Модульная технология на уроках химии
статья по химии по теме

Модульное обучение – это одна из педагогических технологий, которая, по сути, является личностно-ориентированной. Она позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс, обеспечить его целостность в реализации целей обучения, развития познавательной и личностной сферы учащихся. Данная технология основывается на самостоятельном добывании школьниками знаний в процессе работы с учебной, научно-популярной и справочной литературой в результате обучения. Модульная технология позволяет совместить жесткое управление познавательной деятельностью ученика с широкими возможностями для самоуправления.

Модульное обучение используется, чтобы решить проблемы обновления содержания школьного курса химии на базе его насыщения дополнительными сведениями и нахождения более эффективных методов изучения материала.

Важным достоинством данной технологии обучения является ее интеграционное качество, ибо модуль, как целостное единство содержания и технологии его изучения, реализуется через комплекс технологий интегрированных в модуль: проблемной, алгоритмической, программированной, поэтапного формирования умственных действий, «полного усвоения».

Модульное обучение обеспечивает образовательные возможности ученика в соответствии с его потребностями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модульная технология на уроках химии

Учитель химии МБОУ «Бальзинская СОШ»

Давыдова О.И.

Модульное обучение – это одна из педагогических технологий, которая, по сути, является личностно-ориентированной. Она позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс, обеспечить его целостность в реализации целей обучения, развития познавательной и личностной сферы учащихся. Данная технология основывается на самостоятельном добывании школьниками знаний в процессе работы с учебной, научно-популярной и справочной литературой в результате обучения. Модульная технология позволяет совместить жесткое управление познавательной деятельностью ученика с широкими возможностями для самоуправления.

Модульное обучение используется, чтобы решить проблемы обновления содержания школьного курса химии на базе его насыщения дополнительными сведениями и нахождения более эффективных методов изучения материала.

Важным достоинством данной технологии обучения является ее интеграционное качество, ибо модуль, как целостное единство содержания и технологии его изучения, реализуется через комплекс технологий интегрированных в модуль: проблемной, алгоритмической, программированной, поэтапного формирования умственных действий, «полного усвоения».

Модульное обучение обеспечивает образовательные возможности ученика в соответствии с его потребностями.

Новая парадигма модульного обучения – ученик учится сам, учитель осуществляет мотивационное управление обучением. Меняется роль учителя. Она требует мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать. При использовании данной технологии нет необходимости заставлять учащихся слушать учителя, насильно «вести за руку» при выполнении упражнений и решении задач. Модуль обеспечивает развитие у ученика интеллекта, самостоятельности, коллективизма, склонностей умения управлять учебно-познавательной деятельностью.

Модульная технология обучения привлекает тем, что она ориентирована на активную учебную деятельность учеников, освоение приемов которой способствует быстрому и качественному усвоению содержания учебного материала.

Использование на уроках химии модульной технологии обучения развивает индивидуальные способности каждого ученика, учит самостоятельно достигать конкретных целей в учебно-познавательной деятельности, самим определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в знаниях и умениях, осуществлять самоуправление учебной деятельностью.

На уроках модульного обучения присутствует элемент соревнования, что создает определенный стимул повышения познавательной активности учащихся.

При организации современного урока учитель на практике сталкивается с двумя проблемами:

1)необходимость создания сценария и проектирования каждого урока, что требует колоссальных усилий на его подготовку;

2)  низкая учебно-познавательная мотивация учащихся.

Современный УМК при методически грамотном его использовании позволяет преодолеть как первую, так и вторую проблему.

В последние годы учащиеся, по разным причинам, не в полной  мере используют учебники и учебные пособия для овладения новым учебным содержанием. Учащимся необходимо учиться использовать различные источники информации, что развивает умения перерабатывать информацию, выделять главное и отбрасывать второстепенное. Учебники и учебное пособия должны стать одним из главных средств, позволяющих достигать запланированные образовательные результаты.                                                                                                              

Сущность модульного обучения заключается в том, что учение самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Ему предлагается инструкция, в которой определены:

-цель усвоения модуля;

-где найти учебный материал;

-как овладеть им (прочитать, найти ответы на вопросы, составить, заполнить таблицу и т.д.);

-как проверить правильность выполнения задания (контроль-тесты, письменные работы и т.д.) – определяет степень усвоения материала).

Успех применения модульной технологии в учебном процессе зависит от того, как подготовлены инструкции для учащихся. Четко поставленные задачи и хорошо продуманные задания, умела помощь учителя на первых уроках позволяет ученику достаточно быстро научиться работать с модулями. На уроках все учащиеся заняты работой, не отвлекаются на посторонние дела, поэтому не бывает нарушения дисциплины. У детей нет боязни получения низкой оценки, так как они имеют возможность доработать изучаемый материал и получить более высокую оценку.

Итак, в результате использования элементов модульного подхода решаются следующие проблемы:

-стимулирование учебно-познавательной деятельности учащихся при помощи системы контроля и оценок;

-уровневая дифференциация обучения;

-большая самостоятельность в получении знаний и использовании их на практике;

-наглядное и компактное конструирование учебного материала;

-педагог выступает в роли координатора, что благоприятно отражается на взаимоотношениях «учитель-ученик»;

Нельзя не сказать и о проблемах, связанных с внедрением данной технологии. Это в основном недостаточная подготовка учителей и их мотивация на освоение новых прогрессивных технологий обучения, большие материальные затраты на ксерокопирование текстов модульных уроков (один модульный урок занимает несколько листов), а также недостаточная подготовка учащихся к самостоятельной работе. Работая по данной технологии более 5 лет, мы пришли к выводу, что самое главное для педагога – не утонуть в рутине, на каждый урок готовить «изюминку», обязательно учитывать особенности классного коллектива – каждый год дети разные, поэтому приходится из года в год что-либо менять в модульных уроках. На результативности любого, необязательно модульного, урока сказывается даже то, какой это урок по счету – первый или шестой.

Технологию модульного обучения на уроках химии я использую шестой год. Разумеется, не все складывается гладко. И учащиеся не всегда бывают готовы работать самостоятельно, и времени на подготовку модульных уроков приходится тратить очень много. Но зато результат виден на лицо: даже слабоуспевающие и безразличные к учебе школьники стали проявлять заинтересованность в собственных достижениях, добиваться успеха.

  Постановка дидактических целей на уроках модульного обучения.

Модульная программа строится на основе общих целей, общих научных идей курса. В основе подхода к отбору учебного материала и его содержания лежит четкое определение целей познавательной деятельности школьника на каждом этапе обучения  при планировании изучения той или иной темы нужно прорабатывать весь учебный материал. После этого необходимо структурировать учебное содержание соответственно целям на определенные блоки. На основе этих блоков формулируется комплексная дидактическая цель (КДЦ). Из нее выделяют интегрирующие дидактические цели (ИДЦ) для каждого отдельного блока (урока). Блок состоит из отдельных учебных элементов (УЭ), каждый из которых имеет свою частную дидактическую цель. Совокупность решения этих целей и обеспечивает достижение комплексной дидактической цели, (см. приложение 1,2).

  Методика подготовки урока по модульному обучению.

Приступая к разработке модульного урока, необходимо помнить, что он должен занимать не менее 2 академических часов, т.к. на подобном занятии необходимо определить исходный уровень знаний и умений учащегося по изучаемой теме, дать новую информацию, отработать учебный материал и провести выходной контроль. Составлению модуля занятия может помочь следующий алгоритм:

-Определение места модульного урока в теме.

-Формулировка темы урока.

-Определение и формулировка цели урока, в данном случае эта цель -  

-интегрирующая, и конечных результатов обучения.

-Подбор необходимого фактического материала.

-Отбор методов и форм преподавания и контроля.

-Определение способов учебной деятельности учащихся.

-Разбивка учебного содержания на отдельные логически завершённые учебные элементы (УЭ) и определение частной дидактической цели каждого из них.

Каждый учебный элемент - это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого цель не будет достигнута. Учебных элементов не должно быть очень много (максимальное количество - 7), но обязательны следующие:

УЭ-0 - определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения;

УЭ-1 - включает задания по выявлению уровня исходных знаний по теме, а также задания по овладению новым материалом;

УЭ-n - (n - номер следующего учебного элемента) включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценивается степень достижения целей урока), выбор домашнего задания (выдаётся дифференцированно в зависимости от успешности работы учащегося на уроке), рефлексию (оценку себя, своей работы с учётом оценки окружающих).

Следует обратить внимание на разнообразие форм заданий для самостоятельной работы учащихся, которые должны предполагать различные виды познавательной деятельности: ответы на вопросы (устно и письменно), заполнение таблиц, тестовые задания, работу с рисунками, как по учебнику, так и в дополнительной литературе; конспектирование учебного материала и др. в задания могут быть включены и работы логического характера: ребусы, кроссворды, загадки и др. задания должны быть рассчитаны как на простое репродуктивное воспроизведение учебного материала, так и на творческую деятельность. Они ориентируют учащихся на работу с различными источниками знаний: текстами, рисунками, таблицами, схемами и т. д.

Для закрепления и проверки изученного материала применяются задания разных уровней сложности. Учащиеся могут выбрать их по своему усмотрению и желанию.

Смена видов деятельности, а также выполнение учащимися заданий различного уровня сложности делают урок более интересным, устраняют психологическую нагрузку, позволяют ребятам максимально реализовать себя на уроке.

Начиная работать с новым модулем, я провожу входной контроль знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне их готовности к работе. При необходимости можно провести соответствующую коррекцию знаний. Важно также осуществлять текущий и промежуточный контроль после изучения каждого учебного элемента (самоконтроль, взаимоконтроль, сверка с образцом). Эти виды контроля позволяют выявить пробелы в усвоении знаний и немедленно устранить их. После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль, который должен показать уровень усвоения всего модуля и тоже предполагает соответствующую доработку.

При модульном обучении чаще используется рейтинговая оценка знаний и умений учащихся. Рейтинговая система по ряду признаков имеет большое сходство с количественной шкалой, но не является таковой. Рейтинг – это действительное число, которое получается путем набора очков (баллов). В конце учебного периода все очки суммируются, и получается рейтинговая оценка. Рейтинговая оценка обученности позволяет с большей степенью достоверности характеризовать качество подготовленности учащегося по данной специальности. В модульном обучении оценивается в баллах каждое задание, устанавливается его рейтинг и сроки выполнения, т.е. основной принцип рейтингового контроля – это контроль и оценка знаний, умений и навыков с учетом их систематической работы.

Таким образом, при использовании модульной технологии обучения реализуется принцип уровневой дифференциации, что дает возможность учащимся усваивать не только стандарт государственного образования, но и продвигаться на более высокий уровень обученности.

            Роль учителя на уроке модульного обучения.

На уроке модульного обучения роль учителя сводится к управлению работой школьников, к корректировке путей решения поставленных задач, к консультированию, помощи и поддержке учащихся. При этом учитель имеет возможность общаться на уроке с каждым учеником.

При проведении модульного урока практикуется объединение учащихся в группы, где должны работать несколько слабых и средних учеников и обязательно хотя бы один сильный ученик. Таким образом, в процессе работы сильный ученик помогает слабому и одновременно совершенствует свои знания.

Уроки с использованием модульной технологии проводятся сдвоенными. Практика показывает, что данную технологию с успехом можно вводить в среднем и старшем звене школы. Эффективность процесса обучения много выше, если ученик овладел приемами самообразования. Ведь основная задача учителя – научить своих подопечных самостоятельно добывать знания, научить самостоятельно работать с различными источниками информации, развивать интеллектуальные способности учащихся.

Практика использования модульного обучения показала, что:

1.  она экономна во времени, эффективна как при изучении нового материала, так и при повторении изученного; данная технология применима в группах и при индивидуальном обучении;

данная технология позволяет свести к минимуму репродуктивную деятельность учащихся, обеспечить качественное усвоение материала на требуемом стандартом уровне и в соответствии с индивидуальными способностями и темпом обучения ученика;

применение данной формы работы позволило повысить успеваемость в классах до 100 %, а качество – до 80-85 %.

        Вывод.

Рассматривая различные современные технологии преподавания, мы можем сказать, что именно модульное обучение является наиболее эффективным с образовательной точки зрения направлением, в силу своих отличительных особенностей. Благодаря свободному выбору альтернативных модулей, учащиеся могут усвоить ученый материал в индивидуальном темпе.

Одно из главных преимуществ модульной технологии – высокая активность учащихся и самостоятельная индивидуальная работа. Изменяется непосредственно роль преподавателя в образовательном процессе: на смену рутинной работе и активному контролю знаний приходит самоконтроль, а преподаватель главное внимание уделяет мотивации обучения, стимулированию и личным контактам с учениками.

Используемая литература.

1) Гузеев В.В. Поколения образовательных технологий: «Традиционные методики», Модульно-блочные и цельноблочные технологии. Ж.: Химия в школе. №9 – 2003 г.

2)Гузеев В.В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий. Библиотека журнала «Директор школы», №4 – 2006г.

3)Козлович Ю.П. Модульная технология: изучение полисахаридов. Ж. Химия в школе -  №3-2004г.

4)Митрофаненкова Л.В., Улитина С.Н. Модульные технологии обучения. Пособие.

Артеменко А.И. Органическая химия. Теоретические основы. Углубленный курс. 9 кл. – М.: Просвещение, 2005.- С. 230

5)Беспалов П. И., Орехов А. В. Модульные технологии обучения химии: теория и практика. — Саранск: ГПИ, 2002.-С. 13-17

6)Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Аграф, 1989. – С. 192

7)Брыкова Е. Самостоятельная исследовательская деятельность школьников // Народное образование. - 2000. - № 9.- С. 7-12

8) интернет-ресурсы.

-http://открытыйурок.рф

-informio.ru

 -http://www.informika.ru 

http://school.holm.ru 

www.1september.ru 

Приложение 1

Тема урока: «Основания»

Тип урока: Урок изучения нового материала

Цели урока:

Предметные: обучающиеся должны объяснять принципы деления веществ на классы: оксиды, основания. Перечислять признаки оксидов, оснований, устанавливать аналогии между веществами, создавать обобщения по классам веществ.

Метапредметные:

-развивать интеллектуальные способности обучающихся:

-анализировать полученную информацию, выделять главное в каждом классе неорганических веществ, существенное,  

-делать выводы при выборе конкретного вещества, предложенном учителем,

-сотрудничать с одноклассниками, работая в группе,

-совершенствовать навыки само – и взаимопроверки.

Личностные: учиться работать в группах, продолжить формировать коммуникационную компетентность, работать над заданием, связывая его с реальными жизненными ситуациями.

Тип урока: Комбинированный.

Оборудование. На столе учителя: образцы оснований (Ca(OH)2, Cu(OH)2), растворы щелочей NaOH, KOH, индикаторы: фенолфталеин, лакмус, метиловый оранжевый, пробирки, раствор Ca(OH)2.

На  столах учащихся: стеклянные палочки, вода в стакане, реактивы: гидроксид натрия (кристаллы), свежеполученный гидроксид меди(II), фенолфталеин         

Этап урока

Учебный материал с указанием задания

Руководство по усвоению учебного материала

1. УЭ-0

(Цель: создать мотивацию к учебной деятельности)

Создание проблемной ситуации

Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, проверка оборудования. Подготовка учащихся к восприятию нового  материала.

Из следующего списка выпишите: оксиды.

СuО, KOH, LiOH, Fe2О3, Nа2O, Fe(ОН)2, Fe(ОН)3, ZnО, SO2, Cu(OH)2.

- Как вы думаете, какие вещества оказались не выписанными?

- Запишите их в третий столбик.

- Проанализируем их. Какие это вещества: простые или сложные?

          Эти вещества являются сложными по составу.

- Что их объединяет? Что стоит на первом месте в формулах?

                         Атом металла.

- Что стоит на втором месте?

                         Группа ОН

- Эта группа атомов называется гидроксогруппой, а вещества – гидроксидами или основаниями.

- Какой класс веществ мы будем изучать сегодня?

                           Основания

- запишите в тетрадях формулы, фронтально вслух проверьте, дайте названия веществам.

- Новый класс веществ.

2. УЭ-1

 (Цель: формирование у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели на урок)

-Назовите тему сегодняшнего урока?

                                          Основания.

- Давайте наметим план, по которому будем изучать эту тему. Что мы хотим узнать о данном классе соединений?

 План

1. Определение.

2. Классификация оснований.

Запишите тему урока и план в тетради.

3. УЭ-2

(Цель: формирование у учащихся способности самостоятельно сформулировать понятие оснований, вывод формул оснований)

 

 - Сколько гидроксогрупп содержится в каждой из этих формул?

          Разное количество

-  А атомов металла?

         Всегда один

- Следовательно, чему равен заряд  гидроксогруппы?

         Единица

- Чем будет определяться количество гидроксогрупп?

          Степенью окисления металла

- Сформулируйте определение оснований.

          Основания – сложные вещества, состоящие из атома металла и одной или нескольких гидроксогрупп

- выведите общую формулу оснований по составленному определению. 

                 Ме(ОН)п

Запишите определение и общую формулу в тетради.

4. УЭ-3

(Цель: научить учащихся давать названия основаниям)

Работа в группах.

Давайте дадим названия новым веществам: LiOH, Fe(ОН)2,  Fe(ОН)3 

Для этого необходимо составить алгоритм. Используем текст § 31 стр. 138.

Составьте формулы по названиям: гидроксид калия, гидроксид магния, гидроксид натрия, гидроксид меди(II), гидроксид алюминия, гидроксид хрома(III).

- Некоторые основания имеют тривиальные названия, найдите их названия в тексте параграфа с. 138 и запишите в тетрадь:

KOH – едкое кали; NaOH – едкий натр; Ba(OH)2 – едкий барит; Ca(OH)2 – гашеная известь, в растворе – известковая вода.

Составить  алгоритм:

 гидроксид + название металла в родительном падеже  (степень окисления в случае ее переменности) Ученики называют устно: LiOH – гидроксид лития,

Fe(ОН)2 - гидроксид железа(II), Fe(ОН)3 - гидроксид железа(III).

 

выполните задание в тетрадях.

УЭ-4

(Цель-научить классифицировать основания по количеству гидроксогрупп)

 

Установите соответствие формул и названий веществ:

NaOH                           гидроксид алюминия

Mg(OH)2                      гидроксид магния

Al(OH)3                        гидроксид натрия      

Разделите на три колонки гидроксиды

- По какому признаку вы их разделили?

               По количеству гидроксогрупп

Таким образом, мы провели первую классификацию – по составу.    

Классификация по составу:
х = 1 однокислотные основания;
х = 2 двухкислотные основания;
х = 3 трехкислотные основания.

 

Выполните задание, зачитайте

УЭ-5

Цель: освоение универсальных естественно-научных способов деятельности: наблюдение, учебное исследование, выявление причинно-следственных связей

Но существует еще одна классификация. Проведем эксперимент.

- В лаборатории при проведении химического эксперимента часто приходится работать с реактивами. Напомните правила техники безопасности при выполнении работ. Помните, работа со щелочами требует осторожности, избегайте попадания их на кожу и одежду. Недаром их называют едкими.  

- На столах в двух пробирках содержатся твердые вещества. В одной – вещество белого цвета – гидроксид натрия, во второй – синего цвета – гидроксид меди (II). Добавьте в обе пробирки воды и перемешайте палочками. Что наблюдаете?

                 Белое вещество растворилось, а синее – нет.

- Следовательно, на какие еще группы делятся основания?

                 Растворимые и нерастворимые в воде

- Растворимые в воде основания называют щелочами. Их образуют активные металлы главных подгрупп I и II групп периодической системы. Определить растворимость оснований в воде можно экспериментально, но не всегда. Будем пользоваться таблицей растворимости.

Классификация по растворимости

Растворимые                     Нерастворимые

 (щелочи)      

Запишите в тетрадях примеры щелочей и нерастворимых оснований, пользуясь таблицей растворимости.

Повторите правила работы со щелочами

Проведите опыты, сделайте вывод

выполните работу в тетрадях, затем фронтально проверьте.

УЭ-6 Лабораторный опыт

(Цель: дать понятие индикатор. Действие индикаторов)

- Растворимые основания способны изменить цвет специальных веществ – индикаторов.

Индикаторы – вещества, изменяющие цвет в зависимости от среды.

Проверим, как изменяет цвет фенолфталеин в щелочной среде. Прилейте раствор фенолфталеина к полученному раствору в ваших пробирках. Как изменилась окраска раствора?

                  Раствор стал малиновым.

- Проверим, как изменяет цвет лакмус и метиловый оранжевый в щелочной среде.  

Учитель проводит эксперимент.

- Проверим, изменяет ли цвет индикатора нерастворимые в воде основания. Прилейте раствор фенолфталеина в пробирку с гидроксидом меди (II).

Сделайте вывод.

           Нерастворимые основания окраску индикаторов не изменяют.

- По таблице растворимости определите, к какому классу относится гидроксид кальция.

            Основаниям.

           Гидроксид кальция относится к малорастворимым

- Давайте проверим, будет ли этот гидроксид изменять окраску индикаторов?    

Учитель приливает к Ca(OH)2 воду и фенолфталеин. Цвет индикатора изменяется на малиновый.

                 Ca(OH)2 – щелочь.

- Из курса природоведения вспомните, как можно обнаружить углекислый газ?

                Известковая вода мутнеет при пропускании углекислого газа.

- Реакции, которые используют для обнаружения вещества, называются качественными.

Делаем комментарии, записываем в тетрадь

 

Определение записываем в тетрадь

УЭ-7

 (Цель: формирование у учащихся способности подводить итоги урока, обобщать, делать выводы, характеризовать свои действия)

– Что нового вы узнали сегодня о гидроксидах?
– Можно ли считать, что ваши цели на урок достигнуты?
– Оцените свою деятельность на уроке, дайте оценку полученным знаниям, их значимости в дальнейшей деятельности.

Я понял, что …
Я научился …
Мне необходимо …

Домашние задание. - прочитать текст § 31 (Кузнецова Н.Е. Химия: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.Е. Кузнецова.- 4-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 256с.: ил.
- ответить на вопрос № 1 - 4



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Использование блочно-модульной технологии на уроках химии"

материал содержит теоретические основы данной технологии, классификацию учебных элементов, примерный тематический план курса органической химии с использованием блочно-модульной технологии...

Использование модульной технологии на уроках химии в 10 классе по теме : «Непредельные углеводороды»

В условиях реализации личностно ориентированной концепцииобучения возникла необходимость внедрения развивающихпедагогических технологий, одна из которых -проблено-модульноеобучение....

Использование современных образовательных технологий на уроках химии: личностно- ориентированные технологии и современный урок химии

Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку иэффективность достигнутых результатов...

статья "применение модульной технологии на уроках химии"

статья предназначена для преподавателей хиимии, применяющих на своих уроках модульную технологию....

"Использование модульной технологии на уроках химии"

Статья предназначена для применения на уроках старших классах...

Методическая разработка "Использование модульной технологии на уроках химии"

Модульная технология, на мой взгляд, своеобразный подход к организации деятельности каждого учащегося на уроке. Используя дифференцированные задания, можно добиться усвоения материала всеми учащимися ...