Практико-ориентированные задачи при обучении химии в непрофильных классах
статья по химии (8, 9, 10 класс) на тему
Статус химии как непрофильной дисциплины превращает её в малозначимую науку для многих школьников. В работе рассматриваются возможности практико-ориентированных задач по химии для повышения интереса к предмету, развития любознательности, формирования творческого отношения к процессу обучения, развития личности и овладения основами важнейших химических знаний и методов работы с веществами и химическим оборудованием, развития интеллекта, повышения уровня химической грамотности, что позволяет полноценно использовать возможности химической науки в различных сферах жизнидеятельности современного человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Практико-ориентированные задачи при обучении химии в непрофильных классах | 22.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Практико-ориентированные задачи при обучении химии
Согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам система обучения должна быть направлена не только на развитие памяти обучающихся, то есть на запоминание и заучивание отдельных приёмов, но, в значительной степени, на развитие мышления, на понимание изучаемого учебного материала.
На уроках химии учащиеся должны получать ответ не только на вопрос «что?», но и на вопросы «почему?» и «зачем это нужно?».
Сознательное усвоение теоретического материала по химии и умение использовать его при решении задач и выполнении разного рода упражнений, приводит к формированию химической компетентности.
Между учебным материалом и реальной жизнью не должно быть пропасти. В противном случае обучающиеся получают разрозненные представления о природе и не могут применить полученные знания в обычной жизни и в профессиональной деятельности.
Статус химии как непрофильной дисциплины зачастую превращают её в малозначимую науку для многих обучающихся. Повысить интерес к предмету можно, в частности, через практическую направленность содержания обучения, через систематическое включение на уроках химии задач практико-ориентированной направленности.
Цель данной работы – рассмотреть возможности практико-ориентированных задач по химии для повышения интереса к изучению предмета, развития любознательности, формирования творческого отношения к процессу познания, развития личности школьника и овладения основами важнейших химических знаний и методов работы с веществами и химическим оборудованием, развития интеллекта и повышения уровня химической подготовленности, что создает предпосылки к полноценному использованию возможностей химии в сфере экономики, культуры, быта, защиты окружающей среды, для обеспечения безопасности жизнедеятельности современного человека.
О. Д. –С. Кендиван сформулировал определение понятия «практико-ориентированная химическая задача», отражающее особенности ее содержания так: «Практико-ориентированной является задача, направленная на развитие ключевых компетентностей учащегося и выявление химической сущности объектов природы, производства и быта, с которыми человек взаимодействует в процессе практической деятельности».
Задачи такого рода развивают любознательность, формируют творческое отношение к процессу познания, развивают интеллект, повышают химическую компетентность и расширяют кругозор обучающихся. В результате решения практико-ориентированных задач учащиеся учатся применять приобретённые знания на практике, в повседневной жизни для безопасного обращения с химическими веществами, экологически грамотного поведения в окружающей среде, оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека.
Практико-ориентированные задачи направлены на формирование как предметных, так и метапредметных компетентностей.
К предметным компетентностям можно отнести такие, как умение составлять уравнения химических реакций, выводить формулы химических соединений, сравнивать исследуемые вещества, понимать роль химии в повседневной жизни и её прикладное значение в жизни общества.
Метапредметные умения – это использование приобретённых знаний в практической деятельности и в повседневной жизни для объяснения различных явлений в природе и быту, умения устанавливать причинно – следственные связи , создавать собственный интеллектуальный продукт, работать с различными источниками информации.
Практико-ориентированные задачи можно использовать при изучении как неорганической, так и органической химии. Приведу несколько примеров практико-ориентированных задач по различным темам курса химии.
Тема «Простые вещества», 8 класс.
Задача. Во время грозы из кислорода образуется аллотропная модификация кислорода – озон , обладающий запахом свежести.
Вопросы:
- Что такое аллотропия?
- Почему во время грозы у человека возникает ощущение свежести?
- Составьте химические формулы простых веществ кислорода и озона
- Сравните физические свойства кислорода и озона
- Почему химически неверно поэтическое выражение «В воздухе пахло грозой».
Тема «Изменения, происходящие с веществами», 8 класс
Задача. При нагревании сода разлагается с выделением углекислого газа
что делает тесто пышным.
Вопросы:
- Какую формулу имеют сода и углекислый газ:
- Определите тип химической реакции, протекающей при нагревании соды
- Составьте уравнение химической реакции разложения соды с выделением углекислого газа, придающего тесту необходимую пышность
- Где и для чего используют эту реакцию
- Найдите в интернете или других источниках информации, какие другие вещества можно использовать аналогичным образом.
- Составьте схему «Применение соды в домашнем хозяйстве».
Тема «Физические и химические явления», 8 класс
Задача. В каких предложения идёт речь о физических, а в каких – о химических явлениях.
Вопросы:
- Перед оклеиванием стен обоями рекомендуют залепить клейкой лентой шляпки вбитых в стену гвоздей – это препятствует появлению
на обоях пятен ржавчины
- Для чистки ювелирных изделий, покрытых позолотой, нельзя использовать абразивные материалы и препараты, содержащие их, так как это может испортить внешний вид изделия
- Если вы едите пищу с высоким содержанием серы (горчица, куриные яйца, рыба: камбала, горбуша, сардина, щука), не следует пользоваться серебряными приборами, так как они покрываются чёрным налётом
- Пятно от смолы или парафина можно вывести, если прогладить изделие горячим утюгом, предварительно положить с обеих сторон пятна плотную ткань или бумагу.
Тема «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов»,
8 класс
Задача. Человеку, нечаянно выпившему соляную кислоту, рекомендуют принять водную суспензию жжёной магнезии.
Вопросы:
- Какую формулу имеет жжёная магнезия? Какое другое название имеет это вещество?
- Определите химический характер жжёной магнезии
- Почему человеку, случайно выпившему соляную кислоту, рекомендуют принять водную суспензию жжёной магнезии?
- Запишите уравнение химической реакции, протекающей при взаимодействии жжёной магнезии с соляной кислотой
- Найдите в интернете или других источниках информации, что обозначает понятие «водная эмульсия».
Тема «Металлы», 9 класс
Задача. В настоящее время в качестве материала для изготовления ювелирных изделий часто используют белое золото. Белое золото 585-й пробы – это сплав, состоящий из трёх металлов: золото с массовой долей 58,5%, серебро с массовой долей 26% и палладий с массовой долей 15,5%
Вопросы:
- Какие метлы образуют сплав «белое золото»?
- Как получают сплав?
- Рассчитать массу чистого золота, содержащегося в обручальном кольце из белого золота 585-й пробы, украшенного 23 бриллиантами общей массой 0,23 карата. Масса кольца 3,8 г (1 карат =0,2 г).
- Атомов какого химического элемента больше всего в сплаве белого золота, а каких – меньше всего? Ответ подтвердите расчётами.
- Почему для изготовления ювелирных изделий используют сплавы золота, а не чистое золото?
Тема «Неметаллы», 9 класс
Задача. В сетчатке глаза орла содержание селена в 100 раз больше, чем у человека. Суточная потребность организма человека в селене составляет 100 мг.
Вопросы:
- Запишите знак химического элемента селена
- Дайте характеристику селену на основании его положения в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева и строения его атома
- Вычислить массу фисташек, которые необходимо съедать ежесуточно для того, чтобы восполнить суточную потребность организма в селене. В 100 г фисташек содержится 0,45 г селена
- Почему орёл зоркий?
Тема «Предельные углеводороды», 10 класс
Задача. При гниении растительных остатков на дне болот под влиянием микроорганизмов образуется болотный газ – метан , который способен самовозгораться на воздухе.
Вопросы:
- Запишите молекулярную, структурную и электронную формулы метана
- Составьте уравнение химической реакции самовоспламенения метана на воздухе
- Почему образуются «блуждающиеся огоньки» на болоте
- Составьте схему «Применение метана»
Тема «Кислородсодержащие органические соединения» 10 класс
Задача. Промежуточным продуктом обмена у теплокровных является молочная кислота. Запах этой кислоты кровососущие улавливают на больших расстояниях.
Вопросы:
- Почему насекомые быстро находят свою жертву?
- Установите формулу молочной кислоты, которая помогает насекомым находить теплокровных животных, если массовая доля элементов в ней составляет: углерод – 40%, водород – 6,67%, кислород – 53,33%. В молекуле этой кислоты три атома углерода.
- Составьте структурную формулу молочной кислоты, назовите кислоту по международной номенклатуре
- На основании строения молочной кислоты сделайте вывод о химических свойствах
- Найдите в интернете или других источниках информации, как можно использовать молочную кислоту.
Задача. Клюква и брусника могут длительное время храниться в свежем виде без сахара. Этому способствует наличие в них прекрасного консерванта – бензойной кислоты.
Вопросы:
- Установите молекулярную формулу бензойной кислоты, если массовая доля элементов в ней составляет: углерода – 68,85 %, водорода – 4,92%, кислорода – 26,23 %. Относительная масса кислоты равна 122.
- Ставьте структурную формулу бензойной кислоты
- На основании строения бензойной кислоты сделайте вывод о её химических свойствах.
Литература.
1. Лисичкин Г.В., Леенсон И.А. Содержание школьного курса химии: новый взгляд на старую проблему //Химия в школе, - 2006 - № 4, с. 19-24
2. https://nsportal.ru/shkola/.../praktiko-orientirovannye-zadaniya-pri-obuchenii-khimii
3. him.1september.ru/article.php?ID=201001005
4. Кендиван О.Д.-С. Практико-ориентированные задания //Журнал «Химия в школе, -2008- №8, с.43-47
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико–ориентированный проект«Задачи на проценты: научился решать сам, научи друга»
Практико-ориентированный проект "Задачи на проценты" подготовлен учениками 6 класса в процессе изучения темы "Проценты". Им помогали ученики 8 класса при оформлении презентации. Цель: усвоить 3 типа з...
Использование инновационных технологий для повышения мотивации обучения физики в непрофильных классах.
Статья рассказывает о различных методах применения инновационных технологий на уроках и внеклассных занятиях. Использование инновационных технологий обеспечивает широкую самостоятельность учащихся, со...
Доклад на тему "Межпредметный эксперимент как метод обучения химии в непрофильных классах"
Доклад на тему "Межпредметный эксперимент как метод обучения химии в непрофильных классах" был представлен на городском методическом объединении учителей-химии....
Практико-ориентированная математическая задача к сюжету «Исаакиевский собор». Технологическая карта задачи.
Презентация обучающей межпредметной задачи. Класс: 6-9 класс. Данная задача относится к классу стандартных задач: условие четко определено, известен способ решения и обоснования основного вопроса...
«Использование практико-ориентированных заданий в процессе обучения химии»
Методическая разработка по химии для 8-9 класса. Современный процесс обучения должен быть нацелен на формирование умения применять полученные знания в различных ситуациях. Решение таких задач ра...
Решение практико-ориентированных жизненных задач
Решение практико-ориентированных жизненных задач...
Практико-ориентированные задачи при обучении химии
Практико-ориентированные задачи при обучении химии...