Рабочая программа по химии 8-9 класс
рабочая программа по химии (8, 9 класс) на тему
Рабочая программа по химии 8-9 класс ФГОС расчитаная на 3ч в 8 классе (2ч+1ч доп.тем) и на 2ч в 9м классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_himiya_8-9kl_3ch-2ch_fgos_.docx | 71.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
1.1 Перечень нормативных документов, используемых для составления рабочей программы:
Рабочая программа по химии для основной школы составлена на основе:
Фундаментального ядра содержания общего образования и в соответствии с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897);
Федерального Закона от 29 декабря 2012 года, №273 (Федеральный закон «Об образовании в РФ»);
Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются идеи развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.
Постановления Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189;
Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Учебного плана МКОУ «СОШ №21» ИГОСК 2018-2019уч.г.; примерной программы общеобразовательных учреждений основного общего образования «Химия 8-9 класс», автор Н.Н. Гара. .: Просвещение, 2008 г. Согласно учебному плану образовательного учреждения на изучение предмета «Химия» в 8 классе выделяется 105 часов(35 учебных недель, 3ч в неделю) в 9 классе выделяется 70 часов ( 2ч в неделю, 34 учебных недель.)
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» основной задачей МКОУ «СОШ №21» ИГОСК является: осуществление целенаправленного процесса воспитания и обучения граждан РФ в интересах учащихся и их родителей, общества, государства, сопровождающегося достижением обучающимися установленных требований федерального компонента государственного образовательного стандарта. Обеспечение единства образовательного пространства, преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) образования. В целях реализации данной задачи ОУ выбрана для составления рабочей программы авторская программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений / Н.Н. Гара – М.: Просвещение, 2013. Данная программа имеет гриф «Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта», составлена на основании примерных программ. Для реализации содержания программы имеется учебно–методический комплекс для учащихся и учителя.
1.2 Цели обучения с учетом специфики учебного предмета
Основные цели изучения химии направлены:
- на освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- на овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- на воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- на применение полученных знании и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающее среде.
1.3 Задачи обучения.
Одной из важнейших задач основного общего образования является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в воспитание и развитие обучающихся; она призвана вооружить их основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования этих знаний, а также способствовать безопасному поведению в окружающей среде и бережному отношению к ней. Развитие познавательных интересов в процессе самостоятельного приобретения химических знаний и использование различных источников информации, в том числе компьютерных.
Воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде.
1.4 Общая характеристика учебного предмета.
В содержании данного курса представлены основополагающие теоретические сведения по химии, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.
Содержание учебного предмета включает сведения о неорганических веществах, их строении и свойствах, а также химических процессах, протекающих в окружающем мире. Наиболее сложные элементы Фундаментального ядра содержания общего образования по химии, такие, как основы органической и промышленной химии, перенесены в программу средней (полной) общеобразовательной школы.
Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно-молекулярное учение, периодический закон Д.И. Менделеева с краткими сведениями о строении атомов, видах химической связи, закономерностях протекании химических реакций.
В изучении курса значительна роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ и описанию их результатов; соблюдению норм и правил поведения в химических лабораториях.
1.5 Общая характеристика учебного процесса:
Основные технологии обучения:
Программа курса «Химии» построена на основе спиральной модели, предусматривающей постепенное развитие и углубление теоретических представлений при линейном ознакомлении с эмпирическим материалом
Тесты, самостоятельные работа, контрольные работы, устный опрос, защита проекта.
Преобладающими формами текущего контроля УУД являются самостоятельные и контрольные работы, различные тестовые формы контроля. Промежуточная аттестация проводится согласно локальному акту образовательного учреждения в форме контрольных работ, зачётный урок – в форме тестирования – в конце года.
Содержание программы носит развивающий характер. Для организации процесса обучения используются основные технологии обучения: личностно-ориентированные технологии, интерактивные технологии, исследовательские методы, проектные методы, игровые технологии, кейс метод.
Логические связи предмета «Химия» с остальными предметами учебного плана: В программе учитывается реализация межпредметных связей с курсом физики (7 класс) и биологии (6-7 классы), где дается знакомство с строением атома, химической организацией клетки и процессами обмена веществ.
Планирование включает реализацию межпредметных связей химии с курсами: физики, биологии, географии, экологии в соответствующих темах уроков в 8 – 9 классе.
экология | физика | биология | география |
Хемофобия, хемофилия Решение глобальных региональных, локальных проблем; безотходные технологии; охрана атмосферы, гидросферы, почвы, химические загрязнения | Строение атома (ядро, электроны) Важнейшие открытия в физике, Электронный, атомно-силовой микроскопы; ядерный реактор; Силы в природе | Химическая организация клетки (органические вещества, минералы, клетчатка); обмен веществ; катализ человек и окружающая среда; фотосинтез | Месторождения полезных ископаемых мира, региона, страны; Условия среды; почвы Атмосфера, гидросфера; Минеральное и органическое сырье; Химическая промышленность (металлургия, нефтепереработка, переработка газа, угля, гидрометаллургия, производство минеральных удобрений, машиностроение) |
1.6 Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Химия»
Для сознательного освоения предмета «Химия» в школьный курс включены обязательные компоненты содержания современного химического образования:
1) химические знания (теоретические, методологические, прикладные, описательные — язык науки, аксиологические, исторические и др.);
2) различные умения, навыки (общеучебные и специфические по химии);
3) ценностные отношения (к химии, жизни, природе, образованию и т. д.);
4) опыт продуктивной деятельности разного характера, обеспечивающий развитие мотивов, интеллекта, способностей к самореализации и других свойств личности ученика;
5) ключевые и учебно-химические компетенции.
В качестве ценностных ориентиров химического образования выступают объекты, изучаемые в курсе химии, к которым у обучающихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения химии, проявляются в признании:
- ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
- ценности химических методов исследования живой и неживой природы.
Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса химии позволяет сформировать:
- уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;
- понимание необходимости здорового образа жизни;
- потребность в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;
- сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.
Курс химии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:
- правильному использованию химической терминологии и символики;
- развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
развитию умения открыто выражать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Обоснование: при изучении названных тем недостаточно времени для проведения обобщающих уроков и уроков по решению расчётных и качественных задач, а уроки эти необходимы, так как направлены на реализацию важнейших требований к знаниям учащихся – применение полученных УУД для выполнения тренировочных упражнений и подготовке к контрольной работе. Обобщающее тестирование позволяет выявить степень овладения учащимися знаниями по основным вопросам курса органической химии; готовность к сдаче ЕГЭ по химии.
Формулировка названий разделов и тем соответствует авторской программе. Все практические работы, демонстрации, лабораторные опыты взяты из программы курса химии для 8-9 классов автора Н.Н. Гара.
Состав учебно-методического комплекта:
- Рудзитис Г.Е. Химия: 8 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение.
- Химия: 8 кл.: электронное приложение к учебнику.
- Рудзитис Г.Е. Химия: 9 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение.
- Химия: 9 кл.: электронное приложение к учебнику.
- Гара Н.Н. Химия: задачник с «помощником»: 8-9 классы / Н.Н. Гара. – М.: Просвещение.
- Гара Н.Н. Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. 8-9 классы/ Н.Н. Гара. – М.: Просвещение.
- Радецкий А.М. Химия: дидактический материал: 8-9 кл. / А.М. Радецкий. – М.: Просвещение.
- Гара Н.Н. Химия. Уроки: 8 кл. / Н.Н. Гара. – М.: Просвещение.
- Гара Н.Н. Химия. Уроки: 9 кл. / Н.Н. Гара. – М.: Просвещение.
Список литературы для учащихся:
Учебники:
- Рудзитис Г.Е. Химия: 8 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение.
- Рудзитис Г.Е. Химия: 9 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение.
- Гара Н.Н. Химия: задачник с «помощником»: 8-9 классы / Н.Н. Гара. – М.: Просвещение.
Рабочие тетради:
- Габрусева Н.И. Химия: рабочая тетрадь: 8 кл. / Н.И. Габрусева. – М.: Просвещение.
- Габрусева Н.И. Химия: рабочая тетрадь: 9 кл. / Н.И. Габрусева. – М.: Просвещение.
Список литературы для педагогов:
- Рудзитис Г.Е. Химия: 8 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение.
- Химия: 8 кл.: электронное приложение к учебнику.
- Рудзитис Г.Е. Химия: 9 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение.
- Химия: 9 кл.: электронное приложение к учебнику.
- Гара Н.Н. Химия: задачник с «помощником»: 8-9 классы / Н.Н. Гара. – М.: Просвещение.
- Гара Н.Н. Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. 8-9 классы/ Н.Н. Гара. – М.: Просвещение.
- Радецкий А.М. Химия: дидактический материал: 8-9 кл. / А.М. Радецкий. – М.: Просвещение.
- Гара Н.Н. Химия. Уроки: 8 кл. / Н.Н. Гара. – М.: Просвещение.
- Гара Н.Н. Химия. Уроки: 9 кл. / Н.Н. Гара. – М.: Просвещение.
- Боровских Т.А. Тесты по химии. Первоначальные химические понятия. Кислород. Водород. Вода, растворы. Основные классы неорганичесих соединений: 8 кл.: к учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана «Химия. 8 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
- Боровских Т.А. Тесты по химии. Электролдитическая диссоциация. Кислород и сера. Азот и фосфор. Углерод и кремний. 9 класс: к учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана «Химия. 9 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2011.
Перечень цифровых информационных ресурсов Интернета:
- http://ege.yandex.ru/chemistry/
- http://chem.reshuege.ru/
- http://himege.ru/
- http://pouchu.ru/
- http://enprophil.ucoz.ru/index/egeh_alkeny_alkadieny/0-358
- http://ximozal.ucoz.ru/_ld/12/1241___4_.pdf
- http://fictionbook.ru/author/georgiyi_isaakovich_lerner/biologiya_polniyyi_spravochnik_dlya_podg/read_online.html?page=3
- http://www.zavuch.info/methodlib/134/
- http://keramikos.ru/table.php?ap=table1000405 http://sikorskaya-olja.narod.ru/EGE.htm
- www.olimpmgou.narod.ru.
- http://mirhim.ucoz.ru/index/khimija_8_3/0-41
Согласно приказу МКОУ «СОШ №21» ИГОСК рабочая программа содержит 3 раздела
Раздел 1. Планируемые результаты изучения предмета «Химия»
Планируемые результаты реализации программы по предмету «Химия»:
Выпускник научится:
- описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
- характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
- раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула, химический элемент, простое вещество, сложное вещество, валентность, используя знаковую систему химии;
- изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений;
- вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях;
- сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;
- классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли – по составу;
- описывать состав, свойства и значение (в природе и практической деятельности человека) простых веществ – кислорода и водорода;
- давать сравнительную характеристику химических элементов и важнейших соединений естественных семейств щелочных металлов и галогенов;
- пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;
- проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменением свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
- различать экспериментально кислоты и щелочи, пользуясь индикаторами; осознать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.
Выпускник получит возможность научиться:
- грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
- осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;
- понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;
- использовать приобретенные ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
- развивать коммуникативную компетентность, используя средства устного и письменного общения, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;
- объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение вещества.
Выпускник научится:
- классифицировать химические элементы на металлы, неметаллы, элементы, оксиды и гидроксиды которых амфотерны, и инертные элементы (газы) для осознания важности упорядоченности научных знаний;
- раскрывать смысл периодического закона Д.И. Менделеева;
- описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов;
- характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция;
- различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и металлическую;
- изображать электронные формулы веществ, образованных химическими связями разного вида;
- выявлять зависимость свойств вещества от строения его кристаллической решетки (ионной, атомной, молекулярной, металлической);
- характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов;
- описывать основные предпосылки открытия Д.И. Менделеевым периодического закона и периодической системы химических элементов и многообразную научную деятельность ученого;
- характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева;
- осознавать научные открытия как результат длительных наблюдений, опытов, научной полемики, преодоления трудностей и сомнений.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;
- описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;
- применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;
- развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, ее основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.
Многообразие химических реакций.
Выпускник научится:
- объяснять суть химических процессов;
- называть признаки и условия протекания химических реакций;
- устанавливать принадлежность химической реакции к определенному типу по одному из классифицированных признаков:
1) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена);
2) по выделению или поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические);
3) по изменению степеней окисления химических элементов (окислительно-восстановительные реакции);
4) по обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые);
- называть факторы, влияющие на скорость химических реакций;
- называть факторы, влияющие на смещение химического равновесия;
- составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена; уравнения окислительно - восстановительных реакций;
- прогнозировать продукты химических реакций по формулам / названиям исходных веществ; определять исходные вещества по формулам / названиям продуктов реакции;
- составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов;
- выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции;
- готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;
- определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикаторов;
- проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ отдельных катионов и анионов.
Выпускник получит возможность научиться:
- составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;
- приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ;
- прогнозировать результаты воздействия различных факторов на скорость химической реакции;
- прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия.
Многообразие веществ.
Выпускник научится:
- определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;
- составлять формулы веществ по их названиям;
- определять валентность и степень окисления элементов в веществах;
- составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей;
- объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых веществ и их высших оксидов, образованных элементами второго и третьего периодов;
- называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных, основных, амфотерных.
- называть общие химические свойства, характерные для каждого класса веществ;
- приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей;
- определять вещество – окислитель и вещество – восстановитель в окислительно – восстановительных реакциях;
- составлять электронный баланс по предложенным схемам реакций;
- проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ;
- проводить лабораторные опыты по получению и собиранию газообразных веществ: водорода, кислорода, углекислого газа, аммиака; составлять уравнения соответствующих реакций.
Выпускник получит возможность научиться:
• грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
• осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;
• понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;
• использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
• развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;
• объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.
• осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;
• описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;
• применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;
• развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, её основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.
• составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным уравнениям;
• приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ;
• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;
• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия.
• прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;
• прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учётом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
• выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое вещество — оксид — гидроксид — соль;
• организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важное практическое значение.
Планируемые результаты реализации программы «Формирование УУД» средствами предмета химии:
Личностные универсальные учебные действия
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
• уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
• готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);
• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
• умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
• готовность к выбору профильного образования.
Выпускник получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
• готовности к самообразованию и самовоспитанию;
• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• устанавливать целевые приоритеты;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• построению жизненных планов во временно2й перспективе;
• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• основам коммуникативной рефлексии;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Выпускник получит возможность научиться:
• основам рефлексивного чтения;
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Планируемые результаты реализации программы «Основы смыслового чтения и работы с текстом» средствами предмета химии:
Выпускник научится:
• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
— определять главную тему, общую цель или назначение текста;
— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
— определять назначение разных видов текстов;
— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
— различать темы и подтемы специального текста;
— выделять не только главную, но и избыточную информацию;
— прогнозировать последовательность изложения идей текста;
— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
— выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
• интерпретировать текст:
— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
— делать выводы из сформулированных посылок;
— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
• откликаться на содержание текста:
— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
— находить доводы в защиту своей точки зрения;
• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;
• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.
• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
• критически относиться к рекламной информации;
• находить способы проверки противоречивой информации;
• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.
Планируемые результаты реализации программы «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся» средствами предмета химии:
Выпускник научится:
• выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией;
• участвовать в обсуждении (аудиовидеофорум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета;
• использовать возможности электронной почты для информационного обмена;
• вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета;
• осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);
• соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.
• использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;
• использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;
• использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;
• искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители;
• формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете.
• вводить результаты измерений и другие цифровые данные для их обработки, в том числе статистической и визуализации;
• проводить эксперименты и исследования в виртуальных лабораториях
Выпускник получит возможность научиться:
• взаимодействовать в социальных сетях, работать в группе над сообщением (вики);
• участвовать в форумах в социальных образовательных сетях;
• взаимодействовать с партнёрами с использованием возможностей Интернета.
• создавать и заполнять различные определители;
• использовать различные приёмы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности.
• проводить естественно-научные и социальные измерения, вводить результаты измерений и других цифровых данных и обрабатывать их, в том числе статистически и с помощью визуализации;
• анализировать результаты своей деятельности и затрачиваемых ресурсов.
Планируемые результаты реализации программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» средствами предмета химии:
Выпускник научится:
• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
• выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;
• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
• видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;
• использовать догадку, озарение, интуицию;
• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;
• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
Система оценивания в предмете химия:
1. Оценка устного ответа.
Отметка «5» :
- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
- ответ самостоятельный.
Отметка «4» ;
- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «З» :
- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»:
- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.
2. Оценка экспериментальных умений. Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.
Отметка «5»:
- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
- проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4» :
- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;
- работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.
3. Оценка умений решать расчетные задачи.
Отметка «5»:
- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;
Отметка «4»:
- в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.
- отсутствие ответа на задание.
4. Оценка письменных контрольных работ.
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»:
- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
- работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
5. Оценка тестовых работ.
Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.
При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов
• нет ошибок — оценка «5»;
• одна ошибка - оценка «4»;
• две ошибки — оценка «З»;
• три ошибки — оценка «2».
Для теста из 30 вопросов:
• 25—З0 правильных ответов — оценка «5»;
• 19—24 правильных ответов — оценка «4»;
• 13—18 правильных ответов — оценка «З»;
• меньше 12 правильных ответов — оценка «2».
6. Оценка проекта.
Проект оценивается по следующим критериям:
• соблюдение требований к его оформлению;
• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте проекта информации;
• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в проекте;
• способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.
Раздел 2. Содержание учебного предмета «Химия»
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА ХИМИИ В 8 КЛАССЕ
Тема 1. Первоначальные химические понятия
Предмет химии. Вещества и их свойства. Практические работа Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. Практическая работа Очистка загрязненной поваренной соли. Физические явления и химические реакции. Атомы и молекулы. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Язык химии. Относительная атомная масса. Закон постоянства состава вещества. Относительная молекулярная масса. Химические формулы. Массовые отношения химических элементов в сложном веществе. Массовая доля химического элемента в соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов. Валентность химических элементов. Закон сохранения массы веществ. Классификация химических реакций. Типы химических реакций. Количества вещества, моль. Повторение и обобщение материала по теме «Первоначальные химические понятия». Контрольная работа №1 по теме: «Первоначальные химические понятия».
Тема 2. Кислород
Кислород: характеристика, нахождение в природе, получение, физические свойства. Химические свойства. Оксиды. Практическая работа. Получение и свойства кислорода. Тепловой эффект химических реакций. Расчеты по термохимическим уравнениям. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.
Тема 3. Водород
Водород: характеристика, нахождение, получение, физические свойства. Химические свойства водорода. Применение.
Тема 4. Растворы. Вода
Вода. Растворы. Растворимость веществ в воде. Концентрация растворов. Массовая доли растворенного вещества. Практическая работа. Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества.
Вода. Физические и химические свойства воды. Повторение и обобщение по темам «Кислород, Водород, Растворы, Вода». Контрольная работа №2 по темам «Кислород, Водород, Растворы, Вода».
Тема 5. Основные классы неорганических соединений
Оксиды, химические свойства, применение. Основания. Химические свойства оснований. Кислоты. Химические свойства кислот. Реакция нейтрализации. Соли: состав, классификация, номенклатура. Способы получения солей.
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений. Уравнения реакции взаимодействия оксидов, оснований, солей и кислот. Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений. Повторение и обобщение по теме «Основные классы неорганических соединений». Контрольная работа №3 по теме «Основные классы неорганических соединений».
Тема 6. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома
Классификация химических элементов. Амфотерные соединения. Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая таблица химических элементов. Группы и периоды. Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева.
Строение атома. Изотопы. Расположение электронов по энергетическим уровням. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы. Периодическое изменение свойств химических элементов в главных подгруппах.
Тема 7. Строение вещества. Химическая связь
Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная и ковалентная полярная. Ионная связь. Кристаллические решетки: ионная, атомная и молекулярная. Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции. Повторение и обобщение по темам «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома. Строение вещества. Химическая связь.» Контрольная работа №4 по темам «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома. Строение вещества. Химическая связь.»
Тема 8. Закон Авогадро. Молярный объем газов
Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях.
Тема 9. Галогены
Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Хлор. Хлороводород. Соляная кислота и ее соли. Итоговая промежуточная аттестация.
Дополнительные темы.
История зарождения химии. Развитие химии с древности до наших дней. Химия в древнем мире. Развитие ремесел. Древнегреческая натурфилософия. Химия в период Средневековья. Алхимия. Первая химическая теория. Теория Флогистона. Кислородная теория. Что такое стехиометрия? Законы стехиометрии. Зарождение металлургии. Новая металлургия. Развитие цветной металлургии. Производство алюминия. Открытие новых классов неорганических соединений. Комплексные соединения. Как появилась органическая химия? Первые шаги органической химии. Физическая органическая химия. Что такое аналитическая химия? Качественный анализ. Количественный анализ. Что такое физическая химия? Химическая термодинамика. Химическая кинетика. Учение о растворах. Теория электролитической диссоциации. Коллоидная химия. Роль химии в современном мире. Взаимосвязь химии с другими науками. Химия и медицина. Химия и агропромышленность. Химия и общество.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА ХИМИИ В 9 КЛАССЕ
Тема 1. Электролитическая диссоциация
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена и условия их протекания. Урок - практикум по составлению реакций ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окисление и восстановление. Урок-практикум: Окислительно-восстановительные реакции. Гидролиз солей. Практическая работа №1. Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация». Повторительно-обобщающий урок по теме: «Электролитическая диссоциация». Контрольная работа №1 по теме: «Электролитическая диссоциация».
Тема 2. Кислород и сера
Анализ результатов к/р №1.
Положение кислорода и серы в ПСХЭ, строение их атомов. Озон — аллотропная модификация кислорода. Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства серы. Применение. Сероводород. Сульфиды. Сернистый газ. Сернистая кислота и ее соли. Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.
Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера». Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Вычисления по химическим уравнениям реакций массы, количества вещества или объема
по известной массе, количеству вещества или объему одного из вступивших или получающихся в реакции веществ. Тестирование.
Тема 3. Азот и фосфор
Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот. Свойства, применение. Аммиак. Физические и химические свойства. Получение, применение. Соли аммония. Практическая работа №3. Получение аммиака и изучение его свойств. Оксид азота (II) и оксид азота (IV).
Азотная кислота, строение молекулы и получение. Окислительные свойства азотной кислоты. Соли азотной кислоты. Фосфор. Аллотропия фосфора. Свойства фосфора. Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли. Минеральные удобрения. Практическая работа №4. Определение минеральных удобрений. Зачет – тестирование по теме: «Азот и фосфор».
Тема 4. Углерод и кремний
Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропные модификации углерода. Химические свойства углерода. Адсорбция. Угарный газ, свойства, физиологическое действие на организм. Вычисления по химическим урав¬нениям массы, объема или количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей. Углекислый газ. Угольная кислота и ее соли. Практическая работа №5. Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов. Кремний и его соединения. Стекло. Цемент. Обобщение и повторение материала тем: «Кислород и сера. Азот и фосфор. Углерод и кремний». Контрольная работа №2 по темам: «Кислород и сера. Азот и фосфор. Углерод и кремний».
Тема 5. Общие свойства металлов
Анализ результатов к/р №2.
Положение металлов в ПСХЭ Д. И. Менделеева. Металлическая связь. Физические свойства металлов. Химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов. Щелочные металлы. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Применение. Щелочноземельные металлы. Нахождение в природе. Кальций и его соединения. Жесткость воды и способы ее устранения. Алюминий. Нахождение в природе. Свойства алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Практическая работа №6. Решение экспериментальных задач по теме «Элементы IA— ША-групп периодической таблицы химических элементов». Железо. Нахождение в природе. Свойства железа. Оксиды, гидроксиды и соли железа (П) и железа (Ш). Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Проблемы безотходных производств в металлургии и охрана окружающей среды. Сплавы. Практическая работа №7. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения». Обобщение и повторение материала темы: «Общие свойства металлов». Контрольная работа №3 по теме: «Общие свойства металлов».
ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Тема 6. Первоначальные представления об органических веществах
Анализ результатов к/р №3. Первоначальные сведения о строении органических веществ. Основные положения теории строения органических соединений А. М. Бутлерова. Изомерия. Упрощенная классификация органических соединений.
Тема 7. Углеводороды (4 ч)
Предельные углеводороды. Метан, этан. Физические и химические свойства. Применение. Непредельные углеводороды. Этилен. Физические и химические свойства. Применение. Ацетилен. Диеновые углеводороды. Понятие о циклических углеводородах. Природные источники углеводородов. Природный газ. Нефть. Защита атмосферного воздуха от загрязнения.
Решение расчетных задач. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.
Тема 8. Спирты
Одноатомные спирты. Метанол. Этанол. Физиологическое действие спиртов на организм. Применение. Многоатомные спирты. Этиленгликоль. Глицерин. Применение.
Тема 9. Карбоновые кислоты. Жиры
Муравьиная и уксусная кислоты. Применение. Высшие карбоновые кислоты, стеариновая кислота. Жиры. Роль жиров в процессе обмена веществ в организме.
Тема 10. Углеводы
Глюкоза, сахароза, крахмал и целлюлоза. Нахождение в природе. Биологическая роль
Тема 11. Белки. Полимеры
Белки — биополимеры. Состав белков. Роль белков в питании. Понятие о ферментах и гормонах. Полимеры — высокомолекулярные соединения. Полиэтилен. Полипропилен. Поливинилхлорид. Применение. Обобщение и повторение материала темы: «Органическая химия». Итоговая контрольная работа. Анализ результатов к/р.
Химия и здоровье. Лекарства. Решение задач, выполнение тренировочных тестов КИМ.
Раздел 3. Тематическое планирование
Тематическое планирование в 8 КЛАССЕ
Основные темы. (70ч)
Тема 1. Первоначальные химические понятия (20ч)
Предмет химии. Вещества и их свойства. Практические работа Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. Практическая работа Очистка загрязненной поваренной соли. Физические явления и химические реакции. Атомы и молекулы. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Язык химии. Относительная атомная масса. Закон постоянства состава вещества. Относительная молекулярная масса. Химические формулы. Массовые отношения химических элементов в сложном веществе. Массовая доля химического элемента в соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов. Валентность химических элементов. Закон сохранения массы веществ. Классификация химических реакций. Типы химических реакций. Количества вещества, моль. Повторение и обобщение материала по теме «Первоначальные химические понятия». Контрольная работа №1 по теме: «Первоначальные химические понятия».
Тема 2. Кислород (6 часов)
Кислород: характеристика, нахождение в природе, получение, физические свойства. Химические свойства. Оксиды. Практическая работа. Получение и свойства кислорода. Тепловой эффект химических реакций. Расчеты по термохимическим уравнениям. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.
Тема 3. Водород (2 ч)
Водород: характеристика, нахождение, получение, физические свойства. Химические свойства водорода. Применение.
Тема 4. Растворы. Вода (6ч)
Вода. Растворы. Растворимость веществ в воде. Концентрация растворов. Массовая доли растворенного вещества. Практическая работа. Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества.
Вода. Физические и химические свойства воды. Повторение и обобщение по темам «Кислород, Водород, Растворы, Вода». Контрольная работа №2 по темам «Кислород, Водород, Растворы, Вода».
Тема 5. Основные классы неорганических соединений (13ч)
Оксиды, химические свойства, применение. Основания. Химические свойства оснований. Кислоты. Химические свойства кислот. Реакция нейтрализации. Соли: состав, классификация, номенклатура. Способы получения солей.
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений. Уравнения реакции взаимодействия оксидов, оснований, солей и кислот. Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений. Повторение и обобщение по теме «Основные классы неорганических соединений». Контрольная работа №3 по теме «Основные классы неорганических соединений».
Тема 6. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома (8 ч)
Классификация химических элементов. Амфотерные соединения. Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая таблица химических элементов. Группы и периоды. Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева.
Строение атома. Изотопы. Расположение электронов по энергетическим уровням. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы. Периодическое изменение свойств химических элементов в главных подгруппах.
Тема 7. Строение вещества. Химическая связь (7ч)
Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная и ковалентная полярная. Ионная связь. Кристаллические решетки: ионная, атомная и молекулярная. Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции. Повторение и обобщение по темам «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома. Строение вещества. Химическая связь.» Контрольная работа №4 по темам «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома. Строение вещества. Химическая связь.»
Тема 8. Закон Авогадро. Молярный объем газов (3 ч)
Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях.
Тема 9. Галогены (4ч)
Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Хлор. Хлороводород. Соляная кислота и ее соли. Итоговая промежуточная аттестация.
Дополнительные темы. (35ч)
История зарождения химии. Развитие химии с древности до наших дней. Химия в древнем мире. Развитие ремесел. Древнегреческая натурфилософия. Химия в период Средневековья. Алхимия. Первая химическая теория. Теория Флогистона. Кислородная теория. Что такое стехиометрия? Законы стехиометрии. Зарождение металлургии. Новая металлургия. Развитие цветной металлургии. Производство алюминия. Открытие новых классов неорганических соединений. Комплексные соединения. Как появилась органическая химия? Первые шаги органической химии. Физическая органическая химия. Что такое аналитическая химия? Качественный анализ. Количественный анализ. Что такое физическая химия? Химическая термодинамика. Химическая кинетика. Учение о растворах. Теория электролитической диссоциации. Коллоидная химия. Роль химии в современном мире. Взаимосвязь химии с другими науками. Химия и медицина. Химия и агропромышленность. Химия и общество.
Тематическое планирование в 9 КЛАССЕ
Тема 1. Электролитическая диссоциация (11 ч)
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена и условия их протекания. Урок - практикум по составлению реакций ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окисление и восстановление. Урок-практикум: Окислительно-восстановительные реакции. Гидролиз солей. Практическая работа №1. Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация». Повторительно-обобщающий урок по теме: «Электролитическая диссоциация». Контрольная работа №1 по теме: «Электролитическая диссоциация».
Тема 2. Кислород и сера (9 ч)
Анализ результатов к/р №1.
Положение кислорода и серы в ПСХЭ, строение их атомов. Озон — аллотропная модификация кислорода. Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства серы. Применение. Сероводород. Сульфиды. Сернистый газ. Сернистая кислота и ее соли. Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.
Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера». Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Вычисления по химическим уравнениям реакций массы, количества вещества или объема
по известной массе, количеству вещества или объему одного из вступивших или получающихся в реакции веществ. Тестирование.
Тема 3. Азот и фосфор (11 ч)
Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот. Свойства, применение. Аммиак. Физические и химические свойства. Получение, применение. Соли аммония. Практическая работа №3. Получение аммиака и изучение его свойств. Оксид азота (II) и оксид азота (IV).
Азотная кислота, строение молекулы и получение. Окислительные свойства азотной кислоты. Соли азотной кислоты. Фосфор. Аллотропия фосфора. Свойства фосфора. Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли. Минеральные удобрения. Практическая работа №4. Определение минеральных удобрений. Зачет – тестирование по теме: «Азот и фосфор».
Тема 4. Углерод и кремний (8 ч)
Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропные модификации углерода. Химические свойства углерода. Адсорбция. Угарный газ, свойства, физиологическое действие на организм. Вычисления по химическим урав¬нениям массы, объема или количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей. Углекислый газ. Угольная кислота и ее соли. Практическая работа №5. Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов. Кремний и его соединения. Стекло. Цемент. Обобщение и повторение материала тем: «Кислород и сера. Азот и фосфор. Углерод и кремний». Контрольная работа №2 по темам: «Кислород и сера. Азот и фосфор. Углерод и кремний».
Тема 5. Общие свойства металлов (14 ч)
Анализ результатов к/р №2.
Положение металлов в ПСХЭ Д. И. Менделеева. Металлическая связь. Физические свойства металлов. Химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов. Щелочные металлы. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Применение. Щелочноземельные металлы. Нахождение в природе. Кальций и его соединения. Жесткость воды и способы ее устранения. Алюминий. Нахождение в природе. Свойства алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Практическая работа №6. Решение экспериментальных задач по теме «Элементы IA— ША-групп периодической таблицы химических элементов». Железо. Нахождение в природе. Свойства железа. Оксиды, гидроксиды и соли железа (П) и железа (Ш). Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Проблемы безотходных производств в металлургии и охрана окружающей среды. Сплавы. Практическая работа №7. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения». Обобщение и повторение материала темы: «Общие свойства металлов». Контрольная работа №3 по теме: «Общие свойства металлов».
ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Тема 6. Первоначальные представления об органических веществах (2 ч)
Анализ результатов к/р №3. Первоначальные сведения о строении органических веществ. Основные положения теории строения органических соединений А. М. Бутлерова. Изомерия. Упрощенная классификация органических соединений.
Тема 7. Углеводороды (4 ч)
Предельные углеводороды. Метан, этан. Физические и химические свойства. Применение. Непредельные углеводороды. Этилен. Физические и химические свойства. Применение. Ацетилен. Диеновые углеводороды. Понятие о циклических углеводородах. Природные источники углеводородов. Природный газ. Нефть. Защита атмосферного воздуха от загрязнения.
Решение расчетных задач. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.
Тема 8. Спирты (2 ч)
Одноатомные спирты. Метанол. Этанол. Физиологическое действие спиртов на организм. Применение. Многоатомные спирты. Этиленгликоль. Глицерин. Применение.
Тема 9. Карбоновые кислоты. Жиры (2 ч)
Муравьиная и уксусная кислоты. Применение. Высшие карбоновые кислоты, стеариновая кислота. Жиры. Роль жиров в процессе обмена веществ в организме.
Тема 10. Углеводы (1 ч)
Глюкоза, сахароза, крахмал и целлюлоза. Нахождение в природе. Биологическая роль
Тема 11. Белки. Полимеры (6 ч)
Белки — биополимеры. Состав белков. Роль белков в питании. Понятие о ферментах и гормонах. Полимеры — высокомолекулярные соединения. Полиэтилен. Полипропилен. Поливинилхлорид. Применение. Обобщение и повторение материала темы: «Органическая химия». Итоговая контрольная работа. Анализ результатов к/р.
Химия и здоровье. Лекарства. Решение задач, выполнение тренировочных тестов КИМ.
4.
Контрольная работа №1
«Первоначальные химические понятия»
вариант I
1. Определите валентность химических элементов по формулам соединений: BaBr2, NaH, N2O, P2O5.
2. Составить формулы соединений, в состав которых входят следующие элементы: водород и селен; углерод и кислород; кальций и азот.
3. Расставьте коэффициенты в уравнении химических реакций:
Fe + F2 → FeF3
Zn + HCl → ZnCl2 + H2↑
Для последнего уравнения рассчитать массу цинка необходимую для получения 6 г водорода.
4. Допишите уравнение реакции:
Rb + O2 → ? H2 + Cl2 → ?
5. Вычислить массу 6 моль сероводорода H2S. Сколько молекул H2S содержится в этом количестве вещества? Сколько атомов водорода и серы содержится в этом же количестве? Чему равна массовая доля серы в H2S.
вариант II
1. Определите валентность химических элементов по формулам соединений: FeBr2, CH4, N2O3, SO3.
2. Составить формулы соединений, в состав которых входят следующие элементы: водород и кальций; железо (II) и кислород; натрий и азот.
3. Расставьте коэффициенты в уравнении химических реакций:
Li + O2 → Li2O Al + HCl → AlCl3 + H2↑
Для последнего уравнения рассчитать массу алюминия, израсходованную на получение 1 г водорода.
4. Допишите уравнение реакции:
Mg + O2 → ? Ba + S → ?
5. Вычислите массу 7 моль дисульфида железа FeS2. Сколько молекул в FeS2 содержится в этом количестве вещества? Сколько атомов железа и серы содержится в этом же количестве? Чему равна массовая доля железа в дисульфиде железа?
Практическая работа № 2 «Очистка загрязненной поваренной соли»
Цель урока. Научить простейшим способам очистки веществ: фильтрованию и выпариванию. Научить выполнять практическую работу по инструкции и оформлять отчет о химическом эксперименте.
Планируемые результаты обучения. Знать правила обращения с необходимым для работы лабораторным оборудованием, способы разделения смесей фильтрованием и выпариванием. Уметь изготавливать фильтр, фильтровать и выпаривать.
Краткое содержание урока. Перед выполнением практической работы следует провести беседу с классом. Учащиеся должны ответить на следующие вопросы:
1. Какими физическими свойствами (агрегатное состояние при обычных условиях, запах, цвет, растворимость в воде) обладают поваренная соль и речной песок?
2. Как разделить компоненты смеси, используя различия в их физических свойствах? Составьте план действий.
3. Какое оборудование вам потребуется для очистки поваренной соли?
Затем учащиеся приступают к выполнению практической работы (с. 19 учебника).
Отчет о работе учащиеся оформляют в тетрадях для практических занятий в виде таблицы.
Что сделали | Что наблюдали | Выводы |
|
|
|
Домашнее задание. Провести домашний эксперимент — вырастить кристаллы поваренной соли или медного купороса (соблюдая правила техники безопасности). Учитель должен проконсультировать учащихся о деталях постановки опыта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии 10 - 11 классы к авторской программе Габриэляна О.С.
Предложены полностью разработанные программы по химии 10 - 11 класса...
Пояснительная записка к рабочей программы по химии для 11 класса по программе О.С. Габриеляна (Базовый уровень.
Пояснительная записка к рабочей программе по химии для 11 класса по программе О.С. Габриеляна (1 час в неделю). Базовый уровень....
Рабочя программа по химии для 8 класса к учебнику Н.Е.Кузнецовой "Химия.8 класс".
Естественнонаучное образование - один из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Оно обеспечивает всестороннее развитие личности ребёнка за время его обучения и воспит...
рабочая программа по химии 8-9 класс по программе О.С. Габриелян 3 часа в неделю
Рабочая программа по химии для 8-9 классов соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования. Рабочая программа со...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9
Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....