образовался твердый остаток массой 50,8 г. К остатку добавили 150 г 20%-ного раствора гидроксида натрия. При этом образовался раствор массой 159 г с массовой долей гидроксида натрия 13,84%. Определите объем смеси газов, выделившихся в результате частичного разложения нитрата меди II

Ответ: 22,4 л

2. Карбид кальция массой 12,8 г обработали 54,75 г 20%-ного раствора соляной кислоты. Рассчитайте массовые доли веществ в полученном растворе.

(Ответ: 26,7%; 5,9%; 67,4%)

3. К 100 мл 5%-ного раствора соляной кислоты (плотность 1,02 г/л) добавили 6,4 г карбида кальция. Сколько мл 15%-ной азотной кислоты (плотность 1,08 г/мл) следует добавить к полученной смеси для ее полной нейтрализации.      

(Ответ: 23,3 мл)                                       

4. Газ, выделившийся при взаимодействии 7,4 г нитрида кальция с 9 г воды, полностью поглощен 200 мл 3,5%-ного раствора соляной кислоты (плотность 1,05 г/мл). Определите массовую долю хлорида аммония в полученном растворе.

(Ответ: 2,53%)                               

5. Карбид кальция массой 12,8 г растворили в 174 мл бромоводородной кислоты (плотность 1,12 г/мл) с массовой долей кислоты 20%. Какова массовая доля бромоводородной кислоты в полученном растворе.    

(Ответ: 3,2%)

                                                                                           

6. При обработке карбида алюминия раствором 20%-ной хлороводородной кислоты массой 346,75 г выделилось 6,72 л (н.у.) газа. Определите массовые доли веществ в полученном растворе.      

(Ответ: 14,99%; 7,2%; 77,81%)                                                                                                     

7. Смесь магниевой и цинковой стружки обработали избытком разбавленной соляной кислоты, при этом выделилось 11,2 л (н.у.) газа. При обработке смеси такой же массы избытком раствора гидроксида натрия выделяется 6,72 л (н.у.) газа. Рассчитайте массовую долю магния в исходной смеси.    

                                              (Ответ: 19,75 %)                                                                                   

8. На 43,2 г серебра подействовали 63%-ным раствором азотной кислоты, масса которого 600 г. Выделившийся газ пропустили через 600 г 10%-ного холодного раствора гидроксида натрия. Рассчитайте массовые доли веществ в полученном растворе.  

(Ответ: 2,2%; 2,7%; 7,12%; 87,98%)       

9. При обжиге образца сульфида меди II часть вещества прореагировало и образовался остаток массой 16,8 г. После обработки этого остатка 182,5 г 10%-ного раствора соляной кислоты получили 202,5 г 3,6%-ного раствора соляной кислоты. Рассчитайте массу исходного сульфида меди II и объём выделившегося газа.  

(Ответ: 19,2 г; 3,36 л)                                                                   

10. Нитрид лития массой 3,5 г растворили в 365 г 10%-ного раствора соляной кислоты. К раствору добавили 20 г карбоната кальция. Определите массовую дол соляной кислоты в полученном растворе (процессами гидролиза можно пренебречь).

(Ответ: 1,92%)                       

11. Смесь кремния и алюминия определенной массы обработали избытком разбавленной серной кислоты. При этом выделилось 0,336 л (н.у.) газа. Если эту же смесь обработать избытком раствора гидроксида натрия, то выделится 0,672 л (н.у.) газа. Рассчитайте массовую долю алюминия в исходной смеси.    

(Ответ: 56,25%)

12. При взаимодействии 20 г пиролюзита (минерала, содержащего диоскид марганца) с избытком концентрированной соляной кислоты выделился хлор, поглощенный избытком горячего раствора гидроксида натрия. Последующее добавление к получившемуся раствору избытка раствора нитрата серебра привело к образованию 47,84 г осадка хлорида серебра. Какова массовая доля диоксида марганца в пиролюзите?  

(Ответ: 87%)                                         

13. Определите массовую долю тетрагидроксоалюмината натрия в растворе, полученном при последовательном растворении в 220 мл воды 8,05 г натрия и 8,1 г алюминия.      

(Ответ: 15,07%) 

14. К раствору, полученному при добавлении 4 г гидрида калия к 100 мл воды, прилили 100 мл 39%-ного раствора азотной кислоты (плотность 1,24 г/мл). Определите массовые доли всех веществ (включая и воду) в конечном растворе.

(Ответ: 18,53%; 4,43%; 77,04%)

15. При растворении пероксида лития в тёплой воде выделяется кислород. Определите массовую долю гидроксида лития в растворе, полученном растворением  2,3 г пероксида лития в 62 г воды. Какой максимальный объём углекислого газа (н.у.) может быть поглощён получившейся щёлочью?      

(Ответ: 3,8%; 2,24 л)                                                                                     

16. При термическом разложении смеси карбоната магния и карбоната натрия выделилось 4,48 л (н.у.) газа. Оставшаяся смесь может прореагировать с 73 г 25%-ного раствора соляной кислоты. Определите массовую долю карбоната натрия в смеси.  

(Ответ: 23,98%)                           

17. В 60 г 18%-ной ортофосфорной кислоты растворили 2,84 г оксида фосфора (V) и полученный раствор прокипятили. Какая соль и в каком количестве образуется, если к полученному раствору добавить 30 г гидроксида натрия?    

(Ответ: 0,15 моль Na3PO4)         

18. При растворении 5,75 г натрия в воде получили раствор с массовой долей вещества 20%. К этому раствору добавили 44,5 г 15%-ного раствора хлорида алюминия. При этом образовался татрагидроксоалюминат натрия. Определите массовую долю щелочи в полученном растворе.

(Ответ: 2,12%)

19. Сероводород объемом 8,96 л пропустили через 340 г 2%-го раствора аммиака. Назовите соль, получившуюся в результате реакции, и определите ее массу.    

(m(NH4HS) = 20,4 г)

20. Газ, полученный при сжигании 3,36 л пропана, прореагировал с 400 мл 6%-го раствора гидроксида калия (http://him.1september.ru/2009/15/r.gif = 1,05 г/мл). Найти состав полученного раствора и массовую долю соли в полученном растворе.

(ɷ(KНСО3) = 10,23 %)

21. Найти массы и массовые доли солей, полученных при растворении 22,4 л углекислого газа в 480 г 10%-го раствора гидроксида натрия.        

(m(Na2CO3) = 21,2 г, ɷ (Na2CO3) = 4,05%;

m(NaHCO3) = 67,2 г,  ɷ (NaHCO3) = 12,82 %)

22. Найти массовые доли солей в растворе, полученном при пропускании 100 маммиака через 500 кг 50%-го раствора фосфорной кислоты. 

(ɷ ((NH4)2HPO4) = 43,8 %,

ɷ (NH4H2PO4) = 12,8 %)                                                                                                                      

23. К 50 г раствора ортофосфорной кислоты с массовой долей 11,76 % прибавили 150 г раствора гидроксида калия с массовой долей 5,6 %. Найти состав остатка, полученного при выпаривании раствора.

  (m(K3PO4) = 6,36 г,
m(K
2HPO4) = 5,22 г)

21.К 47 г насыщенного раствора сульфата меди добавили 5,6 г железного порошка. После окончания реакции к раствору добавили 117 г 10%-ного раствора сульфида натрия. Определите массовую долю сульфида натрия в конечном растворе, если известно, что в 100 г воды растворяется 20,5 г сульфата меди. (Считайте, что в условиях задачи при протекании реакции между сульфатом меди и железом никакие соли в осадок не выпадают.) В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин).( ответωконечн.(Na2S) = 100%mост.(Na2S)/m(конечного раствора) = 100%7,8 г/159,2 г = 4,9 %)

                       задачи по органической химии

Пример 1. По продуктам сгорания углеводорода • При полном сгорании углеводорода получили 8,96 л СО2 (н.у) и 5,4 г воды. Известно, что этот углеводород в реакции с недостатком хлороводорода в качестве основного продукта образует соединение в котором хлор находится у первичного атома углерода • 1) Произведя необходимые расчеты, установите молекулярную формулу этого углеводорода. • 2) Составьте его структурную формулу, которая однозначно отражает порядок связи в его молекуле • 3) Напишите уравнение гидрогалогенирования этого органического вещества недостатком хлороводорода.   Ответ (бутадиен  -1,3)

Пример2. • При полном сгорании углеводорода массой 3,4 г получили 3,6 г воды. Известно, что данный углеводород используется для получения вещества, широко применяемого как в быту, так и на производстве. • 1) Произведя необходимые расчеты, установите формулу этого углеводорода. • 2) Составьте его структурную формулу, которая однозначно отражает порядок связи в его молекуле • 3) Запишите уравнение полимеризации этого углеводорода    ответ(2 метилбутадиен-1,3)

Пример3. По относительной плотности углеводорода • Плотность паров некоторого углеводорода по пропилену составляет 2. Этот углеводород не обесцвечивает бромную воду, а при радикальном хлорировании образует смесь из четырех монохлорпроизводных • 1) Произведя необходимые расчеты ,установите формулу этого углеводорода. • 2) Составьте его структурную формулу, которая однозначно отражает порядок связи в его молекуле • 3) Запишите уравнение реакции галогенирования этого вещества с образованием первичного моногалогенпроизводного  ответ (метилциклопентан)

Пример 5. По продуктам сгорания органического вещества • При полном сгорании 3,7 г органического вещества образовалось 6,6 г углекислого газа и 2,7 г воды. Данное вещество способно реагировать при нагревании с аммиачным раствором оксида серебра. • 1) Произведя необходимые расчеты ,установите формулу этого вещества • 2) Составьте его структурную формулу, которая однозначно отражает порядок связи в его молекуле • 3) Запишите уравнение реакции этого вещества с аммиачным раствором оксида серебра(  ответ сложный эфир  этилформиат)

 Пример 6. По массовой доле химических элементов • Массовые доли кислорода и углерода в органическом веществе равны, 26,67% и 60,00%, соответственно. Известно, что данное соединение не реагирует с натрием • 1) Произведя необходимые расчеты ,установите формулу этого вещества • 2) Составьте его структурную формулу, которая однозначно отражает порядок связи в его молекуле • 3) Запишите уравнение реакции получения этого вешества(ответ      метилэтиловый эфир)

 Пример 7. По массовой доле химических элементов • Массовая доля углерода в углеводороде ровно 90%. В результате окисления этого углеводорода сернокислым раствором перманганатом калия при нагревании образовался единственный органический продукт – карбоновая кислота (массовая доля кислорода 61,54%) • 1) Произведя необходимые расчеты ,установите формулу этого вещества • 2) Составьте его структурную формулу, которая однозначно отражает порядок связи в его молекуле • 3) Запишите уравнение реакции окисления этого вещества сернокислым раствором перманганата калия (ответ    циклогексадиен 1,3)

 Пример8

. По массовой доле химических элементов, когда 1 элемент неизвестен • Органическое вещество состоит из 3-х элементов. Массовые доли углерода и водорода в этом веществе равны 47,37% и 10,52%, соответственно. Известно, что данное соединение реагирует с гидроксидом меди (II) • 1) Произведя необходимые расчеты ,установите формулу этого вещества • 2) Составьте его структурную формулу, которая однозначно отражает порядок связи в его молекуле • 3) Запишите уравнение реакции этого вещества с гидроксидом меди (II)

 Пример 9. По закону сохранения массы вещества в химической реакции • При щелочном гидролизе 8,8 г сложного эфира образовалась натриевая соль монокарбоновой кислоты массой 6, 8 г и вторичный спирт массой 6 г • 1) Произведя необходимые расчеты ,установите формулу этого вещества • 2) Составьте его структурную формулу, которая однозначно отражает порядок связи в его молекуле • 3) Запишите уравнение реакции щелочного гидролиза

 Пример 10. По уравнению химической реакции • На полное сгорании 5 л алкана, находящегося в газообразном состоянии, было затрачено 40 л кислорода, взятого при тех же условиях. Известно, что в результате его радикального хлорирования образуется только 1 моногалогенпроизводное • 1) Произведя необходимые расчеты ,установите формулу этого вещества • 2) Составьте его структурную формулу, которая однозначно отражает порядок связи в его молекуле • 3) Запишите уравнение реакции радикального хлорирования этого вещества с образованием моногалогенпроизводного

Пример 11.Органическое вещество содержит 72% углерода и 21,33% кислорода и 6,67% водорода по массе.

Данное вещество подвергается гидролизу под действием гидроксида калия с образованием двух солей.

На основании данных условия задания:

1) произведите вычисления, необходимые для установления молекулярной формулы органического вещества;

2) запишите молекулярную формулу исходного органического вещества;

3) составьте возможную структурную формулу этого вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле;

4) напишите уравнение гидролиза данного вещества в присутствии гидроксида калия.

Ответ Молекулярная формула искомого органического вещества:   C9H10O2

Пример12      При сгорании 40 г органического соединения образовалось 44,8 л СО2 и 28,8г Н2О. Вещество обесцвечивает бромную воду и вступает в реакцию с раствором гидроксида бария при нагревании, один из продуктов имеет формулу С6Н6О4Ва Определите молекулярную и структурную формулу вещества,написать реакцию гидролиза.(  ответ этиловый эфир пропеновой кислоты)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционная интеллектуальная викторина русскому языку "Решение филологических задач" для учащихся 9-11 классов

Для участия в игре приглашаются ребята 9-11 классов, активно исследующие  образовательные порталы Интернета, интересующиеся русским языком. Дорогие ребята! Приглашаем вас в удивительны...

Развитие интеллектуальных умений обучающихся в процессе решения химических задач на уроках химии.

Модернизация процесса обучения химии коснулась переработки содержания химического образования. Это в свою очередь отразилось в поиске новых форм и методов обучения. В настоящее время необходима ...

Программа элективного курса "Решение химических задач"

Объем курса 17 часов. Предназначен для изучения в 11 классе естественнонаучного профиля. Цель - обощение знаний при изучении химических дисциплин....

Использование контрольно-измерительных материалов (тестов) при изучении экономических вопросов на уроках обществоведческих дисциплин как средство развития учебно-интеллектуальных умений учащихся

Представленная тема работы является актуальной в данное время, так как экзаменационная работа по обществознанию единого государственного экзамена включает содержательный блок «Экономическая сфер...

Решение химических задач С2

Разбор решения задач ЕГЭ части С...

Конспект урока математики для учащихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на тему "Решение простых задач на нахождение суммы и остатка"

Тип урока: систематизации и обобщения знаний и умений.Цели урока:      Образовательная: создать условия для формирования умения решать задачи на нахождение суммы и остатк...