Элективный курс химия 9 класс
элективный курс по химии (9 класс) на тему
Программа разработана на 17 часов и предназначена для решения задач по химии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_po_himii_9_klass.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса
«РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ»
В 9 КЛАССЕ
(17 часов).
Пояснительная записка.
Курс по выбору «Решение задач» предназначен для учащихся 9-классов и носит предметно-ориентационный характер. К этому времени изучены основные понятия и термины, основные свойства классов веществ, на базе которых будут решаться задачи.
Решение расчетных задач занимает важное место в изучении основ химической науки. При решении задач происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала, вырабатываются навыки практического применения имеющихся знаний, развиваются способности к самостоятельной работе, происходит формирование умения логически мыслить, использовать приемы анализа и синтеза, находить взаимосвязь между объектами и явлениями. В этом отношении решение задач является необходимым компонентом при изучении такой науки, как химия.
Решение задач - не самоцель, а метод познания веществ и их свойств, совершенствования и закрепления знаний учащихся. Через решение задач осуществляется связь теории с практикой, воспитываются трудолюбие, самостоятельность и целеустремленность, формируются рациональные приемы мышления. Умение решать задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления, глубины усвоения ими учебного материала.
При изучении данного курса проводятся практикумы по решению расчетных задач, выполняются самостоятельная и контрольная работы, которые позволяют учащимся проявить самостоятельность и творческую инициативу.
Экспериментальное решение некоторых задач прививает интерес ученика к предмету, закрепляет понимание того, что на практике не всегда все так, как в теории, и объясняет, почему так происходит. Успешное решение задач учащимися является одним из завершающих этапов в самом познании.
Цели курса:
- обучение учащихся основным подходам к решению расчетных задач по химии;
- воспитание личности, имеющей развитое естественно - научное восприятие природы;
- развитие творческого потенциала учащихся;
- закрепление, систематизация знаний учащихся по химии;
- устранить пробелы в знаниях
Задачи курса:
- учить учащихся приемам решения задач различных типов;
- закреплять теоретические знания, учить творчески, применять их в новой ситуации;
- способствовать интеграции знаний учащихся, полученных при изучении математики и физики при решении расчетных задач по химии;
- продолжить формирование умения анализировать ситуацию и делать прогнозы;
- развивать учебно-коммуникативные навыки;
- помочь учащимся получить реальный опыт решения задач, а также научить составлять свои по заданному алгоритму.
Данный курс выполняет следующие функции:
- развивает содержание базисного курса химии, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне;
- позволяет школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку;
- позволяет школьникам подготовиться к сдаче ГИА по химии.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
- индивидуальные;
- групповые.
Формы учебных занятий:
- уроки решения ключевых задач;
- самостоятельная работа учащихся;
- зачеты;
- контрольные работы.
Занятия в соответствии с программой курса предполагают:
- повторение теоретических вопросов, изученных в основной школе, их углубление и расширение;
- применение теоретических знаний на практике;
- знакомство с основными типами расчетных задач, включая усложненные;
- решение задач повышенного уровня сложности, помогающих соотнести имеющиеся знания с их практическим применением;
- обучение самостоятельному решению задач.
Формы отчетности:
- творческое оформление составленных задач;
- зачет по решению всех пройденных типов задач.
Планируемый результат обучения:
Учащиеся должны знать все предложенные типы задач, основные формулы и методики, по которым ведется расчет, а также способы их решения, стандартные алгоритмы решения задач.
Учащиеся должны уметь самостоятельно определять способ решения задач, применять данные формулы при решении определенного типа задач, выбирать наиболее рациональный путь решения задачи, четко представлять сущность описанных в задаче процессов, видеть взаимосвязь происходящих химических превращений и изменений численных параметров системы, описанной в задаче, работать самостоятельно и в группе, самостоятельно составлять типовые химические задачи объяснять их решение, владеть химической терминологией, пользоваться справочной литературой по химии для выбора количественных величин, необходимых для решения задач.
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- исследовательский;
- метод проектов.
Оценивание достижений учащихся
Требования к знаниям и достижениям учащихся ни в коем случае не должны быть завышены. Чрезмерность требований порождает перегрузку и ведет к угасанию интереса. Курс должен помочь осознать ученику степень значимости своего интереса к химии и оценить свои возможности, всемерно подкрепляться и развиваться с помощью накопления оценок индивидуальных достижений учащихся:
- оценка за участие во время фронтальной работы;
- оценка за участие в комментировании упражнений;
- оценка за участие в беседе, анализе задач;
- оценка за самостоятельную, контрольную работу;
- оценка за сообщение, творческую работу.
Критерии оценивания умений учащихся решать расчётные задачи:
Отметка «5»: в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
Отметка «4»: в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»: в логическом рассуждении и решении нет ошибок, но допускается существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»: имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
Критерии оценивания письменных контрольных работ:
Отметка «5»: ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»: ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»: работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»: работа выполнена меньше, чем наполовину, или содержит несколько существенных ошибок.
Содержание курса
1. Введение.(1 час)
Основные типы расчётных задач по химии. Основные физические и химические величины. Основные формулы для решения указанных задач. Количество веществаЧисло структурных единиц (атомов, молекул или ионов) вещества Х. Массовая доля вещества. Массовая доля элемента в соединениях.
2.Количественные отношения в химии(8ч)
Плотность и относительная плотность газа.
Массовая доля растворенного вещества, процентная концентрация. Правило смешивания растворов. Расчеты, связанные с понятием процентная концентрация. Определение концентрации растворов.
Количественный состав смесей. Понятие примеси. Вычисление доли примеси в реагирующих веществах в %. Состав вещества. Определение состава вещества в %. Определение формулы вещества по процентному составу.
3. Расчеты по химическим уравнениям (7ч)
Вычисления по химическим уравнениям. Молярная масса, молярный объем. Теоретический выход. Практический выход. Избыток, недостаток вещества. Молярные отношения веществ, вступающих в реакцию. Вычисление массы (m), объема (V), количества вещества (n) продукта реакции.
4. Зачет (контрольная работа). Защита проектных работ (2 часа)
Учебно-тематическое планирование
№ п\п | Тема занятия | Форма проведения | Дата прове- дения |
I Количественные отношения в химии(8ч) | |||
1 | Введение. Методы решения задач. | Типы химических формул. Примеры решения задач. | |
2 | Решение задач с использованием понятия D(Н2), D(возд.) | Лекция. Опорный конспект. Решение задач. | |
3 | Вывод формул химических веществ | Лекция. Опорный конспект. Решение задач. | |
4-5 | Задачи на растворы и действия с ними | Лекция. Опорный конспект. Решение задач. | |
6 | Обобщение и закрепление знаний | Решение задач. Составление авторских задач. | |
II Расчеты по химическим уравнениям 7ч | |||
7 | Вычисления количественных отношений по уравнениям химических реакций | Лекция. Опорный конспект. Решение задач. | |
8-9 | Вычисление состава смеси веществ | Решение задач. | |
10 | Вычисления массовой и объемной доли выхода продукта | Лекция. Опорный конспект. Решение задач. | |
11 | Задачи на определение массы и объема продуктов реакции по известным массам реагирующих веществ, одно из которых дано в избытке | Лекция. Опорный конспект. Решение задач. | |
12 | Расчеты по исходному веществу, содержащему примеси | Лекция. Опорный конспект. Решение задач. | |
13-14 | Решение задач по цепочкам превращений веществ | Лекция. Опорный конспект. Решение задач. | |
15 | Расчеты по термохимическим уравнениям | Лекция. Опорный конспект. Решение задач. | |
16 | Зачет | Контрольная работа | |
17 | Защита проектных работ | Презентации работ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"химия в быту" элективный курс 9 класс
пояснительная записка, тематическое планирование...
Рабочая программа 2 вида и КТП по элективному курсу "Химия и экология" для 10, 11 классов
Вооружение учащихся знаниями о некоторых веществах, которые нас окружают.Развитие чувства гордости за человека, познающего мир.Воспитание внутренней мотивации учения, повышение интереса к познанию мир...
Занятие элективного курса "Химия в математике или математика в химии?" (конспект)
Занятие разработано и предназначено для учащихся 9 класса, посещающих занятия элективных курсов по математике и химии. Данный методический материал содержит теоретическую часть, игровые задания,...
Программа элективного курса «Химия и производство некоторых неорганических и органических соединений» для учащихся 11-х классов.
Основной целью изучения данного элективного курса является расширение научного кругозора обучающихся профильного класса по химии, оптимизация подготовки обучающихся данного класса в ВУЗы в соответстви...
Элективный курс "Химия и валеология" для 9 класса
Элективный курс «Химия и валеология» способствует формированию у учеников понятия здорового образа жизни и усиливает интерес к предмету, так как обучающихся интересуют не абстрактные знания, а и...
Элективный курс "Химия в задачах, 9-11 классы"
Программа элективного курса "Химия в задачах, 9-11 классы" способна решить проблему качественной подготовки школьников к сдаче ЕГЭ. Позволяет проводить предпрофильную подготовку учащихся 9 классов, а ...
элективный курс химия «Подготовка к ЕГЭ по химии» 11 класс
Рабочая программа является типовой, модифицированной и предназначена для общеобразовательного учреждения. Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по химии» предназначена для итогового повт...