Урок по теме "Скорость химических реакций" 11 класс
учебно-методический материал по химии (11 класс)

Лазарева Елена Ивановна

Комбинированный урок с использованием ИКТ и проблено-экспериментального метода обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skorost_himicheskih_reaktsiy.docx29.79 КБ

Предварительный просмотр:

        МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                                                                                                СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА №30 имени А.И.Колдунова                                                                                                                                       Московская область Ногинский район г.Электроугли ул. Маяковского д.34                                                                                                         тел.8(496)5-1-3-21-39                            

 

Урок. Скорость  химических реакций.       
Цели урока:

образовательные:

-сформировать у учащихся основные представления о скорости реакции и факторов, влияющих на скорость;

-продолжить формирование у учащихся навыков самостоятельной исследовательской работы, умения делать выводы, обобщать результаты эксперимента;

-стимулировать познавательную активность учащихся путём создания проблемной ситуации;

-развивать умение анализировать, делать предположения, выводы.

развивающие:

 -развивать умение анализировать, делать предположения, выводы.

-развивать основные компетенции  учащихся:

- умение принимать правильное решение;

-брать ответственность на себя;

воспитывающие:

- умение работать в группе;

- считаться с мнением других членов группы;

-радоваться успехам других, сопереживать неудачи.

Задачи:

-сформулировать понятие скорости химической реакции;

-рассмотреть влияние различных факторов на скорость реакции;

-развивать экспериментальные умения и научное мышление учащихся в процессе установления причинно- следственных связей, сравнения и наблюдения объектов и процессов, применения знаний и умений в новых ситуациях.

Методы обучения:

- объяснительно- иллюстративный

- проблемно- поисковый

- репродуктивный

-демонстрационные и лабораторные опыты (экспериментальный)

- использование ИКТ

Приёмы обучения:

- постановка проблемных вопросов

-эксперимент

Оборудование и реактивы:   на столах для работы по группам набор реактивов.

Учебно- наглядные пособия: видеоопыты

На доске:

  Тема урока: Скорость химической  реакции. Факторы, влияющие на скорость.

Задачи исследования: 1. Дать определение понятию скорости химической реакции.

2. Экспериментально выявить факторы, влияющие на скорость.

Ход урока.

Объяснение учителя

Действия учителя и учеников

 

Учитель: Начало урока. Запись темы урока.

  Реакции протекают с разной скоростью. Действительно, одни реакции идут медленно- образование ржавчины на железном гвозде, другие быстро, часто со взрывом.

Для полного гниения брошенной в лесу газеты нужен 1 год, ржавления консервной банки-10 лет, стекло практически не разрушается в течение столетий.

Но вы можете меня спросить: А какая нам разница, с какой скоростью идут реакции. Неужели это так важно.

Да, ребята , это важно . Неслучайно , есть специальная наука-

Химическая кинетика-раздел химической науки, которая изучает скорость реакции и условия, влияющие на неё.

Если химические реакции происходят в однородной среде, то взаимодействие реагирующих веществ происходит во всем объеме. Такие реакции называют гомогенными.

Если реакция идет между веществами, находящимися в разных агрегатных состояниях, то она проходит только на поверхности соприкосновения веществ. Такие реакции называют гетерогенными.

Что такое скорость реакции и можно ли ей управлять. Попробуем ответить на эти вопросы на нашем сегодняшнем уроке

Итак, перед нами две задачи:

  1. Дать определение понятию « скорость химической реакции».

Стр.60 - 61

А сейчас приступим к выполнению второй задачи. Мы должны выяснить, каким образом можно влиять на скорость реакции.

Факторы, влияющие на скорость химической реакции:

Природа реагирующих веществ;

2Na + H2O = 2NaOH + H2

Fe + H2O =

             Площадь поверхности соприкосновения реагирующих веществ;

             CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + CO2 + H2O

             А) кусок мела

            Б)порошок мела

Концентрация реагирующих веществ;

Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2

А) р-р HCl 1:2

Б)р-р HCl 1:5

Стр.63. 

Запишите кинетические уравнения для реакций:

2 (г)+ О2 (г)= 2Н2О (г)

С2Н 4(г)+Н 2(г)= С 2Н4(г)

2Си(т) + О2 (г)= 2СиО (т)

2NO (г) + О2 (г)= 2NO 2(г)

Задача. Вычислить, во сколько раз увеличится скорость реакции

2NO + O2 = 2NO2, если повысить концентрацию NO 2 раза.

V = k [ NO]2[O2]

V = k [2NO]2[O2] = 4

Задача. Вычислить, как изменится скорость химической реакции

2NO + O2 = 2NO2

А)при уменьшении концентрации исходных веществ в три раза;

Температура (познакомить с правилом Вант-Гоффа);

2Сu + O2 = 2CuO

Стр.69

Правило Вант-Гоффа математически выражается следующей формулой:

                y  – температурный коэффициент.

Задача.

1.Для реакции были взяты вещества при температуре 400С, а затем их нагрели до 700С. Как изменится скорость химической реакции , если температурный коэффициент её равен 2?

            Задача. Как изменится скорость химической реакции при охлаждении системы от 100° С до 50° С, если температурный коэффициент скорости химической реакции равен 2?

Задача. При температуре 10 некоторая реакция заканчивается через 32 мин. Вычислить, через какое время закончится эта реакция при температуре 50. Температурный коэффициент скорости реакции равен 3.

5.Наличие катализатора.

 Катализаторы – вещества, повышающие скорость химических реакций, но состав и количество которых в конце реакции остаётся неизменным.

Ингибиторы – вещества, замедляющие скорость химических реакций, но состав и количество которых в конце реакции остаётся неизменным.

Активация мыслительной деятельности. Прослушивание арабской притчи «Восемнадцатьверблюдов»:

Жил когда-то на Востоке человек, который разводил верблюдов. Всю жизнь он работал, а когда состарился, то позвал к себе сыновей и сказал:
«Дети мои! Я стал стар и немощен и скоро умру. После моей смерти разделите оставшихся верблюдов так, как я вам скажу. Ты, старший сын, работал больше всех — возьми себе половину верблюдов. Ты, средний сын, только начал мне помогать — возьми себе третью часть. А ты, младший, возьми девятую часть».
Прошло время, и старик умер. Тогда сыновья решили разделить наследство так, как завещал им отец. Они выгнали стадо на большое поле, пересчитали, и оказалось, что в стаде всего семнадцать верблюдов. И нельзя было разделить их ни на 2, ни на 3, ни на 9! Что было делать — никто не знал. Стали сыновья спорить, и каждый предлагал своё решение. И они уже устали спорить, но так и не пришли к общему решению.
В это время ехал мимо путник на своём верблюде. Услышав крик и спор, он спросил: «Что случилось?»
И сыновья рассказали о своей беде. Путник слез с верблюда, пустил его в стадо и сказал: «А теперь разделите верблюдов, как велел отец».
И так как верблюдов стало 18, то старший сын взял себе половину, то есть 9, средний — треть, то есть 6 верблюдов, а младший девятую часть, то есть двух верблюдов. И когда они разделили, таким образом, стадо, в поле остался ещё один верблюд, потому что 9+6+2 равно 17.
А путник сел на своего верблюда и поехал дальше.

Какова роль восемнадцатого верблюда? И какая связь этой притчи с темой нашего урока?

 Биологические катализаторы – ферменты.

Лабораторный опыт: В две чашки  помещаем перекись водорода, в первую чашку помещаем кусочек вареной моркови, в другую – морковный сок

Вывод: Бурное выделение кислорода  показывает действие фермента каталазы, содержащегося в растительных и животных клетках. При варке каталаза разрушается, поэтому в  пробирках с вареной морковью выделения кислорода не происходит.

Пероксид водорода – ядовитое вещество, образующееся в клетке в процессе жизнедеятельности. Принимая участие в обезвреживании ряда токсических веществ, оно может вызвать самоотравление (денатурацию белков, в частности, ферментов). Накоплению Н2О2 препятствует фермент каталаза, распространенный в клетках, способных существовать в кислородной атмосфере. Фермент каталаза, расщепляя Н2О2 на воду и кислород, играет защитную роль в клетке.

Запись темы.

Термин записан на доске.

 Учащиеся приводят примеры гомогенных и гетерогенных

реакций.

Учащиеся дают определение и пишут формулу скорости реакции

Запись на доске

Запись в тетради

Видеоопыт

Видеоопыт

Видеоопыт

Работа с книгой

Посмотреть запись кинетического уравнения реакции

Видеоопыт

Опыт. Разложение пероксида водорода с использованием катализатора – оксида марганца(4)

Учащиеся выполняют опыт «Разложение пероксида водорода при действии катализатора»

Видеоопыт.

 Итоги урока и рефлексия:

Перед нами стояли две задачи: дать понятие скорости реакции и определить, можно ли повлиять на скорость. Я думаю, что мы решили стоящие перед нами задачи.

Что непонятно сегодня на уроке? С  каким настроением вы уходите сегодня с урок?

Домашнее задание. П. 13,14 стр.70 №4,тест

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по химии "Химические реакции. Химические уравнения"

Конспект урока по химии "Химические реакции. Химические уравнения" для 11 класса...

Открытый урок. Тема: Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия. Для СПО.

Дано понятие скорости химической реакции. Экспериментальное изучение факторов , влияющих на скорость. Понятие химического равновесия. Принцип Ле-Шателье. Урок проводится с применением презентации этой...

Урок по химии в 8 классе. Общественный смотр знаний по теме "Первоначальные химические понятия. Атомы химических элементов"

Цель урока: провести в занимательной форме общественный смотр знаний учащихся; обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме. Задачи: • Образовательные: закрепить знан...

план урока по химии в 8 классе . Тема урока "Признаки химических реакций. Закон сохранения массы веществ"

урок изучения нового матерала с элементами исследовательской работы....

Конспект урока по химии для 8 класса Тема урока:: Химические свойства воды.

Тема  урока: « Химические свойства воды.  Этот урок разработан по ФГОС для 8 класса. Урок  изучения и закрепления новых знаний.  На уроке учащиеся закрепляют знания о физических св...

Технологическая карта по химии к уроку "Физические и химические явления. Химические реакции" 8 класс

Технологическая карта по химии к уроку  "Физические и химические явления. Химические реакции" 8 класс Рудзитис, Фельдман...