урок по химии 8 кл
план-конспект урока по химии (8 класс)
урок по химии 8 кл
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_himii_8_kl.docx | 40.13 КБ |
urok-_kaleydoskop_himiya_8_kl.pptx | 1007.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-калейдоскоп знаний по химии на тему « Классификация неорганических веществ». ( 8 класс.)
Тип ресурса: ЦОРы.
Тип урока: Нетрадиционный урок обобщения и систематизации изученного материала с применением современных информационных технологий - программы Microsoft Power Point.
Дидактическая цель урока: Закрепить и систематизировать знания обучающихся , полученные при изучении основных классов неорганических веществ. Показать взаимосвязь химических элементов и веществ через таблицу Д.И.Менделеева.
Психологическая цель: создание комфортного микроклимата для каждого обучающегося.
Задачи урока:
Образовательные:
• Организовать деятельность обучающихся по закреплению знаний об основных классах неорганических веществ, опираясь на ранее полученные знания.
•Создать условия для повышения познавательной активности и самостоятельности, обучающихся в приобретении новых знаний и умений в ходе работы с сетью Интернет, с компьютером.
•Углубить знания обучающихся по данной теме и приобрести новые знания, способствующие расширению кругозора и развитию эрудиции.
Развивающие:
•Развивать общеучебные умения и навыки (планирование ответа, логически рассуждать, применять свои знания на практике).
•Развивать самостоятельность, волю, умение преодолевать трудности в учении, логическое мышление.
•Развивать у обучающихся критическое мышление; умение сравнивать и анализировать, классифицировать объекты и явления, мыслить абстрактно.
•Способствовать развитию и совершенствованию практических навыков работы в сети Интернет, составлению публикаций Publisher и презентации Power Point, создавать проекты.
Воспитательные:
•Воспитывать коллективизм, умение работать в группе, проводить рефлексию собственной деятельности.
•Воспитывать ответственность за выполненную работу, самокритичность, взаимоподдержку и умение выступать перед аудиторией.
•Формирование химической культуры.
Оборудование: Компьютер, видеопроектор, магнитно-маркерная доска, набор химических реактивов, карточки с названием химических веществ, раздаточный материал (настольная таблица Д.И.Менделеева, оценочный лист баллов).
Применяемые технологии: Урок построен с использованием современных информационных технологий - программы Microsoft Power Point. Презентация происходит в виде сменяющихся слайдов. Урок построен на основе личностно-ориентированного подхода в условиях гуманизации обучения.
Применяемые методы: •информационно - иллюстративный,
•частично-поисковый,
•проектный и репродуктивный
Формы организации обучения: Сочетание фронтальной, групповой, парной и индивидуальной работы.
Ход и содержание урока:
1. Организационный этап. Организация класса. Постановка познавательных задач к уроку.
2 этап урока. Актуализация знаний:
2.1.Учащиеся должны назвать химические элементы, знаки которых указаны на слайде, и из первых букв составить фразу, которая является девизом урока.
Au Nе AI Na Ih Eu - Sc I Li N ( Знание- сила.)
2.2. Учитель: Приближается День Победы. Это один из самых волнующих праздников в нашей стране. 70 лет назад, 9 мая 1945 года, окончилась Великая Отечественная война. Наш народ отстоял свою землю. Тогда, в мае 1945 года, перестала литься кровь защитников Родины и народ стал возвращаться к забытой и дорогой мирной жизни.
9 мая. Этот день навеки останется в истории человечества. 70 лет промчались, но не забудется дата такая. В памяти каждого это осталось – 1945-й год, 9 мая! День всенародного ликования, радости, но радости со слезами на глазах…
Сегодня мы с гордостью признаем, что советские ученые тоже внесли свой вклад в победу над фашистской Германией. Ученые-химики создавали новые способы производства взрывчатых веществ, топлива для реактивных снарядов “Катюш”, высокооктановых бензинов, каучука, материалов для изготовления броневой стали, легких сплавов для авиации, лекарственных препаратов. Опираясь на знания, полученные в предыдущих уроках, ответьте на вопросы викторины.
Викторина по теме "Металлы на пути к Победе".
За правильный ответ 1 балл.
1. Какие металлы содержатся в гильзе артиллерийского снаряда? (Гильзы патронов и артиллерийских снарядов обычно желтого цвета. Они сделаны из латуни – сплава меди (68%) с цинком (32 %).
2. Какой металл называют воплощением надежд и тревог? (железо, №26)
3. Какой металл может "болеть чумой"? (Олово, №50)
4. В чем секрет самурайских мечей? (Введение молибдена в состав сталей в сочетании с хромом или вольфрамом необычайно повышает их твердость. Молибденовая сталь прочна, остра, тверда, гибка).
5. Какой металл и почему называют "крылатым"? ( Алюминий, №13, его сплавы с Mg, Mn, Be, Na, Si используются в самолетостроении).
6. Какой металл добавляется в сталь для придания танкам Т-34 особой прочности брони? (Никель, №28)
7. Какой металл используют для изготовления пуль для ружей и пистолетов? (Свинец, №82)
8. Из какого металла изготавливалась посуда для офицеров войска Александра Македонского? .
9. Какой металл А.Е. Ферсман назвал "металлом консервной банки"? (Олово, №5).
3 этап урока. Операционно-исполнительский.
3.1. Распределите неорганические вещества по классам:
Н2SO4; K2 O; AI(OH)3;. HCI; CuCI2; AI2O3
MgSO4; LiOH; BaO ; Na2 CO3; HNO3:Fe(OH)3
оксиды | основания | кислоты | соли |
Проверь себя;
оксиды | основания | кислоты | соли |
K2 O BaO AI2O3 | AI(OH)3 LiOH Fe(OH)3 | Н2SO4 HCI HNO3 | Na2 CO3; MgSO4 CuCI2; |
3. 2. Химическое лото:
H 2SO4 | LiOH | HNO3 |
BаCO3 | AI2O3 | К 2О |
NaСl | Cu(OH)2 | H3 РO4 |
На магнитной доске записаны данные формулы. Ученик из перечня карточек с названиями выбирает соответствующие, и магнитом прикрепляет под формулами.
Хлорид натрия | Оксид калия | Серная кислота | Гидроксид меди (2) | Оксид алюминия |
Фосфорная кислота | Карбонат бария | Гидроксид лития | Азотная кислота |
3.3. «Составь-ка уравнения скорей.»
Задания более сложного варианта. Учащиеся должны показать знания на составления уравнений реакций, определения их типов, и номенклатуру полученных веществ.
а) Са СаО Са(ОН)2 Са3(РО4)2
б) Си СиО СиСI2 Си(ОН)2 СиО
Си
4 этап урока.Межпредметная связь. Химия и география.
4.1.«Это интересно…» Найдите в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева элементы, связанные с названием городов, стран, материков.
Ответы:1) Магний - Mg. На побережье Эгейского моря есть город Магнесия. Именно он и стал прототипом для имени данного элемента.
2) Скандий - Sc. Увековечил Скандинавию, что и отражает как латинское, так и русское название.
3) Медь - Cu. На латыни произносится как cuprum, отсюда объяснение названию: в честь острова Кипр.
4)Галлий - Ga. В честь страны Франции, так как на латыни ее название "галлия".
5) Германий - Ge. Очевидно, что назван в честь страны Германии.
6) Стронций - Sr. Не только страны и города, но и деревни удостаиваются чести быть увековеченными в названии химического элемента. Назван в честь деревни в Шотландии Строншиан.
7) Иттрий - Y в честь деревни Иттербю в Швеции.
8) Рутений - Ru. Россия - символ этого элемента.
9) Европий - Eu. В честь всей Европы.
10)Лютеций - Lu. На латыни "лютеция" - это Париж, поэтому в честь этого красивого города и назван элемент.
11) Гафний - Hf. В честь Копенгагена, который на латыни звучит, как "хафния".
12)Полоний - Po. В честь Польши.
13)Америций - Am. В честь Америки.
14)Калифорний - Cf. В честь Американского штата Калифорния.
15) Франций - Fr. В честь страны Франции.
4.2.Практическая часть. Занимательный опыт "пороховой вулкан"(видеоопыт).
Пороховой вулкан. (Реакция калиевой селитры с углем и серой)
Закрепите в штативе металлическое кольцо и поставьте в него фарфоровую выпарную чашку. Поместите в чашку 5-10 г нитрата калия КNO3 и расплавьте содержимое в пламени горелки. Отставьте горелку в сторону и раскалите в ее пламени кусочек древесного угля (размером около 1 см). После чего бросьте уголек в расплав.
Уголь сразу же начинает ярко гореть, при этом он будет бегать по поверхности расплава и подпрыгивать. Теперь высыпьте в расплав половину чайной ложки порошка серы. Появятся яркое желто-белое пламя и белый дым оксидов серы. Все это напоминает активное извержение вулкана. Опыт будет выглядеть особенно эффектно, если показывать его в сумерках или ночью на открытом воздухе. Обратите внимание: серу нужно добавить до того, как сгорит уголь.
Реакции угля и серы с нитратом калия можно выразить уравнениями:
4КNO3 + 5С = 2К2CO3 + 2N2 + 3CO2
2КNO3 + 4S = К2S + N2 + 3SO2
При взаимодействии КNO3 и серы также могут образовываться К2SO4 и SO3.
Смесь из 75% нитрата калия, 10% серы и 15% угля называется черным порохом . Черный порох был известен еще в древнем Китае и многие века служил основным взрывчатым веществом.
Техника по безопасности :Выполняя опыт, будьте осторожны: раскаленный уголь и брызги расплавленной серы нередко вылетают из чашки. Поэтому перед опытом нужно надеть защитные очки, а после начала горения отойти на расстояние полтора-два метра. Ни в коем случае нельзя наклоняться над чашкой и прикасаться к ней, пока процесс не закончится и все вещества не остынут. Рядом не должно быть никаких легковоспламеняемых материалов.
Данный эксперимент выглядит гораздо красивее при выполнении его в широкой пробирке .
5 этап. Оценочно-рефлексивный. Подведение итога урока. Выставление оценок, их аргументация.
5.1 Оцениваем свои знания:
Учитель подводит итого урока, выясняет, кто из учащихся набрал максимальное количество баллов, тот и победитель, остальные получили оценки, согласно шкале баллов.
Ф.И.О учащегося | ||
Конкурсы | Максимальное количество баллов | Заработанные баллы |
1. Организационный этап | ||
| ||
| ||
| ||
II. Операционно-исполнительский этап | ||
| ||
| ||
| ||
III.Межпредметная связь. | ||
| ||
|
5.2. Домашнее задание.
Подготовить презентацию «Неорганические вещества». Составить 5 схем уравнений химических реакций, правильно расставить коэффициенты и тип химической реакции.
5.3. Рефлексия.
Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.
Урок Я на уроке Итог
1. интересно 1. работал 1. понял материал
2. скучно 2. отдыхал 2. узнал больше, чем знал
3.безразлично 3.помогал другим 3. не понял
Аннотация к уроку по химии 8 класса « Классификация неорганических веществ».
Урок химии в 8 классе проводится в нетрадиционной форме по теме
« Классификация неорганических веществ», основными целями которого являются:
- закрепление и систематизация знаний учащихся , полученных при изучении основных классов неорганических веществ;
- повторение взаимосвязи химических элементов и их соединений;
- воспитание учащихся процессу объективного самооценивания своих знаний и развитие у учащихся осознанного интереса к данному предмету.
Тип ресурса: ЦОРы.
Тип урока: нетрадиционный урок обобщения и систематизация изученного материала с применением современных информационных технологий - программы Microsoft Power Point.
Для достижения цели необходимо использовать закрепление материала в форме фронтальной беседы и упражнений.
Урок построен из следующих этапов:
1.Этап организации. Взаимное приветствие учителя и учеников сразу создало доброжелательную атмосферу. Озвучивание темы и порядка работы на данном уроке настроило на рабочий лад.
2.Этап актуализации знаний. . Учащиеся с большим интересом отвечали на вопросы викторины, и этот дополнительный материал помог расширить кругозор учащихся.
3.Операционно-исполнительский этап. Цель - подготовить учащихся к обобщению и повторению материала на основе имеющихся знаний. Метод – фронтальный.
4. Этап межпредметной связи и практического навыка. Я включила в эту часть разные методы .Проведена фронтальная беседа на основе опорных знаний, выполнение занимательного опыта « пороховой вулкан». На этом этапе воспитывались коммуникативные навыки, так как ученики работали в мини-группах.
5.Этап подведения итогов. Учащиеся закрепляют знания по основным классам неорганических веществ и получают по заработанным баллам соответствующие оценки взаимопроверкой листов оценивания.
Рекомендуется проводить уроки такого типа в классах с целью , которые воспитывают у учащихся процесс объективного самооценивания своих знаний и развивается интерес к предмету химия.
Самоанализ урока химии на тему: « Классификация неорганических веществ».
Данный урок проводился в 8 классе, в котором обучаются 9 учащихся. В целом класс по степени восприятия информации и уровню мыслительной деятельности можно охарактеризовать как средний: при этом в классе дети отличаются по уровню развития, в связи с чем, при работе необходимо учитывать возможности каждого ученика.
По темпераменту класс достаточно спокойный, проблем с дисциплиной практически никогда не возникает, дети очень внимательно, доброжелательно и с уважением относятся друг к другу, у детей в классе высоко развиты навыки самообладания и самоорганизации.
Урок «Классификация неорганических веществ» является шестым по теме «Химические свойства основных классов неорганических веществ». На данном уроке должна быть прослежена четкая взаимосвязь с предыдущими темами, в частности, учащиеся должны знать классификацию неорганических веществ, уметь определять класс вещества по соответствующим признакам, записывать уравнения химических реакций, отражающих их химические свойства.
Тип урока: нетрадиционный урок обобщения и систематизации изученного материала с использованием современных информационных технологий - программы Microsoft Power Point.
Целью данного урока было создание условий для закрепления и систематизирования знаний учащихся , полученных при изучении основных классов неорганических веществ с показом взаимосвязи химических элементов и веществ через таблицу Д.И.Менделеева.
На уроке использовалась система методов (упражнения, мозговой штурм, лабораторная работа, создание схем) и приемов (словесная и наглядная передача учебной информации, обмен информации между учителем и детьми, организация мини-групповой работы, работа с учебником, самостоятельное выполнение задания), позволяющих достичь поставленные цели.
На уроке реализовались разнообразные формы работы (индивидуальная работа, работа в парах, обобщение учебного материала осуществлялось как на теоретическом, так и на практическом уровне).
Цели, поставленные на уроке, достигнуты. Этому способствовала выбранная мною структура урока и его содержание. Обобщение материала шло в логической последовательности от конкретных фактов к формулированию выводов. Удачно использовалась слайд-презентация для переключения внимания и быстроты выполнения упражнений. Смена видов деятельности на уроке способствовала повышению работоспособности учащихся. Я думаю, что знания, полученные на уроке, помогут успешно освоить в дальнейшем весь материал темы.
Анкета- заявка
на участие в конкурсе
«Информационные технологии в образовании».
1.Фамилия,имя,отчество автора (полностью): Монгуш Валентина Базыр-ооловна.
2.Место работы: МБОУ Ийменская СОШ Дзун-Хемчикского района
Полный адрес: индекс:668115 город( село)село Ийме
Улица : Ленина 7 телефон; факс____________________
E- mail: tyva_school_140@mail.ru (указать обязательно)
3.Должность: учитель химии
4.Педагогический стаж работы: 24
5.Класс; 8 класс
6.Контактная информация
Телефон______________сотовый телефон: 8-923-267-35-38
E- mail: mongush-valentina@mail.ru
(указать обязательно)
Дата заполнения: 30.04.2015г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тип урока : Нетрадиционный урок обобщения и систематизации изученного материала с применением ИКТ. Дидактическая цель урока: Закрепить и систематизировать знания обучающихся , полученные при изучении основных классов неорганических веществ. Показать взаимосвязь химических элементов и веществ через таблицу Д.И.Менделеева.
Назовите химические элементы, знаки которых указаны на слайде, и из первых букв составить фразу, которая является девизом урока. Au N е AI Na Ih Eu - Sc I Li N
Викторина по теме "Металлы на пути к Победе". 1. Какие металлы содержатся в гильзе артиллерийского снаряда? 2. Какой металл называют воплощением надежд и тревог? 3. Какой металл может «болеть чумой»? 4. В чем секрет самурайских мечей? 5. Какой металл и почему называют "крылатым"? 6. Какой металл добавляется в сталь для придания танкам Т-34 особой прочности брони? 7. Какой металл используют для изготовления пуль для ружей и пистолетов? 8. Из какого металла изготавливалась посуда для офицеров войска Александра Македонского? 9. Какой металл А.Е. Ферсман назвал "металлом консервной банки"?
1. Распределите неорганические вещества по классам: Н 2 SO 4; K 2 O; AI(OH) 3;. HCI; CuCI 2 ; AI 2 O 3 MgSO 4; LiOH ; BaO ; Na 2 CO 3; HNO 3 :Fe(OH) 3 оксиды основания кислоты соли
Проверь себя: оксиды основания кислоты соли K 2 O BaO AI 2 O 3 AI ( OH ) LiOH Fe(OH) 3 Н 2 SO 4 HCI HNO 3 Na 2 CO 3; MgSO 4 CuCI 2
Химическое лото: H 2 SO 4 LiOH HNO 3 B а CO 3 AI 2 O 3 К 2 О Na С l Cu ( OH ) 2 H 3 Р O 4
«Составь-ка уравнения скорей.» а) Са - СаО - Са (ОН) 2 -Са 3 (РО 4 ) 2 б) Си - СиО - СиС I 2 - Си(ОН) 2 - СиО / Си
межпредметная связь. Химия и география . «Это интересно…» Найдите в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева элементы, связанные с названием городов, стран, материков.
Опыт «пороховой вулкан» Реактивы: Нитрат калия(5-10г) Кусок древесного угля(размер 1 см) Порошок серы(чайная ложка)
РЕФ ЛЕК СИЯ : Урок Я на уроке Итог 1. интересно 1. работал 1. понял материал 2. скучно 2. отдыхал 2. узнал больше, чем знал 3.безразлично 3.помогал другим 3. не понял
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по химии в 11 классе по теме «Химические реакции в органической химии».
Разработка урока в 11 классе в свете подготовки к ЕГЭ по химии....
ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ПО ХИМИИ НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ VII класс
В помощь учителю...
Бинарный урок по химии и физике "Основные понятия химии и физики" (брейн-ринг)
Тип урока: обобщающий, бинарный, с элементами ИКТФорма урока: брейн-рингЦель: повторение и обощение знаний об основных химических и физических понятиях.Задачи: актуализация знаний учащихсяобощен...
Презентация урока по химии "Бытовая химия"
Изучение влияние препаратов бытовой химии на здоровье человека....
Открытый урок по химии в 8 классе Тема урока: «Предмет химии. Вещества и их свойства»
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся понятий “химия ”, “вещество”, “химический элемент”, “простые вещества ”, “сложные вещества”, “свойства веществ”.Задачи урока:обучающие: со...
Технологическая карта урока по химии "Химия - часть естествознания. Предмет химии. Вещества"
Теннологическая карта урока по химии в 8 классе "Химия - часть естествознания. Предмет химии. Вещества", УМК Габриелян О.С...