рабочая программа по химии 10кл базовый уровень
рабочая программа по химии (10 класс) на тему

Марина Огорелкова

Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования,  основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, рабочей программы по химии 10-11 классы. Автор О.С.Габриелян. – Москва, Дрофа 2013 г

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_himiya_10kl.docx39.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Усть-Ишимский лицей «Альфа»

Усть-Ишимского района

Рассмотрена                                                           Принята                                                                     «Утверждаю»

на заседании ШМО учителей                          Педагогическим советом                                   Директор МБОУ «лицей «Альфа»

естественно-научного цикла                           МБОУ «лицей «Альфа»                                         _______________/Н.Г. Сухатская/

лицея «Альфа»                                                  Протокол № ___                                              

Протокол № ____                                             от __________2018 г.                                     

 от ________2018 г.

Рабочая программа по предмету: Химия

Класс: 10 класс

Уровень подготовки: базовый

Количество часов в неделю по учебному плану –  2 часа

Количество часов в год –   70   часа

Огорелкова Марина Витальевна

Учитель химии

Усть-Ишим – 2018

Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования,  основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, рабочей программы по химии 10-11 классы. Автор О.С.Габриелян. – Москва, Дрофа 2013 г.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

1. Личностные результаты:

1) проявление активной гражданской позиции, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину;

2) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;

3) сформированность основ саморазвития и самовоспитания; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

4) толерантное сознание и поведение; готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

5) сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

6) реализовывать ценности здорового и безопасного образа жизни; осознанно выбирать будущую профессию.

2. Метапредметные результаты:

  • Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
  • Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
  • Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • Умение использовать средства ИКТ.

3. Предметные результаты на базовом уровне:

1) сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

2) владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;

3) владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания для решения практических задач;

4) сформированность умения давать количественные оценки и проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям;

5) владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;

6) сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.

Ученик на базовом уровне научится:

  • раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека;
  • демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими естественными науками;
  • раскрывать на примерах положения теории химического строения А.М. Бутлерова;
  • объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об их составе и строении;
  • применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу и строению;
  • составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ как носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к определенному классу соединений;
  • характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
  • приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства типичных представителей классов органических веществ с целью их идентификации и объяснения области применения;
  • прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний о типах химической связи в молекулах реагентов и их реакционной способности;
  • использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для безопасного применения в практической деятельности;
  • приводить примеры практического использования продуктов переработки нефти и природного газа, высокомолекулярных соединений (полиэтилена, синтетического каучука, ацетатного волокна);
  • проводить опыты по распознаванию органических веществ: глицерина, уксусной кислоты, непредельных жиров, глюкозы, крахмала, белков – в составе пищевых продуктов и косметических средств;
  • владеть правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием;
  • проводить расчеты на нахождение молекулярной формулы углеводорода по продуктам сгорания и по его относительной плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав;
  • владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии;
  • осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам веществ;
  • критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественно-научной корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции;
  • представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических, сырьевых, и роль химии в решении этих проблем.

Ученик на базовом уровне получит возможность научиться:

  • иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на различных исторических этапах ее развития;
  • использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания органических веществ;
  • устанавливать генетическую связь между классами органических веществ для обоснования принципиальной возможности получения органических соединений заданного состава и строения;
  • устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний.

Содержание учебного предмета

ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ. 10 КЛАСС

Введение

Методы научного познания. Наблюдение, предположение, гипотеза. Поиск закономерностей. Научный эксперимент. Вывод.

Демонстрации. Видеофрагменты, слайды с изображением химической лаборатории, проведения химического эксперимента.

Тема 1. Теория строения органических соединений

        Теория строения органических соединений. Предмет органической химии. Место и значение органической химии в системе естественных наук. Валентность. Химическое строение. Основные положения теории строения органических соединений. Углеродный скелет органической молекулы. Кратность химической связи. Изомерия и изомеры.

Демонстрации. Плавление, обугливание и горение органических веществ. Модели молекул представителей различных классов органических соединений.

Лабораторные опыты. 1. Определение элементного состава органических соединений. 2. Изготовление моделей молекул органических соединений.

Тема 2. Углеводороды и их природные источники

Алканы. Природный газ, его состав и применение как источника энергии и химического сырья.

Гомологический ряд предельных углеводородов. Изомерия и номенклатура алканов. Свойства (горение, реакции замещения, пиролиз, дегидрирование). Применение. Крекинг и изомеризация алканов. Алкильные радикалы. Механизм свободнорадикального галогенирования алканов.

Алкены. Этилен как представитель алкенов. Получение этилена в промышленности (дегидрирование этана) и в лаборатории (дегидратация этанола). Свойства (горение, бромирование, гидратация, полимеризация, окисление раствором KMnO4) и применение этилена. Полиэтилен. Пропилен. Стереорегулярность полимера. Основные понятия химии высокомолекулярных соединений. Реакции полимеризации.

Диены. Бутадиен и изопрен как представители диенов. Реакции присоединения с участием сопряженных диенов (бромирование, полимеризация, гидрогалогенирование, гидрирование). Натуральный и синтетический каучуки. Резина.

Алкины. Ацетилен как представитель алкинов. Получение ацетилена карбидным и метановым способами. Получение карбида кальция. Свойства (горение, бромирование, гидратация, тримеризация) и применение ацетилена.

Арены. Бензол как представитель аренов. Современные представления о строении бензола. Свойства бензола (горение, нитрование, бромирование) и его применение.

Нефть и способы ее переработки. Состав нефти. Переработка нефти: перегонка и крекинг. Риформинг низкосортных нефтепродуктов. Понятие об октановом числе.

Демонстрации. Горение метана, этилена, ацетилена. Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к растворам перманганата калия и бромной воде. Получение этилена реакцией дегидратации этанола, ацетилена – гидролизом карбида кальция. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов.

Лабораторные опыты. 3. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах. 4. Получение и свойства ацетилена. 5. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки».

Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения.

Спирты. Метанол и этанол как представители предельных одноатомных спиртов. Свойства этанола (горение, окисление в альдегид, дегидратация). Получение (брожением глюкозы и гидратацией этилена) и применение этанола. Этиленгликоль. Глицерин как еще один представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты.

Фенол. Получение фенола из каменного угля. Каменный уголь и его использование. Коксование каменного угля, важнейшие продукты коксохимического производства.

Взаимное влияние атомов в молекуле фенола (взаимодействие с бромной водой и гидроксидом натрия). Получение и применение фенола.

Альдегиды. Формальдегид и ацетальдегид как представители альдегидов. Понятие о кетонах. Свойства (реакция окисления в кислоту и восстановления в спирт, реация поликонденсации формальдегида с фенолом). Получение (окислением спиртов) и применение формальдегида и ацетальдегида. Фенолформальдегидные пластмассы. Термопластичность и термореактивность.

Карбоновые кислоты. Уксусная кислота как представитель предельных одноосновных карбоновых кислот. Свойства уксусной кислоты (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов и солями; реакция этерификации). Применение уксусной кислоты.

Сложные эфиры и жиры. Сложные эфиры как продукты взаимодействия кислот со спиртами. Значение сложных эфиров в природе и жизни человека. Отдельные представители кислот иного строения: олеиновая, линолевая, линоленовая, акриловая, щавелевая, бензойная.

Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных карбоновых кислот. Растительные и животные жиры, их состав. Гидролиз или омыление жиров. Мыла. Синтетические моющие средства (СМС). Применение жиров. Замена жиров в технике непищевым сырьем.

Углеводы. Понятие об углеводах. Глюкоза как представитель моносахаридов. Понятие о двойственной функции органического соединения на примере свойств глюкозы как альдегида многоатомного спирта – альдегидоспирта. Брожение глюкозы. Значение и применение глюкозы. Фруктоза как изомер глюкозы.

Сахароза как представитель дисахаридов. Производство сахара.

Крахмал и целлюлоза как представители полисахаридов. Сравнение их свойств и биологическая роль. Применение этих полисахаридов.

Демонстрации. Окисление спирта в альдегид. Качественные реакции на многоатомные спирты. Коллекция «Каменный уголь». Коллекция продуктов коксохимического производства. Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. Качественные реакции на фенол. Реакция серебряного зеркала альдегидов и глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоту с помощью гидроксида меди (II). Качественная реакция на крахмал. Коллекция эфирных масел. Коллекция пластмасс и изделий из них. Коллекция искусственных волокон и изделий из них.

Лабораторные опыты. 6. Свойства этилового спирта. 7. Свойства глицерина. 8. Свойства формальдегида. 9. Свойства уксусной кислоты. 10. Свойства жиров. 11 Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка. 12. Свойства глюкозы. 13. Свойства крахмала.

Тема 4. Азотсодержащие органические соединения

Амины. Метиламин как представитель алифатических аминов и анилин – как ароматических. Основность аминов в сравнении с основными свойствами аммиака. Анилин и его свойства (взаимодействие с соляной кислотой и бромной водой). Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений на примере анилина. Получение анилина по реакции Н.Н.Зинина. Применение анилина.

Аминокислоты. Глицин и аланин как представители природных аминокислот. Свойства аминокислот как амфотерных органических соединений (взаимодействие с щелочами и кислотами). Особенности диссоциации аминокислот в водных растворах. Биполярные ионы. Образование полипептидов. Аминокапроновая кислота как представитель синтетических аминокислот. Понятие о синтетических волокнах на примере капрона. Аминокислоты в природе, их биологическая роль. Незаменимые аминокислоты.

Белки. Белки как полипептиды. Структура белковых молекул. Свойства белков (горение, гидролиз, цветные реакции). Биологическая роль белков.

Нуклеиновые кислоты. Нуклеиновые кислоты как полинуклеотиды. Строение нуклеотида. РНК и ДНК в сравнении. Их роль в хранении и передачи наследственной информации. Понятие о генной инженерии и биотехнологии.

Генетическая связь между классами органических соединений. Понятие о генетической связи и генетических рядах.

Демонстрации. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков. Горение птичьего пера и шерстяной нити. Модель молекулы ДНК. Переходы: этанол – этилен – этиленгликоль – этиленгликолят меди (II); этанол – этаналь – этановая кислота.

Лабораторные опыты. 14. Свойства белков.

Практическая работа №1. Решение экспериментальных задач по идентификации органических соединений.

Тема 5. Химия и жизнь

Пластмассы и волокна. Полимеризация и поликонденсация как способы получения синтетических высокомолекулярных соединений. Получение искусственных высокомолекулярных соединений химической модификацией природных полимеров. Строение полимеров: линейное, пространственное, сетчатое.

Понятие о пластмассах. Термопластичные и термореактивные полимеры. Отдельные представители синтетических и искусственных полимеров: фенолформальдегидные смолы, поливинилхлорид, тефлон, целлулоид.

Понятие о химических волокнах. Натуральные, синтетические и искусственные волокна. Классификация и отдельные представители химических волокон: ацетатное (триацетатный шелк) и вискозное, винилхлоридные (хлорин), полинитрильные (нитрон), полиамидные (капрон, найлон), полиэфирные (лавсан).

Ферменты. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Понятие о рН среды. Особенности строения и свойств (селективности и эффективность, зависимость действия от температуры и рН среды раствора) ферментов по сравнению с неорганическими катализаторами. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и производстве.

Витамины. Понятие о витаминах. Виды витаминной недостаточности. Классификация витаминов. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.

Гормоны. Понятие о гормонах как биологически активных веществах, выполняющих эндокринную регуляцию жизнедеятельности организмов. Важнейшие свойства гормонов: высокая физиологическая активность, дистанционное действие, быстрое разрушение в тканях. Отдельные представители гормонов:инсулин и адреналин. Профилактика сахарного диабета. Понятие о стероидных гормонах на примере половых гормонов.

Лекарства. Лекарственная химия: от ятрохимии и фармакотерапии до химиотерапии. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.

Решение задач по органической химии. Решение задач на вывод формулы органических веществ по продуктам сгорания и массовым долям элементов.

Демонстрации. Коллекция пластмасс, синтетических волокон и изделий из них. Разложение пероксида водорода с помощью природных объектов, содержащих каталазу (сырое мясо, сырой картофель). Коллекция СМС, содержащих энзимы. Испытание среды раствора СМС индикаторной бумагой. Коллекция витаминных препаратов. Испытание среды раствора аскорбиновой кислоты индикаторной бумагой. Испытание аптечного препарата инсулина на белок.

Лабораторные опыты. 15. Знакомство с образцами пластмасс, волокон, каучуков.

Практическая работа №2. Распознавание пластмасс и волокон.          

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела, темы

Кол-во часов

Примечания

Введение

1

1

Методы научного познания.

1

Тема 1. Теория строения органических соединений

5

2

Предмет органической химии. ЛО№1 Определение элементного состава органических соединений.

1

3

Место и значение органической химии в системе естественных наук.

1

4

Валентность. Химическое строение.

1

5

Основные положения теории строения органических соединений. Изомерия и изомеры.

1

6

Теория строения органических соединений.

ЛО№2 Изготовление моделей молекул органических соединений.

1

Тема 2. Углеводороды и их природные источники

22

7

Природный газ, его состав и применение.

1

8

Гомологический ряд предельных углеводородов. Алкильные радикалы.

1

9

Номенклатура алканов.

1

10

Изомерия алканов.

1

11

Алканы. Свойства (горение, реакции замещения). Механизм свободнорадикального галогенирования алканов.

1

12

Алканы. Свойства (пиролиз, дегидрирование). Крекинг и изомеризация алканов. Применение.

1

13

Решение задач и упражнений по теме «Алканы»

1

14

Алкены. Получение этилена в промышленности и в лаборатории.

1

15

Алкены. Свойства и применение этилена. Пропилен.

1

16

Основные понятия химии высокомолекулярных соединений. Реакции полимеризации.

1

17

Алкены. ЛО№3 Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах

1

18

Диены. Бутадиен и изопрен. Реакции присоединения с участием сопряженных диенов.

1

19

Натуральный и синтетический каучуки. Резина.

1

20

Алкины. Ацетилен. Получение ацетилена карбидным и метановым способами.

1

21

Свойства и применение ацетилена.

1

22

Алкины. ЛО№4 Получение и свойства ацетилена.

1

23

Арены. Современные представления о строении бензола.

1

24

Свойства бензола и  его применение.

1

25

Состав нефти. Переработка нефти. Понятие об октановом числе.

1

26

Нефть и способы ее переработки. ЛО№5 Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки».

1

27

Обобщение и систематизация знаний по теме «Углеводороды и их природные источники»

1

28

Промежуточная аттестация  за1полугодие 2018-2019уч. года

1

Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения

18

29

Спирты. Метанол и этанол как представители предельных одноатомных спиртов. 

1

30

Свойства этанола. ЛО№6 Свойства этилового спирта

1

31

Получение и применение этанола.

1

32

Этиленгликоль. Глицерин. Качественная реакция на многоатомные спирты. ЛО№7 Свойства глицерина.

1

33

Каменный уголь и его использование.

1

34

Коксование каменного угля, продукты коксохимического производства.

1

35

Фенол. Получение и применение фенола.

1

36

Взаимное влияние атомов в молекуле фенола.

1

37

Альдегиды. Свойства, получение  и применение. Понятие о кетонах.

1

38

Альдегиды. ЛО№8 Свойства формальдегида.

1

39

Карбоновые кислоты.

1

40

Карбоновые кислоты. ЛО№9 Свойства уксусной кислоты.

1

41

Сложные эфиры и жиры. ЛО№10 Свойства жиров

1

42

Мыла. Синтетические моющие средства.  ЛО№11 Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка.

1

43

Понятие об углеводах. Глюкоза как представитель моносахаридов. Значение и применение глюкозы. Фруктоза.

1

44

Понятие о двойственной функции органического соединения.  Брожение глюкозы. ЛО№12 Свойства глюкозы

1

45

Сахароза как представитель дисахаридов. Производство сахара.

1

46

Крахмал и целлюлоза. Сравнение их свойств, роль и применение. ЛО№13 Свойства крахмала.

1

Тема 4. Азотсодержащие органические соединения

13

47

Амины. Основность аминов в сравнении с основными свойствами аммиака.

1

48

Анилин и его свойства. Получение анилина. Применение анилина.

1

49

Аминокислоты. Свойства аминокислот как амфотерных органических соединений.

1

50

Биполярные ионы. Образование полипептидов.

1

51

Понятие о синтетических волокнах. Аминокислоты в природе, их биологическая роль.

1

52

Белки. Белки как полипептиды. Структура белковых молекул.

1

53

Белки. Свойства белков, биологическая роль. ЛО№14 Свойства белков.

1

54

Нуклеиновые кислоты. Понятие о генной инженерии и биотехнологии.

1

55

Понятие о генетической связи и генетических рядах.

1

56

Решение упражнений по теме «Генетическая связь между классами органических соединений»

1

57

Практическая работа №1. Решение экспериментальных задач по идентификации органических соединений.

1

58

Обобщение и систематизация знаний по теме «Кислородсодержащие и азотсодержащие органические соединения» за 2 полугодие 2018-2019 уч.года

1

59

Промежуточная аттестация  за 2 полугодие 2018-2019 уч.года

1

Тема 5. Химия и жизнь

11

60

Получение, строение полимеров.  Понятие о пластмассах. Понятие о волокнах.

1

61

Пластмассы и волокна. ЛО№15. Знакомство с образцами пластмасс, волокон, каучуков

1

62

Ферменты. Особенности строения и свойств. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и производстве.

1

63

Понятие о витаминах. Виды витаминной недостаточности. Классификация витаминов.

1

64

Понятие о гормонах. Важнейшие свойства гормонов. Профилактика сахарного диабета.

1

65

Лекарства. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.

1

66

Практическая работа №2. Распознавание пластмасс и волокон.    

1

67

Решение задач на вывод формулы органических веществ по продуктам сгорания.

1

68

Решение задач на вывод формулы органических веществ по массовым долям элементов.

1

69

Обобщение знаний по курсу органической химии за 2018-2019 учебный год

1

70

Промежуточная аттестация  за 2018-2019 учебный год

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «История» (базовый уровень) для 10 класса на 2012-2013 учебный год

Составлена в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений «Всеобщая история. История России» 10 – 11 классы. Автор составитель: Алексашкина Л.Н....

Рабочая программа 11 класс Семакин базовый уровень

Рабочая программа 11 класс Семакин (базовый уровень)...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» ( базовый уровень) для 7 класса и КТП

Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по литературе, программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы (авторы Г.С. Меркин...

Рабочая программа по английскому языку базовый уровень 8 класс (Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. УМК « Enjoy English») 4 часа в неделю

Рабочая программа составлена на основе:- государственного стандарта основного общего образования по иностранным языкам (английский язык);- примерной программы по учебному предмету Иностранный яз...

Рабочая программа по английскому языку базовый уровень 8 класс (Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. УМК « Enjoy English») 4 часа в неделю

Рабочая программа составлена на основе:- государственного стандарта основного общего образования по иностранным языкам (английский язык);- примерной программы по учебному предмету Иностранный яз...

Рабочая программа курса «География. Землеведение» (базовый уровень) 6- класс с региональным компонентом

Календарно – тематическое планирование по курсу 6 класса «География.  Землеведение» (34 ч) + «Краеведение» (34ч). по учебнику для 6 класса общеобразовательных учреждений под редакцией О...

рабочая программа по химии 10кл углубленный уровень

Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования,  основной образовательной программы среднего (полного) общег...