Активные методы обучения на уроках химии
учебно-методический материал по химии на тему
Активные методы обучения на уроках химии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
активные методы обучения на уроках химии | 26.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Активные формы обучения на уроках химии.
Учителя всегда стремились сделать уроки интереснее, полезнее и информативнее, а весь учебный процесс – эффективнее не только в образовательном, но и в развивающем и воспитательном отношении.
Традиционные методы обучения потеряли свою актуальность на современном этапе развития общества, на первый план выдвигаются активные формы обучения.
Основная задача внедрения активных форм обучения - воспитание конкурентоспособной, самостоятельной в решении жизненных проблем, творческой личности. Говоря о поисках путей совершенствования процесса обучения, необходимо иметь в виду не только систему совершенствования методов сообщения новых знаний, но и совершенствование методики формирования у детей различных умений и навыков.
Изучение процесса усвоения знаний схематически может быть представлен как путь от восприятия и понимания учебного материала к активной его переработке в сознании учащихся и превращению усвоенных знаний в личное достояние ученика, т.е. убеждения. Благодаря блоку познавательных (когнитивных) способностей ученики смогут выстраивать индивидуальную траекторию в конкретных образовательных областях, в учебных предметах.
Активизация учения есть, прежде всего, организация действий учащихся, направленных на осознание и разрешение конкретных учебных проблем. Формирование учебной деятельности, как способа активного добывания знаний, является одним из направлений развития личности обучаемого.
Степень активности школьников является реакцией на методы и приемы работы учителя. Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.
В школьной практике и в методической литературе принято делить методы обучения на стандартные и нестандартные, на те, которые используют на уроке и на те, которые используют во внеурочное время.
Нестандартные формы и методы позволяют сделать химию более доступной и увлекательной, привлечь интерес учащихся.
Приведу некоторые примеры таких активных форм обучения.
Роль учителя - в основном сопровождающая, он вооружает учеников технологией деятельности и соответствующими способами работы.
Исследовательские работы по химии
Например, при написании исследовательской работы по химии перед учащимися учитель ставит следующие исследовательские задачи.
Определение содержания примесей в снеговой воде.
1. Продумайте ход эксперимента, составьте план вашей работы.
2. Распределите обязанности внутри группы (руководитель, лаборанты, младшие научные сотрудники)
3. Составьте список и приготовьте все необходимое оборудование.
4. Заведите лабораторный журнал и заполните
5. Сформулируйте цель вашего эксперимента
6. Оформите отчет
7. Подготовьте сообщение и выступите с ним на итоговой конференции
Задания для 1 группы. «Исследования снеговой воды, взятой рядом со школой».
Задания 2 группы. «Исследование снеговой воды, взятой в парке».
Задания для 3 группы «Исследование снеговой воды, взятой у проезжей части дороги».
Мини-исследовательские работы (9класс)
Тема «Теория электролитической диссоциации»
Тема «Закономерности протекания химических реакций»
Тема «Подгруппа азота и ее представители»
Дискуссия на уроке
При изучении химии в 8 классе учащимся предлагается задание:
1. Заполни таблицу
Польза химии. Вред химии
2. Сделай вывод о значении химии в жизни человека (дискуссия)
Плюсы дискуссии:
• ученик вовлекается в активную познавательную деятельность, учится четко формулировать вопрос, ясно выражать свои мысли, защищать свое мнение, выслушивать точки зрения других;
• в процессе взаимодействия происходит интеллектуальное взаимообогащение;
• учащиеся учатся разделять с учителем лидерство в группе и принимать на себя ответственность
Дискуссия, проведенная по определенным правилам, напрямую влияет на уровень активизации обучения и учит ребят учиться.
Технология активного обучения предполагает такую организацию учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе, каждый участник либо имеет определенное ролевое задание, либо от его деятельности зависит качество выполнения познавательной задачи. Эта технология включает в себя методы, стимулирующие, познавательную деятельность обучающихся, вовлекающие каждого участника в мыслительную и поведенческую активность.
При проведении деловой игры «Оперативное совещание по загрязнению реки», планируемый результат:
закрепить знания о свойствах воды, охране окружающей среды, развить творческие способности, практические навыки, формировать исследовательские навыки.
Педагогическая суть деловой игры - активизировать мышление учащихся, повысить самостоятельность будущего специалиста, внести дух творчества в обучение, подготовить к профессиональной практической деятельности.
При подаче материала в такой форме усваивается около 90% информации. Активность учащихся проявляется ярко, носит продолжительный характер и «заставляет их быть активными»
Чтобы решить проблему самореализации учеников при изучении химии, необходимо предлагать ученикам задания не только репродуктивного характера, но и продуктивной деятельности. Именно такие задания направлены на приращение личностного опыта и творческую самореализацию учащихся, такие задания не имеют правильных ответов и результат, который получает ученик в ходе их выполнения, является личностно-креативным, поскольку выступает своеобразным продуктом его творческого самовыражения.
Использование творческих заданий с нестандартными формулировками, которые отличаются от общепринятых не только необычным условием, но и нетрадиционными способами решения, способствуют развитию познавательной активности. Особенности таких задач, необычная формулировка, связь с жизнью, межпредметные связи вызывают интерес учащихся, способствуют развитию любознательности, интеграции знаний, побуждают использовать дополнительную литературу, способствуют повышению интереса к учебе в целом.
Сформированность умений выполнять различные по уровню сложности эвристические задания и задачи способствует формированию познавательных продуктов личностных умений и навыков применять интеллектуальные решения.
Сегодняшний арсенал активных методов обучения весьма разнообразен. К ним относятся
1.проблемные лекции,
2.обучающие алгоритмы,
3.анализ конкретных ситуаций,
4. деловые игры,
5. тематические дискуссии,
6. способы развития мыслительных способностей, интереса к учебной работе, творчества, инициативы.
Новая цель обучения понимается, исходя из привычного смысла хорошо знакомых задач воспитания и развития, решать которые очень удобно средствами формирования познавательного интереса.
В их основе лежит активность не только ученика, но и учителя. Готовить на уроке субъекта, творчески активную личность, можно, изменив отношение учителя к смыслу его учебной деятельности, и, соответственно к ученикам, изменив модель деятельности преподавателя от организатора, информатора, консультанта до соорганизатора, партнера, консультанта. Возникает необходимость отслеживать эффективность образовательного процесса, при этом учителю необходимо учитывать уровни обученности учащихся и уровни сложности заданий.
Репродуктивный уровень знаний - это знание фактов, явлений, действий их воспроизведение без существенных изменений.
Конструктивный уровень знаний - это знания, добытые в результате комбинирования, переконструирования знаний первого уровня.
Творческий уровень знаний - это знания и умения, которые приобретены в ходе самостоятельной поисковой и творческой деятельности учащихся.
Использование схемы для определения уровня активности учащихся на уроке.
Оживляют урок различные командные химические соревнования. Кроме активизации работы учащихся, соревнования несут и воспитательную нагрузку: ребята сопереживают успехам своих товарищей. Я часто использую викторины.
Викторина - это игра, во время которой учащиеся отвечают на вопросы. Выигрывает тот, кто дает больше правильных ответов. В начале урока викторину можно провести при отработке навыков, в середине урока - при проверке усвоения нового материала, в конце урока - при проверке знаний и умений учащихся. Хорошо организованная викторина способствует активизации умственной деятельности школьников на уроках. Вопросы викторины в некоторых случаях заранее записываются на листах бумаги или на закрытой доске. Ответ на вопрос учащиеся дают сразу. При оценке учитывается не только правильность, но и быстрота ответа. Отвечают ученики поочередно из каждой команды. В конце викторины подвожу итог, учитывая число решенных заданий, качество их обоснований, оригинальность решений.
Очень любят ученики уроки – турниры. Подготовка к уроку – турниру проводится заранее. Класс разбивается на команды, каждая выбирает название, девиз, капитана. Дается творческое домашнее задание: составить задачу для команды соперников, чтобы она отражала основные вопросы изучаемой темы.
Ещё одной, часто применяемой формой зачёта, является тестирование. Оно обеспечивает не только объективную оценку знаний и умений учащихся, но и эффективную обратную связь в учебном процессе, выявляет факт усвоения знаний, что необходимо для получения реальной картины того, что уже сделано в ходе учебного процесса и что предстоит сделать. Естественно, прежде чем применять тесты на уроке, необходимо определиться в целях изучения данной темы и конкретного урока. Анализ подготовки и результатов таких уроков показывает не только упрочение знаний учащихся, совершенствование их умений обобщать и систематизировать материал, но и изменение их отношения к химии. Доминирующими для них становятся сам процесс приобретения знаний и его содержание, а не только оценка.
Для оптимизации образовательного процесса в учебных заведениях все шире применяются возможности компьютера. Применение компьютера позволяет совместить различные технические средства обучения с наглядными пособиями, упорядочить методический материал и эффективно использовать его на уроках, учитывая индивидуальные особенности учащихся. Компьютер дает возможность создать мультимедийное сопровождение к каждому уроку: вывести на экран текстовую информацию, изображение изучаемых объектов, видеоролики. Мультимедийные презентации используются мною для объяснения новой темы, закрепления и отработки изученного материала, контроля знаний, как средство информации во внеклассной работе.
Мультимедийное сопровождение урока дает следующие преимущества.
1.Изображение занимает весь экран, хорошо просматривается с любой парты учащимися на уроке - это удобно при просмотре. Максимально реализуется принцип наглядности.
2.Изображение яркое и цветное, оно вызывает интерес и легко запоминается учащимися. Повышается качество усвоения учебного материала, формируется положительное отношение к предмету.
3.Экономия времени на уроке. Учитель за короткое время может раскрыть, объяснить, подтвердить формулами и экспериментом наиболее трудные моменты программы. С помощью компьютерного сопровождения урока учащиеся легче воспринимают наиболее трудные вопросы программы.
4.Некоторые опыты по химии с ядовитыми веществами учитель не может демонстрировать на уроке, фрагменты компьютерного сопровождения подобного эксперимента дают учащимся убедительные знания о веществах и явлениях, сопровождающих данные превращения.
5.Удобство в подготовке к уроку. Возможность создавать урок из отдельных фрагментов. Все сценарии можно сохранять в отдельных файлах. Благодаря этому, учитель может заранее подготовиться к уроку, выбирая и устанавливая порядок появления фрагментов урока, сохранив его в своем файле.
Использую мультимедийное сопровождение уроков химии в 9 классе при изучении следующих тем программы: «Подгруппа кислорода», «Подгруппа азота», «Подгруппа углерода», «Щелочные металлы», «Щелочноземельные металлы», «Алюминий: свойства и применение», «Железо и его свойства», в 8 классе тема «Галогены», «Водород: нахождение в природе, получение, физические и химические свойства».
Во внеклассной работе мультимедийное сопровождение использую при проведении мероприятий в рамках недели химии в 8 классе интеллектуальная игра «Вода остается прозрачной», «Путешествие на яхте «Михайло Ломоносов», интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»; в 9 классе звездный час «Знатоки химии», «Спор о главном» по темам «Металлы» и «Неметаллы».
ВЫВОД.
Практика показала, что если использование нестандартных форм уроков носит не случайный, а систематический характер, тесно связанный с изучаемым материалом, то на фоне такой деятельности ученики легче будут понимать теоретический материал, способы решения примеров и задач. Они выполняют познавательные и воспитательные функции. На них ученики применяют приобретенные знания, открывают новые приемы решений и рассуждений, привлекаются к работе слабые школьники. Такая работа способствует развитию логического мышления, тренирует смысловую и образную память, активизирует мыслительную деятельность. Это позволяет разносторонне развиваться личности учащихся, способствует выработке умения аргументировано доказывать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, прислушиваться к мнению других, развивает чувства взаимопомощи и взаимоуважения, формирует осознанные нормы поведения, учит внимательности, терпимости и самообладанию сообразительности и скорости мышления. Учащиеся преображаются на глазах, с огромным удовольствием показывают свои знания и умения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование активных методов обучения при изучении химии
Данный материал разработан с использованием методик активного обучения, позволяющих сделать процесс обучения сфокусированным на ученике. На наших уроках ученик из обЪекта педагогического воздействия п...
Конспект урока химии по технологии «Активные методы обучения» Тема урока: Алюминий и его соединения.
Тема урока: Алюминий и его соединения.Автор учебника: учебник «Химия, 9», О.С. Габриелян, М., Дрофа 2013 г.Тип урока: Урок является комбинированным. Поэтому его цель такова: повторение и проверк...
ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОВЗ.
Статья где изложен обобщенный опыт работы по обозначенной теме....
Mетодическая разработка мастер-класса «Применение активных методов обучения на уроках химии»
Методическая разработка имеет практико-ориентированную направленность, то есть любой педагог имеет возможность использовать её при проведении уроков вне зависимости от специфики преподаваемого предмет...
Активные Методы Обучения на уроках физкультуры в классах 3 ступени обучения.
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы для стимуляции познавательной деятельности обучающихся. Строятся на диалоге, в котором есть свободный обмен мнениями о путях решения той или иной проблемы...
«Применение активных методов обучения на уроках биологии и химии»
ФГОС предъявляет более высокие требования к уровню подготовки ученика в общеобразовательной школе. Сегодня главное - не столько передать знания, сколько «научить учиться», что предп...
«Активные методы обучения на уроках английского языка как средство повышения учебной мотивации школьников на начальном и среднем этапах обучения»
Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. АМО способствуют формированию ...