рабочая программа по химии 8 класс ФГОС, автор А.А.Журин
рабочая программа по химии (8 класс) на тему
рабочая программа по химии 8 класс ФГОС, автор А.А.Журин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_himii_8_kl-17.docx | 90.53 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа похимии для 8 класса составлена на основе программы «Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 8–9 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А.А. Журин. — М. : Просвещение, 2012, на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерной программы по химии. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, коммуникативных качеств личности.
Главные цели основного общего образования состоят в:
1) формировании целостного представления о мире, основанного на приобретённых знаниях, умениях и способах деятельности; 2) приобретении опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания 3) подготовке к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Большой вклад в достижение главных целей основного общего образования вносит изучение химии, которое призвано обеспечить:
1) формирование системы химических знаний как компонента естественно-научной картины мира; 2) развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистического отношения и экологически целесообразного поведения в быту и в трудовой деятельности; 3)выработку понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование отношения к химии как к возможной области будущей практической деятельности; 4) формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни.
Химия как учебная дисциплина предметной области «Естественно-научные предметы» обеспечивает:
1) формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности; умения различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с
определённой системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию; 2) формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности, используя для этого химические знания; 3) приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, со- трудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
Рабочая программа линии УМК «Химия» серии «Сферы» для 8–9 классов образовательных учреждений общего образования разработана на основе примерной программы по химии и полностью включает её содержание. Программа рассчитана на 136 часов, т. е. на два часа в неделю (34 недели). В программе опечатка: колическтво часов 59 + 8ч резервного времени, соответственно 67, а не 68. Поэтому в данной программе 8 ч резервного времени распределено на обобщающее повторение изученных разделов, и добавлен 1 ч на повторение по разделу «Решение расчетных задач», а также, т.к. в учебном плане 35 недель (70 ч в неделю), то добавлено еще 2 ч на итоговый контроль (годовая контрольная работа и ее анализ).
Данную рабочую программу реализуют следующие учебно-методические комплекты «Сферы»:
Учебно-методические комплекты «Сферы» по химии представляют систему взаимосвязанных компонентов на бумажных и электронных носителях и включают различные типы учебно-методических изданий:
- А.А.Журин. Химия. – учебник для общеобразоват. учрежд., - 4-е изд., -М., Просвещение, 2018 г.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты. Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы.
Основные личностные результаты обучения химии:
1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 3) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 4) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасно-го поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей; 5) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности плани рования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.
Основные метапредметные результаты обучения химии:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 9) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 10) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; 11) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются: 1) формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии; 2) осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира; 3) овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды; 4) формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств; 5) приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов; 6) формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ХИМИИ 8–9 КЛАССОВ
8 КЛАСС
Тема 1. Введение в химию
Предмет химии. Химия и другие естественные науки. Научное наблюдение как один из методов химии. Химический эксперимент — основной метод изучения свойств веществ. Химическая лаборатория. Оборудование химической лаборатории. Правила безопасного поведения в химической лаборатории. Ознакомление с простейшими манипуляциями с лабораторным оборудованием: штативом, нагревательным прибором. Чистые вещества. Смеси веществ. Гетерогенные и гомогенные смеси. Приёмы разделения смесей. Физические и химические явления. Признаки химических реакций: изменение окраски, образование газа, выделение света и тепла, появление запаха, выпадение осадка, растворение осадка. Химический элемент. Знаки химических элементов. Состав веществ. Качественный и количественный состав. Химическая формула. Индекс. Чтение химических формул. Простые вещества. Сложные вещества. Бинарные соединения. Номенклатура бинарных соединений. Составление названий бинарных соединений по известной формуле вещества. Эталон. Относительность изменений. Масса, относительная атомная масса и относительная молекулярная масса. Массовая доля химического элемента в сложном веществе. Валентность. Определение валентности по формуле вещества. Уточнение правил составления названий бинарных соединений. Составление формул бинарных соединений по их названиям. Закон постоянства состава веществ. Границы применимости закона. Химические уравнения. Коэффициенты. Атомно-молекулярное учение. Зарождение и возрождение атомистики. Роль М.В. Ломоносова в разработке атомно-молекулярного учения.
Демонстрации Чистые вещества и смеси.Сохранение свойств веществ в смесях. Разделение гетерогенных смесей фильтрованием. Разделение гомогенных смесей перегонкой. Физические явления и химические явления. Признаки химических реакций. Опыты, иллюстрирующие закон сохранения массы веществ при химических реакциях.
Лабораторные опыты Описание внешнего вида веществ и составление их формул по известному составу. Описание внешнего вида простых и сложных веществ. Составление моделей молекул бинарных соединений. Прокаливание медной проволоки в пламени спиртовки.
Практические занятия Ознакомление с простейшими манипуляциями с лабораторным оборудованием: штативом, нагревательным прибором. Разделение гетерогенной смеси. Признаки химических реакций.
Расчётные задачи Массовая доля химического элемента в сложном веществе.
Тема 2. Важнейшие классы неорганических веществ
Классификация. Основания классификации. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Металлы и неметаллы. Первоначальное представление об аллотропии на примере простых веществ, образованных кислородом и углеродом. Химический элемент кислород. Кислород в природе. Простое вещество кислород: химическая формула, относительная молекулярная масса. Физические свойства кислорода. Взаимодействие кислорода с металлами (на примере кальция, магния, меди), с неметаллами (на примере серы, углерода, фосфора сложными веществами (на примере метана). Горение. Первоначальное представление о реакциях окисления. Кислород как окислитель. Оксиды. Оксиды как бинарные соединения. Физические свойства оксидов. Химический элемент водород. Водород в природе. Простое вещество водород: химическая формула, относительная молекулярная масса. Получение водорода в лаборатории. Принципы действия аппарата Киппа и прибора Д.М. Кирюшкина. Собирание водорода методом вытеснения воды. Меры безопасности при работе с водородом. Взаимодействие водорода с кислородом, серой, хлором, азотом, натрием, кальцием, оксидом железа(III), оксидом меди(II). Первоначальные представления о восстановлении. Водород как восстановитель. Вода. Состав воды. Физические свойства воды. Растворимость веществ. Таблица растворимости. Массовая доля растворённого вещества в растворе. Ненасыщенные, насыщенные и пересыщенные растворы. Получение чистой воды. Взаимодействие воды с металлами. Первоначальное представление о ряде активности металлов. Взаимодействие воды с оксидами металлов. Индикаторы. Окраска метилоранжа, лакмуса и фенолфталеина в нейтральной и щелочной среде. Первоначальное представление об основаниях. Прогнозирование возможности взаимодействия воды с оксидами металлов с помощью таблицы растворимости. Гидроксиды. Гидроксиды металлов и неметаллов. Взаимодей- ствие воды с оксидами углерода, фосфора(V), серы(VI). Изменение окраски метилоранжа, лакмуса, фенолфталеина в кислой среде. Номенклатура гидроксидов металлов и неметаллов. Кислоты. Гидроксиды неметаллов как представители кислородсодержащих кислот. Бескислородные кислоты. Состав кислот. Кислотный остаток. Номенклатура кислотных остатков. Основность кислот и валентность кислотного остатка. Общие свойства кислот: изменение окраски индикаторов, взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов. Особые свойства концентрированной серной кислоты: растворение в воде; взаимодействие с медью, обугливание органических веществ. Особые свойства концентрированной азотной кислоты и её раствора: взаимодействие с медью. Классификации оснований: однокислотые и двухкислотные, нерастворимые и растворимые (щёлочи). Общие свойства оснований: взаимодействие с кислотами. Реакция нейтрализации. Взаимодействие щелочей с кислотными оксидами. Разложение нерастворимых оснований при нагревании. Амфотерность. Свойства амфотерных гидроксидов на примерах гидроксида цинка и гидроксида алюминия (без записи уравнений химических реакций). Соли. Номенклатура солей. Генетический ряд. Генетический ряд типичного металла на примерах кальция и свинца. Получение соединений типичных металлов. Генетический ряд типичного неметалла на примерах углерода и кремния. Возможности получения соединений неметаллов из веществ других классов. Генетический ряд металла, образующего амфотерный гидроксид.
Демонстрации Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Металлы. Неметаллы. Графит как пример простого вещества, имеющего название, которое отличается от названия химического элемента. Получение кислорода из перманганата калия и собирание методом вытеснения воды. Горение в кислороде магния, серы, фосфора. Работа аппарата Киппа. Наполнение мыльных пузырей смесью водорода с воздухом и их поджигание. Проверка водорода на чистоту. Горение водорода на воздухе и в кислороде. Взаимодействие водорода с серой. Горение водорода в хлоре. Восстановление водородом оксида меди(II). Неустойчивость пересыщенного раствора тиосульфата натрия. Автоматический дистиллятор. Отношение воды к натрию, магнию, меди. Отношение воды к оксидам бария и железа. Испытание растворов щелочей метилоранжем, лакмусом, фенолфталеином. Взаимодействие оксидов углерода(IV) и фосфора(V) с водой и испытание полученных растворов метилоранжем, лакмусом, фенолфталеином. Отсутствие химической реакции воды с оксидом кремния. Серная, азотная, фосфорная кислоты как представители кисло- родсодержащих кислот. Соляная кислота как представитель бескислородных кислот. Образцы солей. Отношение металлов к раствору соляной кислоты. Взаимодействие оксида меди(II) с раствором серной кислоты. Взаимодействие гидроксида меди(II) с раствором соляной кислоты. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с куриным белком (сахаром). Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. Ксантопротеиновая реакция. Взаимодействие твёрдого гидроксида натрия с оксидом углерода(IV).
Лабораторные опыты Ознакомление с образцами металлов и неметаллов. Получение кислорода из пероксида водорода. Описание внешнего вида природных оксидов и составление их формул. Получение водорода в приборе Д.М. Кирюшкина. Собирание водорода методом вытеснения воздуха. Проверка водорода на чистоту. Изучение растворимости медного купороса при разных температурах. Взаимодействие оксида кальция с водой. Изменение окраски индикаторов в растворах кислот и щелочей. Сравнение окраски индикаторов в соляной и серной кислотах. Описание внешнего вида и растворимости разных солей. Реакция нейтрализации. Разложение гидроксида меди(II) при нагревании. Амфотерность. Получение соединений магния. Получение соединений углерода.
Практические занятия 1. Химические свойства кислорода. 2.Химические свойства водорода.3. Химические свойства кислот.
Тема 3. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома
Атом — сложная частица. Опыты А.А. Беккереля. Планетарная модель атома Э. Резерфорда. Основные частицы атомного ядра: протоны и нейтроны. Изотопы и изотопия. Уточнение понятия «химический элемент». Электронейтральность атома. Первоначальное представление об электронном слое. Ёмкость электронного слоя. Понятие о внешнем электронном слое. Устойчивость внешнего электронного слоя. Изменение числа электронов на внешнем электронном слое с увеличением заряда ядра атомов элементов I–III периодов. Классификация химических элементов. Основания классификации. Периодическая система как естественно-научная классификация химических элементов на основе зарядов их атомных ядер. Периодическая система и периодические таблицы. Период. Физический смысл номера периода. Большие и малые периоды. Периоды в разных формах периодической таблицы. Группы в короткой и длинной форме периодической таблицы. Главные и побочные подгруппы. А- и В-группы. Физический смысл номера группы для элементов главных подгрупп (А-групп). Физический смысл порядкового номера химического элемента. Изменение свойств химических элементов в периодах и группах. Периодическое изменение числа электронов на внешнем электронном слое и периодическое изменение свойств химических элементов и их соединений. Современная формулировка периодического закона. Характеристика химического элемента по его положению в периодической системе. Основные вехи в жизни Д. И. Менделеева. Классификация химических элементов и открытие периодического закона. Научный подвиг Д.И. Менделеева.
Практические занятия Изменение свойств гидроксидов с увеличением зарядов атомных ядер химических элементов.
Тема 4. Количественные отношения в химии (8 ч)
Единица количества вещества. Число Авогадро. Физический смысл коэффициентов в уравнениях химических реакций. Чтение уравнений химических реакций. Масса одного моля вещества. Молярная масса. Молярный объём газов. Закон Авогадро. Объёмные отношения газов при химических реакциях. Демонстрации Образцы твёрдых и жидких веществ количеством 1 моль. Расчётные задачи Расчёт количества вещества по известному числу частиц. Расчёт количества вещества по уравнению химической реакции. Расчёт молярной массы вещества по его формуле. Расчёты массы вещества по известному его количеству и обратные расчёты. Расчёты по химическим уравнениям массы одного из участников химической реакции по известной массе другого участника. Расчёт плотности газа по его молярной массе и молярному объёму. Расчёты по химическим уравнениям массы одного из участников химической реакции по известному объёму другого участника, находящегося в газообразном состоянии. Расчёты по химическим уравнениям с использованием объёмных отношений газов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | тема раздела | кол-во часов |
1 | Введение в химию | 16 ч |
2 | Важнейшие классы неорганических веществ | 21 ч |
3 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома | 12 ч |
4 | Количественные отношения в химии | 8 ч |
5 | заключение | 2 ч |
6 | Обобщающее повторение по разделу «Важнейшие классы неорганических веществ» | 4 ч |
7 | Обобщающее повторение по разделу «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» | 2 ч |
8 | Обобщающее повторение по разделу «Строение атома» | 2 ч |
9 | Обобщающее повторение по разделу «Решение расчетных задач» | 1 ч |
10 | Итоговый контроль. Годовая контрольная работа и ее анализ | 2 ч |
ИТОГО | 70 ч |
№ | Дата | Тема урока | Основное содержание по темам уроков | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Ресурсы урока | Формы контроля |
Введение в химию (16 ч) | ||||||
1 | Что изучает химия. | Предмет химии. Химия и другие естественные науки. Научное наблюдение как один из методов химии. | Различать предметы изучения естественных наук | Учебник, c. 10–11; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр, с. 6–26 | беседа | |
2 | Химическая лаборатория. | Химический эксперимент — основной метод изучения свойств веществ. Химическая лаборатория. Оборудование химической лаборатории. Правила без- опасного поведения в химической лаборатории. | Наблюдать манипуляции учителя с лабораторным оборудованием | Учебник, с. 12–13; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр, с. 6–26 | Комбинированный опрос | |
3 | Оборудование химической лаборатории. | Ознакомление с простейшими манипуля- циями с лабораторным оборудованием: штативом, нагревательным прибором. Практическое занятие № 1. | Выполнять простейшие манипу- ляции с лабораторным оборудо- ванием в ходе практического за- нятия. Фиксировать наблюдения в тетради | Учебник, с. 12–15, 126–127; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр, с. 6–26; тетрадь-практикум, с. 6–7 | Практическая работа | |
4 | Чистые вещества и смеси. | Чистые вещества. Смеси веществ. Гетерогенные и гомогенные смеси. Приёмы разделения смесей. | Наблюдать свойства чистого хло- рида натрия и чистого оксида кремния; сохранение свойств ком- понентов в смеси; манипуляции учителя при разделении смесей. Описывать на естественном языке (русском и/или родном) наблюдаемые свойства веществ, используя общепринятые сокращения и обозначения | Учебник, с. 14–15; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр, с. 6–26 | Комбинированный опрос | |
5 | Разделение смеси. | Разделение гетерогенной смеси. | Различать понятия «чистое веще- ство» и «смесь веществ». Выполнять манипуляции по раз- делению гетерогенной смеси в ходе практического занятия. Фиксировать наблюдения в тет- ради | Учебник, с. 14–15; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр, с. 6–26; тетрадь-практикум, с. 8–9 | Практическая работа | |
6 | Превращение веществ. | Физические и химические явления. Признаки химических реакций: изме- нение окраски, образование газа, выделение света и тепла, появление запаха, выпадение осадка, растворение осадка. | Наблюдать демонстрируемые учителем физические явления; химические реакции. Различать физические явления и химические реакции. Описывать на естественном языке (русском и/или родном) наблюда- емые свойства веществ, используя общепринятые сокращения и обозначения. Фиксировать в тетради наблюдаемые признаки химических реакций | Учебник, с. 16–17; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр, с. 6–26 | Комбинированный опрос | |
7 | Признаки химических реакций. | Практическое занятие № 3. Признаки и условия протекания химических реакций | Объяснять признаки химических реакций как физические явления, сопровождающие превращения веществ друг в друга. Осуществлять химические реак- ции в ходе практического занятия. Фиксировать ход эксперимента и его результаты в тетради, исполь- зуя естественный (русский и/или родной) язык | Учебник, с. 16–17; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр, с. 6–26; тетрадь-практикум, с. 10–11 | Практическая работа | |
8 | Химический элемент. | Первоначальные химические понятия. Химический элемент, атом, молекула. знаки | Различать понятия «атом», «мо- лекула», «химический элемент». Объяснять необходимость использования знаков химических элементов; происхождение знаков химических элементов | Учебник, с. 18–19; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр, с. 6–26 | Комбинированный опрос | |
9 | Химические формулы. | Состав веществ. Качественный и количественный состав. Химическая формула. Индекс. Чтение химических формул. Лабораторный опыт № 1. | Наблюдать физические свойства веществ при выполнении лабора- торного опыта. Составлять формулы веществ по известному их качественному и количественному составу | Учебник, с. 20–21; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр, с. 6–26; тетрадь-практикум, c. 20–21 | ||
10 | Простые и сложные вещества. | Простые вещества. Сложные вещества. Бинарные соединения. Номенклатура бинарных соединений. Составление названий бинарных соединений по известной формуле вещества. Лабораторный опыт № 2. | Различать понятия «простое ве- щество», «сложное вещество». Обобщать понятия «простое ве- щество» и «сложное вещество». Наблюдать физические свойства веществ при выполнении лабора- торного опыта. Составлять названия бинарных соединений по известной формуле вещества | Учебник, с. 22–23; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр, с. 6–26; тетрадь-практикум, с. 22–23 | Комбинированный опрос | |
11 | Массовая доля химического элемента в сложном веществе. | Эталон. Относительность изменений. Масса, относительная атомная масса и относительная молекулярная масса. Массовая доля химического элемента в сложном веществе. | Различать понятия «масса», «от- носительная атомная масса», «от- носительная молекулярная мас- са». Обобщать понятия «масса», «относительная атомная масса», «относительная молекулярная мас- са». Рассчитывать относительную молекулярную массу вещества по его формуле; массовую долю химического элемента в сложном веществе | Учебник, с. 24–25; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр, с. 6–26 | Комбинированный опрос | |
12 | Валентность | Валентность. Определение валентности по формуле вещества. Уточнение правил составления названий бинарных соединений. Составление формул бинарных соединений по их названиям. Лабораторный опыт № 3. | Моделировать молекулы бинар- ных соединений в ходе выполне- ния лабораторного опыта. Определять валентности атомов в бинарных соединениях. Описывать простейшие вещества с помощью химических формул. Описывать качественный и ко- личественный состав простейших веществ по их химическим фор- мулам | Учебник, с. 26–27; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр, с. 6–26; тетрадь-практикум, с. 24–25 | Комбинированный опрос | |
13 | Химические уравнения. | Исторические опыты Р.Бойля и М.В. Ломоносова по прокаливанию металлов. Закон постоянства состава веществ. Границы применимости закона. Химические уравнения. Коэффициенты. Лабораторный опыт № 4. | Наблюдать и описывать опыты, демонстрируемые учителем. Наблюдать и фиксировать в те- тради средствами естественного (русского и/или родного) языка и с помощью химических урав- нений изменения веществ в ходе выполнения лабораторного опыта. Различать понятия «индекс» и «коэффициент»; «схема химиче- ской реакции» и «уравнение хи- мической реакции» | Учебник, с. 28–29; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр, с. 6–26; тетрадь-практикум, с. 26 | Комбинированный опрос | |
14 | Атомно-молекулярное учение в химии. | Атомно-молекулярное учение. Зарождение и возрождение атомистики. Роль М.В. Ломоносова в разработке атомно-молекулярного учения. Основные положение атомно-молекулярного учения. | Обобщать изученные в теме 1 по-нятия в виде основных положений атомно-молекулярного учения | Учебник, с. 30–31; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр, с. 6–26 | ||
15 | Повторение и обобщение. | Валентность. Основные положение атомно-молекулярного учения. | Различать предметы изучения естественных наук; изученные понятия. Раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность». Составлять формулы бинарных соединений по известной валентности атомов. Рассчитывать относительную молекулярную массу по формуле вещества; массовую долю химических элементов в сложном веществе. Участвовать в обсуждении проблем, предлагаемых в рубрике «Вопросы для обсуждения» | Учебник, с. 10–32; тетрадь-тренажёр, с. 6–26 | Комбинированный опрос | |
16 | Контрольная работа № 1. | Выполнение вариантов контрольной работы, предлагаемой в тетради-экзаменаторе, с. 4–11 | Применять полученные знания и сформированные умения для решения учебных задач. Выполнение вариантов контроль- ной работы, предлагаемой в тетради-экзаменаторе, с. 4–11 | Тетрадь-экзаменатор, с. 4–11 | Письменная работа | |
Важнейшие классы неорганических веществ (21 ч) | ||||||
17 | Простые вещества металлы и неметаллы. | Классификация. Основания классификации. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Металлы и неметаллы. Различение названий простых веществ и химических элементов. Первоначальное представление об аллотропии на примере простых веществ, образованных кислородом и углеродом. Лабораторный опыт № 5. | Различать существенные и несу- щественные основания классифи- кации; названия простых веществ и химических элементов. Наблюдать физические свойства веществ, демонстрируемых учи- телем, и в ходе выполнения лабораторного опыта. Описывать состав, свойства и значение (в природе и практической деятельности человека) простого вещества — кислорода | Учебник, с. 34–35; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр, с. 26–54; тетрадь-практикум, с. 27 | Комбинированный опрос, беседа | |
18 | Кислород | Химический элемент кислород. Кислород в природе. Простое вещество кислород: химическая формула, относительная молекулярная масса. Физические свойства кислорода. Лабораторный опыт № 6. | Наблюдать опыты, демонстрируе- мые учителем, и в ходе выполне- ния лабораторного опыта. Описывать превращения веществ с помощью уравнений химиче- ских реакций; физические свой- ства веществ по плану, предложенному учителем | Учебник, с. 36–37; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр, с. 26–54; тетрадь-практикум, с. 29 | Комбинированный опрос, беседа | |
19 | Химические свойства кислорода. | Взаимодействие кислорода с металлами (на примерах кальция, магния, меди), с неметаллами (на примерах серы, углерода, фосфора, сложными веществами (на примере метана). Горение. Первоначальное представление о реакциях окисления. Кислород как окислитель. | Наблюдать опыты, демонстрируе- мые учителем. Сравнивать по составу оксиды металлов и неметаллов. Описывать превращения веществ с помощью уравнений химиче- ских реакций и общепринятых сокращений и обозначений | Учебник, с. 38–39; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр, с. 26–54 | ||
20 | Химические свойства кислорода. | Практическое занятие № 4. | Осуществлять превращения ве- ществ по инструкции в ходе практического занятия. Фиксировать наблюдения в тетради, правильно выбирая сред- ства естественного и искусствен- ного языка | Учебник, с. 38–39; тетрадь-практикум, с. 12–13 | Практическая работа | |
21 | Оксиды. | Оксиды. Оксиды как бинарные соеди- нения. Примеры исключений: фторид кислорода(II) и пероксид водорода. Фи- зические свойства оксидов. Лабораторный опыт № 7. | Описывать внешний вид природ- ных оксидов и составлять их фор- мулы в ходе выполнения лабора- торного опыта | Учебник, с. 40–41; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр, с. 26–54; тетрадь-практикум, с. 32–34 | Комбинированный опрос | |
22 | Простые вещества. Водород. | Химический элемент водород. Водород в природе. Простое вещество водород: химическая формула, относительная молекулярная масса. Получение водо- рода в лаборатории. Принцип действия аппарата Киппа и прибора Д.М. Ки- рюшкина. Собирание водорода методом вытеснения воды. Меры безопасности при работе с водородом. | Наблюдать опыты, демонстрируе- мые учителем. Осуществлять проверку газа (во- дорода) на чистоту. Объяснять принцип действия ап- парата Киппа и прибора Д.М. Ки- рюшкина. Сравнивать методы собирания кислорода и водорода | Учебник, с. 42–43; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр, с. 26–54 | Комбинированный опрос | |
23 | Химические свойства водорода. | Взаимодействие водорода с кислородом, серой, хлором, азотом, натрием, кальци- ем, оксидом железа(III), оксидом меди(II). Первоначальные представления о восста- новлении. Водород как восстановитель. | Описывать свойства и значение (в природе и практической деятель- ности человека) простого веще- ства водорода. Наблюдать опыты, демонстрируе- мые учителем. Описывать превращения веществ с помощью естественного языка и уравнений химических реакций | Учебник, с. 44–45; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр, с. 26–54 | ||
24 | Химические свойства водорода. | Практическое занятие № 5. | Исследовать свойства водорода. Фиксировать наблюдения и фор- мулировать выводы из практиче- ского занятия | Учебник, с. 44–45; тетрадь-практикум, с. 14–15 | Практическая работа | |
25 | Оксид водорода — вода. | Состав воды. Физические свойства воды. Растворимость веществ. Массовая доля растворённого вещества в растворе. Не- насыщенные, насыщенные и пересыщен- ные растворы. Получение чистой воды. | Наблюдать опыты, демонстрируе- мые учителем. Объяснять принцип действия установки для перегонки воды; автоматического дистиллятора | Учебник, с. 46–47; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр, с. 26–54 | ||
26 | Взаимодействие воды с ме- таллами. | Взаимодействие воды с металлами: на- трием, калием, магнием, оловом. Пер- воначальное представление о ряде ак- тивности металлов. | Наблюдать опыты, демонстрируе- мые учителем. Фиксировать наблюдения и фор- мулировать выводы из наблюдае- мых опытов | Учебник, с. 48–49; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр, с. 26–54 | Комбинированный опрос | |
27 | Взаимодействие воды с окси- дами металлов. | Взаимодействие воды с оксидами ме- таллов: оксидом натрия, оксидом ба- рия, оксидом кальция. Индикаторы. Окраска метилоранжа, лакмуса и фе- нолфталеина в нейтральной и щелоч- ной среде. Первоначальное представ- ление об основаниях. Прогнозирование возможности взаимодействия воды с оксидами металлов с помощью таблицы растворимости. Лабораторный опыт № 10. | Выдвигать гипотезы о возможно- сти взаимодействия оксидов ме- таллов с водой на основе данных таблицы растворимости. Наблюдать опыты, демонстрируе- мые учителем. Осуществлять превращения ве- ществ в ходе выполнения лабора- торного опыта. Фиксировать наблюдения и фор- мулировать выводы из наблюдае- мых опытов | Учебник, с. 50–51; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр, с. 26–54; тетрадь-практикум, с. 38–39 | Комбинированный опрос | |
28 | взаимодействие воды с окси- дами неметаллов. | Гидроксиды. Гидроксиды металлов и неметаллов. Взаимодействие воды с ок- сидами неметаллов. Изменение окраски метилоранжа, лакмуса, фенолфталеина в кислой среде. Номенклатура гидрок- сидов металлов и неметаллов. Лабораторный опыт № 11. | Различать понятия «гидроксид», «кислота», «основание». Наблюдать опыты, демонстрируе- мые учителем. Сравнивать поведение индикато- ров в разных средах в ходе вы- полнения лабораторного опыта. Фиксировать наблюдения и фор- мулировать выводы из наблюдае- мых опытов | Учебник, с. 52–53; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр, с. 26–54; тетрадь-практикум, с. 40–41 | ||
29 | Состав кислот. Соли. | Кислоты. Кислородсодержащие и бескис- лородные кислоты. Состав кислоты. Кис- лотный остаток. Номенклатура кислот- ных остатков. Соли. Номенклатура солей. Лабораторные опыты № 12, 13. | Наблюдать опыты, демонстрируе- мые учителем. Сравнивать поведение индикато- ров в растворах кислот в ходе вы- полнения лабораторного опыта. Исследовать растворимость раз- ных солей в воде в ходе выпол- нения лабораторного опыта. Фиксировать наблюдения и фор- мулировать выводы из наблюдае- мых опытов | Учебник, с. 54–55; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр, с. 26–54; тетрадь-практикум, с. 42–45 | Комбинированный опрос | |
30 | Свойства кислот. | Общие свойства кислот: изменение окраски индикаторов, взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидрок- сидами металлов. Развитие представле- ний о ряде активности металлов: про- гнозирование возможности химической реакции между раствором кислоты и металлом. Особые свойства концентри- рованной серной кислоты: растворе- ние в воде; взаимодействие с медью, обугливание органических веществ. Особые свойства концентрированной и раствора азотной кислоты: взаимо- действие с медью. | Выдвигать гипотезы о возможно- сти протекания химической реак- ции между растворами кислот и металлами на основе положения металлов в ряду активности. Наблюдать опыты, демонстрируе- мые учителем. Фиксировать наблюдения и фор- мулировать выводы из наблюдае- мых опытов. Представлять информацию о свойствах веществ в табличной форме | Учебник, с. 56–57; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр, с. 26–54 | Комбинированный опрос | |
31 | Химические свойства кислот. | Практическое занятие № 6. | Исследовать химические свойства кислот. Фиксировать наблюдения и фор- мулировать выводы из практиче- ского занятия | Учебник, с. 56–57; Тетрадь-практикум, с. 16 | Практическая работа | |
32 | Свойства оснований. | Общие свойства оснований. Классифика- ции оснований: однокислотные и двухкис- лотные, нерастворимые и растворимые. Реакция нейтрализации. Разложение не- растворимых оснований при нагревании. Лабораторные опыты № 14, 15. | Выдвигать и обосновывать пред- ложения по выбору оснований классификации (по аналогии с классификацией кислот). Наблюдать опыты, демонстрируе- мые учителем. Проводить химический экспери- мент, предусмотренный лабора- торными опытами. Фиксировать наблюдения и фор- мулировать выводы из наблюдае- мых опытов | Учебник, с. 58–59; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр, с. 26–54; тетрадь-практикум, с. 46–48 | Комбинированный опрос | |
33 | Свойства амфотерных гидрок- сидов. | Определение кислотно-основного харак- тера нерастворимого гидроксида. Амфо- терность. Свойства амфотерных гидрок- сидов на примере гидроксида цинка (без записи уравнений химических реакций). Лабораторный опыт № 16. | Составлять алгоритм действий по определению кислотно-основно- го характера нерастворимого ги- дроксида. Проводить химический экспери- мент, предусмотренный лабора- торным опытом. Фиксировать наблюдения и фор- мулировать выводы из наблюдае- мых опытов | Учебник, с. 60–61; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр, с. 26–54; тетрадь-практикум, с. 49 | ||
34 | Генетический ряд типичного металла. | Генетический ряд. Генетический ряд типичного металла на примерах каль- ция и свинца. Получение соединений типичных металлов. Лабораторный опыт № 17. | Обобщать полученные знания об основных классах неорганиче- ских соединений. Составить уравнения реакций, со- ответствующих последовательно- сти превращений неорганических веществ различных классов. Проводить химический экспери- мент, предусмотренный лабора- торным опытом. Фиксировать наблюдения и фор- мулировать выводы из наблюдае- мых опытов | Учебник, с. 62–63; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр, с. 26–54; тетрадь-практикум, с. 51–52 | ||
35 | Генетический ряд типичного неметалла. | Генетический ряд типичного неметалла на примерах углерода и кремния. Воз- можности получения соединений неме- таллов из веществ других классов. Ге- нетический ряд металла, образующего амфотерный гидроксид. Лабораторный опыт № 18. | Обобщать полученные знания об основных классах неорганиче- ских соединений. Составлять уравнения реакций, соответствующих последователь- ности превращений неорганиче- ских веществ различных классов. Проводить химический экспери- мент, предусмотренный лабора- торным опытом. Фиксировать наблюдения и фор- мулировать выводы из наблюдае- мых опытов | Учебник, с. 64–65; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр, с. 26–54; тетрадь-практикум, с. 53 | Комбинированный опрос | |
36 | Повторение и обобщение. | состав и свой- ства веществ основных классов неорганических соединений. | Классифицировать изученные ве- щества по составу и свойствам. Характеризовать состав и свой- ства веществ основных классов неорганических соединений. Участвовать в обсуждении про- блем, предлагаемых в рубрике «Вопросы для обсуждения» | Учебник, с. 42–66; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр, с. 26–54 | Комбинированный опрос | |
37 | Контрольная работа № 2. | состав и свой- ства веществ основных классов неорганических соединений. | Применять полученные знания и сформированные умения для ре- шения учебных задач | Тетрадь-экзаменатор, с. 12–19 | Письменная работа | |
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома (12 ч) | ||||||
38 | Первоначальное представле- ние о строение атома. | Атом — сложная частица. Опыты А.А. Беккереля. Планетарная модель атома Э. Резерфорда. Основные части- цы атомного ядра. Изотопы. Уточнение понятия «химический элемент». | Определять понятия «химиче- ский элемент», «изотоп», «изо- топия» | Учебник, с. 68–69; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр, с. 54–70 | Комбинированный опрос | |
39 | Электронные оболочки атомов. | Электронейтральность атома. Распре- деление электронов в атоме. Ёмкость электронного слоя. | Определять понятия «электрон- ная оболочка», «электронный слой», «ядро атома». Рассчитывать ёмкость электрон- ного слоя по заданной формуле | Учебник, с. 70–71; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр, с. 54–70 | Комбинированный опрос, беседа | |
40 | Закономерности изменений в строении электронных оболочек ато- ма. | Понятие о внешнем электронном слое. Устойчивость внешнего электронно- го слоя. Изменение числа электронов на внешнем электронном слое с увеличением заряда ядра атома. | Различать понятия «электронный слой» и «внешний электронный слой». Моделировать строение атомов элементов малых периодов. Изучать закономерности измене- ния числа электронов на внеш- нем электронном слое на моделях атомов | Учебник, с. 72–73; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр, с. 54–70 | Комбинированный опрос | |
41 | Естественно-научная класси- фикация химических элементов. | Классификация химических элементов. Основания классификации. Периодиче- ская система. Периодическая система и периодические таблицы. | Определять существенные и не- существенные основания класси- фикации химических элементов. Различать понятия «периодиче- ская система химических элемен- тов» и «периодическая таблица химических элементов» | Учебник, с. 74–75; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр, с. 54–70 | Комбинированный опрос | |
42 | Периоды. | Период. Физический смысл номера пе- риода. Большие и малые периоды. Пе- риоды в разных формах периодической таблицы. | Разъяснять физический смысл номера периода. Сравнивать строение атома с по- ложением химического элемента в периодической таблице (по пе- риодам). Различать понятия «малый пери- од» и «большой период». Обобщать понятия «малый пери- од» и «большой период» | Учебник, с. 76–77; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр, с. 54–70 | Беседа комбинированный опрос | |
43 | Изменение свойств гидрок- сидов с увеличением зарядов атомных ядер химических элементов. | Практическое занятие № 7. | Изучать изменение свойств ги- дроксидов некоторых химиче- ских элементов III периода в ходе практического занятия. Делать умозаключения о характе- ре изменения кислотно-основных свойств гидроксидов, образован- ных химическими элементами одного периода. Фиксировать наблюдения и фор- мулировать выводы из наблюдае- мых опытов | Учебник, с. 76–77; тетрадь-практикум, с. 18 | Практическая работа | |
44 | Группы. | Группы в короткой и длинной форме периодической таблицы. Главные и побочные подгруппы. А- и В-группы. Физический смысл номера группы для элементов главных подгрупп (А-групп). | Различать понятия «главная под- группа», «побочная подгруппа», «А-группа», «В-группа». Обобщать понятия «главная под- группа», «побочная подгруппа», «А-группа», «В-группа». Сравнивать физический смысл номера периода и номера группы (для элементов главных подгрупп). Определять положение химиче- ского элемента в периодических таблицах разных форм. Описывать и характеризовать структуру короткой и длинной форм периодической таблицы | Учебник, с. 78–79; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр, с. 54–70 | ||
45 | Периодический закон. | Физический смысл порядкового номе- ра химического элемента. Изменение свойств химических элементов в пе- риодах и группах. Периодическое из- менение числа электронов на внешнем электронном слое и периодическое из- менение свойств химических элементов и их соединений. Современная форму- лировка периодического закона. | Делать умозаключения о характе- ре изменения свойств химических элементов с увеличением зарядов атомных ядер. Сравнивать изменение свойств простых веществ и гидроксидов элементов в периодах и группах (для элементов главных подгрупп) | Учебник, с. 80–81; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр, с. 54–70 | Комбинированный опрос | |
46 | Предсказание свойств хими- ческих элементов и их соединений на основе периодического закона. | Пред- сказание свойств «неизвестного» хими- ческого элемента на примере алюминия. Характеристика химического элемен- та по его положению в периодической системе. | Делать предположения о свой- ствах химических элементов и их соединений на основе положения химического элемента в периоди- ческой системе | Учебник, с. 82–83; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр, с. 54–70 | Комбинированный опрос | |
47 | Научный подвиг Д.И. Менде- леева. | Основные вехи в жизни Д.И. Менделе- ева. Классификация химических эле- ментов и открытие периодического за- кона. Научный подвиг Д.И. Менделеева. | Структурировать материал о жиз- ни и деятельности Д.И. Менделе- ева; об утверждении учения о пе- риодичности | Учебник, с. 84–85; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр, с. 54–70 | Комбинированный опрос | |
48 | Повторение и обобщение. | химические элементы и их со- единения, свойства веществ, принадлежащих к разным клас- сам; химические элементы раз- ных групп; периоды; главные и побочные подгруппы; А- и В-группы.
| Классифицировать изученные химические элементы и их со- единения. Сравнивать свойства веществ, принадлежащих к разным клас- сам; химические элементы раз- ных групп. Различать периоды; главные и побочные подгруппы; А- и В-группы. Моделировать строение атома. Определять изученные понятия. Описывать и характеризовать структуры периодических таблиц разных форм. Делать предположения о свой- ствах химических элементов и их соединений на основе положения химического элемента в периоди- ческой системе | Учебник, с. 68–86; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр, с. 54–70 | Комбинированный опрос | |
49 | Контрольная работа № 3. | химические элементы и их со- единения, свойства веществ, принадлежащих к разным клас- сам; химические элементы раз- ных групп; периоды; главные и побочные подгруппы; А- и В-группы. | Применять полученные знания и сформированные умения для ре- шения учебных задач. Выполнение вариантов контроль- ной работы, предлагаемой в те- тради-экзаменаторе | Тетрадь-экзаменатор, с. 20–27 | Письменная работа | |
Количественные отношения в химии (8 ч) | ||||||
50 | Количество вещества. | Важнейшие характеристики вещества: масса, объём, количество вещества. Еди- ница количества вещества. Число Авога- дро. Физический смысл коэффициентов в уравнениях химических реакций. Чтение уравнений химических реакций. Расчёт количества вещества по известному чис- лу частиц. Расчёт количества вещества по уравнению химической реакции. | Различать важнейшие характери- стики вещества. Определять понятия «количество вещества», «моль». Разъяснять физический смысл коэффициентов в уравнениях хи- мических реакций. Описывать превращения веществ по уравнениям химических реак- ций. Проводить расчёты количества вещества по известному числу частиц; количества вещества по уравнению химической реакции | Учебник, с. 88–89; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр, с. 70 | Комбинированный опрос | |
51 | Молярная масса. | Масса одного моля вещества. Моляр- ная масса. Расчёт молярной массы ве- щества по его формуле. Расчёты массы вещества по известному его количеству и обратные расчёты. | Различать понятия «масса», «от- носительная атомная масса», «от- носительная молекулярная мас- са», «молярная масса». Проводить расчёты массы веще- ства по известному его количе- ству и обратные расчёты | Учебник, с. 90–91; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр, с. 70 | ||
Репродуктивная система и здоровье (3 ч) | ||||||
52 | Расчёты по химическим урав- нениям. | Расчёты по химическим уравнениям массы одного из участников химиче- ской реакции по известной массе дру- гого участника. | Разъяснять физический смысл коэффициентов в уравнениях хи- мических реакций. Описывать превращения веществ по уравнениям химических ре- акций средствами естественного (русского и/или родного) языка. Проводить расчёты массы одного из участников химической реакции по известной массе другого участника | Учебник, с. 92–93; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр, с. 70 | Комбинированный опрос | |
53 | Закон Авогадро. | Молярный объём газов. Закон Авога- дро. Расчёт плотности газа по его мо- лярной массе и молярному объёму. | Различать понятия «объём», «мо- лярный объём», «молярная масса». Разъяснять сущность закона Аво- гадро и изученного следствия из него. Проводить расчёты плотности газа по его молярной массе и мо- лярную объёму | Учебник, с. 94–95; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр, с. 70 | Комбинированный опрос | |
54 | Расчёты по химическим урав- нениям. | Расчёты по химическим уравнениям массы одного из участников химиче- ской реакции по известному объёму другого участника, находящегося в га- зообразном состоянии. | Разъяснять физический смысл коэффициентов в уравнениях хи- мических реакций. Проводить расчёты по химиче- ским уравнениям массы одного из участников химической реак- ции по известному объёму дру- гого участника, находящегося в газообразном состоянии | Учебник, с. 96–97; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр, с. 70 | Беседа Устный опрос | |
55 | Объёмные отношения газов при химических реакциях. | Расчёты по химическим уравнениям с использованием объёмных отношений газов. | Разъяснять сущность объёмных отношений газов как следствие из закона Авогадро. Проводить расчёты по химиче- ским уравнениям с использова- нием объёмных отношений газов | Учебник, с. 98–99; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр, с. 70 | Комбинированный опрос | |
56 | Решение расчётных задач. | Расчёты по химическим уравнениям с использованием объёмных отношений газов. | Применять полученные знания и сформированные умения для ре- шения учебных задач | Учебник, с. 98–99; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр, с. 70–79 | Комбинированный опрос | |
57 | Контрольная работа № 4. | Расчёты по химическим уравнениям массы одного из участников химиче- ской реакции по известному объёму другого участника, находящегося в га- зообразном состоянии; с использованием объёмных отношений газов. | Применять полученные знания и сформированные умения для ре- шения учебных задач. Выполнение вариантов контроль- ной работы, предлагаемой в те- тради-экзаменаторе | Тетрадь-экзаменатор, с. 28–33 | Письменная работа | |
Заключение (2 ч) | ||||||
58 | Предмет химической науки. | Объект и предмет науки. Объект и предмет химии. Хемофобия. Обобщение знаний об общих методах естествозна- ния и специфических методах химии. Лабораторный опыт № 19, 20. | Обобщать полученные знания об объекте и предмете естественных наук. Разъяснять причины возникнове- ния в обществе хемофобии. Структурировать материал об об- щих методах естествознания и специфических методах химии. Фиксировать ход выполнения и результаты, делать выводы из хи- мических экспериментов в ходе выполнения лабораторных опы- тов | Учебник, с. 100–105; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр, с. 70; тетрадь-практикум, с. 56–59 | Комбинированный опрос | |
59 | Источники химической ин- формации. | Наблюдение и эксперимент как источ- ники непосредственной информации о веществах и их свойствах. Научные полиграфические издания. Средства новых информационных технологий. Оценка достоверности информации, размещённой в Интернете. | Приводить аргументы за и про- тив использования различных ис- точников информации в качестве научного знания. Принимать участие в обсуждении вопросов, предлагаемых в рубри- ке «Вопросы для обсуждения» | Учебник, с. 106–107; электронное приложение к учебнику; тетрадь-тренажёр, с. 70 | Комбинированный опрос | |
60 | Обобщающее повторение по разделу «Важнейшие классы неорганических веществ. Металлы и неметаллы» | Обобщение и систематизация знаний по изученным разделам. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности | Обобщать полученные знания об объекте и предмете естественных наук. Разъяснять причины возникнове- ния в обществе хемофобии. Структурировать материал об об- щих методах естествознания и специфических методах химии | Комбинированный опрос | ||
61 | Обобщающее повторение по разделу «Важнейшие классы неорганических веществ.Оксиды и гидроксиды» | Обобщение и систематизация знаний по изученным разделам. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности | Обобщать полученные знания об объекте и предмете естественных наук. Разъяснять причины возникнове- ния в обществе хемофобии. Структурировать материал об об- щих методах естествознания и специфических методах химии | Письменная работа | ||
62 | Обобщающее повторение по разделу «Важнейшие классы неорганических веществ.Кислоты» | Обобщение и систематизация знаний по изученным разделам. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности | Обобщать полученные знания об объекте и предмете естественных наук. Разъяснять причины возникнове- ния в обществе хемофобии. Структурировать материал об об- щих методах естествознания и специфических методах химии | Устный опрос | ||
63 | Обобщающее повторение по разделу «Важнейшие классы неорганических веществ.Соли» | Обобщение и систематизация знаний по изученным разделам. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности | Обобщать полученные знания об объекте и предмете естественных наук. Разъяснять причины возникнове- ния в обществе хемофобии. Структурировать материал об об- щих методах естествознания и специфических методах химии | Комбинированный опрос | ||
64 65 | Обобщающее повторение по разделу «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» | Обобщение и систематизация знаний по изученным разделам. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности | Обобщать полученные знания об объекте и предмете естественных наук. Разъяснять причины возникнове- ния в обществе хемофобии. Структурировать материал об об- щих методах естествознания и специфических методах химии | Устный опрос | ||
6667 | Обобщающее повторение по разделу «Строение атома» | Обобщение и систематизация знаний по изученным разделам. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности | Комбинированный опрос | |||
68 | Обобщающее повторение по разделу «Решение расчетных задач» | Обобщение и систематизация знаний по изученным разделам. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности |
| Комбинированный опрос | ||
69 70 | Итоговый контроль. Годовая контрольная работа и ее анализ. | Обобщение и систематизация знаний по разделу химии 8класса. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. | Тетрадь-экзаменатор | Письменная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по химии 9 кл, автор Е.Е.Минченков, А.А.Журин
календарно-тематический план за год по химии в 9 классе...
Фрагмент рабочей программы по химии по ФГОС ООО (УМК О.С. Габриеляна)
Работа выполнена в процессе прохождения курсов. Несмотря на то, что это только фрагмент рабочей программы, в нем очень тщательно проработаны цели курса и пути их реализации именно в контексте ФГОС не ...
Рабочая программа по химии по ФГОС для 8-9 класса
Рабочая программа по химии по ФГОС для 8-9 класса...
Рабочая программа по химии по ФГОС, 8 - 9 классы.
Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС. Включает в себя УУД....
рабочая программа по химии 9 класс ФГОС, автор А.А.Журин
рабочая программа по химии 9 класс ФГОС, автор А.А.Журин...
рабочая программа по химии по ФГОС ООО для 8 класса
Изучение химии в основной школе даёт возможность достичь следующих результатов в направлении личностного развития:1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и ув...
Рабочая программа по химии. Обновленный ФГОС
Рабочая программа по химии 8-9 класс. Обновленный ФГОС...