статья Развитие интеллектуальных умений учащихся при решении химических задач
статья по химии (11 класс)
В данной статье рассмотрены общие вопросы методики решения расчетгых задач повышенного уровня сложности . и в приложении приводятся разработка заданий по данной теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_pechati.docx | 18.51 КБ |
приложение к статье | 73.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
Выступление в рамках районного семинара – Красносельского района.
Тема выступления:
Решение задач повышенного уровня сложности при подготовки учащихся к ЕГЭ.
Химическая учебная задача – это модель проблемной ситуации, решение которой требует от учащихся мыслительных и практических действий на основе знаний законов, теорий методов химии, направленная на закреплении, расширение знаний и развитие химии.
Использование задач в школе, позволяет решать основные функции обучения и воспитания:
-Обучающие функции – обеспечиваются формированием важных структурных элементов знаний. Происходит осмысление химической сущности явлений, умение применять усвоенные знания в конкретно заданной ситуации.
Решение задач – это активный познавательный процесс.
-Воспитывающие функции – реализуются формирование мировоззрения, осознанным усвоением материала, расширением кругозора.
Учебная задача – это средство воспитания трудолюбия, настойчивости характера.
-Развивающие функции – проявляются в результате формирования научно-теоретического, логического, творческого мышления и ориентацию на профессию химика.
Решение задач не самоцель, а цель и средство обучения и воспитания учащихся.
Место химических задач в процессе обучения.
Правильное использование задач на различных этапах процесса обучения позволяет усилить роль химических задач, разнообразить методы преподавания.
1.Изучение нового материала – задача иллюстрирует рассмотренные химические законы и понятия. Задача должна краткой, простой и четкой, может быть проблемной, например при изучении Авогадро, закона сохранения массы веществ.
2.Закрепление новой темы – цель задачи, выяснить как усвоен новый материал, наметить план и методы дальнейшего изучения.
3.Задача на дальнейшее знание – с использованием справочной литературы (цель-обработка, закрепление понятий).
4.Задачи при повторении и обобщении учебного материала – здесь реализуются курсовые и предметы связи, систематичность, целостность курса в целом.
5.Задачи при текущем и итоговом контроле знаний – по задачам можно оценить уровень знаний теории.
Принцип обучения при решении общих задач
(общие рекомендации)
- Систематичность – необходима продуманная система, последовательно усложняющих задач, умение решать задачи развивается только одним путем – постоянство, систематичность. Людей с врожденными способностями решать задачи – единицы, большинство из тех кто “щелкает” задачи, обязаны этим своему трудолюбию.
- Посильность – по наблюдению психологов сверхтрудные задачи, превышающие известный барьер сложности не стимулируют, а наоборот снижают уровень мышления и не приносят пользу. Если задача посильная, тогда мысль учащегося переходит от одного объекта к другому и стимулирует дальнейшее решение. Менделеев Д.И. против того, что бы заваливать студента избытком знаний. “Если камин завалить дровами, то камин будет дымить, а гореть не будет”. Но отобрать нужный материал, дело педагога.
- Наглядность – текст задачи должен быть перед глазами, обязательно наличие задачника, текста задачи.
- Интеграция – использование межпредметных связей.
Формы работ:
1.Коллективные (фронтальные )-решает весь класс,следует активизировать познавательную активность всех учащихся (сочетание самостоятельной и коллективной работы)
2.Групповые –работа в группах,с использованием дифференциации,работой консультанта.
3Индивидуальные
-при подготовке к олимпиаде ,проверке домашнего задания(работа по карточке).
Методы ,используемые при решении химических задач:
1.Алгоритмизация-т.е.классификация по типу задач и выбор учеником правильного плана по решению задач.
2.Схематизация-составление схем ,рисунков,графической формы записи информации.
4. Дифференциация-составление конрольных работ,карточки разного уровня.
5.Введение трансформирующей поправки при решении задач,то есть задачи можно усложнить или упростить.
Особенности работы в разнопрофильных классах
При работе в разнопрофильных классах учитываю –
-особенности учебно-познавательнойдеятельности разных профилей(естественно-научный,физико-математический,гуманитарный).
-разные способности групп учащихся к изучению химии.
-характерологические качества учащихся данного профиля
-Решение расчетных задач в классах естественно-научного профиля-это решение усложненных задач ,развивающих химическое мышление,их умение анализировать,рассуждать,задачи решать с химико-биологическим содержанием(составлены спецкурсы для данного профиля в 10-11 классах)
-Решение задач в классах физико-математического профиля-стараюсь усилить математический аппарат химии ,использование систем уравнений,графиков,задачи с опорой на знание физики(задачи на газовые законы,электролиз
,физической химии)
-В классах гуманитарного профиля –введение в задачи гуманитарного компонента .Это придание гуманитарной напрвленности ,подбираю задачи с использованием историко-краеведческого,литературного содержания
При планировании своей работы , проведя анализ расчетных задач , учитывая ,что в 10 класс поступают дети с разным уровнем подготовки,я в своей работе
-постоянно изучаю и систематизирую методическую литературу по теоретическим вопросам методики решения задач.
-составила программы спецкурсов по данной теме
-разрабатываю отдельные уроки по решению задач, провожу их рефлексию и диагностику
В приложении –подборка задач и подходы в решении разными способами
Предварительный просмотр:
• Расчёты массы (объёма, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси).
• Расчёты с использованием понятия «массовая доля вещества в растворе».
• Расчёты массовой или объёмной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.
• Расчёты массовой доли (массы) химического соединения в смеси
Варианты получения растворов: без реакции
• Вещество + растворитель
– 5,85 г NaCl + 100 г воды
– х г NaCl + 100 г воды = 5 % раствор
– 5,85 г NaCl + х г воды = 5% раствор
– х г NaCl + y г воды = 200 г 5%-ного раствора
• Вещество, содержащее примеси (кристаллогидрат) + растворитель
– 25 г СuSO4∙5H2O + вода = 8%-ный раствор (прямые и обратные задачи)
• Вещество + раствор
– 5,85 г NaCl + 100 г 10%-ного раствора NaCl + обратные задачи
• Раствор 1 + Раствор 2 (кристаллогидрат + раствор)
- 10 г MgSO4∙7H2O + 150 г 10%-ного раствора
Варианты получения растворов с химической реакцией
Реагирует 1 вещество
Вещество 1 реагирует с растворителем
• Вещество + растворитель
– 6,2 г Na2О+ 100 г воды
• Вещество 1 реагирует с растворённым веществом 2
– 25 г CuSO4∙ 5H2O + 150 г 10%-ного раствора Na2S
• Вещество 1 реагирует и с растворённым веществом 2 и с растворителем
– 12,8 г СаС2 + 100 г 7,3%-ного раствора HCl
Смесь веществ + раствор (растворитель)
- Реагирует 1 вещество с растворенным веществом или (и) растворителем
- смесь ZnSO4 и Fe с HCl
- Реагирует несколько веществ с раствором или (и растворителем)
- смесь ZnSO4 и Zn с раствором щёлочи
I Задачи на образование смеси солей
Задача 1
Углекислый газ, объёмом 6,72 л (н.у.) пропустили через раствор гидроксида калия, массой 100 г с массовой долей щелочи 28%. Рассчитайте массовые доли солей в полученном растворе.
Решение:
1 способ: n (CO2) = 6,72 л/22,4 л/моль = 0,3 моль
n (KOH) = 100г ∙ 0,28/56 г/моль = 0,5 моль
I уравнение: CO2 + KOH → KHCO3
было: 0,3 0,5
прореаг./образ.: 0,3 0,3 0,3
итого: - 0,2 0,3
II уравнение: KHCO3 + KOH → K2CO3 + H2O
было: 0,3 0,2
прореаг./образ.: 0,2 0,2 0,2
итого: 0,1 - 0,2
m (KHCO3) = 0,1 моль ∙ 100 г/моль = 10 г
m(K2CO3) = 0,2 моль ∙ 138 г/моль = 27,6 г
m (CO2) = 0,3 моль ∙ 44г/моль = 13,2 г
m р-ра конечного = [ mco2 + mр-ра KOH] = 13,2 г + 100 г = 113,2 г
ɷ (KHCO3) = 10 г/113,2 г = 0,088 или 8,8 %
ɷ (K2CO3) = 27,6 г/113,2 г = 0,244 или 24,4 %
Ответ: ɷ (KHCO3) = 8,8 %; ɷ (K2CO3) = 24,4%
2 способ:
I 0,3 CO2 + 2KOH 0,5 → K2CO3 + H2O
II моль CO2 + KOH моль → KHCO3
Пусть n (CO2)I = x, а n (KOH)I = 2x
n (CO2)II = у, а n (KOH)II = y
2х + у = 0,5
х + у = 0,3
х = 0,2 у = 0,1
3 способ: n (CO2) : n (KOH) = 0,3 : 0,5 = 3 : 5
CO2 KOH KOH
CO2 KOH KOH
CO2 KOH
0,3 0,5 0,2 0,1
3 CO2 + 5 KOH → 2 K2CO3 + KHCO3 + 2H2O
Задача 2
Оксид фосфора(V), полученный при сжигании 6,2 г фосфора, пропустили через 200 г 8,4%-го раствора гидроксида калия. Какие вещества и в каких количествах получаются? Найти массовые доли полученных солей в растворе.
Решение:
n (P) = 6,2 г/31 г/моль = 0,2 моль
n (KOH) = 200 г ∙ 0,084/56 г/моль = 0,3 моль
I 4P + 5O2 → 2P2O5
Было: 0,2
Прореаг./образ.: 0,2 0,1
Итого: - 0,1
m (P2O5) = 0,1 моль ∙ 142 г/моль = 14,2 г
II 2 KOH + P2O5 + H2O → 2KH2PO4
Было: 0,3 0,1
Прореаг./образ.: 0,2 0,1 0,2
Итого: 0,1 - 0,2
III KOH + KH2PO4 → K2HPO4
Было: 0,1 0,2
Прореаг./образ.: 0,1 0,1 0,1
Итого: - 0,1 0,1
m (KH2PO4) = 0,1 моль ∙ 136 г/моль = 13,6 г
m (K2HPO4) = 0,1 моль ∙ 174 г/моль = 17,4 г
m конечн. р-ра = [m(P2O5) + m (р-раKOH)] = 14,2 г + 200 г = 214,2 г
ɷ (KH2PO4) = 13,6 г /214,2 г = 0,0635 или 6,35%
ɷ (K2HPO4) = 17,4 г/214,2 г = 0,0812 или 8,12%
Ответ: ɷ (KH2PO4) = 6,35%; ɷ (K2HPO4) = 8,12%
II Задачи на гидролиз:
Задача 3
Хлорид фосфора V массой 4,17 г полностью прореагировал с водой. Какой объём раствора едкого кали (плотность 1,07 г/мл) с массовой долей щелочи 10% необходим для полной нейтрализации полученного раствора.
Решение:
n (PCl5) = 4,17 г/208,5 г/моль = 0,02 моль
I PCl5 + 4HOH → H3PO4 + 5HCl
Было: 0,02
Прореаг./образ.: 0,02 0,02 0,1
Итого: - 0,02 0,1
II H3PO4 + 3KOH → K3PO4 + 3H2O
Было: 0,02
Прореаг./образ.: 0,02 0,06
Итого: - -
III HCl + KOH → KCl + H2O
Было: 0,1
Прореаг./образ.: 0,1 0,1
Итого: - -
n (KOH) = 0,06 моль + 0,1 моль = 0,16 моль
m (KOH) = 0,16 моль ∙ 56 г/моль = 8,96 г
m р-ра (KOH) = [m (KOH)/ ɷ] = 8,96 г/0,1 = 89,6 г
V р-ра (KOH) = [m р-ра/p ] = 89,6 г/1,07 г/мл = 83,74 мл
Ответ: V р-ра (KOH) = 83,74 мл
Задача 4
51,2 г карбида кальция внесли в стакан, содержащий 405 мл раствора соляной кислоты с массовой долей кислоты 7% (плотность раствора 1,03 г/мл). Сколько мл 20%-ной азотной кислоты (плотность 1,1 г/мл) следует добавить к полученной смеси для ее полной нейтрализации.
Решение:
n (CaC2) = 51,2 г/64 г/моль = 0,8 моль
n (HCl) = [ V ∙ p ∙ ɷ/ M] = 405 мл ∙ 1,03 г/мл ∙ 0,07 / 36,5 г/мл = 0,8 моль
I СaC2 + 2HCl → CaCl2 + C2H2 ↑
Было: 0,8 0,8
Прореаг./образ.: 0,4 0,8
Итого: 0,4 -
II СaC2 + 2HOH → Ca(OH)2 + C2H2 ↑
Было: 0,4
Прореаг./образ.: 0,4 0,4
Итого: - 0,4
III Ca(OH)2 + 2HNO3 → Ca(NO3)2 + 2H2O
Было: 0,4
Прореаг./образ.: 0,4 0,8
Итого: - -
m (HNO3) = 0,8 моль ∙ 63 г/моль = 50,4 г
m р-ра(HNO3) = [mв-ва/ ɷ] = 50,4 г/0,2 = 252 г
Vр-ра (HNO3) = [m р-ра/ p] = 252 г/1,1 г/мл = 229 мл
Ответ: Vр-ра (HNO3) = 229 мл
Задача 5
К карбиду алюминия добавили 400 мл воды. При этом выделился газ объемом 13,44 л (н.у.). К полученной смеси прилили 160 г 30% -ного раствора едкого натра. Определите массовые доли веществ в полученном растворе.
Решение:
n (CH4) = 13,44 л /22,4 л/моль = 0,6 моль m (CH4) = 0,6 моль ∙ 16 г/моль = 9,6 г
m (H2O) = 400 мл ∙ 1 г/мл = 400 г
n (H2O) = 400 г/18 г/моль = 22,2 моль (избыток)
I Аl4C3 + 12 HOH → 4Al(OH)3 + 3CH4 ↑
Было: 0,2 22,2
Прореаг./образ.: 0,2 2,4 0,8 0,6
Итого: - 19,8 0,8 0,6
n (NaOH) = 160 г ∙ 0,3/ 40 г/моль = 1,2 моль
m (Аl4C3) = 0,2 моль ∙ 144 г/моль = 28,8 г
II Al(OH)3 + NaOH → Na[Al(OH)4]
Было: 0,8 1,2
Прореаг./образ.: 0,8 0,8 0,8
Итого: - 0,4 0,8
m изб.(NaOH) = 0,4 моль ∙ 40 г/моль = 16 г
m (Na[Al(OH)4]) = 0,8 моль ∙ 118 г/моль = 94,4 г
m р-ра конечн. = [m(Аl4C3) + m(H2O) + m р-ра(NaOH) - m(CH4)] =28,8г + 400 г + 160 г – 9,6 г = 579,2 г
ɷ изб.(NaOH) = 16 г /579,2 г = 0,028 или 2,8 %
ɷ (Na[Al(OH)4]) = 94,4 г/579,2 г = 0,163 или 16,3%
ɷ (H2O) = 100% - 2,8% - 16,3% = 80,9%
Ответ: ɷ изб.(NaOH) = 2,8 %; ɷ (Na[Al(OH)4]) = 16,3%; ɷ (H2O) = 80,9%.
Задача 6
Хлорид кремния массой 34 г поместили в раствор гидроксида натрия массой 160 г (массовая доля щелочи 10%). При этом наблюдали выпадение белого осадка. Рассчитайте массовые доли веществ в полученном растворе.
Решение:
n (SiCl4) = 34 г/170 г/моль = 0,2 моль
n (NaOH) = 160 г ∙ 0,1/40 г/моль = 0,4 моль
n (SiCl4) : n (NaOH) = 0,2 : 0,4 = 2 : 4 - такое соотношение есть.
SiCl4 + 6NaOH → Na2SiO3 + 4NaCl + 3H2O
1 : 6 - такое соотношение должно быть.
SiCl4 + 3 H2O → H2SiO3↓ + 4HCl
SiCl4 + 2NaOH + H2O → 2NaCl + 2HCl + H2SiO3↓
Было: 0,2 0,4
Прореаг./образ.: 0,2 0,4 0,4 0,4 0,2
Итого: - - 0,4 0,4 0,2
m (NaCl) = 0,4 моль ∙ 58,5 г/моль = 23,4 г
m (H2SiO3) = 0,2 моль ∙ 78 г/моль = 15,6 г
m (HCl) = 0,4 моль ∙ 36,5 г/моль = 14,6 г
m р-ра конечного = 34 г + 160 г – 15,6 г = 178,4 г
ɷ (NaCl) = 23,4 г/178,4 г = 0,131 или 13,1 %
ɷ (HCl) = 14,6 г /178,4 г = 0,0818 или 8,18 %
Ответ: ɷ (NaCl) = 13,1 %; ɷ (HCl) = 8,18 %
Задача 7 (получение смеси веществ с последующим гидролизом)
Оксид кремния (IV) массой 12 г смешали с 12 г магниевых опилок. Смесь нагрели без доступа воздуха до завершения реакции. Полученное вещество растворили 200 г 18,25%-ного раствора соляной кислоты. Рассчитайте массовые доли веществ в полученном растворе.
Решение:
n (SiO2) = 12 г/60 г/моль = 0,2 моль
n (Mg) = 12 г/24 г/моль = 0,5 моль
I SiO2 + 2Mg → 2MgO + Si
Было: 0,2 0,5
Прореаг./образ.: 0,2 0,4 0,4 0,2
Итого: - 0,1 0,4 0,2
n (HCl) = 200г ∙ 0,1825/36,5 г/моль = 1 моль
II 2Mg + Si → Mg2Si
Было: 0,1 0,2
Прореаг./образ.: 0,1 0,05 0,05
Итого: - 0,15 0,05
m (Si) = 0,15 моль ∙ 28 г/моль = 4,2 г
III MgO + 2HCl → MgCl2 + H2O
Было: 0,4 1
Прореаг./образ.: 0,4 0,8 0,4
Итого: - 0,2 0,4
IV Mg2Si + 4HCl → 2MgCl2 + SiH4 ↑
Было: 0,05 0,2
Прореаг./образ.: 0,05 0,2 0,1 0,05
Итого: - - 0,1 0,05
m (SiH4) = 0,05 моль ∙ 32 г/моль = 1,6 г
n(MgCl2) = 0,4 моль + 0,1 моль = 0,5 моль
m (MgCl2) = 0,5 моль ∙ 95 г/моль = 47,5 г
m р-ра конечного = [m (Mg) + m (SiO2) + m р-ра HCl – m ост.Si – mSiH4] =12г +12г+200г–4,2г–1,6г = 218,2 г
ɷ (MgCl2) = 47,5 г/218,2 г = 0,218 или 21,8 %
ɷ (H2O) = 100% - 21,8 % = 78,2%
Ответ: ɷ (MgCl2) = 21,8 %; ɷ (H2O) = 78,2%
II Задачи на неполное разложение:
Задача 8
При нагревании образца нитрата магния часть вещества разложилась. При этом образовался твердый остаток массой 53,6 г. К остатку добавили 200 г 24%-ного раствора гидроксида натрия. При этом образовался раствор массой 206,4 г с массовой долей гидроксида натрия 15,5%. Определите объем смеси газов (в пересчете на н.у.), выделившихся в результате частичного разложения нитрата магния.
Решение:
n (NaOH)I = 200 г ∙ 0,24/ 40 г/моль = 1,2 моль
n (NaOH)II = 206,4 г ∙ 0,155/40 г/моль = 0,8 моль
nизрасх. (NaOH) = 1,2 моль – 0,8 моль = 0,4 моль
I MgO + NaOH ≠
II Mg(NO3)2 + 2 NaOH → Mg(OH)2↓ + 2NaNO3
Было: 1,2
Прореаг./образ.: 0,2 0,4 0,2
Итого: - 0,8 0,2
m ((Mg(NO3)2)II = 0,2 моль ∙ 148 г/моль = 29,6 г
m (MgO) = 53,6 г – 29,6 г = 24 г n (MgO) = 24 г/40 г/моль = 0,6 моль
III 2Мg(NO3)2 → 2MgO + 4NO2↑ + O2 ↑
Было:
Прореаг./образ.: 0,6 1,2 0,3
Итого: 0,6 1,2 0,3
n газов = 1,2 моль + 0,3 моль = 1,5 моль
Vгазов = 1,5 моль ∙ 22,4 л/моль = 33,6 л
Ответ: Vсмеси газов = 33,6 л
Задача 9
При нагревании образца гидрокарбоната натрия часть вещества разложилась. При этом выделилось 0,448 л (н.у.) углекислого газа и образовалось 4,64 г твердого безводного остатка. Остаток добавили к 15%-ному раствору гидроксида кальция. При этом в полученном растворе не осталось ионов кальция и карбонат-анионов. Определите массовую долю гидроксида натрия в конечном растворе.
Решение:
n (CO2) = 0,448 л /22,4 л/моль = 0,02 моль
I 2NaHCO3 → Na2CO3 + CO2↑ + H2O
Было:
Прореаг./образ.: 0,04 0,02 0,02
Итого: 0,02 0,02
m (Na2CO3) = 0,02 моль ∙ 106 г/моль = 2,12 г
m (ост. NaHCO3) = 4,64 г – 2,12 г = 2,52 г
n (ост. NaHCO3) = 2,52 г/84 г/моль = 0,03 моль
II Na2CO3 + Ca(OH)2 → CaCO3↓ + 2NaOH
Было: 0,02
Прореаг./образ.: 0,02 0,02 0,02 0,04
Итого: - 0,02 0,04
III NaHCO3 + Ca(OH)2 → CaCO3↓ + NaOH + H2O
Было: 0,03
Прореаг./образ.: 0,03 0,03 0,03 0,03
Итого: - 0,03 0,03
n (Ca(OH)2) = 0,02 моль + 0,03 моль = 0,05 моль
m (р-ра Ca(OH)2) = [n ∙ M/ ɷ] = 0,05 моль ∙ 74 г/моль /0,15 = 24,67 г
n (NaOH) = 0,04 моль + 0,03 моль = 0,07 моль
m (NaOH) = 0,07 моль ∙ 40 г/моль = 2,8 г
n (CaCO3) = 0,02 моль + 0,03 моль = 0,05 моль m (CaCO3) = 0,05 моль ∙ 100 г/моль = 5 г
m р-ра конечн. =[mтверд.ост. + m р-ра Ca(OH)2 - m CaCO3] = 4,64 г + 24,67 г – 5 г = 24,31 г
ɷ (NaOH) = 2,8 г/24,31 г = 0,114 или 11,4%
Ответ: ɷ (NaOH) = 11,4%
Задача 10
Оксид цинка массой 16,2 г нагрели в присутствии угарного газа объёмом 1,12 л (н.у.). При этом угарный газ прореагировал полностью. Полученный твердый остаток растворили в 60 г 40%-ного раствора гидроксида натрия. Определите массовую долю гидроксида натрия в полученном растворе.
Решение:
n (ZnO) = 16,2 г/81 г/моль = 0,2 моль
n (CO) = 1,12 л/22,4 л/моль = 0,05 моль
I ZnO + CO → Zn + CO2 ↑
Было: 0,2 0,05
Прореаг./образ.: 0,05 0,05 0,05 0,05
Итого: 0,15 - 0,05 0,05
m (Zn) = 0,05 моль ∙ 65 г/моль = 3,25 г
m (ZnO) = 0,05 моль ∙ 81 г/моль = 12,15 г
n (NaOH) = 60 г ∙ 0,4/40 г/моль = 0,6 моль
II ZnO + 2NaOH + HOH → Na2[Zn(OH)4]
Было: 0,15 0,6
Прореаг./образ.: 0,15 0,3
Итого: - 0,3
III Zn + 2NaOH + 2HOH → Na2[Zn(OH)4] + H2↑
Было: 0,05 0,3
Прореаг./образ.: 0,05 0,1 0,05
Итого: - 0,2 0,05
m (NaOH ост.) = 0,2 моль ∙ 40 г/моль = 8 г
m (H2) = 0,05 моль ∙ 2 г/моль = 0,1 г
m конечн. р-ра = [m (р-ра NaOH) + m (Zn) + m (ZnO) - m (H2) ] = 60г + 3,25г + 12,15г – 0,1г = 75,3 г
ɷ (NaOH) = 8г/75,3 г = 0,106 или 10,6%
Ответ: ɷ (NaOH) = 10,6%
Задача 11
Водород, объёмом 3,36 л (н.у.) пропустили при нагревании через порошок оксида меди II, при этом водород прореагировал полностью. В результате реакции получили 10,4 г твёрдого остатка. Этот остаток растворили в концентрированной серной кислоте, массой 100 г. Определите массовую долю соли в полученном растворе (процессами гидролиза можно пренебречь).
Решение:
n (H2) = 3,36 л/22,4 л/моль = 0,15 моль
I H2 + CuO → Cu + H2O
Было: 0,15
Прореаг./образ.: 0,15 0,15
Итого: - 0,15
m (Cu) = 0,15 моль ∙ 64 г/моль = 9,6 г
m ост.CuO = 10,4 г – 9,6 г = 0,8 г
n ост.CuO = 0,8 г/80 г/моль = 0,01 моль
II Cu + 2H2SO4 → CuSO4 + SO2↑ + 2H2O
Было: 0,15
Прореаг./образ.: 0,15 0,15 0,15
Итого: - 0,15 0,15
III CuO + H2SO4 → CuSO4 + H2O
Было: 0,01
Прореаг./образ.: 0,01 0,01
Итого: - 0,01
m (SO2) = 0,15 моль ∙ 64 г/моль = 9,6 г
n (CuSO4) = 0,15 моль + 0,01 моль = 0,16 моль
m (CuSO4) = 0,16 моль ∙ 160 г/моль = 25,6 г
m конечн. р-ра = [m тверд.ост. + m (H2SO4) - m (SO2) ] = 10,4 г + 100 г – 9,6 г = 100,8 г
ɷ (CuSO4) = 25,6 г/100,8 г = 0,254 или 25,4 %
Ответ: ɷ (CuSO4) = 25,4%
Задача 12
При нагревании образца карбоната кальция часть вещества разложилась. При этом выделилось 4,48 л (н.у.) углекислого газа. Масса твердого остатка составила 41,2 г. Этот остаток добавили к 465,5 г раствора соляной кислоты, взятой в избытке. Определите массовую долю соли в полученном растворе.
Решение:
n (CO2) = 4,48 г/22,4 л/моль = 0,2 моль
I CaCO3 → CaO + CO2↑
Было:
Прореаг./образ. 0,2 0,2
Итого: 0,2 0,2
m (CaO) = 0,2 моль ∙ 56 г/моль = 11,2 г
m ост.CaCO3 = 41,2г – 11,2 г = 30 г
n ост.CaCO3 = 30 г/100 г/моль = 0,3 моль
II CaO + 2HCl → CaCl2 + H2O
Было: 0,2
Прореаг./образ.: 0,2 0,4 0,2
Итого: - 0,2
III CaCO3 + 2HCl → CaCl2 + CO2 ↑ + H2O
Было: 0,3
Прореаг./образ.: 0,3 0,3 0,3
Итого: - 0,3 0,3
m (CO2) = 0,3 моль ∙ 44 г/моль = 13,2 г
n (CaCl2) = 0,2 моль + 0,3 моль = 0,5 моль m (CaCl2) = 0,5 моль ∙ 111 г/моль = 55,5г
m р-ра конечн. =[mтверд.ост. + m р-ра HCl – m CO2] = 41,2 г + 465,5 г – 13,2 г = 493,5 г
ɷ (CaCl2) = 55,5 г/ 493,5 г = 0,1125 или 11,25 %
Ответ: ɷ (CaCl2) = 11,25 %
Задача 13
Смешали 100 мл 30%-ного раствора хлорной кислоты (плотность 1,11г/мл) и 300 мл 20%-ного раствора гидроксида натрия (плотность 1,10 г/мл). Сколько миллилитров воды следует добавить к полученной смеси, чтобы массовая доля соли в ней составила 5%? Какую среду имеет полученный раствор?
Решение:
m (р-раHClO4) = [Vр-ра HClO4 ∙ p] = 100 мл ∙ 1,11 г/мл = 111 г
n (HClO4) = m (р-раHClO4) ∙ ɷ/M] = 111г ∙ 0,3/100,5 г/моль = 0,33 моль
m (р-ра NaOH) = 300 мл ∙ 1,10 г/мл = 330г
n (NaOH) = 330г ∙ 0,2/40 г/моль = 1,65 моль
m (р-ра общ.) = 111 г + 330 г = 441 г
I HClO4 + NaOH → NaClO4 + H2O
Было: 0,33 1,65
Прореаг./образ.: 0,33 0,33 0,33
Итого: - 1,32 0,33
m (NaClO4) = 0,33 моль ∙ 122,5 г/моль = 40,425 г
р-р 1 р-р 2
m в-ва 40,425 40,425
m р-ра 441 441 + х
ɷ 0,05
40,425 = 0,05 ∙ (441 + х)
40,425 = 22,05 + 0,05х
0,05х = 18,375
х = 367,5
V (H2O) = [m в-ва/p] = 367,5 г/1 г/мл = 367,5 мл
n изб. NaOH = 1,32 моль среда – щелочная.
Ответ: V (H2O) = 367,5 мл
Задача 14
Определите массовые доли (в процентах) сульфидов железа (II) и цинка в смеси, если при обработке 28,2 г этой смеси избытком раствора серной кислоты выделяется газ, который полностью осаждает медь из 405 г 10%-ного раствора хлорида меди (II).
Решение:
n (CuCl2) = 405г ∙ 0,1/135 г/моль = 0,3 моль
I СuCl2 + H2S → CuS↓ + 2HCl
II FeS + H2SO4 → FeSO4 + H2S ↑ 0,3
III ZnS + H2SO4 → ZnSO4 + H2S ↑ моль
Пусть n (H2S)I = x, тогда n (FeS) = x (по уравнению химической реакции)
Пусть n (H2S)II = y, тогда n (ZnS) = у (по уравнению химической реакции)
M (FeS) = 88 г/моль m (FeS) = 88х
M (ZnS) = 97 г/моль m (ZnS) = 97y
88х + 97у = 28,2
х + у = 0,3
х = 0,3 – у
88 ∙ (0,3 – у) + 97у = 28,2
26,4 – 88у + 97у = 28,2
9у = 1,8
у = 0,2
n (H2S)II = n (ZnS) = 0,2 моль
m (ZnS) = 0,2 моль ∙ 97 г/моль = 19,4 г
m (FeS) = 28,2 г – 19,4 г = 8,8 г
ɷ (FeS) = 8,8 г / 28,2 г = 0,312 или 31,2%
ɷ (ZnS) = 100% - 31,2% = 68,8%
Ответ: ɷ (FeS) = 31,2%; ɷ (ZnS) = 68,8%.
Задача 15
Сульфид железа массой 26,4 г подвергли обжигу. Полученный твердый остаток растворили в 400 мл 10%-ного раствора соляной кислоты (плотность 1,048 г/см3), при этом наблюдали выделение газа, измеренный объём которого составил 2,24 л (н.у.). Какая максимальная масса меди может раствориться в полученном растворе?
Решение:
n (FeS) = 26,4 г/88 г/моль = 0,3 моль
m р-ра HCl = 400 мл ∙ 1,048 г/мл = 419,2 г
n (HCl) = 419,2 г ∙ 0,1/36,5 г/моль = 1,15 моль
n газа = 2,24 г/22,4 г/моль = 0,1 моль
I 4 FeS + 7O2 → 2Fe2O3 + 4SO2↑
Было: 0,3
Прореаг./образ.: 0,2 0,1
Итого: 0,1 0,1
II Fe2O3 + 6HCl → 2FeCl3 + 3 H2O
Было: 0,1 1,15
Прореаг./образ: 0,1 0,6 0,2
Итого: - 0,55
III FeS + 2HCl → FeCl2 + H2S ↑
Было: 0,1 0,55
Прореаг./образ.: 0,1 0,2 0,1
Итого: - 0,35
n (прореаг.FeS) I = 0,3 моль – 0,1 моль = 0,2 моль
IV 2FeCl3 + Cu → 2FeCl2 + CuCl2
Было: 0,2 0,1
Прореаг./образ.: 0,2 0,1
Итого: - -
m (Cu) = 0,1 моль ∙ 64 г/моль = 6,4 г
Ответ: m (Cu) = 6,4 г
Задача 16
В течение некоторого времени нагревали перманганат калия массой 47,4 г. Полученное в ходе реакции твердую смесь массой 44,2 г обработали 1044,8 мл 10%-ного раствора хлороводородной кислоты (плотность 1,048). Рассчитайте массовую долю кислоты в полученном растворе.
Решение:
n (KMnO4) общ. = 47,4 г/158 г/моль = 0,3 моль
m (O2) = 47,4 г – 44,2 г = 3,2 г
n (O2) = 3,2г/32 г/моль = 0,1 моль
m р-ра HCl = 1044,8 мл ∙ 1,048 г/мл = 1095 г
n (HCl) = 1095 г ∙ 0,1/36,5 г/моль = 3 моль
I 2KMnO4 → K2MnO4 + MnO2 + O2↑
Было: 0,3
Прореаг./образ.: 0,2 0,1 0,1 0,1
Итого: 0,1 0,1 0,1 0,1
II 2KMnO4 + 16HCl → 2KCl + MnCl2 + 5Cl2 + 8H2O
Было: 0,1 3
Прореаг./образ.: 0,1 0,8 0,25
Итого: - 2,2 0,25
III K2MnO4 + 8HCl → 2KCl + MnCl2 + 2Cl2 + 4H2O
Было: 0,1 2,2
Прореаг./образ.: 0,1 0,8 0,2
Итого: - 1,4 0,2
IV MnO2 + 4HCl → MnCl2 + Cl2 + 2H2O
Было: 0,1 1,4
Прореаг./образ.: 0,1 0,4 0,1
Итого: - 1 0,1
m изб. HCl = 1 моль ∙ 36,5 г/моль = 36,5г
n (Сl2) = (0,25 + 0,2 + 0,1)моль ∙ 71г/моль = 39,05 г
m конечн.р-ра = 1095г + 44,2 г – 39,05г = 1100,15 г
ɷ изб. HCl = 36,5г/1100,15г = 0,0332 или 3,32%
Ответ: ɷ изб. HCl = 3,32%
Задача 17
При разложении образца нитрата магния выделилась смесь газов объемом 10,08 л (в пересчете на н. у.). Масса остатка составила 69,36 г. После этого остаток поместили в 100 мл воды и добавили к нему 240 г 20%-ного раствора гидроксида натрия. Определите массовую долю гидроксида натрия в образовавшемся растворе. В ответе напишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления.
Решение:
n (смеси газов) = 10,08 л/22,4 л/моль = 0,45 моль
2Mg(NO3)2 → 2MgO + 4NO2↑ + O2↑ 10,08 л
n (NO2) : n (O2) = 4:1, то n (O2) = 0,09 моль
n (NO2) = 0,36 моль
I 2Mg(NO3)2 → 2MgO + 4NO2↑ + O2↑
Было:
Прореаг./образ.: 0,18 0,36 0,09
Итого: 0,18 0,36 0,09
m (MgO) = 0,18 моль ∙ 40 г/моль = 7,2 г
m (Mg(NO3)2 ост) = 69,36г – 7,2г = 62,16 г
n (Mg(NO3)2 ост) = 62,16 г/148 г/моль = 0,42 моль
n (NaOH) = 240 г ∙ 0,2/40 г/моль = 1,2 моль
II MgO + NaOH ≠
III Mg(NO3)2 + 2 NaOH → Mg(OH)2↓ + 2NaNO3
Было: 0,42 1,2
Прореаг./образ.: 0,42 0,84 0,42
Итого: - 0,36 0,42
m изб.NaOH = 0,36 моль ∙ 40 г/моль = 14,4 г
m (Mg(OH)2) = 0,42 моль ∙ 58 г/моль = 24,36 г
m (H2O) = 100 мл ∙ 1 г/мл = 100 г
m конечн.р-ра = 62,16 г + 100 г + 240 г – 24,36 г = 377,8 г
ɷ изб.NaOH = 14,4 г/377,8 г = 0,038 или 3,8%
Ответ: ɷ изб.NaOH = 3,8%
Задача 18
К 47 г насыщенного раствора сульфата меди добавили 5,6 г железного порошка. После окончания реакции к раствору добавили 117 г 10%-ного раствора сульфида натрия. Определите массовую долю сульфида натрия в конечном растворе, если известно, что в 100 г воды растворяется 20,5 г сульфата меди. (Считайте, что в условиях задачи при протекании реакции между сульфатом меди и железом никакие соли в осадок не выпадают.) В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин).
Решение
CuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu
FeSO4 + Na2S = Na2SO4 + FeS
Рассчитаем массовую долю сульфата меди в стандартном насыщенном растворе, полученном растворением 20,5 г CuSO4 в 100 г воды.
ωст.(CuSO4) = mст.(CuSO4)/mст.(р-ра CuSO4) = mст.(CuSO4)/(mст.(H2O) + mст.(CuSO4)) = 20,5 г/(20,5 г + 100 г) = 0,1701 или 17,01 %
Концентрация насыщенного раствора для любой соли при одной и той же температуре величина постоянная, поэтому концентрация раствора массой 47 г из задачи совпадает с концентрацией раствора, полученного смешением 100 г воды с 20,5 г сульфата меди.
Тогда:
mисх.(CuSO4) = mисх.(р-ра CuSO4)⋅ ωст.(CuSO4)/100% = 47 г⋅0,1701 = 8 г
n(CuSO4) = n(CuSO4)/M(CuSO4) = 8/160 = 0,05 моль
n(Fe) = m(Fe)/M(Fe) = 5,6/56 = 0,1 моль
nреаг.(Fe) = n(CuSO4) = 0,05 моль
mреаг.(Fe) = nреаг.(Fe)⋅M(Fe) = 0,05⋅56 = 2,8 г
n(Cu) = nреаг.(Fe) = 0,05 моль
m(Cu) = n(Cu)⋅M(Cu) = 0,05⋅64 = 3,2 г
mисх.(Na2S) = mисх.(р-ра Na2S)⋅w(Na2S)/100% = 117⋅0,1 = 11,7 г
nисх.(Na2S) = nисх.(Na2S)/M(Na2S) = 11,7/78 = 0,15 моль
nреаг.(Na2S) = n(FeSO4) = 0,05 моль
nост.(Na2S) = 0,15 – 0,05 = 0,1 моль
mост.(Na2S) = 78⋅0,1 = 7,8 г
n(FeS) = n(FeSO4) = 0,05 моль
m(FeS) = n(FeS)⋅M(FeS) = 0,05⋅88 = 4,4 г
m(конечного раствора) = m(р-ра CuSO4) + mреаг.(Fe) – m(Cu) + mисх.(р-ра Na2S) – m(FeS) = 47 г + 2,8 г – 3,2 г + 117 г – 4,4 г = 159,2 г
ωконечн.(Na2S) = 100%⋅mост.(Na2S)/m(конечного раствора) = 100%⋅7,8 г/159,2 г = 4,9 %
Задача для самостоятельного решения:
1. При частичном термическом разложении образца нитрата меди II образовался твердый остаток массой 50,8 г. К остатку добавили 150 г 20%-ного раствора гидроксида натрия. При этом образовался раствор массой 159 г с массовой долей гидроксида натрия 13,84%. Определите объем смеси газов, выделившихся в результате частичного разложения нитрата меди II
Ответ: 22,4 л
2. Карбид кальция массой 12,8 г обработали 54,75 г 20%-ного раствора соляной кислоты. Рассчитайте массовые доли веществ в полученном растворе.
(Ответ: 26,7%; 5,9%; 67,4%)
3. К 100 мл 5%-ного раствора соляной кислоты (плотность 1,02 г/л) добавили 6,4 г карбида кальция. Сколько мл 15%-ной азотной кислоты (плотность 1,08 г/мл) следует добавить к полученной смеси для ее полной нейтрализации.
(Ответ: 23,3 мл)
4. Газ, выделившийся при взаимодействии 7,4 г нитрида кальция с 9 г воды, полностью поглощен 200 мл 3,5%-ного раствора соляной кислоты (плотность 1,05 г/мл). Определите массовую долю хлорида аммония в полученном растворе.
(Ответ: 2,53%)
5. Карбид кальция массой 12,8 г растворили в 174 мл бромоводородной кислоты (плотность 1,12 г/мл) с массовой долей кислоты 20%. Какова массовая доля бромоводородной кислоты в полученном растворе.
(Ответ: 3,2%)
6. При обработке карбида алюминия раствором 20%-ной хлороводородной кислоты массой 346,75 г выделилось 6,72 л (н.у.) газа. Определите массовые доли веществ в полученном растворе.
(Ответ: 14,99%; 7,2%; 77,81%)
7. Смесь магниевой и цинковой стружки обработали избытком разбавленной соляной кислоты, при этом выделилось 11,2 л (н.у.) газа. При обработке смеси такой же массы избытком раствора гидроксида натрия выделяется 6,72 л (н.у.) газа. Рассчитайте массовую долю магния в исходной смеси.
(Ответ: 19,75 %)
8. На 43,2 г серебра подействовали 63%-ным раствором азотной кислоты, масса которого 600 г. Выделившийся газ пропустили через 600 г 10%-ного холодного раствора гидроксида натрия. Рассчитайте массовые доли веществ в полученном растворе.
(Ответ: 2,2%; 2,7%; 7,12%; 87,98%)
9. При обжиге образца сульфида меди II часть вещества прореагировало и образовался остаток массой 16,8 г. После обработки этого остатка 182,5 г 10%-ного раствора соляной кислоты получили 202,5 г 3,6%-ного раствора соляной кислоты. Рассчитайте массу исходного сульфида меди II и объём выделившегося газа.
(Ответ: 19,2 г; 3,36 л)
10. Нитрид лития массой 3,5 г растворили в 365 г 10%-ного раствора соляной кислоты. К раствору добавили 20 г карбоната кальция. Определите массовую дол соляной кислоты в полученном растворе (процессами гидролиза можно пренебречь).
(Ответ: 1,92%)
11. Смесь кремния и алюминия определенной массы обработали избытком разбавленной серной кислоты. При этом выделилось 0,336 л (н.у.) газа. Если эту же смесь обработать избытком раствора гидроксида натрия, то выделится 0,672 л (н.у.) газа. Рассчитайте массовую долю алюминия в исходной смеси.
(Ответ: 56,25%)
12. При взаимодействии 20 г пиролюзита (минерала, содержащего диоскид марганца) с избытком концентрированной соляной кислоты выделился хлор, поглощенный избытком горячего раствора гидроксида натрия. Последующее добавление к получившемуся раствору избытка раствора нитрата серебра привело к образованию 47,84 г осадка хлорида серебра. Какова массовая доля диоксида марганца в пиролюзите?
(Ответ: 87%)
13. Определите массовую долю тетрагидроксоалюмината натрия в растворе, полученном при последовательном растворении в 220 мл воды 8,05 г натрия и 8,1 г алюминия.
(Ответ: 15,07%)
14. К раствору, полученному при добавлении 4 г гидрида калия к 100 мл воды, прилили 100 мл 39%-ного раствора азотной кислоты (плотность 1,24 г/мл). Определите массовые доли всех веществ (включая и воду) в конечном растворе.
(Ответ: 18,53%; 4,43%; 77,04%)
15. При растворении пероксида лития в тёплой воде выделяется кислород. Определите массовую долю гидроксида лития в растворе, полученном растворением 2,3 г пероксида лития в 62 г воды. Какой максимальный объём углекислого газа (н.у.) может быть поглощён получившейся щёлочью?
(Ответ: 3,8%; 2,24 л)
16. При термическом разложении смеси карбоната магния и карбоната натрия выделилось 4,48 л (н.у.) газа. Оставшаяся смесь может прореагировать с 73 г 25%-ного раствора соляной кислоты. Определите массовую долю карбоната натрия в смеси.
(Ответ: 23,98%)
17. В 60 г 18%-ной ортофосфорной кислоты растворили 2,84 г оксида фосфора (V) и полученный раствор прокипятили. Какая соль и в каком количестве образуется, если к полученному раствору добавить 30 г гидроксида натрия?
(Ответ: 0,15 моль Na3PO4)
18. При растворении 5,75 г натрия в воде получили раствор с массовой долей вещества 20%. К этому раствору добавили 44,5 г 15%-ного раствора хлорида алюминия. При этом образовался татрагидроксоалюминат натрия. Определите массовую долю щелочи в полученном растворе.
(Ответ: 2,12%)
19. Сероводород объемом 8,96 л пропустили через 340 г 2%-го раствора аммиака. Назовите соль, получившуюся в результате реакции, и определите ее массу.
(m(NH4HS) = 20,4 г)
20. Газ, полученный при сжигании 3,36 л пропана, прореагировал с 400 мл 6%-го раствора гидроксида калия ( = 1,05 г/мл). Найти состав полученного раствора и массовую долю соли в полученном растворе.
(ɷ(KНСО3) = 10,23 %)
21. Найти массы и массовые доли солей, полученных при растворении 22,4 л углекислого газа в 480 г 10%-го раствора гидроксида натрия.
(m(Na2CO3) = 21,2 г, ɷ (Na2CO3) = 4,05%;
m(NaHCO3) = 67,2 г, ɷ (NaHCO3) = 12,82 %)
22. Найти массовые доли солей в растворе, полученном при пропускании 100 м3 аммиака через 500 кг 50%-го раствора фосфорной кислоты.
(ɷ ((NH4)2HPO4) = 43,8 %,
ɷ (NH4H2PO4) = 12,8 %)
23. К 50 г раствора ортофосфорной кислоты с массовой долей 11,76 % прибавили 150 г раствора гидроксида калия с массовой долей 5,6 %. Найти состав остатка, полученного при выпаривании раствора.
(m(K3PO4) = 6,36 г,
m(K2HPO4) = 5,22 г)
21.К 47 г насыщенного раствора сульфата меди добавили 5,6 г железного порошка. После окончания реакции к раствору добавили 117 г 10%-ного раствора сульфида натрия. Определите массовую долю сульфида натрия в конечном растворе, если известно, что в 100 г воды растворяется 20,5 г сульфата меди. (Считайте, что в условиях задачи при протекании реакции между сульфатом меди и железом никакие соли в осадок не выпадают.) В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин).( ответωконечн.(Na2S) = 100%⋅mост.(Na2S)/m(конечного раствора) = 100%⋅7,8 г/159,2 г = 4,9 %)
задачи по органической химии
Пример 1. По продуктам сгорания углеводорода • При полном сгорании углеводорода получили 8,96 л СО2 (н.у) и 5,4 г воды. Известно, что этот углеводород в реакции с недостатком хлороводорода в качестве основного продукта образует соединение в котором хлор находится у первичного атома углерода • 1) Произведя необходимые расчеты, установите молекулярную формулу этого углеводорода. • 2) Составьте его структурную формулу, которая однозначно отражает порядок связи в его молекуле • 3) Напишите уравнение гидрогалогенирования этого органического вещества недостатком хлороводорода. Ответ (бутадиен -1,3)
Пример2. • При полном сгорании углеводорода массой 3,4 г получили 3,6 г воды. Известно, что данный углеводород используется для получения вещества, широко применяемого как в быту, так и на производстве. • 1) Произведя необходимые расчеты, установите формулу этого углеводорода. • 2) Составьте его структурную формулу, которая однозначно отражает порядок связи в его молекуле • 3) Запишите уравнение полимеризации этого углеводорода ответ(2 метилбутадиен-1,3)
Пример3. По относительной плотности углеводорода • Плотность паров некоторого углеводорода по пропилену составляет 2. Этот углеводород не обесцвечивает бромную воду, а при радикальном хлорировании образует смесь из четырех монохлорпроизводных • 1) Произведя необходимые расчеты ,установите формулу этого углеводорода. • 2) Составьте его структурную формулу, которая однозначно отражает порядок связи в его молекуле • 3) Запишите уравнение реакции галогенирования этого вещества с образованием первичного моногалогенпроизводного ответ (метилциклопентан)
Пример 5. По продуктам сгорания органического вещества • При полном сгорании 3,7 г органического вещества образовалось 6,6 г углекислого газа и 2,7 г воды. Данное вещество способно реагировать при нагревании с аммиачным раствором оксида серебра. • 1) Произведя необходимые расчеты ,установите формулу этого вещества • 2) Составьте его структурную формулу, которая однозначно отражает порядок связи в его молекуле • 3) Запишите уравнение реакции этого вещества с аммиачным раствором оксида серебра( ответ сложный эфир этилформиат)
Пример 6. По массовой доле химических элементов • Массовые доли кислорода и углерода в органическом веществе равны, 26,67% и 60,00%, соответственно. Известно, что данное соединение не реагирует с натрием • 1) Произведя необходимые расчеты ,установите формулу этого вещества • 2) Составьте его структурную формулу, которая однозначно отражает порядок связи в его молекуле • 3) Запишите уравнение реакции получения этого вешества(ответ метилэтиловый эфир)
Пример 7. По массовой доле химических элементов • Массовая доля углерода в углеводороде ровно 90%. В результате окисления этого углеводорода сернокислым раствором перманганатом калия при нагревании образовался единственный органический продукт – карбоновая кислота (массовая доля кислорода 61,54%) • 1) Произведя необходимые расчеты ,установите формулу этого вещества • 2) Составьте его структурную формулу, которая однозначно отражает порядок связи в его молекуле • 3) Запишите уравнение реакции окисления этого вещества сернокислым раствором перманганата калия (ответ циклогексадиен 1,3)
Пример8
. По массовой доле химических элементов, когда 1 элемент неизвестен • Органическое вещество состоит из 3-х элементов. Массовые доли углерода и водорода в этом веществе равны 47,37% и 10,52%, соответственно. Известно, что данное соединение реагирует с гидроксидом меди (II) • 1) Произведя необходимые расчеты ,установите формулу этого вещества • 2) Составьте его структурную формулу, которая однозначно отражает порядок связи в его молекуле • 3) Запишите уравнение реакции этого вещества с гидроксидом меди (II)
Пример 9. По закону сохранения массы вещества в химической реакции • При щелочном гидролизе 8,8 г сложного эфира образовалась натриевая соль монокарбоновой кислоты массой 6, 8 г и вторичный спирт массой 6 г • 1) Произведя необходимые расчеты ,установите формулу этого вещества • 2) Составьте его структурную формулу, которая однозначно отражает порядок связи в его молекуле • 3) Запишите уравнение реакции щелочного гидролиза
Пример 10. По уравнению химической реакции • На полное сгорании 5 л алкана, находящегося в газообразном состоянии, было затрачено 40 л кислорода, взятого при тех же условиях. Известно, что в результате его радикального хлорирования образуется только 1 моногалогенпроизводное • 1) Произведя необходимые расчеты ,установите формулу этого вещества • 2) Составьте его структурную формулу, которая однозначно отражает порядок связи в его молекуле • 3) Запишите уравнение реакции радикального хлорирования этого вещества с образованием моногалогенпроизводного
Пример 11.Органическое вещество содержит 72% углерода и 21,33% кислорода и 6,67% водорода по массе.
Данное вещество подвергается гидролизу под действием гидроксида калия с образованием двух солей.
На основании данных условия задания:
1) произведите вычисления, необходимые для установления молекулярной формулы органического вещества;
2) запишите молекулярную формулу исходного органического вещества;
3) составьте возможную структурную формулу этого вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле;
4) напишите уравнение гидролиза данного вещества в присутствии гидроксида калия.
Ответ Молекулярная формула искомого органического вещества: C9H10O2
Пример12 При сгорании 40 г органического соединения образовалось 44,8 л СО2 и 28,8г Н2О. Вещество обесцвечивает бромную воду и вступает в реакцию с раствором гидроксида бария при нагревании, один из продуктов имеет формулу С6Н6О4Ва Определите молекулярную и структурную формулу вещества,написать реакцию гидролиза.( ответ этиловый эфир пропеновой кислоты)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дистанционная интеллектуальная викторина русскому языку "Решение филологических задач" для учащихся 9-11 классов
Для участия в игре приглашаются ребята 9-11 классов, активно исследующие образовательные порталы Интернета, интересующиеся русским языком. Дорогие ребята! Приглашаем вас в удивительны...
Развитие интеллектуальных умений обучающихся в процессе решения химических задач на уроках химии.
Модернизация процесса обучения химии коснулась переработки содержания химического образования. Это в свою очередь отразилось в поиске новых форм и методов обучения. В настоящее время необходима ...
Программа элективного курса "Решение химических задач"
Объем курса 17 часов. Предназначен для изучения в 11 классе естественнонаучного профиля. Цель - обощение знаний при изучении химических дисциплин....
Использование контрольно-измерительных материалов (тестов) при изучении экономических вопросов на уроках обществоведческих дисциплин как средство развития учебно-интеллектуальных умений учащихся
Представленная тема работы является актуальной в данное время, так как экзаменационная работа по обществознанию единого государственного экзамена включает содержательный блок «Экономическая сфер...
Методические требования к решению химических задач
прочитайте это важно...
Решение химических задач С2
Разбор решения задач ЕГЭ части С...
Конспект урока математики для учащихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на тему "Решение простых задач на нахождение суммы и остатка"
Тип урока: систематизации и обобщения знаний и умений.Цели урока: Образовательная: создать условия для формирования умения решать задачи на нахождение суммы и остатк...