азотная кислота. изучение химических свойств
методическая разработка по химии (9 класс)

Дзюба Ольга Валериевна

практическая работа , работа в группах

Скачать:


Предварительный просмотр:

Химические свойства азотной кислоты. 9 класс

Задачи:

образовательные: расширить знания учащихся о химических свойствах азотной кислоты, применить на практике теоретические знания
развивающие: продолжить совершенствование умений составления химических уравнений и навыков самостоятельной работы учащихся; умений сравнивать; продолжить работу по развитию коммуникативных способностей ребят и навыков сотрудничества;
воспитательные: формирование культуры работы с реактивами.

Оборудование: Растворы азотной кислоты, 6 пробирок,  универсальная лакмусовая бумага, оксид железа, магний,  раствор гидроксида натрия, медная проволока,  (на столах у учащихся);

Ход урока:

1.Организационный момент

2.Актуализация знаний учащихся.

На доске вещества:

  1. Назвать вещества:  https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/509163/img1.gif
  2. Определить степень окисления: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/509163/img2.gif.
  3. Что общего во всех этих соединениях?
  4. Какую общую тему изучаем?

3. Изучение новой темы.

Изучение новой темы начинаем со сказки, прослушав ее,  вы назовете тему урока.
«Она родилась в  химической лаборатории. Ее родители: отец – оксид азота (IV), был рыжеволосый  мужчина злого нрава и носил прозвище «Лисий хвост». Общество его было токсичным для людей. Ее мама была простой спокойной женщиной, она была незаменимой для всех.  Звали ее Вода. Она появилась маленькая и бесцветная и дали ей красивое имя – Кислота, а от отца она унаследовала фамилию ……». Назовите тему урока.

Тема урока: «Азотная кислота»

План:

  1. Состав и строение молекулы.
  2. Физические свойства.
  3. Химические свойства.

1. Состав и строение молекулы азотной кислоты:

1) Назовите формулу азотной кислоты - https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/509163/img3.gif.
2) Напишите графическую формулу азотной кислоты.

https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/509163/img5.gif Это одноосновная кислородосодержащая кислота.

2. Физические свойства.

Бесцветная жидкость, более концентрированная – желтого цвета от избытка оксида азота (IV). Плотность кислоты https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/509163/img6.gif, температура кипения + 86 градусов, температура замерзания - 41 градус.

3. Химические свойства.

1) Вспомним, какие свойства характерны для кислот (изменяют цвет индикатора, взаимодействуют с металлами, оксидами металлов, основаниями и солями).
2) Азотная кислота – сильная кислота, степень диссоциации ее = 1.
3) Проверим, изменяет ли цвет индикатора азотная кислота (учащиеся выполняют опыты).

В раствор азотной кислоты помещаем лакмусовую бумагу. Лакмусовая бумага окрасилась в красный цвет. Почему изменилась окраска индикатора? (В ней присутствуют ионы водорода). Напишите диссоциацию азотной кислоты. 
https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/509163/img7.gif

Опыт 2.

Взаимодействие с оксидами металлов, металлами. В пробирку с оксидом железа наливаем азотную кислоту. Оксид железа  растворяется. Напишите уравнение реакции.
Положите в пробирку медную проволоку, в другую – магний.  Налейте азотной кислоты. Запишите уравнения и наблюдения.

азотная кислота – сильная кислота, обладает общими свойствами всех кислот. 
Кроме этого обладает специфическими свойствами. Азотная кислота в степени окисления +5 – сильный окислитель. Значит, она может уменьшить свою степень окисления. При нагревании азотная кислота разлагается:

Специфические свойства азотной кислоты – взаимодействие с металлами. 
Демонстрация опыта с медью - выделяется бурый газ (опыт – под тягой).

При попадании кислоты на кожу – кожа желтеет. Таким образом, кислота обладает не только общими свойствами кислот, но и специфическими.

4. Закрепление знаний учащихся.

Оценки вы получите после проверки контрольного листа

Д.з. выписать свойства азотной кислоты, прочитать п. «Азотная кислота и кислородные соединения азота»

Лист для групповой работы (3-4 человека- 1 комплект оборудования)

Опыты и описание

 ФИ участников группы________________________________________________

Назвать.  Записать степени окисления азота

Химические свойства.

1) Вспомним, какие свойства характерны для кислот: запишем:   ______________________

____________________________________________________________________________
2) Азотная кислота –____________________________________________________________
3) Проверим, изменяет ли цвет индикатора азотная кислота (учащиеся выполняют опыты).

4) изучим свойства кислоты при взаимодействии с металлами

Опыт 1. Работаем с раствором кислоты! Правила ТБ!

В пустую пробирку налейте 3 капли азотной кислоты

В раствор азотной кислоты помещаем  универсальную индикаторную  бумагу. Индикаторная бумага бумага окрасилась в __________цвет.  Это соответствует шкале Рн_______.

Почему изменилась окраска индикатора? (В ней присутствуют ионы________). Напишите диссоциацию азотной кислоты. 

Опыт 2.

Взаимодействие с оксидами металлов, металлами.

В пробирку с оксидом железа (III) наливаем азотную кислоту. Оксид железа  ____________ с кислотой _______________________ Напишите уравнение реакции.


в  3 пробирке медная  проволока, в 4й  – магний, в 5й -цинк.  Налейте азотной кислоты. Запишите уравнения и наблюдения.

Какой металл реагирует быстрее? Почему?

Опыт 3.

Взаимодействие с основаниями.

  1. В  пустую пробирку налить  раствор гидроксида натрия

2. НАЛИТЬ МЕТИЛОРАНЖ,

3.  добавляем азотную кислоту
Напишите уравнение. Наблюдения

Опыт 4.

взаимодействие азотной кислоты с мелом.  Напишите уравнение.

Опыт 5. Демонстрационный.  Лисий хвост. Опишите


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кислоты. Классификация. Химические свойства

УрИок-Игра «Химическое лукошко» по теме «Кислоты. Классификация. Химические свойства»....

Урок-игра «Химическое лукошко» по теме «Урок-упражнение по теме «Кислоты. Классификация. Химические свойства с точки зрения Электролитической Диссоциации».

Данный конспект урока можно использовать при закреплении знаний учащихся по теме "Кислоты. Классификация. Химические свойства кислот". Урок проходит в игровой форме живо и очень интересно....

"Физические свойства карбоновых кислот. Общие химические свойства органических и неорганических кислот"

Данная презентация составлена к уроку по теме " Физические свойства карбоновых кислот. Общие свойства органических и неорганических кислот"....

Инструкция по выполнению лабораторной работы по теме: «Изучение химических свойств оксидов с применением цифровой лаборатории»

Инструкция по выполнению лабораторной работы по теме:«Изучение химических свойств оксидов с применением цифровой лаборатории»...

Азотная кислота и ее свойства

Представлен материал об истории открытия, получении, физических и химическких свойствах азотной кислоты, ее применении и воздействии на человека....

Конспект урока по химии "Изучение химических свойств серной кислоты"

Урок по химии на тему «Изучение свойств серной кислоты». Урок проводился в 9 классе.Обучение химии ведется по общеобразовательной программе, по учебнику О. С. Габриеляна, И. Г. ...

Технологическая карта самостоятельного изучения химических свойств карбоновых кислот.

Является средством организации деятельности обучающегося....