Программа элективного курса "Химические вещества в повседневной жизни человека"
элективный курс по химии (9 класс)
Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту: вода, поваренная соль, вещества, из которых сделаны посуда, спички, карандаши, бумага и т.п. Эти вещества, несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычные свойства. Данный курс не только существенно расширяет кругозор учащихся, но и представляет возможность интеграции в национальную и мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы.
В программу включены прогрессивные научные знания и ценный опыт практической деятельности человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa_himieskie_veshchestva_v_povsednevnoy_zhizni_cheloveka.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса
«Химические вещества в повседневной жизни человека» предназначена для учащихся 9-х классов.
Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту: вода, поваренная соль, вещества, из которых сделаны посуда, спички, карандаши, бумага и т.п. Эти вещества, несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычные свойства. Данный курс не только существенно расширяет кругозор учащихся, но и представляет возможность интеграции в национальную и мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы.
В программу включены прогрессивные научные знания и ценный опыт практической деятельности человека.
Цели курса:
- создать условия для повышения интереса к химии и развитию внутренней мотивации учения;
- создать условия для формирования у учащихся умения самостоятельно приобретать и применять знания;
- развивать творческие способности учащихся;
Основная концепция курса заключается в:
- единстве веществ природы и их связью с повседневной жизнью;
- соединении знаний химических законов с практической направленностью;
- выходе знаний курса на уровень составления проектов, презентаций, проведения школьных конференций;
- самостоятельном ориентировании в выборе будущих профессий;
- обучении работе с источниками.
Программа рассчитана на 16 часов с учетом 1 часа в неделю и включает два этапа:
- изучение теоретического материала;
- практическая часть.
Материал отбирался и структурировался с учетом принципов: самоактуализации, индивидуальности, субъективности, выбора, творчества и успеха.
Основной метод: исследовательский и частично – поисковый.
Ведущей формой работы является самостоятельная работа в индивидуальной форме, в парах, в малых группах.
Основные требования
к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- о составе и свойствах химических веществ и предметах, окружающих их в повседневной жизни: поваренной соли, воде, посуде, спичках, бумаге, карандашах, об экологических проблемах чистоты воды;
Учащиеся должны уметь:
- проводить эксперимент по очистке поваренной соли, выращиванию ее кристаллов, дистилляции воды;
- определять химические свойства различных пирофоров, соблюдая правила техники безопасности;
- выявлять причинно-следственные связи между химическими процессами;
- иллюстрировать ответ схемами, рисунками;
- вести наблюдения;
- описывать результаты наблюдения;
- работать с литературой, Интернетом;
- составлять краткие рефераты и доклады по интересующим их темам; представлять их на школьной конференции;
- использовать полученные знания в повседневной жизни.
Какие виды деятельности возможны… |
|
Какие виды работ могут учащиеся выполнять | На выбор любые две из названных выше. |
Какова доля самостоятельности ученика | Учащиеся могут выбрать:
|
Каковы критерии успешности | Ученик получает зачет при условии:
Дополнительные баллы выставляются (за любой из названных дополнительных условий):
|
Каким образом работы будет фиксироваться динамика интереса | Собеседование в процессе работы после выполнения каждого вида работ. |
Какова форма итоговой отчетности | Итоговое занятие. Выставка работ учащихся. |
Формы и методы контроля
- текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемой теме, оценивание сообщений и качества выполняемых практических работ);
- зачетный практикум (описание и практическое выполнение обязательных заданий);
- обобщающий (итоговый) контроль в форме презентаций личных достижений, полученных в результате образовательной деятельности.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Кол-во часов | Виды деятельности |
Введение. | 1 | ||
1 | Вода. | 2 | Лекция. Сообщения учащихся. Просмотр видеофильма «Вода – жизнь». Практическая работа. |
2. | Поваренная соль. | 1 | Семинар. Сообщения учащихся. Практическая работа. Тест. |
3. | Спички. | 1 | Лекция. Работа с CD. Практическая работа. |
4. | Бумага. | 1 | Семинар. Тест. Анкетирование. |
5. | Карандаши и акварельные краски. | 1 | Лекция. Сообщения учащихся. Собеседование. |
6. | Стекло. | 1 | Лекция. Сообщения учащихся. Практическая работа. |
7. | Керамика. | 1 | Лекция. Сообщения учащихся. |
8. | Химия и медицина. | 1 | Лекция. Сообщения учащихся. Практическая работа. |
9. | Химические средства гигиены и косметики. | 1 | Лекция. Сообщения учащихся. Практическая работа. |
10. | Полимеры и волокнистые материалы. | 2 | Лекция. Сообщения учащихся. Практическая работа «Выведение пятен с одежды в домашних условиях». |
11. | Химия и окружающая среда. | 1 | Беседа. Решение теоретических задач с экологическим содержанием. Выступления учащихся. Анкетирование. |
12. | Итоговое занятие. | 2 | Защита проектов. |
Содержание курса
Введение.
Знакомство учащихся с целями, задачами и содержанием курса.
Тема 1. Вода.
Вода в масштабе планеты. Круговорот воды. Вода в организме человека. Пресная вода и ее запасы. Экологические проблемы чистой воды.
Тема 2. Поваренная соль.
Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных. Солевой баланс в организме человека. Получение поваренной соли и ее очистка. Использование хлорида натрия в химической промышленности.
Тема 3. Спички.
Пирофоры. История изобретения спичек. Красный и белый фосфор. Получение белого фосфора. Изучение различных свойств пирофоров. Окислительно-восстановительные процессы, протекающие при зажигании спички. Спичечное производство в России.
Тема 4. Бумага.
От пергамента и шелковых книг до настоящих дней. Целлюлоза. Связующие: каолин, карбонат кальция, пигменты. Хлопчатобумажные ткани. Виды бумаги и их практические использование.
Тема 5. Карандаши и акварельные краски.
Графит. Состав цветных карандашей. Пигменты. Химический состав и виды акварельных красок.
Тема 6. Стекло.
Из истории стеклоделия. Получение оконного стекла. Посуда из стекла. Виды декоративной обработки изделий из стекла.
Тема 7. Керамика.
Виды и химический состав глин. Разновидности керамических материалов.
Тема 8. Химия и медицина.
Лекарства и яды в древности. Антидоты. Домашняя аптечка. Вредные вещества в вашем доме и их источники.
Тема 9. Химические средства гигиены и косметики.
Средства ухода за зубами. Мыла и синтетические моющие средства. Аэрозоли и дезодоранты. Косметические средства. Декоративная косметика.
Тема 10. Полимеры и волокнистые материалы.
Полиэтилен, оргстекло, пенопласт. Лавсан, капрон, нитрон, хлорин.
Тема 11. Химия и окружающая среда.
Человек и биосфера. Уровни экологических проблем. Антропогенные источники загрязнения окружающей среды.
Тема 12. Итоговое занятие.
Защита проектов, рефератов, презентаций.
Темы для подготовки сообщений
- Чудесный мир бумаги.
- «Соляные бунты» в России.
- Физиологический раствор в медицинской практике.
- Имеет ли вода память?
- Влажность воздуха и самочувствие человека.
- «Скользкая» и «мокрая» вода.
- История бумажных денег.
- Вода в космосе.
- Синтетическая бумага – альтернатива целлюлозной бумаге.
Темы проектных работ
- История спички.
- Экологические проблемы акватории страны.
- Бумага – материальный носитель различных видов искусства (презентация в программе Power Point).
- Слайд-презентация «Бассейн реки».
- Очистные сооружения городского водоканала.
- Влияние химических факторов на смещение биосферных процессов.
- Способы очистки питьевой воды.
- Химия – польза или вред? (по результатам социологического опроса).
- Презентация «Современные пятновыводящие средства. (Инструкция пользователю.)»
- Фарфоровые и фаянсовые изделия в моем доме.
- Дезодоранты и озоновый слой планеты.
Литература и другие информационные источники
- Химическая энциклопедия. Т.1. М., 1988.
- Владимиров Л.И. Всеобщая история книги. М.: Книга, 1988.
- Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М.: Высшая школа, 1992.
- Лялько В.И. Вечно живая вода. Киев: 1972.
- Лосев К.С. Вода. Л.: Гидрометеоиздат, 1989.
- Розен Б.Л. Чудесный мир бумаги. М., 1990.
- Химия в быту. Смоленск: Русич, 1996.
- Мир химии. Санкт-Петербург, М.: М-Экспресс, 1995.
- Журналы. Химия. Первое сентября.
- Войцеховская А.Л. Косметика сегодня. М: Химия. 1998.
- Макаров К.А. Химия и медицина. М: Просвещение. 1981.
- Энциклопедический словарь юного химика. М: Педагогика. 1982.
- Августиник А.И. Керамика. Л: Стройиздат. 1975.
- Дудоров И.Г. Общая технология силикатов. М: Стройиздат. 1987.
CD
- Электронная энциклопедия «Кругосвет», 2003.
- Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Химия в повседневной жизни человека"
Элективный курс рассчитан на обучающихся 9 класса и направлен на расширение представлений о химических веществах и материалах, окружающих человека в его повседневной жизни...
Программа элективного курса «Химические вещества в повседневной жизни человека».
Элективный курс дает возможность пополнить знания о свойствах веществ окружающих человека....
Элективный курс "Химия и повседневная жизнь человека"
Элективный курс...
Программа элективного курса 9 класса. Химические вещества в повседневной жизни.
Химические вещества в повседневной жизни...
Рабочая программа элективного курса "Химия в повседневной жизни"
Данный курс не только существенно расширяет кругозор учащихся, но и мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы. В программу включены прогрессивн...
Программа элективного курса химия в повседневной жизни.
Элективный курс «Химия в повседневной » предназначен для учащихся 9-го класса основной школы. Он рассчитан на 17 ча...
Программа элективного курса по химии “Чудеса химии в повседневной жизни человека”
Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту. Эти вещества, несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычные свойства. Данный курс не тол...