Урок химии в 10 классе по теме: «Спирты» (базовый уровень)
план-конспект урока по химии (10 класс)

Рубан Марина Григорьевна

Урок химии в 10 классе

по теме: «Спирты» (базовый уровень)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_himii_spirty_10_klass_otkrytyy.docx43.84 КБ

Предварительный просмотр:

Вайс Марина Григорьевна, учитель химии МБОУ «Покровская СОШ», МБОУ «СОШ № 13»

Урок химии в 10 классе

по теме: «Спирты» (базовый уровень)

Цель урока: Познакомить с классом спиртов как представителей классов кислородсодержащих органических соединений.

Задачи урока:

- Дать понятие «спирты» как кислородсодержащие производные углеводородов.

- Сформировать знания об общих физических свойствах, строении и номенклатуре спиртов.

- Сформировать знания о губительном действии спиртов на организм человека. Дать понятие «Экология человека».

- Формировать логическое мышление.

- Воспитывать навыки здорового образа жизни.

Оборудование урока: Карточки с формулами химических соединений алканов, гидроксидов, спиртов; учебник, белок куриного яйца, этиловый спирт, стаканчики, тренировочные карточки

Тип урока: Комбинированный урок

Этап урока

Деятельность учителя

Планируемая деятельность учащихся

Развиваемые (формируемые) учебные действия

предметные

универсальные

1.Оргмомент

Приветствие, проверка явки учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, устраняют недостатки

Регулятивные учебные действия

2.Целеполагание

Работа в группах

- Перед вами карточки с химическими соединениями. Предлагаю вам  распределить эти соединения на три группы.

- Ребята, почему вы затруднились с третьей группой химических соединений?

- На что похожи эти соединения?

- Попробуйте  составить структурную формулу и вместе разберемся в ее составе.

- У нас осталась группа  – ОН? Куда мы можем ее поставить?

- Знакомы ли нам эти соединения?

- Тогда попробуйте сформулировать тему нашего урока.

- Эти соединения называются спиртами. И теперь вы сами можете дать определение спиртов.  

- Таким образом, тема нашего урока звучит: «Спирты» (запись темы урока на доске)

- Какова же будет цель урока?  

Выполняют задания в течение 1-2 минут (1 группа – алканы, 2 группа – гидроксиды, 3 группа – учащиеся не знают)

Отвечают на вопрос (потому что не знаем их)

Отвечают на вопрос (на гидроксиды и на алканы)

Один учащийся составляет структурную формулу  

Отвечают на вопрос (к среднему атому С)

Отвечают на вопрос (нет)

Формулируют в группах тему урока (познакомиться с органическими соединениями, в составе которых есть группа – ОН)

Отвечают на вопрос с помощью учителя (спирты – это производные углеводородов, молекула которых содержит гидроксильные группы)

В группах формулируют цель урока (знакомство со спиртами, их свойствами, применением и влиянием на организм человека). Записывается на доске

Умение работать с учебной информацией – карточками

Умение обобщать полученную информацию

Умение формулировать цель урока

Логическое мышление

Регулятивные, личностные учебные действия

3.Изучение нового материала

- С каким предметом, кроме химии, связана тема сегодняшнего урока?

- Да, действительно. А еще я хочу ваше внимание обратить на некоторые исторические сведения, связанные со спиртами. У вас на столах найдите материал «Похититель рассудка» и, проанализировав его, ответьте на вопросы:

- Где использовались спирты в прошлые века?

- Где спирты используются сейчас?

- Итак, мы видим, что спирты в прошлые века в основном использовались в пищевой промышленности. А сейчас круг их использования значительно расширился.

- Да, спирты активно используются в различных областях. И зависит это, прежде всего, от их строения. Давайте вспомним начало урока и вернемся к формуле.

- В этой формуле один атом водорода заменяется на гидроксильную группу. Как можно назвать такие спирты?

- Давайте попробуем дать название данному соединению. От какого углеводорода образован данный спирт?

 - Есть ли в соединении радикалы?

- В таком случае к названию алкана, от которого образовался спирт добавляем суффикс -ол и получаем название «Пропанол». Теперь остается указать номер атома углерода, от которого отходит гидроксильная группа.

- Как будет звучать название нашего спирта?

- Предлагаю теперь потренироваться в названии спиртов. У вас на столах тренировочные карточки-задания (Приложение 2). В них вы можете увидеть как структурные формулы, так и названия соединений, структурные формулы которых вам необходимо составить.

- Названия каких спиртов вы встретили в своих карточках чаще?

- Почему?

- Действительно, метанол и этанол – это наиболее распространенные одноатомные спирты.

- Что же они собой представляют? Рассмотрим их физические свойства. Прежде чем работать с реактивами, вспомним в группах правила ТБ.

- В пробирке спирт этанол. Назовите его физические свойства.

- Я хочу обратить ваше внимание на то, что спирты ядовиты, а этиловый спирт – еще и наркотическое вещество.

Отвечают на вопрос (биология, экология)

В группах выполняют задание учителя

(Приложение 1)

Отвечают на вопрос (в медицине, парфюмерии, лакокрасочной промышленности)

Обращают внимание на структурную формулу пропанола, изображенную на доске

Отвечают на вопрос (одноатомные)

Отвечают на вопрос (пропан)

Отвечают на вопрос (нет)

Отвечают на вопрос (пропанол-2)

В группах выполняют тренировочные задания

Отвечают на вопрос (метанол, этанол)

Предполагают (потому что они самые распространенные)

Обсуждают в группах правила ТБ на уроках химии

Отвечают на вопрос (без цвета, резкий запах)

Межпредметные связи

 

Межпредметные связи

Познавательные учебные действия

Познавательные учебные действия

4.Опыт

- Обратите внимание на стакан. В нем находится белок от обычного куриного яйца. По своему составу он напоминает белок, из которого состоит организм человека.  

- Посмотрите, что происходит с белком, при попадании в него спирта. Проведите опыт, описанный в инструкционной карте.

- Что наблюдали?

- Таким образом, под воздействием спиртов, белки, из которых состоит наш организм, разрушается, а значит и разрушается весь организм.

В группах проводят опыт

Описывают наблюдения (белок сворачивается)

Предполагают (белок не сможет выполнить свои функции)

Межпредметные связи

Умение использовать источник информации – эксперимет

Умение формулировать выводы

Познавательные учебные действия

5.Изучение нового материала

- Сейчас я предлагаю вам посмотреть фильм о влиянии спиртов на организм человека и ответить на вопрос:

- Какое влияние на организм оказывают спирты и почему это происходит?

- Почему же тогда люди их употребляют?

- Обратимся к началу урока. Вы упомянули, что кроме химии, тема урока связана с биологией и экологией.

- На столах найдите материал «Экология здоровья человека» и проанализировав его ответьте на вопрос:

- Как связана наука экология и здоровье человека?

Смотрят фильм.

Отвечают на вопрос (отрицательное, спирты ядовитые вещества)

Отвечают на вопрос (спирты вызывают зависимость от них организма)

Анализируют текст и отвечают на вопрос (Приложение 3)

Ответы учащихся

Умение обобщать

Личностные учебные действия

6.Закрепление изученного материала

- Я предлагаю выполнить творческое задание. В группах попробуем составить лозунг, который позволит всем людям осознать вред от употребления спиртов

- Для того, чтобы проверить, насколько вы поняли тему сегодняшнего урока, я предлагаю выполнить небольшую тестовую работу, рассчитанную на пять минут.

- А теперь проверим себя!

- Если у кого-то возникли трудности, как можно себе помочь справиться с ними?

В группах составляют лозунг из одного предложения, записывают его на листе  и зачитывают остальным учащимся класса

Выполняют тест (Приложение 4)

Самопроверка (результаты на слайде)

Отвечают на вопрос

Умение сотрудничать с одноклассниками

Умение четко и лаконично выразить свою мысль

Коммуникативные учебные действия

Регулятивные учебные действия

Регулятивные учебные действия

7.Рефлексия

- Итак, сегодня на уроке мы познакомились с одноатомными спиртами. И сейчас я предлагаю составить синквейн на тему: «Спирты» (записывает слово на доске)

- 2 прилагательных

- 3 глагола

- Предложение по теме

- Итоговое слово (синоним темы синквейна)

- Вернемся к цели урока. Достигнута ли она? Почему?

- Где могут пригодиться полученные сегодня знания?

Ответы учащихся.

На листах составляют синквейн в группах:

Отвечают (одноатомные, ядовитые)

Отвечают (горят, убивают, применяются в промышленности)

Отвечают (спирты – это производные углеводородов, в составе которых имеются гидроксильные группы)

Отвечают (производные углеводородов)

Отвечают на вопрос

Отвечают на вопрос

Умение рассуждать, формулировать  выводы

Коммуникативные учебные действия

Личностные учебные действия

8.Домашнее задание

Домашнее задание §17, стр. 138-148. Отдельным учащимся творческое задание: подготовить презентации по теме: «Метанол и его значение в жизни человека», «Многоатомные спирты, их строение и применение»

Записывают в дневник.

9.Итог урока

- Спасибо за урок!

Приложение 1.

Похититель рассудка

Похититель рассудка — так именуют алкоголь с давних времен. Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8000 лет до нашей эры – с появлением керамической посуды, давшей возможность изготовления алкогольных напитков из меда, плодовых соков и дикорастущего винограда. Чистый спирт начали получать в 6-7 веках арабы и назвали его “аль коголь”, что означает “одурманивающий”. Первую бутылку водки изготовил араб Рагез в 860 году. Перегонка вина для получения спирта резко усугубила  пьянство. Согласно легенде, впервые эту операцию совершил итальянский монах алхимик Валентиус. Испробовав вновь полученный продукт и придя в состояние сильного алкогольного опьянения, алхимик заявил, что он открыл чудодейственный эликсир, делающий старца молодым, утомленного бодрым, тоскующего веселым.

С тех пор крепкие алкогольные напитки быстро распространились по странам мира.

Известно, что в Древней Руси пьянства не было вовсе. Население Древней Руси не выращивало виноград, и вино для Причастного таинства привозилось из Византии. Хмельными напитками были сбродивший мёд и пиво.

Христианская вера, в которую был обращен русский народ, пить не запрещала, но требовала умеренности в отношении хмельного. Свидетельство этому – некоторые известные пословицы и поговорки: “Одна рюмка – на здоровье, другая – на веселье, третья – на вздор”, “Много вина пить – беде быть”, “Пить до дна – не видать добра”, “Работа денежку копит, хмель денежку топит”.

Приложение 2.

Тренировочные карточки-задания

                       ОН

  1. Этанол-1

  1. Бутанол-2

Приложение 3.

Экология человека

Человек совершил огромную ошибку,

когда решил, что может отделить себя от природы

и  не считаться с ее законами…

Вернадский В.И.

Термин «экология человека» впервые встречается в 1921 году. В своих социологических исследованиях его употребили американские ученые Бёрджесс и Парк. Данное понятие стало предельно актуальным в кратчайшие сроки, так как население нашей планеты начало беспокоиться о своем здоровье.

Сегодня экология человека – общепризнанная комплексная наука, которая изучает взаимодействие людей как социальных существ с окружающим миром.

Наука «экология человека» изучает некоторую общность людей – профессиональную, этническую или возрастную, - которая характеризуется определенным уровнем образования, здоровья, культуры.

Тем не менее, пренебрегая простыми истинами и игнорируя правила, которые предписывает экология человека, люди не избавляются от своих вредных привычек, продолжают употреблять алкоголь, наркотические средства. В результате неблагоприятная обстановка провоцирует у человека экологические заболевания. Вредные вещества, содержащиеся в алкоголе, воздействуют на организм при контакте со слизистыми оболочками или кожей, нарушают работу внутренних органов, приводят к гибели.

Ядовитые вещества способны вызвать у людей:

- агрессию,

- генетические изменения,

- снижение иммунитета,

- бесплодие,

- заболевания внутренних органов.

Приложение 4.

Тест для закрепления

  1. Укажите вещество, выпадающее из общего списка:

А)

Б)

В)

2. Как называются спирты, содержащие одну функциональную группу?

А) Одноатомные

Б) Однофункциональные

В) Обычные

3. Спирт с наименьшим числом атомов углерода?

А) Этанол

Б) Метанол

В) Одноатомный спирт

4. Номер атома, от которого отходит функциональная группа в пропаноле-1?

А) 3

Б) 2

В) 1

5. Как называется спирт, формула которого ?

А) Пропанол

Б) Пентанол

В) Этиловый спирт

Ключ к тесту: 1-Б, 2-А, 3-Б, 4-В, 5-Б


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Химия» для 8 – 9 классов базовый уровень, Сысоева Татьяна Ивановна - учитель химии высшей категории

Рабочая программа учебного предмета «Химия»  для 8 – 9 классов базовый уровень, Сысоева Татьяна Ивановна - учитель химии высшей категории...

Рабочая программа учебного предмета «Химия» для 10-11 классов (базовый уровень), Сысоева Татьяна Ивановна - учитель химии высшей категории

Рабочая программа учебного предмета «Химия»   для 10-11 классов (базовый уровень), Сысоева Татьяна Ивановна - учитель химии высшей категории...

Интегрированный урок химия +ОБЖ на тему: «Спирты их свойства и влияние на организм человека» ..

Авторы: Преподаватель химии Перепияко Г.В., преподаватель основ безопасности жизнедеятельности Филиппова Т.Ф.Интегрированный урок  химия +ОБЖ  на тему: «Спирты их свойства и влияние на орган...

Интегрированный урок химия +ОБЖ на тему: «СПИРТЫ их свойства и влияние на организм человека»

Интегрированный урок  химия +ОБЖ  на тему: «Спирты их свойства и влияние на организм человека» . Данная разработка предназначена  для проведения интегрированного урока по дисциплин...

План - конспект урока химии в 10-м классе (базовый уровень) по теме "Аминокислоты"

Габриелян, О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений/О.С. Габриелян.- 3-е изд. перераб.- М.: Дрофа, 2007. – 191, [1] с.: ил. Тема урока: «Аминокислоты».Цель...

Рабочая программа и планирование по химии в 10-11 классах (базовый уровень) к учебнику Еремин В.В., Дроздов А.А., Кузьменко Н.Е., Лунин В.В. Химия-10, Химия-11

Рабочая программа и планирование по химии в 10-11 классах (базовый уровень) к учебнику Еремин В.В., Дроздов А.А., Кузьменко Н.Е., Лунин В.В. Химия-10, Химия-11...

Интегрированный урок химия -биология по теме СПИРТЫ

Исследовательским способом доказать губительное влияние алкоголя на белки живых организмоврасширить знания учащихся о причинах и последствиях негативного влияния алкоголя на организм человека....