Разработка урока "Решение задач на сплавы и растворы"
методическая разработка по химии (11 класс) на тему

   Урок "Решение задач  на  сплавы и  растворы"- интегрированный  с  математикой. Идет закрепление понятия массовой  доли вещества  на примере сплавов  металлов, растворов. Также создается алгоритм решения задач  данного типа с  точки  зрения  математики и  химии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reshenie_zadach_na_splavy.docx113.87 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Решение задач  на  сплавы  и  растворы.

Цели  урока:

Образовательные:

  1. Актуализировать понятие процента, массовой доли вещества и концентрации вещества.
  2. . Рассмотреть алгоритм решения задач на сплавы и  растворы: познакомиться с приемами решения задач в математике и химии.

        3.Выявить уровень овладения учащихся комплексом знаний и умений по решению задач на смеси химическими и математическими способами.

Развивающие:

  1. Развивать способности к самостоятельному выбору метода решения задач.
  2. Умение обобщать, абстрагировать и конкретизировать знания.
  3. Умение оценивать собственные возможности.

Воспитательные:

Воспитывать познавательный интерес к химии и математике, культуру общения, способность к коллективной работе.

            Задачи урока.

  1. Обобщить знания учащихся по теме « Расчетные задачи с использованием понятия «доля», «процентная концентрация».
  2. Продолжить развивать умения решать задачи, используя алгебраический метод решения.

Ход урока

I. Организационный момент (Слайд №1 )

Учитель математики:    Здравствуйте!  Сегодня мы проводим необычный урок. Урок по структуре называется интегрированным. Прежде всего мы сформулируем  тему урока. А  чтобы сформулировать тему урока,  давайте вспомним олимпиаду зимних олимпийских игр 2018. Олимпиада проводилась с 9 по 25 февраля 2018 года в городе  Пхёнчхане Южной Кореи. Это небольшой курортный городок численность населения не превышает 50 тысяч человек,  был выбран столицей 23-й Олимпиады-2018.

Обратимся к таблице. C:\Users\школа4\Pictures\ооооооо.png

 Всего участвовало 87 стран. 1м-Норвегия, 2м-Германия, 3м-Канада, а Россия заняла 13 место. Наши  спортсмены завоевали 2 золотые, 6 серебряных и 9 бронзовых медалей. За всю историю проведения олимпийских игр медали были самыми крупными.

Учитель химии:

Учитель химии: Золотая  медаль  содержит 580 г  серебра  и грамм золота.  Медаль массазы 586 г.

Итак, тема урока….  « Решение задач на сплавы и расстворы» (учащиеся формулируют сами)

Какова цель нашего урока? (Обобщить знания учащихся по теме « Расчетные задачи с использованием понятия «доля», «процентная концентрация»)

Эпиграф: (Слайд № 2)

 «Только из союза двух работающих вместе и при помощи друг друга рождаются великие вещи»                              

                                                                                                                   Антуан деСент- Экзюпери

Учитель математики: Задачам на растворы  в школьной программе по математике  уделяется очень мало времени, но эти задачи встречаются на экзаменах в 9 и 11 классах. На этом уроке мы посмотрим с вами на задачи с двух точек зрения – с химической и математической, и выясним: как математика помогает в решении химических задач и как химия решает некоторые математические задачи.

 Учитель математики: Для урока необходимо повторить некоторые определения .(слайд3), поэтому

Устная разминка: начнем с кроссворда(Слайд № 3)

Кроссворд:

1. Сотая часть числа называется …(процент)
2. Частное двух чисел называют …(отношение)

3. Верное равенство двух отношений называют …(пропорция)

4. В химии определение этого понятия звучало бы так: гомогенная смесь, образованная не менее чем двумя компонентами … (раствор). Один из которых называется растворителем, а другой растворимым веществом.

5. Отношение массы растворимого вещества к массе раствора называют массовой долей вещества в растворе или …(концентрация)2011-02-13_182945.png

Вырази в процентах числа(Слайд №4 )

А

0,11

0,02

5

0,2


Представь в виде десятичных дробей(Слайд №5 )

А

10%

74%

6%

23%

Учитель химии: Золотая  медаль  содержит 580 г  серебра  и   грамм золота.  Медаль массазы 586 г.

Серебрянная медаль:  серебро   99.9%          олово-0,1%

Бронзовая  медаль- Си- 90%,  цинк- 10%,

Задача 1. Масса     олимпийских   медалей составляет 586 г. Массовая  доля золота в  золотой  медали  равна 1,024%. Какова масса   чистого золота в золотой  медали?

Дано:                                              Решение:

m (медали)= 586г  

W (Au)= 1,024%                    W (в-ва)= m (в-ва)/  m (сплава)  

             m (Au)= m(  ) x w (Au)

    (Au) -7

        m (Au)=586x0,01024= 6г

        Ответ:  m (Au)= 6г

Задача 2

Дано:                                              Решение:

m (медали)= 586г  

W (Ag)= 99,9%                    W (в-ва)= m (в-ва)/  m (сплава)  

             m (Ag)= m(  ) x w (Ag)

    (Ag) -7

        m (Ag)=586x 0,999= 585,41

        Ответ:  m (Ag)= 585,41

Это химическое  решение задачи на  содержания  металла в сплаве основываясь на  формулу вычисления  массовой  доли вещества.

m (Au)=586x0,01024= 6г

m (Ag)=586x 0,999= 585,41

Давайте, попробуем  составить  другое  выражение  

показывающее  соотношение  этих  трех данных  

веществ

  ДОЛЯ ОСНОВНОГО ВЕЩЕСТВА,

 ОБЩАЯ МАССА  сплава

масса  вещества,    m

СПЛАВ

Учитель математики: (Слайд №24)

Задача №3:Для изготовления  ювелирной продукции используют  сплав золота с медью.

Определите процентное  содержание(массовую долю)золота  в сплаве, полученном из 1 кг золота  и 715г меди.

СПЛАВ

  ДОЛЯ ОСНОВНОГО ВЕЩЕСТВА,

 ОБЩАЯ МАССА  сплава

масса  вещества,    m

Х

1,715кг

1 кг

W (в-ва)= m (в-ва)/  m (сплава )  

(1:1,715) *100%=58%

Задача 4

 Изюм получается   в процессе  сушки винограда. Сколько  кг  винограда  потребуется  для  получения  20 кг изюма,  если  виноград  содержит 90% воды, а  изюм  содержит 5%  воды

  ДОЛЯ ОСНОВНОГО ВЕЩЕСТВА,

 ОБЩАЯ МАССА  сплава

масса  вещества,    

Изюм

1-0,05= 0,95

20кг

0,95  *20= 19кг

  Виноград

1-0.9 = 0,1

Х

0,1Х

0,1Х=19

Х=190 кг

5)  Исследовательская  работа .         

I.Цель  работы:  Создать условия для   практической  деятельности  обучающихся.  Выработать умение работать  в группе, выбирать пути  решения   проблемы и оценивать результаты  работы.

II. Задачи работы: 1. Для решения задач настроить весы.

2.Взвешивание предложенных предметов( ложка, серьга  золотая)

3.  Вычислить  массовую долю  в сплавах  по  результатам  взвешивания.

III/Оборудование: Серьга    (сплав золота и меди),  чайная ложка ( сплав никеля и олова)

IV   Ход   работы:

  1. Практическая  деятельность  учащихся. После взвешивания заполняют   таблицу и вычисляют массы золота в серьге  и олова  в изделии.

  ДОЛЯ ОСНОВНОГО ВЕЩЕСТВА,

 ОБЩАЯ МАССА  сплава

масса  вещества,    m

серьги

0,585

Чайная  ложка

0,15

20г

Задача №  6

Имеется  два  сплава. Первый  содержит  10% никеля,  второй -30% никеля.  Из  этих  двух сплавов  получили  3  сплав, массой 200 кг, содержащий  25% никеля. На  сколько кг  масса первого сплава была  меньше  массы  второго?

сплавы

  ДОЛЯ ОСНОВНОГО ВЕЩЕСТВА,

 ОБЩАЯ МАССА  сплава

масса  вещества,    m

I

0,1

Х

0,1х

II

0,3

У

0,3у

III

0,25

200

50

Составляем  систему  уравнений:

Х+У=200                  

 0,1х+0, 3у=50

Задача 7.

Имеется  2  сплава. Первый  сплав  содержит 10% Си  и Второй 40%  Си.  Масса  второго  сплава  больше  массы  первого  на 3  кг. Из  этих  двух сплавов  получили третий  сплав, содержащий 30 %  Си. Найдите  массу  3 его  сплава.  Ответ  дайте  в  кг

сплавы

  ДОЛЯ ОСНОВНОГО ВЕЩЕСТВА,

 ОБЩАЯ МАССА  сплава

масса  вещества,    m

I

0,1

Х

0,1х

II

0,4

Х+3

0,4( Х+3)

III

0,3

2Х+3

0,3( 2Х+3)

0,1Х+ 0,4(Х+3)= 0,3( 2Х+3)

Задачи  на  растворы.

Задача 8

Смешали  некоторое  количествр15-пролцентного  

 р-ра    некоторого  вещества   с таким  же  количеством 19-процентного  р-ра  этого  вещества. Сколько  процентов  составляет  концентрация полечившегося раствора?

раствор

  ДОЛЯ ОСНОВНОГО ВЕЩЕСТВА,

 ОБЩАЯ МАССА  сплава

масса  вещества,    m

I

0,15

А

0,15А

II

0,19

А

0,19 А

III

Х

2АХ

0,15А+0,19А= 2АХ

Задача   №8.

Имеется   два  сосуда.  Первый  содержит 30 кг, а второй -20 кг   раствора  кислоты  различной  концентрации. Если   эти  растворы   смещать,  то  получится раствор 68%  кислоты.  Если   же смещать  равные  массы  этих  растворов, то  получится раствор, содержащий  70 % кислоты.  Сколько  кг  кислоты  содержится  в  первом   сосуде?

раствор

  ДОЛЯ ОСНОВНОГО ВЕЩЕСТВА,

 ОБЩАЯ МАССА  сплава

масса  вещества,    m

I

Х

30

30Х

II

У

20

20У

III

0,68

50

34

30Х+20У=34

раствор

  ДОЛЯ ОСНОВНОГО ВЕЩЕСТВА,

 ОБЩАЯ МАССА  сплава

масса  вещества,    m

I

Х

А

АХ

II

У

А

АУ

III

0,7

1,4 А

АХ+АУ=1,4А

30Х+20У=34

АХ+АУ=1,4А

Подведение итогов урока

Учитель химии.

– Посмотрите на содержание всех решенных сегодня задач. Что их объединяет?  (Задачи на растворы.)

– Действительно, во всех задачах фигурируют водные растворы; расчеты связаны с массовой долей растворенного вещества;

Учитель математики.

– Посмотрите на эти задачи с точки зрения математики. Что их объединяет?  (Задачи на проценты.)

При решении всех этих задач  мы используем правило нахождения процента от числа.

Оценки за урок.

Критерии оценивания: всего было 6 задач: максимальное кол-во заработанных жетонов-6Значит:

Домашнее задание. : (Слайд31)

Текстовые задачи на  , сплавы, растворы

из сборника

«МАТЕМАТИКА.  ПОДГОТОВКА К ЕГЭ-2017»

Под редакцией Ф. Ф. Лысенко, С. Ю. Кулабухова: 

  1. Смешали 30%-ный раствор соляной кислоты с 10%-ным и получили 600 г 15%-го раствора. Сколько граммов 10%-го раствора было взято?
  2. Имеется кусок сплава меди с оловом общей массой 24 кг,  содержащий 45% меди. Сколько чистого олова надо прибавить к этому куску  сплава, чтобы полученный новый сплав содержал 40% меди?

Рефлексия

Критерии

Показатели

Знаю и умею – 3 балла

Затрудняюсь – 2 балла

Знаю

– определение процента

– основное свойство пропорции;

определение массовой доли

Умею

- решать задачи алгебраическим способом

– решать задачи с помощью химических формул;

Полезным ли для вас оказался этот интегрированный урок?

Смогли ли вы выбрать наиболее подходящий для вас способ решения?

Будете ли вы использовать эти методы в дальнейшем и при решении заданий ЕГЭ?

Наш урок подошел к концу.

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Разработка урока по информатике в 5 классе по теме "Устройство компьютера. Клавиатура". Разработка практической работы в графическом редакторе Paint, творческие мини-проекты.

Урок - обобщение знаний по теме "Устройство компьютера". Основной акцент делается на устройстве ввода информации в компьютер - клавиатуре. Для работы в графическом редакторе Paint разработаны практиче...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....