Формирование экологической культуры на уроках химии
статья по химии на тему
В статье приводится опыт формирования экологической культуры на уроках химии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_ekologicheskoy_kultury_na_urokah_himii.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ.
«Общение с природой не только доставляет эстетическое наслаждение, но и влияет на формирование мировоззрения детей, на их нравственное развитие, расширяет их кругозор, обогащает впечатление»
К.Д. Ушинский
Охрана природы – одна из важнейших обязанностей каждого жителя нашей страны. Вот почему формирование личности современного человека включает в себя как необходимую составную часть воспитание в нём правильного отношения к природе. Этого добиться можно путём формирования у каждого человека правильной экологической культуры.
От педагогов требуется понимание особенностей экологического образования в условиях глобализации экологических проблем. Современная концепция общего экологического образования составлена в соответствии с Концепцией Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения (ФГОС); опирается на системно-деятельностный и культурно-исторический подходы, основные положения программы развития и формирования универсальных учебных действий, программы духовно-нравственного воспитания, социализации и воспитания, формирования ценности здоровья и здорового образа жизни ФГОС.
Согласно ФГОС, экологическое образование реализуется как экологическая составляющая базовых учебных предметов, а также в форме вариативного урочного компонента и во внеурочной деятельности. Естественнонаучные предметы предусматривают воспитание у школьников ответственного и бережного отношения к окружающей среде; овладение экосистемной познавательной моделью и ее применением в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды; осознание значимости концепции устойчивого развития.
На уроках химии формируются представления о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф. Химические знания – неотъемлемая часть знаний об основах охраны природы, рациональном использовании и разумном преобразовании окружающей человека среды.
Для каждого учителя важны каналы, с помощью которых он может воздействовать на личность ученика, и педагогические средства, с помощью которых осуществляется экологическое образование и воспитание учащихся. В школьном курсе химии предлагается ознакомление учащихся с химическими проблемами экологии. Основное внимание сосредоточено на тех явлениях, которые вызывают серьёзную обеспокоенность за состояние природной среды и будущее цивилизации. В процессе изучения экологических аспектов на уроках химии стараюсь формировать у учащихся следующие умения: анализировать и оценивать процесс формирования и проведения общественной политики в области защиты окружающей среды, применять знания для объяснения причин возникновения экологических проблем и поиска путей их решения. Всё это осуществляется через практические, исследовательские работы, эксперимент. Как учитель химии, вижу свою задачу в том, чтобы вооружить учеников экологическими знаниями, привить им навыки экологической культуры. Ко многим темам школьного курса химии я подбираю соответствующий экологический материал. Например, при изучении темы «Первоначальные химические понятия» обучающиеся знакомятся с понятиями «загрязнители», «современные способы очистки веществ», «источники загрязнения».
Проблема состоит в том, как преподнести экологический материал чтобы учащимся он был интересен, чтобы не вызывал «отторжения» как нечто надоевшее и « приевшееся». Хочу привести некоторые приемы, которые позволяют это сделать. Например, использование компьютерных программ. Они учитывают возрастные особенности, производят достаточно сильное впечатление, а их обсуждение позволяет сформировать правильное понимание той или иной экологической проблемы. Возрастает роль тестовых, расчетных и творческих задач с экологическим содержанием. Использование на уроках химии таких задач направлено на изучение богатств родного края, способствует пониманию сущности экологических проблем, способствует гуманитарному воспитанию.
Предлагаю задачи, которые можно решать в соответствующих разделах курса химии, а также отдельным блоком на итоговых уроках при закреплении и обобщении знаний в конце изучения курсов неорганической и органической химии. При изучении свойств и применения углерода и его соединений обращаем внимание учащихся на одну из современных экологических проблем – возникновение "парникового эффекта", приводящего к потеплению климата. Предлагаю для обсуждения и решения такие задачи:
Задача 1. По данным статистики по улице Ленина в г. Курск в сутки проходит 36 тыс. автомобилей. Каждый автомобиль выбрасывает с выхлопными газами 800 кг окиси углерода в год. Какая масса окиси углерода попадает в воздух в районе этой улицы за сутки?
Решение:
800 кг : 365 =2,19 кг (за сутки 1 авт.)
2,19 кг ∙ 36000 = 78904 кг
Ответ: 78т 904кг.
Задача 2. Накопление углекислого газа в атмосфере становится опасным загрязнением – приводит к парниковому эффекту. Какой объем CO2 попадает в атмосферу при сжигании 100 г полиэтилена (100 шт. использованных пакетов)?
Задача 3. Накопление в атмосфере углекислого газа в результате антропогенного воздействия может вызвать:
- образование озоновых дыр;
- климатические сдвиги, например, парниковый эффект;
- усиление образования органических веществ фотосинтезирующими организмами;
- образование ископаемых форм углерода: угля, нефти и природного газа.
Чтобы ученики продуктивно и деятельно работали на уроках органической химии, предлагаю систематически использовать в учебном процессе нетрадиционные задачи - интегрированные познавательные. В таких задачах интеграция знаний осуществляется за счет комплексного использования материала различных областей знаний (медицины, биологии, экологии, истории) и активного поиска новой информации. Задачи интеграции - не только вооружение учащихся целостной совокупностью знаний об окружающем мире, но и воспитание адекватного и грамотного отношения к действительности, развитие умений самостоятельно решать возникающие проблемы и научно объяснять происходящие явления. При использовании познавательных задач в ряде случаев, обучение осуществляется через опору на уже имеющиеся знания и жизненный опыт обучаемых. На начальном этапе интегрированные задачи используются в большей степени с целью привлечения внимания и стимулирования любопытства или развития любознательности. В этот период задачи имеют преимущественно иллюстрированный характер. На последующих этапах обучения используются интегрированные познавательные задачи проблемного характера.
Задача 4. В основе самоочищения водоемов от органических загрязнителей лежит процесс их окисления. Если органических веществ в воде немного, то они окисляются растворенным в воде кислородом. Этот процесс ускоряется под действием солнечного света. Способствуют окислению и некоторые микроорганизмы (биологические методы).
Существуют и химические методы интенсификации процесса окисления органических загрязнителей в воде. Какой из предложенных ниже реагентов вы выберете для ускорения этого процесса: а) пероксид водорода; б) хлор или его кислородсодержащие производные; в) озоновоздушную смесь? Дайте обоснованный ответ.
Задача 5. «Кислотные дожди» - следствие деятельности человека. При сжигании различного топлива (бензина, керосина, нефти, угля) в атмосферу выделяется огромное количество диоксида серы SO2 и диоксида азота NO2. Взаимодействуя с кислородом воздуха и атмосферной влагой, эти оксиды превращаются в серную и азотную кислоты. По данным Главного управления ГИБДД в г. Курска в 2016 г общее число автомобилей составило152000 ед. Один автомобиль выбрасывает в год с выхлопными газами 40 кг оксидов азота, которые являются причиной кислотных дождей. Какая масса оксидов азота попадает в атмосферу города за сутки?
Решение:
40 кг ∙ 152000 =6080000 кг (в год)
6080000 кг : 365 = 16658кг
Ответ: 16т 658кг.
Задача 6. Предложите решение экологической проблемы: при добыче природного газа и нефти остаточные продукты сжигают. Это наносит большой вред окружающей среде. Как можно использовать эти продукты?
Задача 7. В 1969 году норвежский путешественник Тур Хейердал отправился в путешествие на папирусной лодке «Ра». Его путь лежал через Атлантический океан. То, что он увидел в океане, поразило его. Хейердал пишет: «Мы обгоняли пластиковые сосуды, изделия из нейлона, пустые бутылки, консервные банки, но особо бросался в глаза мазут. До самого горизонта поверхность моря оскверняли черные комки мазута величиной с горошиной и даже с картофелину». С какой серьезной экологической проблемой столкнулся путешественник
Задача 8. О каком химическом веществе писал Антуан де Сент - Экзюпери:
«… у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха.
Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются,
Не ведая, что ты такое.
Нельзя сказать, что ты необходимо для жизни.
Ты сама жизнь.
Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами
С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились
По твоей милости в нас вновь начинают бурлить
Высохшие родники нашего сердца.
Ты самое большое богатство на свете»
Педагогический опыт и творческий поиск по этой проблеме привел меня к выводу о том, что одним из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является организация научно - исследовательской деятельности учащихся, которая и является для меня одной из приоритетных форм работы с учащимися на уроках и во внеурочное время. В школе функционирует экологический клуб «Чистый дом». На занятиях обучающиеся знакомятся с теорией и практикой организации научно-исследовательской работы, выполняют исследования. Одним из исследований было: « Определение качества питьевой воды п. Сахаровка». Целью данной работы было исследование качества и экологической безопасности водопроводной воды в п. Сахаровка Курского района Курской области. В результате было выяснено, что питьевую воду нашего поселка можно считать экологически безопасной, показатели её качества соответствуют санитарным и экологическим нормам.
Во время проведения научно-исследовательской работы ребята были удивлены своими возможностями. Потому, что большинство из них воспринимали химию как чисто теоретический, не связанный с жизнью предмет. Использованная мной деятельность, при минимуме материальных затрат, дала возможность детям понять, что полученные знания можно применять на практике. Ребята научились проводить элементарные исследования, которые пригодятся в повседневной жизни, задумались о последствиях хозяйственной деятельности человека и о том, как это отражается на здоровье человека.
Экологическое образование и воспитание, как новая область педагогики и школьной практики, активно развивается в настоящее время. Оно охватывает все области и циклы учебных предметов. Однако уроки химии должны сыграть значительную роль. В настоящее время в учебниках по химии мало освещен вопрос по охране природы.
Использование природоохранного материала вместе с программным материалом активизирует интерес к предмету, развивает потребность общения с природой, воспитывает ответственность в личном поведении и различных видах деятельности, формирует навыки по бережному использованию, защите и улучшению окружающей среды. Каждому человеку необходимы химические знания в системе экологического образования. Основы ответственного отношения к окружающей среде должны закладываться на протяжении всех лет обучения. Химические задачи, с помощью которых можно рассматривать и качественную и количественную стороны вопросов экологии позволяют решить эту проблему интересно и с пользой.
Литература
1. Безуевская В.А. Химические задачи с экологическим содержанием //Химия в школе. – 2000.– № 3.
2. Бережнова Е.В.Основы учебно - исследовательской деятельности студентов: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений \ Бережнова Е.В., Краевский В.В. - М.: Издательский центр "Академия", 2005.
3. Буковская, Г.В. Формирование экологической культуры школьников [Текст] / Г.В. Буковская. - Тамбов, 1999.
4. Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н., Либеров А.Ю. Методические рекомендации по реализации экологического образования в Федеральных Государственных Стандартах второго поколения. М.: Образование и экология, 2011.
5. Деревянкина Л.В, Клинков С.Е.,. Монастырская Т.А. Задачи с экологическим содержанием на уроках химии.
6. Кровельщикова Т.Н., Коршунов А.В. Из опыта реализации экологического подхода к обучению химии //Химия в школе. – 2002. – № 8, С. 40-42.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
воспитание экологической культуры на уроках химии
выступление на районном семинаре ( из опыта работы)...
Развитие интеллектуального потенциала и формирование экологической культуры на уроках естествоведческих предметов.
Одно из положений Федерального закона “Об образовании” гласит, что школа должна формировать человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого ...
Формирование экологических компетенций на уроках химии
Экологическое воспитание учащихся на уроках химии и во внеурочное время...
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Формирование гуманного отношения к окружающему миру и, в частности, воспитание экологической культуры, является неотъемлемой составляющей духовно-нравственного воспитания студентов. Следовательно, одн...
Формирование экологической культуры на уроках географии и во внеурочное время
Формирование экологической культуры на уроках географии и во внеурочное время...
формирование экологической культуры на уроках английского языка
данная работа имеет исследовательский характер, поможет в работе над формированием экологической культуры на уроках английского языка,...
формирование экологической культуры на уроках английского языка
данная работа поможет в работе над формированием экологической культуры на уроках английского языка...