Урок "Гидролиз солей"
план-конспект урока по химии

Ахмадеева Жанна Вячеславовна

      - учащийся должен знать: процессы, протекающие в растворах, применять принцип Ле-Шателье для объяснения процессов гидролиза.

       -учащийся должен уметь: на изученных примерах объяснять сущность гидролиза солей, записывать краткие и полные ионные уравнения реакций гидролиза, объяснять изменение кислотности среды и образование кислых или основных солей в этом процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-gidroliz-solej-11-klasskopiya.doc89 КБ
Файл gidroliz_soley.pptx105.27 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 

УФИМСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ                                    

     

Поурочный план

Дата_________            Группа_________            Занятие________

Дисциплина: химия.

Тема урока: «Гидролиз солей»

  1. Организационный момент (1-2 мин)

- взаимное приветствие преподавателей и студентов;

- проверка отсутствующих;

- организация внимания.

2.  Цели занятия: формировать ОК-3, ОК-4, ОК-6 через реализацию триединой цели

-Обучающие:

1) сформировать представление о гидролизе солей;

2) рассмотреть факторы, влияющие на смещение химического равновесия гидролитических реакций.
-Развивающие:

1) развивать умения писать  уравнения гидролиза;

        2) определять среду растворов;

        3)устанавливать образование кислых или основных солей в реакциях;

        4) экспериментальным путем определять рН среды;

        5) анализировать, сравнивать, объяснять полученные результаты.

       -Воспитывающие:

        1)формировать умения работать в группе;

        2)формировать естественно-научное мировоззрение, информационную культуру.

      3. Планируемы результаты обучения:

      - учащийся должен знать: процессы, протекающие в растворах, применять принцип Ле-Шателье для объяснения процессов гидролиза.

       -учащийся должен уметь: на изученных примерах объяснять сущность гидролиза солей, записывать краткие и полные ионные уравнения реакций гидролиза, объяснять изменение кислотности среды и образование кислых или основных солей в этом процессе;

       4. Тип занятия: изучение нового материала.
       5. Методы обучения: эвристический, частично-поисковый.
       6. Основные понятия, вводимые впервые на занятии: гидролиз, гидролиз по катиону, гидролиз по аниону.

       7. Оборудование и реактивы: 

-таблицы «Окраска индикаторов», «Степень диссоциации кислот и щелочей», «Растворимость солей, кислот и оснований в воде»;

- на столах учащихся: растворы солей NaCl, АlCl3, Nа2СО3, NaHSO4, NaHCO3, Na3PO4, Na2HPO4, NaH2PO4, универсальная индикаторная бумага.

Ход занятия.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

1. Актуализация знаний

Организует работу с текстом (стихотворение «Ваня и гидролиз») (Приложение 1)[3],, мотивирует на изучение темы «Гидролиз солей».

Читают и анализируют стихотворение, определяют тему урока и задачи.

2 мин.

2. Изучение нового материала

Организует выполнение лабораторной работы №1: Испытайте предложенные растворы солей NaCl, АlCl3, Nа2СО3 универсальной индикаторной бумагой. Определите характер среды. Объясните полученные результаты. Предоставляет инструкцию, напоминает учащимся о правилах ТБ.

Организует беседу для решения возникших у учеников затруднений в объяснении полученных результатов:

- Что происходит с солями в растворе? (диссоциация)

- Какие частицы находятся в растворе? (катионы и анионы)

- Возможно ли взаимодействие ионов соли с полярными молекулами воды? В каких случаях оно возможно? (образование малодиссоциирующих частиц)

 Организует работу учащихся с текстом «Гидролиз солей» (Приложение 2)[2], консультирует учащихся.

Организует выполнение лабораторного опыта №2. Определите характер среды водных растворов гидросульфата натрия NaHSO4  и гидрокарбоната натрия NaHCO3. Объясните полученные результаты. Запишите уравнения протекающих реакций.

Организует беседу по вопросам:

- Угольная кислота нестойкая. Почему же не наблюдается выделение углекислого газа? (обратимый процесс)

- Какому принципу подчиняется состояние обратимых систем? (принцип Ле-Шателье)

- Как усилить гидролиз? (разбавление, повышение температуры)

Организует выполнение лабораторного опыта №3: Испытайте индикаторной бумагой растворы фосфата натрия Na3PO4, гидрофосфата натрия Na2HPO4 и дигидрофосфата натрия NaH2PO4. Запишите полученные результаты.

Представляет учащимся таблицу (Приложение 3) для объяснения полученных результатов.

Приводит учащихся  к выводу о том, что характер среды в растворах кислых солей зависит от соотношения констант диссоциации и гидролиза.

Выполняют лабораторный опыт №1. Определяют характер среды. Приходят к выводу о недостаточности имеющихся знаний для объяснения полученных результатов.

Приходят к выводу о взаимодействии ионов солей с молекулами воды, в результате чего в растворе накапливаются ионы водорода или гидроксид-ионы.  

Изучают процессы гидролиза солей, записывают уравнения гидролиза. Работают в группах, при необходимости обращаются к учителю за консультацией.

Выполняют лабораторный опыт №2. Анализируют состав солей, процессы гидролиза, записывают уравнение гидролиза:

НСО3- + НОН ↔ Н2СО3 + ОН-

 Отвечают на вопросы.

 Применяют принцип Ле-Шателье для гидролитических процессов.

Выполняют лабораторный опыт №3.Записывают полученные   результаты.

Анализируют таблицу и записывают процессы, происходящие в растворах солей.

1. Na3PO4 → 3Na+ + РО43-   

    РО43- + НОН ↔ НРО42- +ОН- 

2. Na2HPO4 → 2Na+ + HPO42-

    HPO42- ↔ H+ + РО43-   

    HPO42- + HOH ↔ H2 PO4 - + OH-

3. NaH2PO4 →Na+ + H2PO4-

    H2PO4- ↔ H+ + HPO42-

    H2PO4- + HOH ↔ H3 PO4 + OH- 

37 мин.

3. Первичный контроль

Предоставляет учащимся тестовые задания (Приложение 4).

Работают в группах, обсуждают результаты, осуществляют взаимопроверку и самопроверку.

5 мин.

4. Домашнее задание

 Предлагает и комментирует домашнее задание: выучить теорию и ответить на вопрос: Возможна ли реакция между цинком и хлоридом цинка?

Записывают домашнее задание.

1 мин.

Литература.

1. Габриелян О.С. Настольная книга для учителя химии. 11 класс. – М.: Блик плюс, 2000.

2. Можаев Г.М. Гидролиз солей  http://www.kontren.narod.ru/lttrs/gydrol.htm

3. Сгибнева Е.П., Скачков А.В. Современные открытые уроки химии (Серия «Школа радости») – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002.

4. Четверова Л.М. Гидролиз солей  http://him.1september.ru/2004/08/21.htm

 

Приложение 1.

Ваня и гидролиз

Лежа дома на диване,

Про гидролиз думал Ваня.

«Сколько в мире, - думал Ваня, -

Есть кислот и оснований!

Например, вода морей –

Это ведь раствор солей.

Где-то я читал когда-то:

Там хлориды и сульфаты…

И соляной там и серной

Кислоты полно, наверно:

Ведь вчера прошли мы в школе

Что в воде идет гидролиз!..

И зачем себе на горе

Люди в отпуск едут к морю?

Если долго там купаться,

Можно без трусов остаться:

Ткань любую без труда

Растворяет кислота»…

Ванин слушая рассказ,

Целый час смеялся класс.

Приложение 2.

Гидролиз (от греч. hydro – вода, lysis – разложение) означает разложение вещества водой. Гидролизом соли называют обратимое взаимодействие соли с водой, приводящее к образованию слабого электролита.
Какие типы гидролиза возможны? Поскольку соль состоит из катиона и аниона, то возможно три типа гидролиза:

  • гидролиз по катиону (в реакцию с водой вступает только катион);
  • гидролиз по аниону (в реакцию с водой вступает только анион);
  • совместный гидролиз (в реакцию с водой вступает и катион, и анион);

Гидролиз по катиону приводит к образованию гидроксокатионов и ионов водорода (среда раствора кислая):

Men+ + H-OH ↔  MeOH(n-1)+ + H+

Гидролиз по аниону приводит к образованию гидроанионов и гидроксид-ионов (среда раствора щелочная):

Ann– + H-OH ↔  HAn(n-1)– + OH

Гидролиз по катиону и аниону (совместный гидролиз).

Одинаковое число ионов водорода и гидроксид-ионов только на бумаге. На самом деле здесь протекают две независимые обратимые реакции, и каких ионов в растворе окажется больше, зависит от степени протекания каждой реакции. А это, в свою очередь, зависит от того, что слабее, кислота или основание. Если слабее основание, то в большей степени будет протекать гидролиз по катиону и среда раствора будет кислой. Если слабее основание – наоборот. Как исключение, возможен случай, когда среда будет почти нейтральной, но это только исключение.

Al(CH3COO)3 = Al3+ + 3CH3COO

Al3+ + H-OH ↔ AlOH2+ + H+;

CH3COO+ H-OH ↔  CH3COOH + OH

Учитывая, что гидроксид алюминия очень слабое основание, предположим, что гидролиз по катиону будет протекать в большей степени, чем по аниону, следовательно, в растворе будет избыток ионов водорода и среда будет кислая.

Примеры.

Соли,
реагирующие
с водой

Сокращенные ионные,
полные ионные и молекулярные уравнения реакций

Среда
раствора

Хлорид натрия

H2O Описание: https://him.1september.ru/2004/08/strlki.gifH+ + OH,

Na+ + Cl + H2O Описание: https://him.1september.ru/2004/08/strlki.gifNa+ + Cl + H+ + OH,

NaCl + H2O Описание: https://him.1september.ru/2004/08/nerav.gif(нет реакции)

Нейтральная

Kарбонат натрия

Описание: https://him.1september.ru/2004/08/co23.gif+ НОН Описание: https://him.1september.ru/2004/08/strlki.gifОписание: https://him.1september.ru/2004/08/hco3.gif+ OН,

2Na+ + Описание: https://him.1september.ru/2004/08/co23.gif+ H2O Описание: https://him.1september.ru/2004/08/strlki.gifОписание: https://him.1september.ru/2004/08/hco3.gif+ OН,

Na23 + H2O Описание: https://him.1september.ru/2004/08/strlki.gifNaHCО3 + NaOН

Щелочная

Хлорид алюминия

Al3+ + НОН Описание: https://him.1september.ru/2004/08/strlki.gifAlOH2+ + Н+,

Al3+ + 3Cl + H2O Описание: https://him.1september.ru/2004/08/strlki.gifAlОH2+ + 2Cl + H+ + Cl,

AlCl3+ + H2O Описание: https://him.1september.ru/2004/08/strlki.gifAlOHCl2 + HCl

Кислая

Приложение 3.

Формула соли

Na3PO4

Na2HPO4

NaH2PO4

Константа диссоциации с образованием ионов водорода H+

-

10-12

10-7

Константа гидролиза с образованием гидроксид-ионов ОН-

10-2

10-6

10-12

Среда

Щелочная

Щелочная

Слабокислотная

Приложение 4.

Тест по теме «Гидролиз солей»

1. Для какой из солей гидролиз по I ступени выражается ионным уравнением:

M2+ + HOH ↔ MOH+ + H+

а) CaCl2                        б) MgSO4                       в) Ba(NO3)2                       г) NaCH3COO

2. В каком направлении сместится химическое равновесие в системе   M2+ + HOH ↔ MOH+ + H+        при добавлении кислоты?

а) в сторону исходных веществ

б) в сторону продуктов реакции

в) не сместится

г) направление смещения равновесия зависит от природы катиона.

3. Между собой водные растворы сульфата и фосфата натрия можно различить с помощью

а) гидроксида натрия
б) серной кислоты
в) фенолфталеина
г) фосфорной кислоты

4. Установите соответствие между формулой соли и способностью этой соли к гидролизу.

ФОРМУЛА СОЛИ

1) Zn(CH3COO)2
2) NaBr
3) Li
2S
4) (NH
4)2SO4 

СПОСОБНОСТЬ К ГИДРОЛИЗУ

А) гидролиз по катиону
Б) гидролиз по аниону
В) гидролиз по катиону и аниону
Г) гидролизу не подвергается

Ответы.

1 -  б)

2 -  а)

3 -  в)

4 -  1) – В

       2) – Г

       3) -  Б

       4) -  А


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гидролиз солей урок химии частный случай реакции ионного обмена одно из химических свойств солей

Слайд 2

Электролитическая диссоциация (С. Аррениус, 1887 г.) - процесс распада электролита в водном растворе (или расплаве) на ионы Электролиты (М. Фарадей, первая половина XIX в.) - вещества, растворы или расплавы которых проводят электрический ток Степень диссоциации ( α ) - отношение концентрации распавшихся при диссоциации ионов к общей концентрации вещества (выражают в %) Соли (с точки зрения ТЭД) - электролиты, при диссоциации которых образуются катионы металла и анионы кислотного остатка рН раствора - водородный показатель, используемый для характеристики среды раствора рН < 7 – кислая среда; рН = 7 – нейтральная среда; рН > 7 – щелочная среда

Слайд 3

Сила кислот (по степени диссоциации) HCl H 2 SO 4 → HNO 3 → H 2 SO 3 → H 2 CO 3 → CH 3 COOH → H 2 S → H 2 SiO 3 H 3 PO 4 Сила оснований (по степени диссоциации) NaOH NH 4 OH Ca(OH) 2 → LiOH → → → Zn(OH) 2 → Al(OH) 3 KOH Ba (OH) 2 Mg(OH) 2 Сила солей (по степени диссоциации) определяется по таблице растворимости, чем меньше растворимость, тем меньше степень диссоциации. Чем правее, тем слабее !!!

Слайд 4

Определение среды раствора у солей: AlCl 3 , Na 2 CO 3 , NaCl . Цвет индикатора рН среда Какие ионы присутствуют AlCl 3 Na 2 CO 3 Na С l

Слайд 5

Определение среды раствора у солей: AlCl 3 , Na 2 CO 3 , NaCl . Цвет индикатора рН среда Какие ионы присутствуют AlCl 3 красный Кислая Н + Na 2 CO 3 синий щелочная ОН - Na Cl не изменился нейтральная Н + =ОН -

Слайд 6

AlCl 3 = Al 3+ +3Cl - Al 3+ + - HO-H + → AlOH 2+ +H + ( рН <7 кислотная среда) AlCl 3 + H 2 O = AlOHCl 2 + HCl (гидролиз по катиону) Al(OH) 3 – слабый электролит (ион подвергается гидролизу) HCl – сильный электролит Na 2 CO 3 = 2Na + + CO 3 2- NaOH – сильный электролит H 2 CO 3 – слабый электролит (подвергается гидролизу) CO 3 2- + + H-OH - → HCO 3 - +OH - ( рН >7, щелочная среда) Na 2 CO 3 + H 2 O = NaHCO 3 + NaOH (по аниону) Na Cl = Na + + Cl - (рН=7, нейтральная среда) NaOH – сильный электролит; HCl – сильный электролит (гидролизу не подвергается)

Слайд 7

Алгоритм составления ионного и молекулярного уравнения гидролиза соли 1. Составляем уравнение электролитической диссоциации соли. 2. Определяем силу основания и кислоты, образующих соль. 3. Выбираем ион слабого электролита. 4. Составляем уравнение гидролиза выбранного иона 5. Определяем характер среды ( рН < 7 или рН > 7) 6. По ионному уравнению составляем молекулярное.

Слайд 8

ZnSO 4 = Zn 2+ + SO 4 2- Zn 2+ + - HO-H + → ZnOH + +H + ( рН <7 кислотная среда) 2ZnSO 4 + 2H 2 O ↔ ( ZnOH ) 2 SO 4 + H 2 SO 4 (гидролиз по катиону) Zn(OH) 2 – слабый электролит (ион подвергается гидролизу) H 2 SO 4 – сильный электролит Na 2 SiO 3 = 2Na + + SiO 3 2- NaOH – сильный электролит H 2 SiO 3 – слабый электролит (подвергается гидролизу) SiO 3 2- + + H-OH - → HSiO 3 - +OH - ( рН >7, щелочная среда) Na 2 SiO 3 + H 2 O ↔ NaHSiO 3 + NaOH (по аниону) K 2 SO 4 = 2 K + + SO 4 2- (рН=7, нейтральная среда) K OH – сильный электролит; H 2 SO 4 – сильный электролит (гидролизу не подвергается)

Слайд 9

Что происходит в водных растворах с солями, образованными и слабыми основаниями и слабыми кислотами? Они подвергаются гидролизу и по катиону и по аниону Реакция растворов может быть и нейтральной и слабокислотной и слабощелочной (это зависит от «силы» кислоты и основания, образующими соль) Некоторые соли подвергаются необратимому гидролизу, например сульфид алюминия: Al 2 S 3 + 6 H 2 O = 2 Al(OH) 3 ↓ + 3 H 2 S↑

Слайд 10

Взаимодействие хлорида железа (+3) с карбонатом натрия

Слайд 11

Взаимодействие хлорида железа (+3) с карбонатом натрия 2FeCl 3 + 3Na 2 CO 3 = Fe 2 (CO 3 ) 3 + 6NaCl Не правильно, продукт реакции Fe 2 (CO 3 ) 3 не существует! FeCl 3 + Na 2 CO 3 + H 2 O → Fe(OH) 3 ↓ + CO 2 + NaCl 2FeCl 3 + 3Na 2 CO 3 + 3H 2 O = 2Fe(OH) 3 ↓ + 3CO 2 ↑ + 6NaCl Подберём коэффициенты

Слайд 12

Гидролиз – это реакция обмена между некоторыми солями и водой, приводящая к образованию электролита.

Слайд 13

Значение гидролиза С древности – зола – моющее средство (в состав входит поташ – карбонат калия K 2 CO 3 , который гидролизуется по аниону и образует щелочную среду, что обусловливает его мылкость) Мыло- натриевые и калиевые соли высших карбоновых кислот ( стеарат натрия C 17 H 35 COONa , также гидролизуется по аниону – щелочная среда) Стиральные порошки – добавляют фосфаты и карбонаты для усиления щелочной среды Кислотные почвы известкуют ( Са (ОН) 2 или СаСО 3 ), а в щелочные добавляют удобрение – сульфат аммония (NH 4 ) 2 SO 4 В слюне содержатся гидрофосфат-ионы , поэтому в полости рта слабокислотная среда В составе крови содержатся соли – гидрокарбонат и гидрофосфат натрия, которые поддерживают определённую реакцию среды.

Слайд 14

Выводы: Гидролиз – процесс взаимодействия ионов соли с ионами воды с изменением рН среды. Обязательное условие гидролиза – образование слабого электролита Характер среды раствора соли зависит от иона , который подвергается гидролизу (по катиону или по аниону) В результате урока мы умеем: Определять характер среды раствора соли и объяснять результаты с помощью ионного и молекулярного уравнения гидролиза Делать логические выводы из наблюдений Более глубоко характеризовать свойства солей как электролитов В повседневной жизни использовать полученные знания по этой теме

Слайд 15

Дом.задание : выучить теорию и ответить на вопрос : Возможна ли реакция между цинком и хлоридом цинка ?

Слайд 16

Ответы. 1 - б) 2 - а) 3 - в) 4 - 1) – В 2 ) – Г 3 ) - Б 4 ) - А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фрагмента урока по теме "Кислоты. Соли. Ознакомление с важнейшими кислотами и их солями"

Материал содержит подробный план-конспект фрагмента урока химии в 8 классе по теме "Кислоты. Соли. Ознакомление с важнейшими кислотами и их солями". Изучение состава кислот и солей проводится в форме ...

Методическая разработка модульного урока химии в 8 классе по теме: "Соли как производные кислот и оснований. Составление солей по степени окисления"

Разработка модульного урока химии в 8 классе по теме: "Соли как производные кислот и  оснований. Составление солей по степени окисления" содержит структуру, ход урока,  приложения к мод...

Открытый урок по химии в 8 классе «Соли: состав, классификация, номенклатура, способы получения солей.»

Цели урока:сформировать представление о солях;формировать умение определять  соли, их состав, названия некоторых солей;классифицировать соли по составу кислотного остатка и по растворимости в вод...

Применение некоторых солей. Способы распознавания солей.

Рассмотреть применение солей в быту и других отраслях народного хозяйства. Научиться определять карбонат ион, сульфат ион, хлорид ион в солях....

Соли. Классификация солей.

Дать понятие соли, классификацию солей, применение в быту....

Задачи на тему: "Соли. Химические свойства солей. Применение и получение солей"

Задачи на тему: "Соли. Химические свойства солей. Применение и получение солей" составлены из множества сборников и соответствуют программе Республики Беларусь (Беларусь)....