Конспект урока в 9 классе по теме "Щелочные металлы"
план-конспект занятия по химии (9 класс) на тему
Тип урока : изучение нового материала
Вид урока : комбинированный урок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok2.doc | 56.5 КБ |
img357.pdf | 81.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 9 классе по теме “Щелочные металлы”
Тип урока: изучение нового учебного материала
Вид урока: комбинированный урок
Задачи урока:
Обучающие: формирование знаний учащихся о щелочных металлах как типичных металлах, понятия о взаимосвязи строения атомов со свойствами (физическими и химическими).
Развивающие: развитие умений исследовательской деятельности, умения добывать информацию из различных источников, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитывающие: воспитание устойчивого интереса к предмету, воспитание таких нравственных качеств как аккуратность, дисциплина, самостоятельность, ответственное отношение к порученному делу.
Методы: проблемные, поисковые, лабораторная работа, самостоятельная работа учащихся.
Ход урока.
- Организационный момент.
2.Вводное слово.
Мы изучаем раздел, металлы, и вы знаете, что металлы имеют большое значение в жизни современного человека. На предыдущих уроках мы изучили общие сведения о металлах: положение в периодической таблице, особенности строения атомов, изучили общие физические и химические свойства, а также общие способы получения металлов. Сегодня приступаем к изучению наиболее ярких представителей в химическом отношении, самых активных щелочных металлов. Для того чтобы усвоить материал урока, нам необходимо вспомнить наиболее важные вопросы, которые рассматривали на предыдущих уроках.
3. ЧТО МЫ ЗНАЕМ О МЕТАЛЛАХ? Актуализация знаний.
Беседа.
Учитель:
-На какие две большие группы происходит деление химических элементов?
-Где находятся металлы в периодической системе Д.И. Менделеева.
- Что значит « Металлические свойства с точки зрения строения атома?
- Что значит «Металлические свойства с точки зрения физ.св-в?»
Учитель: Тема нашего урока “Щелочные металлы”
Учитель:
- Наш план урока написан на доске, будем работать соответственно плана. Записи урока будем делать на предложеных вам листках( приложение1)
1. Положение металлов в периодической системе Д.И. Менделеева.
2.Строение атомов щелочных металлов.
3.Физические свойства.
4.Химические свойства.
В конце нашей работы мы должны ответить на вопросы, записанные на ваших листках.
1) Почему данные металлы объеденены в одну группу?
2) Почему эти металлы назвали Щелочными?
Работаем с периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева .
Физические свойства.
Учитель:
Итак, мы рассмотрели положение Щелочных металлов в периодической системе, рассмотрели строение атомов щелочных металлов.
- Обратим внимание на коллекцию щелочных металлов, их хранят в керосине, легко режутся ножом и быстро окисляются на воздухе. Исходя из строения атома, познакомимся с физическими свойствами щелочных металлов. Для металлов характерна низкая твердость, вернее мягкость, труднее всего резать литий, тогда как натрий и калий легко поддаются скальпелю. На основании таблицы, сделаем вывод о физических свойствах щелочных металлов.
Некоторые физические свойства щелочных металлов
Таблица.
металлы | цвет | Радиус,нм | t пл.,С | t кип., C | плотность г/см3 | твердость |
литий | Серебристо- белый | 155 | 179 | 137 | 0,53 | 0,6 |
натрий | тот - же | 189 | 97,8 | 883 | 0,97 | 0,4 |
калий | 236 | 63,7 | 766 | 0,86 | 0,5 | |
рубидий | 248 | 38,7 | 713 | 1,52 | 0,3 | |
цезий | золотисто - белый | 267 | 28,5 | 690 | 1,87 | 0,2 |
франций | В природе не существует в таких количествах, которые достаточны для изучения его свойств. |
Ионы щелочных металлов окрашивают пламя в разные цвета ( смотрим опыты и заполняем таблицу.
Лабораторная работа по виртуальной лаборатории.
Цель: провести реакции, подтверждающие химические свойства щелочных металлов.
Повторяем правила техники безопасности для работы со щелочными металлами.
-работать в вытяжном шкафу
-на подносе
-сухими руками
- брать в малых количествах
Работаем с текстом, который читаем по виртуальной лаборатории.
.
Опыт № 1.Взаимодействие натрия с водой.
Опыт № 2. Взаимодействие лития, натрия, калия с водой.
Опыт № 3. Горение лития.
Опыт № 4. Горение натрия.
Опыт № 5. Горение калия.
Записать уравнения реакции и наблюдения в тетрадь.
Учитель:
-Проверим правильность написания уравнений на доске.
6 Ученики рассказывают о применении щелочных металлов .
Домашнее задание: параграф 11 упр.1(б) упр.4 стр.50 ( творческое) заполнить кроссворд
Кроссворд
Щелочные металлы-I
По горизонтали:
1. Щелочной металл с наименьшим атомным радиусом. Открыт в Швеции в 1817 г. С водой реагирует менее энергично, чем другие щелочные металлы. 2. Один из химических элементов, составляющих основу минерального питания растений. Открыт Г.Дэви (Англия) в 1807 г. Входит в состав полевого шпата и слюды. Название происходит от арабского «аль-кали» – поташ. 3. Открыт в 1861 г. Р.Бунзеном и Г.Кирхгофом (Германия) методом спектрального анализа. Химически очень активен, воспламеняется на воздухе. Его способность легко терять электроны используется в фотоэлементах. 4. Щелочной металл, входящий в состав поваренной соли и соды. Открыт Г.Дэви в 1807 г. Хранится под слоем керосина. 5. Открыт Р.Бунзеном и Г.Кирхгофом методом спектрального анализа в 1861 г. Темно-красный цвет линий в спектре и определил название данного металла. 6. Самый активный щелочной металл. Назван в честь одной из европейских стран. Открыт М.Перей (Франция) в 1939 г.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект урока 6 класс (мальчики). Тема: Свойства черных и цветных металлов. Проволока. Сгибание заготовок из проволоки.
Приступая к изготовлению какого – либо изделия, необходимо правильно выбрать наиболее подходящий для него материал. А правильный выбор можно сделать, зная свойства металла или сплава....
Конспект урока по теме "Соединения щелочноземельных металлов"
Конспект урока к учебнику О.С. Габриеляна "Химия 9 класс"...
Конспект урока 5 класс Тема: Правка и резание тонколистового металла
Тема урока: Правка и резание тонколистового металлаЦели: образовательная: расширение представлений учащихся о технологических процессах современного производства;воспитательная: прививать ...
Разработка урока.9 класс "Соединения щелочных металлов"
Тема урока: Соединения щелочных металлов. 9 класс Цели урока: * ознакомление обучающихся с наиболее распространенными соединениями щелочных металлов и их применением; * выявле...
Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.
Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...
Конспект урока по теме «Простые вещества-металлы» (8 класс)
Цель: изучение особенностей металлов как простых веществ. Задачи: образовательные: -повторить особенности строения атомов металлов и металлическую химическую связь; -познакомить с общими физическими с...
Конспект урока по теме:« Простые вещества – Металлы».
Конспект урока по теме:« Простые вещества – Металлы»....