рабочая программа по химии 9 класс ФГОС, автор А.А.Журин
рабочая программа по химии (9 класс) на тему
рабочая программа по химии 9 класс ФГОС, автор А.А.Журин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_himiya_9.docx | 41.66 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по химии для 9 класса составлена на основе программы «Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 8–9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А.А. Журин. — М. : Просвещение, 2012, на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерной программы по химии. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, коммуникативных качеств личности.
Главные цели основного общего образования состоят в:
1) формировании целостного представления о мире, основанного на приобретённых знаниях, умениях и способах деятельности; 2) приобретении опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания 3) подготовке к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Большой вклад в достижение главных целей основного общего образования вносит изучение химии, которое призвано обеспечить:
1) формирование системы химических знаний как компонента естественно-научной картины мира; 2) развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистического отношения и экологически целесообразного поведения в быту и в трудовой деятельности; 3)выработку понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование отношения к химии как к возможной области будущей практической деятельности; 4) формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни.
Химия как учебная дисциплина предметной области «Естественно-научные предметы» обеспечивает:
1) формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности; умения различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с
определённой системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию; 2) формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности, используя для этого химические знания; 3) приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
Рабочая программа линии УМК «Химия» серии «Сферы» для 8–9 классов образовательных учреждений общего образования разработана на основе примерной программы по химии и полностью включает её содержание. Программа рассчитана на 136 часов, т. е. на два часа в неделю (34 недели). Данная программа составлена в соответствии с программой «Химия. Рабочие программы», а из 11 ч резервного времени 9 ч использованы на обобщающее повторение по изученным разделам, 2 ч – на годовую контрольную работу и ее анализ.
Данную рабочую программу реализуют следующие учебно-методические комплекты «Сферы»:
- А.А. Журин. Химия. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.
Учебно-методические комплекты «Сферы» по химии представляют систему взаимосвязанных компонентов на бумажных и электронных носителях и включают различные типы учебно-методических изданий: учебник, электронное приложение к учебнику, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум, тетрадь-экзаменатор, поурочные методические рекомендации для учителя.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты. Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы.
Основные личностные результаты обучения химии:
1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 3) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 4) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасно-го поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей; 5) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.
Основные метапредметные результаты обучения химии:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 9) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 10) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; 11) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются: 1) формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии; 2) осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира; 3) овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды; 4) формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств; 5) приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов; 6) формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ХИМИИ 8–9 КЛАССОВ
9 КЛАСС
Тема 1. Строение вещества Химическая связь. Образование молекул водорода, азота. Ковалентная связь. Электронные и графические формулы. Уточнение понятия «валентность». Валентные возможности атома. Относительная электроотрицательность атомов. Ряд электроотрицательности. Полярность связи. Частичный заряд. Ковалентная неполярная и ковалентная полярная связь. Ионы. Ионная связь. Границы применимости понятия «валентность». Степень окисления. Максимальная и минимальная степени окисления. Определение степени окисления по электронной формуле вещества. Определение степени окисления по молекулярной формуле бинарного соединения. Валентность, заряд иона и степень окисления. Кристаллы. Типы кристаллических решёток: атомная, ионная, молекулярная. Зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решётки. Демонстрации Модели кристаллических решёток воды, хлорида натрия, алмаза, графита. Лабораторные опыты Составление моделей молекул. Описание физических свойств веществ с разным типом кристаллической решётки.
Тема 2. Многообразие химических реакций
Окисление, восстановление, окислитель, восстановитель с точки зрения изменения степеней окисления атомов. Окислительновосстановительные реакции. Молярная концентрация. Скорость химической реакции. Зависимость скорости химической реакции от условий её проведения: нагревание, увеличение концентрации исходных веществ (для гомогенных реакций) или поверхности соприкосновения (для гетерогенных реакций), использование катализатора. Прямая и обратная химические реакции. Обратимые химические реакции. Изменение скорости химической реакции во времени. Химическое равновесие. Электропроводность растворов. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Уравнения электролитической диссоциации. Реакции ионного обмена. Молекулярные и ионные уравнения химических реакций. Химические свойства кислот и оснований с точки зрения теории электролитической диссоциации. Определение кислот и щелочей как электролитов. Общие свойства кислот. Общие свойства оснований. Взаимодействие растворов солей с растворами кислот и щелочей. Взаимодействие растворов солей друг с другом. Первоначальное представление о качественных реакциях на катионы и анионы. Основания классификации химических реакций. Химические реакции соединения, разложения, замещения, обмена, экзотермические, эндотермические, окислительно-восстановительные, каталитические, обратимые и необратимые.
Демонстрации Горение меди в хлоре. Горение водорода в хлоре. Изменение скорости химической реакции при нагревании веществ. Смещение химического равновесия в системе «2NO2 N2O4». Изучение электропроводности веществ и растворов. Взаимодействие растворов: а) гидроксида натрия и азотной кислоты; б) серной кислоты и гидроксида калия; в) карбоната натрия и соляной кислоты; г) сульфата меди(II) и гидроксида калия. Растворение гидроксида железа(III) в растворе серной кислоты. Эндотермические реакции. Экзотермические реакции.
Лабораторные опыты Окисление меди кислородом воздуха. Восстановление оксида меди(II) водородом. Влияние концентрации на скорость химической реакции. Влияние поверхности соприкосновения на скорость химической реакции. Влияние катализатора на скорость химической реакции. Изучение возможности взаимодействия пар растворов: а) гидроксида натрия и азотной кислоты; б) хлорида железа(III) и азотной кислоты; в) гидроксида натрия и хлорида железа(III). Общие свойства кислот. Общие свойства щелочей. Свойства растворов солей. Химические реакции разных типов.
Практические занятия Условия течения реакций в растворах электролитов до конца.
Тема 3. Многообразие веществ.
Неметаллы и их соединения Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Электронное строение атомов неметаллов. Простые вещества – неметаллы как окислители и восстановители. Расширение представлений об аллотропии на примерах простых веществ фосфора и серы. Положение галогенов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение атомов и молекул. Взаимодействие хлора с водородом, фосфором, натрием, железом, медью, метаном. Получение хлора электролизом раствора хлорида натрия; взаимодействием кристаллического перманганата калия с концентрированным раствором соляной кислоты. Хлороводород. Растворение хлороводорода в воде, окисление хлороводорода в присутствии хлорида меди(II), взаимодействие с ацетиленом. Соляная кислота как сильный электролит: взаимодействие с металлами, оксидами и гидроксидами металлов, с солями. Хлориды в природе. Получение хлороводорода и соляной кислоты в промышленности (синтез) и в лаборатории из кристаллического хлорида натрия и концентрированной серной кислоты. Физические свойства фтора, брома и иода. Сравнение простых веществ как окислителей. Общие свойства галогеноводородов как электролитов. Галогениды в природе. Биологическое действие галогенов. Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов. Аллотропия кислорода и серы. Сравнение химических свойств кислорода и серы на примерах взаимодействия с водородом, алюминием, железом. Восстановительные свойства серы. Получение серы. Сероводород. Восстановительные и окислительные свойства сероводорода. Сероводородная кислота. Сульфиды в природе. Биологическое действие сероводорода. Качественная реакция на сульфид-ион. Получение сероводорода в промышленности и в лаборатории. Оксид серы(IV). Получение оксида серы(IV) из серы, сероводорода, природных сульфидов. Окислительно-восстановительные свойства оксида серы(IV): взаимодействие с кислородом, оксидом углерода(II). Взаимодействие оксида сера(IV) с водой, растворами щелочей. Сульфиты и гидросульфиты. Оксид серы(VI): взаимодействие с водой. Окислительные свойства: реакция с фосфором, иодом калия. Получение оксида серы(VI). Физические свойства серной кислоты. Растворение серной кислоты в воде. Свойства серной кислоты как электролита. Особенности свойств концентрированной серной кислоты. Сульфаты и гидросульфаты. Качественная реакция на сульфат-ион. Первая помощь при ожогах серной кислотой. Схема получения серной кислоты в промышленности. Сравнение свойств неметаллов VI–VII групп и их соединений. Азот как химический элемент и как простое вещество: строение атома и молекулы азота. Физические свойства азота. Азот как окислитель (реакции с литием и водородом) и восстановитель (реакция с кислородом). Аллотропия фосфора: красный и белый фосфор. Сравнение химической активности аллотропных модификаций фосфора. Окислительные свойства фосфора (реакция с калием), восстановительные свойства фосфора (реакции с кислородом и хлором). Получение азота и фосфора. Аммиак: строение молекулы, физические свойства. Растворение аммиака в воде. Донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи в ионе аммония. Аммиачная вода. Химические свойства аммиака: взаимодействие с кислотами, горение, каталитическое окисление. Соли аммония. Качественная реакция на ион аммония. Оксид азота(I). Восстановительные свойства (реакция с раствором перманганата калия в кислой среде); восстановительные свойства (реакции с водородом, углём). Оксид азота(I) как несолеобразующий оксид. Оксид азота(II): окисление кислородом воздуха, термическое разложение. Оксид азота(IV): взаимодействие с водой, горение угля в атмосфере оксида азота(IV). Сравнительная характеристика оксидов азота. Оксиды азота как одна из причин возникновения кислотных дождей. Азотная кислота. Физические свойства азотной кислоты. Особые химические свойства азотной кислоты — взаимодействие с металлами. Сравнение реакций железа с растворами серной и азотной кислот. Взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой и с раствором азотной кислоты. Нитраты. Разложение нитратов при нагревании. Применение азотной кислоты и нитратов. Важнейшие соединения фосфора. Оксид фосфора(V): получение, взаимодействие с водой. Ортофосфорная кислота: физические свойства, диссоциация, свойства раствора фосфорной кислоты как электролита. Три ряда фосфатов. Применение солей фосфорной кислоты. Эвтрофикация водоёмов. Углерод. Простые вещества немолекулярного строения, образованные углеродом: алмаз и графит, их строение и физические свойства. Адсорбция. Химические свойства простых веществ, образованных углеродом: горение, взаимодействие с металлами (кальцием и алюминием), водой, оксидом железа(III). Водородные соединения углерода. Метан: физические свойства, горение, пиролиз. Этен: полимеризация. Этин: горение, присоединение водорода, реакция Н.Д. Зелинского. Бензол: химическая формула, области применения. Оксид углерода(II): получение, горение, взаимодействие с водой, восстановление железа из оксида железа(III). Оксид углерода(IV): реакция с магнием, углеродом, твёрдым гидроксидом натрия. Биологическое действие оксидов углерода. Нестойкость угольной кислоты. Карбонаты: разложение нерастворимых карбонатов при нагревании, взаимодействие с растворами сильных кислот; превращение в гидрокарбонаты. Гидрокарбонаты: разложение при нагревании, взаимодействие с растворами щелочей. Карбонаты в природе. Применение карбонатов. Кремний. Аллотропия кремния. Взаимодействие кремния с кислородом и углеродом. Карборунд. Оксид кремния: взаимодействие со щелочами, карбонатом натрия и углём. Разложение кремниевой кислоты. Природные силикаты. Стекло, фарфор, фаянс, керамика, цемент как искусственные силикаты. Сравнение свойств неметаллов IV–V групп и их соединений.
Демонстрации Физические свойства неметаллов (сера, иод, бром, кислород). Модели кристаллических решёток алмаза и графита. Получение хлора и его физические свойства. Горение в хлоре водорода, фосфора, натрия, железа, меди. Получение хлороводорода из кристаллического хлорида натрия и концентрированной серной кислоты. «Хлороводородный фонтан». Образцы природных хлоридов. Физические свойства брома и иода. Взаимодействие брома и иода с алюминием. Получение пластической серы. Горение водорода в парах серы. Взаимодействие серы с железом. Горение серы в кислороде. Получение сероводорода. Горение сероводорода. Окисление сероводорода хлоридом железа(III). Растворение оксида серы(IV) в воде и испытание раствора индикатором. Растворение серной кислоты в воде. Обугливание концентрированной серной кислотой органических веществ. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с медью. Горение фосфора в кислороде. Горение фосфора в хлоре. Получение аммиака. «Аммиачный фонтан». Возгонка хлорида аммония. Получение оксида азота(II) и его окисление на воздухе. Получение оксида азота(IV) и горение угля в нём. Сравнение химических реакций железа с растворами серной и азотной кислот. Взаимодействие меди с раствором и с концентрированной азотной кислотой. Разложение нитрата калия при нагревании. Горение угля и серы в селитре. Кристаллические решётки алмаза и графита. Адсорбция углём газов; горение угля в кислороде. Модели молекул метана, этена, этина. Горение метана. Горение оксида углерода(II). Горение магния в углекислом газе. Взаимодействие твёрдого гидроксида натрия с углекислым газом. Кристаллические решётки кремния и оксида кремния. Выщелачивание стекла.
Лабораторные опыты Изучение свойств соляной кислоты как электролита. Качественная реакция на хлорид-ион. Взаимодействие бромида натрия с хлорной водой; иодида натрия с бромной водой. Рассмотрение образцов природных галогенидов. Качественная реакция на сульфид-ион. Рассмотрение образцов природных сульфидов. Изучение свойств раствора серной кислоты. Качественная реакция на сульфат-ион. Рассмотрение образцов природных сульфатов. Изменение окраски индикаторов в растворе фосфорной кислоты. Качественная реакция на фосфат-ион. Описание физических свойств образцов природных фосфатов. Адсорбция углём растворённых веществ. Взаимодействие оксида углерода(IV) с раствором гидроксида кальция с образованием карбоната и гидрокарбоната кальция. Разложение гидрокарбонатов при нагревании. Качественная реакция на карбонаты. Описание физических свойств образцов природных карбонатов. Ознакомление с образцами природных и искусственных силикатов. Практические занятия Решение экспериментальных задач «Неметаллы VI–VII групп и их соединения». Получение аммиака и изучение его свойств. Карбонаты. Решение экспериментальных задач «Неметаллы IV–V групп и их соединения».
Тема 4. Многообразие веществ. Металлы и их соединения
Первоначальные представления о металлической связи и металлической кристаллической решётке. Общие свойства металлов: ковкость, плотность, твёрдость, электро- и теплопроводность, цвет, «металлический» блеск. Металлы как восстановители: реакции с кислородом, растворами кислот, солями. Ряд активности металлов. Щелочные металлы. Положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение атомов. Химические свойства: взаимодействие с кислородом, галогенами, серой, водой, раствором сульфата меди(III). Гидроксиды щелочных металлов: физические свойства, диссоциация. Соли щелочных металлов. Кальций. Положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение атома. Физические свойства кальция. Химические свойства кальция: горение, взаимодействие с водой. Оксид кальция: физические свойства, получение, взаимодействие с водой. Гидроксид кальция. Соли кальция. Жёсткость воды. Состав природных вод. Свойства жёсткой воды. Временная (карбонатная), постоянная (некарбонатная) и общая жёсткость воды. Способы устранения жёсткости воды. Алюминий. Положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Физические свойства алюминия. Взаимодействие алюминия с кислородом, водой, оксидами металлов, солями, растворами кислот и щелочей. Оксид алюминия: физические свойства, амфотерность. Гидроксид алюминия: физические свойства, амфотерность. Соли алюминия. Железо. Положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Особенности строения атома железа. Физические свойства железа. Реакции железа с кислородом, хлором, серой, растворами кислот-неокислителей, солей. Соединения железа(II). Оксид железа(II): получение; физические свойства; реакция с растворами кислот. Гидроксид железа(II): получение; физические свойства; взаимодействие с растворами кислот, с кислородом. Соли железа(II): получение; восстановительные свойства. Соединения железа(III). Оксид железа(III): получение; физические свойства; реакции с оксидом углерода(II), растворами кислот. Гидроксид железа(III): получение; физические свойства; разложение при нагревании; взаимодействие с кислотами. Качественные реакции на ион железа(II) (с красной кровяной солью) и на ион железа(III) (с жёлтой кровяной солью и роданид-ионом). Сплавы. Сплавы железа: чугун и сталь. Сплавы меди: бронза, латунь, мельхиор. Дюралюминий. Сплавы золота, серебра, платины. Области применения сплавов.
Демонстрации Горение железа. Взаимодействие цинка с раствором соляной кислоты. Вытеснение меди железом из раствора сульфата меди(II). Горение натрия. Взаимодействие натрия с серой, водой, концентрированным раствором соляной кислоты, раствором сульфата меди(II). Взаимодействие кальция с водой. Гашение негашёной извести. Свойства жёсткой воды. «Алюминиевая борода». Взаимодействие алюминия с водой. Алюмотермия. Механическая прочность оксидной плёнки алюминия. Горение железа в хлоре. Взаимодействие железа с серой. Пассивирование железа концентрированной азотной кислотой.
Лабораторные опыты Описание физических свойств образцов металлов. Ряд активности металлов. Рассмотрение образцов природных соединений щелочных металлов. Рассмотрение образцов природных соединений щелочных металлов. Амфотерность гидроксида алюминия. Взаимодействие железа с раствором сульфата меди(II). Получение сульфата железа(II). Получение гидроксида железа(II). Получение гидроксида железа(III). Взаимодействие гидроксида железа(III) с раствором соляной кислоты. Качественная реакция на ионы железа(II). Качественные реакции на ионы железа(III). Ознакомление с физическими свойствами металлов и их сплавов.
Практические занятия Общие химические свойства металлов. Решение экспериментальных задач «Металлы и их соединения»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | тема раздела | кол-во часов |
1 | Строение вещества | 5 ч |
2 | Многообразие химических реакций | 11 ч |
3 | Многообразие веществ. Неметаллы и их соединения | 26 ч |
4 | Многообразие веществ. Металлы и их соединения | 15 ч |
5 | Обобщающее повторение по разделу «Строение вещества. Химические связи» | 1 ч |
6 | Обобщающее повторение по разделу «Валентность» | 1 ч |
7 | Обобщающее повторение по разделу «Многообразие химических реакций» | 1 ч |
8 | Обобщающее повторение по разделу «Электролитическая диссоциация»» | 1 ч |
9 | Обобщающее повторение по разделу «Многообразие веществ. Неметаллы и их соединения» | 2 ч |
10 | Обобщающее повторение по разделу «Многообразие веществ. Металлы и их соединения» | 2 ч |
11 | Обобщающее повторение | 1 ч |
12 | Итоговый контроль. Годовая контрольная работа и ее анализ | 2 ч |
ИТОГО | 68 ч |
№ | Дата | Тема урока | Основное содержание по темам уроков | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Ресурсы урока | Формы контроля |
Строение вещества (5 ч) | ||||||
1 | Ковалентная связь | Химическая связь. Образование молекул водорода, азота. Ковалентная связь. Электронные и графические формулы. Уточнение понятия «валентность». Валентные возможности атома Лабораторный опыт № 1. | Моделировать молекулы в ходе выполнения лабораторного опыта. Различать понятия «молекулярная формула», «электронная формула», «графическая формула». Определять понятия «валентность», «валентные возможности атома» | Учебник, с. 10–11; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр; тетрадь-практикум | беседа | |
2 | Химическая связь между атомами разных неметаллов. | Относительная электроотрицательность ато- мов. Ряд электроотрица-тельности. Полярность связи. Частичный заряд. Ковалентная неполярная и ковалентная полярная связь. | Обобщать понятия «ковалентная неполярная связь», «ковалентная полярная связь». Определять понятие «электроотрица-тельность». Прогнозировать полярность связи по положению химических элементов в ряду электроотрицательности | Учебник, с. 12–13; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр | Комбинированный опрос | |
3 | Химическая связь между атомами металлов и неметаллов. | Ионы. Ионная связь. Границы применимости понятия «валентность». | Конкретизировать понятие «химическая связь». Обобщать понятия «ковалентная неполярная связь», «ковалентная полярная связь», «ионная связь». Объяснять границы применимости понятия «валентность» | Учебник, с. 14–15; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр; тетрадь-практикум | Комбинированный опрос | |
4 | Степень окисления атомов. | Степень окисления. Максимальная и минимальная степени окисления. Определение степени окисления по электронной формуле вещества. Определение степени окисления по молекулярной формуле бинарного соединения. Валентность, заряд иона и степень окисления. | Определять понятие «степень окисления». Различать понятия «валентность», «заряд иона», «степень окисления». Составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням окисления, а так же по зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей. Рассчитывать максимальную и минимальную степени окисления атомов по положению химических элементов в периодической таблице; по молекулярной формуле бинарного соединения | Учебник, с. 16–17; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр; тетрадь-практикум | Комбинированный опрос | |
5 | Строение кристаллов. | Кристаллы. Типы кристаллических решёток: атомная, ионная, молекулярная. Зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решётки. Лабораторный опыт № 2. | Различать понятия «ионная кристаллическая решётка», «молекулярная кристаллическая решётка», «атомная кристаллическая решётка». Изучать расположение частиц в моделях кристаллических решёток веществ, демонстрируемых учителем. Описывать физические свойства веществ с разным типом кристаллической решётки в ходе выполнения лабораторного опыта | Учебник, с. 18–19; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр; тетрадь-практикум | ||
Многообразие химических реакций (11 ч) | ||||||
6 | Окислительно-восстановительные реакции. | Степень окисления атомов и химические реакции. Окислители и восстановители. Окислительно-восстановительные реакции. Лабораторные опыты № 3, 4. | Определять понятия «окисление», «восстановление», «окислитель», «восстановитель», «окислительно-восстановительные реакции». Обосновывать невозможность существования только реакций окисления, реакций восстановления. Делать умозаключения о роли веществ в окислительно-восстановительных реакциях | Учебник, с. 22–23; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр; тетрадь-практикум | ||
7 | Скорость химических реакций. | Молярная концентрация. Скорость химической реакции. Зависимость скорости химической реакции от условий её проведения: нагревание, увеличение концентрации исходных веществ (для гомогенных реакций) или поверхности соприкосновения (для гетерогенных реакций). Катализаторы. Лабора- торные опыты № 5, 6, 7. | Определять понятия «молярная концентрация», «скорость химической реакции», «катализатор». Различать понятия «скорость» в физике и химии. Наблюдать опыты, демонстрируемые учителем. Исследовать зависимость скорости химической реакции от условий её проведения в ходе выполнения лабораторных опытов. Фиксировать результаты наблюдений и делать выводы из проведённых экспериментов | Учебник, с. 24–25; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр; тетрадь-практикум | ||
8 | Обратимые химические реакции | Прямая и обратная химическая реакция. Обратимые химические реакции. Изменение скорости химической реакции во времени. Химическое равновесие. | Определять понятия «необратимая химическая реакция», «обратимая химическая реакция», «химическое равновесие». Обобщать понятия «необратимая химическая реакция», «обратимая химическая реакция». Различать понятия «динамическое равновесие», «статическое равновесие». Наблюдать опыты, демонстрируемые учителем. Фиксировать результаты наблюдений и делать выводы из проведённых экспериментов | Учебник, с. 26–27; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр | ||
9 | Электролитическая диссоциация | Электропроводность растворов. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Уравнения электролитической диссоциации. | Определять понятия «электролит», «неэлектролит», «электролит. диссоциация», «сила электролита. Конкретизировать понятие «ион». Обобщать понятия «катион» и «анион». Наблюдать опыты, демонстрируемые учителем. Фиксировать результаты наблюдений и делать выводы | Учебник, с. 28–31; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр | ||
10 | Свойства растворов электролитов | Реакции ионного обмена. Молекулярные и ионные уравнения химических реакций. Лабораторный опыт № 8. | Наблюдать опыты, демонстрируемые учителем. Исследовать свойства растворов электролитов при выполнении лабораторного опыта. Фиксировать результаты наблюдений и делать выводы | Учебник, с. 32–33; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр | ||
11 | Условия течения реакций в растворах электролитов до конца. | Реакции ионного обмена в растворах электролитов Практическое занятие № 1. | Исследовать условия течения реакций в растворах электролитов до конца в ходе практического занятия. Фиксировать результаты наблюдений и делать выводы. Характеризовать условия течения реакций до конца в растворах электролитов | Учебник, с. 32–33; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр | Практическая работа | |
12 | Кислоты и основания. | Химические свойства кислот и оснований с точки зрения теории электролитической диссоциации. Общие свойства кислот. Общие свойства оснований. Определение кислот и щелочей как электролитов. Лабораторные опыты № 9, 10. | Проводить наблюдения за поведением веществ в растворах, за химическими реакциями, протекающими в растворах в ходе выполнения лабораторных опытов. Фиксировать результаты наблюдений и делать выводы из проведённых экспериментов | Учебник, с. 34–35; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр; тетрадь-практикум | ||
13 | Свойства солей. | Взаимодействие растворов солей с растворами кислот и щелочей. Взаимодействие растворов солей друг с другом. Первоначальное представление о качественных реакциях на катионы и анионы. Лабораторный опыт № 11. | Проводить наблюдения за поведением веществ в растворах, за химическими реакциями, протекающими в растворах в ходе выполнения лабораторного опыта. Фиксировать результаты наблюдений и делать выводы из проведённых экспериментов | Учебник, с. 36–37; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр; тетрадь-практикум | ||
14 | Классификация химических реакций. | Основания классификации химических реакций. Химические реакции соеди- нения, разложения, замещения, обмена, экзотермические, эндотермические, окислительно-восстановительные, ката- литические, обратимые и необратимые. Лабораторный опыт № 12. | Различать химические реакции соединения, разложения, замещения, обмена, экзотермические, эндотермические, окислительно-восстановительные, каталитические, обратимые и необратимые. Разъяснять зависимость выбора оснований классификации химических реакций от целей классификации. Наблюдать и описывать химические реакции в ходе выполнения лабораторного опыта. Фиксировать результаты наблюдений и делать выводы из проведённых экспериментов | Учебник, с. 38–39; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр; тетрадь-практикум | ||
15 | Повторение и обобщение тем «Строение вещества» и «Многообразие химических реакций» | Обобщать полученные знания. Представлять взаимосвязи изученных понятий в виде схемы | Учебник, с. 10–39; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр | |||
16 | Контрольная работа № 1 по темам: «Строение вещества» и «Многообразие химических реакций» | Применять полученные знания и сформированные умения для решения учебных задач | Учебник, с. 10–39; | |||
Многообразие веществ. Неметаллы и их соединения (26 ч) | ||||||
17 | Общие свойства неметаллов | Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Электронное строение атомов неметаллов. Простые вещества – неметаллы как окислители и восстановители. Расширение представлений об аллотропии на пример | Наблюдать физические свойства неметаллов (сера, иод, бром, кислород). Изучать строения веществ на моделях кристаллических решёток алмаза и графита | Учебник, с. 42–43; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр | ||
18 | Галогены | Положение галогенов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение атомов и молекул. Взаимодействие хлора с водородом, фосфором, натрием, железом, медью, метаном. Получение хлора электролизом раствора хлорида натрия; взаимодействием кристаллического перманганата калия с концентрированным раствором соляной кислоты. | Наблюдать и описывать химические реакции, демонстрируемые учителем. Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями. Характеризовать элементы подгруппы галогенов | Учебник, с. 44–45; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр | ||
19 | Хлороводород и соляная кислота. | Хлороводород. Химические свойства хлороводорода. Соляная кислота как сильный электролит: взаимодействие с металлами, оксидами и гидроксидами металлов, с солями. Хлориды в природе. Получение хлороводорода и соляной кислоты в промышленности (синтез) и в лаборатории. Лабораторные опыты № 13, 14. | Наблюдать и описывать химические реакции, демонстрируемые учителем. Изучать свойства веществ в ходе выполнения лабораторных опытов. Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями | Учебник, с. 46–47; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр; тетрадь-практикум | ||
20 | Фтор, бром, иод. | Строение атомов галогенов. Окислительные свойства галогенов. Взаимодействие галогенов с галогенидами. Галогеноводороды. Лабораторные опыты № 15, 16. | Наблюдать и описывать химические реакции, демонстрируемые учителем. Изучать свойства веществ в ходе выполнения лабораторных опытов. Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями | Учебник, с. 48–49; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр; тетрадь-практикум | ||
21 | Кислород и сера. | Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов. Аллотропия кислорода и серы. Сравнение химических свойств кислорода и серы на примерах взаимодействия с водородом, алюминием, железом. Восстановительные свойства серы. Получение серы. | Наблюдать и описывать физические явления и химические реакции, демонстрируемые учителем. Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями. Характеризовать элементы главной подгруппы VI группы | Учебник, с. 50–51; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр | ||
22 | Сульфиды | Сероводород. Восстановительные и окислительные свойства сероводорода. Сероводородная кислота. Сульфиды в природе. Биологическое действие сероводорода. Качественная реакция на сульфид-ион. Получение сероводорода в промышленности и в лаборатории. Лабораторные опыты № 17, 18. | Наблюдать и описывать химические реакции, демонстрируемые учителем. Изучать свойства веществ в ходе выполнения лабораторных опытов. Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями | Учебник, с. 52–53; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр; тетрадь-практикум | ||
23 | Оксиды серы. | Оксид серы(IV). Получение оксида серы(IV). Окислительно-восстановительные свойства оксида серы(IV). Химические свойства оксида серы(IV). Оксид серы(VI): взаимодействие с водой. Окислительные свойства: реакция с фосфором, иодом калия. Получение оксида серы(VI). | Наблюдать и описывать химические реакции, демонстрируемые учителем | Учебник, с. 54–55; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр | ||
24 | Серная кислота и её соли. | Физические свойства серной кислоты. Растворение серной кислоты в воде. Свойства серной кислоты как электролита. Особенности свойств концентрированной серной кислоты. Качественная реакция на сульфат-ион. Первая помощь при ожогах серной кислотой. Схема получения серной кислоты в промышленности. Лабораторные опыты № 19, 21. | Наблюдать и описывать химические реакции, демонстрируемые учителем. Изучать свойства веществ в ходе выполнения лабораторных опытов. Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями | Учебник, с. 56–57; электронное приложение к учебнику | ||
25 | Повторение и обобщение. | Сравнение свойств неметаллов VI–VII групп и их соединений. | Характеризовать изученные химические элементы по их положению в периодической системе. Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменений свойств неметаллов в периодах и группах периодической системы. Прогнозировать свойства неизученных элементов главных подгрупп VI–VII групп на основе знаний о периодическом законе | Учебник, с. 42–57; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр | ||
26 | Неметаллы VI–VII групп и их соединения. | Решение экспериментальных задач. Практическое занятие № 2. | Применять полученные знания и сформированные умения для решения учебных задач практического занятия | Учебник, с. 42–57; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр; тетрадь-практикум | ||
27 | Контрольная работа № 2 по теме: «Многообразие веществ. Неметаллы и их соединения» | Применять полученные знания и сформированные умения для решения учебных задач | ||||
28 | Азот и фосфор. | Азот как химический элемент и как простое вещество: строение атома и молекулы азота. Физические свойства азота. Азот как окислитель и восстановитель. Фосфор. Сравнение химической активности аллотропных модификаций фосфора. Окислительные свойства и восстановительные свойства фосфора. Получение азота и фосфора. | Наблюдать и описывать химические реакции, демонстрируемые учителем. Сравнивать химическую активность аллотропных модификаций фосфора | Учебник, с. 58–59; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр | ||
29 | Аммиак | Аммиак: строение молекулы, физические свойства. Растворение аммиака в воде. Донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи в ионе аммония. Аммиачная вода. Химические свойства аммиака. Соли аммония. Качественная реакция на ион аммония. | Наблюдать и описывать химические реакции, демонстрируемые учителем | Учебник, с. 60–61; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр | ||
30 | Получение аммиака и изучение его свойств. | Практическое занятие № 3. | Исследовать свойства аммиака. Наблюдать и описывать химические реакции, предусмотренные практическим занятием. Делать выводы из наблюдений за протеканием химических реакций | Учебник, с. 58–59; электронное приложение к учебнику; тетрадь-практикум | Практическая работа | |
31 | Оксиды азота | Оксид азота(I). Восстановительные свойства (реакция с раствором перманганата калия в кислой среде); восстановительные свойства (реакции с водородом, углём). Оксид азота(I) как несолеобразующий оксид. Оксид азота(II): окисление кислородом воздуха, термическое разложение. Оксид азота(IV): взаимодействие с водой, горение угля в атмосфере оксида азота(IV). Сравнительная характеристика оксидов азота. Оксиды азота как одна из причин возникновения кислотных дождей. | Наблюдать и описывать химические реакции, демонстрируемые учителем. Классифицировать оксиды по кислотно-основным свойствам | Учебник, с. 62–63; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр | ||
32 | Азотная кислота и нитраты. | Физические свойства азотной кислоты. Взаимодействие азотной кислоты с металлами. Сравнение реакций железа с растворами серной и азотной кислот. Взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой и с раствором азотной кислоты. Нитраты. Применение азотной кислоты и нитратов. | Наблюдать и описывать химические реакции, демонстрируемые учителем. Делать умозаключения о зависимости продуктов восстановления азотной кислоты от её концентрации и активности металлов. Представлять информацию о применении нитратов в виде схемы | Учебник, с. 64–65; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр | ||
33 | Важнейшие соединения фосфора. | Оксид фосфора(V): получение, взаимодействие с водой. Ортофосфорная кислота: физические свойства, диссоциация, свойства раствора фосфорной кислоты как электролита. Фосфаты. Эвтрофикация водоёмов. Лабораторные опыты № 22–24. | Изучать свойства веществ в ходе выполнения лабораторных опытов. Представлять информацию о применении фосфатов в виде схемы | Учебник, с. 66–67; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр | ||
34 | Углерод. | Простые вещества немолекулярного строения, образованные углеродом: алмаз и графит, их строение и физические свойства. Адсорбция. Химические свойства простых веществ, образованных углеродом: горение, взаимодействие с металлами (кальцием и алюминием), с водой, оксидом железа(III). Лабораторный опыт № 25. | Наблюдать и описывать химические реакции, демонстрируемые учителем. Наблюдать и описывать физические явления, происходящие при выполнении лабораторного опыта. Выдвигать гипотезы о свойствах веществ на основе изучения моделей их кристаллического строения | Учебник, с. 68–69; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр; тетрадь-практикум | ||
35 | Водородные соединения углерода. | Метан: физические свойства, горение, пиролиз. Этен: полимеризация. Этин: горение, присоединение водорода, реакция Н.Д. Зелинского. Бензол: химическая формула, области применения. | Наблюдать и описывать химические реакции, демонстрируемые учителем | Учебник, с. 70–71; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр | ||
36 | Оксиды углерода. | Оксид углерода(II): получение, горение, взаимодействие с водой, восстановление железа из оксида железа(III). Оксид углерода(IV): реакция с магнием, углеродом. Биологическое действие оксидов углерода. | Описывать свойства веществ на основе наблюдений за их превращениями, демонстрируемыми учителем | Учебник, с. 72–73; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр | ||
37 | Угольная кислота и её соли. | Нестойкость угольной кислоты. Карбонаты: разложение нерастворимых карбонатов при нагревании, взаимодействие с растворами сильных кислот; превращение в гидрокарбонаты. Гидрокарбонаты: разложение при нагревании, взаимодействие с растворами щелочей. Карбонаты в природе. Применение карбонатов. Лабораторные опыты № 26–29. | Исследовать свойства веществ в ходе выполнения лабораторных опытов | Учебник, с. 74–75; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр; тетрадь-практикум | ||
38 | Карбонаты. | Практическое занятие № 4 | Составлять план эксперимента. Исследовать свойства веществ в ходе практического занятия. Фиксировать результаты наблюдений и делать выводы из проведённых экспериментов | |||
39 | Кремний и его соединения. | Кремний. Аллотропия кремния. Взаимодействие кремния с кислородом и углеродом. Карборунд. Оксид кремния: взаимодействие со щелочами, карбонатом натрия и углём. Разложение кремниевой кислоты. Природные и искусственные силикаты. Лабораторный опыт № 30. | Описывать свойства веществ на основе наблюдений за их превращениями, демонстрируемыми учителем. Выдвигать гипотезы о свойствах веществ на основе изучения моделей их кристаллического строения. Описывать физические свойства веществ в ходе выполнения лабораторного опыта | Учебник, с. 76–77; электронное приложение к учебнику; тетрадь-практикум | ||
40 | Повторение и обобщение по теме: «Многообразие веществ. Неметаллы и их соединения» | Сравнение свойств неметаллов IV–V групп и их соединений. | Сравнивать свойства изученных неметаллов IV–V групп и их соединений. Прогнозировать свойства неизученных элементов IV–VII групп и их соединений. Характеризовать химические элементы главных подгрупп IV–VII групп и их соединений. Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменения свойств неметаллов | Учебник, с. 58–77; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр | ||
41 | Неметаллы IV–V групп и их соединения. | Решение экспериментальных задач. Практическое занятие № 5 | Применять полученные знания и сформированные умения для решения учебных задач практического занятия | |||
42 | Контрольная работа № 3 по теме: «Многообразие веществ. Неметаллы и их соединения» | Применять полученные знания и сформированные умения для решения учебных задач | Тетрадь-экзаменатор | |||
Многообразие веществ. Металлы и их соединения (15 ч) | ||||||
43 | Общие физические свойства металлов. | Первоначальные представления о металлической связи и металлической кристаллической решётке. Общие свойства металлов: ковкость, плотность, твёрдость, электро- и теплопроводность, цвет, «металлический» блеск. Лабораторный опыт № 31. | Давать полное описание наблюдаемых физических свойств металлов на основе результатов лабораторного опыта. Делать умозаключения о строении металлов на основе изучения моделей кристаллических решёток. Обобщать понятия «ионная кристаллическая решётка», «молекулярная кристаллическая решётка», «ионная кристаллическая решётка», «металлическая кристаллическая решётка»; «ковалентная неполярная связь», «ковалентная полярная связь», «ионная связь», «металлическая связь» | Учебник, с. 80–81; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр; тетрадь-практикум | ||
44 | Общие химические свойства металлов. | Металлы как восстановители: реакции с кислородом, растворами кислот, солями. Ряд активности металлов. Лабораторный опыт № 32. | Описывать свойства веществ на основе наблюдений за их превращениями, демонстрируемыми учителем. Исследовать свойства веществ в ходе выполнения лабораторного опыта. Обобщать знания о металлах как восстановителях. Делать выводы о закономерностях изменения свойств металлов в периодах и группах | Учебник, с. 82–83; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр; тетрадь-практикум | ||
45 | Общие химические свойства металлов. | Практическое занятие № 6 | Применять полученные знания и сформированные умения для решения учебных задач практического занятия | |||
46 | Щелочные металлы. | Положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение атомов. Химические свойства: взаимодействие с кислородом, галогенами, серой, водой, раствором сульфата меди(III). Гидроксиды щелочных металлов: физические свойства, диссоциация. Соли щелочных металлов. Лабораторный опыт № 33. | Прогнозировать свойства щелочных металлов и их соединений по положению химических элементов в периодической системе. Описывать свойства веществ на основе наблюдений за их превращениями, демонстрируемыми учителем; физические свойства образцов природных соединений щелочных металлов в ходе выполнения лабораторного опыта | Учебник, с. 84–85; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр; тетрадь-практикум | ||
47 | Кальций. | Положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение атома. Физические свойства кальция. Химические свойства: горение, взаимодействие с водой. Оксид кальция: физические свойства, получение, взаимодействие с водой. Гидроксид кальция. Соли кальция. Лабораторный опыт № 34. | Прогнозировать свойства металлов IIA-группы и их соединений по положению химических элементов в периодической системе. Описывать свойства веществ на основе наблюдений за их превращениями, демонстрируемыми учителем; физические свойства образцов природных соединений кальция в ходе вы | Учебник, с. 86–87; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр; тетрадь-практикум | ||
48 | Жёсткость воды. | Состав природных вод. Свойства жёсткой воды. Временная (карбонатная), постоянная (некарбонатная) и общая жёсткость воды. Способы устранения жёсткости воды. | Описывать свойства жёсткой воды на основе наблюдений опытов, демонстрируемых учителем. Разъяснять химическую сущность способов устранения жёсткости воды. Давать аргументированную критику рекламе средств умягчения воды | Учебник, с. 88–89; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр | ||
49 | Алюминий. | Положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Физические и химические свойства алюминия. | Описывать свойства веществ на основе наблюдений за их превращениями, демонстрируемыми учителем. Представлять информацию о свойствах изучаемых веществ в виде схемы | Учебник, с. 90–91; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр | ||
50 | Соединения алюминия | Оксид алюминия: физические свойства, амфотерность. Гидроксид алюминия: физические свойства, амфотерность. Соли алюминия. Лабораторный опыт № 35. | Объяснять причины химической инертности алюминия на основе наблюдения опытов, демонстрируемых учителем. Описывать свойства веществ на основе наблюдений за их превращениями в ходе выполнения лабораторного опыта | Учебник, с. 92–93; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр; тетрадь-практикум | ||
51 | Железо. | Положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Особенности строения атома железа. Физические и химические свойства железа. Лабораторный опыт № 36. | Описывать свойства веществ на основе наблюдений за их превращениями, демонстрируемыми учителем. Исследовать свойства веществ в ходе выполнения лабораторного опыта | Учебник, с. 94–95; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр; тетрадь-практикум | ||
52 | Соединения железа(II). | Оксид железа(II): получение; физические свойства; реакция с растворами кислот. Гидроксид железа(II): получение; физические свойства; взаимодействие с растворами кислот, с кислородом. Соли железа(II). Лабораторные опыты № 37, 38. | Исследовать свойства веществ в ходе выполнения лабораторных опытов | Учебник, с. 96–97; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр; тетрадь-практикум | ||
53 | Соединения железа(III). | Оксид железа(III): получение; физические свойства; реакции с оксидом углерода(II), растворами кислот. Гидроксид железа(III): получение, физические свойства; разложение при нагревании; взаимодействие с кислотами. Качественные реакции на ион железа(II) и на ион железа(III). Лабораторные опыты № 39–42. | Исследовать свойства веществ в ходе выполнения лабораторных опытов | Учебник, с. 98–99; электронное приложение к учебнику; тетрадь-практикум | ||
54 | Сплавы металлов | Сплав. Сплавы железа: чугун и сталь. Сплавы меди: бронза, латунь, мельхиор. Дюралюминий. Сплавы золота, серебра, платины. Области применения сплавов. Лабораторный опыт № 43. | Описывать физические свойства сплавов на основе непосредственных наблюдений и с использованием справочной литературы в ходе выполнения лабораторного опыта | Учебник, с. 100–101 ; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр; тетрадь-практикум | ||
55 | Повторение и обобщение по теме: «Многообразие веществ. Металлы и их соединения» | Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменения свойств металлов в периодах и группах периодической системы. Прогнозировать свойства неизученных элементов и их соединений на основе знаний о периодическом законе | ||||
56 | Металлы и их соединения. | Решение экспериментальных задач. Практическое занятие № 7 | Применять полученные знания и сформированные умения для решения учебных задач практического занятия | |||
57 | Контрольная работа № 4 по теме: «Металлы и их соединения» | Обобщение знаний о закономерностях изменения свойств металлов в периодах и группах периодической системы. | Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменения свойств металлов в периодах и группах периодической системы. Прогнозировать свойства неизученных элементов и их соединений на основе знаний о периодическом законе | |||
58 | Обобщающее повторение по теме: «Строение вещества. Химические связи»» | Ряд электроотрица-тельности. Полярность связи. Частичный заряд. Ковалентная неполярная и ковалентная полярная связь. | Применять полученные знания и сформированные умения для решения учебных задач | |||
59 | Обобщающее повторение по теме: «Валентность» | Определение степени окисления по электронной формуле вещества. Определение степени окисления по молекулярной формуле бинарного соединения. Валентность, заряд иона и степень окисления. | Применять полученные знания и сформированные умения для решения учебных задач | |||
60 | Обобщающее повторение по теме: «Многообразие химических реакций» | Прямая и обратная химическая реакция. Обратимые химические реакции. Изменение скорости химической реакции во времени. Химическое равновесие. | Применять полученные знания и сформированные умения для решения учебных задач | |||
61 | Обобщающее повторение по теме: «Электролити-ческая диссоциация» | Электропроводность растворов. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Уравнения электролитической диссоциации. | Применять полученные знания и сформированные умения для решения учебных задач | |||
62 63 | Обобщающее повторение по теме: «Многообразие веществ. Неметаллы и их соединения» | Обобщение знаний о закономерностях изменения свойств неметаллов в периодах и группах периодической системы. | Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменения свойств неметаллов в периодах и группах периодической системы. | |||
64 65 | Обобщающее повторение по теме: «Многообразие веществ. Металлы и их соединения» | Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменения свойств металлов в периодах и группах периодической системы. | Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменения свойств металлов в периодах и группах периодической системы. | |||
66 | Обобщающее повторение | Обобщение и коррекция знаний по изученным разделам | Применять полученные знания и сформированные умения для решения учебных задач | |||
67 | Годовая контрольная работа | Обобщение и коррекция знаний по изученным разделам | Применять полученные знания и сформированные умения для решения учебных задач | |||
68 | Анализ контрольной работы | Обобщение и коррекция знаний по изученным разделам | Применять полученные знания и сформированные умения для решения учебных задач |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по химии 9 кл, автор Е.Е.Минченков, А.А.Журин
календарно-тематический план за год по химии в 9 классе...
Фрагмент рабочей программы по химии по ФГОС ООО (УМК О.С. Габриеляна)
Работа выполнена в процессе прохождения курсов. Несмотря на то, что это только фрагмент рабочей программы, в нем очень тщательно проработаны цели курса и пути их реализации именно в контексте ФГОС не ...
Рабочая программа по химии по ФГОС для 8-9 класса
Рабочая программа по химии по ФГОС для 8-9 класса...
Рабочая программа по химии по ФГОС, 8 - 9 классы.
Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС. Включает в себя УУД....
рабочая программа по химии 8 класс ФГОС, автор А.А.Журин
рабочая программа по химии 8 класс ФГОС, автор А.А.Журин...
рабочая программа по химии по ФГОС ООО для 8 класса
Изучение химии в основной школе даёт возможность достичь следующих результатов в направлении личностного развития:1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и ув...
Рабочая программа по химии. Обновленный ФГОС
Рабочая программа по химии 8-9 класс. Обновленный ФГОС...