Конспект урока в 9 классе по теме "Щелочные металлы"
план-конспект занятия по химии (9 класс) на тему

Шалимова Ирина Олеговна

Тип урока : изучение нового материала

Вид урока : комбинированный урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok2.doc56.5 КБ
PDF icon img357.pdf81.36 КБ

Предварительный просмотр:

      Урок  в 9 классе по теме “Щелочные металлы”

          Тип урока: изучение нового учебного  материала

Вид урока:  комбинированный урок

Задачи урока:

Обучающие: формирование знаний учащихся о щелочных металлах как типичных металлах, понятия о взаимосвязи строения атомов со свойствами (физическими и химическими).

Развивающие: развитие  умений исследовательской деятельности, умения добывать информацию из различных  источников, сравнивать, обобщать,  делать выводы.

Воспитывающие: воспитание   устойчивого интереса к предмету,   воспитание таких нравственных качеств как аккуратность, дисциплина, самостоятельность,  ответственное отношение к порученному делу.

Методы: проблемные, поисковые, лабораторная работа, самостоятельная работа учащихся.

Ход урока.

  1. Организационный момент.  

2.Вводное слово.

       Мы изучаем раздел, металлы, и вы знаете, что металлы имеют большое значение в жизни современного человека. На предыдущих уроках мы изучили общие сведения о металлах: положение в периодической таблице, особенности строения атомов, изучили общие физические и химические свойства, а также общие способы получения металлов.  Сегодня приступаем к изучению наиболее ярких представителей в химическом отношении, самых активных щелочных металлов. Для того чтобы усвоить материал урока, нам необходимо вспомнить наиболее важные вопросы, которые рассматривали на предыдущих уроках.

 3. ЧТО МЫ ЗНАЕМ О МЕТАЛЛАХ? Актуализация знаний.

Беседа.

Учитель:

-На какие две  большие группы происходит деление химических элементов?

-Где находятся металлы в периодической системе Д.И. Менделеева.

  •  Что значит « Металлические свойства с точки зрения строения атома?

- Что значит «Металлические свойства с точки зрения физ.св-в?»

      Учитель: Тема нашего урока  “Щелочные металлы”

Учитель:

- Наш план урока написан на доске, будем работать соответственно плана. Записи урока будем делать на предложеных вам  листках( приложение1)

1. Положение металлов в периодической системе Д.И. Менделеева.

2.Строение атомов щелочных металлов.

3.Физические свойства.

4.Химические свойства.

В конце  нашей работы мы должны ответить на вопросы, записанные на ваших листках.

1) Почему данные металлы  объеденены в одну группу?

2) Почему эти металлы назвали Щелочными?

 

Работаем с периодической системой  химических элементов Д.И. Менделеева .

Физические свойства.

Учитель:

                                                           

Итак, мы рассмотрели положение Щелочных металлов в периодической системе, рассмотрели строение атомов щелочных металлов.

- Обратим внимание на коллекцию щелочных металлов, их хранят в керосине, легко режутся ножом и быстро окисляются на воздухе. Исходя из строения атома, познакомимся с физическими свойствами щелочных металлов. Для металлов характерна низкая твердость, вернее  мягкость, труднее всего резать литий, тогда как натрий и калий легко поддаются скальпелю. На основании таблицы, сделаем вывод о физических свойствах щелочных металлов.

 Некоторые физические свойства щелочных металлов

Таблица.

металлы

цвет

Радиус,нм

t пл.,С

t  кип., C

плотность   г/см3

твердость

литий

Серебристо- белый

155

179

137

0,53

0,6

натрий

тот - же

189

97,8

883

0,97

0,4

калий

 236

63,7

766

0,86

0,5

рубидий

248

38,7

713

1,52

0,3

цезий

золотисто - белый

267

28,5

690

1,87

0,2

франций

В природе не существует в таких количествах, которые достаточны для изучения его свойств.

Ионы щелочных металлов окрашивают пламя в разные цвета  ( смотрим опыты и заполняем таблицу.

          Лабораторная работа по виртуальной лаборатории.

Цель: провести реакции, подтверждающие химические свойства щелочных металлов.

Повторяем правила техники безопасности для работы со щелочными металлами.

-работать в вытяжном шкафу

-на подносе

-сухими руками

- брать в малых количествах

Работаем с  текстом, который  читаем по виртуальной лаборатории.

 .

Опыт № 1.Взаимодействие натрия с водой.

Опыт № 2. Взаимодействие лития, натрия, калия с водой.

Опыт № 3. Горение   лития.

Опыт № 4. Горение  натрия.

Опыт № 5. Горение   калия.

Записать  уравнения реакции и наблюдения в  тетрадь.

Учитель:

-Проверим  правильность написания уравнений на доске.

6  Ученики рассказывают о применении щелочных металлов .

 Домашнее задание: параграф 11 упр.1(б) упр.4 стр.50 ( творческое) заполнить кроссворд

Кроссворд

Щелочные металлы-I

По горизонтали:
1. Щелочной металл с наименьшим атомным радиусом. Открыт в Швеции в 1817 г. С водой реагирует менее энергично, чем другие щелочные металлы. 2. Один из химических элементов, составляющих основу минерального питания растений. Открыт Г.Дэви (Англия) в 1807 г. Входит в состав полевого шпата и слюды. Название происходит от арабского «аль-кали» – поташ. 3. Открыт в 1861 г. Р.Бунзеном и Г.Кирхгофом (Германия) методом спектрального анализа. Химически очень активен, воспламеняется на воздухе. Его способность легко терять электроны используется в фотоэлементах. 4. Щелочной металл, входящий в состав поваренной соли и соды. Открыт Г.Дэви в 1807 г. Хранится под слоем керосина. 5. Открыт Р.Бунзеном и Г.Кирхгофом методом спектрального анализа в 1861 г. Темно-красный цвет линий в спектре и определил название данного металла. 6. Самый активный щелочной металл. Назван в честь одной из европейских стран. Открыт М.Перей (Франция) в 1939 г.

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока 6 класс (мальчики). Тема: Свойства черных и цветных металлов. Проволока. Сгибание заготовок из проволоки.

Приступая к  изготовлению какого – либо изделия, необходимо правильно выбрать наиболее подходящий для него материал. А правильный выбор можно сделать, зная свойства металла или сплава....

Конспект урока по теме "Соединения щелочноземельных металлов"

Конспект урока к учебнику О.С. Габриеляна "Химия 9 класс"...

Конспект урока 5 класс Тема: Правка и резание тонколистового металла

Тема урока: Правка и резание тонколистового металлаЦели:  образовательная: расширение представлений учащихся о технологических процессах современного производства;воспитательная: прививать ...

Разработка урока.9 класс "Соединения щелочных металлов"

Тема урока: Соединения щелочных металлов. 9 класс Цели урока: * ознакомление обучающихся с наиболее распространенными соединениями щелочных металлов и их применением; * выявле...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конспект урока по теме «Простые вещества-металлы» (8 класс)

Цель: изучение особенностей металлов как простых веществ. Задачи: образовательные: -повторить особенности строения атомов металлов и металлическую химическую связь; -познакомить с общими физическими с...

Конспект урока по теме:« Простые вещества – Металлы».

Конспект урока по теме:« Простые вещества – Металлы»....