Формирование экспериментальной компетенции на уроках химии у выпускников основной школы
методическая разработка по химии (9 класс) на тему

Беленкова  Ольга Александровна

Особенности преподавания химии в школе при исправительной колонии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа при Федеральном казенном учреждении Исправительная колония № 16

Главного управления федеральной службы исполнения наказания

по Нижегородской области

Формирование экспериментальной компетенции на уроках химии у выпускников основной школы

 тема урока « Положение металлов  а периодической системе. Строение их атомов. Физические свойства металлов» 9 класс

выполнила Беленкова Ольга Александровна

2016-2017учебный  год

Тема  «Положение металлов в периодической системе. Строение их атомов. Физические свойства.»

Цель урока : Рассмотреть положение металлов в ПСХЭ , особенности строения их атомов. Повторить и обобщить сведения о металлической химической связи и кристаллической металлической решетке. Изучить общие физические свойства металлов.

Задачи :

-формировать у учащихся экспериментальные компетенции, умения участвовать в обсуждении, отстаивать свою точку зрения, делать выводы, выделяя признаки металлов и их физических свойств в окружающем мире, наблюдать и объяснять результаты проведенного лабораторного опыта;

-развивать умение вести  целенаправленные наблюдения и умении е прогнозировать ожидаемые результаты;

-способствовать формированию научного мировоззрения, воспитывать элементы химической культуры

Тип урока : урок формирования новых знаний

Оборудование :

1.Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева

2.Таблица « Металлическая связь»

3.Рабочее место учителя (ноутбук , проектор)

4.На столах учащихся  набор металлов ( медь, железо, аллюминий , цинк)

5. Презентация « Металлы» , демонстрационный видеоопыт.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

  Учитель приветствует учащихся , проверяет готовность к  занятию.

  1. Актуализация опорных знаний .

             деятельность  учителя

             деятельность учащихся

Демонстрируется Слайд № 1 «Семь чудес света»

Предлагает ответить на вопросы:

- Назовите Семь чудес света

- Какую роль играли металлы в их создании?

- Какова роль металлов в истории человечества?

Участвуют в беседе,отвечают на вопросы

3.Постановка проблемы. Формулирование  темы и цели урока.

     деятельность учителя

     деятельность учащихся

Учитель предлагает выполнить лабораторную работу «Ознакомление с физическими свойствами металлов» Раздает бланки для выполнения лабораторной работы и приложения.

По окончании лабораторной работы просит сформулировать вывод.

Демонстрирует слайд № 2 « Строение атомов натрия, алюминия и кальция»

В чем причина общности физических свойств металлов.

Предлагает сформулировать цель урока  и проблему урока

Знакомятся с целью работы, оборудованием и реактивами , содержанием и порядком выполнения опыта.

Формулируют вывод в котором перечисляют общие физические свойства металлов : теплопроводность , твердость, ковкость (пластичность),блеск , электропроводность

На внешнем уровне у них мало электронов

Называют тему урока «Металлы и особенности их строения»

Цель урока: изучить положение металлов в ПСХЭ, строение их атомов. Повторить и обобщить сведения о металлической химической связи и кристаллической металлической решетке .Рассмотреть общие физические свойства металлов.

4.Формирование новых знаний (объяснение с элементами беседы и демонстрацией видеофрагментов)

          деятельность учителя

           деятельность учащихся

Из строения атомов металлов видно, что на внешнем уровне у них мало электронов, они их легко отдают .Отдавая электроны, металлы превращаются в положительные ионы, проявляют восстановительные свойства.

Me-ne→Me⁺ⁿ ( слайд)

Давайте вспомним металлическую связь и металлическую кристаллическую решетку. Какой вид связи называется металлической?

Сколько всего металлов в Периодической системе?

Мы выяснили общие свойства  металлов.А теперь рассмотрим отличительные свойства.

Металлы бывают мягкие и твердые .Щелочные металлы- натрий и калий легко режутся ножом( демонстрационный видеоопыт), а из вольфрама и хрома изготавливают бурильные и режущие инструменты.( Слайд № 3) .Самые электропроводные металлы- серебро медь,золото, аллюминий.А самые теплоповодные – серебро, медь, аллюминий,железо.                           ( Слайд № 4 )

Самый пластичный металл-золото: из 1 грамма золота можно вытянуть нить длинной 2км, а из образца размером со спичечную головку- прокатать лист до 50 кв.м. при пластической деформации металлов происходить изменение его внешней формы под действием механических факторов, не приводящих ни к разрушению его на части , ни к изменению его объема. ( Слайд № 5)

По плотности металлы делятся на легкие ( с плотностью до 5 г/ куб.см) и тяжелые ( с плотностью больше 5 г/куб.см)

Самым легким является литий, его плотность 0,54 г/куб.см , а самый тяжелый осмий , плотность которого 22,6 г/ куб.см.. Самые блестящие металлы ртуть , серебро, палладий. В порошке все металлы кроме алюминия и магния,теряют блеск и имеют черный или темно-серый цвет ( Слайд №  6)

По температурам плавления металлы делятся на легкоплавкие ( до 1000 С) и тугоплавкие ( с температурой плавления выше 1000С). Самые легкоплавкие металлы – ртуть ( -39С), цезий ( 29С), галлий ( 29,8 С).А самый тугоплавкий – вольфрам ( 3420 С)  ( Слайд № 7)

Участвуют в беседе.

Металлическая связь- это связь в металлах  и сплавах , между атомами и ионами металлов,расположенными в узлах кристаллической решетки, осуществляемая обобщенными электронами.

Работают с Периодической системой Д.И.Менделеева. Ответ учеников- 88 металлов.

Слушают объяснение , участвуют в беседе.

5. Первичное закрепление  изученного материала.

             деятельность учителя

                 деятельность учащихся

Рассмотрим результаты лабораторного опыта. Используя данные таблицы 1 , постройте диаграммы , расположив в них металлы в порядке уменьшения значений рассматриваемых величин.

 Назовите самый  тяжелый металл и самый легкоплавкий .

Строят диаграммы.

Медь и цинк.

6. Подведение итогов урока.

          деятельность учителя

                    деятельность учащихся

Проводит беседу.

- Достигли ли мы цели урока ?

- Что понравилось ?

- Что мешало в работе

Участвуют в беседе

7. Домашнее задание.

Заполните таблицу

Название металла

Область применения

 На каких свойствах основано это применение

Алюминий

Вольфрам

Серебро

Кальций

Железо

Приложение 1.

Лабораторная работа.

Цель – Ознакомиться с физическими свойствами простых веществ – металлов.

Оборудование и реактивы – образцы металлов (  медь , железо, алюминий, цинк)

Содержание и порядок выполнения опыта.

1.Изучите физические свойства выданных веществ, используя следующий план.

- агрегатное состояние при комнатной температуре

- цвет

- блеск

-пластичность

- теплопроводность ( сделайте вывод о данном свойстве металлов , из объяснения учителя)

-электропроводность (  сделайте вывод о данном свойстве металлов , из объяснения учителя)

- плотность

- температура плавления и кипения

  1. Оставьте отчет заполнив таблицу 1.

название

металла

Физические свойства  металла

агрегатное

состояние

цвет

блеск

плас

тичность

тепло и элект

ро про

водность

плот

ность

темп.

плав

ления

темп.

кипе

ния

Медь

Железо

Алюминий

Цинк

  1. Используя данные таблицы , постройте диаграммы  1-2 , расположив в них металлы в порядке уменьшения  значений рассматриваемых величин.

Плотность металлов

( г/куб.см)

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

0

                                                                                                       Металлы

Температуры плавления металлов

( С)

1600

1500

1400

1300

1200

1100

1000

900

800

700

600

500

400

300

200

100

0

                                                                                                         Металлы

  1. Сформулируйте  вывод , в котором перечислите общие физические свойства металлов.

Приложение 2

Плотность , температуры плавления и кипения некоторых веществ и минералов

Название вещества

Плотность

г/куб.см

     Температура,С

плавления

кипения

Алюминий

2.69

660

2500

Вода

1.00

0

100

Гематит

5.25

15659(разл)

-

Гидрокарбонат

натрия(пищевая

сода)

1.44

32,5

-

Гидроксид железа(|||)

3,49

При нагревании разлагается

Гидроксид калия

2,12

380

1320

Гидроксид кальция

2,24

При нагревании разлагается

Гидроксид натрия

2,13

320

1378

Гипс

2,31-2,33

-

-

Железо

7,87

1539

2870

Кварц

2,65

1610

2950

Кислород

1,43*10(-3)

-219

-183

Корунд(оксид алюминия)

3,96

2050

-

Магнетит

5,20

1540(разл.)

-

Магний

1,74

651

1107

Медь

8,96

1083

2543

Мел

2,93

При нагревании разлагается

Оксид кальция

3,40

2580

2850

Оксид меди(!!)

6,45

800(разл.)

-

Пирит

5,03

1700

-

Свинец

11,34

327

1745

Сера

2,07

112,8

444,6

Серная кислота

1,83

10,31

279,69разл)

Сульфат меди (||)

3,60

При нагревании разлагается

Фосфат кальция

3,14

1670

-

Хлорид натрия

2,16

801

1465

Хлорид цинка

2,91

318

732

Цинк

7,13

419

906


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологических компетенций на уроках химии

Экологическое воспитание учащихся на уроках химии и во внеурочное время...

Формирование ключевых компетенций на уроках химии

Химическое образование в школе переживает непростойэтап своего реформирования, связанный с изменением взглядовна роль и цели общего образования в контексте задач его модернизации. В этих условия...

«Системно-деятельностный подход к формированию предметных компетенций на уроках химии»

Кто же, как не ОУ, призван развивать способности обучающегося реализовать себя в новых социально-экономических условиях, уметь адаптироваться в различных жизненных ситуациях. Сформировать конкуре...

Формирование метапредметных компетенций на уроках химии

Единый методический день «Метапредметный подход как основа повышения качества образования в социокультурном пространстве училища»...

Формирование ключевых компетенций на уроках химии

Компетенция –(от лат.competo – добиваюсь, соответствую, подхожу) совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к о...

Формирование социокультурной компетенции в условиях дистанционного обучения учащихся основной школы

   Проблема формирования социокультурной компетенции стоит достаточно остро, потому что интерес учащегося снижается к изучению языку в целом на этапе основной школы, если он не имеет ...