Формирование экспериментальной компетенции на уроках химии у выпускников основной школы
методическая разработка по химии (9 класс) на тему
Особенности преподавания химии в школе при исправительной колонии
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа при Федеральном казенном учреждении Исправительная колония № 16
Главного управления федеральной службы исполнения наказания
по Нижегородской области
Формирование экспериментальной компетенции на уроках химии у выпускников основной школы
тема урока « Положение металлов а периодической системе. Строение их атомов. Физические свойства металлов» 9 класс
выполнила Беленкова Ольга Александровна
2016-2017учебный год
Тема «Положение металлов в периодической системе. Строение их атомов. Физические свойства.»
Цель урока : Рассмотреть положение металлов в ПСХЭ , особенности строения их атомов. Повторить и обобщить сведения о металлической химической связи и кристаллической металлической решетке. Изучить общие физические свойства металлов.
Задачи :
-формировать у учащихся экспериментальные компетенции, умения участвовать в обсуждении, отстаивать свою точку зрения, делать выводы, выделяя признаки металлов и их физических свойств в окружающем мире, наблюдать и объяснять результаты проведенного лабораторного опыта;
-развивать умение вести целенаправленные наблюдения и умении е прогнозировать ожидаемые результаты;
-способствовать формированию научного мировоззрения, воспитывать элементы химической культуры
Тип урока : урок формирования новых знаний
Оборудование :
1.Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева
2.Таблица « Металлическая связь»
3.Рабочее место учителя (ноутбук , проектор)
4.На столах учащихся набор металлов ( медь, железо, аллюминий , цинк)
5. Презентация « Металлы» , демонстрационный видеоопыт.
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
Учитель приветствует учащихся , проверяет готовность к занятию.
- Актуализация опорных знаний .
деятельность учителя | деятельность учащихся |
Демонстрируется Слайд № 1 «Семь чудес света» Предлагает ответить на вопросы: - Назовите Семь чудес света - Какую роль играли металлы в их создании? - Какова роль металлов в истории человечества? | Участвуют в беседе,отвечают на вопросы |
3.Постановка проблемы. Формулирование темы и цели урока.
деятельность учителя | деятельность учащихся |
Учитель предлагает выполнить лабораторную работу «Ознакомление с физическими свойствами металлов» Раздает бланки для выполнения лабораторной работы и приложения. По окончании лабораторной работы просит сформулировать вывод. Демонстрирует слайд № 2 « Строение атомов натрия, алюминия и кальция» В чем причина общности физических свойств металлов. Предлагает сформулировать цель урока и проблему урока | Знакомятся с целью работы, оборудованием и реактивами , содержанием и порядком выполнения опыта. Формулируют вывод в котором перечисляют общие физические свойства металлов : теплопроводность , твердость, ковкость (пластичность),блеск , электропроводность На внешнем уровне у них мало электронов Называют тему урока «Металлы и особенности их строения» Цель урока: изучить положение металлов в ПСХЭ, строение их атомов. Повторить и обобщить сведения о металлической химической связи и кристаллической металлической решетке .Рассмотреть общие физические свойства металлов. |
4.Формирование новых знаний (объяснение с элементами беседы и демонстрацией видеофрагментов)
деятельность учителя | деятельность учащихся |
Из строения атомов металлов видно, что на внешнем уровне у них мало электронов, они их легко отдают .Отдавая электроны, металлы превращаются в положительные ионы, проявляют восстановительные свойства. Me-ne→Me⁺ⁿ ( слайд) Давайте вспомним металлическую связь и металлическую кристаллическую решетку. Какой вид связи называется металлической? Сколько всего металлов в Периодической системе? Мы выяснили общие свойства металлов.А теперь рассмотрим отличительные свойства. Металлы бывают мягкие и твердые .Щелочные металлы- натрий и калий легко режутся ножом( демонстрационный видеоопыт), а из вольфрама и хрома изготавливают бурильные и режущие инструменты.( Слайд № 3) .Самые электропроводные металлы- серебро медь,золото, аллюминий.А самые теплоповодные – серебро, медь, аллюминий,железо. ( Слайд № 4 ) Самый пластичный металл-золото: из 1 грамма золота можно вытянуть нить длинной 2км, а из образца размером со спичечную головку- прокатать лист до 50 кв.м. при пластической деформации металлов происходить изменение его внешней формы под действием механических факторов, не приводящих ни к разрушению его на части , ни к изменению его объема. ( Слайд № 5) По плотности металлы делятся на легкие ( с плотностью до 5 г/ куб.см) и тяжелые ( с плотностью больше 5 г/куб.см) Самым легким является литий, его плотность 0,54 г/куб.см , а самый тяжелый осмий , плотность которого 22,6 г/ куб.см.. Самые блестящие металлы ртуть , серебро, палладий. В порошке все металлы кроме алюминия и магния,теряют блеск и имеют черный или темно-серый цвет ( Слайд № 6) По температурам плавления металлы делятся на легкоплавкие ( до 1000 С) и тугоплавкие ( с температурой плавления выше 1000С). Самые легкоплавкие металлы – ртуть ( -39С), цезий ( 29С), галлий ( 29,8 С).А самый тугоплавкий – вольфрам ( 3420 С) ( Слайд № 7) | Участвуют в беседе. Металлическая связь- это связь в металлах и сплавах , между атомами и ионами металлов,расположенными в узлах кристаллической решетки, осуществляемая обобщенными электронами. Работают с Периодической системой Д.И.Менделеева. Ответ учеников- 88 металлов. Слушают объяснение , участвуют в беседе. |
5. Первичное закрепление изученного материала.
деятельность учителя | деятельность учащихся |
Рассмотрим результаты лабораторного опыта. Используя данные таблицы 1 , постройте диаграммы , расположив в них металлы в порядке уменьшения значений рассматриваемых величин. Назовите самый тяжелый металл и самый легкоплавкий . | Строят диаграммы. Медь и цинк. |
6. Подведение итогов урока.
деятельность учителя | деятельность учащихся |
Проводит беседу. - Достигли ли мы цели урока ? - Что понравилось ? - Что мешало в работе | Участвуют в беседе |
7. Домашнее задание.
Заполните таблицу
Название металла | Область применения | На каких свойствах основано это применение |
Алюминий | ||
Вольфрам | ||
Серебро | ||
Кальций | ||
Железо |
Приложение 1.
Лабораторная работа.
Цель – Ознакомиться с физическими свойствами простых веществ – металлов.
Оборудование и реактивы – образцы металлов ( медь , железо, алюминий, цинк)
Содержание и порядок выполнения опыта.
1.Изучите физические свойства выданных веществ, используя следующий план.
- агрегатное состояние при комнатной температуре
- цвет
- блеск
-пластичность
- теплопроводность ( сделайте вывод о данном свойстве металлов , из объяснения учителя)
-электропроводность ( сделайте вывод о данном свойстве металлов , из объяснения учителя)
- плотность
- температура плавления и кипения
- Оставьте отчет заполнив таблицу 1.
название металла | Физические свойства металла | |||||||
агрегатное состояние | цвет | блеск | плас тичность | тепло и элект ро про водность | плот ность | темп. плав ления | темп. кипе ния | |
Медь | ||||||||
Железо | ||||||||
Алюминий | ||||||||
Цинк |
- Используя данные таблицы , постройте диаграммы 1-2 , расположив в них металлы в порядке уменьшения значений рассматриваемых величин.
Плотность металлов
( г/куб.см)
10 |
9 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
Металлы
Температуры плавления металлов
( С)
1600 |
1500 |
1400 |
1300 |
1200 |
1100 |
1000 |
900 |
800 |
700 |
600 |
500 |
400 |
300 |
200 |
100 |
0 |
Металлы
- Сформулируйте вывод , в котором перечислите общие физические свойства металлов.
Приложение 2
Плотность , температуры плавления и кипения некоторых веществ и минералов
Название вещества | Плотность г/куб.см | Температура,С | |
плавления | кипения | ||
Алюминий | 2.69 | 660 | 2500 |
Вода | 1.00 | 0 | 100 |
Гематит | 5.25 | 15659(разл) | - |
Гидрокарбонат натрия(пищевая сода) | 1.44 | 32,5 | - |
Гидроксид железа(|||) | 3,49 | При нагревании разлагается | |
Гидроксид калия | 2,12 | 380 | 1320 |
Гидроксид кальция | 2,24 | При нагревании разлагается | |
Гидроксид натрия | 2,13 | 320 | 1378 |
Гипс | 2,31-2,33 | - | - |
Железо | 7,87 | 1539 | 2870 |
Кварц | 2,65 | 1610 | 2950 |
Кислород | 1,43*10(-3) | -219 | -183 |
Корунд(оксид алюминия) | 3,96 | 2050 | - |
Магнетит | 5,20 | 1540(разл.) | - |
Магний | 1,74 | 651 | 1107 |
Медь | 8,96 | 1083 | 2543 |
Мел | 2,93 | При нагревании разлагается | |
Оксид кальция | 3,40 | 2580 | 2850 |
Оксид меди(!!) | 6,45 | 800(разл.) | - |
Пирит | 5,03 | 1700 | - |
Свинец | 11,34 | 327 | 1745 |
Сера | 2,07 | 112,8 | 444,6 |
Серная кислота | 1,83 | 10,31 | 279,69разл) |
Сульфат меди (||) | 3,60 | При нагревании разлагается | |
Фосфат кальция | 3,14 | 1670 | - |
Хлорид натрия | 2,16 | 801 | 1465 |
Хлорид цинка | 2,91 | 318 | 732 |
Цинк | 7,13 | 419 | 906 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование экологических компетенций на уроках химии
Экологическое воспитание учащихся на уроках химии и во внеурочное время...
Формирование ключевых компетенций на уроках химии
Химическое образование в школе переживает непростойэтап своего реформирования, связанный с изменением взглядовна роль и цели общего образования в контексте задач его модернизации. В этих условия...
«Системно-деятельностный подход к формированию предметных компетенций на уроках химии»
Кто же, как не ОУ, призван развивать способности обучающегося реализовать себя в новых социально-экономических условиях, уметь адаптироваться в различных жизненных ситуациях. Сформировать конкуре...
Формирование метапредметных компетенций на уроках химии
Единый методический день «Метапредметный подход как основа повышения качества образования в социокультурном пространстве училища»...
Формирование ключевых компетенций на уроках химии
Компетенция –(от лат.competo – добиваюсь, соответствую, подхожу) совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к о...
Формирование социокультурной компетенции в условиях дистанционного обучения учащихся основной школы
Проблема формирования социокультурной компетенции стоит достаточно остро, потому что интерес учащегося снижается к изучению языку в целом на этапе основной школы, если он не имеет ...