Внеурочка или кружок по химии для 8 класса
материал по химии на тему
Внеурочка или кружок по химии для 8 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_ili_kruzhok_pohimii_8_kl.docx | 31.75 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружка (курса внеурочной деятельности)
«Химия вокруг нас»
Класс: 8(восьмой)
Уровень образования: основное общее
Направление: общеинтеллектуальное
Форма: кружок
Программа модифицирована учителем химии Сарыглар Т.А.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Химия вокруг нас» составлена
в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, а также
планом внеурочной деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения средней общеобразовательной школа № г. Ак-Довурака.
Данная программа, используя деятельностный подход в обучении, способствует
более глубокому изучению курса химии и позволяет учащимся овладеть умениями
формулировать гипотезы, конструировать и моделировать химические процессы;
сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями
жизни; оценивать полученные результаты, понимая постоянный процесс эволюции
научного знания, что в конечном итоге способствует самообразованию и саморазвитию
учащихся.
Курс внеурочной деятельности «Химия вокруг нас» позволяет строить обучение
учащихся 8-го класса с учетом максимального приближения предмета химии к
практической стороне жизни, к тому, с чем учащиеся сталкиваются каждый день в быту.
Актуальность программы обусловлена тем, что в учебном плане предмету
«Химия» отведено всего 2 часа в неделю (8 класс), что дает возможность сформировать у
учащихся лишь базовые знания по предмету. В тоже время возраст 8-го класса является
важным для профессионального самоопределения школьников. Возможно, что
проснувшийся интерес к химии может перерасти в будущую профессию.
Актуальность данной программы состоит в и том, что она не только дает
воспитанникам практические умения и навыки, формирует начальный опыт творческой
деятельности, но и развивает интерес обучающегося к эксперименту, научному поиску,
способствует самоопределению учащихся, осознанному выбору профессии. Учащиеся
смогут на практике использовать свои знания на уроках химии и в быту.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что базовый курс школьной программы предусматривает практические работы, но их явно недостаточно, чтобы
заинтересовать учащихся в самостоятельном приобретении теоретических знаний и
практических умений и навыков. Для этого в курс «Химия вокруг нас» включены
наиболее яркие, наглядные, интригующие эксперименты, способные увлечь и
заинтересовать учащихся практической наукой химией.
Цель программы:
Формирование у учащихся научных представлений о химии в повседневной жизни
человека через пробуждение интереса и развитие профессиональных склонностей к
предмету химия.
Задачи:
Образовательные:
расширить кругозор учащихся о мире веществ;
использовать теоретические знания по химии на практике;
обучить технике безопасности при выполнении химических реакций;
сформировать навыки выполнения проектов с использованием ИКТ.
Развивающие:
способствовать развитию творческих способностей обучающихся;
формировать ИКТ-компетентости;
Воспитательные:
воспитать самостоятельность при выполнении работы;
- воспитать чувство взаимопомощи, коллективизма, умение работать в команде;
воспитать чувство личной ответственности.
Условия реализации программы:
Возраст обучающихся
Программа ориентирована на воспитанников в возрасте 14-15 лет без специальной
подготовки.
Сроки реализации
Программа рассчитана на 1 год обучения.
В ходе обучения по программе «Химия вокруг нас» занятия проводятся в
следующем режиме:
34часа в год - 1 раз в неделю.
Формы занятий
В образовательном процессе используются различные формы проведения занятия:
беседы;
лекции;
семинары;
практическое занятие;
химический эксперимент;
работа на компьютере;
экскурсии;
выполнение и защита проектов.
Результаты освоения курса
Личностные результаты:
- осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости
и объяснимости на основе достижений науки;
- постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность
и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности
вне школы;
- оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения
здоровья;
- оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
- формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки
других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и
благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения курса «Химия вокруг нас» является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель
учебной деятельности;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- осуществлять целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование
практической задачи в познавательную;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять
причины и следствия простых явлений.
- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей.
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
- преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск
информации, анализировать и оценивать её достоверность.
- обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от понятий с меньшим
объемом понятиям с большим объемом;
- строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных
связей.
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования,
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий.
Коммуникативные УУД:
- уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и
координировать ее с позиции партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения
в совместной деятельности;
- отображать в речи содержание совершаемых действий, как в форме громкой
социализированной речи, так и в форме внутренней речи;
- уметь аргументировать свою точку зрения;
- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
- уметь работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать
и способствовать продуктивной кооперации.
Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения:
- осознание роли веществ;
- определять роль различных веществ в природе и технике;
- объяснять роль веществ в их круговороте;
- рассмотрение химических процессов;
- использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических
препаратов;
– различать опасные и безопасные вещества;
- приводить примеры химических процессов в природе;
- находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их
различиях;
- использование химических знаний в быту;
- объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека;
- объяснять мир с точки зрения химии;
- формировать представления о будущем профессиональном выборе.
Кроме того, занятия призваны пробудить у учащихся интерес к химической науке,
стимулировать дальнейшее изучение химии. Химические знания, сформированные на
занятиях, информационная культура учащихся, могут быть использованы ими для
раскрытия различных проявлений связи химии с жизнью.
Способы определения результативности:
- Начальный контроль (сентябрь) в виде визуального наблюдения педагога за
соблюдением воспитанниками техники безопасности, поведением при работе с
последующим обсуждением;
- Текущий контроль (в течение всего учебного года) в виде визуального наблюдения
педагога за процессом выполнения учащимися практических работ, проектов,
индивидуальных заданий, участия в предметной неделе естествознания;
- Промежуточный контроль (тематический) в виде предметной диагностики знания
детьми пройденных тем;
- Итоговый контроль (май) в виде изучения и анализа продуктов труда учащихся
(проектов; сообщений, рефератов), процесса организации работы над продуктом и
динамики личностных изменений.
Формы подведения итогов реализации программы.
- Опрос;
- Обсуждение;
- Самостоятельная работа;
- Тестирование;
- Презентация и защита творческой работы (проекты и др.).
В конце учебного года обучающийся должен выполнить и защитить проект.
Содержание курса
Тема 1. Введение: химия-наука о веществах, которые нас окружают.
Теория
От алхимии до наших дней. Цели и задачи современной химии. Разделы и отрасли химии.
Методы химии. Роль химии в жизни человека и развитии человечества. Перспективы
развития химии.
Тема 2. Правила работы в химической лаборатории.
Теория
Общие правила работы в химической лаборатории. Техника безопасности при работе в
химической лаборатории. Оказание первой помощи при несчастных случаях. Правила
работы с кислотами, щелочами, летучими веществами. Нагревательные приборы и
правила работы с ними. Химическая посуда общего назначения. Мытье и сушка
химической посуды. Изготовление и ремонт простейших лабораторных приборов. Марки
химических реактивов. Правила их хранения и использования. Дистиллированная вода и
ее получение.
Практика
1 Приемы обращения с нагревательными приборами (спиртовка, плитка, водяная баня) и
химической посудой общего назначения.
Тема 3. Химические вещества дома и на улице. Чистые вещества и смеси.
Теория
Знакомство с веществами, которые часто встречаются нам в обычной жизни дома и на
улице. Чистые вещества и смеси. Однородные и неоднородные смеси в быту. Свойства
смесей. Дистилляция, выпаривание, центрифугирование, хроматография, кристаллизация
и возгонка. Решение задач на нахождение массовой и объемной доли компонента смеси.
Практика
1. Очистка соли от нерастворимых и растворимых примесей.
Тема 4. Царство воды.
Теория
Аномалии воды. Живая и мертвая вода. Профессии воды. Роль воды в жизни человека.
Растворимость веществ. Способы выражения концентрации растворов. Растворы в
природе и технике. Проблемы питьевой воды.
Практика
Химические свойства воды.
Изготовление листовок «Берегите воду!» в программе Publisher
Тема 5. Химические элементы в организме человека.
Теория
Присутствие химических элементов в организме человека. Вещества в организме
человека. Химические явления в организме человека. К чему может привести недостаток
некоторых химических элементов в организме человека?
Практика
1. Изготовление слайдовой презентации «Химические элементы в организме человека».
Тема 6. Еда и химия.
Теория
Пищевая ценность продуктов питания. Витамины. Пищевые добавки. Вещества под
буквой Е. Синтетическая пища и ее влияние на организм. Содержание нитратов в
растениях и пути уменьшения их содержания при приготовлении пищи. Качество пищи и
сроки хранения пищевых продуктов.
Расшифровка кода пищевых продуктов, их значение. Изготовление буклета «Советы
химика по употреблению продуктов питания
Практика
1. Определение нитратов в плодах и овощах.
Тема 7. Красота и химия.
Теория
Состав и свойства как современных, так и старинных средств гигиены; грамотный выбор
средств гигиены; полезные советы по уходу за кожей, волосами и полостью рта. Состав и
свойства некоторых препаратов гигиенической, лечебной и декоративной косметики,
грамотное их использование. Химические процессы, лежащие в основе ухода за волосами,
их завивки, укладки, окраски; правильный уход за волосами, грамотное использование
препаратов для окраски и укладки волос, ориентирование в их многообразии.
Практика
1. Изучение состава декоративной косметики по этикеткам.
Тема 8. Химия в белом халате.
Теория
Лекарства и яды в древности. Антидоты. Средства дезинфекции. Антибиотики.
Физиологический раствор. Отравления и оказание первой помощи. Лекарства первой
необходимости. Домашняя аптечка и ее состав. Диеты и их влияние на организм.
Практика
Составление инструкций: «Первая помощь при отравлении»; «Первая помощь при
ожогах».
Получение древесного угля, изучение его адсорбционной способности.
Тема 9. «Бытовая химия».
Теория
Средства бытовой химии и меры безопасности при работе с ними. Азбука химчистки.
Пятновыводители и удаление пятен. Техника выведения пятен различного
происхождения. Синтетические моющие средства их виды. Жесткость воды и ее
устранение.
Практика
1. Выведение белковых пятен, цветных пятен, пятен от чернил и ржавчины.
2. Получение мыла.
3. Удаление накипи.
Тема 10. Химия и строительство.
Теория
1. Строительные растворы. Известь. Мел. Песок. Цемент. История стекла. Кирпичи.
Фарфор и фаянс. Древесина – уникальный строительный материал. Виды бумаги и их
использование. Свойства олифы, масляных красок, эмалей, растворителей. Понятие об
экологически чистых материалах. Виды загрязнений (пылевые, радиационные,
биологические, шумовые). Решение задач с экологическим содержанием.
Практика
2. Определение относительной запыленности воздуха в помещении.
Тема 11. Химия и автомобиль.
Теория
Материалы, которые используются для изготовления автомобилей. Химические процессы,
происходящие при эксплуатации автомобиля.
Практика
1. Решение экологических задач.
Тема 12. Химия в сельском хозяйстве.
Теория
Агротехнические приемы, основанные на закономерностях протекания химических
реакций; практические знания, необходимые для работы на даче, приусадебном участке.
Удобрения. Развитие производства минеральных удобрений. Современные требования к
качеству минеральных удобрений.
Химические средства защиты растений, их правильное применение.
Химические вещества в животноводстве: минеральные подкормки, химический состав
кормов, пищевых добавок, устройство вентиляционных систем животноводческих
помещений.
Практика
1. Получение азотных, фосфорных и калийных удобрений. Анализ исходного сырья для
получения продукции.
Тема 13. Химия и искусство.
Теория
Химия на службе искусства. Бумага. Карандаш. Книгопечатание. Краски. Виды живописи.
Роспись по штукатурке. Синтетические красители. Химия и прикладное искусство.
Золотая хохлома. Городецкая роспись. Изготовление слайдовой презентации «Химия в
мире искусства».
Практика
1. Приготовление натуральных красителей.
Тема 14. Биосфера – среда жизни человека.
Теория
Биосфера. Всеобщая взаимосвязь живой и неживой природы. Глобальные экологические
проблемы, связанные с хозяйственной деятельностью человека. Задачи охраны природы и
окружающей среды. Способы разрешения создавшейся экологической ситуации на Земле,
в нашем городе. Решение экологических задач.
Практика
1. Творческие работы на тему «Идеальный город…»
Тема 15. Выполнение проектов.
Теория
Понятие проекта. Типы проектов, основные этапы выполнения. Критерии оценивания
выполнения и защиты проектов.
Практика
Выполнение проектов с использованием компьютерных технологий.
Тема 16. Итоговое занятие.
Практика Защита проектов.
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Введение: химия-наука о веществах, которые нас окружают. | 2 | 2 | 0 |
2 | Правила работы в химической лаборатории. | 2 | 1 | 1 |
3 | Химические вещества дома и на улице. Чистые вещества и смеси. | 2 | 1 | 1 |
4 | Царство воды. | 2 | 1 | 1 |
5 | Химические элементы в организме человека. | 2 | 1 | 1 |
6 | Еда и химия. | 3 | 2 | 1 |
7 | Красота и химия. | 2 | 1 | 1 |
8 | Химия в белом халате. | 2 | 1 | 1 |
9 | «Бытовая химия». | 3 | 2 | 2 |
10 | Химия и строительство. . | 2 | 2 | 2 |
11 | Химия и автомобиль. | 2 | 1 | 1 |
12 | Химия в сельском хозяйстве. | 3 | 2 | 1 |
13 | Химия и искусство. | 2 | 1 | 1 |
14 | Биосфера – среда жизни человека. | 2 | 1 | 1 |
15 | Выполнение проектов. | 2 | 1 | 1 |
16 | Итоговое занятие. Защита проектов. | 1 | 0 | 1 |
ВСЕГО: | 35 | 20 | 15 |
Учебно-методическое обеспечение
1. Химическая энциклопедия. Т 1. М., 1988 г.
2. Кукушкин Ю.Н. «Химия вокруг нас», М. Высшая школа, 2002 г..
3. О.С. Габриолян, Г.Г. Лысова «Настольная книга учителя химии». , Дрофа, 2004.
4. К.А. Макаров «Химия и здоровье». М. «Просвещение».2005.
5. В.А. Войтович «Химия в быту». М. «Знание». 2000.
6. А.С. Солова «Химия и лекарственные вещества». Л., 2002.
7. В.И. Кузнецов «Химия на пороге нового тысячелетия», «Химия в школе» № 1, 1999.
8. Ю.Н. Коротышева «Химические салоны красоты». «Химия в школе». № 1. 2005 г.
9. А.М. Юдин и другие. «Химия для вас». М. «Химия2002.
10.«Энциклопедический словарь юного химика» М. «Педагогика», 2002.
11. В.Н. Касаткин «Здоровье». 2005.
12. «Эрудит», Химия – М. ООО «ТД «Издательство Мир книги»», 2006
13.Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. Книга для учащихся, учителей и родителей.
М.: АСТ-ПРЕСС, 1999;
14..Мир химии. Занимательные рассказы о химии. Сост. Ю.И.Смирнов. СПб.: «МиМ-
Экспресс», 1995;
15.Скурихин И.М., Нечаев А.П. Все о пище с точки зрения химика. Справ. издание. М.:
Высшая школа, 2009__
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок по химии "Вода, которую мы пьем"
Кружок по химии "Вода, которую мы пьем"...
Программа внеурочной деятельность (кружок):"Занимательная химия", 9 класс
кружок по химии для 9 класса...
Кружок по химии
В статье отражены аспекты внеклассной работы по химии....
Рабочая программа Химический кружок: «Занимательная химия»
Программа кружка рассчитанная на учащихся 8 – 9 классов общеобразовательной школы (68 занятий по 2 часа в неделю).Основная цель кружка: развитие познавательного интереса учащихся к химии, расшир...
Кружок по химии по теме:"Химия вокруг нас"
Рабочая программа кружка для 9 и 11 классов включает содержание и тематическоо планирование...
Кружок "Занимательная химия"
Программа данного кружка рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе кружка должна составлять не более 15 человек. Химический кружок - экспериментальный, п...
Внеурочка "Чудесная химия" 8 класс
Внеурочка "Чудесная химия" 8 класс...