Методические указания для студентов 2 курса, специальность "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений"
методическая разработка по математике

Гегис Викентий Антонович

Материал призван научить студентов вычислять площади квартир, окон, различных планировочных и объемных коэффициентов, использовать ранее полученные знания по геометрии, установить и показать наглядно связь математики со специальными дисциплинами, например, «Архитектура зданий».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_ukazaniya_po_matematike_2_kurs.docx89.69 КБ

Предварительный просмотр:

СПБ ГБПОУ  «АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДОЙ,

ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА И ПЕЧАТИ»

Методические указания по выполнению различных видов практических работ по математике.

студентам 2 курса

Составил преподаватель Гегис В.А.

2022 год


Практическое занятие №1 по теме : «Вычисление площади квартир»

Дидактическая цель: научить студентов вычислять площади квартир, окон, различных планировочных и объемных коэффициентов, использование ранее полученных знаний по геометрии, установить и показать наглядно связь математики со специальными дисциплинами, например, «Архитектура зданий»

Воспитательная цель: выработать у студентов стремление к глубокому усвоению полученных знаний, обучение рациональным приемам труда и уменее самостоятельно работать.

Обеспечение занятия:

1. Таблица: «Вычисление площадей различных геометрических фигур на плоскости»

2. Карточки-задания для выполнения индивидуальных работ по 30 вариантам.

3. Таблица с ответами для преподавателя.

4. Микрокалькулятор.

План занятия:

1. Повторение формул вычисления площадей        .

2. Раздача индивидуальных карточек. Алгоритм решения задачи.

3. Объяснение преподавателя.

4. Оценка работ студентов.

5. Подведение итогов.

2.Алгоритм решения задачи:

1. Перечертить план квартиры в тетрадь, измеряя линейкой длины стен.

План вартиры вычерчивать в масштабе 1:100 (в 1 см – 1 м )

2. Записать размеры помещений и комнат, соблюдая масштаб 1:100.

3. Вычислить площадь каждой комнаты и подсобных помещений отдельно: A=a*b.

4. Вычислить полезную площадь:

Aпол=A1 +A2 +A3 +…

Площадь подсобных помещений:

Ап.п= Ак +Ав +Ат +Акл+ Апр +Акор.

Общую площадь:

Аобщ=Апол + Ап.п.

5. Вычислить планировочный коэффицент:

К ==.

6. Выбрать размеры окна или окон в комнате и кухне, определить площадь каждого окна:

1,5*1,2= 1,80

1,5*1,5=2,25

1,5*1,8=2,70

1,5*2,1=3,15

7. Вычислить коэффициент остекленности для каждой комнаты и кухни отдельно:

К=Аокна/ Акомнаты

3. Объяснение преподавателя.

1) Дан план квартиры. Измерим линейкой размеры комнат и подсобных помещений и перенесем их в тетрадь с масштабом 1 см= 1 м.

2) Запишем размеры комнат и подсобных помещений в тетрадь:

- 1 комната  a= 3,2 м; b= 2,3 м.

- 2 комната  a= 3,6 м; b= 2,4 м.

- 3 комната  a= 5,0 м; b= 3,2 м.

- кухня  a= 3,2 м; b= 2,8 м.

- ванная  a= 1,1 м; b= 1,5 м.

- туалет  a= 0,7 м; b= 1,5 м.

- кладовая  a= 0,5 м; b= 2,4 м.

- прихожая  a= 1,8 м; b= 3,9 м.

- коридор  a= 0,9 м; b= 2,4 м.

3) Вычислим площади отдельно каждой комнаты и подсобного помещения.

А1= 3,2*2,6=8,32 м2

А2= 3,6*2,4=8,64 м2

А3= 5,0*3,2=16,0 м2 

Ак= 3,2*2,8=8,89 м2

Ав= 1,1*1,5=1,65 м2

Ат= 0,7*1,5=1,05 м2

Ак= 0,5*2,4=1,2 м2

Апр= 1,8*3,9=7,02 м2

Акор= 0,9*2,4=2,16 м2

4) Вычислить полезную площадь, площадь подсобных помещений и общую площадь квартиры.

Апол= 8,32+ 8,64+ 16,0=32,96 м2

Апод.пом= 8,96+ 1,65+ 1,05+ 1,2+ 7,02+ 2,16=22,04 м2

Аобщ= 32,96+ 22,04=55 м2

5) Вычислим коэффициент планировочный.

К= 32,96/55= 0,599= 0,6

6) Для кухни и комнат выбирают окна с площадью 1,5*1,5=2,25 м2

7) Вычислим коэффициент остекленности.

Кост.кухни= 2,25/8,96=0,25.

Кост. 1 ком=2,25/8,32=0,27.

Кост. 2 ком=2,25/8,64=0,26.

Кост. 3 ком=2,25/16,00=0,14.

4. Оценка работ студентов. Подведение итогов

Вопросы к учащимся к пункту №5:

1. Какое значение может принимать К?

2. Обсудить различные значения К и что означает для арендатора, квартиросъемщика

и для….

Вопросы к учащимся по пункту №7:

1. Какие значения может принимать коэффициент остекленности К?

2. Какой коэффициент остекленности:

К1= 1/1,5 до 1/8

К2= 0,5 (холодная).

К3= 0,1 (темная, почему?).

Обсудить этот вопрос с преподавателем. Подвести итоги занятия.

 

Практическое занятие № 2

По теме «Определение площади поверхности стен, периметра

и объёма здания»

Дидактическая цель: научить студентов вычислять объёмы, площади и периметр зданий на примере материалов по дисциплине «Конструкции зданий и сооружений», используя ранее приобретенные знания из курса геометрии.

Воспитательная цель: обучение студентов рациональным приёмам труда и умению самостоятельно работать.

Обеспечение занятия:

  1. Карточки задания для индивидуальной работы.
  2. Таблица с ответами для преподавателя.
  3. Микрокалькуляторы.

План занятия:

  1. Повторение формул для вычисления периметра и объёма фигур.
  2. Раздача индивидуальных карточек.
  3. Составления алгоритма решения, объяснение преподавателя.
  4. Самостоятельная работа.
  5. Оценка работы студентов.
  6. Подведение итогов.

Задание к карточкам:

  1. Определить площадь поверхности стен.
  2. Определить периметр здания.
  3. Найти объём здания (кубатуру). Объём помещений и объём стен здания.
  4. Общую площадь здания.
  5. Вычислить относительный периметр здания.

Для кирпичных стен t=380 мм, 510 мм, 640 мм, 770мм; a=120 мм.

Для панельного здания t=270 мм, 320мм, 300 мм, 350 мм, 400 мм; a=90 и 70 мм.

Для здания из крупных блоков t= 500 мм, 600 мм; a= 150 и 200 мм.

Алгоритм:

План:

  1. Перечертить план здания с карточки с пометками и размерами.
  2. Размеры даны осевые, а поэтому необходимы найти:

       

       ;

       

       

       

  1. Вычислить площадь поверхности стен, учитывая, что

     

  1. Периметр здания
  2. Вычислить:

  1. Вычислить общую площадь здания

Студентам раздаются карточки индивидуальные (16 вариантов) и они выполняют задание самостоятельно (если возникают вопросы, консультируются у преподавателя). После выполнения задания студенты сдают и защищают свою работу. Прилагаются 30 вариантов заданий.

Разберём решение одного задания.

Пусть здание имеет стены из кирпича:

Решение:

Подсчитаем наружную длину здания:

Найдём внутреннюю и наружную ширину здания:

Найдём периметр наружних стен:

Вычислим площадь поверхности стен:

Вычислим объём здания:

Подсчитаем объём внутреннего помещения:

Найдём объём стен здания:

Вычислим общую площадь помещений зданий:

Практическое занятие №3 по теме: «Определение объема бетона фундамента стаканного типа и определение давления, возникающего на подошву фундамента»

Дидактическая цель: Научить студентов вычислять объемы фундамента стаканного типа и определить давление возникающее на подошву фундамента, используя знания из курса геометрии.Организовать ситуацию творческой работы в группе или бригаде.

Воспитательная цель: Воспитание групповой ответственности, создание атмосферы коллективного поиска, отработка практических умений, развитие пространственных представлений аналитического мышления.

Обеспечение занятия:

1. Задания в таблице на экране компьютера.

2. Таблица с ответами для преподавателя.

3. Калькулятор.

План занятия:

1. Разъяснение преподавателя и разбор решения одного варианта задачи с демонстрацией решения на экране или доске.

2. Разбить группу на бригады по 5-6 человек с выбором бригадира и раздать задания.

3. Самостоятельная работа в бригаде.

4. Отчеты студентов.

5. Подведение итогов.

Задача №1

Определить объем бетона, необходимого для изготовления фундамента стаканного типа по серии 1.412.1-6, если известны все размеры.

Дано:

Нф= 4,2м; a1= 3,0 м; a2= 2,4 м; an=1,2 м;

b1= 2,4м; b2= 1,8 м; bn= 1,2 м; c1= 0,65 м; c2= 0,60 м;

h1=h2= 0,3 м; hk= 0,9 м. hk= 0,9 м.

Решение:

Vф= ( b1* a1+ b2* a2 )*0,3+( Нф-0,6 )* an* bn- hk/3*( Аноснвосн+ ),

где b1* a1 – площадь подошвы фундамента нижней ступени основания;

b1* a1*0,3 – объем прямоугольного парллелепипеда нижней ступени основания;

b1* a1*( Нф-0,3*2 )- hk/3*( Аноснвосн+ ) – объем бетона и стакана под колонну.

Здесь из объема прямоугольного параллелепипеда вычли объем выемки, которая имеет форму усеченной пирамиды с квадратным основание. Площади основания соответственно равны С2н иС2в. Тогда общий вид формулы:

Vф= ( b1* a1+ b2* a2 )*0,3+( Нф-0,6 )* an* bn- hk/3*( Аноснвосн+ )

Для получения ответа подставим наши данные в формулу:

Vф= ( 7,2+4,34)*0,3+5,184-0,317*( 0,36+0,423+0,62 )= 3,456+5,184-0,446=8,640-0,446= 8,194м3

Задача№2.

На основании данных, полученных при решении задачи №1( Vф ). Определить давление, возникающее на подошву фундамента, передающегося на грунтовое основание, если плотность железобетона Y= 2500 кг/м3.

Rф= ( Vф*2500 )/ ( b1* a1 )= 0,1 кг/см3.           Rф < Rгр .

Если известны величины расчетного давления на грунт основания Rгр , можно определить нагрузку, которую воспринимает от здания и передает на фундамент колонны Nк:

Nк <= Rгр* b1* a1 - Rф*b1* a1.                 h1=h2= 0,3 м

Марка фундамента

Геометрический размер, м

Нк,

мм

Сн,

мм

Св,

мм

Нф,

мм

a1

a2

a3

an

b1

b2

b3

bn

1

Ф 1.1.1.

1,5

0,9

1,5

0,9

800

400

450

1,8

2

Ф 4.1.1.

2,1

0,9

1,8

0,9

800

400

450

2,1

3

Ф 2.1.2.

1,8

1,2

1,5

0,9

800

500

450х550

2,4

4

Ф 5.1.2

2,4

1,2

1,8

0,9

900

400х500

450х550

2,7

5

Ф 6.1.5.

2,7  

1,5

2,1

1,2

900

600х600

650х650

3,0

6

Ф 4.2.1.

2,1

1,5

0,9

1,8

0,9

0,9

900

500х600

550х650

2,7

7

Ф 8.2.1.

3,3

2,4

0,9

2,7

1,5

0,9

900

400

450

3,0

8

Ф 9.2.3.

3,6

2,7

1,5

3,0

2,1

0,9

900

600

450х650

3,6

9

Ф 10.2.4.

3,9

2,7

1,2

3,3

2,1

1,2

900

400х600

450х650

4,2

10

Ф 8.2.8.

3,3

2,7

2,7

3,3

2,7

1,2

1300

2000х600

2050х650

11

Фт 6.2.9.

2,7

1,8

0,9

2,1

2,1

2,1

1300

1500х600

1550х650

3,6

12

Фт 7.2.12.

3,0

2,4

1,8

2,4

2,1

2,1

1300

1500х600

1550х650

3,6

13

Ф 6.3.1.

2,7

2,1

1,5

0,9

2,1

1,5

1,5

0,9

1050

600х600

650х650

3,0

14

Ф 13.3.2.

4,8

3,6

2,4

1,2

4,2

3,0

1,8

0,9

1050

400х500

450х550

4,2

15

Ф 10.3.5.

3,9

3,0

2,1

1,5

3,3

2,4

1,8

1,2

1050

500х900

550х950

4,2

16

Фт 9.3.11

3,6

3,0

2,4

1,5

3,0

2,1

2,1

2,1

1300

2000х600

2050х650

4,2

Практическое занятие №4 по теме: «Определение объема грунта, вынутого из котлована и объем обратной засыпки»

Дидактическая цель: научиться вычислять объемы вынутого из котлована грунта и объема обратной засыпки после бетонирования фундамента на примере материалов по дисциплине «Проектирование архитектурных конструкций», используя ранее приобретенные знания из курса геометрии.

Обеспечение занятия:

1. Задание в таблице на карточке.

2. Компьютер.

3. Калькулятор.

Задание:

1. Определить объем грунта, вынутого из котлована, если котлован имеет следующие параметры:

L0= 36,0 м; l= 12,0 м; h= 2,5 м; n= 10; B*h1= 2,0 м * 2,0 м; a=0,7 м; с*с1= 0,3 м * 0,4 м.

2. Вычислить объем обратной засыпки после бетонирования фундамента.

Решение:

1. Определить площадь котлована на уровне подошвы фундамента. Полная длинна котлована: Lн=( n-1 ) * l + 2 * 5,0 =( 10-1 ) * 12.0 + 2 * 5,0 = 118 м. Полная длина находится с учетом двух откосов: Dн= L0 + 2 * 5,0 = 36 + 10 =46 м.

Площадь подошвы котлована: q= 118 * 46= 5428 м2.

2. Определить площадь котлована на уровне планировочной отметки земли (NL). Полная длинна находится с учетом двух откосов: Lв= 118 + 2 * ( 2 * 2,5 ) = 128 м.

Полная ширина находится также с учетом двух откосов: Dв= 46 + 2 * ( 2 * 2,5 ) = 56 м.

Площадь на уровне NL: Q= 128 * 56 = 7168 м2;

Объем вынутого грунта: V1=  * h * ( Q + q +  ) ;

V1=  * 2,5 * ( 7168 + 5428 +  ) = 15 695 м3

После того как мы вынули весь грунт, необходимо забетонировать фундаменты под колонны. Объем фундамента равен V2= ( b * h1 ) * a + c * c1 * (h – a) * n * 2 = ( 2 *  2 ) * 0,7 + 0,3 * 0,4 * ( 0,2 – 0,7 ) * 10 * 2 =60,32 м3

Работа нулевого цикла завершается производством работ по засыпке грунтом котлована, в котором выполнялись все работы, связанные с устройством фундаментов и производством инженерных сетей.

Объем грунта для обратной засыпки V3= V1 – V2; V3= 15694,68 – 60,32 = 15634,36 м3.

Вывод: объем вынутого грунта из котлована равен 15 695 м2 , а объем грунта для обратной засыпки равен 15634 м3.

     №

Число осей, n

 Размеры в м.

h

l

L

B*h1

Высота степ., a

C*C

1

8

2,0

6,0

24,0

1,0*2,0

0,5

0,3*0,3

2

10

2,5

12,0

36,0

2,0*2,0

0,7

0,3*0,4

3

12

3,0

24,0

60

2,0*3,0

0,8

0,4*0,4

4

14

3,5

18,0

72

3,0*3,0

1,0

0,4*0,5

5

18

4,0

12,0

100

4,0*3,0

1,2

0,5*0,5

6

20

4,5

18,0

120

4,0*4,0

1,4

0,6*0,6

Практическое занятие № 5

Тема: Нахождение вероятностных и статических характеристик.

Дидактическая цель: Научить студентов находить характеристики математической статистики строить гистограммы и полигон частот.

Воспитательная цель: Воспитание групповой ответственности, создание атмосферы коллективного поиска, отработка практических умений, развитие пространственных представлений, аналитического мышления.

Обеспечение занятия:

1. Задание в таблице.

2. Таблица с ответами для преподавателя.

3. Калькулятор.

План занятия:

1. Разъяснение преподавателя и разбор решения одного варианта задачи с демонстрацией решения на экране или доске.

2. Разбить группу на бригады по 5-6 человек с выбором бригадира и раздать задания.

3. Самостоятельная работа в бригаде.

4. Отчеты студентов.

5. Подведение итогов.

Задание №9.

В швейной мастерской надо знать сколько мужских пальто и каких размеров надо сшить. Как это выяснить?

Решения:

Опросить всех слишком долго и дорого. Поэтому делают выборку: опрашивают выборочно несколько десятков и сотен людей. Допустим, что, опросив 50 мужчин, их размеры записали в таблицу:

50

42

48

50

46

48

52

44

50

50

50

50

44

54

44

50

50

46

50

48

42

50

50

54

52

54

54

42

48

52

44

48

50

52

50

54

46

52

52

52

48

48

46

48

52

46

50

50

54

46

     По частотной таблице ( размеры пальто ) посмотрим гистограмму:

Это выборка 50-ти значений ( данных ). Для удобства ее группируют в классы ( по размерам ) и отмечают, сколько значений выборки содержит каждый класс.

Размеры x1

42

44

46

48

50

52

54

Количество мужчин n1

3

4

5

9

15

8

6

n1/n

0,06

0,08

0,1

0,18

0,3

0,16

0,12

Подсчитаем относительные частоты проявления каждого размера:

Размер 42: n1= 3; n= 50; n1/n= 3/50 = 0,06.

Размер 44 n2= 4; n= 50; n2/n= 4/50 = 0,08.

Размах ряда: R= xmax – xmin .

R= 54-42= 12; R= 12.

Мода. Чаще всего встречается 50 размер, т.е. 15 раз.

M0= 50.

Медиану найдем зная варианты, стоящие на 25 и 26 месте т.е 25 и 26 варианты имеют 50 размер.

Ме= 50.

Xср= (42 * 3 + 44 * 4 + 46 * 5 + 48 * 9 + 50 * 15 + 52  * 8 + 54 * 6)/50= (126 + 176 + 230 + 432 + 750 + + 416 + 324)/50= 49,08 ≈ 49; Xср = 49.

                              Числовые значения для задачи

99

93

104

100

105

100

108

112

89

97

112

102

104

108

105

104

98

116

120

100

112

102

116

108

96

102

100

91

96

92

96

102

100

99

107

97

96

108

107

101

101

116

99

90

104

94

100

107

96

103


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по организации, оформлению и выполнению дипломного проекта для студентов, обучающихся по специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

Методические указания  по организации, оформлению, выполнению и защите дипломного проекта разработаны в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального ...

КТП Биология 1 курс 21.02.05 "Земельно-имущественные отношения" 23.02.04 "Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)" 08.02.01 "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений"

Календарно-тематические планы по биологии для студентов 1 курса специальностей 21.02.05 "Земельно-имущественные отношения", 23.02.04 "Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, доро...

Методические указания и контрольные задания для студентов заочного отделения, обучающихся по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

Методические указания и контрольные задания   для студентов заочного отделения, обучающихся по специальности  08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений&raqu...

Олимпиада по английскому языку для студентов третьего курса специальности 08.02.01. Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Олимпиада состоит из отборочного и основного туров. Отборочный тур содержит 2 задани: Текст и лексический тест. Отборочный тур проводится в формате ЕГЭ, исключая разделы "Письмо" и "Чте...

Пособие для студентов специальности" Строительство и эксплуатация зданий и сооружений " 1 часть.

Данное пособие предназначено для студентов средних профессиональных учебных заведений, в программу которых входит изучение современных отраслей строительного дела....

Задания и методические указания для выполнения практических работ по дисциплине «Английский язык в профессиональной деятельности» для специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Задания и методические указания для выполнения практических  работ по дисциплине «Английский язык в профессиональной деятельности» для специальности 08.02.01 Строительство и эксплуата...

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине ОП.06 Экономика отрасли 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

Методические указания  по выполнению практических работпо дисциплине ОП.06 Экономика отрасли  является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС) в соответствии ...