Примерное тематическое планирование внеурочной деятельности для учащихся 4 класса "Занимательная химия для младших школьников
календарно-тематическое планирование по химии (5 класс) на тему
А мо А может быть стоит познакомить ребенка с химией в младших классах, когда он еще умеет удивляться, когда у него куча вопросов без ответов. Пусть этот курс будет без формул и задач, построенный на вопросвопросах и ответах, на экспериментах и опытах, в котором дети будут незаметно для себя познавать сложные научные законы и понятия и делать свои выводы и открытия. И когда он придет в 7-8 класс на урокто на уроках химии, он будет знать, что химия – интереснейшая наука, построенная на экспериментах и опытах, многие из которых он уже провел сам.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Примерное тематическое планирование внеурочной деятельности для учащихся 4 класса «Занимательная химия для младших школьников».
1 час в неделю. Всего 34 часа.
Учитель химии: А.М.Баева.
Актуальность программы
«Почему? Отчего? Как? Зачем?» - эти вопросы дети 5-10 лет постоянно задают взрослым. Им интересно все вокруг, они замечают вокруг себя то, к чему взрослые давно привыкли и не обращают на это внимание. В начальной школе есть предмет «Природоведение» и «Окружающий мир», в котором дети познают мир, но на многие вопросы этот предмет ответы не дает, т.к для этого необходимо знать основы химии. Но эта наука изучается только в старших классах, когда ребенок уже перестает быть маленьким «Почемучкой?» Этот предмет даст ответы на многие вопросы, которые он задавал в детстве, но изучение химии в 8 классе начинается с теоретических вопросов по Периодической системе, школьник учит формулы, решает задачи…и в большинстве случаев у школьников это не вызывает восторга и интереснейший предмет превращается в скучный и не любимый предмет.
А может быть стоит познакомить ребенка с химией в младших классах, когда он еще умеет удивляться, когда у него куча вопросов без ответов. Пусть этот курс будет без формул и задач, построенный на вопросах и ответах, на экспериментах и опытах, в котором дети будут незаметно для себя познавать сложные научные законы и понятия и делать свои выводы и открытия. И когда он придет в 7-8 класс на урок химии, то он будет знать, что химия – интереснейшая наука, построенная на экспериментах и опытах, многие из которых он уже провел сам.
Ему не надо будет запоминать множество новых терминов, химических понятий за короткий промежуток времени, со многими он уже будет знаком.
Все это должно помочь ученикам усваивать химию осознанно и с удовольствием.
Цели и задачи курса:
- Формирование у школьников первоначального целостного представления о мире на основе сообщения им некоторых химических знаний;
- Создание мотивации у учащихся 4 класса к изучению химии в старших классах;
- Научить детей видеть мир вокруг себя как объект для познания и изучения;
- Познакомить с различными способами изучения окружающего мира (наблюдение, опыт, эксперимент);
- Дать доступные ответы на вопросы «Почему и как это происходит?»;
- Изучать основные химические понятия в игровой и занимательной форме;
- Развивать познавательный интерес учащихся;
- Овладевать поисковыми, исследовательскими типами деятельности;
- Способствовать формированию у учащихся знаний и умений, необходимых в повседневной жизни для безопасного обращения с веществами, используемыми в быту;
- Применение полученных знаний и умений при изучении других предметов.
Общая характеристика учебного процесса:
- Обучение носит проблемный характер.
- При обучении используются практические занятия, демонстрационный эксперимент, компьютерные технологии.
- Курс обучения заканчивается открытым уроком перед родителями «Химия или магия?»
Требования к уровню знаний умений и навыков, полученных в результате обучения:
Учащиеся должны знать: - правила техники безопасности при работе в химическом кабинете;
- основные химические понятия;
- методы планирования и постановки эксперимента.
Учащиеся должны уметь:
- соблюдать правила техники безопасности;
- работать с простейшим химическим оборудованием;
- приобрести простейшие практические умения и навыки при работе с
веществами;
- проводить эксперимент, наблюдать и описывать происходящие явления.
Характеристика временных и материальных ресурсов:
- кабинет химии с химическим оборудованием и веществами;
- кабинет информационных технологий (14 ученических +1 учительский ПК)
- мультимедийное оборудование – проектор, интерактивная доска, ПК.
- CD диски.
Список используемой литературы:
- Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.
Химические кружки. М. «Просвещение», 1982г.
- С.Лаврова. – Занимательная химия для младших школьников. М. Белый город.
- Ю.Н.Кукушкин. – Химия вокруг нас. М. Высшая школа. 1998г
- CD Занимательная наука. Вещества и их свойства. (Интерактивная энциклопедия).
- CD Химия для всех. Химические опыты
№ | Основное содержание | Виды деятельности |
I. Правила техники безопасности – 3ч (03.09 -21.09) | ||
1. | Знакомство с химической лабораторией, учебным кабинетом химии и наукой химия. Общие правила поведения и работы в кабинете. «Антиправила» поведения в кабинете.(Инстр. карта). Знакомство с интерактивной игрой на СD диске «Занимательная наука» | Занимательный опыт. Беседа, зачитывание утвержденных правил поведения в кабинете. (Инстр.карта). Просмотр СD диска -интерактивной игры «Занимательная наука» раздел - 1 |
2. | Условия проведения опытов в домашних условиях и правила техники безопасности при проведении опытов в домашних условиях. (Инстр. карта) | Правила безопасного опыта стр.7 «Занимательная химия». Занимательный опыт. Инструкция для домашнего чтения с родителями. |
3. | О мерах предосторожности при использовании химических веществ. Оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях. Безопасные опыты дома. | Демонстрация бытовых химических средств. Беседа школьного врача. Знакомство с инструкцией для домашнего чтения с родителями. |
II. Приемы работы с химическим оборудованием, с химической посудой. – 10ч. (22.09. – 03.12) | ||
4. | Химическое оборудование лаборатории. ( Инстр. карта) | Просмотр оборудования в кабинете. Показ слайдов лабораторий химических производств. Практическая работа № 1. Зарисовка химического оборудования в тетрадях. (по трафарету и рисункам) |
5. | Правила обращения со стеклянной посудой. (Инстр. карта) | Зачитывание правил и демонстрация химической стеклянной посуды. Практическая работа №2 Заполнение жидкими и твердыми веществами пробирок, стаканов и колб |
6. | Правила работы со спиртовкой. Правила нагревания веществ в пламени спиртовки.(Инстр. карта) Домашний эксперимент – Изучение строения пламени свечи. | Практическая работа № 3 Зажигание и тушение спиртовки. Изучение строения пламени спиртовки. |
7. | Выполнение общих приемов в эксперименте – растворение, смешивание, нагревание веществ. Порядок выполнения практических работ. Содержание в порядке и чистоте свое рабочее место. | Практическая работа № 4 Растворение соли и сахара в воде, нагревание растворов на спиртовке. Нагревание воды в пробирке на спиртовке |
8. | Измерения в химии. Правила взвешивания твердых веществ на технических весах. (Инстр. карта) | Практическая работа №5. Измерение массы тела и веществ с помощью весов и разновесов. (гвоздь, сахар) |
9. | Измерение объема жидкости с помощью мерной посуды ( мерных цилиндров, пипеток). (Инстр. карта) | Практическая работа № 6. Измерение объема воды и цветного раствора в мерном цилиндре и с помощью пипетки. |
10. | Химия изучает вещества. Вещества и тела. Физические свойства некоторых веществ. (Инстр. карта) | Просмотр CD диска «Занимательная наука», раздел Сортировка – 2,3,4. |
11. | Изучение свойств веществ. План изучения свойств веществ. (Инстр. карта). | Практическая работ № 7. Изучение свойств алюминия, железа, меди, ацетона, серы, спирта. |
12. | Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. | Лабораторная работа. Знакомство с оборудованием и способами разделения смесей. Просмотр CD диска «Занимательная наука», раздел Разделение – 26,27,28,29,30. |
13. | Как разделить смесь двух твердых веществ? Очистка загрязненной поваренной соли. (Инстр. карта) | Практическая работа № 8 Очистка смеси поваренной соли и речного песка. |
III. Химия вокруг нас. Знакомство с веществами и их свойствами – 21ч. (22.11. – 24.05) | ||
14. | Химические вещества кругом - на кухне, в ванной, на даче, во дворе. Полезные и не совсем, ядовитые и огнеопасные. | Демонстрация всех встречаемых веществ дома и беседа об их свойствах(кратко) Просмотр CD диска «Занимательная наука», раздел Исследование – 13, 14, 15,16. |
15. | Какая бывает вода? Что растворено в воде? (Инстр. карта) | Презентация « Вода – это сама жизнь!» Лабораторная работа. Знакомство с различными видами воды и изучение состава вод по надписям на этикетках. |
16. | Вода – растворитель. Растворимость веществ в воде. (Инстр. карта) | Практическая работа № 9 Растворение твердых и жидких веществ в воде. Сравнение растворимость веществ. |
17. | Что мы пьем? История напитков. Как самим дома приготовить напитки. (Инстр. карта) | Презентация – «Что мы пьем». Практическая работа № 10. Исследование состава кока-кола, пепси – кола, фанта, минеральной воды. |
18. | Молоко. Квас. Состав, история, полезность. | Практическая работа № 11. Исследование состава молока (из разных мест) с помощью ручной центрифуги. |
19. | Поваренная соль в солонке на столе. Различные виды соли. Свойства поваренной соли. | Презентация « Поваренная соль». Демонстрация Занимательных опытов с поваренной солью. |
20. | Что такое сахар? Какие бывают виды сахара? История сахара. Из чего получают сахар? | Презентация «Сахар». Практическая работа № 12 Изучаем свойства сахара при нагревании. Горит ли сахар? |
21. | Получение насыщенных растворов. (Инстр. карта) | Практическая работа № 13 Техника выращивания кристаллов из поваренной соли. |
22. | Как изготовить красивые кристаллы? Объемные фигуры, цифры, буквы для наращивания на них кристаллов. Домашний эксперимент изготовление каркаса из медной проволоки для кристаллов и выращивание кристаллов из поваренной соли, соды. (Инстр. карта) | Практическая работа №14 Изготовление каркаса из медной проволоки для наращивания на него кристаллов. |
23. | Выращивание кристаллов из разных веществ. Чем отличаются кристаллы друг от друга? (Инстр. карта) | Практическая работа №15 Техника выращивания кристаллов из других химических веществ (медный купорос, красная кровяная соль) |
24. | Что за вещество пищевая сода? | Презентация «Сода» Практическая работа №16 Свойства соды реагировать с уксусом, лимонной кислотой и при нагревании распадаться с образованием воды, углекислого газа и карбоната натрия.. |
25 | Крахмал – химическое вещество. (Инстр. карта) | Презентация «Крахмал» Практическая работа № 17 Опыты с крахмалом – нагревание, действие йода, растворение в холодной и горячей воде. |
26. | Йод | Презентация «Йод» Практическая работа №18 Изучение свойств твердого йода – растворение в горячей и холодной воде, растворение в спирте. |
27. | Экспериментальные задачи по химии. Техника проведения эксперимента по определению веществ. (Инстр. карта) | Практическая работа № 19 Определение веществ в пузырьках под номерами 1,2,3 (сахар, поваренная соль, крахмал) |
28. | Парафин. Изучаем свойства парафина. Чем отличаются парафин и воск? (Инстр. карта) | Лабораторная работа. Знакомство со свойствами парафина |
29. | Происхождение свечей. Какие бывают свечи? Домашний эксперимент Изготовление декоративных свечей в домашних условиях. (Инстр. карта) | Презентация «Красивые свечи». Практическая работа № 20 Техника изготовления декоративных свечей. |
30. | Техника изготовления декоративных свечей ( Инстр. карта) | Практическая работа № 21 Изготовление декоративных свечей в формах. |
31. | Техника изготовления прозрачных свечей. Домашний эксперимент по изготовлению прозрачной свечи. (Инстр. карта) | Обмен опытом учащихся по проведению домашнего эксперимента с демонстрацией свечей. |
32. | Решение экспериментальной задачи (Инстр. карта) | Практическая работа № 22 Определение веществ в пузырьках под номерами 1,2 (крахмал, сода) |
33. | Кислоты в окружающем мире. Как их определить?. Презентация. | Лабораторная работа Определение кислот в лаборатории с помощью индикаторов (жидких и индикаторной бумаги) |
34. | Получение индикаторов из разных частей растений. | Практическая работа № 23 Изготовление вытяжки из краснокочанной капусты, свеклы, черного и зеленого чая и исследования их на кислоты |
35. | Итоговый урок перед родителями. «Что мы узнали и чему научились на занятиях по химии». | Практическое занятие № 24 Определение раствора уксуса и раствора соды . |
Предварительный просмотр:
Примерное тематическое планирование внеурочной деятельности для учащихся 4 класса «Занимательная химия для младших школьников».
1 час в неделю. Всего 34 часа.
Учитель химии: А.М.Баева.
Актуальность программы
«Почему? Отчего? Как? Зачем?» - эти вопросы дети 5-10 лет постоянно задают взрослым. Им интересно все вокруг, они замечают вокруг себя то, к чему взрослые давно привыкли и не обращают на это внимание. В начальной школе есть предмет «Природоведение» и «Окружающий мир», в котором дети познают мир, но на многие вопросы этот предмет ответы не дает, т.к для этого необходимо знать основы химии. Но эта наука изучается только в старших классах, когда ребенок уже перестает быть маленьким «Почемучкой?» Этот предмет даст ответы на многие вопросы, которые он задавал в детстве, но изучение химии в 8 классе начинается с теоретических вопросов по Периодической системе, школьник учит формулы, решает задачи…и в большинстве случаев у школьников это не вызывает восторга и интереснейший предмет превращается в скучный и не любимый предмет.
А может быть стоит познакомить ребенка с химией в младших классах, когда он еще умеет удивляться, когда у него куча вопросов без ответов. Пусть этот курс будет без формул и задач, построенный на вопросах и ответах, на экспериментах и опытах, в котором дети будут незаметно для себя познавать сложные научные законы и понятия и делать свои выводы и открытия. И когда он придет в 7-8 класс на урок химии, то он будет знать, что химия – интереснейшая наука, построенная на экспериментах и опытах, многие из которых он уже провел сам.
Ему не надо будет запоминать множество новых терминов, химических понятий за короткий промежуток времени, со многими он уже будет знаком.
Все это должно помочь ученикам усваивать химию осознанно и с удовольствием.
Цели и задачи курса:
- Формирование у школьников первоначального целостного представления о мире на основе сообщения им некоторых химических знаний;
- Создание мотивации у учащихся 4 класса к изучению химии в старших классах;
- Научить детей видеть мир вокруг себя как объект для познания и изучения;
- Познакомить с различными способами изучения окружающего мира (наблюдение, опыт, эксперимент);
- Дать доступные ответы на вопросы «Почему и как это происходит?»;
- Изучать основные химические понятия в игровой и занимательной форме;
- Развивать познавательный интерес учащихся;
- Овладевать поисковыми, исследовательскими типами деятельности;
- Способствовать формированию у учащихся знаний и умений, необходимых в повседневной жизни для безопасного обращения с веществами, используемыми в быту;
- Применение полученных знаний и умений при изучении других предметов.
Общая характеристика учебного процесса:
- Обучение носит проблемный характер.
- При обучении используются практические занятия, демонстрационный эксперимент, компьютерные технологии.
- Курс обучения заканчивается открытым уроком перед родителями «Химия или магия?»
Требования к уровню знаний умений и навыков, полученных в результате обучения:
Учащиеся должны знать: - правила техники безопасности при работе в химическом кабинете;
- основные химические понятия;
- методы планирования и постановки эксперимента.
Учащиеся должны уметь:
- соблюдать правила техники безопасности;
- работать с простейшим химическим оборудованием;
- приобрести простейшие практические умения и навыки при работе с
веществами;
- проводить эксперимент, наблюдать и описывать происходящие явления.
Характеристика временных и материальных ресурсов:
- кабинет химии с химическим оборудованием и веществами;
- кабинет информационных технологий (14 ученических +1 учительский ПК)
- мультимедийное оборудование – проектор, интерактивная доска, ПК.
- CD диски.
Список используемой литературы:
- Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.
Химические кружки. М. «Просвещение», 1982г.
- С.Лаврова. – Занимательная химия для младших школьников. М. Белый город.
- Ю.Н.Кукушкин. – Химия вокруг нас. М. Высшая школа. 1998г
- CD Занимательная наука. Вещества и их свойства. (Интерактивная энциклопедия).
- CD Химия для всех. Химические опыты
№ | Основное содержание | Виды деятельности |
I. Правила техники безопасности – 3ч (03.09 -21.09) | ||
1. | Знакомство с химической лабораторией, учебным кабинетом химии и наукой химия. Общие правила поведения и работы в кабинете. «Антиправила» поведения в кабинете.(Инстр. карта). Знакомство с интерактивной игрой на СD диске «Занимательная наука» | Занимательный опыт. Беседа, зачитывание утвержденных правил поведения в кабинете. (Инстр.карта). Просмотр СD диска -интерактивной игры «Занимательная наука» раздел - 1 |
2. | Условия проведения опытов в домашних условиях и правила техники безопасности при проведении опытов в домашних условиях. (Инстр. карта) | Правила безопасного опыта стр.7 «Занимательная химия». Занимательный опыт. Инструкция для домашнего чтения с родителями. |
3. | О мерах предосторожности при использовании химических веществ. Оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях. Безопасные опыты дома. | Демонстрация бытовых химических средств. Беседа школьного врача. Знакомство с инструкцией для домашнего чтения с родителями. |
II. Приемы работы с химическим оборудованием, с химической посудой. – 10ч. (22.09. – 03.12) | ||
4. | Химическое оборудование лаборатории. ( Инстр. карта) | Просмотр оборудования в кабинете. Показ слайдов лабораторий химических производств. Практическая работа № 1. Зарисовка химического оборудования в тетрадях. (по трафарету и рисункам) |
5. | Правила обращения со стеклянной посудой. (Инстр. карта) | Зачитывание правил и демонстрация химической стеклянной посуды. Практическая работа №2 Заполнение жидкими и твердыми веществами пробирок, стаканов и колб |
6. | Правила работы со спиртовкой. Правила нагревания веществ в пламени спиртовки.(Инстр. карта) Домашний эксперимент – Изучение строения пламени свечи. | Практическая работа № 3 Зажигание и тушение спиртовки. Изучение строения пламени спиртовки. |
7. | Выполнение общих приемов в эксперименте – растворение, смешивание, нагревание веществ. Порядок выполнения практических работ. Содержание в порядке и чистоте свое рабочее место. | Практическая работа № 4 Растворение соли и сахара в воде, нагревание растворов на спиртовке. Нагревание воды в пробирке на спиртовке |
8. | Измерения в химии. Правила взвешивания твердых веществ на технических весах. (Инстр. карта) | Практическая работа №5. Измерение массы тела и веществ с помощью весов и разновесов. (гвоздь, сахар) |
9. | Измерение объема жидкости с помощью мерной посуды ( мерных цилиндров, пипеток). (Инстр. карта) | Практическая работа № 6. Измерение объема воды и цветного раствора в мерном цилиндре и с помощью пипетки. |
10. | Химия изучает вещества. Вещества и тела. Физические свойства некоторых веществ. (Инстр. карта) | Просмотр CD диска «Занимательная наука», раздел Сортировка – 2,3,4. |
11. | Изучение свойств веществ. План изучения свойств веществ. (Инстр. карта). | Практическая работ № 7. Изучение свойств алюминия, железа, меди, ацетона, серы, спирта. |
12. | Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. | Лабораторная работа. Знакомство с оборудованием и способами разделения смесей. Просмотр CD диска «Занимательная наука», раздел Разделение – 26,27,28,29,30. |
13. | Как разделить смесь двух твердых веществ? Очистка загрязненной поваренной соли. (Инстр. карта) | Практическая работа № 8 Очистка смеси поваренной соли и речного песка. |
III. Химия вокруг нас. Знакомство с веществами и их свойствами – 21ч. (22.11. – 24.05) | ||
14. | Химические вещества кругом - на кухне, в ванной, на даче, во дворе. Полезные и не совсем, ядовитые и огнеопасные. | Демонстрация всех встречаемых веществ дома и беседа об их свойствах(кратко) Просмотр CD диска «Занимательная наука», раздел Исследование – 13, 14, 15,16. |
15. | Какая бывает вода? Что растворено в воде? (Инстр. карта) | Презентация « Вода – это сама жизнь!» Лабораторная работа. Знакомство с различными видами воды и изучение состава вод по надписям на этикетках. |
16. | Вода – растворитель. Растворимость веществ в воде. (Инстр. карта) | Практическая работа № 9 Растворение твердых и жидких веществ в воде. Сравнение растворимость веществ. |
17. | Что мы пьем? История напитков. Как самим дома приготовить напитки. (Инстр. карта) | Презентация – «Что мы пьем». Практическая работа № 10. Исследование состава кока-кола, пепси – кола, фанта, минеральной воды. |
18. | Молоко. Квас. Состав, история, полезность. | Практическая работа № 11. Исследование состава молока (из разных мест) с помощью ручной центрифуги. |
19. | Поваренная соль в солонке на столе. Различные виды соли. Свойства поваренной соли. | Презентация « Поваренная соль». Демонстрация Занимательных опытов с поваренной солью. |
20. | Что такое сахар? Какие бывают виды сахара? История сахара. Из чего получают сахар? | Презентация «Сахар». Практическая работа № 12 Изучаем свойства сахара при нагревании. Горит ли сахар? |
21. | Получение насыщенных растворов. (Инстр. карта) | Практическая работа № 13 Техника выращивания кристаллов из поваренной соли. |
22. | Как изготовить красивые кристаллы? Объемные фигуры, цифры, буквы для наращивания на них кристаллов. Домашний эксперимент изготовление каркаса из медной проволоки для кристаллов и выращивание кристаллов из поваренной соли, соды. (Инстр. карта) | Практическая работа №14 Изготовление каркаса из медной проволоки для наращивания на него кристаллов. |
23. | Выращивание кристаллов из разных веществ. Чем отличаются кристаллы друг от друга? (Инстр. карта) | Практическая работа №15 Техника выращивания кристаллов из других химических веществ (медный купорос, красная кровяная соль) |
24. | Что за вещество пищевая сода? | Презентация «Сода» Практическая работа №16 Свойства соды реагировать с уксусом, лимонной кислотой и при нагревании распадаться с образованием воды, углекислого газа и карбоната натрия.. |
25 | Крахмал – химическое вещество. (Инстр. карта) | Презентация «Крахмал» Практическая работа № 17 Опыты с крахмалом – нагревание, действие йода, растворение в холодной и горячей воде. |
26. | Йод | Презентация «Йод» Практическая работа №18 Изучение свойств твердого йода – растворение в горячей и холодной воде, растворение в спирте. |
27. | Экспериментальные задачи по химии. Техника проведения эксперимента по определению веществ. (Инстр. карта) | Практическая работа № 19 Определение веществ в пузырьках под номерами 1,2,3 (сахар, поваренная соль, крахмал) |
28. | Парафин. Изучаем свойства парафина. Чем отличаются парафин и воск? (Инстр. карта) | Лабораторная работа. Знакомство со свойствами парафина |
29. | Происхождение свечей. Какие бывают свечи? Домашний эксперимент Изготовление декоративных свечей в домашних условиях. (Инстр. карта) | Презентация «Красивые свечи». Практическая работа № 20 Техника изготовления декоративных свечей. |
30. | Техника изготовления декоративных свечей ( Инстр. карта) | Практическая работа № 21 Изготовление декоративных свечей в формах. |
31. | Техника изготовления прозрачных свечей. Домашний эксперимент по изготовлению прозрачной свечи. (Инстр. карта) | Обмен опытом учащихся по проведению домашнего эксперимента с демонстрацией свечей. |
32. | Решение экспериментальной задачи (Инстр. карта) | Практическая работа № 22 Определение веществ в пузырьках под номерами 1,2 (крахмал, сода) |
33. | Кислоты в окружающем мире. Как их определить?. Презентация. | Лабораторная работа Определение кислот в лаборатории с помощью индикаторов (жидких и индикаторной бумаги) |
34. | Получение индикаторов из разных частей растений. | Практическая работа № 23 Изготовление вытяжки из краснокочанной капусты, свеклы, черного и зеленого чая и исследования их на кислоты |
35. | Итоговый урок перед родителями. «Что мы узнали и чему научились на занятиях по химии». | Практическое занятие № 24 Определение раствора уксуса и раствора соды . |
Предварительный просмотр:
Примерное тематическое планирование внеурочной деятельности для учащихся 4 класса «Занимательная химия для младших школьников».
1 час в неделю. Всего 34 часа.
Учитель химии: А.М.Баева.
Актуальность программы
«Почему? Отчего? Как? Зачем?» - эти вопросы дети 5-10 лет постоянно задают взрослым. Им интересно все вокруг, они замечают вокруг себя то, к чему взрослые давно привыкли и не обращают на это внимание. В начальной школе есть предмет «Природоведение» и «Окружающий мир», в котором дети познают мир, но на многие вопросы этот предмет ответы не дает, т.к для этого необходимо знать основы химии. Но эта наука изучается только в старших классах, когда ребенок уже перестает быть маленьким «Почемучкой?» Этот предмет даст ответы на многие вопросы, которые он задавал в детстве, но изучение химии в 8 классе начинается с теоретических вопросов по Периодической системе, школьник учит формулы, решает задачи…и в большинстве случаев у школьников это не вызывает восторга и интереснейший предмет превращается в скучный и не любимый предмет.
А может быть стоит познакомить ребенка с химией в младших классах, когда он еще умеет удивляться, когда у него куча вопросов без ответов. Пусть этот курс будет без формул и задач, построенный на вопросах и ответах, на экспериментах и опытах, в котором дети будут незаметно для себя познавать сложные научные законы и понятия и делать свои выводы и открытия. И когда он придет в 7-8 класс на урок химии, то он будет знать, что химия – интереснейшая наука, построенная на экспериментах и опытах, многие из которых он уже провел сам.
Ему не надо будет запоминать множество новых терминов, химических понятий за короткий промежуток времени, со многими он уже будет знаком.
Все это должно помочь ученикам усваивать химию осознанно и с удовольствием.
Цели и задачи курса:
- Формирование у школьников первоначального целостного представления о мире на основе сообщения им некоторых химических знаний;
- Создание мотивации у учащихся 4 класса к изучению химии в старших классах;
- Научить детей видеть мир вокруг себя как объект для познания и изучения;
- Познакомить с различными способами изучения окружающего мира (наблюдение, опыт, эксперимент);
- Дать доступные ответы на вопросы «Почему и как это происходит?»;
- Изучать основные химические понятия в игровой и занимательной форме;
- Развивать познавательный интерес учащихся;
- Овладевать поисковыми, исследовательскими типами деятельности;
- Способствовать формированию у учащихся знаний и умений, необходимых в повседневной жизни для безопасного обращения с веществами, используемыми в быту;
- Применение полученных знаний и умений при изучении других предметов.
Общая характеристика учебного процесса:
- Обучение носит проблемный характер.
- При обучении используются практические занятия, демонстрационный эксперимент, компьютерные технологии.
- Курс обучения заканчивается открытым уроком перед родителями «Химия или магия?»
Требования к уровню знаний умений и навыков, полученных в результате обучения:
Учащиеся должны знать: - правила техники безопасности при работе в химическом кабинете;
- основные химические понятия;
- методы планирования и постановки эксперимента.
Учащиеся должны уметь:
- соблюдать правила техники безопасности;
- работать с простейшим химическим оборудованием;
- приобрести простейшие практические умения и навыки при работе с
веществами;
- проводить эксперимент, наблюдать и описывать происходящие явления.
Характеристика временных и материальных ресурсов:
- кабинет химии с химическим оборудованием и веществами;
- кабинет информационных технологий (14 ученических +1 учительский ПК)
- мультимедийное оборудование – проектор, интерактивная доска, ПК.
- CD диски.
Список используемой литературы:
- Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.
Химические кружки. М. «Просвещение», 1982г.
- С.Лаврова. – Занимательная химия для младших школьников. М. Белый город.
- Ю.Н.Кукушкин. – Химия вокруг нас. М. Высшая школа. 1998г
- CD Занимательная наука. Вещества и их свойства. (Интерактивная энциклопедия).
- CD Химия для всех. Химические опыты
№ | Основное содержание | Виды деятельности |
I. Правила техники безопасности – 3ч (03.09 -21.09) | ||
1. | Знакомство с химической лабораторией, учебным кабинетом химии и наукой химия. Общие правила поведения и работы в кабинете. «Антиправила» поведения в кабинете.(Инстр. карта). Знакомство с интерактивной игрой на СD диске «Занимательная наука» | Занимательный опыт. Беседа, зачитывание утвержденных правил поведения в кабинете. (Инстр.карта). Просмотр СD диска -интерактивной игры «Занимательная наука» раздел - 1 |
2. | Условия проведения опытов в домашних условиях и правила техники безопасности при проведении опытов в домашних условиях. (Инстр. карта) | Правила безопасного опыта стр.7 «Занимательная химия». Занимательный опыт. Инструкция для домашнего чтения с родителями. |
3. | О мерах предосторожности при использовании химических веществ. Оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях. Безопасные опыты дома. | Демонстрация бытовых химических средств. Беседа школьного врача. Знакомство с инструкцией для домашнего чтения с родителями. |
II. Приемы работы с химическим оборудованием, с химической посудой. – 10ч. (22.09. – 03.12) | ||
4. | Химическое оборудование лаборатории. ( Инстр. карта) | Просмотр оборудования в кабинете. Показ слайдов лабораторий химических производств. Практическая работа № 1. Зарисовка химического оборудования в тетрадях. (по трафарету и рисункам) |
5. | Правила обращения со стеклянной посудой. (Инстр. карта) | Зачитывание правил и демонстрация химической стеклянной посуды. Практическая работа №2 Заполнение жидкими и твердыми веществами пробирок, стаканов и колб |
6. | Правила работы со спиртовкой. Правила нагревания веществ в пламени спиртовки.(Инстр. карта) Домашний эксперимент – Изучение строения пламени свечи. | Практическая работа № 3 Зажигание и тушение спиртовки. Изучение строения пламени спиртовки. |
7. | Выполнение общих приемов в эксперименте – растворение, смешивание, нагревание веществ. Порядок выполнения практических работ. Содержание в порядке и чистоте свое рабочее место. | Практическая работа № 4 Растворение соли и сахара в воде, нагревание растворов на спиртовке. Нагревание воды в пробирке на спиртовке |
8. | Измерения в химии. Правила взвешивания твердых веществ на технических весах. (Инстр. карта) | Практическая работа №5. Измерение массы тела и веществ с помощью весов и разновесов. (гвоздь, сахар) |
9. | Измерение объема жидкости с помощью мерной посуды ( мерных цилиндров, пипеток). (Инстр. карта) | Практическая работа № 6. Измерение объема воды и цветного раствора в мерном цилиндре и с помощью пипетки. |
10. | Химия изучает вещества. Вещества и тела. Физические свойства некоторых веществ. (Инстр. карта) | Просмотр CD диска «Занимательная наука», раздел Сортировка – 2,3,4. |
11. | Изучение свойств веществ. План изучения свойств веществ. (Инстр. карта). | Практическая работ № 7. Изучение свойств алюминия, железа, меди, ацетона, серы, спирта. |
12. | Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. | Лабораторная работа. Знакомство с оборудованием и способами разделения смесей. Просмотр CD диска «Занимательная наука», раздел Разделение – 26,27,28,29,30. |
13. | Как разделить смесь двух твердых веществ? Очистка загрязненной поваренной соли. (Инстр. карта) | Практическая работа № 8 Очистка смеси поваренной соли и речного песка. |
III. Химия вокруг нас. Знакомство с веществами и их свойствами – 21ч. (22.11. – 24.05) | ||
14. | Химические вещества кругом - на кухне, в ванной, на даче, во дворе. Полезные и не совсем, ядовитые и огнеопасные. | Демонстрация всех встречаемых веществ дома и беседа об их свойствах(кратко) Просмотр CD диска «Занимательная наука», раздел Исследование – 13, 14, 15,16. |
15. | Какая бывает вода? Что растворено в воде? (Инстр. карта) | Презентация « Вода – это сама жизнь!» Лабораторная работа. Знакомство с различными видами воды и изучение состава вод по надписям на этикетках. |
16. | Вода – растворитель. Растворимость веществ в воде. (Инстр. карта) | Практическая работа № 9 Растворение твердых и жидких веществ в воде. Сравнение растворимость веществ. |
17. | Что мы пьем? История напитков. Как самим дома приготовить напитки. (Инстр. карта) | Презентация – «Что мы пьем». Практическая работа № 10. Исследование состава кока-кола, пепси – кола, фанта, минеральной воды. |
18. | Молоко. Квас. Состав, история, полезность. | Практическая работа № 11. Исследование состава молока (из разных мест) с помощью ручной центрифуги. |
19. | Поваренная соль в солонке на столе. Различные виды соли. Свойства поваренной соли. | Презентация « Поваренная соль». Демонстрация Занимательных опытов с поваренной солью. |
20. | Что такое сахар? Какие бывают виды сахара? История сахара. Из чего получают сахар? | Презентация «Сахар». Практическая работа № 12 Изучаем свойства сахара при нагревании. Горит ли сахар? |
21. | Получение насыщенных растворов. (Инстр. карта) | Практическая работа № 13 Техника выращивания кристаллов из поваренной соли. |
22. | Как изготовить красивые кристаллы? Объемные фигуры, цифры, буквы для наращивания на них кристаллов. Домашний эксперимент изготовление каркаса из медной проволоки для кристаллов и выращивание кристаллов из поваренной соли, соды. (Инстр. карта) | Практическая работа №14 Изготовление каркаса из медной проволоки для наращивания на него кристаллов. |
23. | Выращивание кристаллов из разных веществ. Чем отличаются кристаллы друг от друга? (Инстр. карта) | Практическая работа №15 Техника выращивания кристаллов из других химических веществ (медный купорос, красная кровяная соль) |
24. | Что за вещество пищевая сода? | Презентация «Сода» Практическая работа №16 Свойства соды реагировать с уксусом, лимонной кислотой и при нагревании распадаться с образованием воды, углекислого газа и карбоната натрия.. |
25 | Крахмал – химическое вещество. (Инстр. карта) | Презентация «Крахмал» Практическая работа № 17 Опыты с крахмалом – нагревание, действие йода, растворение в холодной и горячей воде. |
26. | Йод | Презентация «Йод» Практическая работа №18 Изучение свойств твердого йода – растворение в горячей и холодной воде, растворение в спирте. |
27. | Экспериментальные задачи по химии. Техника проведения эксперимента по определению веществ. (Инстр. карта) | Практическая работа № 19 Определение веществ в пузырьках под номерами 1,2,3 (сахар, поваренная соль, крахмал) |
28. | Парафин. Изучаем свойства парафина. Чем отличаются парафин и воск? (Инстр. карта) | Лабораторная работа. Знакомство со свойствами парафина |
29. | Происхождение свечей. Какие бывают свечи? Домашний эксперимент Изготовление декоративных свечей в домашних условиях. (Инстр. карта) | Презентация «Красивые свечи». Практическая работа № 20 Техника изготовления декоративных свечей. |
30. | Техника изготовления декоративных свечей ( Инстр. карта) | Практическая работа № 21 Изготовление декоративных свечей в формах. |
31. | Техника изготовления прозрачных свечей. Домашний эксперимент по изготовлению прозрачной свечи. (Инстр. карта) | Обмен опытом учащихся по проведению домашнего эксперимента с демонстрацией свечей. |
32. | Решение экспериментальной задачи (Инстр. карта) | Практическая работа № 22 Определение веществ в пузырьках под номерами 1,2 (крахмал, сода) |
33. | Кислоты в окружающем мире. Как их определить?. Презентация. | Лабораторная работа Определение кислот в лаборатории с помощью индикаторов (жидких и индикаторной бумаги) |
34. | Получение индикаторов из разных частей растений. | Практическая работа № 23 Изготовление вытяжки из краснокочанной капусты, свеклы, черного и зеленого чая и исследования их на кислоты |
35. | Итоговый урок перед родителями. «Что мы узнали и чему научились на занятиях по химии». | Практическое занятие № 24 Определение раствора уксуса и раствора соды . |
Предварительный просмотр:
Примерное тематическое планирование внеурочной деятельности для учащихся 4 класса «Занимательная химия для младших школьников».
1 час в неделю. Всего 34 часа.
Учитель химии: А.М.Баева.
Актуальность программы
«Почему? Отчего? Как? Зачем?» - эти вопросы дети 5-10 лет постоянно задают взрослым. Им интересно все вокруг, они замечают вокруг себя то, к чему взрослые давно привыкли и не обращают на это внимание. В начальной школе есть предмет «Природоведение» и «Окружающий мир», в котором дети познают мир, но на многие вопросы этот предмет ответы не дает, т.к для этого необходимо знать основы химии. Но эта наука изучается только в старших классах, когда ребенок уже перестает быть маленьким «Почемучкой?» Этот предмет даст ответы на многие вопросы, которые он задавал в детстве, но изучение химии в 8 классе начинается с теоретических вопросов по Периодической системе, школьник учит формулы, решает задачи…и в большинстве случаев у школьников это не вызывает восторга и интереснейший предмет превращается в скучный и не любимый предмет.
А может быть стоит познакомить ребенка с химией в младших классах, когда он еще умеет удивляться, когда у него куча вопросов без ответов. Пусть этот курс будет без формул и задач, построенный на вопросах и ответах, на экспериментах и опытах, в котором дети будут незаметно для себя познавать сложные научные законы и понятия и делать свои выводы и открытия. И когда он придет в 7-8 класс на урок химии, то он будет знать, что химия – интереснейшая наука, построенная на экспериментах и опытах, многие из которых он уже провел сам.
Ему не надо будет запоминать множество новых терминов, химических понятий за короткий промежуток времени, со многими он уже будет знаком.
Все это должно помочь ученикам усваивать химию осознанно и с удовольствием.
Цели и задачи курса:
- Формирование у школьников первоначального целостного представления о мире на основе сообщения им некоторых химических знаний;
- Создание мотивации у учащихся 4 класса к изучению химии в старших классах;
- Научить детей видеть мир вокруг себя как объект для познания и изучения;
- Познакомить с различными способами изучения окружающего мира (наблюдение, опыт, эксперимент);
- Дать доступные ответы на вопросы «Почему и как это происходит?»;
- Изучать основные химические понятия в игровой и занимательной форме;
- Развивать познавательный интерес учащихся;
- Овладевать поисковыми, исследовательскими типами деятельности;
- Способствовать формированию у учащихся знаний и умений, необходимых в повседневной жизни для безопасного обращения с веществами, используемыми в быту;
- Применение полученных знаний и умений при изучении других предметов.
Общая характеристика учебного процесса:
- Обучение носит проблемный характер.
- При обучении используются практические занятия, демонстрационный эксперимент, компьютерные технологии.
- Курс обучения заканчивается открытым уроком перед родителями «Химия или магия?»
Требования к уровню знаний умений и навыков, полученных в результате обучения:
Учащиеся должны знать: - правила техники безопасности при работе в химическом кабинете;
- основные химические понятия;
- методы планирования и постановки эксперимента.
Учащиеся должны уметь:
- соблюдать правила техники безопасности;
- работать с простейшим химическим оборудованием;
- приобрести простейшие практические умения и навыки при работе с
веществами;
- проводить эксперимент, наблюдать и описывать происходящие явления.
Характеристика временных и материальных ресурсов:
- кабинет химии с химическим оборудованием и веществами;
- кабинет информационных технологий (14 ученических +1 учительский ПК)
- мультимедийное оборудование – проектор, интерактивная доска, ПК.
- CD диски.
Список используемой литературы:
- Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.
Химические кружки. М. «Просвещение», 1982г.
- С.Лаврова. – Занимательная химия для младших школьников. М. Белый город.
- Ю.Н.Кукушкин. – Химия вокруг нас. М. Высшая школа. 1998г
- CD Занимательная наука. Вещества и их свойства. (Интерактивная энциклопедия).
- CD Химия для всех. Химические опыты
№ | Основное содержание | Виды деятельности |
I. Правила техники безопасности – 3ч (03.09 -21.09) | ||
1. | Знакомство с химической лабораторией, учебным кабинетом химии и наукой химия. Общие правила поведения и работы в кабинете. «Антиправила» поведения в кабинете.(Инстр. карта). Знакомство с интерактивной игрой на СD диске «Занимательная наука» | Занимательный опыт. Беседа, зачитывание утвержденных правил поведения в кабинете. (Инстр.карта). Просмотр СD диска -интерактивной игры «Занимательная наука» раздел - 1 |
2. | Условия проведения опытов в домашних условиях и правила техники безопасности при проведении опытов в домашних условиях. (Инстр. карта) | Правила безопасного опыта стр.7 «Занимательная химия». Занимательный опыт. Инструкция для домашнего чтения с родителями. |
3. | О мерах предосторожности при использовании химических веществ. Оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях. Безопасные опыты дома. | Демонстрация бытовых химических средств. Беседа школьного врача. Знакомство с инструкцией для домашнего чтения с родителями. |
II. Приемы работы с химическим оборудованием, с химической посудой. – 10ч. (22.09. – 03.12) | ||
4. | Химическое оборудование лаборатории. ( Инстр. карта) | Просмотр оборудования в кабинете. Показ слайдов лабораторий химических производств. Практическая работа № 1. Зарисовка химического оборудования в тетрадях. (по трафарету и рисункам) |
5. | Правила обращения со стеклянной посудой. (Инстр. карта) | Зачитывание правил и демонстрация химической стеклянной посуды. Практическая работа №2 Заполнение жидкими и твердыми веществами пробирок, стаканов и колб |
6. | Правила работы со спиртовкой. Правила нагревания веществ в пламени спиртовки.(Инстр. карта) Домашний эксперимент – Изучение строения пламени свечи. | Практическая работа № 3 Зажигание и тушение спиртовки. Изучение строения пламени спиртовки. |
7. | Выполнение общих приемов в эксперименте – растворение, смешивание, нагревание веществ. Порядок выполнения практических работ. Содержание в порядке и чистоте свое рабочее место. | Практическая работа № 4 Растворение соли и сахара в воде, нагревание растворов на спиртовке. Нагревание воды в пробирке на спиртовке |
8. | Измерения в химии. Правила взвешивания твердых веществ на технических весах. (Инстр. карта) | Практическая работа №5. Измерение массы тела и веществ с помощью весов и разновесов. (гвоздь, сахар) |
9. | Измерение объема жидкости с помощью мерной посуды ( мерных цилиндров, пипеток). (Инстр. карта) | Практическая работа № 6. Измерение объема воды и цветного раствора в мерном цилиндре и с помощью пипетки. |
10. | Химия изучает вещества. Вещества и тела. Физические свойства некоторых веществ. (Инстр. карта) | Просмотр CD диска «Занимательная наука», раздел Сортировка – 2,3,4. |
11. | Изучение свойств веществ. План изучения свойств веществ. (Инстр. карта). | Практическая работ № 7. Изучение свойств алюминия, железа, меди, ацетона, серы, спирта. |
12. | Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. | Лабораторная работа. Знакомство с оборудованием и способами разделения смесей. Просмотр CD диска «Занимательная наука», раздел Разделение – 26,27,28,29,30. |
13. | Как разделить смесь двух твердых веществ? Очистка загрязненной поваренной соли. (Инстр. карта) | Практическая работа № 8 Очистка смеси поваренной соли и речного песка. |
III. Химия вокруг нас. Знакомство с веществами и их свойствами – 21ч. (22.11. – 24.05) | ||
14. | Химические вещества кругом - на кухне, в ванной, на даче, во дворе. Полезные и не совсем, ядовитые и огнеопасные. | Демонстрация всех встречаемых веществ дома и беседа об их свойствах(кратко) Просмотр CD диска «Занимательная наука», раздел Исследование – 13, 14, 15,16. |
15. | Какая бывает вода? Что растворено в воде? (Инстр. карта) | Презентация « Вода – это сама жизнь!» Лабораторная работа. Знакомство с различными видами воды и изучение состава вод по надписям на этикетках. |
16. | Вода – растворитель. Растворимость веществ в воде. (Инстр. карта) | Практическая работа № 9 Растворение твердых и жидких веществ в воде. Сравнение растворимость веществ. |
17. | Что мы пьем? История напитков. Как самим дома приготовить напитки. (Инстр. карта) | Презентация – «Что мы пьем». Практическая работа № 10. Исследование состава кока-кола, пепси – кола, фанта, минеральной воды. |
18. | Молоко. Квас. Состав, история, полезность. | Практическая работа № 11. Исследование состава молока (из разных мест) с помощью ручной центрифуги. |
19. | Поваренная соль в солонке на столе. Различные виды соли. Свойства поваренной соли. | Презентация « Поваренная соль». Демонстрация Занимательных опытов с поваренной солью. |
20. | Что такое сахар? Какие бывают виды сахара? История сахара. Из чего получают сахар? | Презентация «Сахар». Практическая работа № 12 Изучаем свойства сахара при нагревании. Горит ли сахар? |
21. | Получение насыщенных растворов. (Инстр. карта) | Практическая работа № 13 Техника выращивания кристаллов из поваренной соли. |
22. | Как изготовить красивые кристаллы? Объемные фигуры, цифры, буквы для наращивания на них кристаллов. Домашний эксперимент изготовление каркаса из медной проволоки для кристаллов и выращивание кристаллов из поваренной соли, соды. (Инстр. карта) | Практическая работа №14 Изготовление каркаса из медной проволоки для наращивания на него кристаллов. |
23. | Выращивание кристаллов из разных веществ. Чем отличаются кристаллы друг от друга? (Инстр. карта) | Практическая работа №15 Техника выращивания кристаллов из других химических веществ (медный купорос, красная кровяная соль) |
24. | Что за вещество пищевая сода? | Презентация «Сода» Практическая работа №16 Свойства соды реагировать с уксусом, лимонной кислотой и при нагревании распадаться с образованием воды, углекислого газа и карбоната натрия.. |
25 | Крахмал – химическое вещество. (Инстр. карта) | Презентация «Крахмал» Практическая работа № 17 Опыты с крахмалом – нагревание, действие йода, растворение в холодной и горячей воде. |
26. | Йод | Презентация «Йод» Практическая работа №18 Изучение свойств твердого йода – растворение в горячей и холодной воде, растворение в спирте. |
27. | Экспериментальные задачи по химии. Техника проведения эксперимента по определению веществ. (Инстр. карта) | Практическая работа № 19 Определение веществ в пузырьках под номерами 1,2,3 (сахар, поваренная соль, крахмал) |
28. | Парафин. Изучаем свойства парафина. Чем отличаются парафин и воск? (Инстр. карта) | Лабораторная работа. Знакомство со свойствами парафина |
29. | Происхождение свечей. Какие бывают свечи? Домашний эксперимент Изготовление декоративных свечей в домашних условиях. (Инстр. карта) | Презентация «Красивые свечи». Практическая работа № 20 Техника изготовления декоративных свечей. |
30. | Техника изготовления декоративных свечей ( Инстр. карта) | Практическая работа № 21 Изготовление декоративных свечей в формах. |
31. | Техника изготовления прозрачных свечей. Домашний эксперимент по изготовлению прозрачной свечи. (Инстр. карта) | Обмен опытом учащихся по проведению домашнего эксперимента с демонстрацией свечей. |
32. | Решение экспериментальной задачи (Инстр. карта) | Практическая работа № 22 Определение веществ в пузырьках под номерами 1,2 (крахмал, сода) |
33. | Кислоты в окружающем мире. Как их определить?. Презентация. | Лабораторная работа Определение кислот в лаборатории с помощью индикаторов (жидких и индикаторной бумаги) |
34. | Получение индикаторов из разных частей растений. | Практическая работа № 23 Изготовление вытяжки из краснокочанной капусты, свеклы, черного и зеленого чая и исследования их на кислоты |
35. | Итоговый урок перед родителями. «Что мы узнали и чему научились на занятиях по химии». | Практическое занятие № 24 Определение раствора уксуса и раствора соды . |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование внеурочного занятия в 1 классе "Занимательный английский" ФГОС второго поколения.
Данное тематическое планирование рассчитано на 1ч. в неделю. Содержит основные виды деятельности обучающихся....
Календарно тематическое планирование внеурочной деятельности в 5 классе ФГООС
Календарно тематическое планирование внеурочной деятельности в 5 классе ФГООС на 2014-2015 учебный год...
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности для 7 классов "Морфология,анатомия и физиология растений"
Авторская разработка календарно-тематического планирования внеурочной деятельности для 7 классов...
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности суворовцев 6 класс " В здоровом теле - здоровый дух"
Цель : создание условий, обеспечивающих формирование у суворовцев знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, которые способствуют сохранению и укреплению физического, психологического ...
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности для первых классов "Познай себя"
Программа курса охватывает основные разделы общей психологии. В нее также включены такие важные темы как «Самосознание» и «Я-концепция», которые имеют прямое отношение к формир...
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности для 9 класса.
КТП внеурочной деятельности "Подготовка к ОГЭ по русскому языку"...
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Практикум по химии». 10 класс. 34 часа
Планирование занятий внеурочной деятельности в соответствии с рабочей программой «Практикум по химии». 10 класс. 34 часа...