Урок "Гидролиз солей"
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему
Тема урока: гидролиз солей.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: проблемно-исследовательский.
Цель урока: сформировать у учащихся понятие гидролиза солей.
Задачи урока:
В результате проведенного урока учащиеся должны:
- определять характер среды растворов солей по их составу, составлять ионные уравнения реакций гидролиза солей по первой стадии;
- пользоваться опорными знаниями, составлять конспект урока;
- более глубоко узнают о свойствах солей, понимают практического значение гидролиза в природе и жизни человека;
- развивать мышление, уметь делать логические выводы из наблюдений по опыту;
- закрепить, умение работать с таблицами, справочным материалом, дополнительной литературой.
Оборудование: таблица растворимости, индикаторная шкала, штатив с пробирками, растворы, лакмуса, соляной кислоты, гидроксида натрия, хлорида алюминия, сульфида калия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 51.26 КБ |
Опорный конспект | 14.72 КБ |
Приложение_задачи | 22.69 КБ |
презентация к уроку | 2.63 МБ |
Предварительный просмотр:
29.09.2017 пос. Тулома
Тема урока: гидролиз солей.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: проблемно-исследовательский.
Цель урока: сформировать у учащихся понятие гидролиза солей.
Задачи урока:
В результате проведенного урока учащиеся должны:
- определять характер среды растворов солей по их составу, составлять ионные уравнения реакций гидролиза солей по первой стадии;
- пользоваться опорными знаниями, составлять конспект урока;
- более глубоко узнают о свойствах солей, понимают практического значение гидролиза в природе и жизни человека;
- развивать мышление, уметь делать логические выводы из наблюдений по опыту;
- закрепить, умение работать с таблицами, справочным материалом, дополнительной литературой.
Оборудование: таблица растворимости, индикаторная шкала, штатив с пробирками, растворы, лакмуса, соляной кислоты, гидроксида натрия, хлорида алюминия, сульфида калия
Эпиграф: слайд
ХОД УРОКА
I. Актуализация опорных знаний, постановка проблемы
– Наш сегодняшний урок мы начнем с краткого экскурса в содержание предыдущего занятия, т.е. вспомним определения основных понятий прошлой темы и попробуем решить задачу, с текстом которой я вас познакомлю после повторения.
Итак, РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА это…взаимодействие между ионами сложных веществ в растворе
КАКИЕ ВИДЫ ионных уравнений вы знаете… молекулярное, полное и сокращенное ионное
КАКОВЫ УСЛОВИЯ ПРОТЕКАНИЯ ИОННЫХ РЕАКЦИЙ ДО КОНЦА…образуется газ, осадок, вода или другое малодиссоциирующее вещество (если условие не выполняется, реакция-обратима);
КАКАЯ СПРАВОЧНАЯ ТАБЛИЦА ПОЗВОЛЯЕТ сделать об этом вывод- таблица растворимости
Основные моменты предыдущего урока повторили, идем дальше!
(слайд). Внимательно читаем условие задачи и пробуем ее решить.
v(AlCl3) = 5 моль____ 2AlCl3 + 3K2S ––> 6KCl + Al2S3
m(осадка), V (газа) = ?
Ученики констатируют, что среди продуктов по УХР нет газа и осадка (напротив сульфида алюминия стоит прочерк)
Может быть условия задачи ошибочны? Т.к. химия- наука экспериментальная-проверим это опытным путем. Смешиваются р-ры солей из условия задачи.
– Что мы наблюдаем? (Образование газа и осадка)
Таким образом, проведя эксперимент, мы пришли к выводу, что в условии задачи все сформулировано правильно.
А вот ЧТО мы могли не учесть при составлении уравнения реакции, чем пренебрегли?
(Взаимодействием солей в виде РАСТВОРА, т.е. пренебрегли наличием молекул воды) стр.уч-ка 39-40 УХР:
Правильно! Мы этого не учли –опыт опроверг наше предположение, а решение задачи без правильно записанного УХР не будет верным.
Таким образом, сегодня на уроке нам предстоит рассмотреть, как различные соли взаимодействуют с водой, а затем попробуем вернуться к решению этой задачи.
Запишем тему урока: Гидролиз солей слайд
II. Основная часть
Рене Декарт - французский математик, философ, физик, автор философского трактата, опубликованного в 1637 году «Рассуждение о методе, чтобы хорошо направлять свой разум и отыскивать истину в науках» любил повторять: «Определяйте значения слов и вы избавите мир от половины его заблуждений»
Что такое гидролиз? «Гидро» – вода, «лизис» – разложение.(слайд)
Значит, cущность гидролиза заключается …во взаимодействии между солями и водой (или…в разложении соли водой )
Существует несколько ПРАВИЛ протекания гидролиза: (слайд)
- В реакции принимает участие (гидролизуется) только ион слабой кислоты или слабого основания.
- Гидролиз – это обратимое взаимодействие между некоторыми солями и водой.
- Многозарядные ионы гидролизуются ступенчато.
- Гидролиз усиливается при нагревании системы и разбавлении раствора
Давайте вспомним, какие вещества относят к классу солей и каким способом их можно получить…
опр-е- это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и кислотных остатков.
соль можно рассматривать как продукт реакции нейтрализации между основанием и кислотой (записать в общем виде)
если учесть, что исходные вещества бывают сильные и слабые, то может быть 4 варианта развития событий :
слабое основание и сильная кислота:
слабая кислота и сильное основание:
сильная кислота и сильное основание:
слабое основание и слабая кислота:
Вспомним, что вода – слабый электролит и в чистой воде происходит процесс:
НОН <––> Н+ + ОН–, и существует равенство концентрации:
[H+] = [OH–] = 10–7 моль/л.
pH = 7 -нейтральная
(рН-водородный показатель= отрицательный десятичный логарифм концентрации ионов водорода)
pH < 7,
[H+] > [OH–] -кислая
pH > 7,
[H+] < [OH–]- щелочная (слайд)
Демонстрация: В три пробирки к жидкостям добавлен универсальный индикатор- лакмус. Исходя из полученной информации (Табл. окраска индикаторов в различных средах, по шкале рН ) соотнесите результаты опыта с возможными веществами из предложенного перечня: NaOH, H2O, HCl , NaCl, FeCl3, К2CO3, AlCl3, Na2CO3 –в учебнике K2S, Fe2(CO3)3, NaNO3 , Al2(SO4)3 , Al2S3
А если я скажу, что жидкости в пробирках являются растворами солей, какой вывод напрашивается?... что раствор соли может иметь кислую, щелочную, нейтральную среду.
Рассмотрим, что же происходит при взаимодействии соли с водой? Составим соответствующие записи для возможных случаев-т.е. уравнения реакций:
- Окраска раствора становится красной, т.е. раствор соли хлорида железа (III)- (слабое основание +сильная кислота) также как и раствор кислоты имеет pH < 7, среда кислая (избыток ионов водорода):
FeCl3 + HOH <––> HCl + FeOHCl2
Fe3+ + 3Cl– + HOH <––> H+ + Cl– + FeOH2+ + 2Cl–
Fe3+ + HOH <––> FeOH2+ + H+
- Окраска раствора становится синей, т.е. раствор соли карбоната калия (слабая кислота+ сильное основание) также как и раствор гидроксида натрия имеет pH > 7, среда щелочная (избыток гидроксид-анионов):
К2CO3 + HOH <––> КOH + КHCO3
2К+ + CO32– + HOH <––> К+ + OH– + К+ + HCO3–
CO32– + HOH <––> OH– + HCO3–
- Раствор соли хлорида натрия (сильная кислота +сильное основание) так же как и дистиллированная вода имеет pH = 7, среда нейтральная:
NaCl + HOH <––> NaOH + HCl
Na+ + Cl– + HOH <––> Na+ + OH– + H+ + Cl–
HOH <––> OH– + H+
Вывод: Раствор соли, образованной сильным основанием и сильной кислотой имеет нейтральную среду, т.к. равенство концентраций ионов водорода и гидроксид-ионов не нарушено. Можно сказать, что такие соли гидролизу не подвергаются.
- Какой еще случай образования соли …образованные слабым основанием и слабой кислотой (в учебнике не дается).
Fe2(CO3)3 + 3HOH ––> 2Fe(OH)3 + 3CO2
Вывод: Такие соли подвергаются гидролизу: реакция среды близка к нейтральной, либо полностью разлагаются с образованием осадка и выделением газа, что делает гидролиз необратимым
III. Разрешение проблемы (решение задачи)
– Вернемся к задаче, в решении которой мы зашли в тупик. Что нужно изменить в написании уравнения реакции? ( Приложение 1)
IV. Значение гидролиза
Я думаю, что у вас возник вопрос: «Так ли уж часто следует учитывать процессы гидролиза?».
Обменные реакции между солями и водой широко распространены в природе: многие минералы земной коры - это сульфиды металлов, которые хотя и плохо растворимы в воде, постепенно взаимодействуют с ней. Такие процессы идут и на поверхности Земли, и особенно интенсивно в ее глубинах при повышенной температуре. В результате образуется огромное количество сероводорода, который выбрасывается на поверхность при вулканической деятельности. А силикатные породы постепенно переходят в гидроксиды, а затем в оксиды металлов. В результате гидролиза минералов – алюмосиликатов – происходит разрушение горных пород.
Известкование почв с целью понижения их кислотности также основано на реакции гидролиза, Если кислотность почвы недостаточна, у растений появляется болезнь — хлороз. Ее признаки — пожелтение или побеление листьев, отставание в росте и развитии. Если рНпочвы> 7,5, то в нее вносят удобрение сульфат аммония (NH4)2SO4, которое способствует повышению кислотности
В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с явлением гидролиза – при стирке белья, мытье посуды, умывании мылом. В состав стиральных порошков и других моющих средств специально вводят соли неорганических кислот (фосфаты, карбонаты), которые усиливают моющее действие за счет повышения рН среды.
Даже процессы пищеварения, в частности, расщепление жиров, протекают благодаря гидролизу.
V. Подведение итогов
Итак, сегодня мы познакомились с явлением гидролиза солей. Проверим как усвоились новые сведения!
Возьмите бланк химического диктанта и напротив номера каждого из 10 предложений поставьте «да», если согласны с утверждением и «нет» если не согласны (предложенным графическим способом)
Что за этот урок мы научились делать? …Определять характер среды растворов солей по их составу
VI. Домашнее задание (слайд)
Запишите уравнения гидролиза солей, входящих в состав минеральной воды.
Предварительный просмотр:
Гидролиз солей (от греч. hydro — «вода», lysis — «разложение, распад»)
Соль образована… | Уравнение гидролиза | Вывод |
слабое основание + сильная кислота | ||
слабая кислота + сильное основание | ||
сильная кислота + сильное основание | ||
слабое основание + слабая кислота |
ЗАПОМНИ! Возможность и характер протекания гидролиза определяется природой основания и кислоты, из которых образована соль.
Задание: распределите соли, формулы которых приведены в 1 графу таблицы.
NaCl, FeCl3, К2CO3, AlCl3, Na2CO3, K2S, Fe2(CO3)3, NaNO3 , Al2(SO4)3 , Al2S3
Предварительный просмотр:
Приложение 1.
Задача.
При сливании раствора, содержащего 5моль хлорида алюминия, с избытком раствора сульфида калия выделяется газ и выпадает осадок. Определить массу выпавшего осадка и объем полученного газа.
Приложение 2.
Химический диктант.
- В чистой воде рН=7.
- Раствор соляной кислоты – слабый электролит.
- Соль Na2CO3 образована сильным основанием и слабой кислотой.
- Соль AlCl3 образована слабым основанием и сильной кислотой.
- Водный раствор соли NaCl имеет рН<7.
- Водный раствор соли K2SO4 имеет рН=7.
- Водный раствор соли Al2(SO4)3 имеет рН<7.
- Соль KNO3 подвергается необратимому гидролизу с выпадением осадка.
- Раствор соли Na2SiO3 при действии фенолфталеина окрасится в малиновый цвет.
- Раствор соли K2CO3 при действии фенолфталеина остается бесцветным.
Приложение 3.
Бланк химического диктанта.
Фамилия, имя_____________________________________
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ДАНЕТ
Приложение 4.
Шаблон для проверки химического диктанта.
Приложение 5.
Напишите уравнения гидролиза солей, входящих в состав минеральной воды
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
У словие задачи При сливании раствора, содержащего 5моль хлорида алюминия, с избытком раствора сульфида калия выделяется газ и выпадает осадок. Определить массу выпавшего осадка и объем полученного газа.
Тема: «Гидролиз солей»
Рене Декарт - французский математик, философ, физик, автор философского трактата, опубликованного в 1637 году « Рассуждение о методе , чтобы хорошо направлять свой разум и отыскивать истину в науках» любил повторять: «Определяйте значения слов и вы избавите мир от половины его заблуждений »
Что такое гидролиз? « Гидро » – вода, « лизис» – разложение.
ПРАВИЛА протекания гидролиза В реакции принимает участие ( гидролизуется ) только ион слабой кислоты или слабого основания. Гидролиз – это обратимое взаимодействие между некоторыми солями и водой. Многозарядные ионы гидролизуются ступенчато. Гидролиз усиливается при нагревании системы и разбавлении раствора
Вода – слабый электролит и в чистой воде происходит процесс: НОН <––> Н + + ОН – , и существует равенство концентрации: [ H + ] = [ OH – ] = 10 –7 моль/л. pH = 7 -нейтральная (рН-водородный показатель= отрицательный десятичный логарифм концентрации ионов водорода) pH < 7, [H + ] > [OH – ] -кислая pH > 7, [H+] < [OH – ]- щелочная
Химический диктант В чистой воде рН=7. Раствор соляной кислоты – слабый электролит. Соль Na 2 CO 3 образована сильным основанием и слабой кислотой. Соль AlCl 3 образована слабым основанием и сильной кислотой. Водный раствор соли NaCl имеет рН<7. Водный раствор соли K 2 SO 4 имеет рН=7. Водный раствор соли Al 2 ( SO 4 ) 3 имеет рН<7. Соль KNO 3 подвергается необратимому гидролизу с выпадением осадка. Раствор соли Na 2 SiO 3 при действии фенолфталеина окрасится в малиновый цвет. Раствор соли K 2 CO 3 при действии фенолфталеина остается бесцветным.
Домашнее задание Запишите уравнения гидролиза солей, входящих в состав минеральной воды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фрагмента урока по теме "Кислоты. Соли. Ознакомление с важнейшими кислотами и их солями"
Материал содержит подробный план-конспект фрагмента урока химии в 8 классе по теме "Кислоты. Соли. Ознакомление с важнейшими кислотами и их солями". Изучение состава кислот и солей проводится в форме ...
Методическая разработка модульного урока химии в 8 классе по теме: "Соли как производные кислот и оснований. Составление солей по степени окисления"
Разработка модульного урока химии в 8 классе по теме: "Соли как производные кислот и оснований. Составление солей по степени окисления" содержит структуру, ход урока, приложения к мод...
Открытый урок по химии в 8 классе «Соли: состав, классификация, номенклатура, способы получения солей.»
Цели урока:сформировать представление о солях;формировать умение определять соли, их состав, названия некоторых солей;классифицировать соли по составу кислотного остатка и по растворимости в вод...
Физические свойства солей. Приготовление растворов солей с определённой массовой долей растворённого вещества.
Изучение физических свойств солей и приготовление растворов солей....
Применение некоторых солей. Способы распознавания солей.
Рассмотреть применение солей в быту и других отраслях народного хозяйства. Научиться определять карбонат ион, сульфат ион, хлорид ион в солях....
Соли. Классификация солей.
Дать понятие соли, классификацию солей, применение в быту....
Задачи на тему: "Соли. Химические свойства солей. Применение и получение солей"
Задачи на тему: "Соли. Химические свойства солей. Применение и получение солей" составлены из множества сборников и соответствуют программе Республики Беларусь (Беларусь)....