азотная кислота. изучение химических свойств
методическая разработка по химии (9 класс)
практическая работа , работа в группах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
практическая работа. свойства азотной кислоты | 63.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Химические свойства азотной кислоты. 9 класс
Задачи:
образовательные: расширить знания учащихся о химических свойствах азотной кислоты, применить на практике теоретические знания
развивающие: продолжить совершенствование умений составления химических уравнений и навыков самостоятельной работы учащихся; умений сравнивать; продолжить работу по развитию коммуникативных способностей ребят и навыков сотрудничества;
воспитательные: формирование культуры работы с реактивами.
Оборудование: Растворы азотной кислоты, 6 пробирок, универсальная лакмусовая бумага, оксид железа, магний, раствор гидроксида натрия, медная проволока, (на столах у учащихся);
Ход урока:
1.Организационный момент
2.Актуализация знаний учащихся.
На доске вещества:
- Назвать вещества:
- Определить степень окисления: .
- Что общего во всех этих соединениях?
- Какую общую тему изучаем?
3. Изучение новой темы.
Изучение новой темы начинаем со сказки, прослушав ее, вы назовете тему урока.
«Она родилась в химической лаборатории. Ее родители: отец – оксид азота (IV), был рыжеволосый мужчина злого нрава и носил прозвище «Лисий хвост». Общество его было токсичным для людей. Ее мама была простой спокойной женщиной, она была незаменимой для всех. Звали ее Вода. Она появилась маленькая и бесцветная и дали ей красивое имя – Кислота, а от отца она унаследовала фамилию ……». Назовите тему урока.
Тема урока: «Азотная кислота»
План:
- Состав и строение молекулы.
- Физические свойства.
- Химические свойства.
1. Состав и строение молекулы азотной кислоты:
1) Назовите формулу азотной кислоты - .
2) Напишите графическую формулу азотной кислоты.
Это одноосновная кислородосодержащая кислота.
2. Физические свойства.
Бесцветная жидкость, более концентрированная – желтого цвета от избытка оксида азота (IV). Плотность кислоты , температура кипения + 86 градусов, температура замерзания - 41 градус.
3. Химические свойства.
1) Вспомним, какие свойства характерны для кислот (изменяют цвет индикатора, взаимодействуют с металлами, оксидами металлов, основаниями и солями).
2) Азотная кислота – сильная кислота, степень диссоциации ее = 1.
3) Проверим, изменяет ли цвет индикатора азотная кислота (учащиеся выполняют опыты).
В раствор азотной кислоты помещаем лакмусовую бумагу. Лакмусовая бумага окрасилась в красный цвет. Почему изменилась окраска индикатора? (В ней присутствуют ионы водорода). Напишите диссоциацию азотной кислоты.
Опыт 2.
Взаимодействие с оксидами металлов, металлами. В пробирку с оксидом железа наливаем азотную кислоту. Оксид железа растворяется. Напишите уравнение реакции.
Положите в пробирку медную проволоку, в другую – магний. Налейте азотной кислоты. Запишите уравнения и наблюдения.
азотная кислота – сильная кислота, обладает общими свойствами всех кислот.
Кроме этого обладает специфическими свойствами. Азотная кислота в степени окисления +5 – сильный окислитель. Значит, она может уменьшить свою степень окисления. При нагревании азотная кислота разлагается:
Специфические свойства азотной кислоты – взаимодействие с металлами.
Демонстрация опыта с медью - выделяется бурый газ (опыт – под тягой).
При попадании кислоты на кожу – кожа желтеет. Таким образом, кислота обладает не только общими свойствами кислот, но и специфическими.
4. Закрепление знаний учащихся.
Оценки вы получите после проверки контрольного листа
Д.з. выписать свойства азотной кислоты, прочитать п. «Азотная кислота и кислородные соединения азота»
Лист для групповой работы (3-4 человека- 1 комплект оборудования)
Опыты и описание
ФИ участников группы________________________________________________
Назвать. Записать степени окисления азота
Химические свойства.
1) Вспомним, какие свойства характерны для кислот: запишем: ______________________
____________________________________________________________________________
2) Азотная кислота –____________________________________________________________
3) Проверим, изменяет ли цвет индикатора азотная кислота (учащиеся выполняют опыты).
4) изучим свойства кислоты при взаимодействии с металлами
Опыт 1. Работаем с раствором кислоты! Правила ТБ!
В пустую пробирку налейте 3 капли азотной кислоты
В раствор азотной кислоты помещаем универсальную индикаторную бумагу. Индикаторная бумага бумага окрасилась в __________цвет. Это соответствует шкале Рн_______.
Почему изменилась окраска индикатора? (В ней присутствуют ионы________). Напишите диссоциацию азотной кислоты.
Опыт 2.
Взаимодействие с оксидами металлов, металлами.
В пробирку с оксидом железа (III) наливаем азотную кислоту. Оксид железа ____________ с кислотой _______________________ Напишите уравнение реакции.
в 3 пробирке медная проволока, в 4й – магний, в 5й -цинк. Налейте азотной кислоты. Запишите уравнения и наблюдения.
Какой металл реагирует быстрее? Почему?
Опыт 3.
Взаимодействие с основаниями.
- В пустую пробирку налить раствор гидроксида натрия
2. НАЛИТЬ МЕТИЛОРАНЖ,
3. добавляем азотную кислоту
Напишите уравнение. Наблюдения
Опыт 4.
взаимодействие азотной кислоты с мелом. Напишите уравнение.
Опыт 5. Демонстрационный. Лисий хвост. Опишите
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кислоты. Классификация. Химические свойства
УрИок-Игра «Химическое лукошко» по теме «Кислоты. Классификация. Химические свойства»....
Урок-игра «Химическое лукошко» по теме «Урок-упражнение по теме «Кислоты. Классификация. Химические свойства с точки зрения Электролитической Диссоциации».
Данный конспект урока можно использовать при закреплении знаний учащихся по теме "Кислоты. Классификация. Химические свойства кислот". Урок проходит в игровой форме живо и очень интересно....
"Физические свойства карбоновых кислот. Общие химические свойства органических и неорганических кислот"
Данная презентация составлена к уроку по теме " Физические свойства карбоновых кислот. Общие свойства органических и неорганических кислот"....
Инструкция по выполнению лабораторной работы по теме: «Изучение химических свойств оксидов с применением цифровой лаборатории»
Инструкция по выполнению лабораторной работы по теме:«Изучение химических свойств оксидов с применением цифровой лаборатории»...
Азотная кислота и ее свойства
Представлен материал об истории открытия, получении, физических и химическких свойствах азотной кислоты, ее применении и воздействии на человека....
Конспект урока по химии "Изучение химических свойств серной кислоты"
Урок по химии на тему «Изучение свойств серной кислоты». Урок проводился в 9 классе.Обучение химии ведется по общеобразовательной программе, по учебнику О. С. Габриеляна, И. Г. ...
Технологическая карта самостоятельного изучения химических свойств карбоновых кислот.
Является средством организации деятельности обучающегося....