ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ «Д.И. МЕНДЕЛЕЕВ И А.А. БЛОК»
методическая разработка по химии

Солтанова Виктория Казбековна

Научно-поэтическое исследование в фактах, в воспоминаниях и поэтических строках

Цели:

1.Повышение познавательной активности учащихся, воспитание
интереса к научной деятельности Д.И. Менделеева, к химии как к науке,
открывающей законы естествознания.

2.Расширение знаний учащихся о жизни и творчестве А.А. Блока.

3. Интеграция науки и искусства для повышения интереса школьни­ков к обучению, для их эстетического и нравственного развития.

4. Расширение научного, литературного и творческого потенциа­ла, а также воспитание глубоких патриотических чувств современных
школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturno-muzykalnaya_kompozitsiya_1.doc82 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

О сколько нам открытий чудных

 Готовит просвещенья дух,

 И опыт, сын ошибок трудных,

 И гений - парадоксов друг.

А.С. Пушкин

ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

«Д.И. МЕНДЕЛЕЕВ И А.А. БЛОК»

Научно-поэтическое исследование в фактах, в воспоминаниях и поэтических строках

Цели:

1.Повышение познавательной активности учащихся, воспитание
интереса к научной деятельности Д.И. Менделеева, к химии как к науке,
открывающей законы естествознания.

2.Расширение знаний учащихся о жизни и творчестве А.А. Блока.

3. Интеграция науки и искусства для повышения интереса школьников к обучению, для их эстетического и нравственного развития.

4. Расширение научного, литературного и творческого потенциала, а также воспитание глубоких патриотических чувств современных
школьников.

Оборудование. На заднике сцены два увеличенных портрета - Д.И. Менделеева и А.А. Блока. Над ними крупно дан заголовок - «ДВА ВЕЛИКИХ ИМЕНИ». Под ними - даты жизни: «1834-1907» и «1880-1921». Слева и справа - плакаты с высказываниями:

 «Посев научный взойдёт для жатвы народной» - Д.И. Менделеев. 

 «Блоку - верьте. Это настоящий - волею божией - поэт и человек бесстрашной искренности» - М. Горький. 

На сцене - высокие кафедры для выступающих ведущих. В центре небольшой овальный столик, на нём увеличенная фотография Л.Д. Менделеевой и А.А. Блока, букет цветов, листы бумаги, старинное перо и чернильница. К этому столику выходят для чтения стихов или воспоминаний чтецы.

Девиз праздника: «Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости» - А.С. Пушкин.

Действующие лица:

1.        Ведущие референты (девушка и юноша) для сообщений о Д.И. Менделееве - за одной кафедрой. В тексте РМ - референты Менделеева.

  1. Ведущие референты (девушка и юноша) для сообщений об
    А.А. Блоке — за другой кафедрой. В тексте РБ - референты А. Блока.
  1. Чтецы.
  2. Учитель за центральным столиком.

Музыкальное сопровождение: музыка Баха, Бетховена, Шостаковича,

(Раздаются звуки гонга. Звучит торжественная фуга Баха. На авансцену выходит учитель. Музыка умолкает.)

Учитель. Сегодня, мы вспомним и отдадим дань благодарной памяти великого человека, принёсшего славу нашему Отечеству. Сто лет назад в 1907 г. перестало биться сердце Дмитрия Ивановича Менделеева, разностороннего учёного, профессора Петербургского университета, оставившего более 500 печатных трудов, среди которых «Основы химии» - первое стройное изложение неорганической химии.

  1. РМ. Менделеев открыл всемирно известный периодический закон
    химических элементов.
  2. РМ. Автор фундаментальных исследований по химической технологии.

1 РМ. А также по физике, метрологии, воздухоплаванию.

Учитель. И по сельскому хозяйству, и по экономике, и по народному просвещению.

  1. РМ. Менделеев заложил основы теории растворов.
  2. РМ. Он предложил промышленный способ фракционного разделения нефти.

  1. РМ. Изобрёл вид бездымного пороха.
  2. РМ. Пропагандировал использование минеральных удобрений.

Учитель. Менделеев был организатором и первым директором Российской Главной палаты мер и весов.

  1. РМ. А в 1894 г. Дмитрия Ивановича торжественно возвели в степень доктора Оксфордского и Кембриджского университетов.
  2. РМ. В его честь назван 101-й Элемент, открытый группой американских учёных в 1955 году. Это менделевий.

Учитель. Да, наука наук, наука основ жизни - это химия!

  1. РМ. И в звучании этого слова скрыто великое имя - Дмитрий
    Иванович Менделеев.
    (Показывает на портрет Менделеева.)
  2. РМ. Великий русский учёный, наш соотечественник.

Учитель. Сибиряк, уроженец города Тобольска.

(Звучит гонг. Вступают в разговор референты А. А. Блока.)

  1. РБ. Рядом с именем Менделеева очень часто звучит и другое
    имя - Александр Александрович Блок.
  2. РБ. Поэзия романтической мечты, божественной, возвышенной
    любви, трагических и страшных потрясений переломной эпохи - это
    Блок!

1 РБ. Великий русский поэт, чьё имя золотыми буквами вписано в историю русской поэзии.

Учитель. Учёный и поэт... Что могло быть общего у них? Что может связывать эти два знаменитых имени? Может быть, и нет ничего общего?

1 РМ. Первая магистерская диссертация «Удельные объёмы», вторая - «Строение кремнеземистых соединений» - это Менделеев.

1 РБ. Первая книга стихов - «Стихи о Прекрасной Даме», вторая -«Нечаянная радость», затем - «Земля в снегу»... - это Блок! (В центр сцены выходит чтец. Звучит тихая музыка.)

Чтец.        Дышит утро в окошко твоё,

Вдохновенное сердце моё,

Пролетают забытые сны,

Воскресают виденья весны,

И на розовом облаке грёз

В вышине чью-то душу пронёс

Молодой, народившийся бог...

Покидай же тлетворный чертог,

Улетай в бесконечную высь,

За крылатым виденьем гонись,

Утро знает стремленье твоё,

Вдохновенное сердце моё!

Учитель. Учёный и поэт... Два великих имени, столь дорогих для сердца русской нации. Их многое и разделяло, и связывало.. .Что именно — вы узнаете об этом сегодня в нашем совместном научно-поэтическом исследовании в фактах, воспоминаниях и поэтических строках.

1 РБ. Дышит утро, - восклицал Блок...

1 РМ. Утро жизни Менделеева прошло в Тобольске. Его отец, дирек-1 тор гимназии и училищ Тобольской губернии, к рождению сына ослеп!

и вышел на пенсию. Воспитанием детей (а их было 14) занималась Мария Дмитриевна, умная и деловая женщина. До последних дней жизни помнил Менделеев о матери, был благодарен ей. В 1887 г. Дмитрий Иванович посвятил ей свою научную монографию. Это искреннее посвящение читать без душевного трепета невозможно, в каждой строке - горячая любовь и уважение. Оно дошло до нас и - через 120 лет после написания - прозвучит сейчас в этом зале с небольшими сокращениями.

2 РМ (зачитывает). «Это исследование посвящается памяти матери её последним дням... Она воспитала его примером, исправляла любовью и, чтобы отдать науке, вывезла из Сибири, тратя последние средства и силы. Умирая, завещала: избегать латинского обольщения, настаивать в труде, а не на словах, и терпеливо искать божескую или научную правду, ибо понимала... сколь много ещё должно узнать... Заветы матери считаю священными».

1        РБ. Такая же глубокая и почтительная любовь по отношению к матери - Александре Андреевне - была и у Блока. Семейная жизнь его
родителей не сложилась, они разошлись сразу же после рождения сына.
И хотя Блок почти не знал отца, позже он расскажет об этом незаурядном
человеке в поэме «Возмездие». Мама же на всю жизнь осталась для него
самым близким другом. Он не раз повторял: «Мы с мамой — почти одно
и то же». Ей посвятил он прекрасные строки стихов.

Чтец.        Друг, посмотри, как в равнине небесной

Дымные тучки плывут под луной. Видишь, прорезал эфир бестелесный Свет её бледный, бездушный, пустой? Полно смотреть в это звёздное море, Полно стремиться к холодной луне! Мало ли счастья в житейском просторе, Мало ли жару в сердечном огне?

2        РБ. Словно предчувствуя свою раннюю смерть (мама пережила его
на два года), Блок пророчески написал в 1906 г. (за 15 лет до гибели).

(На фоне музыки Шостаковича.)

Чтец.        Сын осеняется крестом,

Сын покидает отчий дом.

В песнях матери оставленной

Золотая радость есть: Только б он пришёл прославленный, Только б радость перенесть!

Вот в доспехе ослепительном,

Слышно, ходит сын во мгле.

Дух свой предал небожителям,

Сердце матери-земле... В сердце матери оставленной

Золотая радость есть: Вот он, сын мой, окровавленный! Только б радость перенесть! Сын не забыл родную мать:

Сын воротился умирать...

 (Музыка  затихает.  .)

Учитель. Где же впервые пересеклись жизненные пути Менделеева и Блока?

1 РБ. В здании Петербургского университета, где в то время были квартиры для профессоров. Дед Блока по материнской линии, Андрей Николаевич Бекетов, учёный-ботаник, был ректором университета, а Менделеев заведовал кафедрой химии.

  1. РМ. Здесь же родилась и дочь Менделеева, Любовь Дмитриевна,
    она была на год младше Саши, и они не раз могли встречаться на прогулках с нянями, но пока, конечно, просто не замечали друг друга.
  2. РБ. В «ректорском доме» на Университетской набережной было уютно. Маленького Сашу обожали все в этой дружной старо дворянской семье высокой духовной культуры. Бабушка Елизавета Григорьевна, писательница и переводчица, мама Блока и её сестра, ставшая впоследствии первым биографом поэта, музицировали, сочиняли, издавали домашние рукописные журналы. В их издании принимал, конечно, и Саша Блок. На ранних фотографиях мы видим изящного дворянского мальчика с гордым лицом и доверчивыми, серьёзными огромными глазами. Было во всём облике его какое-то врождённое благородство, прямота и простодушие, он никогда не умел лгать, жаловаться на других,  хитрить. Во многом от матери унаследовал Блок высокую духовность,
    нравственный максимализм, мятежность и стремление к музыке в романтическом смысле.

Учитель. А как относился к музыке, поэзии и литературе Дмитрий Иванович?

2 РМ. Его сын, Иван Дмитриевич, записал в своих воспоминаниях. (Выходит чтец с книгою в руках, зачитывает выразительно.)

Чтец. «Мне не раз приходилось убеждаться, что отец тонко знал и понимал поэзию...Иногда он вдруг цитировал наизусть целое стихотворение... Все его симпатии были на стороне Ф. Тютчева. Любимое стихотворение – Ф. Тютчева «Молчание», я думаю, с этими строчками:

Как сердцу высказать себя?

Другому  как понять тебя?

Поймёт ли он, чем ты живёшь?

1 РБ. Тайная жизнь души не могла не волновать и поэта Блока.

                       Я вышел в ночь - узнать, понять

Далёкий шорох, близкий ропот,

Несуществующих принять,

                       Поверить в мнимый конский топот.

Дорога, под луной бела,        

Казалось, полнилась шагами.

Там только чья-то тень брела

И опустилась за холмами.

И слушал я - и услыхал:

Среди дрожащих лунных пятен

Далёко, звонко конь скакал,

И лёгкий посвист был понятен.

Но здесь и дальше - ровный звук,

И сердце медленно боролось,

О, как понять, откуда стук,

Откуда будет слышен голос? (Звучит гонг.)

Учитель. И в прошлом веке, как и сейчас, любили различные анкеты. Полезно будет сравнить литературные, исторические и просто житейские склонности и интересы наших героев. Любимые русские писатели Менделеева?

1 РМ. Пушкин, Гоголь.

1. РБ. У Блока - Пушкин, Жуковский.
Учитель. Любимые иностранные писатели?

1.РМ. У Дмитрия Ивановича - Шекспир, Жюль Верн.
2 РБ. У Блока тоже Шекспир - и только Шекспир.

Учитель. Любимый герой в действительной жизни для Менделеева?

1 РМ. Пётр Первый.

1РБ. Для Блока тоже Пётр Первый, но ещё Иван Грозный и Александр Второй.

Учитель. Любимые цветы поэта и учёного?

2 РБ. Роза!

2. РМ. Полевые цветы! Учитель. Любимое качество поэта? 1 РБ. Ум!

Учитель. Учёного? 1 РМ. Правда, труд, прощение!

1. РМ. Вдумайтесь, как благороден этот ответ! В нём философия истинно мудрого человека.

Учитель. Любимое место, где любил жить Менделеев?

1РМ. Боблово.

1.РБ. Шахматове!

Учитель. Не зря два этих слова рядом! Две усадьбы в Подмоско-] вье — это места, которые тесно связали, объединили семьи Бекетовых | и Менделеевых, два дома находились по соседству. Вот что вспоминает | Александр Блок:

Чтец (зачитывает). «Дмитрий Иванович играл большую роль в нашей семье. И дед, и бабушка мои были с ним дружны. Менделеев и дед \ мой вскоре после освобождения крестьян съездили в Московскую губернию и купили в Клинском уезде два имения по соседству: менделеевское Боблово лежит в семи верстах от Шахматова. В юности я стал \ бывать там часто».

1 РБ. На всё лето Бекетовы вместе с Сашей уезжали в своё Шахматово. Этот клочок земли Блок всю жизнь любил нежно и пристрастно. Любил дом на холме под раскидистым тополем, зеленеющий на горизонте ] лес и широкие просторы, открывающиеся с холма: бедные крестьянские! избы, излучины медленной речки...Шахматово осталось в душе поэта] вечным символом России и вечной живой любовью.

(Чтец читает на фоне «Лунной сонаты» Бетховена.)

Чтец.        Огромный тополь серебристый

Склонял над домом свой шатёр,

Стеной шиповника душистой

Встречал въезжающего двор...

И дверь звенящая балкона

 Открылась в липы и в сирень,

И в синий купол небосклона,

И в лень окрестных деревень...

Белеет церковь над рекою,

За ней опять - леса, поля...

И всей весенней красотою

Сияет русская земля...

1 РМ. Ну а Менделеев покупает имение, имея в виду ещё одну цель - научную, чтобы доказать, что в России можно вести хозяйство [ с помощью «улучшений» и получать прибыль. Ему предрекали неуспех, но через 5 лет учёному удалось удвоить урожайность земли! На его «опытных» полях проходили практику студенты Петровской сельхозакадемии, приезжали сюда такие учёные, как Тимирязев, Докучаев, Сеченов.

(Звучит музыка)

1 РБ. Здесь, в Боблово, 17-летний Александр Блок влюбился в юную Любу Менделееву, дочь Дмитрия Ивановича. Молодёжь увлекалась \

театром, а в то лето (1898 г.) решили поставить шекспировского «Гамлета». Блок играл, конечно, печального принца, она — Офелию, Перед спектаклем очень волновались. Много лет спустя Любовь Дмитриевна вспоминала.

Чтица (зачитывает). «Мы были уже в костюмах Гамлета и Офелии, в гриме. Я чувствовала себя смелее. Венок, сноп полевых цветов, распущенный напоказ всем плащ золотых волос, падающий ниже колен.. .Блок в чёрном берете, колете, со шпагой. Мы сидели за кулисами в полутайне, пока готовили сцену. Блок.. .сидел у моих ног, потому что табурет мой стоял выше. Мы говорили о чём-то более личном, чем всегда, а главное: я смотрела в глаза, мы были вместе, мы были ближе, чем слова разговора. . .в стране чёрных плащей, шпаг и беретов, в стране безумной Офелии, склонённой над потоком, где ей суждено погибнуть».

2 РБ. Гамлет и Офелия - вот они на старых фотографиях. (На экране высвечивается слайд.)

Поэтесса Павлович пишет: «У обоих удивительные лица. Никогда, ни в одном девичьем лице, не видела я такого выражения невинности, какое было у неё. Это полудетское, чуть скуластое, некрасивое по чертам лицо было прекрасно. А у него лицо человека, увидевшего небесное виденье».

Чтец.        Приближается звук. И, покорна щемящему звуку,

Молодеет душа.

И во сне прижимаю к губам твою прежнюю руку, не дыша.

Снится - снова я мальчик, и снова любовник,

И овраг, и бурьян,

И в бурьяне - колючий шиповник,

 И вечерний туман.

Сквозь цветы, и листы, и колючие ветки, я знаю,

Старый дом глянет в сердце моё,

Глянет небо опять, розовея от краю до краю,

 И окошко твоё.

1 РБ. С этого лета Блок записывает строки, давшие начало знаменитому циклу «Стихов о Прекрасной Даме» - океану любовных гимнов, обращенных к дочери Менделеева, молитвенное поклонение любимой. Она сон, она святая, Величавая, Небесная, Вечная Женственность и в то же время Милая. Она существует в ином, высшем, нездешнем мире, то есть нетленна и бестелесна, но должна спуститься, «снизойти» на землю, и тогда жизнь обновится, станет счастливой и идеальной.

Чтец.        Вхожу я в тёмные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцании красных лампад.

В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

                            А в лицо мне глядит, озарённый,

Только образ, лишь сон о Ней.

О, я привык к этим ризам

Величавой Вечной Жены!

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны.

О, Святая, как ласковы свечи,

Как отрадны Твои черты!

                          Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая - Ты!

Учитель. В ноябре 1902 г. произошло решительное объяснение. Любовь Дмитриевна пишет жениху:

1        РМ. «Милый, дорогой, не знаю, как и начать рассказывать. Папа
согласен на свадьбу летом! Он откладывал только, чтобы убедиться,
прочно ли всё это, не поссоримся ли мы.. .Папа спросил, на что ты думаешь жить.. .он может мне давать в год 600 рублей. Теперь он только
хочет поговорить с твоей мамой о подробностях, узнать, что они думают. ..» Дмитрия Ивановича, конечно, беспокоила судьба дочери, как
и всякого любящего отца!

1РБ. Свадьба была сыграна в августе 1903 г. .с венчанием в церкви, обсыпанием молодожёнов хмелем, с певчими и подаренными гусями. Жених и невеста всем казались Царевичем и Царевною, которые вышли прямо из русских сказок.

2        РМ. Вспоминает племянница Менделеева: «Дмитрий Иванович во
фраке, лентах и звездах, со своими длинными седыми волосами и бородой имел то размягчённое и нежное выражение лица, которое так шло к нему и выдавало наружу его любовь к детям...»

Учитель. Вы спросите, а как относился к знаменитому учёному Блок? Он сам ответил на этот вопрос с присущей ему прозорливостью. Вот письмо его к Любе 15 мая 1903 г.. И каждая строка дышит огромным уважением!

, Чтец. «Твой папа вот какой: он давно всё знает, что бывает на свете. Во всё проник. Не укрывается от него ничего. Его знание самое полное. Оно происходит от гениальности, у простых людей такого не бывает... При нём вовсе не страшно, но всегда не спокойно.. .То, что другие говорят, ему почти всегда скучно, потому что он всё знает лучше всех...».

1 РБ. Да, поэт действительно понял гениальность Менделеева и сообщает об этом просто, искренне. Породнились два великих русских человека, оказавшись тесно связанными и в семье и в истории России. Обоих к тому же сближало и глубоко патриотическое чувство к Роди-

не. Блоку Россия дорога не только как мать, но и как невеста, жена. Он обручился с ней на доброе, и на злое, и на жизнь, и на смерть. Такой любви можно только позавидовать!

(На фоне музыки. Звучит сонатина Бетховена.)

Чтец.        Опять, как в годы золотые,

Три стёртых треплются шлеи,

И вязнут спицы расписные.  

В расхлябанные колеи...

 Россия, нищая Россия,

 Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые-

Как слёзы первые любви!

 Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу...

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет,

Не пропадёшь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты...

Ну, что ж? Одной заботой боле

-Одной слезой река шумней,

А ты всё та же - лес да поле,

 Да плат узорный до бровей...

2 РМ. Всем широко известны и слова Дмитрия Ивановича Менделеева: «Я люблю свою страну, как мать, а науку, как дух...» Подводя итог сделанному за долгую жизнь, великий учёный-энциклопедист пишет о своих трёх «службах Родине»: «Первая - служба моя научная... Периодический закон, исследование газов, понимание растворов как диссоциации и «Основы химии». Тут всё моё богатство. Плоды моих трудов - в научной известности, составляющей гордость - не одну мою личную, но и общую, русскую...

  1. РМ. Вторая служба - просвещение, преподавательство в течение
    35 лет. «Из тысяч моих учеников, - с гордостью отмечает Менделеев, -
    много теперь повсюду видных деятелей, профессоров.. .и, встречая их,
    всегда слышал, что доброе в них семя полагал, а не простую отбывал
    повинность».
  2. РМ. Третьей своей службой, которой гордился он не менее дру
    гих, была промышленность. Происхождение нефти, бездымный порох,
    кораблестроение, воздухоплавание, освоение Арктики, металлургия,
    строительство железных дорог, электрификация - поистине интересы
    зго были безграничны.

Учитель. А как Менделеев относился к своему зятю, понимал ли его?

Спасибо тем, кто подготовил это исследование, спасибо слушателям. (Аккорды торжественной симфонии Шостаковича заключают мероприятие.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция «Всё в облике одном предчувствую Тебя…» (образ Прекрасной Дамы в творчестве А.А. Блока)

Эволюция образа  лирической героини в творчестве А. Блока. Путь от Прекрасной Дамы до Катьки. Женщина-Мечта, Вечная Жена и земная женщина....

«В моей душе лежит сокровище…» Литературно-музыкальная композиция с элементами театрализации, посвященная жизни и творчеству Александра Блока.

Литературно-музыкальная композиция с элементами театрализации, посвященная жизни и творчеству Александра Блока, предназначена для старших классов.  Через знакомство с интересными фактами биографи...

Методическая разработка «Сорок черный год» (литературно-музыкальная историческая композиция)

История России показывает, что двигателем общественных сил в тяжелые для государства времена становится патриотизм к Родине, своему народу, к лучшим национальным традициям, что воплощалось в стремлени...

Литературно-музыкальная композиция " Свет рождества" для музыкально-драматического кружка "АМПЛУА"

Таня: Рождество - праздник этот самый длинныйОн веселый и старинный,Наши предки, пили, ели,Веселились две недели.Наряжались и шутили,Праздник ждали и любилиТак давайте же у насВстретим мы его сейчас!Н...

8 февраля 2022 года. Интегрированный открытый урок по литературе и химии «Два великих имени: Д.И. Менделеев и А. А. Блок». Отделение "Автозаводская" ГБПОУ МТК. Провела открытый урок преподаватель русского языка и литературы Моисеева Т.А.

8 февраля 1834 года родился великий русский ученый Д. И. Менделеев. Казалось бы, этот урок  должен был быть посвящен ему и его научной деятельности, но у нас необычное занятие, из которого ...