Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов
учебно-методический материал по химии (8 класс) по теме
Урок химии в 8 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 67.5 КБ |
prezentatsiya.ppt | 302.5 КБ |
prilozhenie.doc | 38.5 КБ |
samoanaliz_uroka.docx | 18.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов».
Цель: сформировать у учащихся представления об электронной оболочке атома и энергетических уровнях;
рассмотреть электронное строение атомов элементов первых трех периодов.
Планируемые результаты:
- предметные: научиться составлять электронные формулы атомов элементов первых трех периодов ПСХЭ; объяснять зависимость и закономерные изменения свойств химических элементов от электронного строения их атомов; анализировать, делать выводы, обобщать полученные знания; самостоятельно использовать материалы учебника и справочные таблицы, применять ранее полученные знания;
- метапредметные:
-регулятивные: следовать определенному алгоритму при составлении электронных формул; проводить рефлексию своих действий по выполнению заданий самостоятельно и при помощи одноклассников, вносить необходимые изменения в свои действия на основе принятых правил;
-познавательные: выделять информацию из текста учебника; высказывать суждения, обосновывать и доказывать свой выбор, приводя факты, взятые из материалов учебника; использовать знаки, символы, схемы для выполнения заданий; находить закономерности, устанавливать причинно- следственные связи между реальными объектами и явлениями; осуществлять поиск информации в соответствии с поставленной задачей, используя различные ресурсы информационной среды;
-коммуникативные: уметь слушать собеседника, понимать и /или принимать его точку зрения; оценивать высказывания и действия партнера, сравнивать их со своими высказываниями; формулировать высказывания, задавать вопросы, адекватные ситуации и учебной задаче; проявлять инициативу в ситуации общения;
- личностные: проявлять интерес к предлагаемой деятельности и с учетом собственных интересов; оценивать свою деятельность, определяя по заданным критериям ее успешность или неуспешность и способы ее корректировки, бережно и уважительно относиться к людям и результатам их деятельности; руководствоваться этическими нормами (сотрудничество, взаимопомощь, ответственность) при выполнении групповой работы.
Ресурсы и оборудование:
- источники информации: учебник О.С.Габриелян, Химия 8 класс, М., Дрофа, 2014; рабочая программа, презентация к уроку;
- оборудование: компьютер, проектор,
- дидактическое сопровождение: ПСХЭ, презентация к уроку,
- материалы для познавательной деятельности учеников: карточки для самостоятельной работы, задания для выполнения на уроке, задания для самопроверки.
Ход урока
- Организационный момент
Слайд _1_.
Здравствуйте! Сегодня у нас необычный урок. На уроке останемся только мы и химия. Давайте в очередной раз окунемся в волшебный мир этой науки!
- Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Что мы изучали на прошлом уроке? Вспомним основные понятия .
1. Фронтальный опрос. Слайд _2_
- Назовите основные характеристики элементарных частиц?
- Как определить число нейронов?
- Что называется изотопами?
- Что такое химический элемент?
3. Самоопределение к деятельности
Мы с вами знаем, что в химии, как и в любой другой науке существует свой язык, с помощью которого мы можем описать состав веществ, их свойства.
Например, качественный и количественный состав веществ можно записать в виде ... (химических формул). Как вы думаете, можно ли записать особенности расположения электронов в атоме, используя специальные обозначения? Как бы вы назвали такую запись? (Электронная формула).
Вот о них и пойдет речь сегодня на уроке. Давайте сформулируем тему нашего урока (постановка темы урока). Слайд _3_.
Давайте поставим себе цель, которую мы должны достичь на уроке (Научиться составлять электронные формулы атомов химических элементов). Слайд _4_.
Сегодня на уроке вы научитесь описывать особенности расположения электронов в атоме с помощью электронных формул.
- Работа по теме урока ( работа с таблицей)
Как вы уже знаете, атом состоит из ядра, вокруг которого вращаются электроны. Но электроны в атоме вращаются не на одинаковом расстоянии от ядра и имеют разную энергию. Опыты показывают, что один электрон притягивается сильнее к ядру, а другой слабее. Это объясняется удалением электрона от ядра атома.
Схематически это можно изобразить так. Какие- то электроны находятся близко к ядру, какие- то дальше. Другие электроны находятся еще дальше и так далее.
И вращаясь около атома электроны образуют электронные слои, и находясь в одном электронном слои электроны имеют приблизительно одинаковую энергию, поэтому эти слои еще называют энергетическим уровнем. На схеме у меня нарисовано 4 энергетических уровня. Энергетических уровня у атома может быть больше, может быть меньше. Это зависит от числа электронов, которые есть у атома. Давайте пронумеруем энергетические уровни и п- это будет номер энергетического уровня. На одном энергетическом уровне может находиться мах только определенное число электронов. На 1 энергетическом уровне мах может находиться 2 электрона. На 2 мах -8 , на 3 мах- 18 . Количество электронов можно вычислить по формуле 2 п в квадрате, где п – номер энергетического уровня. Давайте вычислим мах количество электронов для 4 энергетического уровня. Получим 4 в квадрате будет 16 и умножим на 2 получим 32.
Итак, мы получили мах число электронов на 4 энергетическом уровне. Чем дальше электроны находятся от ядра атома, тем слабее они притягиваются , и атом легче отдает электроны. Но вот энергия электронов с удалением от ядра возрастает. И вступая в хим. реакции атом будет отдавать электроны с последних энергетических уровней или забирать электроны на свой последний энергетический уровень.
(работа с доской)
Теперь рассмотрим хим. элементы: водород- порядковый номер в таблице Менделеева показывает сколько у атома протонов, а это значит какой заряд ядра будет у атома -1, и так же это число показывает сколько у атома будет число электронов. У атома водорода всего 1 электрон и этот электрон будет находиться на первом уровне,
У атома гелия 2 ,
у лития 2+1,
у углерода 2+4,
у хлора 2+8+7.
Как вы уже поняли электроны заполняют энергетические уровни, начиная с первого. И не может находиться больше, чем мах для этого уровня. Количество уровней можно узнать из таблицы Менделеева. Кол-во уровней совпадает с номером периода. У атома хлора номер периода 3 и энергетических уровня тоже 3. Итак, вся электронная оболочка атома состоит из энергетических уровня. На первом уровне может мах находиться 2 электрона и у этих электронов будут приблизительно одинаковые энергии. На 2 энергетическом уровне может находиться мах 8 электронов и у этих 8 электронов так же будут приблизительно одинаковые энергии и так далее. И чем дальше электроны располагаются от ядра, тем энергия электронов будет больше.
Давайте составим схему строения электронных оболочек у химического элемента- лития ____________________________________________________________________
- Работа в тетрадях Слайд _5_
Запишите схемы строения электронных оболочек атомов химических элементов с порядковыми номерами 4,5,7,8,9,10,13,19,20.
(коллективная проверка)
Последние 3 - 13,19,20 показать на доске.
6. Работа с учебником .Познакомьтесь с записью электронных формул атомов элементов 1 и 2 периодов на стр _48_учебника и составьте алгоритм (порядок действий), которым будете руководствоваться при записи электронных формул. Проверьте себя. Слайд _6_.
(1.Записываем знак химического элемента и заряд ядра его атома — он равен порядковому номеру элемента.
2. Определяем количество энергетических уровней — оно равно номеру периода.
3. Определяем количество электронов на каждом уровне.
а электронная формула лития будет выглядеть следующим образом___________________________________________________________________
Индивидуальные задания.
Закрепить понятие электронная формула мы попробуем с помощью теста (учитель раздает карточки с заданиями). Слайд _7_.
Задания | Вариант 1 | Вариант 2 |
1. По данным определить, какой это элемент | а)2e 8e 3e б)2e 1e в)2e 8e 8e | а)2e 4e б)2e 8e 7e в)1e |
2. Определить элемент по его положению в ПСХЭ | а)2период 3 группа главная подгруппа б)5 период 1 группа побочная подгруппа | а)4 период 3 группа побочная подгруппа б)2 период 6 группа главная подгруппа |
Ответы занесите в таблицу
Задания | Ответы |
Задание 1 | а)____ б)_____ в) ____ |
Задание 2 | а)____ б)_____ |
Проверьте себя (Слайд _8_) и поставьте оценку, равную количеству правильных ответов в оценочный лист.
7.Физкультминутка (Слайд _19_)
8. Слайд_10__ Орбитали (видео- урок)
9.Закрепление изученного материала
Игра в «Крестики- нолики». (работа в парах)
Выигрышный путь составляют формулы электронных слоев атомов элементов:
а)одного и того же периода,
1s²2s² | 1s²2s1 | 1s²2s²2p6 3s1 |
1s²2s²2p² | 1s²2s²2p6 3s² | 1s²2s²2p4 |
1s²2s²2p5 | 1s²2s²2p3 | 1s² |
б)одной и той же главной подгруппы,
1s²2s² | 1s²2s22p4 | 1s1 |
1s²2s²2p6 | 1s²2s1 | 1s²2s²2p1 |
1s²2s²2p63s1 | 1s²2s²2p5 | 1s²2s²2p3 |
в)расположенных рядом в таблице периодической системы
1s²2s1 | 1s² | 1s²2s²2p2 |
1s²2s²2p5 | 1s²2s2 | 1s²2s²2p4 |
1s²2s²2p6 | 1s²2s²2p3 | 1s²2s²2p1 |
Проверьте правильность выполнения задания (Слайды _11-13_). Поставьте себе оценку.
10. Подведение итогов урока. Давайте подведем итог.
Слайд _14_.
- Какие данные об особенностях строения атома отражает электронная формула?
- В чем заключается причина сходства элементов, расположенных в одной группе?
Слайд _15_(выводы)
11. Рефлексия.
Вспомните, какую цель мы поставили перед собой в начале урока. Сделайте вывод, выполнена ли она. Представьте, что наш класс — атом. Вы являетесь элементарными частицами. Давайте посмотрим, выполнили ли мы задачи, которые поставили перед собой в начале урока. Для этого у вас на столах лежат жетоны разных цветов. Слайд _16_.
Зеленый жетон — протоны — это значит, что я все понял, могу объяснить другому. Желтый — нейтроны — по данной теме у меня остались вопросы. Красный — электроны — недостаточно понял тему, сам ошибаюсь.
Покажите, насколько вы достигли поставленную цель?
Поставьте себе общую оценку за работу на уроке.
12.Домашнее задание: Слайд _17_
Учебник параграф 8 ,задание 3 письменно, индивидуальные задания
Слайд _18_.
Вы сегодня хорошо потрудились. Молодцы!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ВСПОМНИТЕ! Назовите основные характеристики частиц. Как определить число нейронов? Что называется изотопами? Что такое химический элемент?
ТЕМА УРОКА Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов.
Цель урока: научиться составлять электронные формулы атомов элементов в ПСХЭ; объяснять зависимость и закономерные изменения свойств химических элементов от электронного строения их атомов .
Запишите схемы строения электронных оболочек атомов химических элементов с порядковыми номерами: 4,5,7,8,9, 10,13,19,20
Алгоритм составления электронных формул. Записываем знак химического элемента и заряд ядра его атома – он равен порядковому номеру элемента. Определяем количество энергетических уровней (оно равно номеру периода) и количество электронов на каждом уровне. Составляем электронную формулу, учитывая порядок заполнения каждого уровня – сначала s- электроны, затем – р-электроны: номер уровня, вид орбитали и количество электронов на ней.
Задания Вариант 1 Вариант 2 1. По данным определить, какой это элемент а)2e 8e 3e б)2e 1e в)2e 8e 8e а)2e 4e б)2e 8e 7e в)1e 2. Определить элемент по его положению в ПСХЭ а)2период 3 группа главная подгруппа б)5 период 1 группа побочная подгруппа а)4 период 3 группа побочная подгруппа б)2 период 6 группа главная подгруппа
Проверьте и поставьте оценку, равную количеству правильных ответов Вариант 1. Вариант 2. задание 1. а ) Al б ) Li в ) Ar а ) С б ) С l в ) Н задание 2. а) В б) А g а ) Ga б ) O
Физкультминутка Очень химию мы любим! Шеей влево, вправо крутим. Воздух- это атмосфера, Если правда, топай смело! В атмосфере есть азот, Делай вправо поворот. Так же есть и кислород, Делай влево поворот. Воздух обладает массой- Мы попрыгаем по классу. Есть в нем углекислый газ, Шагом марш на месте, класс! Чем выше вверх, тем воздух реже, Друг другу улыбнулись нежно!
химия отк урок. mp4
Игра в «Крестики- нолики» выигрышный путь составляют : а)элементы одного периода 1s²2s² 1s²2s1 1s²2s²2p6 3s1 1s²2s²2p² 1s²2s²2p6 3s² 1s²2s²2p4 1s²2s²2p5 1s²2s²2p3 1s²
Игра в «Крестики- нолики» выигрышный путь составляют : б)элементы одной главной подгруппы 1s ² 2s ² 1s ² 2s 2 2p 4 1s 1 1s ² 2s ² 2p 6 1s ² 2s 1 1s ² 2s ² 2p 1 1s ² 2s ² 2p 6 3s 1 1s ² 2s ² 2p 5 1s ² 2 s ² 2p 3
Игра в «Крестики- нолики» выигрышный путь составляют : в)элементы, расположенные рядом в ПСХЭ 1s ² 2s 1 1s ² 1s ² 2s ² 2p 2 1s ² 2s ² 2p 5 1s ² 2s 2 1s ² 2s ² 2p 4 1s ² 2s ² 2p 6 1s ² 2s ² 2p 3 1s ² 2 s ² 2p 1
Ответьте на вопросы Какие данные об особенностях строения атома отражает электронная формула? В чем заключается причина сходства элементов, расположенных в одной группе?
Выводы Причина сходства элементов заключается в одинаковом строении внешних энергетических уровней их атомов Одинаковое строение внешних энергетических уровней периодически (т.е. через определенные промежутки - периоды) повторяется , поэтому периодически повторяются и свойства химических элементов
Рефлексия Я все понял, могу объяснить другому По данной теме у меня остались вопросы Недостаточно понял тему, сам ошибаюсь
Домашнее задание Повторить основные понятия темы на странице учебника – параграф 8 Задание 3 письменно Индивидуальные задания (Приложение №3)
Молодцы! Вы сегодня хорошо потрудились. Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Приложения.
Приложение1.
Индивидуальные задания
Проверьте свои знания
Задания | Вариант 1 | Вариант 2 |
1. По данным распределения электронов на энергетических оболочках определить, какой это элемент | а)2e 8e 3e б)2e 1e в)2e 8e 8e | а)2e 4e б)2e 8e 7e в)1e |
2. Определить элемент по его положению в ПСХЭ | а)2период 3 группа главная подгруппа б)5 период 1 группа побочная подгруппа | а)4 период 3 группа побочная подгруппа б)2 период 6 группа главная подгруппа |
Ответы занесите в таблицу
Задания | Ответы |
Задание 1 | а)____ б)_____ в) ____ |
Задание 2 | а)____ б)_____ |
Проверьте себя и поставьте оценку, равную количеству правильных ответов.
Приложение 2.
Игра в «Крестики- нолики». (работа в парах)
Выигрышный путь составляют формулы электронных слоев атомов элементов:
а)одного и того же периода,
1s²2s² | 1s²2s1 | 1s²2s²2p6 3s1 |
1s²2s²2p² | 1s²2s²2p6 3s² | 1s²2s²2p4 |
1s²2s²2p5 | 1s²2s²2p3 | 1s² |
б)одной и той же главной подгруппы,
1s²2s² | 1s²2s22p4 | 1s1 |
1s²2s²2p6 | 1s²2s1 | 1s²2s²2p1 |
1s²2s²2p63s1 | 1s²2s²2p5 | 1s²2s²2p3 |
в)расположенных рядом в таблице периодической системы
1s²2s1 | 1s² | 1s²2s²2p2 |
1s²2s²2p5 | 1s²2s2 | 1s²2s²2p4 |
1s²2s²2p6 | 1s²2s²2p3 | 1s²2s²2p1 |
Поставьте себе оценку.
Приложение 3.
Индивидуальные задания. Заполните графы в таблице в соответствии с приведенными данными. Сумма цифр третьего, четвертого и пятого столбцов равна относительной молекулярной массе азотной кислоты.
Название химического элемента | Электронные формулы | Порядковый номер | Номер периода | Номер группы |
4 | ||||
1s²2s²2p3 | ||||
2 | 4 | |||
1s²2s²2p6 3s²3р6 |
Найдите в учебнике формулу этой кислоты, вычислите ее относительную молекулярную массу и проверьте себя.
Предварительный просмотр:
Самоанализ открытого урока химии в 8 классе
по теме «Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов»
Учитель: Ткачева Татьяна Анатольевна
Дата проведения урока: 08.10.2018
Хороший урок – это слаженный, чётко работающий механизм. Не услышишь его пульса, не прислушаешься к нему, и урок не получится.
Этими словами я бы хотела начать самоанализ урока по теме «Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов», относящийся к теме «Атомы химических элементов» курса «Химии» 8 класса.
При проектировании и проведении урока, при отборе учебного материала учитывала уровень обученности и реальные учебные возможности детей.
Для поддержания «тонуса» урока, темпа, насыщенности и эффективности работы, опиралась на психолого- педагогическую характеристику класса, выбирала и тип урока. Исходя из места урока в системе уроков по химии, а также целей и функций урока, мною был выбран тип урока – открытие новых знаний, форма урока – индивидуальная, групповая, фронтальная.
Цель и задачи поставлены в соответствии с требованиями ФГОС, с учётом возрастных особенностей учащихся и психологических основ процесса усвоения новых знаний.
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представления об электронной оболочке атома и энергетических уровнях, рассмотреть элетронное строение атомов элементов первых трех периодов.
Задачи: научиться записывать электронные конфигурации атомов элементов I-IV периодов.
Предметные результаты:
- предметные: научиться составлять электронные формулы атомов элементов первых трех периодов ПСХЭ; объяснять зависимость и закономерные изменения свойств химических элементов от электронного строения их атомов; анализировать, делать выводы, обобщать полученные знания; самостоятельно использовать материалы учебника и справочные таблицы, применять ранее полученные знания;
- метапредметные:
-регулятивные: следовать определенному алгоритму при составлении электронных формул; проводить рефлексию своих действий по выполнению заданий самостоятельно и при помощи одноклассников, вносить необходимые изменения в свои действия на основе принятых правил;
-познавательные: выделять информацию из текста учебника; высказывать суждения, обосновывать и доказывать свой выбор, приводя факты, взятые из материалов учебника; использовать знаки, символы, схемы для выполнения заданий; находить закономерности, устанавливать причинно- следственные связи между реальными объектами и явлениями; осуществлять поиск информации в соответствии с поставленной задачей;
-коммуникативные: уметь слушать собеседника, понимать и /или принимать его точку зрения; оценивать высказывания и действия партнера, сравнивать их со своими высказываниями; формулировать высказывания, задавать вопросы, адекватные ситуации и учебной задаче; проявлять инициативу в ситуации общения;
- личностные: проявлять интерес к предлагаемой деятельности и с учетом собственных интересов; оценивать свою деятельность, определяя по заданным критериям ее успешность или неуспешность и способы ее корректировки, бережно и уважительно относиться к людям и результатам их деятельности; руководствоваться этическими нормами (сотрудничество, взаимопомощь, ответственность) при выполнении групповой работы.
Основной используемый подход к реализации цели – личностно-ориентированный, предполагающий создание условий для развития учащегося с учётом биологических возможностей и социальных условий.
Опираясь на требования к современному уроку химии, структура урока была запланирована следующим образом: урок состоял из нескольких, логически связанных между собой этапов.
1. Организационный. На мой взгляд, в оргмоменте были обеспечены: доброжелательная обстановка, психологический настрой на предстоящее общение.
2. Проверка домашнего задания. На данном этапе была проведена фронтальная работа.
3. Целеполагания и мотивации. Актуализация знаний. На данном этапе шла подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Для формирования надпредметной компетенции не была названа тема урока, учащиеся смогли её сами сформулировать. Совместно с учителем учащиеся сформулировали и цели урока.
4.Усвоения новых знаний. На этом этапе использовались приёмы, усиливающие восприятие нового материала: анализ, обобщение, учебная презентация, учебник, рабочие тетради учащихся, карточки для индивидуальных заданий, работа в парах. Изучение нового материала строилось в форме совместной деятельности учеников и учителя.
С целью формирования у школьников целостного представления, я постаралась осуществлять межпредметные связи.
Широко использовались три вида общения: сотрудничество детей между собой (работа в парах), сотрудничество учащегося с учителем, сотрудничество школьника с самим собой.
5.Подведения итогов результативности учебной деятельности учеников и класса в целом.
6.Информирования о домашнем задании. Для того чтобы «усилить» положительный личностный смысл полученной учебной информации, школьникам предлагается индивидуальные задания.
На уроке применялись различные методы учебной деятельности: объяснительно-иллюстративный, проблемный-поисковый.
Использовала технологии деятельностного типа:
Проблемный диалог (проблемная ситуация, поиск решения, применение нового);
Продуктивное чтение (работа с текстом до чтения, во время чтения, после чтения);
Оценивание учебных успехов (самооценка)
Форма проведения урока способствовала развитию коммуникативных, практических способностей учащихся.
Темп урока достаточно высокий. Объясняется насыщенностью изучаемого материала.
Использовались инновационные образовательные технологии: ИКТ, интерактивные методы обучения: метод рефлексии.
Применение ИКТ сделало урок более наглядным, насыщенным, интересным.
Использованные методы и приёмы обеспечили рациональное использование рабочего времени и предупреждение перегрузок учащихся.
Считаю, что мне удалось выдержать стиль общения с учащимися, и организовать их активную работу, решение задач занятия. План урока выполнен, задачи, и цели урока реализованы полностью.
Урок обогатил меня на будущее тем, что я убедилась: система индивидуальных работ и работ в парах работает как технология, воспроизводимая в любом классе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронный контрольный тест "Атомы химических элементов" 8 класс
Информационно-коммуникационные технологии внедряются на различных эапах урока. Разработанная мной контрольная работа в 8 классе по теме «Атомы химических элементов» состоит из двух частей.Первая...
урок химии ФГОС «Строение электронных оболочек атомов химических элементов №1-20»
Урок направлен на формирование у учащихся представления об электронной оболочке атома и энергетических уровнях...
Презентация к уроку:"строение электронных оболочек атомов химических элементов"
Использование на уроке ЭОР....
план-конспект урока Тема урок: Строение электронных оболочек атомов химических элементов №1-20
Тема: Строение электронных оболочек атомов химических элементов №1-20Цель: сформировать у учащихся представления об электронной оболочке атома и энергетических уровнях;рассмотреть электронное строение...
Урок химии 9 класс "Строение электронных оболочек атомов химических элементов №1-20"
Цели урока:-сформировать у учащихся представления об электронной оболочке атома и энергетических уровнях;- рассмотреть электронное строение атомов элементов первых трех периодов....
Открытый урок по химии в 8 классе по теме «Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1 - 20»
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности сформировать у учащихся представления об электронной оболочке атома и энергетических уровнях;рассмотреть ...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ тема занятия: «Строение электронных оболочек атомов химических элементов с 1 по 20»
Технологическая карта учебного занятия по теме «Строение электронных оболочек атомов химических элементов с 1 по 20»...
- Мне нравится (1)