Вечер занимательной химии
материал по химии
Предварительный просмотр:
Вечер занимательной химии
- Вступительное слово учителя химии
Ведущий:
- Сегодня мы проводим вечер занимательной химии. Сегодня на нашей встрече мы хотим показать вам, что химия – это удивительная наука. У неё богатая история и перспективное будущее.
Химические темы, как перроны
Проносятся, на каждом столько лиц!
На траектории не люди – электроны,
И жизнь почти невидимых частиц!
И как планеты в космосе частицы
Несутся, открывая мир идей.
Не химия ли открывает принцип
Валентных связей и среди людей?
Не знать законов?!
Что ж, сказать по чести,
Безграмотный, увы, убог и сир.
Все движется, мир не стоит на месте,
И ХИМИЯ – окно в огромный мир
Ведущий: А сейчас, друзья. Для вас из истории рассказ.
Ночью или утром рано спали горожане,
вдруг из кратера вулкана показалось пламя.
Гул и грохот, через жерло льют потоки лавы.
Так под лавой и под пеплом погиб город славный.
Мы покажем вам, как сумеем, гибель города Помпеи.
По имени Вулкана, бога огня древних римлян, названы огнедышащие горы – вулканы, внезапно просыпающихся и уничтожающие окрест все живое во время страшных извержений. Свои домашние вулканы придумали и химики
Опыт 1. Вулкан
На асбестовою сетку высыпать растертый в порошок дихромат аммония (в виде горки), на верхнюю часть горки кладет несколько головок спичек и поджигает их лучинкой.
Примечание: вулкан будет выглядеть еще более эффектно, если к дихромату аммония добавить немного порошкообразного магния. Компоненты смеси сразу перемешать, т.к. магний сгорает энергично и находясь в одном месте вызывает разбрасывание раскаленных частиц.
Сущность опыта – экзотермическое разложение дихромата аммония при местном нагревании.
Ведущий: Нет дыма без огня – гласит старая русская пословица. Оказывается, с помощью химии можно получить дым без огня. Итак, внимание!
Опыт № 2. Участник вечера берет две стеклянные палочки, на которые накручено понемногу ваты, и смачивает их: одну в концентрированной азотной (или соляной) кислоте, другую в водном 25%-ом растворе аммиака. Палочки следует поднести друг к другу. От палочек поднимается белый дым.
Сущность опыта – образование азотнокислого (хлористого) аммония.
Ведущий: - А теперь представляем вашему вниманию - “Стреляющую бумагу”.
Опыт № 3.
Участник вечера выносит на листе фанеры листочки бумаги, дотрагивается до них стеклянной палочкой. При прикосновении к каждому листочку раздается выстрел.
Примечание: заранее нарезаются узкие полоски фильтровальной бумаги и смачиваются в растворе йода в нашатырном спирте. После этого полоски раскладывают на листе фанеры и оставляют сохнуть до вечера. Выстрел получается тем сильнее, чем лучше пропитана бумага раствором и чем концентрированнее был раствор йодистого азота.
Сущность опыта – экзотермическое разложение непрочного соединения NI3*NH3.
Ведущий: - У меня есть яйцо. Кто из вас, ребята, очистит его, не разбивая скорлупы?
Опыт № 4. Описание:
Участник вечера помещает яйцо в кристаллизатор с раствором соляной (или уксусной) кислоты. Через некоторое время вытаскивает яйцо, покрытое только подскорлуповой оболочкой.
Сущность опыта – в состав скорлупы в основном входит карбонат кальция. В соляной (уксусной) кислоте он переходит в растворимый хлорид кальция (ацетат кальция).
Ведущий:
- Ребята, а можно ли сжечь сахар без помощи огня? Давайте проверим!
Опыт № 5.
Участник вечера высыпает в стакан, поставленный на блюдце, сахарную пудру (30 г), туда же вливает 26 мл концентрированной серной кислоты и перемешивает смесь стеклянной палочкой. Через 1-1,5 минуты смесь в стакане темнеет, вспучивается и в виде рыхлой массы поднимается над краями стакана.
Сущность опыта – серная кислота отнимает от молекул сахара воду, окисляет углерод в углекислый газ, одновременно образуется сернистый газ. Выделяющиеся газы выталкивают массу из стакана.
Ведущий: - Какие вы знаете способы добывания огня?
Из зала приводят примеры.
Ведущий: - Попробуем обойтись без этих средств.
Опыт № 6.
Участник вечера насыпает на кусок жести (или кафельную плитку) растертый в порошок перманганат калия (6 г) и капает на него из пипетки глицерин. Через некоторое время появляется огонь.
Сущность опыта – в результате реакции выделяется атомарный кислород и глицерин воспламеняется.
Другой участник вечера:
- Я тоже получу огонь без спичек, только другим способом.
Опыт № 7.
Участник вечера насыпает на кирпич небольшое количество кристаллов перманганата калия и капает на него концентрированную серную кислоту. Вокруг этой смеси он складывает тонкие щепки в виде костра, но так, чтобы они не касались смеси. Затем смачивает спиртом небольшой кусочек ваты и держа руку над костром выдавливает из ваты несколько капель спирта так, чтобы они попали на смесь. Костер моментально загорается.
Сущность опыта – происходит энергичное окисление спирта кислородом, который выделяется при взаимодействии серной кислоты с перманганатом калия. Выделяющееся при этой реакции тепло зажигает костер.
Опыт№8
Ведущий обращается к участнику вечера:
- Дай мне, пожалуйста, чай и сухарь.
Участник вечера дает ведущему стакан с чаем и белый сухарь.
Ведущий смачивает сухарь в чае – сухарь синеет.
Ведущий:
- Безобразие, ты же меня чуть не отравил!
Участник вечера:
- Простите меня, наверное, перепутал стаканы.
Сущность опыта – в стакане находился раствор йода. Крахмал, находящийся в сухаре, посинел.
Ведущий: - Ребята, я получи письмо, но в конверте оказался чистый лист бумаги. Кто сможет помочь мне узнать, в чем тут дело?
Опыт № 9.
Учащийся из зала (заранее подготовленный) прикасается тлеющей лучинкой к карандашной метке на листе бумаги. Бумага по линии рисунка медленно сгорает и огонек, передвигаясь по контуру изображения, обрисовывает его (рисунок может быть произвольным).
Сущность опыта – бумага сгорает за счет кислорода селитры, выкристаллизовавшейся в ее толще.
Примечание: на лист бумаги заранее наносится рисунок крепким раствором калиевой селитры. Его необходимо наносить одной непрерывной линией без пересечений. От контура рисунка тем же раствором следует провести к краю бумаги линию, отметив ее конец карандашом. Когда бумага высохнет, рисунок станет незаметным.
Ведущий: Многие дети любят мороженое, химики тоже любят это лакомство, но на этом они не остановились и придумали свой способ приготовления эскимо.
Опыт №10. Эскимо
Описание опыта: Сахарную пудру помещаем в высокий стеклянный стакан, смачиваем ее водой и перемешиваем стеклянной палочкой, до получения густой кашеобразной смеси, затем приливаем по палочке концентрированную серную кислоту и быстро перемешиваем смесь в стакане. В скором времени содержимое стакана начинает чернеть, вспучиваться и в виде объемистой, рыхлой и ноздреватой массы поднимается, увлекая вверх стеклянную палочку.
Ведущий:
- Ну а теперь, ребята, переходим ко второй части нашего вечера. Химические игры!
III. Командные игры.
Участникам вечера предлагают разбиться на группы. Каждая группа принимает участие в предложенной ей игре.
Игра № 1. Химическое лото.
На карточках, разграфленных как в обычном лото, пишутся формулы химических веществ, а на картонных квадратиках – названия этих веществ. Участникам группы раздают карточки, а один из них вытаскивает квадратики и называет вещества. Выигрывает тот участник группы, который первым закроет все поля карточки.
Игра № 2. Химическая викторина.
Между спинками двух стульев натягивается веревка. К ней на ниточках привязываются конфеты, к которым прикреплены бумажки с вопросами. Участники группы поочередно ножницами срезают конфеты. Игрок становится владельцем конфеты после того, как отвечает на приложенный к ней вопрос.
Игра № 3.
Участники группы образовывают круг. В руках у них химические знаки и цифры. Двое из игроков находятся в середине круга. По команде они составить химическую формулу веществ из знаков и цифр, которые держат остальные игроки. Побеждает тот участник, который быстрее составит формулу.
Игра № 4.
Участники группы делятся на две команды. Им раздаются карточки с химическими формулами и цифрами. Они должны составить химическое уравнение. Побеждает та команда, которая составит уравнение первой.
Опыт №11. Хирургия
Ведущий: Вот еще одно развлечение: кто даст руку на отсечение? Жалко руку на отсечение, тогда нужен больной для лечения.
Приглашают восьмиклассника.
Ведущий: Оперируем без боли, правда, будет много крови.
При каждой операции нужна стерилизация. Помогите, ассистент, дайте йод!
Один момент! (Подает «йод»).
«Йодом» смочим мы обильно, чтобы было все стерильно. Не вертитесь, пациент, нож подайте, ассистент!
Делает ножом «разрез», течет «кровь».
Посмотрите, прямо струйкой кровь течет, а не вода. Но сейчас я вытру руку — от разреза ни следа.
Заранее готовили растворы хлорида железа (Ш), тиоцианата калия, фторида лития. Выбрали добровольца, смочите ватку «спиртом» (тиоцианат калия) и протерли ему руку, затем продезинфицировали скальпель, раствором «иода» (хлорид железа (Ш)). Провели «скальпелем» по участку кожи, обработанному «спиртом», и потекла «кровь». После этого «заживляем рану», для этого смачиваем ватку в «живой воде» (раствор фторид лития). «Кровь» исчезнет, а под ней — здоровая кожа.
- Костер без спичек
В походе может возникнуть ситуация, при которой спички промокли, зажигалка сломалась или потерялась, но это не помеха для человека знакомого с химией, он может разжечь костер без спичек или зажигалки. Сейчас я покажу способ, как это можно сделать (говорит и демонстрирует А. А.)
Описание опыта: делаем смесь, размером с горошину из кристаллического перманганата калия и концентрированной серной кислоты. Помещаем смесь в фарфоровую чашечку и сверху на нее ложем лучинки (дрова), таким образом, что бы они не касались смеси. Смачиваем ватку обильно спиртом и выдавливаем каплю спирта на смесь. Костер загорается.
Ведущий: Приглашаются капитаны команд.
Конкурс «Глазомер». Капитаны-химики должны обладать хорошим глазомером, поэтому им предлагается налить в два разных по вместимости и форме сосуда одинаковый объем воды, не используя мерную посуду.
Химическая викторина
Ведущий: А сейчас проведем небольшую викторину
- Родной брат алмаза ? (графит)
- Единица количества вещества. моль
- Родина фарфора . Китай
- Цифра, стоящая перед формулой в уравнении. Коэффициент
- Какой русский химик был знаменитым музыкантом? (Бородин)
- Какой камень сыграл большую роль в истории химии, хотя никогда не существовал? (Философский)
- Самый распространенный металл на земле? (Алюминий)
- Чем пахнет после грозы? (Озон)
- Металл, вызывающий лихорадку (Золото)
- Какой газ используется в производстве газированной воды и при тушении пожаров. (Углекислый газ)
11.Самое распространённое вещество на земле (Вода)
12. Какой элемент не имеет постоянной «прописки» в периодической
системе химических элементов? (Водород).
13. какой элемент всегда рад? (Радон).
14. Какой газ утверждает, что он не он? (Неон).
15. Какой элемент является лесом? (Бор).
16. Какой элемент состоит из двух животных? (Мышьяк).
17. Какой элемент является настоящим гигантом? (Титан).
18. Каким твердым неметаллом вы постоянно пользуетесь? (Углерод).
19. Какие химические элементы состоят из различных рек? (Индий,
радон, нильсборий).
20. При открытии какого газа химик Вудхауз (1800г.) пел и плясал?
Почему? (Веселящий газ).
21. Какую водку не пьют пьяницы? (Царскую). Какое молоко не пьют дети?
(Известковое).
22. Какая кислота имеется в желудке? (Соляная).
23. Что называют «черным золотом»? (Нефть)
Ведущий: А теперь попробуйте отгадать химические загадки
Конкурс Загадок
- Предупреждаю вас заранее:
Я непригоден для дыхания!
Но все как будто бы не слышат
И постоянно мною дышат. (азот)
- У меня дурная слава:
Я - известная отрава.
Даже имя говорит,
Что я страшно ядовит (мышьяк)
- Я растворю любой металл,
Меня алхимик получал
В реторте глиняной простой.
Слыву я главной кислотой…
Когда сама я растворяюсь
В воде, то сильно нагреваюсь. (серная кислота)
- Я всюду есть – но понемножку
Черню серебряную ложку.
Когда испорчено яйцо,
Я тоже сразу на лицо,
Я отбиваю аппетит
И очень сильно ядовит(сероводород)
Заключительные слова учителя.
Спасибо за внимание. Наш химический вечер подходит к концу. Мы надеемся, что вам все понравилось и вы по другому взглянули на эту сложную и иногда скучную науку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка по химии "Занимательная химия "
Программа кружка по химии...
рабочая программа элективного курса по химии 8 класс "Занимательная химия"
Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по химии 8 класс "Занимательная химия"...
Внеурочное мероприятие по химии "Час занимательной химии"
Участники: ученики 9-х классов, ведущие — ученики 10 классов, жюри — ученики 9 и 10 классов....
Занимательная химия. Химия детям.
Методика проведения занимательных опытов по химии, загадки....
Сценарий внеклассного мероприятия "Вечер занимательной химии"
Цель мероприятия: развивать познавательный интерес учащихся к предмету.Главным персонажем инцинировки является сказочный персонаж Хоттабыч, и ребята- члены кружка по химии, демонстрирующие сказочные п...
программа практикума по химии "Занимательная химия"
Программа практикума расчитана на 1 ч в неделю для учащихся 8 класса....
Вечер занимательной химии "Чудеса своими руками"
Внеклассное мероприятие позволяет формировать интерес к изучению химии...