Рабочая программа по химии (8-9 классы)
рабочая программа по химии (8 класс) на тему

Дудина Надежда Васильевна

Рабочая программа по химии к учебникам:

  1. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. Неорганическая химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_himiya_8-9-klasy.doc263 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 «ХИМИЯ»

8 - 9 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовые документы

Рабочая программа составлена на основе следующей нормативно-правовой базы:

  1.  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, приказ № 1897 Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010
  2.  Федеральный государственный образовательный  стандарт среднего (полного) общего образования, приказ Министерства образования и науки РФ № 413 от 17.06.2012
  3.  Примерная программа по химии 8-9 классы. Стандарты второго поколения  
  4.  Гара Н.Н. Химия.  Программы общеобразовательных учреждений. 8-9 классы. 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2009.

Общая характеристика учебного предмета

В системе естественно-научного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в формировании научной картины мира, а также в воспитании экологической культуры людей.

Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в научное миропонимание, в воспитание и развитие учащихся; призвана вооружить учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний как в старших классах, так и в других учебных заведениях, а также правильно сориентировать поведение учащихся в окружающей среде.

Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

•  освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

•  овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

• развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

•   воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

• применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

В содержании данного курса представлены основополагающие химические теоретические знания, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.

Фактологическая часть программы включает сведения о неорганических и органических веществах. Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на современном и доступном для учащихся уровне теоретические положения, изучаемые свойства веществ, химические процессы, протекающие в окружающем мире.

Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно-молекулярное учение, периодический закон Д.И. Менделеева с краткими сведениями о строении атомов, видах химической связи, закономерностях химический реакций.

Изучение органической химии основано на учении Бутлерова А.М. о химическом строении веществ. Указанные теоретические основы курса позволяют учащимся объяснять свойства изучаемых веществ, а также безопасно использовать эти вещества в быту, сельском хозяйстве и на производстве.

 В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описанию их результатов; соблюдению норм и правил поведения в химической лаборатории.

Ведущими идеями предлагаемого курса являются:

 

Материальное единство веществ природы, их генетическая связь;

Причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;

Познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;

Объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактического материала химии элементов;

Конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции;

Законы природы объективны и познаваемы, знание законов дает возможность управлять химическими превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства и охраны окружающей среды от загрязнений.  

Наука и практика взаимосвязаны: требования практики – движущая сила науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;

Развитие химической науки и химизации народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2010 г. содержание календарно-тематического планирования предполагает реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • приобретение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека, о человеке как биосоциальном существе;
  • овладение способами учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной деятельностей;
  • освоение общепредметных компетенций:

1. Ценностно-смысловая компетенция определяет сферу мировоззрения ученика, связанную с его ценностными ориентирами, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

2. Общекультурная компетенция отражает круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – роль науки и религии в жизни человека.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

3. Учебно-познавательная компетенция включает в себя элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки, определяемые стандартами:

3.1. Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу.

3.2. Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

3.3. Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ

3.4. Самостоятельно на основе опорной схемы формулируют определения основных понятий курса химии.

3.5. Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

3.6. Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование).

3.7 Определение структуры и его характеристика объекта познания, поиск функциональных связей и отношений между частями целого.

4. Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах, а также в окружающем мире:

4.1. Умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, моделей, коллекций, учебных электронных изданий.

4.2. Умение работать химическими словарями и справочниками в поиске значений химических терминов.

4.3.Умение пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации.

4.4. Умение делать сообщения объемом 4-5 печатных листов.

4.5. Умение пользоваться ИНТЕРНЕТ для поиска учебной информации о биологических объектах.

4.6. Способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

5. Коммуникативная компетенция. Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данной компетенции в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки, определяемые стандартами:

5.1.Способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

5.2. Умение перефразировать мысль (объяснить «иными словами»).

5.3.Осознанное и беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.

5.4. Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

5.5. Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).

6. Социально-трудовая компетенция включает в себя владение знаниями и опытом в области профессионального самоопределения. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

7. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.

7.1. Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.).

7.2. Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей.

7.3. Соблюдение норм поведения в окружающей среде.

7.4. Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).

7.5. Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

1. Требования к химическим знаниям и практическим умениям

После изучения курса химии учащиеся должны уметь:

  1. называть химические элементы и характеризовать их на основе положения в периодической системе;
  2. определять по формулам состав неорганических и органических веществ, указывать валентности атомов химических элементов или степени их окисления;
  3. разъяснять смысл химических формул и уравнений;
  4. формулировать периодический закон, объяснять структуру и основные закономерности периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева, раскрывать значение периодического закона;
  5. объяснять строение веществ; указывать частицы, составляющие атом, молекулу; ионные соединения;
  6. изображать электронные формулы атомов химических элементов № 1-20;
  7. разъяснять физический смысл номера группы и периода, а также порядкового номера химического элемента;
  8. характеризовать химические элементы первых трех периодов по положению их в периодической системе и строению атомов: определять состав атомных ядер, строение электронных оболочек атомов;
  9. составлять формулы высших оксидов химических элементов и соответствующих им оснований, кислот, водородных соединений;
  10. объяснять процесс образования различных видов химических связей;
  11. изображать графические формулы молекулярных соединений и формулы ионных соединений;
  12. объяснять изученные закономерности — постоянство состава веществ и сохранение массы при химических реакциях;
  13. перечислять признаки и условия протекания химических реакций;
  14. составлять уравнения химических реакций, подтверждающие химические свойства неорганических веществ и отражающие связи между классами соединений;
  15. составлять уравнения реакций в молекулярном, полном и кратком ионном видах;
  16. определять (по химическим уравнениям) принадлежность реакций к изученным типам (соединения, разложения, замещения, обмена, экзо- и эндотермическим и окислительно-восстановительным реакциям);
  17. составлять уравнения химических реакций изученных типов, применять понятия «окисление» и «восстановление» для характеристики химических свойств веществ;
  18. составлять уравнения диссоциации в воде оснований, кислот и солей, знать обратимый характер этого процесса;
  19. определять с помощью качественных реакций хлорид-, сульфат- и карбонат-ионы в растворе;
  20. указывать положение металлических элементов в периодической системе элементов, их общие физические свойства и способы получения — восстановление водородом, оксидом углерода (II), углем, а также алюминием;
  21. указывать области нахождения в природе, химические свойства и практическое использование щелочных, щелочно-земельных металлов, а также алюминия и железа;
  22. раскрывать химические процессы, лежащие в основе промышленного получения железа;
  23. характеризовать условия и способы предупреждения коррозии металлов;
  24. раскрывать положение неметаллических элементов в периодической системе элементов, их физические свойства;
  25. указывать области нахождения в природе, химические свойства галогенов, халькогенов, элементов V и IV групп главных, подгрупп периодической системы, а также их применение;
  26. определять по составу (по химическим формулам) принадлежность веществ к изученным классам неорганических и органических соединений;
  27. решать задачи обозначенных в программе типов;
  28. характеризовать строение изученных органических соединений, важнейшие функциональные группы органических соединений;
  29. составлять графические формулы органических веществ изученных классов;
  30. составлять уравнения химических реакций, подтверждающие свойства изученных органических веществ, раскрывать генетические связи между ними, важнейшие способы получения, объяснять свойства веществ на основе их строения;
  31. характеризовать изученные химические реакции между органическими веществами;
  32. раскрывать строение, свойства и практическое значение изученных органических веществ;
  33. выполнять обозначенные в программе эксперименты, распознавать неорганические и органические вещества по соответствующим признакам;
  34. соблюдать правила безопасной работы в химической лаборатории;
  35. выполнять несложные опыты по получению и собиранию кислорода, водорода, оксида углерода (IV);
  36. осуществлять нагревание, отстаивание, фильтрование и выпаривание.

2. Требования к развитию учащихся

После изучения курса учащиеся должны уметь:

  1. определять и разъяснять смысл изученных понятий и законов;
  2. сравнивать состав и свойства изученных веществ;
  3. высказывать суждения о свойствах веществ на основе их состава и о строении веществ по их свойствам;
  4. на основе изученных законов и теорий устанавливать причинно-следственные связи между строением, свойствами и применением веществ, делать выводы и обобщения;
  5. ставить задачи проведения химического эксперимента, фиксировать и интерпретировать его результаты;
  6. на основе изученных теоретических положений высказывать предположения (гипотезы) о возможных результатах эксперимента;
  7. связно и доказательно излагать учебный материал как в устной, так и в письменной форме;
  8. находить нужную информацию химического содержания с помощью оглавления и предметно-именного указателя учебника, традиционного библиотечного и/или электронного каталогов;
  9. вычленять главное содержание в несложных химических текстах, составлять их план и тезисы.

3. Требования к воспитанию учащихся

После изучения курса учащиеся должны:

  1. раскрывать идею материального единства химических элементов, неорганических и органических веществ;
  2. уметь разъяснять на примерах причины многообразия неорганических и органических веществ, причинно-следственную зависимость между составом, строением и свойствами веществ;
  3. показывать на примерах развитие познания от явления ко все более глубокой сущности (например, от атомно-молекулярного учения к теории строения атома);
  4. понимать зависимость истинности знаний об окружающем мире от уровня развития науки;
  5. на конкретных примерах раскрывать роль химии в решении глобальных проблем, стоящих перед человечеством: энергетической, продовольственной, экологической;
  6. на основе полученных на уроках теоретических знаний аргументированно отстаивать собственную позицию по отношению к сообщениям СМИ с химическим содержанием.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

8 класс – 68 часов в год (2 часа в неделю)

Неорганическая химия.

Тема 1. Первоначальные химические понятия (18 часов)

         Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция, хроматография. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.

         Атомы и молекулы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава веществ.

         Атомная единица массы. Относительная атомная и молекулярная массы. Количество вещества, моль. Молярная масса.

         Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений. Составление химических формул по валентности.

         Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.

         Демонстрации. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ. Способы очистки веществ: кристаллизация, дистилляция, хроматография. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ.

         Химические соединения количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газов.

         Лабораторные опыты. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами. Разделение смеси с помощью магнита. Примеры физических и химических явлений. Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакций. Разложение основного карбоната меди (II). Реакция замещения меди железом.

         Практические работы.

  • Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием и посудой.
  • Очистка загрязненной поваренной соли (разделение смесей, очистка веществ, фильтрование).

         Расчетные задачи. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов. Вычисления по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.

Тема 2. Закон Авогадро. Молярный объем газов. (3 часа)

         Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях.

         Расчетные задачи. Объемные отношения газов при химических реакциях.

         Вычисления по химическим уравнениям массы, объема и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.

Тема 3. Кислород. (5 часов)

         Кислород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Получение, применение. Круговорот кислорода в природе. Горение. Оксиды. Воздух и его состав. Медленное окисление. Тепловой эффект химических реакций.

         Топливо и способы его сжигания. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.

         Демонстрации. Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха и воды. Определение состава воздуха. Коллекции нефти, каменного угля и продуктов их переработки.

         Лабораторный опыт. Ознакомление с образцами оксидов.

         Практическая работа. Получение и свойства кислорода.

         Расчетные задачи. Расчеты по термохимическим уравнениям.

Тема 4. Водород. (3 часа)

         Водород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Водород - восстановитель. Получение, применение.

         Демонстрации. Получение водорода в аппарате Кипа, проверка водорода на чистоту, горение водорода, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.

         Лабораторные опыты. Получение водорода и изучение его свойств. Взаимодействие водорода с оксидом меди (II).

Тема 5. Растворы. Вода. (6 часов)

         Вода – растворитель. Растворимость веществ в воде. Определение массовой доли растворенного вещества. Вода. Методы определения состава воды – анализ и синтез. Физические и химические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Круговорот воды в природе.

         Демонстрации. Анализ воды. Синтез воды.

         Практическая работа. Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества.

         Расчетные задачи. Нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление массы растворенного вещества и воды для приготовления раствора определенной концентрации.

Тема 6. Основные классы неорганических соединений. (9 часов)

         Оксиды. Классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура. Физические и химические свойства. Получение. Применение.

         Основания. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Реакция нейтрализации. Получение. Применение.

         Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Вытеснительный ряд металлов Н.Н. Бекетова. Применение.

         Соли. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Способы получения солей.

         Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

         Демонстрации. Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.

         Лабораторные опыты. Опыты, подтверждающие химические свойства кислот, оснований.

         Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».

Тема 7. Периодический закон и периодическая система химических элементов

Д.И. Менделеева. Строение атома. (8 часов)

         Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая таблица химических элементов.  Группы и периоды. Короткий и длинный варианты периодической таблицы. Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.

         Строение атома. Состав атомных ядер. Электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева.

         Лабораторный опыт. Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей.

Тема 8. Строение веществ. Химическая связь. (9 часов)

         Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степени окисления элементов. Окислительно-восстановительные реакции.

         Кристаллические решетки: ионная, атомная и молекулярная. Кристаллические и аморфные вещества. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

         Демонстрации. Ознакомления с моделями кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений. Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.

Тема 9. Галогены (7 часов)

         Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение. Хлороводород. Соляная кислота и ее соли. Сравнительная характеристика галогенов.

         Демонстрации. Знакомство с образцами природных хлоридов. Знакомство с химическими свойствами галогенов. Получение хлороводорода и его растворение в воде.

         Лабораторные опыты. Распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов, иодидов и иода. Вытеснение галогенов друг другом из раствора их соединений.

         Практическая работа. Получение соляной кислоты и изучение ее свойств.

9 класс – 68 часов в год (2 часа в неделю)

Неорганическая химия.

Тема 1. Электролитическая диссоциация. (11 часов)

         Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Гидратная теория растворов. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель. Гидролиз солей.

         Демонстрации. Испытание растворов веществ на электрическую проводимость. Движение ионов в электрическом поле.

         Лабораторные опыты. Реакции обмена между растворами электролитов.

         Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация».

Тема 2. Общие свойства металлов. (14 часов)

         Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Металлическая связь. Физические и химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов.

         Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза). Проблема безотходных производств в металлургии и охрана окружающей среды.

         Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Применение щелочных металлов и их соединений.

         Щелочноземельные металлы. Положение щелочноземельных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Кальций и его соединения. Жесткость воды и способы ее устранения.

         Алюминий. Положение алюминия в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.

         Железо. Положение железа в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства железа. Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа (III).

         Демонстрации. Знакомство с образцами важнейших солей натрия, калия, природных соединений кальция, рудами железа, соединениями алюминия. Взаимодействие щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия с водой. Сжигание железа в кислороде и хлоре.

         Лабораторные опыты. Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с кислотами и щелочами. Получение гидроксидов железа (II) и железа (III) и взаимодействие их с кислотами и щелочами.

         Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».

         Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям реакций массы, объема или количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.

Тема 3. Кислород и сера. (9 часов)

         Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропия кислорода – озон.

         Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. Оксид серы (IV). Сероводородная и сернистая кислоты и их соли. Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.

         Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.

         Демонстрации. Аллотропия кислорода и серы. Знакомство с образцами природных сульфидов, сульфатов.

         Лабораторные опыты. Распознавание сульфид-, сульфит- и сульфат-ионов в растворе.

         Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера».

         Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям реакций массы, количества вещества или объема по известной массе, количеству вещества или объему одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.

Тема 4. Азот и фосфор. (10 часов)

         Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак. Физические и химические свойства аммиака, получение и применение. Соли аммония. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты.

         Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства фосфора. Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли.

         Минеральные удобрения.

         Демонстрации. Получение аммиака и его растворение в воде. Ознакомление с образцами природных нитратов, фосфатов.

         Лабораторные опыты. Взаимодействие солей аммония со щелочами. Ознакомление с азотными и фосфорными удобрениями.

         Практические работы.

  • Получение аммиака и изучение его свойств.
  • Определение минеральных удобрений.

Тема 5. Углерод и кремний. (8 часов)

         Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства углерода. Угарный газ, свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе

         Кремний. Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент.

         Демонстрации. Кристаллические решетки алмаза и графита. Знакомство с образцами природных карбонатов и силикатов. Ознакомление с различными видами топлива. Ознакомление с видами стекла.

         Лабораторные опыты. Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов и гидрокарбонатов. Качественные реакции на карбонат- и силикат-ионы.

         Практическая работа. Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.

Органическая химия.

Тема 6. Первоначальные представления об органических веществах. (2 часа)

         Первоначальные сведения о строении органических веществ. Основные положения теории строения органических соединений А.М. Бутлерова. Изомерия. Упрощенная классификация органических соединений.

Тема 7. Углеводороды. (4 часа)

         Предельные углеводороды. Метан, этан. Физические и химические свойства. Применение.

         Непредельные углеводороды. Этилен. Физические и химические свойства. Применение. Ацетилен. Диеновые углеводороды.

         Понятие о циклических углеводородах (циклоалканы, бензол).

         Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.

         Демонстрации. Модели молекул органических соединений. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения. Качественные реакции на этилен. Образцы нефти и продуктов их переработки.

         Лабораторные опыты. Этилен, его получение, свойства. Ацетилен, его получение, свойства.

         Расчетная задача. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

Тема 8. Спирты. (2 часа)

         Одноатомные спирты. Метанол. Этанол. Физические свойства. Физиологическое действие спиртов на организм. Применение.

         Многоатомные спирты. Этиленгликоль. Глицерин. Применение.

         Демонстрации. Количественный опыт выделения водорода из этилового спирта. Растворение этилового спирта в воде. Растворение глицерина в воде. Качественные реакции на многоатомные спирты.

Тема 9. Карбоновые кислоты. Жиры. (3 часа)

         Муравьиная и уксусная кислоты. Физические свойства. Применение.

         Высшие карбоновые кислоты. Стеариновая кислота.

         Жиры – продукты взаимодействия глицерина и высших карбоновых кислот. Роль жиров в процессе обмена веществ в организме. Калорийность жиров.

         Демонстрации. Получение и свойства уксусной кислоты. Исследование свойств жиров: растворимость в воде и органических растворителях.

Тема 10. Углеводы. (1 час)

         Глюкоза, сахароза – важнейшие представители углеводов. Нахождение в природе. Фотосинтез. Роль глюкозы в питании и укреплении здоровья.

         Крахмал и целлюлоза – природные полимеры. Нахождение в природе. Применение.

         Демонстрации. Качественные реакции на глюкозу и крахмал.

Тема 11. Белки. Полимеры. (4 часа)

         Белки - биополимеры. Состав белков. Функции белков. Роль белков в питании. Понятия о ферментах и гормонах.

         Полимеры – высокомолекулярные соединения. Полиэтилен. Полипропилен. Поливинилхлорид. Применение полимеров.

         Химия и здоровье. Лекарства.

         Демонстрации. Качественные реакции на белок. Ознакомление с образцами изделий из полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида.

ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ

И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Контрольные работы:

8 класс

1.      «Первоначальные химические понятия».

2.      «Кислород». «Водород». «Растворы. Вода».

3.     «Основные классы неорганических соединений». «Периодический закон и периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома». «Строение вещества. Химическая связь».

4.    «Закон Авогадро. Молярный объем газов». «Галогены».

Кроме выше перечисленных основных контрольных работ будут осуществляться самостоятельные и тестовые работы в рамках каждой темы в виде фрагментов урока.

9 класс

  1. «Электролитическая диссоциация».
  2. «Кислород и сера». «Азот и фосфор». «Углерод и кремний».
  3. «Металлы и их соединения».
  4. «Органические соединения».

Кроме выше перечисленных основных контрольных работ будут осуществляться самостоятельные и тестовые работы в рамках каждой темы в виде фрагментов урока.

Практические работы:

8 класс

  1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием и посудой.
  2. Очистка загрязненной поваренной соли.
  3. Получение и свойства кислорода.
  4. Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества.
  5. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».
  6. Получение соляной кислоты и ее свойства.

9 класс

  1. Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация».
  2. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».
  3. Получение аммиака и изучение его свойств.
  4. Определение минеральных удобрений.
  5. Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.
  6. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».

ТРЕБОВАНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ЗА 8 КЛАСС

        Учащиеся должны знать:

Основные формы существования химического элемента (свободные атомы, простые и сложные вещества); основные сведения о строении атомов элементов малых периодов; основные виды химических связей; типы кристаллических решеток; факторы, определяющие скорость химических реакций и состояние химического равновесия; типологию химических реакций по различным признакам; названия, состав, классификацию и свойства важнейших классов неорганических соединений.

        

Учащиеся должны уметь:

а) Применять следующие понятия: химический элемент, атом, изотопы, ионы, молекулы; простое и сложное вещество; аллотропия; относительная атомная и молекулярная массы, количество вещества, молярная масса, молярный объем, число Авогадро; валентность; электроотрицательность, степень окисления, окислительно-восстановительный процесс; химическая связь, ее виды и разновидности; химическая реакция и ее классификации; скорость химической реакции и факторы ее зависимости; обратимость химических реакций, химическое равновесие и условия его смещения; электрохимический ряд напряжений металлов.

б) Разъяснять смысл химических формул и уравнений; объяснять действие изученных закономерностей (сохранения массы веществ при химических реакциях); определять валентность и степени окисления атомов химических элементов по формулам их соединений; составлять уравнения реакций, определять их вид и характеризовать окислительно-восстановительные реакции, определять по составу (химическим формулам) принадлежность веществ к различным классам соединений и характеризовать их химические свойства; устанавливать генетическую связь между классами неорганических соединений и зависимость между составом вещества и его свойствами.

в) Обращаться с лабораторным оборудованием; соблюдать правила техники безопасности; проводить простые химические опыты; наблюдать за химическими процессами и оформлять результаты наблюдений.

г) Производить расчеты по химическим формулам и уравнениям с использованием изученных понятий.

ТРЕБОВАНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ЗА 9 КЛАСС

В результате изучения химии в 9 классе ученик должен:

знать/понимать:

 химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

 важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

 основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь:

 называть: химические элементы, соединения изученных классов;

 объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных под-

групп; сущность реакций ионного обмена;

 характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

 определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

 составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;

 обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

 распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

 вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 безопасного обращения с веществами и материалами;

 экологически грамотного поведения в окружающей среде;

 оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

 критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

 приготовления растворов заданной концентрации.

Рабочая программа по химии составлена на основе авторской программы курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений Н.Н. Гара к учебникам химии авторов Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана для 8-9 классов. Рабочая программа составлена на два года на 136 часов – по 2 часа в неделю (68 часов в год) в 8 и 9 классах.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Содержание

Компетентности

Обязательные формы

Формы контроля

Основные элементы

По кодификатору ЕГЭ

Предметные

Метапредметные

Личностные

Практические
работы

Экскурсии

1

2

3

4

5

6

7

8

8 класс – 68 часов в год (2 часа в неделю)

Первоначальные химические понятия (18 часов)

Предмет химии.

Химия как часть естествознания.

Вещества и их свойства.

Чистые вещества и смеси.

Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция, хроматография.

Физические и химические явления. Химические реакции.

Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.

Атомы и молекулы.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

Качественный и количественный состав вещества.

Простые и сложные вещества.

Химический элемент.

Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы.

Закон постоянства состава веществ.

Атомная единица массы.

Относительная атомная и молекулярная массы.

Количество вещества, моль.

Молярная масса.

Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений.

Составление химических формул по валентности.

Атомно-молекулярное учение.

4.1

1.4

1.5

1.6

2.1

2.2

4.4.1

4.4.3

Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием.

Знать правила техники безопасности при работе в школьной лаборатории.

Знать определения важнейших понятий: простые и сложные вещества, химический элемент, атом, молекула.

Различать понятия «вещество» и «тело», «простое вещество» и «химический элемент».

Уметь отличать химические реакции от физических явлений. Использовать приобретенные знания для безопасного обращения с веществами и материалами, экологически грамотного поведения в окружающей среде, оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека.

Знать способы разделения смесей.

Уметь определять положение химического элемента в периодической системе.

Уметь называть химические элементы.

Знать знаки первых 20 химических элементов.

Знать определение химической формулы вещества, формулировку закона постоянства состава.

Понимать и записывать химические формулы веществ.

Определять состав веществ по химической формуле, принадлежность к простым и сложным веществам.

Уметь вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения.

Знать определение понятий «моль», «молярная масса».

Овладевать умением составлять план параграфа.

Составлять на основе текста схемы.

Планировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями и задачами.

Классифицировать по нескольким признакам.

Составлять программу эксперимента.

Соотносить различные компоненты объекта.

Планировать собственную деятельность.

Кратко формулировать свои мысли.

Выступать перед аудиторией.

Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием и посудой.

Очистка загрязненной поваренной соли (разделение смесей, очистка веществ, фильтрование).

Б

ИЗ

ПР

ФО

СР

Т

КР

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.

Уметь вычислять молярную массу по формуле соединения, массу вещества и число частиц по известному количеству вещества (и обратные задачи).

Уметь определять валентность элементов в бинарных соединениях, составлять формулы соединений.

Закон Авогадро. Молярный объем газов. (3 часа)

Закон Авогадро.

Молярный объем газов.

Относительная плотность газов.

Объемные отношения газов при химических реакциях.

4.4.3

Знать определение молярного объема газов.

Уметь вычислять объем газа по его количеству, массу определенного объема и числа молекул газа (и обратные задачи).

Находить молярные массы веществ по относительной плотности, вычислять объёмы газов, зная их объёмные отношения в химической реакции.

Обобщать приобретённые знания.

Самостоятельно вырабатывать алгоритм действий.

Вести диалог.

Кратко формулировать свои мысли.

Б

ФО

СП

СР

ИЗ

Кислород. (5 часов)

Кислород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Получение, применение.

Круговорот кислорода в природе.

Горение.

Оксиды.

Воздух и его состав.

Медленное окисление.

Тепловой эффект химических реакций.

Топливо и способы его сжигания.

Защита атмосферного воздуха от загрязнений.

2.2

3.1.2

4.3

4.4.3

5.2

Составлять уравнения реакций получения кислорода.

Уравнения реакций, характеризующие химические свойства кислорода.

Составлять формулы оксидов.

Составлять и решать схемы превращений.

Сравнивать реакции горения и медленного окисления.

Составлять реакции горения простых и сложных веществ.

Характеризовать уравнения реакций по тепловому эффекту.

Решать расчётные задачи по ТХУ.

Умение работы с текстом.

Определять учебную задачу.

Сотрудничать при решении учебных задач.

Составлять на основе текста схемы и графики.

Задавать вопросы разного вида.

Выявлять свойства объекта.

Формулировать вывод.

Вести диалог.

Кратко формулировать свои мысли.

Придерживаться определённого стиля при выступлении.

Получение и свойства кислорода

Б

ВП

ФО

СП

ПР

СР

Водород. (3 часа)

Водород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства.

Водород - восстановитель. Получение, применение.

2.2

3.1.2

4.3

4.4.3

5.2

Составлять уравнения реакций получения водорода.

Определять чистоту водорода.

Уравнения реакций, характеризующие химические свойства водорода.

Составлять формулы гидридов и водородных соединений.

Составлять и решать схемы превращений.

Обобщать приобретённые знания.

Овладевать умением работы с текстом.

Сотрудничать при решении учебных задач.

Составлять на основе текста схемы и графики.

Выделять критерии для сравнения и осуществлять сравнение.

Формулировать вывод.

Доказывать утверждение.

Вести диалог.

Кратко формулировать свои мысли.

Систематизировать информацию.

Б

СП

ВП

СР

Растворы. Вода. (6 часов)

Вода – растворитель.

Растворимость веществ в воде.

Определение массовой доли растворенного вещества.

Вода.

Методы определения состава воды – анализ и синтез.

Физические и химические свойства воды.

Вода в природе и способы ее очистки. Круговорот воды в природе.

4.4.2

5.2

Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства воды, определять типы химических реакций.

Знать определение понятия «растворы», условия растворения веществ в воде.

Уметь пользоваться таблицей растворимости.

Уметь вычислять массовую долю вещества в растворе.

Обобщать приобретённые знания.

Определять учебную задачу.

Составлять на основе текста схемы и графики.

Задавать вопросы разного вида.

Выявлять свойства объекта.

Формулировать вывод.

Фиксировать результаты исследований.

Самостоятельно оценивать деятельность посредством сравнения с существующими требованиями.

Вносить изменения в последовательность и содержание учебных задач.

Доказывать утверждение.

Вести диалог.

Использовать структурирующие фразы.

Кратко формулировать свои мысли.

Систематизировать информацию.

Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества

Б

ПР      

ФО

СП

ВП

СР

КР

ИЗ

Основные классы неорганических соединений. (9 часов)

Оксиды. Классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура. Физические и химические свойства. Получение. Применение.

Основания. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Реакция нейтрализации. Получение. Применение.

Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Применение.

Соли. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Способы получения солей.

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

3.2.1

3.2.2

3.2.3

3.2.4

3.3

4.2

4.4.3

5.1

5.2

Уметь определять принадлежность вещества к классу оксидов, называть его, составлять формулы оксидов.

Уметь определять принадлежность вещества к классу оснований, называть его, составлять формулы оснований.

Знать качественную реакцию на распознавание щелочей, на углекислый газ.

Уметь определять принадлежность вещества к классу кислот, называть его, составлять формулы кислот.

Знать качественную реакцию на кислоты.

Уметь определять принадлежность вещества к классу солей, называть его, составлять формулы солей.

Уметь составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства и генетическую связь основных классов неорганических соединений.

Обобщать приобретённые знания.

Определять учебную задачу.

Сотрудничать при решении учебных задач.

Составлять на основе текста схемы.

Задавать вопросы разного вида.

Выявлять свойства объекта.

Выделять критерии для сравнения и осуществлять сравнение.

Формулировать вывод.

Фиксировать результаты исследований.

Обобщать и подытоживать информацию.

Доказывать утверждение.

Вести диалог.

Систематизировать информацию.

Соотносить собственную деятельность с деятельностью других.

Планировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями и задачами.

Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений»

Б

ПР

ФО

СП

ВП

СР

ИЗ

КР

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома. (8 часов)

Первые попытки классификации химических элементов.

Понятие о группах сходных элементов. Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая таблица химических элементов. группы и периоды.

Короткий и длинный варианты периодической таблицы.

Значение периодического закона.

Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.

Строение атома. Состав атомных ядер. Электроны. Изотопы.

Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева.

1.1

1.2.1

1.2.2

Уметь объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента.

Знать определение понятия «химический элемент».

Уметь объяснять физический смысл номера группы и периода, составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.

Знать формулировку периодического закона.

Уметь объяснять изменения свойств элементов и их соединений в пределах малых периодов и главных подгрупп.

Давать характеристику химических элементов по плану.

Составлять сложный и тезисный планы.

Владеть различными видами изложения текста.

Классифицировать по нескольким признакам.

Опровергать выдвинутый тезис.

Выступать перед аудиторией.

Придерживаться определённого стиля при выступлении.

Выслушивать и объективно оценивать другого.

Б

ФО

СП

ВП

СР

Строение веществ. Химическая связь. (9 часов)

Электроотрицательность химических элементов.

Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная.

Валентность элементов в свете электронной теории.

Степень окисления. Правила определения степени окисления элементов.

Окислительно-восстановительные реакции.

Кристаллические решетки: ионная, атомная и молекулярная.

Кристаллические и аморфные вещества. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

1.3

2.2

2.6

Знать определение понятий «химическая связь», «ион», «ионная связь».

Уметь определять тип химической связи (ионная) в соединениях.

Уметь определять тип химической связи (ковалентная неполярная) в соединениях.

Уметь определять тип химической связи (ковалентная полярная) в соединениях.

Знать определение металлической связи, объяснять свойства металлов, исходя из типа химической связи, находить черты сходства и различия ее с ковалентной и ионной связью.

Характеризовать и объяснять свойства веществ на основании вида химической связи и типа кристаллической решётки.

Знать определения понятий «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление».

Обобщать приобретённые знания.

Определять учебную задачу.

Сотрудничать при решении учебных задач.

Составлять на основе текста схемы и графики.

Формулировать вывод.

Систематизировать информацию.

Комментировать текст.

Доказывать утверждение.

Вести диалог.

Использовать структурирующие фразы.

Кратко формулировать свои мысли.

Самостоятельно оценивать деятельность посредством сравнения с существующими требованиями.

Б

ФО

СП

ВП

КР

СР

ИЗ

Галогены (7 часов)

Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов.

Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение.

Хлороводород.

Соляная кислота и ее соли.

Сравнительная характеристика галогенов.

3.1.2

3.2.3

3.3

5.1

5.2

Общая характеристика галогенов.

Соединения галогенов.

Получение и применение галогенов и их соединений.

Способы получения, свойства и области применения хлороводорода и соляной кислоты.

Качественная реакция на соляную кислоту и её соли.
Качественная реакция на фториды, бромиды, иодиды.

Обобщать приобретённые знания.

Задавать вопросы разного вида.

Выявлять свойства объекта.

Готовить рефераты.

Систематизировать информацию.

Ставить цели самообразовательной деятельности.

Планировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями и задачами.

Вести диалог.

Использовать структурирующие фразы.

Кратко формулировать свои мысли.

Получение соляной кислоты и изучение ее свойств

Б

ФО

СП

ВП

ИЗ

КР

9 класс – 68 часов в год (2 часа в неделю)

Повторение изученного в 8 классе (2 часа)

Периодический закон и ПСХЭ Д.И. Менделеева.

Строение атома.

Химическая связь.

Строение вещества.

Классификация и свойства неорганических веществ.

1.2

3.1

3.2

3.3

Металлы, неметаллы, классификации химических элементов, амфотерные соединения, сходные элементы, Д.И. Менделеев, периодической закон Д,И. Менделеева,

группа, подгруппа, период, энергетический уровень и подуровень, квантовые числа, сущность периодического закона ХЭ Д.И. Менделеева.

Основания, оксиды, кислоты, соли: классификация, номенклатура, физические и

химические свойства кислот.

Обобщать приобретённые знания.

Выявлять свойства объекта.

Формулировать проблемные вопросы.

Формулировать вывод.

Вести диалог.

Кратко формулировать свои мысли.

Систематизировать информацию.

Выступать перед аудиторией.

Б

ФО

СП

ВП

СР

Электролитическая диссоциация. (10 часов)

Электролиты и неэлектролиты.

Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах.

Ионы. Катионы и анионы.

Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей.

Слабые и сильные электролиты.

Степень диссоциации.

Реакции ионного обмена.

Окислительно-восстановительные реакции.

Окислитель, восстановитель.

Гидролиз солей.

2.3

2.4

2.5

2.6

Электролитическая диссоциация, растворение веществ в воде, ион, гидратация,

кристаллогидрат, кристаллизованная вода,

 электролиты, теория электролитической диссоциации.

Донор, акцептор, кислота, основание, соль.

Сильный электролит, слабый электролит,

степень диссоциации.

Свойства ионов, реакции ионного обмена,

реакции ионного обмена, идущие до конца.

Молекулярное, ионное уравнение.

Окислитель, восстановитель, электронный

баланс.

Гидролиз солей, гидролиз по катиону, гидролиз по аниону, гидролиз по аниону и катиону.

Задавать вопросы разного вида.

Комментировать текст.

Формулировать проблемные вопросы.

Определять содержание своей учебной деятельности.

Составлять конспект текста выступления.

Формулировать вывод.

Вести диалог.

Кратко формулировать свои мысли.

Систематизировать информацию.

Наблюдать происходящие явления и сравнивать наблюдаемые результаты с описанием в тексте учебника.

Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация»

Б

ПР

ФО

СП

ВП

СР

ИЗ

КР

Кислород и сера. (9 часов)

Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропия кислорода – озон.

Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. Оксид серы (IV). Сероводородная и сернистая кислоты и их соли. Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.

Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.

3.1.2

3.2

3.3

4.2

4.3

5.1

5.2

Схема строения атомов кислорода и серы,

степени их окисления, строение простых

веществ кислорода и серы, озон.

Пластическая и кристаллическая сера,

флотация, химические свойства серы.

Сероводород, сероводородная кислота,

гидросульфид.

Качественная реакция на сульфиты, сернистая кислота, гидросульфиты.

Серная кислота. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.

Понятие о скорости химических реакций.

Катализаторы. Химическое равновесие, Луи Бертолле, обратимые реакции, принцип Ле Шателье, ингибитор.

Вычисления по химическим уравнениям

реакций массы, количества вещества или

объема по известной массе, количеству

вещества или объему одного из вступивших или получающихся в реакции веществ.

Обобщать приобретённые знания.

Ставить цели самообразовательной деятельности.

Самостоятельно оценивать деятельность посредством сравнения с существующими требованиями.

Планировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями и задачами.

Вносить изменения в последовательность и содержание учебных задач.

Формулировать вывод.

Вести диалог.

Использовать структурирующие фразы.

Кратко формулировать свои мысли.

Систематизировать информацию.

Придерживаться определённого стиля при выступлении.

Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера»

Б

ФО

СП

ВП

ПР

Т

СР

ИЗ

Азот и фосфор. (10 часов)

Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов.

Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе.

Аммиак. Физические и химические свойства аммиака, получение и применение.

Соли аммония.

Оксиды азота (II) и (IV).

Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты.

Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства фосфора.

Оксид фосфора (V).

Ортофосфорная кислота и ее соли.

Минеральные удобрения.

3.1.2

3.2

3.3

4.2

4.3

4.4.3

5.1

5.2

Схема строения атомов азота и фосфора,

степени их окисления, строение простых

веществ кислорода.

Аммиак: физические и химические свойства, получение, применение. Соли аммония.
Получение аммиака и изучение его свойств.

Азотная кислота: строение молекулы,

химические свойства, получение.

Нитраты, селитры, круговорот азота в природе.

Фосфор: аллотропия и свойства. Белый и

красный фосфор, фосфин, фосфиды.

Оксид фосфора(V). Ортофосфорная кислота и её соли. Минеральные удобрения.

Обобщать приобретённые знания.

Готовить доклады и рефераты.

Определять проблему и предлагать способы её решения.

Выслушивать и объективно оценивать другого.

Формулировать вывод.

Вести диалог.

Кратко формулировать свои мысли.

Систематизировать информацию.

Уметь донести своё мнение до других.

Получение аммиака и изучение его свойств.

Определение минеральных удобрений.

Б

ФО

Т

ПР

СР

Углерод и кремний. (8 часов)

Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их атомов.

Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства углерода.

Угарный газ, свойства и физиологическое действие на организм.

Углекислый газ, угольная кислота и ее соли.

Круговорот углерода в природе.

Кремний.

Оксид кремния (IV).

Кремниевая кислота и ее соли.

Стекло. Цемент.

3.1.2

3.2

3.3

4.2

4.3

4.4.3

5.1

5.2

Положение углерода и кремния в ПСХЭ,

строение их атомов. Аллотропные модификации углерода. Химические свойства углерода. Алмаз, графит, фуллерены, карбин, адсорбция, десорбция.

Угарный газ: свойства, физиологическое

действие на организм.

Углекислый газ. Угольная кислота и её соли.

Получение оксида углерода(IV) и изучение

его свойств. Распознавание карбонатов.

Силикаты, стекло, цемент, бетон.

Обобщать приобретённые знания.

Самостоятельно оценивать деятельность посредством сравнения с существующими требованиями.

Корректировать объём собственной учебной деятельности.

Выполнять сравнение по аналогии.

Формулировать вывод.

Вести диалог.

Кратко формулировать свои мысли.

Систематизировать информацию.

Уметь донести своё мнение до других.

Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.

Б

ФО

СП

ВП

ПР

СР

КР

ИЗ

Общие свойства металлов. (13 часов)

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.

Металлическая связь. Физические и химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов.

Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза). Проблема безотходных производств в металлургии и охрана окружающей среды.

Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Применение щелочных металлов и их соединений.

Щелочноземельные металлы. Положение щелочноземельных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе.

Кальций и его соединения. Жесткость воды и способы ее устранения.

Алюминий. Положение алюминия в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.

Железо. Положение железа в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства железа. Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа (III).

3.1.1

3.2

3.3

4.4.3

5.1

5.2

Положение металлов и неметаллов в ПСХЭ, хим. свойства металлов, электрохимический ряд напряжения металлов.

Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Проблемы безотходных производств в металлургии и охрана окружающей среды. Сплавы.

Щелочные металлы: нахождение в природе, физические и химические свойства, применение.

Щелочноземельные металлы. Нахождение

в природе. Кальций и его соединения. Гашеная известь, известковое молоко, известковая вода, хлорная известь.

Временная и постоянная жесткость, общая

жесткость воды.

Алюминий: нахождение в природе, физические и химические свойства, боксит, рубин, сапфир, симулины, алитирование, термит.

Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.

Железо, его оксиды и гидроксиды: нахождение в природе и свойства.

Металлургия, чугун, сталь, доменная печь, мартеновский способ.

Обобщать приобретённые знания.

Ставить цели самообразовательной деятельности.

Самостоятельно оценивать деятельность посредством сравнения с существующими требованиями.

Планировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями и задачами.

Вносить изменения в последовательность и содержание учебных задач.

Формулировать вывод.

Вести диалог.

Использовать структурирующие фразы.

Кратко формулировать свои мысли.

Систематизировать информацию.

Придерживаться определённого стиля при выступлении.

Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения»

Б

ФО

СП

ВП

ПР

Т

СР

ИЗ

Краткий обзор важнейших органических соединений. (16 часов)

Первоначальные сведения о строении органических веществ.

Основные положения теории строения органических соединений А.М. Бутлерова.

Изомерия.

Упрощенная классификация органических соединений.

Предельные углеводороды. Метан, этан. Физические и химические свойства. Применение.

Непредельные углеводороды. Этилен. Физические и химические свойства. Применение. Ацетилен. Диеновые углеводороды.

Понятие о циклических углеводородах (циклоалканы, бензол).

Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.

Одноатомные спирты. Метанол. Этанол. Физические свойства. Физиологическое действие спиртов на организм. Применение.

Многоатомные спирты. Этиленгликоль. Глицерин. Применение.

Муравьиная и уксусная кислоты. Физические свойства. Применение.

Высшие карбоновые кислоты. Стеариновая кислота.

Жиры – продукты взаимодействия глицерина и высших карбоновых кислот. Роль жиров в процессе обмена веществ в организме. Калорийность жиров.

Глюкоза, сахароза – важнейшие представители углеводов. Нахождение в природе. Фотосинтез. Роль глюкозы в питании и укреплении здоровья.

Крахмал и целлюлоза – природные полимеры. Нахождение в природе. Применение.

3.4

4.4.3

5.1

5.2

Первоначальные сведения о строении органических веществ. Основные положения

теории строения органических соединений

А. М. Бутлерова.

Изомерия. Упрощенная классификация

органических соединений.

Алкан, метан, рудничный газ, болотный газ, гомологи, коксовый газ, фреон.

Качественная реакция на двойную и тройную связь, полимеризация, алкены, алкины.

Ацетилен. Диеновые углеводороды. Понятие о циклических углеводородах.

Природные источники углеводородов. Защита атмосферного воздуха от загрязнения. Нефть, бензин, керосин, мазут.

Одноатомные спирты. Метанол. Этанол.

Физиологическое действие спиртов на организм и применение.

Многоатомные спирты. Этиленгликоль.

Глицерин.

Карбоновые кислоты. Муравьиная и уксусная кислоты.

Высшие карбоновые кислоты. Сложные эфиры.

Жиры. Биологическая роль жиров.

Глюкоза, сахароза, их нахождение в природе и биологическая роль.

Крахмал и целлюлоза.

Аминокислота, белок, незаменимые и заменимые аминокислоты, ферменты, гормоны.

Полимеры. Полиэтилен, полипропилен,

Поливинилхлорид.

Биотехнология, анальгетики, антибиотики,

ноотропные препараты, снотворные средства, аллергия.

Обобщать приобретённые знания.

Владеть различными способами самоконтроля.

Планировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями и задачами.

Выполнять реферативные работы.

Решать проблемные учебные задачи.

Вести диалог.

Кратко формулировать свои мысли.

Систематизировать информацию.

Придерживаться определённого стиля при выступлении.

Быть корректным к мнению других.

Б

ФО

СП

ВП

СР

ИЗ

КР

Белки - биополимеры. Состав белков. Функции белков. Роль белков в питании. Понятия о ферментах и гормонах.

Полимеры – высокомолекулярные соединения. Полиэтилен. Полипропилен. Поливинилхлорид. Применение полимеров.

Химия и здоровье. Лекарства.

Условные обозначения, используемые в планировании

Б        беседа

ФО        фронтальный опрос

СП        самопроверка

ВП        взаимопроверка

Т        тест

СР        самостоятельная работа

КР        контрольная работа

ПР        практическая работа

ИЗ        индивидуальное задание


ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНИКИ

Перечень учебников:

  1. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. Неорганическая химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
  3. Гара Н.Н. Химия. Уроки в 8 классе. – пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008.
  4. Гара Н.Н. Химия. Уроки в 9 классе. – пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2009.
  5. Габрусева Н.И. Химия-8: рабочая тетрадь к учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. – М.: Просвещение, 2010.
  6. Габрусева Н.И. Химия-9: рабочая тетрадь к учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. – М.: Просвещение, 2010.
  7. Гара Н.Н., Габрусева Н.И.  Химия. Задачник в «помощником» 8-9 классы. – М.: Просвещение, 2009.
  8. Радецкий А.М. Дидактический материал по химии 8-9 классы. – М.: Просвещение, 2010.

Перечень плакатов:

  1. «Строение вещества»
  2.  «Номенклатура»
  3. «Химические реакции»
  4. «Химия 8-9 классы»
  5. «Белки и нуклеиновые кислоты»

Перечень мультимедийных пособий:

  1. Библиотека электронных наглядных пособий «Химия. 8-11 класс».
  2. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки химии. 8-9 классы»
  3. Виртуальная лаборатория «Химия. 8-11 класс».
  4. Мультимедиа комплекс «Органическая химия».
  5. Мультимедийное приложение к УМК «Химия. 9 класс».
  6. Образовательная коллекция. Химия для всех XXI «Химические опыты со взрывами и без».
  7. Образовательная коллекция. Химия для всех XXI «Решение задач. Самоучитель».
  8. Образовательная коллекция. Органическая химия.
  9. Химия общая и неорганическая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии 10 - 11 классы к авторской программе Габриэляна О.С.

Предложены полностью разработанные программы по химии 10 - 11 класса...

Пояснительная записка к рабочей программы по химии для 11 класса по программе О.С. Габриеляна (Базовый уровень.

Пояснительная записка к рабочей программе по химии для 11 класса по программе О.С. Габриеляна (1 час в неделю). Базовый уровень....

Рабочя программа по химии для 8 класса к учебнику Н.Е.Кузнецовой "Химия.8 класс".

Естественнонаучное образование - один из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Оно обеспечивает всестороннее развитие лич­ности ребёнка за время его обучения и воспит...

рабочая программа по химии 8-9 класс по программе О.С. Габриелян 3 часа в неделю

Рабочая программа по химии для 8-9 классов соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования.    Рабочая программа со...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9

Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....