Статья "Перевёрнутое обучение": размышления в ходе эксперимента"
статья по химии (10, 11 класс)
Статья "Перевёрнутое обучение": размышления в ходе эксперимента"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perevyornutoe_obuchenie.doc | 926.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Районная научно-практическая конференция педагогов
«Учитель и инновации: идеи, опыт, практика».
«Перевернутое обучение»: размышления в ходе эксперимента
Автор: Харчевникова Светлана Викторовна, МБОУ «СШ № 7 им. В.Н. Пушкарева»
Научный руководитель: Храброва Светлана Геннадьевна, МБОУ «СШ № 7 им. В.Н. Пушкарева», учитель географии.
г. Остров
Введение
Система школьного химического образования переживает сегодня очень не простой период. При том, что вклад химической составляющей в развитие цивилизации возрастает (и это неоспоримый факт!), наметилась негативная тенденция превратить эту дисциплину из общеобразовательной, формирующей целостное научное мировоззрение учащихся, в предмет ознакомительного плана.
Об этом свидетельствует, прежде всего, резкое снижение количества часов на изучение химии как в основной, так и в старшей школе. Нельзя не отметить и те метаморфозы, которые произошли с преподаванием органической химии. Так, в школьной программе 1988 г. [1] на её изучение отводилось 68 ч в 10-м классе и 18 ч в 11-м классе – государство было заинтересовано в развитии химической промышленности и, соответственно, мотивации школьников к получению химического образования. Позже, в связи с переходом на концентрическую систему обучения, органическую химию перенесли в 9-й и 10-й классы. Сегодня в соответствии с федеральным компонентом базисного учебного плана на изучение этого раздела химии выделяется только 34 ч (а не 68!) в 10-м классе. При этом уровень сложности контрольных измерительных материалов ЕГЭ остаётся достаточно высоким.
Всё это заставляет учителей задуматься о поиске новых форм и методов преподавания дисциплины с целью достижения должного уровня образовательных результатов, включая формирование научного мировоззрения школьников, универсальных учебных действий, определяющих их готовность к осуществлению познавательной деятельности на протяжении всей жизни.
На пути к решению проблем: что нового в дидактике?
Уникальный дидактический потенциал для решения указанных проблем имеет Интернет, сервисы и средства информационно-коммуникационных технологий. Именно поэтому в последнее время педагогическое сообщество активно обcуждает [2] различные модели смешанного обучения.
Смешанное обучение – это система построения учебного процесса, сочетающая очное обучение с дистанционным. Известны различные модели интеграции дистанционных форм работы в традиционную классно-урочную систему. Наиболее часто выделяют модели [3-6]:
- «перевёрнутый класс» (Flipped-Classroom);
- «смена рабочих зон» (Station-Rotation);
- «автономная группа» (Lab-Rotation);
- «индивидуальная траектория» (Individual-Rotaation).
«Смена рабочих зон» - это чередование деятельности групп учащихся в рамках одного урока. Эта модель особенно эффективна при организации лабораторных и практических работ. Например, одни группы проводят опыты, обобщая полученные результаты, другие в это время работают с компьютерной моделью, прогнозируя результаты эксперимента; потом группы меняются местами. В заключение каждая группа представляет свои выводы, соотнося результаты компьютерного и реального эксперимента. Зонирование рабочих мест также может быть связано с теоретическим исследованием проблемы, выполнением практических или тестовых заданий, работой с электронными образовательными ресурсами, созданием информационных продуктов (например, с помощью сервисов Web 2.0) и т.п.
При использовании модели «автономная группа» учитель выделяет группу школьников с особыми образовательными потребностями, для которых организует дополнительные консультации как в очном, так и в дистанционном режиме. Как правило, для этого необходимо создание дополнительных образовательных электронных ресурсов или, по крайней мере, подбор их в Интернете. С этой точки зрения весьма эффективны сопроводительные маршрутные листы, выполняющие роль своеобразных навигаторов и содержащие алгоритмические предписания для целенаправленной деятельности обучающихся с электронными образовательными ресурсами в Сети. Для проведения дистанционных консультаций учителю нужно выбирать средства сетевого общения, адекватные учебной ситуации (приватное или публичное общение), и владеть навыками модерирования сетевого взаимодействия с учащимися.
Модель «индивидуальная траектория» подразумевает работу с отдельными учащимися как при подготовке, например, к предметной олимпиаде или научно-практической конференции, так и для коррекции образовательных результатов ученика. И в этом случае наиболее эффективны маршрутные листы. Используя инструменты формирующего оценивания, учитель определяет уровень образовательных достижений и запросов и создаёт индивидуальный образовательный маршрут для учащегося.
Особого внимания сегодня заслуживает модель «перевёрнутое обучение».
«Перевёрнутое обучение»: от этимологии к образовательной модели
Всю широту новых возможностей информационных технологий в образовании продемонстрировал выпускник MIT (Massachusetts Institute of Technology) и Гарварда Салман Хан (Salman Khan). Его некоммерческий проект Академия Хана (www.khanacademy.org) в 2008 г. положил начало распространению этой технологии. На сайте Академии размещены видеолекции по химии, биологии, физике, математике и другим предметам, что обеспечивает доступность получения высококачественного образования для каждого и повсюду.
Сама этимология названия данной технологии обучения определяет предложенный подход: обучающиеся самостоятельно (в ходе выполнения домашнего задания) осваивают некий теоретический материал, а в учебной аудитории они включаются в активное обсуждение проблем учебной темы, уточняя ключевые вопросы, выполняя практические задания с целью отработки навыков применения изучаемого материала.
Таким образом, формальное объяснение нового материала учителем как обязательный элемент урока «отмирает», заменяется просмотром видеозаписей, анализом различных информационных ресурсов и т.п. и составляет суть домашней работы. Такая домашняя работа должна обеспечивать содержательную подготовку обучающегося к последующей познавательной деятельности, ориентированной на получение практического опыта, в учебной аудитории.
Идея «перевёрнутого обучения» оказалась просто революционной в плане:
- оптимизации временных ресурсов;
- использования дидактического потенциала Интернета;
- мотивации учащихся и включения их в активную познавательную деятельность.
Из опыта работы
В 2015/2016 учебном году данная модель опробована мною на уроках химии в 10-м классе. Мною разработан сайт для поддержки «перевёрнутого обучения» по программе Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана (1 ч в неделю) [8], содержащий презентации уроков и дидактические материалы к ним: видеоролики, тестовые задания, рабочие листы и т.п.
При внедрении модели я столкнулась прежде всего с вопросом, как и где подобрать обучающие ресурсы. Технологически мы связываем «перевернутое обучение» с возможностью доступа к образовательному контенту в домашних условиях, поэтому актуальной становится проблема формирования коллекции образовательных видеоресурсов.
Отбор видеоматериалов, равно, как и других (например справочно-информационных) ресурсов, их адаптацию осуществляет преподаватель, исходя из образовательных целей, для чего, соответственно, требуется, определенный уровень ИКТ-компетентности и методического мастерства. Важно понять, какой тип ресурса необходим. Это могут быть:
- видеозаписи объяснения нового материала, фактически дублирующие этот вид деятельности учителя на уроке и включающие её традиционные элементы: целеполагание, анализ актуальности темы, её практической значимости, общую характеристику проблем и т.п. (при этом сам процесс просмотра видео обучающимся создает иллюзию присутствия на уроке, но осуществляется в удобном для него темпе с возможностью повтора фрагментов, обращения к иным ресурсам для уточнения фактов, понятий, получения дополнительных сведений и т.п.); часто такие видеолекции дополняются анимацией, опытами;
- познавательные видеофрагменты (документальное кино, различного рода анимационные фильмы, записи научно-популярных программ), иллюстрирующие действие какого-либо закона, принцип функционирования какого-то устройства, содержащие кадры хроники, интервью с экспертом и т.п. (например, с помощью документального фильма-репортажа «Сахар: как это делается» [9] в процессе изучения темы «Дисахариды и полисахариды» школьники могут ознакомиться с технологической схемой производства сахара, не выходя их дома);
- виртуальные лаборатории, образовательный потенциал которых может быть использован, например, при подготовке к практическим работам (так, перед проведением практической работы «Идентификация органических веществ» учащимся в качестве домашнего задания предлагается решить несколько подобных задач на сайте «Виртуальная образовательная лаборатория» [10];
- электронные библиотеки, интерактивные модели, научно-популярные статьи, онлайн-учебники (например, при подготовке к ЕГЭ для обобщения и систематизации знаний учащимися может быть предложен интерактивный мультимедиаучебник «Органическая химия» [11], созданный доцентом кафедры органической химии Самарского государственного университета, к.х.н. Г.И. Дерябиной и учителем химии из г. Самары Г.В. Кантария) и т.п.
Наиболее распространённым сервисом, предоставляющим услуги хостинга видеоматериалов, является сервис YouTube (http: //www. Youtube.com), пользователи которого могут добавлять, просматривать, оценивать и комментировать различные видеозаписи.
Сегодня на YouTube можно найти как современные научно-популярные учебные фильмы по органической химии, так и оцифрованные ресурсы советской школы, которые не потеряли свою актуальность (например, подборка учебных фильмов «Орагническая химия» канала «Наука и техника» [12], переведённые на русский язык видеоролики Академии Хана, среди которых есть и материалы по органической химии [13], видеозаписи практически всех опытов, предусмотренных школьной программой.
В Интернете много ресурсов с образовательным видеоконтентом. Например, можно отметить рост популярности образовательного проекта «Интернет-урок» (http://interneturok.ru/) – частного проекта, которым руководит М.И. Лазарев. Этот портал предлагает обучающие видеофильмы по всем темам и всем школьным предметам школьной программы. Мини-лекции учителей московских школ (как правило, победителей конкурсов профессионального мастерства) дополнены анимацией (выделяющей ключевые моменты, моделирующей процессы на микроуровне и т.п.) и снабжены гиперссылками, обеспечивающими переход на углубленное изучение темы, что создает условия для разноуровнего обучения и проектирования индивидуальной образовательной траектории. Так, в ходе видеоурока по теме «Алкины. Строение, номенклатура, изомерия, физические свойства, получение» можно посмотреть, например, как перевозят ацетилен или (для заинтересованных в более глубоком освоении предмета) как протекает процесс гибридизации электронных орбиталей в молекуле ацетилена.
Отдельные темы фундаментально и в то же время увлекательно представлены в проекте московского методического центра «Больше, чем урок» (http://academy.mosmetod.ru/). Объяснение теории сопровождается демонстрацией химических экспериментов. Например, несомненны интерес для реализации «перевёрнутого обучения» представляют обобщающие лекции по теме «Окислительно-восстановительные реакции с участием органических веществ»[14].
Заслуживают внимания и федеральные коллекции электронных образовательных ресурсов, к которым можно выйти через «Единое окно доступа к информационным ресурсам» (http://window.edu.ru/). Фильтр ресурсов по запросу «предмет = химия» и «аудитория = учащийся» выдаёт 1381 наименование различного рода ресурсов!
Так, в разделе «Химия» коллекции Федерального центра информационно-образовательных ресурсов представлено 593 ресурса, большинство из которых может быть использовано в процессе реализации «перевёрнутого обучения». Среди них аудиоколлекции, сопровождаемые анимированными слайдами, на которых оптимально дозирован и чётко структурирован учебный материал, интерактивные тесты и тренажеры [15]. Например, в модуле «Понятие пептидов. Их строение и свойства. Белки как компонент пищи» [16] объединены текст, интерактивные схемы, фотографии, видеоролик. Школьникам предлагается изучить элементный состав белка, образование пептидной связи, проследить уровни организации белковой молекулы, ознакомиться с химическими свойствами белков, узнать, какая пища наиболее богата белками. Таким образом, в 15-минутном модуле освещены все ключевые вопросы темы «Белки».
И, конечно, я и сама попробовала создавать и использовать авторские видеоресурсы.
Почему сегодня, в условиях насыщения образовательного контента мультимедийными ресурсами, проблема создания и использования авторских образовательных ресурсов остаётся актуальной? Вероятно, причин для этого несколько.
Во-первых, многообразие программ и учебников, авторы которых используют различные концептуальные подходы к логике изложения материала и, соответственно, построения курса. В разных школах различно и количество часов, отведённых для изучения предмета (образовательные организации получили право самостоятельно решать, ограничивать ли преподавание обязательным минимумом или использовать дополнительно часы из школьного компонента). Это, естественно, не может не влиять на требования к содержанию видеоресурса.
Во-вторых, желание учителей сохранить авторскую методику транслирования учебного материала и включения обучающихся в образовательный процесс. Возможно, что в процессе объяснения теоретического материала учитель традиционно анализирует интересные практические примеры и визуализирует определённые данные, или он хочет в ходе лекции продемонстрировать некий опыт, обсудить сведения из истории науки и т.п. А в коллекционных видеоресурсах на том же YouTube этого, например, нет. И учитель, не желая отказываться от проверенных на практике эффективных методических приёмов, снимает собственное видео, которое уже становится элементом авторской методики преподавания, интегрированным в общую систему работы.
Немаловажно и мнение учеников, которые, по их признаниям, отдают предпочтение видеозаписям, созданным учителем.
Педагог может не только снимать видеофильмы с объяснением нового материала, но и делать скринкасты, используя, например, созданные мультимедийные презентации, задания для интерактивной доски, интерактивные рабочие листы на основе Google-рисунков и т.п.
Скринкаст (от англ. Screen – экран и broadcasting – передача, вещание) – это видеозапись происходящего на экране, часто сопровождаемая аудио- или текстовыми комментариями, поясняющими действия.
Я создаю скринкасты [8] с помощью сервиса Screencast-O-Matic (http://screencast-o-matic.com/) на основе апробированных в учебном процессе мультимедийных презентаций. Продолжительность в бесплатной версии ограничена 15 мин, этого вполне достаточно для обучающихся. Скринкасты включают вопросы и задания, с помощью которых учащийся переводится из позиции пассивного слушателя в позицию активного участника образовательного процесса.
Может возникнуть вопрос: как транслировать образовательные видеоресурсы? Понятно, что нетехнологично записывать ссылки на доске и/или в дневнике. Учитель должен выбрать оптимальную среду сетевого взаимодействия. Вариантов решения этой проблемы множество: страница на сайте образовательной организации, персональный сайт учителя или тематический сайт, электронный дневник, сетевое сообщество, группа, блог и т.п. Дистанционную поддержку обучающихся при выполнении домашней работы я осуществляю с помощью социальной сети «ВКонтакте». Ученики имеют возможность задать вопрос и получить помощь как технического, так и содержательного характера.
В качестве альтернативных сервисов для реализации модели «перевёрнутого обучения» можно предложить специализированные конструкторы интерактивного видео: EduCanon (https://www.educanon.com/), Zaption (http://www.zaption.com/), TED-Ed (http://ed.ted.com/) и др., позволяющие автоматически приостанавливать трансляцию видеозаписи в заранее указанные учителем моменты и выдавать учащемуся вопросы и задания.
В частности, сервис TED-Ed представляет собой интегрированную среду, позволяющую оптимизировать процесс «перевёрнутого обучения». С помощью единого меню сервиса учащиеся могут просмотреть видеозапись (Watch), ответить на вопросы для самоконтроля (Think), воспользоваться дополнительными материалами (Dig Deeper), стать участниками обсуждениями (Discuss) и выполнить итоговое задание (And Finally). Педагог при этом имеет возможность анализировать их ответы, что определяет его дальнейшую деятельность по проектированию ситуации в учебной аудитории (отбор содержания, проектирование заданий, выбор организационных форм, стратегий и инструментов оценивания образовательных результатов и т.п.).
Заслуживает внимания и использование других сервисов, имеющих соответствующие технологические возможности. Среди них, например, Google-формы и конструктор интерактивных заданий LearningApps.org (http://learningapps.org/).
Google-формы позволяют транслировать видеозаписи и включать вопросы различных типов: открытие, с выбором одного или нескольких ответов из предложенных, на установление правильной последовательности и др. В комментарии к вопросам можно вставлять ссылки на дополнительные ресурсы. Ответы учащихся собираются в Google-таблице, учитель может использовать её как инструмент формирующего оценивания для выявления уровня понимания ключевых вопросов изучаемой темы, установления обратной связи с целью выстраивания эффективного взаимодействия со школьниками в учебной аудитории.
Сервис LerningApps.org предоставляет возможность прерывать трансляцию видеозаписи и дополнять её различными вставками, включая вопросы и упражнения, подготовленные с помощью этого сервиса (викторина с вводом текста, задания на классификацию, установление соответствия, восстановление логической последовательности, вставка пропущенных слов и т.п.).
Отдельно хотелось бы подчеркнуть значимость маршрутных листов как педагогического приёма для целенаправленной организации домашней работы учащихся. Как правило, это гипертекстовый документ (страница в блоге, на персональном сайте учителя и т.п.), который может содержать определённые рубрики, направленные на расширение кругозора обучающихся, повышение общего уровня культуры, рост мотивации и практической значимости получаемых знаний и приобретаемого опыта, например:
- словарь определений и терминов;
- сведения из истории науки («Химия в лицах»);
- занимательные факты («Это интересно», «Удивительное рядом»);
- ссылки на ресурсы, отражающие практическую значимость предмета («Химия вокруг нас», «Это должен знать каждый»);
- контрольно-оценочный блок («Подумай и ответь», «Проверь себя») и др.
Таким образом решается одна из важнейших образовательных целей – у обучающихся формируется представление о дидактическом потенциале Интернета, его возможностях для самообразования и саморазвития.
Особенности построения «перевёрнутого обучения»: что делать в классе?
Естественно, что при такой технологии организации образовательного процесса значительно возрастает риск снижения образовательных результатов из-за невыполнения учащимися домашнего задания, поэтому необходимо установление обратной связи ещё до начала планирования урока. Учитель должен знать, какие проблемы возникли у школьников, чтобы осуществить корректирующие действия на следующем уроке.
Опыт показывает, что, несмотря на возможность задавать вопросы дистанционно непосредственно в ходе выполнения домашней работы, далеко не все учащиеся пользуются ею. Именно поэтому я сделала вывод, что необходимо использовать сервисы с возможностью установления обратной связи (TED-Ed, Google-формы и т.п.).
По результатам ответов учащихся учитель должен выявить вопросы, вызвавшие у них трудности, и в ходе планирования урока решить, как он будет выстраивать дальнейшую деятельность школьников в учебной аудитории для достижения требуемых образовательных результатов (подобрать соответствующие источники информации и задания, определить формы взаимодействия обучающихся, предложить инструменты самооценивания и определить критерии итогового оценивания образовательных результатов).
Для поддержки аудиторной (как правило, групповой) работы необходима разработка новых инструментов и применение новых организационных форм. Ведь ценность «перевёрнутого обучения» как раз заключается в возможности использовать учебное время для групповых занятий, когда идёт процесс активного обсуждения содержания теоретического материала, сотрудничества в процессе получения практического опыта. В этом случае учитель выступает в роли фасилитатора, обеспечивающего успешную групповую коммуникацию.
Предлагаю опробованные мною возможности использования «перевернутого обучения».
- Урок по теме «Алкадиены. Каучуки» (урок 6 согласно планированию [8]). В ходе
выполнения домашней работы каждый учащийся должен составить вопросы разных типов:
- обосновывающий (при ответе необходимо привести аргументы для подтверждения определённой точки зрения);
- информационный (на знание определённых фактов, сведений и т.п.);
- уточняющий (на выявление подробностей об объектах, процессах, явлениях);
- поясняющий (требующий трактовки терминов, понятий и установления причинно-следственных связей);
- интерпретирующий (требующий выводов на основе фактов).
На уроке школьники делятся на группы (пары). Каждая группа отбирает пять вопросов из составленных её участниками, записывает их на отдельных листах и передаёт следующей группе (по кругу).
На следующем этапе члены группы письменно отвечают на полученные вопросы и передают ответы следующей группе (опять по кругу).
Получив вопросы с ответами, участники группы коллективно оценивают вопросы (по 1 баллу за каждый корректный, относящийся к теме вопрос с правильно определённой типологией) и ответы (по 1 баллу за каждый правильный ответ). Сложные вопросы обсуждают коллективно.
- Урок обобщения материала по теме «Типы реакций в органической химии» (урок 10, [8]). Коллективная работа организуется по методике «Gallery Walk». Учитель выделяет четыре вопроса:
- Что вы знаете о реакциях замещения?
- Что вы знаете о реакциях присоединения?
- Что вы знаете о реакциях окисления?
- Что вы знаете о реакциях полимеризации?
Вопросы записаны на отдельных плакатах (возможна совместная работа в облачных документах или на интерактивных онлайн-досках), которые располагаются в классе удаленно друг от друга, так, чтобы сформировать рабочие зоны. Учитель поясняет, что при ответе на любой из поставленных вопросов можно привести определение реакций данного типа, примеры на основе знания химических свойств углеводородов разных классов, указать значение реакций, предложить схему механизма реакции (если кто-то работал над проблемой дополнительно).
Каждой группе учащихся надо занять место в одной из рабочих зон (произвольный выбор) и дать ответ на выбранный вопрос за то время, которое установлено учителем (звуковой сигнал). За 5 мин осветить всю тему нельзя, но группа прерывает свою работу и переходит в другую зону.
В другой зоне учащиеся должны ознакомиться с тем материалом, который уже есть на плакате по данному вопросу, добавить свои записи (не повторяя уже имеющиеся), дать комментарий на предыдущий ответ.
И так по кругу. Каждая группа использует маркер какого-то одного цвета. С каждым переходом у участников групп всё больше времени уходит на изучение и анализ уже имеющихся записей и меньше времени на собственные дополнения.
Когда каждая группа возвращается на исходную позицию, учащиеся читают весь материал по «своему» вопросу, затем представитель группы выступает перед классом с общим анализом работы всего класса над этим вопросом.
- Урок по теме «Теория химического строения» (урок 2, [7]). В «перевёрнутое обучение» органично вписывается дифференцированный подход, когда задание, выполняемое учащимся, зависит от уровня его подготовленности.
В качестве домашнего задания предложен видеоролик, в процессе просмотра которого школьники знакомятся с первоначальными понятиями курса органической химии: валентность, структурные формулы, изомерия.
В начале урока я предлагаю минитест с самопроверкой. Школьники с одинаковыми результатами его выполнения объединяются в группы и получают задания.
Учащиеся, справившиеся с тестом без ошибок, пользуясь учебником, дополнительной литературой и материалами Интернета, готовят мини-лекцию для одноклассников о теории химического строения, иллюстрируя её положения примерами.
Допустившие одну ошибку выполняют практические задания: исправить ошибки в формулах, дополнить углеродный скелет атомами водорода, нарисовать возможные структурные формулы изомеров для данной эмпирической формулы.
Те для кого тест оказался сложным (две ошибки и более), работают с понятийным аппаратом, выписывая из учебника определения, выполняя задания на их понимание.
В завершение урока каждая группа представляет результаты своей работы.
4) Урок по теме"Органические соединения вокруг нас. Влияние синтетических органических веществ на окружающую среду "
Цели урока:
Создать условия для:
- закрепления знаний об органических соединениях вокруг нас;
формировать представление о значении органических веществ в жизни современного общества;
- развить практические умения решения экологических проблем для сохранения природы и здоровья людей;
- воспитать бережное отношение к природе, способствовать формированию экологической культуры.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная и парная.
Средства обучения: «Облако слов» «Органические вещества», карточки с заданиями.
Урок проводится в 10 (профильном) классе, тип урока- комбинированный
Ход урока
Организационный момент: предлагает проверить готовность учащихся к уроку, приветствует учащихся. Готовятся к уроку, приветствуют учителя.
Целеполагание и мотивация:
«Органическая химия в настоящее время может кого угодно свести с ума. Она представляется мне дремучим лесом, полным чудесных вещей, огромной чащей без выхода, без конца, куда не осмеливаешься проникнуть…»
(Ф.Велер.Частное письмо 1825г)
Почему в органической химии начала XIX века царила такая анархия? (Первая половина XIX века ознаменовалась развитием новой области химии – синтетической органической химии…..)
Актуализация знаний: (использование технологии «Перевернутый урок») Ребята, пользуясь облаком слов сформулируйте нашу сегодняшнюю тему урока и цели на сегодняшний урок.
Ответ: органические вещества- состоят из углерода, горят с образованием углекислого газа и воды, фотосинтез, капрон, каучук, белки, жиры, глюкоза, нефть, этанол (объяснение учащимися всех «пеевертышей»). Устанавливают связи между выписанными словами и классифицируют. Учащиеся предлагают варианты применения веществ.
Проверка домашнего задания- фронтальный опрос по пройденным темам, химический диктант с самопроверкой учащимися (приложение №1).
Изучение нового материала:
а) систематизация и обобщение материала- составление блок-схем учащимися, работа с учебником;
б) применение учебного материала в знакомой и нестандартной ситуации.
Учитель:
1) Организую парную работу по передаче информации.
2) Вызываю к доске 3 учащихся для индивидуальной работы по карточкам (приложение 2, 3, 4).
3) Вызываю к доске 3-х учащихся для проверки работы по карточкам.
4) Прошу в парах обсудить итоги работы.
Физкультминутка №1
Учитель выясняет результативность работы (оценивает верные результаты), организует подведение итогов по индивидуальной работе у доски. Предлагает вопрос перехода (генетической связи) от углеводородов к спиртам и карбоновым кислотам (решение цепочек ЦТ по вариантам)
6. Домашнее задание. Учитель задает домашнее задание
Физкультминутка №2
7. Отвечают на вопросы (итоговое закрепление):
1) Приведите примеры использования органических веществ человеком?
2)Каковы физические и химические свойства можно предположить у многоатомных спиртов?
3)А будут ли характерны для них особые свойства? Почему? (ответить, опираясь на теорию А.М. Бутлерова).
4) Приведите примеры влияния синтетических органических веществ на окружающую среду?
Ответы записывают тетрадь, задают уточняющие вопросы.
Рефлексия.
Предлагает выбрать фразу, которая отражает усвоение знаний учащихся за урок. Методика КВН
КВН:
Как много нужно повторить (менее 50 % усвоения материала);
Все умею, все могу (более 90% материала усвоены);
Нам бы книжку почитать еще немножко и над формулами посидеть на дорожку (усвоение материала 50-80%).
Подведение итогов урока. Выставление оценок
Приложение №1:
Химический диктант:
Органические вещества делятся на большие 3 класса: ................., ............., ......................... данная классификация основана на признаке качественного ............................ органических веществ. Изобразить органические вещества можно с помощью .............................. и .............................. формул, а так же с помощью молекулярных формул, которые показывают ........................................ в молекуле органических веществ преобладают полярные и слабополярные связи, поэтому они имеют ........................................ температуры кипения и плавления. Так же органические вещества ..................................... и легко ............................ при нагревании.
Приложение №2
Дополните определение
Значение теории Бутлерова:
1. ?
2. ?
3. ?
Основные положения теории Бутлерова:
?
?
?
?
Назвать признак, лежащие в основе классификации органических веществ: ...............................................................
На какие группы подразделяют все органические вещества: ......... и .......
Молекулярная формула -это .................................................................
Структурная формула -это ....................................................................
Перечислить связи, преобладающие в органических соединениях: ...........
Изомерия -это .............................................................................................
Примеры изомеров: ........................, ..........................., .............................
Приложение №3
С какими веществами из перечисленных ниже будет взаимодействовать метанол: водород, вода, бром, бромоводород, кислород, натрий, оксид натрия, концентрированная серная кислота? Запишите уравнения происходящих реакций.
Приложение №4
Назовите неизвестное вещество, если это вязкая бесцветная сладковатая жидкость; растворимость в воде хорошая, взаимодействует при обычных условиях с гидроксидом меди (II), образуя темно-синий раствор. Составьте молекулярную, структурную и электронную формулы этого вещества, укажите смещение электронной плотности в нем. Напишите уравнения химических реакций этого вещества а) с азотной кислотой, б) с кислородом.
5) Я перевела на эту технологию решение задач в 10 классе по органической химии. Результат хороший: большинство детей решают задачи хорошо! Делаю так:
1. Дети получают по почте задание -6 задач по сборнику, который у всех есть на рабочем столе дома в электронном виде. И решают сами за определенный срок (2-3 дня).
2. Проводится консультация 10-15 минут по необходимости в начале урока, указанного учителем. Если вопросов нет, то и консультация не нужна.
3. Самостоятельная работа по таким же задачам.
4. Опять 6 задач...
В такой системе ребята стараются разобраться, научиться решать. Списывать бесполезно. Вопросы на консультациях осмысленные, конкретные, что показывает на самостоятельное осмысление. Решаем постоянно, но ДОМА!!!! В школе только совет учителя, ответ на поставленный учеником вопрос и контроль. Это занимает не так много времени и гораздо продуктивнее.
6) Урок по теме «Алкадиены»
Алкадиены. Цель урока:
Задачи урока:
Тезисы урока.
Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления знаний и способов деятельности. Вид урока: комбинированно-поисковый. Методы обучения: частично-поисковый, проблемный. Формы деятельности: индивидуальная работа по тестам, исследовательская групповая работа, самостоятельная работа с текстом учебника, заполнение таблицы. Оборудование:
Химические реактивы:
План урока
Ход урока 1. Организационный момент урока. 2. Мотивация и целеполаганиие урока.
“Мощь и сила науки во множестве фактов, 3. Изучение новой темы. – Посмотрите на химические формулы веществ (см. № 4).
– На какие три группы их можно различить? – Используя учебник дополните таблицу.
– Найдите изомеры среди алкадиенов. Назовите их. (в – г; б – д положение связей, структурная) (в – з изомерия углеродного скелета, структурная) (е – ж цис, транс изомеры, оптическая, пространственная) – Какие виды изомерии характерны для алкадиенов? Приведите примеры межклассовых изомеров. – Если алкадиены содержат две двойные связи с какими классами углеводородов они схожи? – Какой характер они будут проявлять? Докажите ненасыщенный характер алкадиенов, используя инструктивную карточку. – Какие реакции будут для них характерны? Используя рабочую тетрадь и учебник заполните таблицу. Работая по вариантам. 1 вариант – реакции присоединения. 2 вариант – реакция полимеризации.
– Какое отношение имеет С.В.Лебедев к теме нашего урока? (Презентация учащегося о жизнедеятельности С.В.Лебедева.) Приложение Проблемный вопрос: Выгодна ли эта реакция с экономической точки зрения ? Закрепление
Творческое задание:
|
7) Урок в 8классе по теме: «Важнейшие классы неорганических соединений».
Пробудить интерес к предмету – одна из важнейших задач каждого учителя.
Знания учащихся часто оказываются разрозненными, обедненными, если не сделать необходимых обобщений в конце изучения темы, не подвести итог развитию понятий, не переосмыслить ранее пройденное.
Я думаю, в условиях нашей школы надо больше использовать уроки с элементами занимательности, не утомляющие ученика, развивающие его творческие способности.
Девиз урока. «Повторение – мать учения». (Русская народная пословица.)
Цели урока. Обучающая. Повторение, углубление и обобщение сведений об основных классах неорганических соединений: построение названий соединений, классификация, способы получения, химические свойства, генетическая связь между основными классами неорганических соединений.
Развивающая. Развитие «химического» мышления, умения использовать терминологию, ставить и разрешать проблемы, анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать информацию.
Воспитывающая. Формирование интереса к учению, стремления добиваться успеха в учебе за счет добросовестного отношения к своему труду, создание положительной психологической атмосферы, воспитание чувства взаимного уважения между ребятами для максимального раскрытия их способностей на уроке.
Форма урока. Беседа с элементами исследовательской и самостоятельной работы учеников, работа у доски, индивидуальная, групповая работа, выполнение лабораторных опытов.
Оборудование и реактивы. Н а с т о л а х у ч е н и к о в: технологические карты
ХОД УРОКА
Организационный момент, вступительное слово учителя о целях урока
Здравствуйте ребята. Мне приятно сегодня встретиться с вами на этом уроке химии. Данное занятие является заключительным при изучении темы «Растворы. Электролитическая диссоциация». Готовясь, к уроку, я увидела стихотворение:
Ученик:
Химия – такая есть наука,
Учить ее по книжкам – скука:
Формулы, законы, элементы,
Уравнения... И прочие моменты.
Из нее, однако, можем мы узнать,
Что и как, и надо ли взрывать,
Что нельзя нам с вами есть и пить,
Чтоб потом себя не хоронить,
Из чего все вещи, что вокруг…
Они возникают просто вдруг!
Чтобы это знать и более,
Учат химию в нашей школе.
Учитель: Итак, ребята, на предыдущих уроках химии мы подробно разбирали состав и свойства неорганических соединений различных классов. Тема урока: « Важнейшие классы неорганических соединений». Если вы обратили внимание на доску, то, наверное, заметили, что от названия темы вниз идут четыре стрелки. Пустые места под стрелками мы будем заполнять по мере отгадывания загадок.
На доске записана тема:
«Важнейшие классы неорганических соединений»
Учащиеся читают загадки.
• «Их получают путем горения
Или сложных веществ разложения.
В них два элемента, один – кислород.
Я отнесу к ним и известь, и лед».
Какие это вещества? (О т в е т. Оксиды.)
• «Они имеют кислый вкус.
В них изменяет цвет лакмус.
А если активный металл попадет,
Получим мы соль и еще водород». (О т в е т. Кислоты.)
• «В каких веществах у фенолфталеина
Бывает не жизнь, а сплошная малина?» (О т в е т. Щелочи.)
• «Хлориды и нитраты,
Сульфаты, карбонаты
Я без труда и боли
Объединю в класс...» (О т в е т. Соли.)
Учитель: и так, вы поделены на группы, согласно изученных нами соединений. каждая группа имеет свое название и каждая группа будет выполнять задания. А за чем? Как вы думаете, какова цель нашего занятия?
Ученики. Целью сегодняшнего урока является повторение и обобщение знаний по этой теме
Учитель : у вас у каждого на столе есть инструктивные карты, в них указаны задания, после выполнения которых каждая группа расскажет о проделанной работе. Обратите внимание :
Первое задание: на основании определения класса и классификации выписать из предложенных веществ свой класс соединений, дать название веществам.
Второе задание: провести лабораторный эксперимент по химическим свойствам данного класса соединений и результат записать в опорный конспект.
Для того чтобы время не терять, определите кто выполняет в вашей группе какое задание.
Ваши знания о классах соединений вы будете проверять экспериментально. Поэтому перед тем как выполнять эту работу, мы проведем небольшой экзамен по технике безопасности.
1) Как надо обращаться с химическими веществами при выполнении работ?
2) Что надо делать при попадании кислот и щелочей на кожу?
3) Как правильно нужно разбавлять кислоты?
4) Как правильно держать пробирку при нагревании жидкости?
И так приступаем к выполнению заданий. Время выполнения работы -
Задания для групп.
Группа: «Оксиды»:
Выпишите из предложенных веществ используя определение класса оксиды и дайте названия веществам. Какова классификации оксидов. Оформите опорный конспект:
Докажите , что СuО и СаО – основные оксиды, а СО2 – кислотный оксид. Выполните соответствующий эксперимент. Проведите реакции характерные для оксидов, соблюдая правила техники безопасности. Запишите результат в опорный конспект.
Группа: «Основания»:
Выпишите из предложенных веществ используя определение класса основания и дайте названия веществам. Какова классификации оснований. Оформите опорный конспект:
Докажите , что выданное вам вещество – гидроксид натрия. Выполните соответствующий эксперимент. Проведите реакции характерные для гидроксида натрия, соблюдая правила техники безопасности. Получите гидроксид железа (III) и проведите реакции характерные для нерастворимых оснований. Запишите результат в опорный конспект.
Группа: «Кислоты»:
Выпишите из предложенных веществ используя определение класса кислоты и дайте названия веществам. Какова классификации кислот. Оформите опорный конспект:
Докажите , что выданное вам вещество – соляная кислота. Выполните соответствующий эксперимент. Проведите реакции характерные для кислот, соблюдая правила техники безопасности. Запишите результат в опорный конспект.
4. Группа: «Соли»:
1. Выпишите из предложенных веществ используя определение класса соли и дайте названия веществам. Какова классификации кислот. Оформите опорный конспект:
Докажите , что выданное вам вещество – хлорид натрия. Выполните соответствующий эксперимент. Проведите реакции характерные для солей, соблюдая правила техники безопасности. Запишите результат в опорный конспект.
Учитель: И так, проверим ваши результаты. ( учащиеся на доску вывешивают материал)
И для закрепления того, что мы с вами прошли, выполним тест. В задании по вариантам выберите правильный ответ и обведите красной ручкой или фломастером соответствующие точки на рисунке .А теперь эти точки соедините линией. Затем поднимите свои работы, и я увижу ваши улыбки.
Т е с т
В а р и а н т 1.
1) Из предложенного перечня выберите основной оксид:
а) Na2O; б) SO3; в) Р2О5.
2) В результате взаимодействия оксида серы(VI) с водой образуется:
а) основание; б) кислота; в) соль.
3) В растворах щелочей фенолфталеин имеет цвет:
а) бесцветный; б) синий; в) малиновый.
4) Какой металл не реагирует с соляной кислотой?
а) Натрий; б) серебро; в) цинк.
5) Вещества какой пары могут реагировать между собой?
а) NaOH + HCl; б) NaCl + Zn; в) Аu + H2SO4.
В а р и а н т 2.
1) Из предложенного перечня выберите кислотный оксид:
а) СО2; б) СаО; в) K2О.
2) В результате взаимодействия оксида натрия с водой образуется:
а) кислота; б) щелочь; в) соль.
3) В растворах щелочей лакмус имеет цвет:
а) бесцветный; б) фиолетовый; в) красный.
4) Что из перечисленного не подходит для характеристики соляной кислоты?
а) Сильная;
б) двухосновная;
в) бескислородная.
5) Вещества какой пары могут реагировать между собой?
а) Zn + НСl;
б) Fe(OH)3 + SiО2;
в) Ag + H2SO4 (разб.).
В заключении урока любой из учеников читает стихотворение
Мы рождены пролить все то, что льется.
Просыпать то, чего нельзя пролить.
Наш класс химическим не зря зовется,
Мы будем вечно химию любить.
Все выше, и выше, и выше!
К вершинам науки идем,
Когда мы все школу закончим,
Смелее по жизни пойдем!»
Таким образом, в модели «перевернутого обучения» классическое аудиторное занятие насыщено активными формами работы. Например, в рабочую программу включены ролевые игры: промышленная выставка «Нефтехимический салон» (урок 9, [8]), «Суд над этиловым спиртом» (урок 14, [8]), дебаты “Молекулярная генетика: проблемы и перспективы» (урок 25, [8]) и др. В последней теме курса «Биологически активные вещества» предусмотрен учебный проект «Человек как химическая лаборатория» (уроки 28-31, [8]. Разнообразные формы заданий: работа над опорным конспектом, разработка теста, поиск ошибок в лекции, само- и взаимоконтроль, интерактивные приёмы – способствуют формированию познавательного интереса обучающихся.
Заключение
Модель «перевёрнутого обучения» прежде всего интересна тем, что позволяет нам сделать ученика партнёром. Активная позиция учащихся, делегированная им ответственность за результаты обучения, создание условий для саморазвития, возможность продемонстрировать свой уровень компетентности и т.п. создают реальные предпосылки для повышения мотивации учения и, соответственно, качества образования.
А поначалу статистика была совсем иной…
Смотрели ли их дети? В классе, который я выбрала в качестве экспериментального, 26 человек. У роликов до урока всего около 20 просмотров. А если ещё учесть, что они в общем доступе, поинтересовались их содержанием не больше половины класса. Это потом, после урока уже, ролики стали просматриваться, похоже, даже не по одному разу. Видимо, осознали, что материал сложный. Проанализировав свой первый опыт, я сделала такой вывод:
Чтобы предварительное задание выполнялось, должна быть системная работа. Уж если выбирать такой подход, «перевернутые уроки» должны стать привычными.
Чтобы мотивировать учеников делать домашнее задание, на первом этапе будет входной контроль. Выполнил маленький несложный тест в начале урока — допускаешься к творческой работе, нет — читай учебник. Но и оценка будет соответствующей. Не противоречит ли это принципам перевернутого класса? Думаю, что нет. Дети быстро разберутся, и наши отношения останутся доверительными.
Летом мне придется заняться разработкой дидактического материала. Его потребуется много. В частности, запишу видеоролики.
Если есть коллеги-химики с похожими мыслями и проблемами, мы можем объединиться. Вместе будет интереснее!
Небольшими, но верными шагами будущее становится настоящим.
Давайте ещё раз заглянем в прошлое. Вот так рассуждали я и мои ученики в 2013 году о современном уроке:
«…Начали они с бурного недовольства тем, что учителя стали меньше объяснять, отдавая часть материала на самостоятельную работу с учебником или демонстрируя новую тему с помощью презентации. Напрасно я пыталась апеллировать к тому, что задача учителей — не только дать знания по предмету, но и научить добывать эти знания самостоятельно, находить информацию, работать с ней. Дети были неумолимы.
— Если учителя хотят, чтобы мы понимали, пусть на уроке объясняют материал! Нам сдавать экзамены!
— Вам не хочется учиться самостоятельно?
— Вот вы нам объясните, мы поймем, а уже потом будем выполнять творческие задания, обсуждать, создавать проекты, делать сообщения. Мы и так учимся работать с информацией, но на материале дополнительном.
Ребячьи слова врезались в память; позже, встретив идею «перевёрнутого класса», когда материал изучается дома, а домашнее задание делается в классе, вспомнила их эмоции и отказалась от искушения попробовать «перевернуть обучение». Подумалось: дети правы в том, что комфортно ученику только тогда, когда он на уроке понимает, о чем идет речь».
Прошло 3 года, я изменила свои взгляды и внедряю теперь модель «перевернутый класс» на материале своего предмета, хотя риски внедрения, обозначенные участниками, по-прежнему остаются:
● есть необходимость подготовить учащихся к новой форме обучения;
● не понимают родители;
● недостаточно оборудования в школе.
Опыт первых трех месяцев работы в модели перевернутого обучения я проанализировала здесь.
После нескольких уроков мнения ребят таковы:
Мнение учителя:
…не все старшеклассники готовы взять на себя ответственность за своё обучение.
Проще, гораздо проще, когда учитель отберет наиболее важный материал, разжуёт его на уроке, акцентирует внимание на нужных моментах, проведёт ученика к усвоению материала с минимальными затратами сил со стороны самого ученика. Как перевести ребенка в режим саморазвития, если все привыкли, что за его обучение отвечают взрослые?
В рисках по итогам SWOT-анализа я записала и названное ранее непонимание родителей, которые не заставили себя ждать.
В такой ситуации остаётся дать совет присмотреться к формуле изменений К.Берхарда.
Список литературы
- Идентификация органических веществ. – [Электронный ресурс]: Виртуальная образовательная лаборатория. – Режим доступа: http://www.virtulab.net/index.php?option=com_content&view=article&id=291:2009-11-14-22-37-18&catid=57:2009-11-14-21-25-00<emid=108 (дата обращения: 01.02.2016).
- Латыпова Е. Смешанное обучение в современной школе. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=mxfMvFDrYUY (дата обращения: 01.02.2016).
- Нечитайлова Е.В. Смешанное обучение как технология формирования образовательной среды школы будущего // Региональная школа управления: Научно-методический журнал Ростовского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования. – 2013. № 6. – С. 44-50.
- Нечитайлова Е.В. Смешанное обучение как основа формирования единой образовательной среды // Химия в школе. – 2014. № 9. – С. 22-28.
- Окислительно-восстановительные реакции с участием органических веществ. Лекции 1, 2. – [Электронный ресурс]: Больше, чем урок. – Режим доступа: http://academy.mosmetod.ru/khimiya/itemlist/user/741-галиналексеймихайлович (дата обращения: 01.02.2016).
- Органическая химия. KhanAcademyRussian. 150 видео. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.youtube.com/playlist?list=PLxGo9dxQkqWA3pLlOMx_ZVAOcSC5c-yTD (дата обращения: 01.02.2016).
- Органическая химия: Электронный учебник. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://orgchem.ru/ (дата обращения: 01.02.2016).
- Перевёрнутый класс: отличия от обычного урока, преимущества и сложности реализации. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mob-edu.ru/#!Перевёрнутый-класс-отличия-от-обычного-урока-преимущества-и-сложности-реализации/cx4g/562f9a250cf27ade992e124e (дата обращения: 01.02.2016).
- Перевёрнутый класс. Химия. 10 класс. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://sites.google.com/site/chemistryflipped (дата обращения: 01.02.016).
- Понятие пептидов. Их строение и свойства. Белки как компонент пиши. – [Электронный ресурс]: Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://fcior.edu.ru/card/7357/ponyatie-peptidov-ih-stroenie-i-svoystva-belki-kak-komponent-pishchi.html (дата обращения: 01.02.2016).
- Программы средней общеобразовательной школы. Химия. – М.: Просвеещние, 1998.
- Сахар: как это делается. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=llr1foG5BZc&feature=youtu.be (дата обращения: 01.02.2016).
- Смешанное обучение. Новая парадигма образования. Форум в сетевом педагогическом сообществе «Образовательная Галактика Intel». – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://edugalaxy.intel.ru/?showtopic=6123 (дата обращения: 01.02.2016).
- Staker H., Horn M.B. Classifying K-12 blended learning. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.innosightinstitute.org/innosight/wp-content/uploads/2012/05/Classifying-K-12-blended-learning2.pdf - (дата обращения: 01.02.2016).
- Учебные фильмы. Органическая химия. 97 видео. Канал «Наука и техника». – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.youtube.com./playlist?list=PL_QCOTUlndSE0uOhFHg4wgxp988m7g-9J (дата обращения: 01.02.2016).
- Федеральный центр инормационно-образовательных ресурсов. Каталог ресурсов: химия. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://fcior.edu.ru/catalog/osnovnoe_obshee?discipline_oo=18&class=&learning_character=&accessibility_restriction= (дата обращения: 01.02.2016).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Культурологический аспект обучения билингвов в ходе реализации проектных технологий на уроках изобразительного искусства.
Текст доклада на Международной конференции и научно-практическом семинаре "Многоязычие и межкультурная коммуникация: вызовы XXI века." Прага (11-13 октября, 2013)...
Доклад на тему: Особенности обучения математике в условиях эксперимента по профильному обучению
План 1. Профильное обучение на современном этапе.2. Особенности обучения математике в профильных классах:2.1 Место математики в индиви...
Обучение технике конькового хода в лыжных гонках
План мастер-класса...
Обучение технике классических ходов в лыжных гонках
Мастер-класс по обучению технике классических ходов...
Методическая разработка урока физической культуры в 5 классе по теме «Обучение технике конькового хода»
Методическая разработка урока по физической культуре в 5 классе по теме "Обучение технике конькового хода". Этот урок будет полезен учителям которые ведут лыжную по...
Конспект урока по физической культуре для учащихся 7 класса. Тема: «Обучение одновременному бесшажному ходу»
Цели и задачи: обучающие: продолжить совершенствование попеременному 2-х шажному ходу; обучить одновременному бесшажному ходу ; развивающие: развитие координаци...