Выступление на РМО учителей химии
учебно-методический материал по химии (8 класс)

Жидкова Христина Валерьевна

ВЫступление на РМО учителей химии на тему: "Методологические аспекты формирования познавательных УУД на уроках химии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_na_rmo_mart_2019.doc65.5 КБ
Office presentation icon презентация1.32 МБ

Предварительный просмотр:

Сообщение на РМО учителей химии

Тема: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ  ДЕЙСТВИЙ (УУД)

 У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ

28 марта 2019 г. 

«Нужно, чтобы дети, по возможности,

учились самостоятельно,

 а учитель руководил этим самостоятельным процессом

и давал для него материал»

 К.Д. Ушинский

СЛАЙД 1: В современных условиях развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через  формирование  универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса.

СЛАЙД 2-3: Напомню, что под универсальными учебными действиями (УУД) понимают обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях. Это те самые способы деятельности, которые формируются и в отдельном учебном предмете, и всей их совокупностью.

УУД модно сгруппировать в четыре основных блока:

Познавательные - включающие действия поиска, отбора, исследования и структурирования нужной информации, а также моделирование изучаемого содержания.

Личностные - позволяют сделать учение более осмысленным, связывая его  с реальными жизненными целями и ситуациями.

Регулятивные - обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью путем  постановки целей, контроля, коррекции своих действий, а также оценки успешности усвоения изучаемого материала.

Коммуникативные - обеспечивают возможности сотрудничества: умение согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, четко  выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и сотрудничать как с учителем, так и друг с другом.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.

СЛАЙД 4: Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в воспитание и развитие обучающихся; она призвана вооружить  школьников основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего  совершенствования химических знаний, а также способствовать развитию безопасного поведения в окружающей среде  и  бережного к ней отношения.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ученика и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.

Более подробно остановлюсь на познавательных УУД.

СЛАЙД 5: Функции познавательных УУД 

Познавательные УУД обеспечивают обучающимся  организацию своей учебной деятельности через:

- целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно;

- планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

- составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекцию — внесение необходимых  дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

- оценку — выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

- саморегуляцию - способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

СЛАЙД 6: В блоке познавательных универсальных действий выделяют:

- общеучебные действия, включая знаково-символические;

- логические

- действия постановки и решения проблем.

1.  Общеучебные действия (+ знаково-символические)

В число общеучебных действий входят:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- знаково-символические действия, включая моделирование;

- умение структурировать знания;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

- определение основной и второстепенной  информации;

- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста. Так,  при изучении нового материала учащиеся самостоятельно изучают материал по тексту параграфа или с помощью информационных листов и выполняют  письменно задание: составить план ответа, подтвердив каждый пункт плана соответствующим тезисом. Результат работы записать в таблицу:

План ответа

Тезисы

1.                                                               

                                                               

2.

 

3.

2. Наряду с общеучебными также выделяют универсальные логические действия:

-  анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;

- выбор оснований и критериев для сравнения,  классификации объектов;

- подведение под понятия, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений, доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Особое значение среди многих учебных умений имеют следующие: умение проводить анализ и синтез, умение осуществлять сравнение; умение обобщать изученное; умение классифицировать объекты. Все эти умения необходимы для формирования знаний не только по химии, но и по другим предметам. Однако для понимания химии они особенно важны.

Анализ и синтез – это две стороны единого мыслительного процесса: анализ – мысленное расчленение объекта на характерные части; синтез – мысленное соединение составных частей или сторон (свойств) изучаемого объекта в единое целое.

 Сравнение – важнейшая операция сознательного усвоения знаний, оказывающая сильное влияние на формирование познавательных способностей, таких качеств ума, как наблюдательность, критичность, целеустремленность. В процессе обучения химии прием сравнения используют очень часто. Уже на первых уроках школьники сравнивают физические и химические явления, что приводит к пониманию общих черт и различий. Сравнение состава веществ постепенно подводит к пониманию необходимости их классификации. Пониманию сущности периодического закона Д.И. Менделеева служит сравнение изменяющихся (при постоянном возрастании масс атомов) свойств простых веществ и их соединений. Большое число примеров показывает, что без умения сравнивать эффективное изучение химии невозможно. При этом важно знать, что:

 сравнивать можно только однородные объекты;

 необходимо правильно выбирать основу сравнения;

 общее между сравниваемыми объектами можно устанавливать только тогда, когда между ними существуют и различия и, наоборот, определять различия можно лишь при наличии сходства.

Сравнение делает процесс изучения нового материала более доступным, живым, наглядным. Сравнение помогает представить и понять предметы и явления, выходящие за рамки жизненного опыта и недоступные воображению. Сравнение становится своего рода мостом между неизвестным и известным. Сравнение помогает углублять и уточнять изучаемый материал, «открывать в нем новые признаки».

При изучении химии важное место занимает обобщение – логический процесс перехода от единичного, менее общего, к более общему знанию, например, от характеристики свойств одного конкретного вещества к общей характеристике свойств класса веществ, к которому принадлежит данное вещество. Умение классифицировать также является одним из важнейших при изучении химии методов. Классификация - самый древний и самый простой научный метод. Он служит предпосылкой всех типов теоретических конструкций, включающих сложную процедуру установления причинно-следственных отношений, которые связывают классифицируемые объекты. Определить некий класс объектов (например, кислоту) - значит установить те существенные характеристики (состав, свойства), которые являются общими для всех составляющих этот класс элементов. При проведении классификации используются почти все мыслительные операции, и особенно анализ, синтез, сравнение и обобщение, т.к. от них зависит выделение общих признаков объектов, включение отдельных групп объектов в общий класс, расчленение общего на частное, лаконичная и предельно четкая формулировка названия групп.

3. Действия постановки и решения проблем включают формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Этому способствуют краткосрочные тематические проекты.

СЛАЙД 7: Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

– «Найди отличия» (можно задать их количество);
– «На что похоже?»
– Поиск лишнего
– «Лабиринты»
– Упорядочивание
– «Цепочки»
– Хитроумные решения
– Составление схем-опор
– Работа с разного вида таблицами
– Составление и распознавание диаграмм
– Работа со словарями, справочниками

Результатом формирования познавательных УУД будут являться умения:

- произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;

- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

- учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов;

- уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;

- уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;

- уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;

- уметь устанавливать причинно-следственные связи;

- уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- уметь устанавливать аналогии;

- владеть общим приемом решения учебных задач;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины);

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

- уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.

СЛАЙД 8: Исходя из сказанного, можно сделать вывод: различие состоит в деятельности на уроке как учителя, так и ученика, причем ученик на уроке становится главным. Здесь уместно вспомнить слова Уильяма Уорда «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Великий учитель вдохновляет». 

Каждый учитель - творец своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, дает нам почву для новых идей и новых творческих изюминок.  

СЛАЙД 9: Желаю успеха!

Общая характеристика ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД

Познавательные УУД

Составляющие

1. Общеучебные  универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- умение структурировать знания;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов  деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

+ Знаково - символические

действия

- моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково -

символическая);

- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

2. Логические универсальные

действия

- анализ объектов с целью выделения  признаков (существенных, несущественных);

- синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

3. Постановка и

решение проблемы

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УУД) НА УРОКАХ ХИМИИ Выполнила: учитель химии Жидкова Христина Валерьевна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №16 г. Павлово

Слайд 2

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ВИДЫ УУД (Асмолов А.Г.)

Слайд 4

«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал». К.Д. Ушинский

Слайд 5

Познавательные УУД обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности через: целеполагание планирование составление плана и последовательности действий прогнозирование контроль коррекцию оценку саморегуляцию

Слайд 6

В блоке познавательных УУД выделяют: общеучебные действия, включая знаково-символические логические действия постановки и решения проблем

Слайд 7

Виды заданий для диагностики сформированности познавательных УУД – «Найди отличия» (можно задать их количество) – «На что похоже?» – Поиск лишнего – «Лабиринты» – Упорядочивание – «Цепочки» – Хитроумные решения – Составление схем-опор – Работа с разного вида таблицами – Составление и распознавание диаграмм – Работа со словарями, справочниками и т.д.

Слайд 8

Задание «Узнай меня» Из представленного перечня выбрать отдельно формулы простых и сложных веществ: Fe, H 2 O , CO 2 , H 2 , Al, CaC 2 , NaCl, N 2 , MgO, Zn, SO 2 , H 2 SO 4 , O 2 , PH 3 .

Слайд 9

Задание «Поиск лишнего» В каждой строчке вычеркнуть формулу вещества, принадлежащего не тому классу, к которому относятся два других. Объясните, почему? а) CaO, CuO, SO 2 ; б) HNO 3, H 2 S, H 2 O; в) Na 2 SO 4 , H 2 SO 4 , BaCl 2 ; г) NaOH, Al(OH) 3 , Al(NO 3 ) 3 .

Слайд 10

Задание «Найти отличия» Чем отличаются данные кислоты? HNO3 HNO2 H2SiO3

Слайд 11

Задание «Лабиринт»

Слайд 12

Задание «Осуществите превращения»

Слайд 13

Составление схем-опор

Слайд 14

Хитроумные решения Восьмиклассник Коля зашёл в магазин и попросил продавщицу дать ему 1 моль поваренной соли,что ответила продавщица?

Слайд 15

Заполнить таблицу

Слайд 16

«Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Великий учитель вдохновляет». Уильям Уорд

Слайд 17

Желаю успеха!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная мотивация (слайды к выступлению на заседании городского МО учителей химии)

Данная презентация является иллюстративным материалом к выступлению на заседании городского методического объединения учителей химии учителя химии и информатики высшей квалификационной категории таташ...

Справка о выступлении на РМО учителей биологии-химии по теме «Исследовательско-проектная деятельность на уроках химии»

Справка о выступлении на РМО учителей биологии-химии по теме «Исследовательско-проектная деятельность на уроках химии»...

Презентация выступления на ГМО учителей химии по теме "Важнейшие аспекты современного урока"

Данный вопрос не вызывает сомнений, мы находимся в формате – ФГОС. Надо быть готовыми к изменениям. Это уход от традиционного конспекта урока к разработке технологической карты, которая включает...

Текст выступления на августовском заседании РМО учителей химии и биологии: «Профессиональный стандарт учителя как основа реализации ФГОС»

Текст выступления на августовском заседании РМО учителей химии и биологии: «Профессиональный стандарт учителя как основа реализации ФГОС»...

Выступление на РПО учителей химии и биологии

ЭОРы на уроках химии и биологии...

Выступление на педагогическом совете учителя химии и биологии ЧОУ «Христианская гимназия» Ким Елены Владимировны на тему «Обучение детей с разными каналами восприятия информации химии и биологии»

Химия и биология предметы не простые, они требуют изучения большого количества учебного материала, запоминания терминов, определений, законов, правил и не каждому ученику такая работа по плечу. ...