Рабочая пpoгpaммa курса «Химия» для 10 (химико-биолоrическоrо класса)
рабочая программа по химии (10 класс) на тему

Сергеева Наталия Ивановна

Рабочая программа для 10 химико-биологического класса расчитанная на 204 часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kalend-tematich.planirovanie.doc175.5 КБ
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc52 КБ
Microsoft Office document icon soderzhanie_programmy.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

курса по химии

для 10 Б (химико-биологического класса)

на 2017 - 2018 уч. года

(204 часа)

Учитель: Н.И. Сергеева

Авторы программы: О.С.Габриелян «Химия 10 класс»

УМК: Габриелян О.С. «Химия 11» Дрофа Москва;

Программа курса органической химии. Автор О.С. Габриелян;

Габриелян О.С.. Пособие для учителя по планированию учебного материала в 8, 9, 10 и 11 классах;

Габриелян О.С., Остроумов И.Г. «Химия в тестах, задачах и упражнениях. Москва Дрофа;

Габриелян О.С. «Контрольные и проверочные работы для 10 классов Москва, Просвещение;

Габриелян О.С., Решетов П.В., Остроумов И.Г. «Готовимся к единому государственному экзамену. Химия» Москва, Дрофа, 2015

Согласовано

Зам. директора по УВР                                                 Е.В. Наседкина

Тамбов 2017


Календарно-тематическое планирование 10»Б» класса

Дата

Тема

(кол-во часов)

№ п/п

Основное содержание по теме

Демонстрации и лабораторные опыты

Характеристика основных видов деятельности

Примечание

Предмет органической химии

(9 часов)

1

Предмет органической химии. Краткая история теоритических представлений

Объяснять:

Изученные теории химического строения А.М.Бутлерова: механизмы образования и разрыва ковалентной связи.

Определять качественный состав изучаемых веществ.

Проводить расчеты по химическим формулам веществ и уравнениям химических реакций.

Различать понятия «электронная оболочка», «электронная орбиталь». Различать предметы изучения органической и неорганической химии. Характеризовать ковалентную связь.

2

Строение электронных оболочек атомов I и II периодов. Электронная орбиталь, s- и p-орбитали. Электронное строение атомов углерода

3-4

Образование ковалентной связи. Основные характеристики ковалентной связи: длина, энергия, полярность, поляризуемость, пространственная направленность. Гомолитический гетеролитический разрыв ковалентной связи.

5-6

Валентное состояние атома углерода. Вид гибридизации и форма молекул.

7-8

Теория химического строения органических соединений А.М.Бутлерова. значение теории А.М.Бутлерова

9

Повторение и обобщение темы «Предмет органической химии»

Тема № 1

«Строение и классификация органических веществ, химические реакции в органической химии»

(22 часа, резерв – 1 час)

1-2

Классификация органических веществ

Объяснить: классификацию, номенклатуру и изометрию органических веществ. Влияние строения на свойства вещества.

Определять качественный состав изучаемых веществ.

Проводить расчеты по химическим формулам веществ и уравнениям химических реакций.

Различать понятия «изометрия» и «изомеры», вещества по классам, влияние различных эффектов на свойства веществ

3-4

Номенклатура органических веществ

5-6

Виды изометрии органических веществ. Пространственная изометрия

7-8

Совершенствование знаний по теме «Изометрия и номенклатура органических веществ»

9-10

Решение задач на вывод формул по массовой доле элемента в веществе

11-12

Решение задач на вывод по продуктам сгорания

13-14

Типы химических реакций в органической химии

15-16

Выполнение упражнений по составлению уравнений реакций различных типов

17-18

Электронные эффекты в молекулах

19

Способы разрыва химической связи

20

Подготовка к контрольной работе

21-22

Контрольная работа № 1 по теме «Строение и классификация органических веществ, химические реакции в органической химии» и ее анализ

Тема № 2

«Углеводоро-ды»

(62 часа)

1-2

Алканы: строение, состав, изометрия, номенклатура

Демонстрации:

  • Определение качественного состава метана по продуктам горения;
  • Модели молекул алканов;
  • Отношение предельных углеводородов к раствору перманганата калия, щелочей, кислот.

Лабораторные опыты:

  • Изготовление моделей молекул алканов;
  • Изготовление моделей молекул галогеналканов

Исследовать

свойства изучаемых веществ.

Моделировать

строение молекул изучаемых веществ.

Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты.

Описывать химические реакции с помощью естественного языка и языка химии.

Обобщать знания 

и делать выводы о закономерностях изменений свойств веществ в гомологических рядах.

3-4

Алканы: свойства получения, применения

5-6

Решение задач, упражнений по теме «Алканы»

7

Практическая работа № 1. «обнаружение углерода, водорода в органических веществах»

8-9

Галогенпроизводные аканов. Взаимное влияние атомов в молекулах. Правило Зайцева

10-11

Повторение, обобщение темы «Алканы и их производные»

12-13

Алкены: состав, строение, изомерия, номенклатура.

14-15

Получение, свойства и применение алкенов

16-17

Решение задач и выполнение упражнений по теме «Алкены»

18-19

Практическая работа № 2 «Получение этилена и изучение его свойств»

20

Обобщение и повторение темы «Алкены»

21-22

Алкины: состав, строение, изомерия, номенклатура

22-23

Алкины: получение, свойства и применение

Объяснить: 

изученные положения теории химического строения А.М.Бутлерова; протекание химических реакций между органическими веществами, используя знания об их механизмах; электронное строение молекул изученных веществ.

Описывать 

генетические связи между изученными классами органических веществ с помощью естественного языка и языка химии.

Характеризовать способы получения, свойства и области применения изучаемых веществ.

24-25

Решение задач и выполнение упражнений по теме «Алкины»

26-27

Генетическая взаимосвязь между предельными и непредельными углеводородами

28-29

Алкадиены: состав, строение, изомерия

30

Алкадинены: получение, свойства каучука, резины

31-32

Решение задач на различные типы по теме «Углеводороды»

33-34

Совершенствование знаний о непредельных и предельных углеводородах

35-36

Циклоалканы: строение, свойства и применение

37-38

Выполнение упражнений по теме «Циклоалканы». Обобщение темы «Углеводороды»

39-40

Ароматические углеводороды: состав, строение.

41-42

Изомерия и номенклатура гомологов бензола. Способы их получения.

43-44

Химические свойства бензола и его гомологов.

45-46

Решение задач, выполнение упражнений по теме «Арены».

Моделировать строение молекул изучаемых веществ.

Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты

47-48

Генетическая связь между углеводородами

49-50

Обобщение знаний по теме «Углеводороды»

51-52

Подготовка к контрольной работе.

53-54

Контрольная работа № 2 по теме «Углеводороды». Природные и попутные газы, их состав и использование в народном хозяйстве.

55-56

Переработка нефти. Охрана окружающей среды.

57-58

Уголь. Его химическая переработка.

59

Урок-консультация по теме «Углеводороды и природные источники углеводородов»

60

Подготовка к итоговому тестированию за первое полугодие.

61-62

Итоговое тестирование за первое полугодие

Тема № 3

«Кислородо-содержащие соединения»

(50 часов, резерв – 1 час)

1-2

Спирты и фенолы: состав, строение, классификация, изомерия, номенклатура.

Демонстрация:

  • Сравнение свойств предельных одноатомных спиртов в гомологическом ряду: растворимомть в воде, горение, взаимодействие с натрием;
  • Взаимодействие глицерина с натрием;
  • Растворимость фенола в воде;
  • Вытеснение фенола из фенолята натрия угольной кислотой.

Лабораторные опыты:

  • Окисление этанола оксидом меди (II);
  • Окисление пропанола-2 оксидом меди;

Исследовать

 свойства изучаемых веществ.

Моделировать

строение изучаемых веществ.

Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты.

Наблюдать

 и описывать химические реакции с помощью естественного языка и языка химии.

Обобщать 

знания и делать выводы о закономерностях изменений свойств в гомологических рядах.

3-4

Химические свойства спиртов.

5-6

Получение, применение спиртов.

7-8

Решение задач и выполнение упражнений по теме «Одноатомные спирты».

9-10

Многоатомные спирты. Этиленгликоль и глицерин.

11

Практическая работа № 3 по теме «Спирты»

12

Обобщение и повторение темы «Спирты».

13-14

Фенолы: состав, строение, свойства.

15-16

Способы получения фенола. Охрана окружающей среды от промышленных отходов, содержащих фенол и его производных.

17-18

Генетическая связь между углеводородами, спиртами и фенолом.

19-20

Альдегиды и кетоны: строение, изомерия, номенклатура.

21-22

Карбонильные соединения: свойства, получение, применение.

23-24

Повторение и обобщение темы «Углеводороды, спирты, альдегиды»

  • Растворение глицерина в воде;
  • Взаимодействие глицерина со свежеосажденным гидроксидом меди (II);
  • Взаимодействие фенола с бромной водой;
  • Взаимодействие фенола с раствором гидроксида натрия;
  • Взаимодействие фенола с раствором хлорида железа;

Демонстрации

  • Образцы фенолформальдегидных пластмасс

Лабораторные опыты

  • Реакция серебряного зеркала;

Объяснять:

взаимосвязи между способами получения, свойствами и областями применения органических веществ; влияние изученных веществ и по аналогии с ними неизученных представителей гомологических рядов на живые организмы; изученные положения теории химического строения А.М.Бутлерова; протекание химических реакций между органическими веществами, используя знания об их механизмах; электронное строение молекул изученных веществ.

25-26

Решение задач на различные типы по теме «Карбонильные соединения».

27-28

Карбоновые кислоты: классификация, номенклатура, изомерия

29-30

Получение карбоновых кислот.

31-32

Химические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот.

33

Мыла как натриевые соли высших карбоновых кислот. Механизм моющего действия мыла.

34

Непредельные карбоновые кислоты: строение и свойства. Акриловая и олеиновая кислоты.

35

Щавелевая кислота как представитель двухосновных карбоновых кислот.

36

Молочная кислота: строение, свойства, получение. Понятие об оптической изомерии.

37

Бензойная кислота. Фталевые кислоты.

38-39

Генетические связи между углеводородами и их функциональными группами.

40

Практическое занятие № 5 «Получение и свойства карбоновых кислот»

41

Тестирование по теме «Карбоновые кислоты»

  • Окисление альдегида свежеосажденным гидроксидом меди (II);

Демонстрация

  • Взаимодействие стеариновой кислоты со щелочью;
  • Взаимодействие олеиновой кислоты со щелочью;
  • Гидролиз мыла;
  • Отношение олеиновой кислоты к раствору перманганата калия.

Прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний об электронном строении веществ; проводить расчеты по химическим формулам веществ и химическим уравнениям.

Исследовать

 свойства изучаемых веществ.

Моделировать

строение изучаемых веществ.

Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты.

Наблюдать

 и описывать химические реакции с помощью естественного языка и языка химии.

42

Обобщение и систематизация знаний по теме «Кислородосодержащие органические вещества»

43

Сложные эфиры и жиры. Строение молекул сложных эфиров, номенклатура, изомерия

44

Получение сложных эфиров. Механизм реакции этерификации.

45

Гидролиз сложных эфиров. Метиловый эфир акриловой кислоты. Полиметилметакрилат.

46

Поликонденсация терефталевой кислоты и этиленгликоля. Полиэтилентерефталат.

47

Жиры как сложные эфиры карбоновых кислот и глицерина. Жиры в природе. Гидролиз жиров в живых организмах и технике. Гидрирование жиров.

48

Обобщение знаний по теме «Кислородосодержащие соединения»

49-50

Контрольная работа по теме «Кислородосодержащие соединения» и ее анализ

Тема № 4

«Углеводы»

(14 часов, резерв – 1 час)

1-2

Классификация углеводов. Рибоза и дезоксирибоза как представители пентоз.

Демонстрации:

  • Реакция серебряного зеркала с глюкозой;
  • Гидролиз сахарозы;
  • Гидролиз целлюлозы;
  • Нитрование целлюлозы;

Лабораторные опыты

  • Взаимодействие глюкозы со свежеосажденным гидроксидом меди (II) при обычных условиях и при нагревании;
  • Взаимодействие крахмала с йодом;
  • Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон.

Исследовать  свойства изучаемых веществ.

Наблюдать демонстри-руемые и самостоятельно проводимые опыты.

Наблюдать  и описывать химические реакции с помощью естественного языка и языка химии.

Проводить расчеты по химическим формулам веществ и уравнениям химических реакций.

Прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний об электронном строении веществ; проводить расчеты по химическим формулам веществ и химическим уравнениям.

Характеризовать способы получения, свойства и области применения изучаемых веществ.

3-4

Глюкоза. Строение молекулы: альдегидная форма, циклические формы (альфа-и бета-глюкоза) как внутренние полуацетали. Таутомерия. Стереоизомеры.

5-6

Химические свойства глюкозы

7

Фруктоза как изомер глюкозы

8

Сахароза: строение молекулы, физические свойства, химические свойства

9-10

Крахмал: строение молекулы, физические свойства, химические свойства

11

Целлюлоза: строение молекулы, физические свойства, химические свойства.

12

Углеводы в природе. Биологическая роль углеводов. Применение углеводов и их производных

13-14

Решение задач и выполнений упражнений по теме «Углеводы»

Тема № 5

«Азотосодержащие вещества»

(20 часов, резерв – 1 час)

1-2

Амины. Классификация аминов. Амины как органические основания. Химические свойства алифатических аминов.

Демонстрации:

  • Горение метиламина;
  • Демонстрация щелочных свойств раствора метиламина;
  • Взаимодействие анилина с соляной кислотой;
  • Взаимодействие анилина с бромной водой;
  • Растворение и осаждение белков;
  • Денатурация белков.

Лабораторные опыты

  • Цветные реакции белков.

Исследовать  свойства изучаемых веществ.

Моделировать

строение изучаемых веществ.

Наблюдать демонстри-руемые и самостоятельно проводимые опыты.

Наблюдать  и описывать химические реакции с помощью естественного языка и языка химии.

Объяснять:

взаимосвязи между способами получения, свойствами и областями применения органических веществ; влияние изученных веществ и по аналогии с ними неизученных представителей гомологических рядов на живые организмы; изученные положения теории химического строения А.М.Бутлерова;

3

Ароматические амины. Анилин: строение молекулы, физические свойства

4

Получение анилина.

5

Химические свойства анилина

6-7

Аминокислоты. Строение молекул аминокислот. Оптическая изомерия. Биполярный ион.

8

Химические свойства аминокислот.

9

Значение аминокислот в природе и их применение.

10-11

Решение задач и выполнение упражнений по теме «Амины и аминокислоты»

12

Пептиды и белки. Строение пептидов. Строение молекул белков

13

Свойства белков: цветные реакции, гидролиз, денатурация.

14-15

Понятие об азотосодержащих гетероциклических соединениях. Пуриновые и пиримидиновые основания

протекание химических реакций между органическими веществами, используя знания об их механизмах; электронное строение молекул изученных веществ.

Описывать 

генетические связи между изученными классами органических веществ с помощью естественного языка и языка химии.

16

Нуклеиновые кислоты.

17-18

Совершенствование знаний по теме «Азотосодержащие соединения»

19

Подготовка к контрольной работе по теме «Азотосодержащие соединения»

20

Контрольная работа по теме «Азотосодержащие соединения»

Тема № 6

«Биологически активные вещества»

(8 часов)

1-2

Витамины.

Исследовать  свойства изучаемых веществ.

3

Ферменты

4

Гормоны

5-6

Лекарства

7

Практическая работа «Обнаружение витаминов»

8

Биологически активные вещества.

Тема № 7

«Полимеры»

(5 часов)

1

Общие понятия химии ВМС

Исследовать  свойства изучаемых веществ.

2

Пластмассы

3

Волокна

4

Каучуки

5

Практическая работа «Распознавание пластмасс»

Подготовка и проведение итогового тестового контроля

(6 часов, резерв – 3 часа)

1-2

Совершенствование знаний и умений по тестам 1 части ЕГЭ на выбор правильного ответа и соответствий

3-4

Совершенствование знаний и умений по тестам 2 части ЕГЭ на осуществление превращений и выведение формулы органического вещества

5-6

Итоговое тестирование



Предварительный просмотр:

Комитет образования администрации города Тамбова

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Центр образования .N~ 13 имени Героя Советского Союза Н.А.Кузнецова»

Рассмотрена и согласована на заседании методического объединения

27августа 2017, протокол № 1

Утверждена приказом по «ЦО №13»

№ 339 о/д от 01.09.2017

Директор                   И.В. Курбатова

Принята на педагогическом совете

от 30 августа 2017г., протокол № 1

 

Рабочая пpoгpaммa

курса «Химия»

для 10 Б (химико-биолоrическоrо класса)

на 2017-2018 уч. год

(204 часа, 6 раз в неделю)

Срок реализации 1 год

Тамбов 2017


Пояснительная записка

Рабочая программа по химии для 10 класса (профильный уровень) составлена на основании документов:

  • программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян, М. Дрофа,2008/;
  • приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего (полного) общего образования» (Вестник образования России, 2004-№ 12, 13, 14);
  • учебного плана муниципального автономного общеобразовательного учреждения «ЦО № 13».

Программа рассчитана на 204 часа и является логическим продолжением курса химии для основной школы. Некоторые темы курса основной школы рассматриваются снова, но уже на более высоком, расширенном и углубленном уровне.

Полученные теоретические знания закрепляются на богатом фактическом материале химии классов органических соединений, которые рассматриваются в порядке усложнения: от более простых до наиболее сложных. Кроме того, отрабатываются практические знания и умения при выполнении заданий разного уровня, построенных по типу ЕГЭ. Такое построение курса позволяет усилить дедуктивный подход к изучению органической химии.

Цель: формирование целостной химической картины мира, обеспечивая при этом преемственность между основной и старшей ступенями обучения.

Задачи:

  • формировать умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • учить делать самостоятельный выбор критериев для сравнения, составления и классификации объектов;
  • привлекать к поиску нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
  • отрабатывать умения развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
  • объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных, конкретных примерах;
  • оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять в практической деятельности и в повседневной жизни экологические требования.

Обоснование выбора программы для разработки рабочей программы.

Для разработки рабочей программы выбрана авторская программа О.С.Габриеляна, соответствующая федеральному компоненту государственного стандарта основного образования (профильный уровень, 136 часов, 4 часа в неделю), допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательных учреждениях.

Внесение изменений в авторскую программу О.С. Габриеляна

Основное содержание авторской про граммы нашло отражение в данной рабочей программе. Программа (профильный уровень), рассчитанная на 4 часа в неделю, является основой для изучения химии в профильном классе, но она расширена для совершенствования знаний, умений и навыков, а также для их отработки и успешной сдачи ЕГЭ, на что добавлен еще 1 час в неделю.

Внесены изменения: для целостности восприятия учебного материала темы «Спирты и фенолы», «Альдегиды и кетоны», «Карбоновые кислоты и сложные эфиры» объединены в блок тема №3 «Кислородсодержащие соединения» (40часов). Темы «Строение и классификация органических веществ» и «Химические реакции в органической химии» объединены в блок тема №1 (19часов), что позволяет более глубоко систематизировать знания учащихся, отработать умения и навыки и провести целенаправленный контроль.

Практические работы (10 часов) из блока распределены в соответствующие темы (в №2 – 1,2; в №3 – 3,4,5; в №4 – 6; в №5 – 7;в №6 – 8,9; в №7 – 10).

Добавлены уроки по решению задач (22 часа) из них: в тему

  • «Строение и классификация»  2 часа;
  • «Углеводороды»  10 часов;
  • «Кислородсодержащие»  6 часов;
  • «Углеводы»  2 часа;
  • «Азотсодержащие»  2 часа.

Для логического завершения курса органической химии добавлены: тема №7 «Полимеры» (5 часов) и подготовка и проведение итогового тестового контроля (6ч.).

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;
  • групповые;
  • фронтальные;
  • практические работы

К ним относятся: урок, лекция, семинар, практикум, зачет, экзамен.

Технологии обучения

Используются технологии обучения:

Проблемное обучение. Цель: развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся. Механизм: поисковые методы; постановка познавательных задач.

Развивающее обучение. Цель: развитие личности и ее способностей. Механизм: вовлечение обучаемых в различные виды деятельности.

Дифференцированное обучение. Цель: создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей. Механизм: методы индивидуального обучения.

Компьютерные технологии. Цель: обеспечение поиска информации через систему Интернет. Механизм: компьютерные методы вовлечения обучаемых в образовательный процесс.

Обучение развитию критического мышления. Цель: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения обучающихся в образовательный процесс. Механизм: интерактивные методы обучения; вовлечение учащихся в различные виды деятельности; соблюдение трех этапов реализации технологии: вызов (актуализация субъектного опыта); осмысление; рефлексия.

Здоровьесберегающие технологии.

Виды и формы контроля:

Проводится контроль выработанных знаний, умений и навыков: входной (тестирование, беседа, проверочная работа), итоговый (итоговое тестирование). Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного или письменного опроса. Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением контрольной работы (итогового теста).

Практических работ – 10, контрольных работ – 4, итоговых тестирований – 2.

План график проведения контрольных и практических работ

Тема контрольной/практической работы

1 четверть

Контрольная работа №1 по теме «Строение и классификация органических веществ»

2 четверть

Практическая работа .№1 «Качественный анализ органических веществ»

Практическая работа №2 «Получение этилена и изучение его свойств»

Контрольная работа №2 по теме «Углеводороды»

Итоговое тестирование за 1 полугодие

3 четверть

1 четверть 2 четверть 3 четверть Тема контрольной/практической работы

Контрольная работа №1 по теме «Строение и классификация органических веществ»

Практическая работа №1 «Качественный анализ органических веществ»

Практическая работа №2 «Получение этилена и изучение его свойств»

Контрольная работа № 2 по теме «Углеводороды»

Итоговое тестирование за 1 полугодие

4 четверть

Практическая работа №6 «Углеводы»

Практическая работа №7 «Амины. Аминокислоты. Белки»

Практическая работа №8 «Обнаружение витаминов»

Практическая работа № 9 «Обнаружение лекарственных препаратов»

Практическая работа № 10 «Распознавание пластмасс и волокон»

Контрольная работа №4 «Азотсодержащие соединения»

Итоговое тестирование за 2 полугодие

Данная программа реализована в учебнике: Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Тетерин В.И. Химия. 10 класс. Профильный уровень.  М.: Дрофа, 2012r.

Учебники данного автора включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.



Предварительный просмотр:

Содержание программы 10 КЛАСС

(ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ)

Введение

Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических соединений. Значение и роль органической химии в системе естественных наук и в жизни общества. Краткий очерк истории развития органической химии. Предпосылки создания теории строения: теория радикалов и теория типов, работы А. Кекуле, Э. Франкланда и А.М. Бутлерова, съезд врачей и естествоиспытателей в г. Шпейере. Основные положения теории строения органических соединений А.М. Бутлерова. Химическое строение и свойства органических веществ. Изомерия на примере н-бутана и изобутана. Электронное облако и орбиталь, их формы: s и р. Электронные и электронно-графические формулы атома углерода в нормальном и возбужденном состояниях. Ковалентная химическая связь и ее разновидности: s и р. Водородная связь. Сравнение обменного и донорно-акцепторного механизмов образования ковалентной связи.

Первое валентное состояние – sрЗ-гибридизация – на примере молекулы метана и других алканов. Второе валентное состояние –  sр2-гибридизация - на примере молекулы этилена. Третье валентное состояние - sр-гибридизация – на примере молекулы-ацетилена. Геометрия молекул рассмотренных веществ и характеристика видов ковалентной связи в них. Модель Гиллеспи для объяснения взаимного отталкивания гибридных орбиталей и их расположения в пространстве с минимумом энергии.

Демонстрации. Коллекция органических веществ, материалов и изделий из них. Модели молекул СН4 и СН3ОН; С2Н2, С2Н4 и С6Н6; н-бутана и изобутана. Взаимодействие натрия с этанолом и отсутствие взаимодействия с диэтиловым эфиром. Коллекция полимеров, природных и синтетических каучуков, лекарственных препаратов, красителей. Шаростержневые и объемные модели молекул Н2, C12, N2, Н2О, СН4. Шаростержневые и объемные модели СН4, С2Н4, С2Н2. Модель, выполненная из воздушных шаров, демонстрирующая отталкивание гибридных орбиталей.

Тема 1. Строение и классификация органических соединений. Химические реакции в органической химии.

Классификация органических соединений по строению «углеродного скелета»: ациклические (алканы, алкены, алкины, алкадиены), карбоциклические (циклоалканы и арены) и гетероциклические. Классификация органических соединений по функциональным группам: спирты, фенолы, простые эфиры, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры. Номенклатура тривиальная, рациональная и ИЮПАК. Рациональная номенклатура как предшественник номенклатуры ИЮПАК. Принципы образования названий органических соединений по ИЮПАК: замещения, родоначальной структуры, старшинства характеристических групп (алфавитный порядок). Структурная изомерия и ее виды: изомерия «углеродного скелета», изомерия положения (кратной связи и функциональной группы), межклассовая изомерия. Пространственная изомерия и ее виды: геометрическая и оптическая. Биологическое значение оптической изомерии. Отражение особенностей строения молекул геометрических и оптических изомеров в их названиях.

Демонстрации. Образцы представителей различных классов органических соединений и шаростержневые или объемные модели их молекул. Таблицы «Название алканов и алкильных заместителей» и «Основные классы органических соединений». Шаростержневые модели органических соединений различных классов. Модели молекул изомеров разных видов изомерии.

Понятие о реакциях замещения. Галогенирование алканов и аренов, щелочной гидролиз галогеналканов.

Понятие о реакциях присоединения. Гидрирование, гидрогалогенирование, галогенирование. Реакции полимеризации и поликонденсации. Понятие о реакциях отщепления (элиминирования). Дегидрирование алканов. Дегидратация спиртов.

Дегидрохлорирование на примере галогеналканов. Понятие о крекинге алканов и деполимеризации полимеров.

Реакции изомеризации. Гомолитический и гетеролитический разрыв ковалентной химической связи; образование ковалентной связи по донорно-акцепторному механизму. Понятие о нуклеофиле и электрофиле. Классификация реакций по типу реагирующих частиц (нуклеофильные и электрофильные) и принципу изменения состава молекулы. Взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ. Индуктивный и мезомерный эффекты. Правило Марковникова.

Расчетные задачи. 1. Вычисление выхода продукта реакции от теоретически возможного. 2. Комбинированные задачи.

Демонстрации. Взрыв смеси метана с хлором. Обесцвечивание бромной воды этиленом и ацетиленом. Получение фенолоформальдегидной смолы. Деполимеризация полиэтилена. Получение этилена и этанола. Крекинг керосина. Взрыв гремучего газа. Горение метана или пропанобутановой смеси (из газовой зажигалки). Взрыв смеси метана или пропанобутановой смеси с кислородом (воздухом).

Тема 2. Углеводороды

Понятие об углеводородах. Природные источники углеводородов. Нефть и ее промышленная переработка. Фракционная перегонка, термический и каталитический крекинг. Природный газ, его состав и практическое использование. Каменный уголь. Коксование каменного угля. Происхождение природных источников углеводородов. Риформинг, алкилирование и ароматизация нефтепродуктов. Экологические аспекты добычи, переработки и использования полезных ископаемых.

Алканы. Гомологический ряд и общая формула алканов. Строение молекулы метана и других алканов. Изомерия алканов. Физические свойства алканов. Алканы в природе. Промышленные способы получения: крекинг алканов, фракционная перегонка нефти. Лабораторные способы получения алканов: синтез Вюрца, декарбоксилирование солей карбоновых кислот, гидролиз карбида алюминия. Реакции замещения. Горение алканов в различных условиях. Термическое разложение алканов. Изомеризация алканов. Применение алканов. Механизм реакции радикального замещения, его стадии. Практическое использование знаний о механизме (свободно-р6ДИКальном) реакций в правилах техники безопасности в быту и на производстве.

Алкены. Гомологический ряд и общая формула алкенов. Строение молекулы этилена и других алкенов. Изомерия апкенов: структурная и пространственная. Номенклатура и физические свойства алкенов. Получение этиленовых углеводородов из апканов, гапогеналканов и спиртов. Поляризация к-связи в молекулах алкенов на примере пропена. Понятие об индуктивном (+1) эффекте на примере молекулы пропена. Реакции присоединения (галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация, гидрирование). Реакции окисления и полимеризации алкенов. Применение алкенов на основе их свойств. Механизм реакции электрофильного Ilрисоединения к алкенам. Окисление алкенов в {(мягких» и «жестких» условиях.

Алкины. Гомологический ряд апкинов. Общая формула. Строение молекулы ацетилена и других апкинов. Изомерия алкинов. Номенклатура ацетиленовых углеводородов. Получение апкинов: метановый и карбидный способы. Физические свойства алкинов. Реакции присоединения: галогенирование, гидрогапогенирование, гидратация (реакция Кучерова), гидрирование. Тримеризация ацетилена в бензол. Применение алкинов. Окисление алкинов. Особые свойства терминальных алкинов.

Алкадиены. Общая формула апкадиенов. Строение молекул. Изомерия и номенклатура алкадиенов. Физические свойства. Взаимное расположение π-связей в молекулах алкадиенов: кумулированное, сопряженное, изолированное. Особенности строения сопряженных алкадиенов, их получение. Аналогия в химических свойствах алкенов и алкадиенов. Полимеризация алкадиенов. Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Работы С.В. Лебедева. Особенности реакций присоединения к алкадиенам с сопряженными π -связями.

Циклоалканы. Понятие о циклоалканах и их свойствах. Гомологический ряд и общая формула циклоалканов. Напряжение цикла в С3Н6, С4Н8 и С5Нl0, конформации С6Н12. Изомерия циклоалканов (по «углеродному скелету», цис-, транс-, межклассовая). Химические свойства циклоалканов: горение, разложение, радикальное замещение, изомеризация. Особые свойства циклопропана, циклобутана.

Арены. Бензол как представитель аренов. Строение молекулы бензола. Сопряжение π-связей. Изомерия и номенклатура аренов, их получение. Гомологи бензола. Влияние боковой цепи на электронную плотность сопряженного π-облака в молекулах гомологов бензола на примере толуола. Химические свойства бензола. Реакции замещения с участием бензола: галогенирование, нитрование и алкилирование. Применение бензола и его гомологов. Радикальное хлорирование бензола. Механизм и условия проведения реакции радикального хлорирования бензола. Каталитическое гидрирование бензола. Механизм реакций электрофильного замещения: галогенирования и нитрования бензола и его гомологов. Сравнение реакционной способности бензола и толуола в реакциях замещения. Ориентирующее действие группы атомов СН3 - в реакциях замещения с участием толуола. Ориентанты I и II рода в реакциях замещения с участием аренов. Реакции боковых цепей алкилбензолов.

Расчетные задачи. 1. Нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания. 2. Нахождение молекулярной формулы вещества по его относительной плотности и массовой доле элементов в соединениях. 3. Комбинированные задачи.

Демонстрации. Коллекция «Природные источники углеводородов». Сравнение процессов горения нефти и природного газа. Образование нефтяной пленки на поверхности воды. Каталитический крекинг парафина. Растворение парафина в бензине и испарение растворителя из смеси. Плавление парафина и его отношение к воде (растворение, сравнение плотностей, смачивание). Разделение смеси бензин - вода с помощью делительной воронки.

Получение метана из ацетата натрия и гидроксида натрия. Модели молекул алканов – шаростержневые и объемные. Горение метана, пропанобутановой смеси, парафина в условиях избытка и недостатка кислорода. Взрыв смеси метана с воздухом. Отношение метана, пропанобутановой смеси, бензина, парафина к бромной воде и раствору перманганата калия. Взрыв смеси метана и хлора, инициируемый освещением. Восстановление оксида меди (II) парафином.

Шаростержневые и объемные модели молекул структурных и пространственных изомеров алкенов. Объемные модели молекул алкенов. Получение этена из этанола. Обесцвечивание этеном бромной воды. Обесцвечивание этеном раствора перманганата калия. Горение этена.

Получение ацетилена из карбида кальция. Физические свойства. Взаимодействие ацетилена с бромной водой. Взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия. Горение ацетилена. Взаимодействие ацетилена с раствором соли меди или серебра.

Модели (шаростержневые и объемные) молекул алкадиенов с различным взаимным расположением π-связей. Деполимеризация каучука. Модели (шаростержневые и объемные) молекул алкадиенов с различным взаимным расположением π-связей. Коагуляция млечного сока каучуконосов (молочая, одуванчиков или фикуса).

Шаростержневые модели молекул циклоалканов и алкенов. Отношение циклогексана к раствору перманганата калия и бромной воде.

Шаростержневые и объемные модели молекул бензола и его гомологов. Разделение с помощью делительной воронки смеси бензол - вода. Растворение в бензоле различных органических и неорганических (например, серы) веществ. Экстрагирование красителей и других веществ (например, йода) бензолом из водных растворов. Горение бензола. Отношение бензола к бромной воде и раствору перманганата калия. Получение нитробензола. Обесцвечивание толуолом подкисленного раствора перманганата калия и бромной воды.

Тема 3. Кислородсодержащие соединения

Спирты. Состав и классификация спиртов. Изомерия спиртов (положение гидроксильных групп, межклассовая, «углеродного скелета»).  Физические свойства спиртов, их получение. Межмолекулярная водородная связь. Особенности электронного строения молекул спиртов. Химические свойства спиртов, обусловленные наличием в молекулах гидроксильных групп: образование алкоголятов, взаимодействие с галогеноводородами, межмолекулярная и внутримолекулярная дегидратация, этерификация, окисление и дегидрирование спиртов. Особенности свойств многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Важнейшие представители спиртов. Физиологическое действие метанола и этанола. Алкоголизм, его последствия. Профилактика алкоголизма.

Фенолы. Фенол, его физические свойства и получение. Химические свойства фенола как функция его строения. Кислотные свойства. Взаимное влияние атомов и групп в молекулах органических веществ на примере фенола. Поликонденсация фенола с формальдегидом. Качественная реакция на фенол. Применение фенола. Классификация фенолов. Сравнение кислотных свойств веществ, содержащих гидроксильную группу: воды, одно- и многоатомных спиртов, фенола. Электрофильное замещение в бензольном кольце. Применение производных фенола.

Расчетные задачи. Вычисления по термохимическим уравнениям.

Демонстрации. Физические свойства этанола, пропанола-l и бутанола-1. Шаростержневые модели молекул изомеров с молекулярными формулами С3Н8О и С4Н10О. Количественное вытеснение водорода из спирта натрием. Сравнение реакций горения этилового и пропилового спиртов. Сравнение скоростей взаимодействия натрия с этанолом, пропанолом-2, глицерином. Получение простого эфира. Получение сложного эфира. Получение этена из этанола. Растворимость фенола в воде при обычной и повышенной температуре. Вытеснение фенола из фенолята натрия угольной кислотой. Реакция фенола с хлоридом железа (III). Реакция фенола с формальдегидом.

Альдегиды. Кетоны. Строение молекул альдегидов и кетонов, их изомерия и номенклатура. Особенности строения карбонильной группы. Физические свойства формальдегида и его гомологов. Отдельные представители альдегидов и кетонов. Химические свойства альдегидов, обусловленные наличием в молекуле карбонильной группы атомов (гидрирование, окисление аммиачными растворами оксида серебра и гидроксида меди (II)). Качественные реакции на альдегиды. реакция поликонденсации формальдегида с фенолом. Особенности строения и химических свойств кетонов. Нуклеофильное присоединение к карбонильным соединениям. Присоединение циановодорода и гидросульфита натрия. Взаимное влияние атомов в молекулах. Галогенирование альдегидов и кетонов по ионному механизму на свету. Качественная реакция на метилкетоны.

Демонстрации. Шаростержневые модели молекул альдегидов и изомерных им кетонов. Окисление бензальдегида на воздухе. Реакция «серебряного зеркала». Окисление альдегидов гидроксидом меди (II).

Карбоновые кислоты, сложные эфиры и жиры.

Карбоновые кислоты. Строение молекул карбоновых кислот и карбоксильной группы. Классификация и номенклатура карбоновых кислот. Физические свойства карбоновых кислот и их зависимость от строения молекул. Карбоновые кислоты в природе. Биологическая роль карбоновых кислот. Общие свойства неорганических и органических кислот (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями). Влияние углеводородного радикала на силу карбоновой кислоты. Реакция этерификации, условия ее проведения. Химические свойства непредельных карбоновых кислот, обусловленные наличием π-связи в молекуле. Реакции электрофильного замещения с участием бензойной кислоты.

Сложные зфиры. Строение сложных эфиров. Изомерия сложных эфиров («углеродного скелета» и межклассовая). Номенклатура сложных эфиров. Обратимость реакции этерификации, гидролиз сложных эфиров. Равновесие реакции этерификации гидролиза; факторы, влияющие на него. Решение расчетных задач на определение выхода продукта реакции (в %) от теоретически возможного, установление формулы и строения вещества по продуктам его сгорания (или гидролиза).

Жиры. Жиры - сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот. Состав и строение жиров. Номенклатура и классификация жиров. Масла. Жиры в природе. Биологические функции жиров. Свойства жиров. Омыление жиров, получение мыла. Объяснение моющих свойств мыла. Гидрирование жидких жиров. Маргарин. Понятие о СМС. Объяснение моющих свойств мыла и СМС (в сравнении).

Демонстрации. Знакомство с физическими свойствами некоторых карбоновых кислот: муравьиной, уксусной, пропионовой. масляной, щавелевой, лимонной, олеиновой, стеариновой, бензойной. Возгонка бензойной кислоты. Отношение различных карбоновых кислот к воде. Сравнение кислотности среды водных растворов муравьиной и уксусной кислот одинаковой молярности. Получение приятно пахнущего сложного эфира. Отношение к бромной воде и раствору перманганата калия предельной и непредельной карбоновых кислот. Шаростержневые модели молекул сложных эфиров и изомерных им карбоновых кислот. Отношение сливочного, подсолнечного и машинного масла к водным растворам брома и перманганата калия.

Тема 4 Углеводы

Моно-, ди- и полисахариды. Представители каждой группы.

Биологическая роль углеводов. Их значение в жизни человека и общества. Моносахариды. Глюкоза, ее физические свойства. Строение молекулы. Равновесия в растворе глюкозы. Зависимость химических свойств глюкозы от строения молекулы. Взаимодействие с гидроксидом меди (II) при комнатной температуре и нагревании, этерификация, реакция «серебряного зеркала», гидрирование. Реакции брожения глюкозы: спиртового, молочнокислого. Глюкоза в природе. Биологическая роль глюкозы. Применение глюкозы на основе ее свойств. Фруктоза как изомер глюкозы. Сравнение строения молекул и химических свойств глюкозы и фруктозы. Фруктоза в природе и ее биологическая роль.

Дисахариды. Строение дисахаридов. Восстанавливающие и невосстанавливающие дисахариды. Сахароза, лактоза, мальтоза, их строение и биологическая роль. Гидролиз дисахаридов. Промышленное получение сахарозы из природного сырья.

Полисахариды. Крахмал и целлюлоза (сравнительная характеристика: строение, свойства, биологическая роль). Физические свойства полисахаридов. Химические свойства полисахаридов. Гидролиз полисахаридов. Качественная реакция на крахмал. Полисахариды в природе, их биологическая роль. Применение полисахаридов. Понятие об искусственных волокнах. Взаимодействие целлюлозы с неорганическими и карбоновыми кислотами - образование сложных эфиров.

Демонстрации. Образцы углеводов и изделий из них. Взаимодействие сахарозы с гидр оксидом меди (II). Получение сахарата кальция и выделение сахарозы из раствора сахарата кальция. Реакция «серебряного зеркала» для глюкозы. Взаимодействие глюкозы с фуксинсернистой кислотой. Отношение растворов сахарозы и мальтозы (лактозы) к гидроксиду меди (II) при нагревании. Ознакомление с физическими свойствами целлюлозы и крахмала. Набухание целлюлозы и крахмала в воде. Получение нитрата целлюлозы.

Тема 5. Азотсодержащие органические соединения

Амины. Состав и строение аминов. Классификация, изомерия и номенклатура аминов. Алифатические амины. Анилин. Получение аминов: алкилирование аммиака, восстановление нитросоединений (реакция Зинина). Физические свойства аминов. Химические свойства аминов: взаимодействие с водой и кислотами. Гомологический ряд ароматических аминов. Алкилирование и ацилирование аминов. Взаимное влияние атомов в молекулах на примере аммиака, алифатических и ароматических аминов. Применение аминов.

Аминокислоты и белки. Состав и строение молекул аминокислот. Изомерия аминокислот. Двойственность кислотно-основных свойств аминокислот и ее причины. Взаимодействие аминокислот с основаниями. Взаимодействие аминокислот с кислотами, образование сложных эфиров. Образование внутримолекулярных солей (биполярного иона). Реакция поликонденсации аминокислот. Синтетические волокна (капрон, энант и др.). Биологическая роль аминокислот. Применение аминокислот.

Белки как природные биополимеры. Пептидная группа атомов и пептидная связь. Пептиды. Белки. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, качественные (цветные) реакции. Биологические функции белков. Значение белков. Четвертичная структура белков как агрегация белковых и небелковых молекул. Глобальная проблема белкового голодания и пути ее решения.

Нуклеиновые кислоты. Общий план строения нуклеотидов. Понятие о пиримидиновых и пуриновых основаниях. Первичная, вторичная и третичная структуры молекулы ДНК. Биологическая роль ДНК и РНК. Генная инженерия и биотехнология. Трансгенные формы животных и растений.

Демонстрации. Физические свойства метиламина. Горение метиламина. Взаимодействие анилина и метиламина с водой и кислотами. Отношение бензола и анилина к бромной воде. Окрашивание тканей анилиновыми красителями. Обнаружение функциональных групп в молекулах аминокислот. Нейтрализация щелочи аминокислотой. Нейтрализация кислоты аминокислотой. Растворение и осаждение белков. Денатурация белков. Качественные реакции на белки. Модели молекулы ДНК и различных видов молекул РНК. Образцы продуктов питания из трансгенных форм растений и животных; лекарств и препаратов, изготовленных с помощью генной инженерии.

Тема 6. Биологически активные вещества

Витамины. Понятие о витаминах. Их классификация и обозначение. Нормы потребления витаминов. Водорастворимые (на примере витамина С) и жирорастворимые (на примере витаминов А и D) витамины. Понятие об авитаминозах, гипер- и гиповитаминозах. Профилактика авитаминозов. Отдельные представители водорастворимых витаминов (С, РР, группы В) и жирорастворимых витаминов (А, D, Е). Их биологическая роль.

Ферменты. Понятие о ферментах как о биологических катализаторах белковой природы. Значение в биологии и применение в промышленности. Классификация ферментов. Особенности строения и свойств ферментов: селективность и эффективность. Зависимость активности фермента от температуры и рН среды. Особенности строения и свойств в сравнении с неорганическими катализаторами.

Гормоны. Понятие о гормонах как биологически активных веществах, выполняющих эндокринную регуляцию жизнедеятельности организмов. Классификация гормонов: стероиды, производные аминокислот, полипептидные и белковые гормоны. Отдельные представители гормонов: эстрадиол, тестостерон, инсулин, адреналин.

Лекарства. Понятие о лекарствах как химиотерапевтических препаратах. Группы лекарств: сульфамиды (стрептоцид), антибиотики (пенициллин), аспирин. Безопасные способы применения, лекарственные формы. Краткие исторические сведения о возникновении и развитии химиотерапии. Механизм действия некоторых лекарственных препаратов, строение молекул, прогнозирование свойств на основе анализа химического строения. Антибиотики, их классификация по строению, типу и спектру действия. Дисбактериоз. Наркотики, наркомания и ее профилактика.

Демонстрации. Образцы витаминных препаратов. Поливитамины. Иллюстрации фотографий животных с различными формами авитаминозов. Сравнение скорости разложения Н2О2 под действием фермента (каталазы) и неорганических катализаторов (КI, FeC13. МпО2). Плакат или кодограмма с изображением структурных формул эстрадиола, тестостерона, адреналина. Взаимодействие адреналина с раствором FeCl3. Белковая природа инсулина (цветные реакции на белки). Плакаты или кодограммы с формулами амида сульфаниловой кислоты, дигидрофолиевой и ложной дигидрофолиевой кислот, бензилпенициллина, тетрациклина, цефотаксима, аспирина.

Тема 7. Полимеры

Искусственные полимеры. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение.

Синтетические полимеры. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров линейная, разветвленная и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон. Каучуки: бутадиеновый, дивиниловый, изопреновый, их применение.

Демонстрации. Коллекция пластмасс и изделий из них. Коллекции искусственных и синтетически волокон и изделий из них.

Лабораторные опыты. 11. Ознакомление с образцами пластмасс, волокон и каучуков.

Практическая работа №10. Распознавание пластмасс и волокон.

Подготовка и проведение итогового тестового контроля.

Химический практикум

1. Качественный анализ органических соединений.

2. Углеводороды.

3. Спирты и фенолы

4. Альдегиды и кетоны.

5. Карбоновые кислоты.

б. Углеводы.

7. Амины, аминокислоты, белки.

8. Идентификация органических соединений.

9. Действие ферментов на различные вещества.

10. Анализ некоторых лекарственных препаратов (аспирина, парацетамола).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА

В результате изучения органической химии на базовом уровне ученик должен Знать/ понимать (предметно-информационная составляющая образованности): 

  • знать роль органической химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;
  • знать и понимать важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, гидролиз, окисление и восстановление, механизм реакции, катализ, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в органической химии;
  • знать и понимать основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро;
  • знать и понимать основные теории химии: строения органических соединений (включая стереохимию);
  • знать классификацию и номенклатуру органических соединений;
  • знать природные источники углеводородов и способы их переработки;
  • знать вещества и материалы, широко используемые в практике: органические кислоты, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства;
  • знать способы отбора и источники получения химической информации для решения конкретной проблемы взрослого человека;
  • знать особенности различных стилей подачи химической информации;
  • иметь представление об эффективных способах проверки достоверности получаемой из различных источников химической информации;
  • иметь представления о возможностях дальнейшего повышения личного участия в решении экологических проблем родного края.

Уметь (деятельностно-коммуникативная составляющая образованности):

  • называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам;
  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, тип химической связи, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, окислитель и восстановитель, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в органической химии;
  • характеризовать: строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновыx кислот, аминов, аминокислот и углеводов);
  • объяснять: природу и способы образования химической связи; зависимость реакционной способности органических соединений от строения их молекул;
  • выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;
  • проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации (химической, экологической, об учебных заведениях и востребованных профессиях) с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах;
  • соблюдать основные законы и постановления природоохранной направленности Тамбовской области, города Тамбова;
  • уметь выстраивать взаимодействие со сверстниками, учителями на основе общепринятых моральных, эстетических трудовых норм, учета индивидуальных особенностей разных людей;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;
  • постоянной самостоятельной заботы о сохранении благоприятной природной среды в месте своего проживания;
  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
  • сохранения и укрепления собственного здоровья и членов семьи;
  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
  • распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;
  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Литература основная для учащихся

  1. Учебник Химия. 10 класс. Профильный уровень :О.С.Габриелян, А.В.Яшукова. - М.: Дрофа, 2013г.

Дополнительная литература для учащихся

  1. Бабков А.Б., Попков В.А.- Общая и неорганическая химия: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. М. :Просвещение, 2004 -
  2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 класс: Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений. - М.: Дрофа, 2003.- 304с.
  3. Гаврусейко Н.П. Проверочные работы по органической химии М.: Просвещение 1988г
  4. Гара Н.Н, Зуева М.В. Контрольные и проверочные работы по химии 10-11 классы М. Дрофа 2000
  5. ЕГЭ-2008, 2009,2010,2011: Химия: реальные задания: / авт.-сост. Корощенко А.с., Снастина М.г.- М.: АСТ:Астрель, 2008, 2009, 2010,2011- (Федеральный институт педагогических измерений).
  6. Ким ЕЛ. Химия. 10-11 классы. Практические работы. - Саратов: Лицей, 200б
  7. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В Начала химии. Учеб. пособие для старшеклассников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2001. - 324 с.
  8. Радецкий А.М., Горшкова ВЛ., Кругликова Л.Я. Дидактический материал по химии для 10-11 классов: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2004. - 79 с.
  9. Химия 11 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С.Габриеляна, Г.Г. Лысовой «Химия.11» /О.С.Габриелян, П.Н.Березкин, А.А.Ушакова и др. - М.:Дрофа, 2005. -176с.

Литература для учителя:

  1. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя химии 10 класс М. « Блик и К» 2001г
  2. Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии 10 класс М.« Вако»2006г.

Рабочая программа предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса: дидактико-технологическое оснащение включает кроме демонстрационных печатных пособий также раздаточные таблицы, карты-инструкции для практических занятий по химии, различные рабочие тетради и дидактические материалы, сборники тестов и т.д.(в расчёте на каждого ученика). Эти печатные материалы могут значительно облегчить работу преподавателя химии, их можно использовать для опроса на уроке и в качестве заданий на дом.

Интернет-ресурсы:

1. Аlhiшik www.alhimik.ru 

2. Конспекты по химии для школьников www.chemistry.r2.ru, www.khimiа.h1.ru 

3. Химия для всех  www.informika.ru   

4. Химия для Вас www.chem4you.boom.ru 

5. Химия. Образовательный сайт для школьников www.hеmi.wаllst.ru

6.Уроки химии Кирилла и Мефодия

7. ЦОР, ЭОР сети Интернет

8. Мультимедийные презентации

Материально-техническая база 

Технические средства обучения:

1. ПК

2. Мультимедийный проектор

3. Интерактивная доска

4. Цифровая лаборатория «Архимед»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ХИМИИ В 10-11 КЛАССАХ

Рабочая программа составлена на основе  авторской программы «Химия» Г.Е.Рудзитиса,Ф.Г.Фельдмана  для 8-9 кл, 10-11 кл., общеобразовательных учреждений (базовый уровень)– (Программы для...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ХИМИИ В 8-9 КЛАССАХ

Рабочая программа составлена наоснове  авторской программы «Химия» Г.Е.Рудзитиса,Ф.Г.Фельдмана  для 8-9 кл, 10-11 кл., общеобразовательных учреждений (базовый уровень)– (Программы для ...

рабочая программа курса "Химия в задачах" 11 класс

Аннотация к рабочей программе учебного курса химия в задачах10-11 класс  При составлении рабочей программы  «химия в задачах» использовалась Программа элективного курса "Решение х...

Рабочая программа курса химии для 8-9 классов в рамках ФГОС, созданная на основе авторской программы О.С.Габриеляна.Тематическое планирование 8-9 классы.

Программа включает шесть разделов:1. «Пояснительная записка», где охарактеризован вклад предмета в достижение целей ос-новного общего образования; сформулированы цели, задачи и основные результаты изу...

Рабочая программа курса "Химия" для 10-11 класса

Рабочая программа курса "Химия" для 10-11 класса разработана на основе авторской программы курса (Габриелян О.С., Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С....

Рабочая программа курса "Химия" для 8-9 класса профиль

Рабочая программа учебного предмета «Химия» для 8-9 классов разработана на основе курса химии для  8-9 классов общеобразовательных учреждений,  опубликованная издательством &laqu...

Рабочая программа курса "Химия" для 8-9 класса база

Рабочая программа учебного предмета «Химия» для 8-9 классов разработана на основе курса химии для  8-9 классов общеобразовательных учреждений,  опубликованная издательством &laqu...