Развитие функциональной грамотности школьников на уроках английского языка по УМК «АНГЛИЙСКИЙ В ФОКУСЕ» (7 класс)
статья по английскому языку (7 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tyum.docx | 935.74 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие функциональной грамотности школьников на уроках английского языка по УМК «АНГЛИЙСКИЙ В ФОКУСЕ» (7 класс)
Подготовила: Тишкова Ю.М., учитель АЯ МБОУ СОШ № 2 г. Советский
Проблема формирования функциональной грамотности школьников на уроках – одна из актуальных проблем школьного образования. Современный учебник из Федерального Перечня Учебников дает возможность решать и эту важнейшую задачу школы в рамках урока. Исходя из определения функциональной грамотности, мы имеем разнообразные возможности посредством своего предмета развивать способность ученика вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней - готовим к успешной жизни, к эффективному взаимодействию с внешним миром.
Среди важнейших метапредметных результатов обучения иностранного языка в основной школе ФГОС выделяет смысловое чтение – как познавательное умение, обеспечивающее успешность использования прочитанного в разных жизненных ситуациях. Читательская грамотность (и смысловое чтение как её составляющая) была основным направлением в международном исследовании PISA в 2018 г.
Особое значение при обучении смысловому чтению имеет умение прогнозировать содержание текста (по заголовку, иллюстрациям, началу текста). Работа над этим умением выстраивается в УМК «Английский в фокусе» в системе – на всех этапах обучения в 5-9 кл.
Безусловно, работа по обучению прогнозированию содержания текста в начале работы над ним играет и мотивирующую роль: неизменное последующее задание Listen, read and check подразумевает проверку высказанных прогнозов, приобретает личностно значимый характер для каждого ученика.
В учебнике есть задания и на прогнозирование темы и содержания урока в целом. В данном случае задание True /False /Not Stated выполняет проверочную функцию, а нередко (если задание предлагается ДО прочтения текста) и мотивирующую. Важен выход работы с текстом на устную речь – не в формате пересказа, а в тематических ситуациях, смоделированных с учетом возрастных интересов, близких подросткам (ex. 4).
В учебнике нередко предлагаются задания по прогнозированию содержания текста по невербальным опорам (ex. 1 — по звукам города). Это не просто for a change – это важный ресурс для развития сенсорной сферы. Задание по формулированию вопросов, представляющих личный интерес учеников, способствует развитию как мотивации, так и критического мышления.
В плане развития функциональной грамотности интерес и важность представляет работа над несплошными текстами, которые сочетают в себе несколько источников информации, с которыми обучающиеся часто встречаются в реальной жизни: графики, диаграммы, схемы, таблицы, географические карты, планы помещений/местности и т.п. Выполняя предложенные задания, обучающиеся развивают умение вычитывать явную информацию и подтекст, самостоятельно создавать несплошные тексты. При систематической работе с несплошными текстами повышается способность учеников к решению учебно-познавательных задач, к использованию несплошных текстов как опоры при аргументированном высказывании.
Функциональные умения саморегуляции и рефлексии напрямую соотносятся с не раз рассмотренными нами межпредметными результатами обучения ИЯ по УМК АвФ5-9. В связи с этим мы вспоминаем структуру психической деятельности в процессе учения:
Структура учебной деятельности на уроке:
- мотивация
- целеполагание
- планирование
- действия по достижению целей
- оценка/ самооценка
- коррекция/ самокоррекция
- рефлексия
Освоению тематических функциональных диалогов в реальных ситуациях общения отводится регулярный урок в каждом модуле – English in Use, осваиваются ситуации introducing and greeting people, requesting services, asking for/giving directions, buying a present. Алгоритм освоения: отработка клише, работа с текстом (диалог-модель), самостоятельное составление и инсценирование диалога по данной ситуации – обеспечивает освоение как речевого, так и неречевого поведения.
Урок English in Use : функциональные диалоги.
Во многом недостаток умений применить полученные на уроках знания в ситуациях решения практических задач проистекает из неумения обучающихся переносить знания в другую предметную область. Задачи интегрирования знаний на уровне межпредметных связей в УМК АвФ решаются в том числе регулярным уроком Across the Curriculum. Например, осваивая английский язык не только как средство общения, но и как средство познания мира, обучающиеся приобретают опыт интеграции английского языка с такими предметами, как Science, Literature, PSHE, Maths.
Урок Across the Curriculum: межпредметная интеграция
Один из новых параметров тестирования международного исследования PISA является осведомленность школьников о глобальных тенденциях развития. Здесь английский язык как учебный предмет трудно переоценить. Например, при опросе школьников, на каких уроках они чаще всего обсуждают проблемы экологии и личной ответственности каждого в этом аспекте, ответ очевиден: на уроках иностранного языка.
Примеры:
Тематика текстов: заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития.
Современные педагогические технологии в УМК «Английский в фокусе»:
- Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре;
- обучение в сотрудничестве;
- технология деятельностного подхода и личностно- ориентированного образования;
- технология проекта;
- технология языкового портфеля;
- информационно-коммуникативные технологии;
- технология критического мышления;
- игровые технологии: имитационные; операционные; исполнение ролей; драматизация
Грамотное и целесообразное использование ряда из них напрямую связан с формированием функциональной грамотности, развивает навыки, проверяемые в рамках PISA. Остановимся на некоторых.
О технологии проектов в связи с развитием функциональной грамотности следует сказать особо. Именно проекты позволяют организовать целенаправленную самостоятельную работу с информацией, развивают исследовательские умения, креативность, учат доводить работу до конца – выхода на решение конкретной исследуемой проблемы.
Технология проектов: работа с информацией, исследования, креативность.
Стоит остановиться и на игровых технологиях, а именно на ролевых играх. Именно они помогают моделировать ситуации общения, близкие к реальной жизни, обеспечивают эффективное и продуктивное взаимодействие обучающихся в этих ситуациях. См. примеры ролевых игр из АвФ 7.
Время заставляет нас двигаться вперед, осознавать новые задачи, которые ставит перед школой, перед каждым учителем стремительно развивающаяся жизнь. И задача творческого учителя идти в ногу со временем.
Уроки изучения биографии писателей часто строятся как монолог учителя с элементами видеофрагментов или аудиозаписей, что уже сейчас является малоэффективным и немотивирующим.
Как же заинтересовать обучающихся, сделать такие уроки занимательными, современными и при этом развить интерес обучающихся к чтению произведений?
На уроках русской литературы изучение биографии писателя является введением в изучаемое произведение, что так же касается и уроков английского языка. С 7 класса в УМК "Spotlight" рассматриваются произведения известных зарубежных авторов с прилагающейся к ним краткой биографией (O.Wilde "The Canterville Ghost" - 7 класс, 2 Mодуль, Extensive reading). Как правило, учителя ознакамливают обучающихся с общей информаицей по биографии писателя, проводят опрос или же заполняется хронологическая таблица, кроссворд по событиям жизни автора. В старших же классах обучающиеся уже в состоянии самостоятельно рассмотреть биографию и работать с ней.
Для подобных биографических уроков был разработан и опробирован материал, который эффективно способствует развитию и совершенствованию информационной и читательской грамотности (умение осуществлять поиск информации в учебниках, систематизировать и перерабатывать информацию из Интернета, а также из других источников), и усиливает следующие компетенции обучающихся: информационную и коммуникативную.
Данный материал предполагает заполнение страницы писателя в социальной сети ВКонтакте с указанием необходимой информации. В процессе работы происходит оценка достоверности источников, работа с несколькими источниками информации, синтез и интеграция информации между собой. Заполняя страницу писателя, обучающиеся извлекают информацию, связывают существенные детали между собой, такие как: событие, время, место, обстоятельство и т.п. В большинстве случаев эта информация прямая, явная, однако, часто присутствует необходимость поиска и косвенной, синонимичной информации, пользоваться гиперсвязями.
Были разработаны подобные страницы для изучения биографий всех писателей, представленных в 11 классе в УМК "Spotlight" (Oscar Wilde "The devoted friend" - 1 модуль, Charlotte Bronte "Jane Eyre" - 2 модуль, Charles Dickens "Great Expectations" - 3 модуль, Mark Twain "The adventures of Tom Sawyer" - 4 модуль, Thomas Hardy "Tess of the d'Urbervilles" - 5 модуль, Jack London "White Fang" - 6 модуль , Rudyard Kipling "If" - 7 модуль, Jonathan Swift "Gulliver's Travels" - 8 модуль).
При работе с биографией зарубежных писателей обучающиеся самостоятельно работают с источниками информациии, анализируют её, систематизируют, преобразовывают, отбирают материал необходимый для заполнения страницы писателя, повышая творческую активность обучающихся и уровень функциональной грамотности. При данном виде работы обучающиеся взаимодействуют в группах, поскольку за один урок сложно заполнить всю страницу писателя самостоятельно.
Таким образом, обучающиеся выполняют следующие действия:
- Находят доступ к информации и извлекают ее.
- Формируют общее понимание информации и переводят, интегрируют, интерпритируют информацию.
- Размышляют о содержании и форме текста, оценивают его.
Выполняя эти действия, обучающиеся сначала концентрируются на отдельных фрагментах информации. Потом - соединяют эти фрагменты в общую картину. И в конце - соотносят текст с внетекстовой информацией.
Данный мариал можно активно использовать во всех классах при работе с биографией писателей: достаточно взять пустой шаблон (который прикреплён в конце статьи), изменить с помощью базовой программы Paint фото "профиля" и фото в нижней части страницы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мои выступления/публикации: Развитие функциональной грамотности школьников на уроках химии
Выступление на ГМО учителей химии 28.09.2022г. "Развитие функциональной грамотности школьников на уроках химииГлавное не знание, а умение ими пользоваться (А.А.Леонтьев)Современный человек должен...
Мастер-класс «Развитие функциональной грамотности школьников на уроках математики»
Заказ общества - на всесторонне развитую личность, способную принимать нестандартные решения, умеющую анализировать, сопоставлять имеющуюся информацию, делать выводы и использовать творчески полученны...
Развитие функциональной грамотности школьников на уроках химии
Главное не знания, а умение ими пользоваться (А.А.Леонтьев)Современный человек должен быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в миреНедостатки сегодняшнего образованияСущность национальной гр...
презентация на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ "
В данной презентации находится подбор задач на развитие функциональной грамотности учащихся на уроках информатики....
Формирование и развитие Функциональной грамотности школьников на уроках информатики 2022
Понятие «функциональна грамотность» было введено в 1957 году ЮНЕСКО в связи с необходимостью преодоления безграмотности, важности вопроса формирования базовых навыков, позволяющих человеку...
"Развитие функциональной грамотности школьников на уроках истории и обществознания"
Функциональная грамотность – это способность человека применять свои знания и умения для решения жизненных задач. Она включает в себя:* Читательскую грамотность: способность понимать и использов...
«Развитие функциональной грамотности школьников на уроках математики»
Выступление на МО ЕМЦ из опыта работы...