Урок "Растворы" 8 класс
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
урок "Растворы. Растворение веществ в воде " проводится в соответствии с рабочей программой на первом уроке по теме" Электролитическая диссоциация" в 8 классе. Учебник О.С. Габриелян, ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_17.02.docx | 44.23 КБ |
презентация | 1.54 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок: Растворы. Растворимость вещества в воде.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Мультимедийная презентация «Вода. Растворы».
План урока:
I этап: мотивация
1.Повторение (кроссворд): химические понятия
2. Постановка проблемы
Изучение нового материала
- Роль воды в растворах.
- Приготовление растворов (исследование)
- теории растворов: физическая, химическая.
- Гидраты (видеофрагмент)
- Закрепление (опорный конспект)
- Рефлексия
оборудование для учителя: компьютер, доска, мультимедийный проектор, спиртовой раствор йода
опыт №1 обычная вода, калий или натрий,
опыт №2 раствор дихромата калия, гидроксид натрия, серная кислота, перекись водорода
опыт №3 растворы сульфата натрия, хлорида бария
кристаллизатор, пробирки, демонстрационный штатив
оборудование для учащихся: штатив с пробирками, салфетки;
обычная вода, сульфат меди, карбонат калия.
Приветствие: Добрый день.
Мир, окружающий нас, полон разнообразных по строению и свойствам веществ. Познание их позволит нам узнать самих себя.
Самым оптимальным и емким способом познания химии является исследование. Сегодня я предлагаю вам представить себя не учениками, а начинающими химиками-исследователями.
Но для работы в лаборатории необходимы конкретные знания.
Повторяем материал и определим цель нашего занятия.
Кроссворд
вопросы:
- реакции, в результате которых образуются два или более новых веществ называются … (разложения)
- Вещества, ускоряющие химические реакции, но сами при этом остаются неизменными
- Вещества, состоящие из двух элементов, одним из которых является кислород со степенью окисления -2
- Соли азотной кислоты
- Самое распространенное вещество на земле
- Вещества, состоящие из ионов металлов и анионов гидроксогрупп
- Соли соляной кислоты
( во время повторения провести химические опыты с водой №1, (вода + натрий) ; №2 (Описание опыта: Сначала показываем зрителям стакан с раствором дихромата калия, который оранжевого цвета. Потом, добавив щелочь, превращаем «апельсиновый сок» в «лимонный». Затем делаем, наоборот: из «лимонного сока» — «апельсиновый», для этого добавляем немного серной кислоты, затем добавляем немного раствора пероксида водорода и «сок» стал «яблочным»).
№3 (смешать сульфат натрия и хлорид бария)
В процессе повторения я проводила некоторые химические опыты с веществом, имеющим непосредственное отношение к нашей темы. О чем пойдет речь?
(ответ: ВОДА, раствор)
Какова роль растворов в нашей жизни?
Значение растворов
- Для зарождения жизни (океан)
- Для поддержания жизни (кровь, др.)
- Для питания растений и животных
- Для стирки и мытья
- Для получения химических веществ.
Следовательно: тема урока: «Растворы. Растворимость»
Цель урока попробуйте назвать сами.(познакомить учащихся с понятием растворы и с растворением как физико-химическим процессом)
Видео о воде.
Изучение нового материала: Вода имеет свои особенности -это способность растворять различные вещества: и газы, и жидкости, и, конечно, твёрдые вещества(вода камень точит).
В качестве растворителя может быть не только связаны, существуют и многие другие растворители – спирты (различные лекарственные настойки, йод), органические растворители (ацетон).
А теперь мы с вами выясним, что же такое растворы:
Любой раствор состоит из растворенного вещества (1 или несколько) – компоненты раствора и растворителя. Тот компонент, который количественно преобладает и находится в том же агрегатном состоянии, что и раствор, называют растворителем. Растворы характеризуются тем, что частицы растворенного вещества распределяются в растворителе равномерно.
Попробуем сделать вывод о том, к какому процессу - физическому или химическому относится процесс растворения.
3. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
Для выяснения этого вопроса проделайте следующий опыт в соответствии с инструктивной карточкой.
Ход работы: Возьмите небольшое количество соли - карбоната натрия, поместите в стаканчик, добавьте воды, перемешайте. Пронаблюдайте за тем, что происходит.
Сделайте вывод.
Это представление исходило из физической теории растворов, представителями которой были Вант - Гофф, Оствальд, Аррениус.
Поэтому под растворами они понимали однородные смеси, состоящие из двух или более однородных частей. Процесс растворения является результатом диффузии, т.е проникновения растворенного вещества между молекулами воды.
Проделаем второй опыт:
Ход работы:
Возьмите небольшое количество сульфата меди, поместите в стаканчик, добавьте воды, перемешайте. Что вы наблюдали?
Сделайте вывод.
Третий опыт продемонстрирую вам я - это смешивание воды и серной кислоты. Что вы наблюдали и сделайте ваш вывод.
- Сторонниками данной теории – химической - были Д.И. Менделеев, Каблуков, Кистяковский.
Они доказывали, что растворение является результатом химического взаимодействия растворенного вещества с молекулами воды. (видео № 3( 1мин 40)
О химическом взаимодействии говорят такие признаки, как выделение (H2SO4) тепла, т.е.тепловые явления, изменение цвета (CuSO4 – белого цвета, при растворении в воде голубого, CuSO4 ∙ H2O - синего). –
В результате химического взаимодействия растворенного вещества с водой образуются соединения гидраты. Состав гидратов в растворах не постоянен и постоянен в кристаллогидратах!
Например: кристаллогидрат сульфата меди СuSO4 *5H2O вещество голубого цвета; соль СuSO4 - белого цвета:
Кристаллогидрат Na2CO3 *10 H2O
- Так что же представляет собой растворение - химический или физический процесс?
- И физическая, и химическая теория верны и поэтому их объединили в одну современную физико-химическую теорию растворов. Таким образом, в соответствии с современными взглядами,
растворение – это физико-химический процесс,
растворы – это гомогенная система, состоящая из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия.
Запишем в тетрадь данные определения и схему состава раствора:
Закрепление: Состав раствора
Растворимое вещество (компоненты) | Растворитель | Продукты их взаимодействия (гидраты) |
- Признаки химических реакций при растворении:
I. Тепловые явления:
- Выделение теплоты - экзотермические реакции ( Н2SO4 ; NaOH; AgNO3)
- Поглощение тепла –эндотермические реакции (NH4NO3; KCl; К2SO4)
II. Изменение цвета.
Закрепление:
Опорный конспект:
Теории растворов:
Физическая | Химическая |
С. Аррениус | Д. Менделеев |
Растворитель | Растворитель |
Растворенное вещество | Растворенное вещество |
Гидраты |
Д
Соотнесите термины с понятиями:
Растворы –это
Гидраты -это
Кристаллогидраты -
Домашнее задание: п.34 страницы 186-188 (до слов: Растворимость веществ)
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД | |
|
|
| Познава тельные | регулятивные, личностные | |
1 | Подготовка к этапу мотивирования.
| Приветствует класс. Производит деление класса на группы. Опрашивает правила техники безопасности. | Вспоминают правила техники безопасности. | Знание правил поведения при работе с веществами и оборудованием | Сотрудничество с учителем и коллективом в ходе формирования групп и дальнейшей работе. |
| Мотивация к учебной деятельности. | Повторение пройденного материала | Заполнение лабор. журнала, ответы на вопросы, следят за ходом опытов | Повторение типов реакций, классификации | Уметь работать в группе, правильно оценивать результаты работы группы и индивидуально |
2 | Формулировка цели. Постановка задачи. | Используя примеры о воде,подводит обучающихся к формулировании темы и цели урока. | Фронтальный опрос. Установление причинно-следственных связей Просмотр ролика».
| Логическое сопоставление ранее изученных фактов и понятий с темой и целью данного урока. | Умение точно выражать мысль, передавать и фиксировать факты, |
3 | Актуализация материала. Первичное применение знаний | Использует слайды презентации и видеозапись для актуализации материала. Организует лабораторный опыт по изучению растворения. Координирует выполнение ЛР по ТК для групп учеников. Организует текущий контроль. | Самостоятельно формируют новые понятия в рабочих тетрадях. Принимают участие в дискуссии, в работе своей группы. Просматривают материал, уточняют и прописывают данные в ТК с применением новых знаний.
| Построение, фиксация и самопроверка изучаемого материала. Знание понятий: раствор, растворимость, теории растворов | Умение формулировать мысль, выявляют логические зависимости, оценивание возможностей самостоятельной деятельности, аргументация позиции. |
| Решение практико-ориентационных задач. | Используя материалы презентации и учебника, Координирует работу по по типу проблемной ситуации. Стимулирует обучающихся к систематизации полученных сведений. | Осуществляют фиксирование и анализ переданной информации, проводят исследования Решение практико-проблемной задачи по приготовлении раствора определенной концентрации, записывают результаты | Умение решать практико-ориентированные задачи, выполнять различные роли в малой группе. . | Уметь организовать свою работу в сотворчестве , фиксировать и применять полученные знания, аргументировать и сравнивать свою работу с работой партнеров по группе. |
4 | Закрепление проверка полученных знаний | Проводит тестовый контроль | Выстраивает причинно-следственные связи, участвует в систематизации и обобщении материала, выполняет тестовое задание. Осуществляет контроль и оценку своей деятельности.
| Уметь систематизировать и оценивать результаты деятельности. Знать изученный материал. Связывать практически полученные факты и явления из повседневной жизни с изученным материалом, объяснять полученные результаты. |
|
5 | рефлексия | Подводит обучающихся к обсуждению полученного материала, прогнозированию и обобщению результатов деятельности.. | Осознанно подводит итоги личной работы на уроке, работы в группе и работы группы в целом. Оценивает свою деятельность. Оценивает свой вклад и работу группы в целом. | Умение точно и свободно выражать мысли, трезво оценивать работу на уроке. | Уметь оценивать свои знания и знания других, уметь вести дискуссию и применять материал урока на практике. |
| Объяснение домашнего задания | Записывает на доске и комментирует дифференцированное домашнее задание. | Воспринимают информацию, фиксируют выбранное задание для домашнего выполнения, записывают в дневник.
| Уметь выбрать уровневое задание, объективно оценить свой уровень знаний | Прогнозирование результатов и уровня усвоения. |
6 | Дополните льный материал | Получают коллективное задание для домашнего выполнения | Уметь высказывать личное мнение, находить причинно-следственные связи между явлениями и результатами. Уметь видеть |
Тема урока.
Растворы.
Цели урока:
???Актуализировать знания по теме с опорой на полученные ранее на курсах физики, химии; сформировать у обучающихся основы научного представления о зависимости растворимости веществ от различных факторов.
Задачи урока и планируемые умения:
Задачи урока | Универсальные учебные действия |
Образовательные: выявить и закрепить основные понятия по теме, изучить практическую значимость процесса растворения и его зависимость от различных факторов | Познавательные: знать определение основных понятий, уметь систематизировать и структурировать результаты.
|
Развивающие: формировать и совершенствовать умения практической работы с реактивами и оборудовании в химическом кабинете, формировать навыки работы в группе, развить общенаучные и метапредметные умения, привить интерес к учебному процессу с помощью решения проблемных задач, | Личностно -регулятивные: уметь прогнозировать и оценивать результаты практической деятельности, развивать навык познавательной деятельности, самооценки и саморегуляции.
|
Воспитательные: воспитывать культуру обучения в сотворчестве с преподавателем, классом в целом и малой группой, формировать навыки учебно-познавательного процесса. | Коммуникативные: уметь организовывать работу в сотрудничестве, участвовать в обсуждении, аргументировать позицию. |
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Методы и методологические приемы:
Данный урок предполагает работу в малых группах с использованием технологии обучения в сотрудничестве и компетентностного подхода, методов активного обучения, которые обеспечивают включение обучающихся в активное взаимодействие и общение в процессе их поисково-познавательной деятельности, с использованием проблемных и моделированием бытовых ситуаций.
Оборудование для учителя и обучающихся:
Инструкция по технике безопасности при работе в химическом кабинете (презентация).
Технологическая карта проблемно-исследовательской деятельности для различных групп обучающихся.
Мультимедийная презентация «Вода. Растворы».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Значение растворов Для зарождения жизни (океан) Для поддержания жизни (кровь, др.) Для питания растений и животных Для стирки и мытья Для получения химических веществ
ВОДА сказочное, волшебное вещество. встречается в трех формах - жидкой, твердой (лед) и газообразной (пар) «… считается, что если бы поверхность земного шара была ровной, без гор и впадин, то вода покрывала бы его целиком, и глубина водного слоя в этом случае составила бы три километра. ..»
Аномалии воды Мертвая вода Живая вода
Исследование №1. Задание: выявить отличительные свойства живой и мертвой воды и обычной воды Название Черты сравнения Внешний вид Запах Среда раствора Вывод Живая вода Мертвая вода Обычная вода
Раствор = Растворитель + Растворенное вещество + Продукт взаимодействия растворителя и растворенного вещества Гидрат ?
Как происходит растворение? Существовали две теории растворов Физическая теория: Аррениус Оствальд Вант-Гофф Химическая теория: Менделеев Каблуков
Исследование №2 Техника безопасности: Аккуратно работать со стеклянной посудой!!! Цель: растворение химический или физический процесс? Ход работы: Возьмите небольшое количество соли - карбоната натрия, поместите в стаканчик, добавьте воды, перемешайте. Пронаблюдайте за тем, что происходит? Вывод : растворение –это?
Физическая теория Растворение – это проникновение частиц одного вещества между частицами другого (растворителя); Это основано на явлении диффузии; Нового вещества в растворе не образуется; Растворение – физическое явление. Раствор – это система из 2-х компонентов: растворителя и растворенного вещества.
Исследование №3 Техника безопасности: Аккуратно работать со стеклянной посудой!!! Цель: растворение химический или физический процесс? Ход работы: Возьмите небольшое количество соли –сульфата меди, поместите в стаканчик, добавьте воды, перемешайте. Пронаблюдайте за тем, что происходит? Вывод : растворение –это?
Исследование №4. Взаимодействие воды и серной кислоты.
Химическая теория При растворении в воде серной кислоты выделяется тепло; Растворение – это химическое явление; Растворенное вещество вступает в реакцию с водой и образуются гидраты; Гидраты – это продукты взаимодействия воды и раст. вещества; Растворы – это системы из 3-х компонентов: растворителя, растворенного вещества и продуктов их взаимодействия
Проанализируем теории Правы ли сторонники физической теории? ( правы, диффузия идет ); Правы ли сторонники химической теории? ( правы, хим. реакция идет, тепло выделяется ); Какая их теорий глубже рассматривает процесс растворения? ( химическая ) Обе теории верны, значит их нужно объединить ( физико-химическая теория ); Вывод: растворение – это физико-химический процесс
Раствор = Растворитель + Растворенное вещество + ?
Доказательства протекания химических процессов Тепловые явления при растворении: Экзотермические (серная кислота + вода) (Щелочь + вода) Эндотермические (поваренная соль + вода) Изменение окраски: Сульфат меди безводный CuSO 4 - , бесцветное вещество Сульфат меди пятиводный (кристаллогидрат) CuSO 4 ٠ 5 Н 2 О вещество синего цвета
Закрепление знаний Какие два процесса происходят при растворении вещества? Как доказать, что растворение – химический процесс? Какая современная теория объясняет процесс растворения? Как называются продукты взаимодействия веществ с водой?
Уточним понятия Гидраты – непрочные соединения вещества с водой, существующие в растворах; Кристаллогидраты – твердые кристаллические вещества, выделенные из воды. При выпаривании они выносят из раствора присоединенную к ним воду, удерживая ее в своей кристаллической решетке CuSO 4 ٠ 5 Н2О
Домашнее задание: § 34 страницы 186- 188 Подготовить сообщения о воде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...
Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы
Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Тематическое планирование по математике 5- 11 класс автор Мордкович, по физике 7-9 класс Громова, физике 10-11 класс Мякишева, факультативные курсы 9-11 классы по математике
В данном файле вложено тематическое планирование по математике. алгебре, геометрии, физике с 5 по 11 класс...
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 5класс 2019-2020гг.,6 класс 2020-2021гг., 7 класс 2021-2022гг.,8 класс 2022-2023гг., 9 класс 2023-2024гг.
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 9класс 2023-2024гг.",...
КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023
Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....