урок по химии 8 кл
план-конспект урока по химии (8 класс)

Монгуш Валентина Базыр-ооловна

урок по химии 8 кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_himii_8_kl.docx40.13 КБ
Файл urok-_kaleydoskop_himiya_8_kl.pptx1007.13 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-калейдоскоп знаний по химии на тему « Классификация неорганических веществ».  ( 8 класс.)

     

Тип ресурса: ЦОРы.

Тип урока: Нетрадиционный урок  обобщения  и систематизации изученного материала с  применением  современных информационных технологий - программы Microsoft Power Point.    

Дидактическая цель урока: Закрепить и систематизировать знания обучающихся , полученные  при изучении  основных классов  неорганических веществ. Показать взаимосвязь химических элементов и веществ через таблицу Д.И.Менделеева.

Психологическая цель: создание комфортного микроклимата для каждого обучающегося.

Задачи урока:

  Образовательные:

•    Организовать деятельность обучающихся по закреплению знаний об основных классах неорганических веществ, опираясь на ранее  полученные знания.

•Создать условия для повышения познавательной активности и самостоятельности, обучающихся в приобретении новых знаний и умений в ходе работы с  сетью Интернет,  с компьютером.

•Углубить знания обучающихся по данной теме и приобрести новые знания, способствующие расширению кругозора и развитию эрудиции.

 Развивающие:

•Развивать общеучебные умения и навыки (планирование ответа, логически рассуждать, применять свои знания на практике).

•Развивать самостоятельность, волю, умение преодолевать трудности в учении, логическое мышление.

•Развивать у обучающихся критическое мышление; умение сравнивать и анализировать, классифицировать объекты и явления, мыслить абстрактно.

•Способствовать развитию и совершенствованию практических навыков работы в сети Интернет, составлению публикаций Publisher и презентации Power Point, создавать проекты.

   Воспитательные:

•Воспитывать коллективизм, умение работать в группе, проводить рефлексию собственной деятельности.

•Воспитывать ответственность за выполненную работу, самокритичность, взаимоподдержку и умение выступать перед аудиторией.

•Формирование химической культуры.

   

Оборудование: Компьютер, видеопроектор, магнитно-маркерная  доска, набор химических реактивов, карточки с названием химических веществ, раздаточный материал (настольная таблица Д.И.Менделеева, оценочный лист баллов).

Применяемые технологии: Урок построен с использованием современных информационных технологий - программы Microsoft Power Point. Презентация происходит в виде сменяющихся слайдов. Урок построен на основе личностно-ориентированного подхода в условиях гуманизации обучения.

Применяемые методы: •информационно - иллюстративный,

                                     •частично-поисковый,

                                            •проектный и репродуктивный 

 

  Формы организации обучения: Сочетание фронтальной, групповой, парной и  индивидуальной работы.

         

Ход и содержание урока:

1. Организационный этап. Организация класса. Постановка познавательных задач к уроку.

2 этап урока.  Актуализация знаний:

2.1.Учащиеся должны назвать  химические элементы, знаки которых указаны на слайде, и из первых букв составить  фразу, которая является девизом  урока.

Au  Nе  AI  Na  Ih  Eu   - Sc  I  Li  N   ( Знание- сила.)

2.2. Учитель: Приближается День Победы. Это один из самых волнующих праздников в нашей стране. 70 лет назад, 9 мая 1945 года, окончилась Великая Отечественная война. Наш народ отстоял свою землю. Тогда, в мае 1945 года, перестала литься кровь защитников Родины и народ стал возвращаться к забытой и дорогой мирной жизни.

9 мая. Этот день навеки останется в истории человечества. 70 лет промчались, но не забудется дата такая. В памяти каждого это осталось – 1945-й год, 9 мая! День всенародного ликования, радости, но радости со слезами на глазах…

Сегодня мы с гордостью признаем, что советские ученые тоже внесли свой вклад в победу над фашистской Германией. Ученые-химики создавали новые способы производства взрывчатых веществ, топлива для реактивных снарядов “Катюш”, высокооктановых бензинов, каучука, материалов для изготовления броневой стали, легких сплавов для авиации, лекарственных препаратов. Опираясь на знания, полученные в предыдущих уроках, ответьте на вопросы викторины.

  Викторина по теме "Металлы на пути к Победе".

 За правильный ответ 1 балл.

1. Какие металлы содержатся в гильзе артиллерийского снаряда? (Гильзы патронов и артиллерийских снарядов обычно желтого цвета. Они сделаны из латуни – сплава меди (68%) с цинком (32 %).
2.  Какой металл называют воплощением надежд и тревог? (железо, №26)
3. Какой металл может "болеть чумой"? (Олово, №50)
4. В чем секрет самурайских мечей?
 (Введение молибдена в состав сталей в сочетании с хромом или вольфрамом необычайно повышает их твердость. Молибденовая сталь прочна, остра, тверда, гибка).
5. Какой металл и почему называют "крылатым"? ( Алюминий, №13, его сплавы с Mg, Mn, Be, Na, Si используются в самолетостроении).
6. Какой металл добавляется в сталь для придания танкам Т-34 особой прочности брони? (Никель, №28)
7. Какой металл используют для изготовления пуль для ружей и пистолетов? (Свинец, №82)
8. Из какого металла изготавливалась посуда для офицеров войска Александра Македонского? .
9. Какой металл А.Е. Ферсман назвал "металлом консервной банки"? (Олово, №5).

3 этап урока.  Операционно-исполнительский.

3.1.  Распределите неорганические  вещества по классам:

Н2SO4;     K2 O;   AI(OH)3;.   HCI;  CuCI2;  AI2O3  

MgSO4;    LiOH;      BaO ;   Na2 CO3; HNO3:Fe(OH)3

        оксиды

       основания

       кислоты

         соли

 

Проверь себя;

        оксиды

       основания

       кислоты

         соли

        K2 O

        BaO

       AI2O3

AI(OH)3

LiOH

Fe(OH)3

   Н2SO4

     HCI

   HNO3

    Na2 CO3;   

    MgSO4

    CuCI2;    

3. 2.   Химическое лото:

H 2SO4

LiOH

HNO3

BаCO3

AI2O3

К 2О

NaСl

Cu(OH)2

H3 РO4


На магнитной доске записаны данные формулы. Ученик из перечня карточек с названиями выбирает соответствующие,  и магнитом прикрепляет под формулами.

Хлорид натрия

Оксид калия

Серная кислота

Гидроксид меди (2)

Оксид алюминия

Фосфорная кислота

Карбонат бария

Гидроксид лития

Азотная кислота

3.3. «Составь-ка уравнения скорей.»

 

Задания более сложного варианта. Учащиеся должны показать знания на составления уравнений реакций, определения их типов, и номенклатуру полученных веществ.

а) Са         СаО        Са(ОН)2         Са3(РО4)2

б)  Си                 СиО             СиСI2               Си(ОН)2        СиО

                                                                               Си

4 этап урока.Межпредметная связь.    Химия и география.

4.1.«Это интересно…» Найдите в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева элементы, связанные с названием  городов, стран, материков.

Ответы:1) Магний - Mg. На побережье Эгейского моря есть город Магнесия. Именно он и стал прототипом для имени данного элемента.

2) Скандий - Sc. Увековечил Скандинавию, что и отражает как латинское, так и русское название.

3) Медь - Cu. На латыни произносится как cuprum, отсюда объяснение названию: в честь острова Кипр.

4)Галлий - Ga. В честь страны Франции, так как на латыни ее название "галлия".

5) Германий - Ge. Очевидно, что назван в честь страны Германии.

6) Стронций - Sr. Не только страны и города, но и деревни удостаиваются чести быть увековеченными в названии химического элемента. Назван в честь деревни в Шотландии Строншиан.

7) Иттрий - Y в честь деревни Иттербю в Швеции.

8) Рутений - Ru. Россия - символ этого элемента.

9) Европий - Eu. В честь всей Европы.

10)Лютеций - Lu. На латыни "лютеция" - это Париж, поэтому в честь этого красивого города и назван элемент.

11) Гафний - Hf. В честь Копенгагена, который на латыни звучит, как "хафния".

 12)Полоний - Po. В честь Польши.

13)Америций - Am. В честь Америки.

14)Калифорний - Cf. В честь Американского штата Калифорния.

15) Франций - Fr. В честь страны Франции.

4.2.Практическая часть.   Занимательный опыт "пороховой вулкан"(видеоопыт).

Пороховой вулкан. (Реакция калиевой селитры с углем и серой) 
    Закрепите в штативе металлическое кольцо и поставьте в него фарфоровую выпарную чашку. Поместите в чашку 5-10 г нитрата калия КNO3 и расплавьте содержимое в пламени горелки. Отставьте горелку в сторону и раскалите в ее пламени кусочек древесного угля (размером около 1 см). После чего бросьте уголек в расплав. 
Уголь сразу же начинает ярко гореть, при этом он будет бегать по поверхности расплава и подпрыгивать. Теперь высыпьте в расплав половину чайной ложки порошка серы. Появятся яркое желто-белое пламя и белый дым оксидов серы. Все это напоминает активное извержение вулкана. Опыт будет выглядеть особенно эффектно, если показывать его в сумерках или ночью на открытом воздухе. Обратите внимание: серу нужно добавить до того, как сгорит уголь.
 
Реакции угля и серы с нитратом калия можно выразить уравнениями: 
4КNO
3 + 5С = 2К2CO3 + 2N2 + 3CO2 
2КNO
3 + 4S = К2S + N2 + 3SO2 
При взаимодействии КNO
3 и серы также могут образовываться К2SO4 и SO3. 
Смесь из 75% нитрата калия, 10% серы и 15% угля называется черным порохом
 . Черный порох был известен еще в древнем Китае и многие века служил основным взрывчатым веществом. 
Техника по безопасности :Выполняя опыт, будьте осторожны: раскаленный уголь и брызги расплавленной серы нередко вылетают из чашки. Поэтому перед опытом нужно надеть защитные очки, а после начала горения отойти на расстояние полтора-два метра. Ни в коем случае нельзя наклоняться над чашкой и прикасаться к ней, пока процесс не закончится и все вещества не остынут. Рядом не должно быть никаких легковоспламеняемых материалов. 
Данный эксперимент выглядит гораздо красивее при выполнении его в широкой пробирке .

5 этап.     Оценочно-рефлексивный. Подведение итога урока. Выставление оценок, их аргументация.

 5.1  Оцениваем свои знания:

Учитель подводит итого урока, выясняет, кто из учащихся набрал максимальное количество баллов, тот и победитель, остальные получили оценки, согласно шкале баллов. 

Ф.И.О учащегося

Конкурсы

Максимальное количество баллов

Заработанные баллы

1. Организационный этап

  1. Распределение по классам

  1. Химическое лото.

  1. Составь уравнение.

II. Операционно-исполнительский этап

  1. Распределение по классам

  1. Химическое лото

  1. «Составь уравнение»

III.Межпредметная связь.

  1. «Это интересно»

  1. Практическая часть

5.2.  Домашнее задание.

Подготовить презентацию «Неорганические вещества». Составить 5 схем уравнений химических реакций, правильно расставить коэффициенты и тип химической реакции.

5.3.  Рефлексия.

Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

Урок                               Я на уроке                            Итог

1. интересно             1. работал                           1. понял материал

2. скучно                       2. отдыхал                        2. узнал больше, чем знал                            

3.безразлично             3.помогал другим             3. не понял

   

Аннотация к уроку по химии 8 класса « Классификация неорганических веществ».

         Урок  химии в 8 классе проводится в нетрадиционной форме по теме

 « Классификация неорганических веществ», основными целями которого являются:

- закрепление и систематизация знаний учащихся , полученных  при изучении  основных классов  неорганических веществ;

-   повторение взаимосвязи химических элементов и их соединений;

-  воспитание  учащихся процессу объективного самооценивания своих знаний и развитие у учащихся осознанного интереса к данному предмету.

        Тип ресурса: ЦОРы.

Тип урока: нетрадиционный урок  обобщения  и систематизация изученного материала с  применением  современных информационных технологий - программы Microsoft Power Point.  

     Для достижения цели необходимо использовать закрепление материала в форме фронтальной беседы и упражнений.

      Урок построен из следующих этапов:
1.Этап организации. Взаимное приветствие учителя и учеников сразу создало доброжелательную атмосферу. Озвучивание темы и порядка работы на данном уроке настроило на рабочий лад.
2.Этап актуализации знаний.  . Учащиеся с большим интересом отвечали на вопросы викторины, и этот дополнительный материал помог расширить кругозор учащихся.

3.Операционно-исполнительский этап. Цель - подготовить учащихся к обобщению  и повторению  материала на основе имеющихся знаний. Метод – фронтальный.
4. Этап межпредметной связи и практического навыка. Я включила в эту часть  разные методы .Проведена фронтальная беседа на основе опорных знаний, выполнение занимательного опыта « пороховой вулкан».  На этом этапе воспитывались коммуникативные навыки, так как ученики работали в мини-группах.        

 5.Этап подведения итогов. Учащиеся закрепляют знания по основным классам неорганических веществ и получают по заработанным баллам соответствующие оценки взаимопроверкой листов оценивания.              

  Рекомендуется проводить уроки такого типа в классах с целью , которые воспитывают  у учащихся процесс объективного самооценивания своих знаний и развивается интерес к предмету химия.

Самоанализ урока химии на тему: « Классификация неорганических веществ».

Данный урок проводился в 8 классе, в котором обучаются 9 учащихся. В целом класс по степени восприятия информации и уровню мыслительной деятельности можно охарактеризовать как  средний: при этом в классе дети отличаются по уровню развития, в связи с чем, при работе необходимо учитывать возможности каждого ученика.

По темпераменту класс достаточно спокойный, проблем с дисциплиной практически никогда не возникает, дети очень внимательно, доброжелательно и с уважением относятся друг к другу, у детей в классе высоко развиты навыки самообладания и самоорганизации.

Урок «Классификация неорганических веществ» является шестым по теме «Химические свойства основных классов неорганических веществ». На данном уроке должна быть прослежена четкая  взаимосвязь с предыдущими темами, в частности, учащиеся должны знать классификацию неорганических веществ, уметь определять класс вещества по соответствующим признакам, записывать уравнения химических реакций, отражающих их химические свойства.

Тип урока: нетрадиционный урок  обобщения  и систематизации изученного материала с   использованием современных информационных технологий - программы Microsoft Power Point.  

Целью данного урока было создание условий для  закрепления и систематизирования знаний учащихся , полученных  при изучении  основных классов  неорганических веществ с  показом взаимосвязи химических элементов и веществ через таблицу Д.И.Менделеева.

На уроке использовалась система методов  (упражнения, мозговой штурм, лабораторная работа, создание схем) и приемов (словесная и наглядная передача учебной информации, обмен информации между учителем и детьми, организация мини-групповой работы,  работа с учебником, самостоятельное выполнение задания), позволяющих достичь поставленные  цели.

      На уроке реализовались разнообразные формы работы (индивидуальная работа, работа в парах,  обобщение  учебного материала осуществлялось как на теоретическом, так и на практическом уровне).

   Цели, поставленные на уроке, достигнуты. Этому способствовала выбранная мною структура урока и его содержание. Обобщение материала шло в логической последовательности от конкретных фактов к формулированию выводов. Удачно использовалась слайд-презентация для переключения внимания и быстроты выполнения упражнений. Смена видов деятельности на уроке способствовала повышению работоспособности учащихся.  Я думаю, что знания, полученные на уроке, помогут успешно освоить в дальнейшем весь материал темы.

Анкета- заявка

на участие в конкурсе

«Информационные технологии в образовании».

1.Фамилия,имя,отчество автора (полностью):  Монгуш Валентина Базыр-ооловна.

2.Место работы: МБОУ  Ийменская  СОШ  Дзун-Хемчикского района

Полный адрес: индекс:668115                     город( село)село Ийме

Улица : Ленина 7             телефон; факс____________________

E- mail:       tyva_school_140@mail.ru                                (указать обязательно)

3.Должность: учитель химии

4.Педагогический стаж работы: 24

5.Класс; 8 класс

6.Контактная информация

Телефон______________сотовый телефон: 8-923-267-35-38

E- mail:       mongush-valentina@mail.ru                               

                                                                                             (указать обязательно)

                                                                   Дата заполнения: 30.04.2015г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ХИМИЯ 8 класс Урок-калейдоскоп знаний на тему: « Классификация неорганических веществ».

Слайд 2

Тип урока : Нетрадиционный урок обобщения и систематизации изученного материала с применением ИКТ. Дидактическая цель урока: Закрепить и систематизировать знания обучающихся , полученные при изучении основных классов неорганических веществ. Показать взаимосвязь химических элементов и веществ через таблицу Д.И.Менделеева.

Слайд 3

Назовите химические элементы, знаки которых указаны на слайде, и из первых букв составить фразу, которая является девизом урока. Au N е AI Na Ih Eu - Sc I Li N

Слайд 5

Викторина по теме "Металлы на пути к Победе". 1. Какие металлы содержатся в гильзе артиллерийского снаряда? 2. Какой металл называют воплощением надежд и тревог? 3. Какой металл может «болеть чумой»? 4. В чем секрет самурайских мечей? 5. Какой металл и почему называют "крылатым"? 6. Какой металл добавляется в сталь для придания танкам Т-34 особой прочности брони? 7. Какой металл используют для изготовления пуль для ружей и пистолетов? 8. Из какого металла изготавливалась посуда для офицеров войска Александра Македонского? 9. Какой металл А.Е. Ферсман назвал "металлом консервной банки"?

Слайд 7

1. Распределите неорганические вещества по классам: Н 2 SO 4; K 2 O; AI(OH) 3;. HCI; CuCI 2 ; AI 2 O 3 MgSO 4; LiOH ; BaO ; Na 2 CO 3; HNO 3 :Fe(OH) 3 оксиды основания кислоты соли

Слайд 8

Проверь себя: оксиды основания кислоты соли K 2 O BaO AI 2 O 3 AI ( OH ) LiOH Fe(OH) 3 Н 2 SO 4 HCI HNO 3 Na 2 CO 3; MgSO 4 CuCI 2

Слайд 9

Химическое лото: H 2 SO 4 LiOH HNO 3 B а CO 3 AI 2 O 3 К 2 О Na С l Cu ( OH ) 2 H 3 Р O 4

Слайд 10

«Составь-ка уравнения скорей.» а) Са - СаО - Са (ОН) 2 -Са 3 (РО 4 ) 2 б) Си - СиО - СиС I 2 - Си(ОН) 2 - СиО / Си

Слайд 11

межпредметная связь. Химия и география . «Это интересно…» Найдите в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева элементы, связанные с названием городов, стран, материков.

Слайд 12

Опыт «пороховой вулкан» Реактивы: Нитрат калия(5-10г) Кусок древесного угля(размер 1 см) Порошок серы(чайная ложка)

Слайд 13

РЕФ ЛЕК СИЯ : Урок Я на уроке Итог 1. интересно 1. работал 1. понял материал 2. скучно 2. отдыхал 2. узнал больше, чем знал 3.безразлично 3.помогал другим 3. не понял


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по химии в 11 классе по теме «Химические реакции в органической химии».

Разработка урока в 11 классе в свете подготовки к ЕГЭ по химии....

Бинарный урок по химии и физике "Основные понятия химии и физики" (брейн-ринг)

Тип урока: обобщающий, бинарный, с элементами ИКТФорма урока: брейн-рингЦель: повторение и обощение знаний об основных химических  и физических понятиях.Задачи: актуализация знаний учащихсяобощен...

Презентация урока по химии "Бытовая химия"

Изучение влияние препаратов бытовой химии на здоровье человека....

Открытый урок по химии в 8 классе Тема урока: «Предмет химии. Вещества и их свойства»

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся понятий “химия ”, “вещество”, “химический элемент”, “простые вещества ”, “сложные вещества”,  “свойства веществ”.Задачи урока:обучающие: со...

Технологическая карта урока по химии "Химия - часть естествознания. Предмет химии. Вещества"

Теннологическая карта урока по химии в 8 классе  "Химия - часть естествознания. Предмет химии. Вещества", УМК Габриелян О.С...