Разработка урока "Решение задач на сплавы и растворы"
методическая разработка по химии (11 класс) на тему
Урок "Решение задач на сплавы и растворы"- интегрированный с математикой. Идет закрепление понятия массовой доли вещества на примере сплавов металлов, растворов. Также создается алгоритм решения задач данного типа с точки зрения математики и химии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_zadach_na_splavy.docx | 113.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Решение задач на сплавы и растворы.
Цели урока:
Образовательные:
- Актуализировать понятие процента, массовой доли вещества и концентрации вещества.
- . Рассмотреть алгоритм решения задач на сплавы и растворы: познакомиться с приемами решения задач в математике и химии.
3.Выявить уровень овладения учащихся комплексом знаний и умений по решению задач на смеси химическими и математическими способами.
Развивающие:
- Развивать способности к самостоятельному выбору метода решения задач.
- Умение обобщать, абстрагировать и конкретизировать знания.
- Умение оценивать собственные возможности.
Воспитательные:
Воспитывать познавательный интерес к химии и математике, культуру общения, способность к коллективной работе.
Задачи урока.
- Обобщить знания учащихся по теме « Расчетные задачи с использованием понятия «доля», «процентная концентрация».
- Продолжить развивать умения решать задачи, используя алгебраический метод решения.
Ход урока
I. Организационный момент (Слайд №1 )
Учитель математики: Здравствуйте! Сегодня мы проводим необычный урок. Урок по структуре называется интегрированным. Прежде всего мы сформулируем тему урока. А чтобы сформулировать тему урока, давайте вспомним олимпиаду зимних олимпийских игр 2018. Олимпиада проводилась с 9 по 25 февраля 2018 года в городе Пхёнчхане Южной Кореи. Это небольшой курортный городок численность населения не превышает 50 тысяч человек, был выбран столицей 23-й Олимпиады-2018.
Обратимся к таблице.
Всего участвовало 87 стран. 1м-Норвегия, 2м-Германия, 3м-Канада, а Россия заняла 13 место. Наши спортсмены завоевали 2 золотые, 6 серебряных и 9 бронзовых медалей. За всю историю проведения олимпийских игр медали были самыми крупными.
Учитель химии:
Учитель химии: Золотая медаль содержит 580 г серебра и грамм золота. Медаль массазы 586 г.
Итак, тема урока…. « Решение задач на сплавы и расстворы» (учащиеся формулируют сами)
Какова цель нашего урока? (Обобщить знания учащихся по теме « Расчетные задачи с использованием понятия «доля», «процентная концентрация»)
Эпиграф: (Слайд № 2)
«Только из союза двух работающих вместе и при помощи друг друга рождаются великие вещи»
Антуан деСент- Экзюпери
Учитель математики: Задачам на растворы в школьной программе по математике уделяется очень мало времени, но эти задачи встречаются на экзаменах в 9 и 11 классах. На этом уроке мы посмотрим с вами на задачи с двух точек зрения – с химической и математической, и выясним: как математика помогает в решении химических задач и как химия решает некоторые математические задачи.
Учитель математики: Для урока необходимо повторить некоторые определения .(слайд3), поэтому
Устная разминка: начнем с кроссворда(Слайд № 3)
Кроссворд:
1. Сотая часть числа называется …(процент)
2. Частное двух чисел называют …(отношение)
3. Верное равенство двух отношений называют …(пропорция)
4. В химии определение этого понятия звучало бы так: гомогенная смесь, образованная не менее чем двумя компонентами … (раствор). Один из которых называется растворителем, а другой растворимым веществом.
5. Отношение массы растворимого вещества к массе раствора называют массовой долей вещества в растворе или …(концентрация)
Вырази в процентах числа(Слайд №4 )
А |
0,11 |
0,02 |
5 |
0,2 |
Представь в виде десятичных дробей(Слайд №5 )
А |
10% |
74% |
6% |
23% |
Учитель химии: Золотая медаль содержит 580 г серебра и грамм золота. Медаль массазы 586 г.
Серебрянная медаль: серебро 99.9% олово-0,1%
Бронзовая медаль- Си- 90%, цинк- 10%,
Задача 1. Масса олимпийских медалей составляет 586 г. Массовая доля золота в золотой медали равна 1,024%. Какова масса чистого золота в золотой медали?
Дано: Решение:
m (медали)= 586г
W (Au)= 1,024% W (в-ва)= m (в-ва)/ m (сплава)
m (Au)= m( ) x w (Au)
(Au) -7
m (Au)=586x0,01024= 6г
Ответ: m (Au)= 6г
Задача 2
Дано: Решение:
m (медали)= 586г
W (Ag)= 99,9% W (в-ва)= m (в-ва)/ m (сплава)
m (Ag)= m( ) x w (Ag)
(Ag) -7
m (Ag)=586x 0,999= 585,41
Ответ: m (Ag)= 585,41
Это химическое решение задачи на содержания металла в сплаве основываясь на формулу вычисления массовой доли вещества.
m (Au)=586x0,01024= 6г
m (Ag)=586x 0,999= 585,41
Давайте, попробуем составить другое выражение
показывающее соотношение этих трех данных
веществ
ДОЛЯ ОСНОВНОГО ВЕЩЕСТВА, | ОБЩАЯ МАССА сплава | масса вещества, m | |
СПЛАВ |
Учитель математики: (Слайд №24)
Задача №3:Для изготовления ювелирной продукции используют сплав золота с медью.
Определите процентное содержание(массовую долю)золота в сплаве, полученном из 1 кг золота и 715г меди.
СПЛАВ | ДОЛЯ ОСНОВНОГО ВЕЩЕСТВА, | ОБЩАЯ МАССА сплава | масса вещества, m |
Х | 1,715кг | 1 кг |
W (в-ва)= m (в-ва)/ m (сплава )
(1:1,715) *100%=58%
Задача 4
Изюм получается в процессе сушки винограда. Сколько кг винограда потребуется для получения 20 кг изюма, если виноград содержит 90% воды, а изюм содержит 5% воды
ДОЛЯ ОСНОВНОГО ВЕЩЕСТВА, | ОБЩАЯ МАССА сплава | масса вещества, | |
Изюм | 1-0,05= 0,95 | 20кг | 0,95 *20= 19кг |
Виноград | 1-0.9 = 0,1 | Х | 0,1Х |
0,1Х=19
Х=190 кг
5) Исследовательская работа .
I.Цель работы: Создать условия для практической деятельности обучающихся. Выработать умение работать в группе, выбирать пути решения проблемы и оценивать результаты работы.
II. Задачи работы: 1. Для решения задач настроить весы.
2.Взвешивание предложенных предметов( ложка, серьга золотая)
3. Вычислить массовую долю в сплавах по результатам взвешивания.
III/Оборудование: Серьга (сплав золота и меди), чайная ложка ( сплав никеля и олова)
IV Ход работы:
- Практическая деятельность учащихся. После взвешивания заполняют таблицу и вычисляют массы золота в серьге и олова в изделии.
ДОЛЯ ОСНОВНОГО ВЕЩЕСТВА, | ОБЩАЯ МАССА сплава | масса вещества, m | |
серьги | 0,585 | 5г | |
Чайная ложка | 0,15 | 20г |
Задача № 6
Имеется два сплава. Первый содержит 10% никеля, второй -30% никеля. Из этих двух сплавов получили 3 сплав, массой 200 кг, содержащий 25% никеля. На сколько кг масса первого сплава была меньше массы второго?
сплавы | ДОЛЯ ОСНОВНОГО ВЕЩЕСТВА, | ОБЩАЯ МАССА сплава | масса вещества, m |
I | 0,1 | Х | 0,1х |
II | 0,3 | У | 0,3у |
III | 0,25 | 200 | 50 |
Составляем систему уравнений:
Х+У=200
0,1х+0, 3у=50
Задача 7.
Имеется 2 сплава. Первый сплав содержит 10% Си и Второй 40% Си. Масса второго сплава больше массы первого на 3 кг. Из этих двух сплавов получили третий сплав, содержащий 30 % Си. Найдите массу 3 его сплава. Ответ дайте в кг
сплавы | ДОЛЯ ОСНОВНОГО ВЕЩЕСТВА, | ОБЩАЯ МАССА сплава | масса вещества, m |
I | 0,1 | Х | 0,1х |
II | 0,4 | Х+3 | 0,4( Х+3) |
III | 0,3 | 2Х+3 | 0,3( 2Х+3) |
0,1Х+ 0,4(Х+3)= 0,3( 2Х+3)
Задачи на растворы.
Задача 8
Смешали некоторое количествр15-пролцентного
р-ра некоторого вещества с таким же количеством 19-процентного р-ра этого вещества. Сколько процентов составляет концентрация полечившегося раствора?
раствор | ДОЛЯ ОСНОВНОГО ВЕЩЕСТВА, | ОБЩАЯ МАССА сплава | масса вещества, m |
I | 0,15 | А | 0,15А |
II | 0,19 | А | 0,19 А |
III | Х | 2А | 2АХ |
0,15А+0,19А= 2АХ
Задача №8.
Имеется два сосуда. Первый содержит 30 кг, а второй -20 кг раствора кислоты различной концентрации. Если эти растворы смещать, то получится раствор 68% кислоты. Если же смещать равные массы этих растворов, то получится раствор, содержащий 70 % кислоты. Сколько кг кислоты содержится в первом сосуде?
раствор | ДОЛЯ ОСНОВНОГО ВЕЩЕСТВА, | ОБЩАЯ МАССА сплава | масса вещества, m |
I | Х | 30 | 30Х |
II | У | 20 | 20У |
III | 0,68 | 50 | 34 |
30Х+20У=34
раствор | ДОЛЯ ОСНОВНОГО ВЕЩЕСТВА, | ОБЩАЯ МАССА сплава | масса вещества, m |
I | Х | А | АХ |
II | У | А | АУ |
III | 0,7 | 2А | 1,4 А |
АХ+АУ=1,4А
30Х+20У=34
АХ+АУ=1,4А
Подведение итогов урока
Учитель химии.
– Посмотрите на содержание всех решенных сегодня задач. Что их объединяет? (Задачи на растворы.)
– Действительно, во всех задачах фигурируют водные растворы; расчеты связаны с массовой долей растворенного вещества;
Учитель математики.
– Посмотрите на эти задачи с точки зрения математики. Что их объединяет? (Задачи на проценты.)
При решении всех этих задач мы используем правило нахождения процента от числа.
Оценки за урок.
Критерии оценивания: всего было 6 задач: максимальное кол-во заработанных жетонов-6Значит:
Домашнее задание. : (Слайд31)
Текстовые задачи на , сплавы, растворы
из сборника
«МАТЕМАТИКА. ПОДГОТОВКА К ЕГЭ-2017»
Под редакцией Ф. Ф. Лысенко, С. Ю. Кулабухова:
- Смешали 30%-ный раствор соляной кислоты с 10%-ным и получили 600 г 15%-го раствора. Сколько граммов 10%-го раствора было взято?
- Имеется кусок сплава меди с оловом общей массой 24 кг, содержащий 45% меди. Сколько чистого олова надо прибавить к этому куску сплава, чтобы полученный новый сплав содержал 40% меди?
Рефлексия
Критерии | Показатели | ||
Знаю и умею – 3 балла | Затрудняюсь – 2 балла | ||
Знаю | – определение процента | ||
– основное свойство пропорции; | |||
определение массовой доли | |||
Умею | |||
- решать задачи алгебраическим способом | |||
– решать задачи с помощью химических формул; |
Полезным ли для вас оказался этот интегрированный урок?
Смогли ли вы выбрать наиболее подходящий для вас способ решения?
Будете ли вы использовать эти методы в дальнейшем и при решении заданий ЕГЭ?
Наш урок подошел к концу.
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»
Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...
Разработка урока по информатике в 5 классе по теме "Устройство компьютера. Клавиатура". Разработка практической работы в графическом редакторе Paint, творческие мини-проекты.
Урок - обобщение знаний по теме "Устройство компьютера". Основной акцент делается на устройстве ввода информации в компьютер - клавиатуре. Для работы в графическом редакторе Paint разработаны практиче...
Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"
Тема «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока: освоение учащимися знания о вк...
Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....