Рабочая программа по химии 10-11 класс
рабочая программа по химии (10, 11 класс) на тему
Рабочая программа по химии 10-11 класс рассчитана на 1 час +1ч доп.тем в каждом классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_himiya_10-11klass.doc | 135 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
1.1 Перечень нормативных документов, используемых для составления рабочей программы:
Рабочая программа по химии для основной школы составлена на основе:
Фундаментального ядра содержания общего образования и в соответствии с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897);
Федерального Закона от 29 декабря 2012 года, №273 (Федеральный закон «Об образовании в РФ»);
Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются идеи развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.
Постановления Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189;
Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Учебного плана МКОУ «СОШ №21» ИГОСК 2018-2019уч.г.; примерной программы общеобразовательных учреждений основного общего образования «Химия 10-11 класс», автор Н.Н. Гара. .: Просвещение, 2008 г. Согласно учебному плану образовательного учреждения и приказу № от на изучение предмета «Химия» выделяется 140 часов из них в 10 классе-70ч (из них 35ч по учебному плану и 35 часов дополнительных тем, 2 ч в неделю, 35 учебных недель,4 контрольных работы; в 11 классе 70ч. (из них 35ч по учебному плану и 35 часов дополнительных тем, 2ч в неделю, 34 учебных недель, 5 контрольных работ)
В целях реализации данной задачи ОУ выбрана для составления рабочей программы авторская программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений / Н.Н. Гара – М.: Просвещение, 2013. Данная программа имеет гриф «Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта», составлена на основании примерных программ. Для реализации содержания программы имеется учебно–методический комплекс для учащихся и учителя.
Учебники: Химия – 10,11. Авторы: Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. Издательство «Просвещение» Москва 2007,2008, 2009.
Цели и задачи:
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по химии:
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
В рабочей программе заложены возможности предусмотренного Стандартом формирования обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент);
проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов;
использование для решения познавательных задач различных источников информации;
соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Познавательная деятельность
Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдений, измерений, эксперимента, моделирования и др.) Приобретение умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории; приобретение опыта экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез; выделение значимых функциональных связей и отношений между объектами изучения; выявление характерных причинно-следственных связей; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальные решения, самостоятельно выполнять различные творческие работы; умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения результата и его оценки.
Информационно-коммуникативная деятельность
Развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение. Приобретение умения получать информацию из разных источников и использовать ее; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели; перевод информации из одной знаковой системы в другую; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности; владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога и диспута.
Рефлексивная деятельность
Приобретение умений контроля и оценки своей деятельности, умения предвидеть возможные результаты своих действий; объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке; определение собственного отношения к явлениям современной жизни; осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Состав учебно-методического комплекта:
- Рудзитис Г.Е. Химия: 10 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение.
- Химия: 10 кл.: электронное приложение к учебнику.
- Рудзитис Г.Е. Химия: 11 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение.
- Химия: 11 кл.: электронное приложение к учебнику.
- Гара Н.Н. Химия: задачник с «помощником»: 10-11 классы / Н.Н. Гара. – М.: Просвещение.
- Гара Н.Н. Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. 10-11 классы/ Н.Н. Гара. – М.: Просвещение.
- Радецкий А.М. Химия: дидактический материал: 10-11 кл. / А.М. Радецкий. – М.: Просвещение.
- Гара Н.Н. Химия. Уроки: 10 кл. / Н.Н. Гара. – М.: Просвещение.
- Гара Н.Н. Химия. Уроки: 11 кл. / Н.Н. Гара. – М.: Просвещение.
Согласно приказу МКОУ «СОШ №21» ИГОСК рабочая программа содержит 3 раздела:
Раздел 1. Планируемые результаты.
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен
ЗНАТЬ И ПОНИМАТЬ:
- химические понятия: состав атомных ядер, изотопы, строение электронных орбиталей атомов химических элементов, молярный объем газов, обратимость химических реакций, химическое равновесие и условия его смещения, молярная и нормальная концентрация растворов, дисперсные системы, истинные и коллоидные растворы, комплексные соединения, изомерия, гомология, функциональные группы органических соединений;
- учения и законы: закон Авогадро, Периодический закон Д.И.Менделеева, учение А.М.Бутлерова о химическом строении органических веществ, основные закономерности химической кинетики и термодинамики.
УМЕТЬ (владеть способами познавательной деятельности):
- определять и распознавать: принадлежность веществ к соответствующему классу, степени окисления химических элементов и заряд иона по формуле вещества, вид химической связи в неорганических и органических соединениях, тип кристаллической решетки в веществе, свойства высших оксидов и гидроксидов металлов и неметаллов, типы химических реакций по уравнению реакции или его схеме, окислитель и восстановитель в окислительно-восстановительных реакциях, реакцию среды в растворах различных солей, вид гибридизации электронных облаков атома углерода в органических соединениях, возможность образования водородных связей между молекулами органических веществ;
- характеризовать и описывать:
строение электронных оболочек атомов химических элементов; теоретическое и практическое значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева; свойства химических элементов и их соединений на основании положения в системе и строения атомов ( 1-4 периоды ); общие свойства кислот, оснований, амфотерных соединений и солей на основе представлений об окислительно-восстановительных реакциях и электролитической диссоциации; свойства органических соединений; химическое загрязнение окружающей среды и его источники, способы защиты от загрязнений; коррозия металлов, её причины и способы предупреждения; условия горения и способы его прекращения; вклад отечественных и зарубежных ученых в развитие химии;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; обусловленность свойствами применения веществ и значения их в природе; физический смысл числовых обозначений в таблице «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева»; зависимость свойств веществ от их кристаллической решетки; зависимость свойств органических веществ от вида химической связи и наличия функциональных групп; сущность ионообменных и окислительно-восстановительных реакций; причины многообразия неорганических и органических веществ;
- классифицировать: неорганические и органические вещества по их составу и свойствам; вещества по их токсичности и пожароопасности; химические реакции;
- составлять: химические формулы оксидов и соответствующих им гидроксидов, солей, водородных соединений химических элементов; молекулярные, структурные и электронные формулы органических соединений; электронно-графические формулы атомов химических элементов; уравнения окислительно-восстановительных реакций на основе электронного баланса; уравнения реакций гидролиза различных солей; полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена; уравнения реакций, характеризующих свойства изученных веществ; уравнения электролиза расплавов и растворов солей; уравнения реакций, характеризующих генетические связи неорганических и органических веществ; уравнения реакций, лежащих в основе производства металлов, чугуна,стали, аммиака, серной кислоты, метанола; план решения задач по распознаванию неорганических и органических веществ, полимерных материалов; отчет о проведенной практической работе по получению веществ и изучению их свойств.
ПРИМЕНЯТЬ полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- при проведении опытов: по получению, собиранию и исследованию неорганических и органических веществ; опытов, подтверждающих амфотерность соединений алюминия и хрома; по распознаванию кислорода, водорода, оксида углерода (IV), растворов кислот и щелочей; по обнаружению в растворах на основе качественных реакций катионов Н+, Аg+, Ва2+, Fe2+ ,Fe3+ ,Cu2+ Cr3+ ,NH4+ ; хлорид-, сульфид-, сульфат-, карбонат-, фосфат-, нитрат- и гидроксид-анионов; по распознаванию непредельных углеводородов, альдегидов, многоатомных спиртов, глюкозы, белков, полимерных материалов;
- для проведения расчётов:
- относительной молекулярной и молярной масс вещества;
- массовой доли растворённого вещества в растворе;
- массы или количества вещества по известной молярной концентрации раствора или массовой доле вещества в растворе;
- молярной концентрации растворов;
- массовой доли химического элемента в веществе;
- массы или количества одного из участвующих в реакции веществ по массе или количеству другого вещества, участвующего в данной реакции;
- массы одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, содержащего определённую долю примесей;
- массы одного из продуктов реакции по массе раствора, содержащего определённую массовую долю исходного вещества;
- массовой или объёмной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного выхода;
Раздел 2. Содержание тем учебного курса
Содержание тем 10 класса
Тема 1. Теоретические основы органической химии
Вводный инструктаж по ТБ. Предмет органической химии. Основные положения теории химического строения органических веществ А.М.Бутлерова. Изомерия. Значение теории химического строения. Основные направления ее развития. Электронная природа химических связей в органических соединениях. Способы разрыва связей в молекулах органических веществ. Электрофилы. Нуклеофилы. Классификация органических соединений.
УГЛЕВОДОРОДЫ
Тема 2. Предельные углеводороды (алканы)
Алканы. Строение, номенклатура. Физические и химические свойства алканов. Получение и применение алканов. Решение задач на нахождение молекулярной формулы газообразного углеводорода по массе (объему) продуктов сгорания. Циклоалканы. Практическая работа №1. Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических веществах. Повторение и обобщение материала темы: «Алканы». Контрольная работа№1 по теме: «Алканы».
Тема 3. Непредельные углеводороды
Строение алкенов. Гомологи и изомеры алкенов. Изомерия: углеродной цепи, положения кратной связи, цис-, транс- изомерия. Свойства, получение и применение алкенов. Правило Марковникова. Практическая работа №2. Получение этилена и изучение его свойств. Понятие о диеновых углеводородах. Природный каучук. Ацетилен и его гомологи. Получение и применение ацетилена
Тема 4. Ароматические углеводороды (арены)
Электронное и пространственное строение бензола. Изомерия и номенклатура гомологов бензола. Физические и химические свойства бензола и его гомологов. Особенности химических свойств гомологов бензола на примере толуола. Получение и применение бензола и его гомологов. Генетическая связь ароматических углеводородов с другими классами углеводородов.
Тема 5. Природные источники углеводородов
Урок- конференция. Природный и попутные нефтяные газы, их состав и использование. Нефть и нефтепродукты. Перегонка нефти. Крекинг нефти. Коксохимическое производство. Решение задач на определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. Повторение и обобщение материала темы: «Углеводороды». Контрольная работа№2 по теме «Углеводороды».
КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ
Тема 6. Спирты и фенолы
Анализ результатов к/р №2. Строение предельных одноатомных спиртов. Изомерия и номенклатура. Свойства метанола (этанола). Водородная связь. Физиологическое действие спиртов на организм человека. Получение спиртов. Применение. Решение задач по химическим уравнениям при условии, что одно из реагирующих веществ дано в избытке. Генетическая связь предельных одноатомных спиртов с углеводородами. Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. Свойства, применение. Строение, свойства и применение фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле на примере молекулы фенола. Токсичность фенола и его соединений.
Тема 7. Альдегиды и кетоны
Альдегиды. Строение молекулы формальдегида. Изомерия и номенклатура. Свойства альдегидов. Получение и применение. Ацетон -представитель кетонов. Строение молекулы. Применение.
Тема 8. Карбоновые кислоты
Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Строение молекул. Изомерия и номенклатура. Свойства карбоновых кислот. Получение и применение. Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах. Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений. Практическая работа№3. Получение и свойства карбоновых кислот. Практическая работа№4. Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ. Повторение и обобщение материала тем: «Спирты и фенолы Альдегиды и кетоны Карбоновые кислоты». Контрольная работа №3 по темам: «Спирты и фенолы. Альдегиды и кетоны. Карбоновые кислоты».
Тема 9. Сложные эфиры. Жиры Анализ результатов к/р №3. Строение и свойства сложных эфиров, их применение. Жиры, их строение, свойства и применение.
Понятие о синтетических моющих средствах. Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии
Тема 10. Углеводы Глюкоза. Строение молекулы. Изомерия. Физические свойства и нахождение в природе. Химические свойства глюкозы. Применение. Сахароза. Нахождение в природе. Свойства, применение. Крахмал, его строение, химические свойства, применение. Целлюлоза, ее строение и химические свойства. Применение целлюлозы. Ацетатное волокно. Практическая работа №5. Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ.
АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ
Тема 11. Амины и аминокислоты
Амины. Строение и свойства аминов предельного ряда. Анилин как представитель ароматических аминов
Взаимное влияние атомов в молекуле на примере молекулы анилина. Свойства анилина. Применение. Аминокислоты, их строение, изомерия и свойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Генетическая связь аминокислот с другими классами органических соединений. Решение расчетных задач
Зачет по темам: «Сложные эфиры. Жиры. Углеводы. Амины и аминокислоты».
Тема 12. Белки
Белки — природные полимеры. Состав и строение белков
Свойства белков. Превращение белков в организме. Успехи в изучении и синтезе белков. Химия и здоровье человека. Лекарства. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов. Понятие об азотсодержащих гетероциклических соединениях. Пиридин. Пиррол. Пиримидиновые и пуриновые основания. Нуклеиновые кислоты: состав, строение.
ВЫСОКОМОЛЕКУЛЯРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ
Тема 13. Синтетические полимеры
Понятие о высокомолекулярных соединениях, зависимость их свойств от строения. Основные методы синтеза полимеров. Классификация пластмасс. Термопластичные полимеры. Полиэтилен. Полипропилен. Синтетические каучуки. Строение, свойства, получение и применение. Синтетические волокна. Капрон. Лавсан. Практическая работа №6. Распознавание пластмасс и волокон. Обобщение и повторение материала тем: «Сложные эфиры. Жиры. Углеводы. Амины и аминокислоты. Белки. ВМС». Итоговая контрольная работа. Обобщение знаний по курсу органической химии. Органическая химия, человек и природа. Повторение. Решение расчетных задач разных типов.
Дополнительные темы (35ч)
Имена ученых, внесших вклад в развитие органической химии. Химическое строение как порядок соединения и взаимного влияния атомов в молекулах. Свойство атомов углерода образовывать прямые, разветвленные и замкнутые цепи, ординарные и кратные связи. Зависимость свойств веществ от химического строения. Основные направления развития теории химического строения. Моделирование молекул органических соединений. Определение элементарного состава органических соединений (углерода, водорода, азота, галогенов). Взаимное влияние атомов в молекуле. Природные источники углеводородов. Нефть, ее состав и свойства, использование в народном хозяйстве. Продукты фракционной перегонки нефти. Охрана окружающей среды при нефтепереработке и транспортировке нефтепродуктов. Топливо. Теплота сгорания топлива. Проблема синтеза каучука и ее решение. Разделение смесей путем перегонки. Деполимеризация полиэтилена. Окисление спиртов. Спирты понижают температуру замерзания. Исследование пробы воздуха на алкоголь. Получение свекловичного сахара. Крахмальный завод на дому. Выделение крахмала из муки и его обнаружение. Распознавание сливочного масла и маргарина. Обнаружение глюкозы в ягодах и плодах.
Электролитическое обнаружение крахмала в недозрелых фруктах. Обратимая денатурация белка. Необратимая денатурация белка. Алкалоиды и дубильные вещества. Опыты с чайным листом. Музей одной картины. Портрет одного героя. Жиры. Волшебники СМС. Обнаружение витаминов в пищевых продуктах. Конкурс сообщений «Самое - самое... вещество» (интересное, важное, распространенное, необходимое и т.д.)
Ученическая конференция.
Содержание тем 11 класса
Тема 1. Важнейшие химические понятия и законы
Атом. Химический элемент. Изотопы. Простые и сложные вещества. Закон сохранения массы веществ, закон сохранения и превращения энергии при химических реакциях. Закон постоянства состава. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Тема 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева на основе учения о строении атомов
Особенности размещения электронов по орбиталям в атомах малых и больших периодов. Энергетические уровни, подуровни. Связь периодического закона и периодической системы химических элементов с теорией строения атомов. Короткий и длинный варианты таблицы химических элементов. Положение в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева водорода, лантаноидов, актиноидов и искусственно полученных элементов.
Тестирование по теме: «Строение атома». Валентность и валентные возможности атомов. Периодическое изменение валентности и размеров атомов. Решение задач. Вычисления массы, объема или количества вещества по известной массе, объему или количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получившихся в результате реакции.
Тема 3. Строение вещества
Виды и механизмы образования химической связи. Характеристики химической связи. Пространственное строение молекул неорганических и органических веществ. Типы кристаллических решеток и свойства веществ. Причины многообразия веществ. Решение расчетных задач по теме: «Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если для его получения дан раствор с определенной массовой долей исходного вещества». Дисперсные системы. Практическая работа №1: Приготовление растворов с заданной молярной концентрацией. Повторение и обобщение материала тем 1-3: «Важнейшие химические понятия и законы. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева на основе учения о строении атомов. Строение вещества». Контрольная работа №1 по темам 1—3: «Важнейшие химические понятия и законы. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева на основе учения о строении атомов. Строение вещества».
Тема 4. Химические реакции
Анализ результатов к/р №1. Сущность и классификация химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции. Скорость химических реакций, ее зависимость от различных факторов. Закон действующих масс. Катализ и катализаторы. Практическая работа №2: Влияние различных факторов на скорость химической реакции. Химическое равновесие. Условия смещения химического равновесия. Принцип Ле Шателье. Производство серной кислоты контактным способом. Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Среда водных растворов. Водородный показатель (рН) раствора. Реакции ионного обмена. Гидролиз органических и неорганических соединений. Обобщение и повторение изученного материала. Решение расчетных задач по теме: «Вычисления массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей». Итоговая контрольная работа по теме «Теоретические основы химии».
НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Тема 5. Металлы
Анализ результатов итоговой к/р. Общая характеристика металлов. Химические свойства металлов. Общие способы получения металлов. Электролиз растворов и расплавов веществ. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии. Металлы главных подгрупп (А-групп) периодической системы химических элементов. Химические свойства металлов главных подгрупп (А-групп) периодической системы химических элементов. Металлы побочных подгрупп (Б-групп) периодической системы химических элементов. Химические свойства металлов: меди, цинка, железа, хрома, никеля, платины. Оксиды и гидроксиды металлов. Сплавы металлов.
Решение расчетных задач по теме: «Расчеты по химическим уравнениям, связанные с массовой долей выхода продукта реакции от теоретически возможного». Обобщение и повторение изученного материала темы: «Металлы». Контрольная работа №3 по теме: «Металлы».
Тема 6. Неметаллы
Анализ результатов к/р №3. Химические элементы — неметаллы. Строение и свойства простых веществ — неметаллов. Водородные соединения неметаллов. Оксиды неметаллов. Кислородсодержащие кислоты. Окислительные свойства азотной и серной кислот. Решение качественных и расчетных задач, схем превращений. Контрольная работа №4 по теме: «Неметаллы».
Тема 7. Генетическая связь неорганических и органических веществ(12 ч, включая практикум
Анализ результатов к/р №4. Генетическая связь неорганических и органических веществ.
Урок- практикум: составление и осуществление схем превращений. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и правила ТБ. Практическая работа №3:Распознавание неорганических веществ. Практическая работа №4: Осуществление превращений неорганических веществ. Практическая работа №5: Распознавание органических веществ. Практическая работа №:6. Осуществление превращений органических веществ. Практикум: Решение расчетных задач.
Практикум: Решение практических расчетных задач. Практическая работа №7: Получение, собирание и распознавание газов - неорганических веществ. Практическая работа №8: Получение, собирание и распознавание газов - органических веществ. Анализ и отчеты по выполнению практикума. Обобщение и повторение изученного материала по теме: «Генетическая связь неорганических и органических веществ. Практикум». Контрольное тестирование по курсу: «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ» в формате ЕГЭ.
Дополнительные темы (35ч)
Значение химии в жизни человека. Химия и современное общество. Химия и медицина. Адсорбционная очистка сточных вод. Анализ качества некоторых продуктах. Анализ качественного состава жевательных резинок. Анализ пищевых добавок в продуктах питания, их влияние на здоровье человека. Биоразлагаемые полимеры — упаковка будущего. Бис-фенол, или Вред пластиковой посуды. Влияние бытовой химии на экологию и здоровье человека. Вода – универсальный биорастворитель. «Жидкий» световод. Закон действующих масс и его применение в химическом анализе. Применение люминесценции для химического анализа. Качественный анализ пищевых добавок в продуктах питания. Комплексные соединения и их роль в медицине. Комплексные и композиционные полисахаридные криоструктураты биомедицинского назначения. Медико-биологические значения соединений 7А группы. Молибден и его биологическая роль. Определение анионов в лекарственных препаратах. Определение катионов в лекарственных препаратах. Определение концентрации углекислого газа в воздухе. Очистка животных и птиц от нефти с помощью СМС. Получение пластмасс на основе белкового сырья. Значение гидролиза солей в жизни человека. Свойства соединений фтора. Синтетические и природные стероиды. Снег – как индикатор загрязнении окружающей среды автомобильным транспортом. Соединения галогенов как лекарственные средства. Токсическое действие тяжелых металлов. Химические основы механизмов воспалительных процессов. Химия Земли и Космоса. Химия и технология штатных бризантных взрывчатых веществ. Царственная семья. Золото, Серебро, Медь. Шоколадный гестерезис.
Раздел 3. Тематическое планирование
Тематическое планирование в 10 классе
Тема 1. Теоретические основы органической химии (6ч)
Вводный инструктаж по ТБ. Предмет органической химии. Основные положения теории химического строения органических веществ А.М.Бутлерова. Изомерия. Значение теории химического строения. Основные направления ее развития. Имена ученых, внесших вклад в развитие органической химии. Электронная природа химических связей в органических соединениях. Способы разрыва связей в молекулах органических веществ. Электрофилы. Нуклеофилы. Классификация органических соединений. Химическое строение как порядок соединения и взаимного влияния атомов в молекулах.
УГЛЕВОДОРОДЫ (21 ч)
Тема 2. Предельные углеводороды (алканы) (6 ч)
Алканы. Строение, номенклатура. Физические и химические свойства алканов.
Получение и применение алканов. Циклоалканы. Свойство атомов углерода образовывать прямые, разветвленные и замкнутые цепи, ординарные и кратные связи. Практическая работа №1. Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических веществах. Контрольная работа№1 по теме: «Алканы». Зависимость свойств веществ от химического строения.
Тема 3. Непредельные углеводороды (5 ч)
Строение алкенов. Гомологи и изомеры алкенов. Изомерия: углеродной цепи, положения кратной связи, цис-, транс- изомерия. Свойства, получение и применение алкенов. Правило Марковникова. Основные направления развития теории химического строения.
Практическая работа №2. Получение этилена и изучение его свойств. Моделирование молекул органических соединений. Понятие о диеновых углеводородах. Проблема синтеза каучука и ее решение. Природный каучук.
Ацетилен и его гомологи. Получение и применение ацетилена.
Тема 4. Ароматические углеводороды (арены) (4 ч)
Электронное и пространственное строение бензола. Изомерия и номенклатура гомологов бензола. Определение элементарного состава органических соединений (углерода, водорода, азота, галогенов). Физические и химические свойства бензола и его гомологов (аренов). Особенности химических свойств гомологов бензола на примере толуола. Получение и применение бензола и его гомологов. Взаимное влияние атомов в молекуле.
Генетическая связь ароматических углеводородов с другими классами углеводородов.
Тема 5. Природные источники углеводородов (6 ч)
Природные источники углеводородов.
Урок- конференция. Природный и попутные нефтяные газы, их состав и использование.
Нефть, ее состав и свойства, использование в народном хозяйстве. Продукты фракционной перегонки нефти.
Контрольная работа№2 по теме «Углеводороды».
Охрана окружающей среды при нефтепереработке и транспортировке нефтепродуктов. Топливо. Теплота сгорания топлива.
КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (28 ч)
Тема 6. Спирты и фенолы (8 ч)
Строение предельных одноатомных спиртов. Изомерия и номенклатура. Окисление спиртов. Спирты понижают температуру замерзания. Свойства метанола (этанола). Водородная связь. Физиологическое действие спиртов на организм человека. Разделение смесей путем перегонки. Получение спиртов. Применение. Решение задач по химическим уравнениям при условии, что одно из реагирующих веществ дано в избытке. Исследование пробы воздуха на алкоголь.
Генетическая связь предельных одноатомных спиртов с углеводородами. Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. Свойства, применение. Алкалоиды и дубильные вещества. Строение, свойства и применение фенола. Токсичность фенола и его соединений.
Тема 7. Альдегиды и кетоны (2 ч)
Альдегиды. Строение молекулы формальдегида. Изомерия и номенклатура. Свойства альдегидов. Получение и применение. Опыты с чайным листом.
Ацетон представитель кетонов. Строение молекулы. Применение
Тема 8. Карбоновые кислоты (6 ч)
Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Строение молекул. Изомерия и номенклатура. Свойства карбоновых кислот. Получение и применение. Музей одной картины. Краски. Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах. Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений. Практическая работа№3. Получение и свойства карбоновых кислот. Обнаружение витаминов в пищевых продуктах. Практическая работа№4. Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ. Контрольная работа №3 по темам: «Спирты и фенолы. Альдегиды и кетоны. Карбоновые кислоты».
Тема 9. Сложные эфиры. Жиры (5 ч)
Строение и свойства сложных эфиров, их применение. Портрет одного героя. Жиры.
Жиры, их строение, свойства и применение. Распознавание сливочного масла и маргарина. Понятие о синтетических моющих средствах. Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии. Волшебники СМС
Тема 10. Углеводы (7 ч)
Глюкоза. Строение молекулы. Изомерия. Физические свойства и нахождение в природе.
Химические свойства глюкозы. Применение. Сахароза. Нахождение в природе. Свойства, применение. Получение свекловичного сахара. Крахмал, его строение, химические свойства, применение. Целлюлоза, ее строение и химические свойства. Применение целлюлозы. Ацетатное волокно. Крахмальный завод на дому
Практическая работа №5. Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ.
АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (7 ч)
Тема 11. Амины и аминокислоты (3 ч)
Амины. Строение и свойства аминов предельного ряда. Анилин как представитель ароматических аминов. Свойства анилина. Применение. Выделение крахмала из муки и его обнаружение. Аминокислоты, их строение, изомерия и свойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Генетическая связь аминокислот с другими классами органических соединений. Решение расчетных задач
Тема 12. Белки (4 ч)
Белки природные полимеры. Состав и строение белков. Свойства белков. Превращение белков в организме. Успехи в изучении и синтезе белков. Химия и здоровье человека. Лекарства. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов. Обратимая денатурация белка. Понятие об азотсодержащих гетероциклических соединениях. Пиридин. Пиррол. Пиримидиновые и пуриновые основания. Нуклеиновые кислоты: состав, строение. Необратимая денатурация белка.
ВЫСОКОМОЛЕКУЛЯРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ (8 ч)
Тема 13. Синтетические полимеры (8 ч)
Понятие о высокомолекулярных соединениях, зависимость их свойств от строения. Основные методы синтеза полимеров. Классификация пластмасс. Термопластичные полимеры. Полиэтилен. Полипропилен. Деполимеризация полиэтилена.
Синтетические каучуки. Строение, свойства, получение и применение. Синтетические волокна. Капрон. Лавсан. Проблема синтеза каучука и ее решение.
Практическая работа №6. Распознавание пластмасс и волокон. Итоговая контрольная работа (Итоговая промежуточная аттестация). Конкурс сообщений «Самое - самое... вещество» (интересное, важное, распространенное, необходимое и т.д.)
Ученическая конференция.
Тематическое планирование в 11 классе
Тема 1. Важнейшие химические понятия и законы (4 ч)
Атом. Химический элемент. Изотопы. Простые и сложные вещества. Закон сохранения массы веществ, закон сохранения и превращения энергии при химических реакциях. Значение химии в жизни человека. Закон постоянства состава. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Тема 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева на основе учения о строении атомов (9 ч)
Особенности размещения электронов по орбиталям в атомах малых и больших периодов.
Химия и современное общество.
Энергетические уровни, подуровни. Связь периодического закона и периодической системы химических элементов с теорией строения атомов. Короткий и длинный варианты таблицы химических элементов. Входная контрольная работа. Химия и медицина. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева водорода, лантаноидов, актиноидов и искусственно полученных элементов. Тестирование по теме: «Строение атома». Медико-биологические значения соединений 7А группы
Валентность и валентные возможности атомов. Периодическое изменение валентности и размеров атомов. Определение анионов в лекарственных препаратах.
Тема 3. Строение вещества (5 ч)
Виды и механизмы образования химической связи. Характеристики химической связи.
Определение катионов в лекарственных препаратах. Пространственное строение молекул неорганических и органических веществ. Типы кристаллических решеток и свойства веществ. Причины многообразия веществ. Дисперсные системы. Комплексные соединения и их роль в медицине. Практическая работа №1: Приготовление растворов с заданной молярной концентрацией.
Тема 4. Химические реакции (15 ч)
Сущность и классификация химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции. Комплексные и композиционные полисахаридные криоструктураты биомедицинского назначения. Скорость химических реакций, ее зависимость от различных факторов. Закон действующих масс. Катализ и катализаторы.
Химические основы механизмов воспалительных процессов. Химическое равновесие. Условия смещения химического равновесия. Принцип Ле Шателье. Соединения галогенов как лекарственные средства. Практическая работа №2: Влияние различных факторов на скорость химической реакции. Синтетические и природные стероиды. Производство серной кислоты контактным способом. Анализ пищевых добавок в продуктах питания, их влияние на здоровье человека. Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Среда водных растворов. Водородный показатель (рН) раствора. Значение гидролиза солей в жизни человека. Реакции ионного обмена.
Гидролиз органических и неорганических соединений. Анализ качества некоторых продуктах. Контрольная работа №2 по теме: «Химические реакции». Закон действующих масс и его применение в химическом анализе.
НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Тема 5. Металлы (14 ч)
Анализ качественного состава жевательных резинок. Анализ результатов к/р. №2
Общая характеристика металлов. Химические свойства металлов. Качественный анализ пищевых добавок в продуктах питания. Общие способы получения металлов.
Электролиз растворов и расплавов веществ. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии. Влияние бытовой химии на экологию и здоровье человека. Металлы главных подгрупп (А-групп) периодической системы химических элементов. Химические свойства металлов главных подгрупп (А-групп) периодической системы химических элементов. Определение концентрации углекислого газа в воздухе. Металлы побочных подгрупп (Б-групп) периодической системы химических элементов. Молибден и его биологическая роль. Химические свойства металлов: меди, цинка, железа, хрома, никеля, платины. Царственная семья. Золото, Серебро, Медь. Оксиды и гидроксиды металлов. Сплавы металлов. Токсическое действие тяжелых металлов. Контрольная работа №3 по теме: «Металлы». Химия штатных бризантных взрывчатых веществ.
Тема 6. Неметаллы (5 ч)
Очистка животных и птиц от нефти с помощью СМС. Анализ результатов к/р №3.
Химические элементы неметаллы. Строение и свойства простых веществ — неметаллов.
Свойства соединений фтора. Водородные соединения неметаллов. Оксиды неметаллов.
Кислородсодержащие кислоты. Окислительные свойства азотной и серной кислот. Тестирование по теме «Неметаллы». Адсорбционная очистка сточных вод.
Тема 7. Генетическая связь неорганических и органических веществ(17 ч)
Генетическая связь неорганических и органических веществ. Вода – универсальный биорастворитель. Практическая работа №3: Распознавание неорганических веществ.
Снег – как индикатор загрязнении окружающей среды автомобильным транспортом.
Практическая работа №4:. Осуществление превращений неорганических веществ. Бис-фенол, или Вред пластиковой посуды. Практическая работа №5: Распознавание органических веществ. Биоразлагаемые полимеры — упаковка будущего. Практическая работа №6: Осуществление превращений органических веществ. Получение пластмасс на основе белкового сырья. Практическая работа №7: Получение, собирание и распознавание газов - неорганических веществ. «Жидкий» световод. Практическая работа №8: Получение, собирание и распознавание газов - органических веществ. Применение люминесценции для химического анализа. Итоговое контрольное тестирование по курсу «Теоретические основы химии» в формате ЕГЭ. Химия Земли и Космоса. Шоколадный гестерезис.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии 10 - 11 классы к авторской программе Габриэляна О.С.
Предложены полностью разработанные программы по химии 10 - 11 класса...
Пояснительная записка к рабочей программы по химии для 11 класса по программе О.С. Габриеляна (Базовый уровень.
Пояснительная записка к рабочей программе по химии для 11 класса по программе О.С. Габриеляна (1 час в неделю). Базовый уровень....
Рабочя программа по химии для 8 класса к учебнику Н.Е.Кузнецовой "Химия.8 класс".
Естественнонаучное образование - один из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Оно обеспечивает всестороннее развитие личности ребёнка за время его обучения и воспит...
рабочая программа по химии 8-9 класс по программе О.С. Габриелян 3 часа в неделю
Рабочая программа по химии для 8-9 классов соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования. Рабочая программа со...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9
Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....