Разработка урока по предмету
Класс:8, дата:26.10.2021г., предмет: химия.
Тема урока: « Простые вещества – Металлы».
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Вид урока: Беседа, самостоятельная работа, лабораторная работа, рассказ.
Цели урока: Изучить физические свойства и области применения простых веществ - металлов на основе их строения.
Планируемые образовательные результаты:
1. Личностные: формирование познавательного интереса к изучению химии; мотивация учащихся на получение новых знаний, формирование научного мировоззрения.
2. Метапредметные:
Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, проводить наблюдение.
Регулятивные: формулировать цель урока; работать по плану; включающий описание наблюдения, его результатов, выводов.
Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения.
3. Предметные: описывать положение элементов- металлов в ПСХЭ Д.И.Менделеева, классифицировать простые вещества на металлы и неметаллы, характеризовать общие физические свойства металлов, устанавливать причинно-следственные связи между строением атома и химической связью в простых веществах-металлах.
Оборудование:
- Периодическая система химический элементов Д.И.Менделеева.
- Учебник: О.С.Габриелян, Химия, 8 класс,
- Наборы коллекций металлов, инструктивная карта для проведения лабораторной работы.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1)Организационный этап. | А) - Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Б) Беседа: Вопросы: Какие явления существуют в природе, примеры? На какие группы можно разделить все химические элементы? Что такое атом? Из чего состоит атом? Что такое металл? Что такое неметалл? Какие виды химической связи вы знаете? Как образуется металлическая связь?)
| Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, дневника, письменных принадлежностей. Отвечают на вопросы.
|
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Мы сегодня на уроке начинаем изучение новой темы, название которой вы попытаетесь озвучить после ответа на следующую загадку: Я – металл серебристый и легкий Я зовусь “ самолетный металл” И покрыт я оксидною пленкой, Чтоб меня кислород не достал. ( Алюминий) Девиз сегодняшнего урока: Жить - значит узнавать. ( Д.И.Менделеев) Металлы, заметьте, бывают везде: На суше и в море, в воздушной среде. Металлы мы "видим" в различных вещах, В серёжках и кольцах, других мелочах. Что мы будем изучать сегодня на уроке? Запишите тему урока в тетрадь. Определите цель нашего сегодняшнего урока Организует работу по формулировке цели учебной деятельности
| Высказывают свое мнение, отвечают на вопрос. Определяют тему урока: «Металлы». Формулируют конкретную цель урока. Записывают тему урока.
|
3) Актуализация знаний. | Что мы уже знаем о металлах. Вспомним, выполнив задание. «Заполни пропуски в предложении» Учитель организует работу по выполнению задания на карточках. Карточка. Закончите предложения. 1. У металлов на внешнем энергетическом уровне …………..электрона. 2. У всех металлов имеется ………………………….блеск. 3. Все металлы по агрегатному состоянию………………………………….., за исключением…………….. 4. Все металлы……………………………цвета, за исключением металлов ……………... 5. Все металлы проводят……………………………….6. Общность физических свойств металлов объясняется наличием у них………………связи. 7. Определите тип химической связи: Н2……………………………………… Na……………………………………., KCl…………………………………… HCl……………………………………. | Выполняют задание на карточках, используя свои ответы, заполняют пропуски в тексте. Выполняют взаимопроверку
|
4) Первичное усвоение новых знаний. | Посмотрите на изображения образцов металлов, представленных у вас. Встречаем ли мы в повседневной жизни данные металлы? Каково их положение в ПСХЭ. Какими свойствами обладают металлы?: А теперь давайте познакомимся с физическими свойствами металлов на практике. Для этого проведём лабораторную работу. Работаем по инструктивной карте. Инструктивная карта по выполнению лабораторной работы "Физические свойства металлов" Лабораторная работа «Физические свойства металлов» Цель: Познакомиться с физическими свойствами металлов. Оборудование: Лоток с набором образцов металлов, алюминиевая проволока, медная проволока. Выполнение работы. - Рассмотрите образцы металлов и определите есть ли у них блеск. Зафиксируйте результат.
- Определите являются ли образцы металлов прозрачными. Результат занесите в таблицу.
- Внимательно рассмотрите все образцы и установите: твердыми или жидкими являются металлы. Зафиксируйте результат.
- Рассмотрите образцы металлов и определите цвет каждого из них. Зафиксируйте результат.
- Несколько раз перегните образцы алюминия и меди и установите, пластичны ли они? Зафиксируйте результат.
- Определите из жизненного опыта тепло и электропроводность алюминия и меди Результат занесите в таблицу.
Металл | Блеск | Прозрачность | Цвет | Твёрдость | Пластичность | Алюминий |
|
|
|
|
| Медь |
|
|
|
|
| Олово |
|
|
|
|
| Цинк |
|
|
|
|
|
| В группе (3-4 человека) работают с изображениями коллекции металлов. Наблюдают, анализируют, отвечают на вопросы. Заполняют таблицу. Совместно с учителем отвечают на вопросы, делают обобщение. |
5) Первичная проверка понимания | Запись свойств в тетрадь: - Металлический блеск.
- Непрозрачность.
- Цвет у большинства металлов светло-серый, исключения: медь – красновато-оранжевого, золото – желтого, цезий – светло-желтого цвета.
- Твердость (исключение: ртуть – жидкий металл).
- Пластичность.
- Теплопроводность.
- Электропроводность.
- Плотность и температура плавления различны.
Учащиеся проводят анализ рис. в учебнике ). Учитель: На основании всего вышесказанного можно сделать вывод: Металлы – это ковкие, пластичные вещества, которые имеют металлический блеск, тепло- и электропроводны. А как вы думаете, зачем нам нужны знания о металлах? Вышеперечисленные физические свойства явились причиной широкой области применения металлов. Организует самостоятельную работу с учебником.
| Учащиеся предлагают варианты ответа.
Индивидуально работают с учебником (смысловое чтение), выделяют главное, записывают в тетрадь. Совместно с учителем отвечают на вопросы, делают обобщение.
|
6) Первичное закрепление. | Я предлагаю вам послушать химическую сказку. В одном Менделеевском царстве, периодическом государстве в семиэтажном дворце поселились коренные жители. Называли их в зависимости от местожительства в занимаемых комнатах. Впрочем, догадайтесь сами. Одни жители в этом дворце были бедны, но беспечны. Хотя в карманах у большинства из них было мало монет, никто не горевал по этому поводу. Если же заводилась хоть одна лишняя монета, то характер их портился, они становились агрессивными и даже опасными, поэтому скорее хотели от неё избавиться, чтобы стать опять добрыми и веселыми. Другие жители - «знать» этой страны отличалась от простых граждан своей скупостью. Свои монеты они неохотно одалживали и при малейшей возможности стремились забрать еще. Не смотря на разное материальное благополучие – бедные жители и знать были уверенны в себе и жили под девизом «мой дом - моя крепость». Кем были жители этого Менделеевского царства? | Ответы учащихся: Металлы и неметаллы |
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Прочитать параграф задания на выбор 3-5 заданий. Творческое задание: составить ребусы, загадки, кроссворд или синквейн по теме. | Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания |
8) Рефлексия (подведение итогов занятия) | На листочках перед вами анкеты. Закончите фразы: 1)Урок для меня показался… (коротким/ длинным) 2)Материал урока мне был… (понятен/ не понятен) 3)Теперь я умею……….. 4)Перепишите одно из предложенных утверждений: “2” - я присутствовал на уроке; “3” - я наблюдал, как работают другие; “4” - я изучал учебник, своей работой на уроке я доволен (не доволен) “5” - я изучал предложенную литературу; на уроке я работал активно Выставляются отметки за работу на уроке. Всем спасибо за работу. Д. И. Менделеев сказал: «Жить - это значит узнавать!» Стремитесь к новым знаниям, открытиям и победам. Всего хорошего, до свидания!
| Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения. Формулируют и записывают то, что узнали на уроке. |
Литература:
1.Габриелян О.С. Химия: 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику О.С Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, С.А. Сладков – М.: Дрофа, 2021.
2. Поурочные разработки по химии, 8 класс / Сост. Н.П. Троегубова. – М.: ВАКО, 2017.
3. Венецкий С.И. Рассказы о металлах. – М.: Металлургия, 1986.
4.Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс/ О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М.: Дрофа, 2002.
5. Федотов Г.Я. Звонкая песня металла: Кн. для учащихся ст. классов.- М.: Просвещение. 1990.