Урок "Гидролиз солей"
план-конспект урока по химии
- учащийся должен знать: процессы, протекающие в растворах, применять принцип Ле-Шателье для объяснения процессов гидролиза.
-учащийся должен уметь: на изученных примерах объяснять сущность гидролиза солей, записывать краткие и полные ионные уравнения реакций гидролиза, объяснять изменение кислотности среды и образование кислых или основных солей в этом процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-gidroliz-solej-11-klasskopiya.doc | 89 КБ |
gidroliz_soley.pptx | 105.27 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
УФИМСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
Поурочный план
Дата_________ Группа_________ Занятие________
Дисциплина: химия.
Тема урока: «Гидролиз солей»
- Организационный момент (1-2 мин)
- взаимное приветствие преподавателей и студентов;
- проверка отсутствующих;
- организация внимания.
2. Цели занятия: формировать ОК-3, ОК-4, ОК-6 через реализацию триединой цели
-Обучающие:
1) сформировать представление о гидролизе солей;
2) рассмотреть факторы, влияющие на смещение химического равновесия гидролитических реакций.
-Развивающие:
1) развивать умения писать уравнения гидролиза;
2) определять среду растворов;
3)устанавливать образование кислых или основных солей в реакциях;
4) экспериментальным путем определять рН среды;
5) анализировать, сравнивать, объяснять полученные результаты.
-Воспитывающие:
1)формировать умения работать в группе;
2)формировать естественно-научное мировоззрение, информационную культуру.
3. Планируемы результаты обучения:
- учащийся должен знать: процессы, протекающие в растворах, применять принцип Ле-Шателье для объяснения процессов гидролиза.
-учащийся должен уметь: на изученных примерах объяснять сущность гидролиза солей, записывать краткие и полные ионные уравнения реакций гидролиза, объяснять изменение кислотности среды и образование кислых или основных солей в этом процессе;
4. Тип занятия: изучение нового материала.
5. Методы обучения: эвристический, частично-поисковый.
6. Основные понятия, вводимые впервые на занятии: гидролиз, гидролиз по катиону, гидролиз по аниону.
7. Оборудование и реактивы:
-таблицы «Окраска индикаторов», «Степень диссоциации кислот и щелочей», «Растворимость солей, кислот и оснований в воде»;
- на столах учащихся: растворы солей NaCl, АlCl3, Nа2СО3, NaHSO4, NaHCO3, Na3PO4, Na2HPO4, NaH2PO4, универсальная индикаторная бумага.
Ход занятия.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время |
1. Актуализация знаний | Организует работу с текстом (стихотворение «Ваня и гидролиз») (Приложение 1)[3],, мотивирует на изучение темы «Гидролиз солей». | Читают и анализируют стихотворение, определяют тему урока и задачи. | 2 мин. |
2. Изучение нового материала | Организует выполнение лабораторной работы №1: Испытайте предложенные растворы солей NaCl, АlCl3, Nа2СО3 универсальной индикаторной бумагой. Определите характер среды. Объясните полученные результаты. Предоставляет инструкцию, напоминает учащимся о правилах ТБ. Организует беседу для решения возникших у учеников затруднений в объяснении полученных результатов: - Что происходит с солями в растворе? (диссоциация) - Какие частицы находятся в растворе? (катионы и анионы) - Возможно ли взаимодействие ионов соли с полярными молекулами воды? В каких случаях оно возможно? (образование малодиссоциирующих частиц) Организует работу учащихся с текстом «Гидролиз солей» (Приложение 2)[2], консультирует учащихся. Организует выполнение лабораторного опыта №2. Определите характер среды водных растворов гидросульфата натрия NaHSO4 и гидрокарбоната натрия NaHCO3. Объясните полученные результаты. Запишите уравнения протекающих реакций. Организует беседу по вопросам: - Угольная кислота нестойкая. Почему же не наблюдается выделение углекислого газа? (обратимый процесс) - Какому принципу подчиняется состояние обратимых систем? (принцип Ле-Шателье) - Как усилить гидролиз? (разбавление, повышение температуры) Организует выполнение лабораторного опыта №3: Испытайте индикаторной бумагой растворы фосфата натрия Na3PO4, гидрофосфата натрия Na2HPO4 и дигидрофосфата натрия NaH2PO4. Запишите полученные результаты. Представляет учащимся таблицу (Приложение 3) для объяснения полученных результатов. Приводит учащихся к выводу о том, что характер среды в растворах кислых солей зависит от соотношения констант диссоциации и гидролиза. | Выполняют лабораторный опыт №1. Определяют характер среды. Приходят к выводу о недостаточности имеющихся знаний для объяснения полученных результатов. Приходят к выводу о взаимодействии ионов солей с молекулами воды, в результате чего в растворе накапливаются ионы водорода или гидроксид-ионы. Изучают процессы гидролиза солей, записывают уравнения гидролиза. Работают в группах, при необходимости обращаются к учителю за консультацией. Выполняют лабораторный опыт №2. Анализируют состав солей, процессы гидролиза, записывают уравнение гидролиза: НСО3- + НОН ↔ Н2СО3 + ОН- Отвечают на вопросы. Применяют принцип Ле-Шателье для гидролитических процессов. Выполняют лабораторный опыт №3.Записывают полученные результаты. Анализируют таблицу и записывают процессы, происходящие в растворах солей. 1. Na3PO4 → 3Na+ + РО43- РО43- + НОН ↔ НРО42- +ОН- 2. Na2HPO4 → 2Na+ + HPO42- HPO42- ↔ H+ + РО43- HPO42- + HOH ↔ H2 PO4 - + OH- 3. NaH2PO4 →Na+ + H2PO4- H2PO4- ↔ H+ + HPO42- H2PO4- + HOH ↔ H3 PO4 + OH- | 37 мин. |
3. Первичный контроль | Предоставляет учащимся тестовые задания (Приложение 4). | Работают в группах, обсуждают результаты, осуществляют взаимопроверку и самопроверку. | 5 мин. |
4. Домашнее задание | Предлагает и комментирует домашнее задание: выучить теорию и ответить на вопрос: Возможна ли реакция между цинком и хлоридом цинка? | Записывают домашнее задание. | 1 мин. |
Литература.
1. Габриелян О.С. Настольная книга для учителя химии. 11 класс. – М.: Блик плюс, 2000.
2. Можаев Г.М. Гидролиз солей http://www.kontren.narod.ru/lttrs/gydrol.htm
3. Сгибнева Е.П., Скачков А.В. Современные открытые уроки химии (Серия «Школа радости») – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002.
4. Четверова Л.М. Гидролиз солей http://him.1september.ru/2004/08/21.htm
Приложение 1.
Ваня и гидролиз
Лежа дома на диване,
Про гидролиз думал Ваня.
«Сколько в мире, - думал Ваня, -
Есть кислот и оснований!
Например, вода морей –
Это ведь раствор солей.
Где-то я читал когда-то:
Там хлориды и сульфаты…
И соляной там и серной
Кислоты полно, наверно:
Ведь вчера прошли мы в школе
Что в воде идет гидролиз!..
И зачем себе на горе
Люди в отпуск едут к морю?
Если долго там купаться,
Можно без трусов остаться:
Ткань любую без труда
Растворяет кислота»…
Ванин слушая рассказ,
Целый час смеялся класс.
Приложение 2.
Гидролиз (от греч. hydro – вода, lysis – разложение) означает разложение вещества водой. Гидролизом соли называют обратимое взаимодействие соли с водой, приводящее к образованию слабого электролита.
Какие типы гидролиза возможны? Поскольку соль состоит из катиона и аниона, то возможно три типа гидролиза:
- гидролиз по катиону (в реакцию с водой вступает только катион);
- гидролиз по аниону (в реакцию с водой вступает только анион);
- совместный гидролиз (в реакцию с водой вступает и катион, и анион);
Гидролиз по катиону приводит к образованию гидроксокатионов и ионов водорода (среда раствора кислая):
Men+ + H-OH ↔ MeOH(n-1)+ + H+
Гидролиз по аниону приводит к образованию гидроанионов и гидроксид-ионов (среда раствора щелочная):
Ann– + H-OH ↔ HAn(n-1)– + OH–
Гидролиз по катиону и аниону (совместный гидролиз).
Одинаковое число ионов водорода и гидроксид-ионов только на бумаге. На самом деле здесь протекают две независимые обратимые реакции, и каких ионов в растворе окажется больше, зависит от степени протекания каждой реакции. А это, в свою очередь, зависит от того, что слабее, кислота или основание. Если слабее основание, то в большей степени будет протекать гидролиз по катиону и среда раствора будет кислой. Если слабее основание – наоборот. Как исключение, возможен случай, когда среда будет почти нейтральной, но это только исключение.
Al(CH3COO)3 = Al3+ + 3CH3COO–
Al3+ + H-OH ↔ AlOH2+ + H+;
CH3COO– + H-OH ↔ CH3COOH + OH–
Учитывая, что гидроксид алюминия очень слабое основание, предположим, что гидролиз по катиону будет протекать в большей степени, чем по аниону, следовательно, в растворе будет избыток ионов водорода и среда будет кислая.
Примеры.
Соли, | Сокращенные ионные, | Среда |
Хлорид натрия | H2O H+ + OH–, Na+ + Cl– + H2O Na+ + Cl– + H+ + OH–, NaCl + H2O (нет реакции) | Нейтральная |
Kарбонат натрия | + НОН + OН–, 2Na+ + + H2O + OН–, Na2CО3 + H2O NaHCО3 + NaOН | Щелочная |
Хлорид алюминия | Al3+ + НОН AlOH2+ + Н+, Al3+ + 3Cl– + H2O AlОH2+ + 2Cl– + H+ + Cl–, AlCl3+ + H2O AlOHCl2 + HCl | Кислая |
Приложение 3.
Формула соли | Na3PO4 | Na2HPO4 | NaH2PO4 |
Константа диссоциации с образованием ионов водорода H+ | - | 10-12 | 10-7 |
Константа гидролиза с образованием гидроксид-ионов ОН- | 10-2 | 10-6 | 10-12 |
Среда | Щелочная | Щелочная | Слабокислотная |
Приложение 4.
Тест по теме «Гидролиз солей»
1. Для какой из солей гидролиз по I ступени выражается ионным уравнением:
M2+ + HOH ↔ MOH+ + H+
а) CaCl2 б) MgSO4 в) Ba(NO3)2 г) NaCH3COO
2. В каком направлении сместится химическое равновесие в системе M2+ + HOH ↔ MOH+ + H+ при добавлении кислоты?
а) в сторону исходных веществ
б) в сторону продуктов реакции
в) не сместится
г) направление смещения равновесия зависит от природы катиона.
3. Между собой водные растворы сульфата и фосфата натрия можно различить с помощью
а) гидроксида натрия
б) серной кислоты
в) фенолфталеина
г) фосфорной кислоты
4. Установите соответствие между формулой соли и способностью этой соли к гидролизу.
ФОРМУЛА СОЛИ 1) Zn(CH3COO)2 | СПОСОБНОСТЬ К ГИДРОЛИЗУ А) гидролиз по катиону |
Ответы.
1 - б)
2 - а)
3 - в)
4 - 1) – В
2) – Г
3) - Б
4) - А
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Электролитическая диссоциация (С. Аррениус, 1887 г.) - процесс распада электролита в водном растворе (или расплаве) на ионы Электролиты (М. Фарадей, первая половина XIX в.) - вещества, растворы или расплавы которых проводят электрический ток Степень диссоциации ( α ) - отношение концентрации распавшихся при диссоциации ионов к общей концентрации вещества (выражают в %) Соли (с точки зрения ТЭД) - электролиты, при диссоциации которых образуются катионы металла и анионы кислотного остатка рН раствора - водородный показатель, используемый для характеристики среды раствора рН < 7 – кислая среда; рН = 7 – нейтральная среда; рН > 7 – щелочная среда
Сила кислот (по степени диссоциации) HCl H 2 SO 4 → HNO 3 → H 2 SO 3 → H 2 CO 3 → CH 3 COOH → H 2 S → H 2 SiO 3 H 3 PO 4 Сила оснований (по степени диссоциации) NaOH NH 4 OH Ca(OH) 2 → LiOH → → → Zn(OH) 2 → Al(OH) 3 KOH Ba (OH) 2 Mg(OH) 2 Сила солей (по степени диссоциации) определяется по таблице растворимости, чем меньше растворимость, тем меньше степень диссоциации. Чем правее, тем слабее !!!
Определение среды раствора у солей: AlCl 3 , Na 2 CO 3 , NaCl . Цвет индикатора рН среда Какие ионы присутствуют AlCl 3 Na 2 CO 3 Na С l
Определение среды раствора у солей: AlCl 3 , Na 2 CO 3 , NaCl . Цвет индикатора рН среда Какие ионы присутствуют AlCl 3 красный Кислая Н + Na 2 CO 3 синий щелочная ОН - Na Cl не изменился нейтральная Н + =ОН -
AlCl 3 = Al 3+ +3Cl - Al 3+ + - HO-H + → AlOH 2+ +H + ( рН <7 кислотная среда) AlCl 3 + H 2 O = AlOHCl 2 + HCl (гидролиз по катиону) Al(OH) 3 – слабый электролит (ион подвергается гидролизу) HCl – сильный электролит Na 2 CO 3 = 2Na + + CO 3 2- NaOH – сильный электролит H 2 CO 3 – слабый электролит (подвергается гидролизу) CO 3 2- + + H-OH - → HCO 3 - +OH - ( рН >7, щелочная среда) Na 2 CO 3 + H 2 O = NaHCO 3 + NaOH (по аниону) Na Cl = Na + + Cl - (рН=7, нейтральная среда) NaOH – сильный электролит; HCl – сильный электролит (гидролизу не подвергается)
Алгоритм составления ионного и молекулярного уравнения гидролиза соли 1. Составляем уравнение электролитической диссоциации соли. 2. Определяем силу основания и кислоты, образующих соль. 3. Выбираем ион слабого электролита. 4. Составляем уравнение гидролиза выбранного иона 5. Определяем характер среды ( рН < 7 или рН > 7) 6. По ионному уравнению составляем молекулярное.
ZnSO 4 = Zn 2+ + SO 4 2- Zn 2+ + - HO-H + → ZnOH + +H + ( рН <7 кислотная среда) 2ZnSO 4 + 2H 2 O ↔ ( ZnOH ) 2 SO 4 + H 2 SO 4 (гидролиз по катиону) Zn(OH) 2 – слабый электролит (ион подвергается гидролизу) H 2 SO 4 – сильный электролит Na 2 SiO 3 = 2Na + + SiO 3 2- NaOH – сильный электролит H 2 SiO 3 – слабый электролит (подвергается гидролизу) SiO 3 2- + + H-OH - → HSiO 3 - +OH - ( рН >7, щелочная среда) Na 2 SiO 3 + H 2 O ↔ NaHSiO 3 + NaOH (по аниону) K 2 SO 4 = 2 K + + SO 4 2- (рН=7, нейтральная среда) K OH – сильный электролит; H 2 SO 4 – сильный электролит (гидролизу не подвергается)
Что происходит в водных растворах с солями, образованными и слабыми основаниями и слабыми кислотами? Они подвергаются гидролизу и по катиону и по аниону Реакция растворов может быть и нейтральной и слабокислотной и слабощелочной (это зависит от «силы» кислоты и основания, образующими соль) Некоторые соли подвергаются необратимому гидролизу, например сульфид алюминия: Al 2 S 3 + 6 H 2 O = 2 Al(OH) 3 ↓ + 3 H 2 S↑
Взаимодействие хлорида железа (+3) с карбонатом натрия
Взаимодействие хлорида железа (+3) с карбонатом натрия 2FeCl 3 + 3Na 2 CO 3 = Fe 2 (CO 3 ) 3 + 6NaCl Не правильно, продукт реакции Fe 2 (CO 3 ) 3 не существует! FeCl 3 + Na 2 CO 3 + H 2 O → Fe(OH) 3 ↓ + CO 2 + NaCl 2FeCl 3 + 3Na 2 CO 3 + 3H 2 O = 2Fe(OH) 3 ↓ + 3CO 2 ↑ + 6NaCl Подберём коэффициенты
Гидролиз – это реакция обмена между некоторыми солями и водой, приводящая к образованию электролита.
Значение гидролиза С древности – зола – моющее средство (в состав входит поташ – карбонат калия K 2 CO 3 , который гидролизуется по аниону и образует щелочную среду, что обусловливает его мылкость) Мыло- натриевые и калиевые соли высших карбоновых кислот ( стеарат натрия C 17 H 35 COONa , также гидролизуется по аниону – щелочная среда) Стиральные порошки – добавляют фосфаты и карбонаты для усиления щелочной среды Кислотные почвы известкуют ( Са (ОН) 2 или СаСО 3 ), а в щелочные добавляют удобрение – сульфат аммония (NH 4 ) 2 SO 4 В слюне содержатся гидрофосфат-ионы , поэтому в полости рта слабокислотная среда В составе крови содержатся соли – гидрокарбонат и гидрофосфат натрия, которые поддерживают определённую реакцию среды.
Выводы: Гидролиз – процесс взаимодействия ионов соли с ионами воды с изменением рН среды. Обязательное условие гидролиза – образование слабого электролита Характер среды раствора соли зависит от иона , который подвергается гидролизу (по катиону или по аниону) В результате урока мы умеем: Определять характер среды раствора соли и объяснять результаты с помощью ионного и молекулярного уравнения гидролиза Делать логические выводы из наблюдений Более глубоко характеризовать свойства солей как электролитов В повседневной жизни использовать полученные знания по этой теме
Дом.задание : выучить теорию и ответить на вопрос : Возможна ли реакция между цинком и хлоридом цинка ?
Ответы. 1 - б) 2 - а) 3 - в) 4 - 1) – В 2 ) – Г 3 ) - Б 4 ) - А
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фрагмента урока по теме "Кислоты. Соли. Ознакомление с важнейшими кислотами и их солями"
Материал содержит подробный план-конспект фрагмента урока химии в 8 классе по теме "Кислоты. Соли. Ознакомление с важнейшими кислотами и их солями". Изучение состава кислот и солей проводится в форме ...
Методическая разработка модульного урока химии в 8 классе по теме: "Соли как производные кислот и оснований. Составление солей по степени окисления"
Разработка модульного урока химии в 8 классе по теме: "Соли как производные кислот и оснований. Составление солей по степени окисления" содержит структуру, ход урока, приложения к мод...
Открытый урок по химии в 8 классе «Соли: состав, классификация, номенклатура, способы получения солей.»
Цели урока:сформировать представление о солях;формировать умение определять соли, их состав, названия некоторых солей;классифицировать соли по составу кислотного остатка и по растворимости в вод...
Физические свойства солей. Приготовление растворов солей с определённой массовой долей растворённого вещества.
Изучение физических свойств солей и приготовление растворов солей....
Применение некоторых солей. Способы распознавания солей.
Рассмотреть применение солей в быту и других отраслях народного хозяйства. Научиться определять карбонат ион, сульфат ион, хлорид ион в солях....
Соли. Классификация солей.
Дать понятие соли, классификацию солей, применение в быту....
Задачи на тему: "Соли. Химические свойства солей. Применение и получение солей"
Задачи на тему: "Соли. Химические свойства солей. Применение и получение солей" составлены из множества сборников и соответствуют программе Республики Беларусь (Беларусь)....