Курс для подростков "Искусство быть!"
методическая разработка по психологии по теме
Курс расчитан на подростков среднего и старшего звена. Состоит из из двух блоков: Блок личностного развития и блока социальных навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurs_dlya_podrostkov.doc | 95.5 КБ |
planirovanie_kursa.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Курс по выбору «Искусство быть! Интеграция наук в ненаучных целях» предназначена для подростков старшего звена. Взросление современной молодежи происходит в сложных условиях развития общества: нестабильность семейного института, искажение и размытость моральных ценностей откладывают опечаток на внутреннее психологическое состояние подростка. Подростки, как правило, теряют опору для выстраивания собственной личности и утрачивают навыки успешного взаимодействия в социуме. В последние годы изучение психологи в образовательном процессе носит фрагментарный характер. В курсе «Биология. Человек. 8класс» знакомство с психологией происходит на последних уроках при изучении темы «Высшая нервная деятельность человека», не удовлетворяя потребность ребенка в знаниях и навыках, которые для него в этот период являются наиболее актуальными.
Курс «Искусство быть!» является значимым для жизни современного подростка, так как задачи, которые он ставит перед учащимися, имеют большое практическое значение. Не секрет, что многие подростки успешно владеющими научными знаниями и умеющие применять ту или иную формулу в предметной практике, легко теряются при встрече с реальной житейской трудностью. К сожалению, система образования, загруженность учителей, дефицит времени у родителей, конфликтность у подростков - все это не только не способствует формированию гармоничной личности, а порой добавляет разрушающее воздействие на психическое развитие школьника. В период активной социализации подростку необходимо быть уверенным в своей признанности, ценности; важно ощущать себя успешным и уверенным в своих внутренних ресурсах. Чтобы достичь определенных успехов в жизни, будь то профессиональный путь или межличностные отношения, нужно обладать компетентностью в сфере общения; уметь слушать и слышать других, говорить и убеждать, открыто выражать свою позицию. При изучении этого курса учащиеся найдут для себя многие ответы на вопросы, являющиеся для них актуальными.
Основная идея программы курса заключается в осознании ценностных ориентиров бытия. Жизнь человека – есть не способ существования, при котором удовлетворяются физиологические и материальные потребности, а способ реализации своих внутренних ресурсов и потенциалов на благо своей личности и общества.
Цель: формирование и развитие личностных и социальных навыков, способствовать осознанию себя и пониманию других людей.
Задачи:
- Формирование позитивного образа жизни; Я – как самоценность существования;
- Познание своей чувственной среды; гармонизация внутреннего состояния;
- Развитие навыков эффективного общения и конструктивного взаимодействия;
- Формирование навыков преодоления стресса;
- Активизировать познавательную деятельность;
- Вовлекать учащихся в коммуникативную, игровую и проектную деятельность как фактор личностного развития.
Предполагаемые результаты
Изменение статуса «человек» в системе ценностных ориентиров школьников.
Расширение знаний школьников в области практической психологии, закрепление навыков укрепление психо- эмоциональной сферы здоровья.
Повышение интереса к предметам: биология, психология, философия, обществознание
Формы организации занятий
Тренинги, лекции, беседы, встречи со специалистами, проектная исследовательская деятельность, практические занятия, дидактические игры, конференция, использование сети Интернет и поддержка компьютерных технологий. Учитель выступает в роли инструктора, информатора, организатор и консультанта.
Оценивание достижений учащихся
Накопительный способ оценки индивидуальных достижений (оценка творческих работ - Портфолио) учащегося:
- Оценка за участие в проектной деятельности;
- Оценка за участие в игре;
- Оценка за ведение рабочей тетради, блокнот для самопознания;
- Оценка за выполнение тестовых заданий;
- Оценка за участие в конкурсе рисунков, разработку памяток, рекламных плакатов;
- Оценка за практические работы, за сообщение
Алгоритм содержания программы
На каком содержательном материале построен курс? | Данный курс построен преимущественно на материале научно-популярных, учебных и методических материалов, отобранных с целью образования учащихся, он помогает им овладеть системой общечеловеческих ценностей, а также частично на материале курса «Человек и его здоровье», «Валеология», «ОБЖ»,. |
Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен курс? | В основном, вспомогательный материал имеется в личной библиотеке учителя. Осуществляется поддержка Интернет ресурсами. |
Какие виды деятельности учащихся возможны? | - частично-поисковая - практическая - экспериментальная - дискуссионная - реферативная |
Какие виды работ могут выполнить учащиеся? | - обсуждение - дискуссии в минигруппах - проекты, рефераты, эссе - выпуск газет, плакатов, создание рекламных роликов - проектные и исследовательские работы - ролевые игры |
Какова доля самостоятельности ученика при изучении курса? | При изучении курса учащиеся проводят эксперименты, работают с СМИ, Интернет ресурсами, оформляют реферативные, проектные работы, составляют родословную семьи. |
Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса? | Интерес учащихся к курсу фиксируется с помощью анкет, опроса, тестов, наблюдения. |
Какова форма итоговой отчетности? | Накопительный способ оценки индивидуальных достижений (портфолио) учащегося. |
Программа курса
№ з-ия | Тема блока | Кол-во часов | Тема занятий |
1 | Вводное занятие - 1ч | 1 | Зачем я выбрал этот курс? Информационное занятие: правила, принципы, инструкции, цели, задачи. |
2 | Личностный блок – 6ч «Кто есть Я» | 2 | 1. Я – последняя буква алфавита или первая ступень личности? Человек - биосоциальное существо. Место человека в органическом и социальном мире. |
3 | 2 | 2. Пространство моего Я. Я – физическое, Я – духовное. Пирамида ценностей. | |
4 | 2 | 3.Мир эмоций и чувств. Подвластно ли неподвластное? | |
5 | Блок социальной активности и коммуникативности – 10ч «Кто есть Они» | 2 | 1.Территория обитания: мои друзья и не только… |
6 | 2 | 2. Далеко ли падает яблоко от яблони. Мой род, моя семья. Почему в тылу как на поле битвы? | |
7 | 2 | 3.Как ссориться, чтобы дружить. Способы конструктивного общения. | |
8 | 2 | 4. От мечте к цели! Мечты, желания, цели. | |
9 | 2 | 5. Хочу знать! Диспут о проблемах современной молодежи | |
10 | Заключительное занятие – 1ч | 1 | 1. Восхождение на вершину |
Итого – 18 часов, 10 занятий.
Содержание курса
Изучение курса «Искусство быть!» состоит из двух блоков: личностный и блок социальной активности и коммуникативности.
Личностный блок – 6 часов.
Задачи:
- Знакомство с чертами личности; формирование возможностей распознавать собственные личностные качества и качества других людей;
- Формирование стремления к самопознанию, погружение в свой внутренний мир
Планируемый результат:
- Безоценочное принятие себя и других
Блок социальной активности и коммуникативности – 8 часов
Задачи:
- Социальная самоидентификация;
- Обучение конкретным социальным навыкам;
- Понимание и трансляция своего внутреннего состояния
Планируемый результат:
- Умение слушать, умение высказывать свою точку зрения, отстаивать свою позицию и приходить к компромиссному решению
Каждое занятие курса состоит из нескольких этапов:
- Организационный момент, подготовка к восприятию материала
- Теоретическая часть
- Практическая часть
- Минутка релаксации
- Рефлексия
Реализация данной программы осуществляется за счет использования следующего методического обеспечения:
- Презентации – ТСО
- Музыкальные композиции (преимущественно авторские песни)
- Учебная литература по психологии детства и юношества;
- Литература психолого - прикладного характера: притчи, афоризмы;
- Тесты на выявление личностных характеристик: темперамент, типы НС, склонности
- Анкетирование
- Интернет ресурсы
Тема занятия | Содержание занятия |
Зачем я выбрал этот курс? | Информационное занятие: цели, задачи курса; мотивация изучения программы, правила заполнения блокнота самопознания, принципы работы в группе, инструкции по выполнению мини исследовательских работ, информирование о системе оценивания |
1. Я – последняя буква алфавита или первая ступень личности? | Человек - биосоциальное существо. Место человека в органическом и социальном мире. Социум в жизни человека. Понятие о психологии, психогигиене, психоэмоциональной сфере здоровья, психосоматических заболеваний. |
2. Пространство моего Я. | Я – физическое, Я – духовное. Пирамида ценностей. Понятия: темперамент, характер, поступки, склонности, способности. Привычка – основа воспитания. Глобальные проблемы профилактики и борьбы с вредными привычками: курением, алкоголизмом, наркоманией. Социальные, медицинские, экономические последствия вредных привычек. |
3.Мир эмоций и чувств. Подвластно ли неподвластное? | Знакомство с эмоциями; как выражать эмоции в социально приемлемой форме; чем эмоции отличаются от чувств, Всегда ли мы осознаем свои эмоции и чувства; коммуникация чувств - ясное сообщение о своем внутреннем состоянии. |
1.Территория обитания: мои друзья и не только… | Я в обществе; социальная самоидентификация, социальные роли, социальные институты; |
2. Далеко ли падает яблоко от яблони. Мой род, моя семья. Почему в тылу как на поле битвы? | Генеалогическое древо; родовые связи; поло-ролевая идентификация; взаимоотношения в семье, права и обязанности членов семье. Общение с «трудными» родителями. |
3.Как ссориться, чтобы дружить. Способы конструктивного общения. | Конфликт, конфликтные реакции, творческое разрешение конфликта, способы конструктивного общения; принятие критики, как говорить «нет», навык преодоления обвинения, терпение. |
4. От мечте к цели! Мечты, желания, цели. | Чем мечта отличается от желаний и целей; организация своего времени, делу время – потехе час; как поймать золотую рыбку |
5. Хочу знать! Диспут о проблемах современной молодежи | Мини – конференция: защита творческих проектных работ учащихся; диспут о проблемах современной молодежи |
1. Восхождение на вершину | Подведение итогов, защита своих блокнотов самопознания, оценивание и самооценивание свое участие в данном курсе |
Литература
- Гольдштейн С.Л., Спрафкин Р.П. Развитие навыков подростка. 1999
- Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Практикум. – М.: Издательство «Совершенство», 1997
- Лютова Е.К. Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб. Издательство «Речь», 2001
- Пезешкиан Х. Торговец и попугай. Восточные истории в позитивной психотерапии. – СПб.: Издательский Фонд Бахаи «Единение», 1995
- Прутченков А.С. Социально – психологический тренинг в школе. ЭКСМО – Пресс, 2001
- Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М.: Новая школа, 1995
- Трошихина Е.Г. Тренинг развития жизненных целей. – СПб., 2001
- Хухлаева О.В. Счастливый подросток. Издательство Пресс – ЭКСМО, 2000
Темы исследовательских заданий
- Есть ли дружба в нашем классе.
- Есть ли любовь среди подростков.
- «Здесь был Вася…» - причины подросткового вандализма
- Выявление ценностных ориентиров моих одноклассников.
- Почему компьютер стал лучшим другом человека. Последствия этой дружбы.
- Родословная моей семьи
Предварительный просмотр:
Учебно – тематический план
№ п.п | Название раздела, темы | Количество часов | Форма проведения | Образовательный продукт | ||
всего | Теорет. | Практ. | ||||
1 | Вводный урок Зачем я выбрал этот курс? | 1 | 1 | элементы | Инструктаж по ТБ; инструктажи и правила работы при изучении курса; беседа, обсуждение притчи, тренинговое упражнение «Привет, а это Я» | Оформление титульного листа «Блокнота по самопознанию»; Тезисы инструктажа; Подбор афоризмов |
Личностный блок – 6 часов | ||||||
2 | Я – последняя буква алфавита или | 2 | 1 | 1 | Мини-лекция «Человек – биосоциальное существо»; беседа «Ценности человеческого бытия» тренинговые упражнения | Создание коллажа «Я – личность»; Конспект, самоанализ «Мои ценности» - построение пирамиды |
3 | Пространство моего Я | 2 | 1 | 1 | Мини- лекция, Тестирование «Определение темперамента» | Схема «Я и мое окружение»; Самоанализ «Гармонична ли моя среда»; Самоанализ « Мои привычки, мои поступки, мой характер» |
4 | Мир эмоций и чувств. Подвластно ли неподвластное | 2 | 1 | 1 | Беседа «Мир – это зеркальное отражение своих чувств и эмоций» обсуждение притчи «Фламинго» О. Горькова тренинговые упражнения | Самоанализ, конспекты, сбор афоризмов |
Блок социальной активности и коммуникативности – 10 часов | ||||||
5 | Территория обитания: мои друзья и не только | 2 | 1 | 1 | Мини – лекция «Что такие социум»; Беседа «Мои социальные роли»; Обсуждение схемы «девочка – девушка – женщина» , «девчонка – девка – баба» по алгоритму мужскую линию | Самоанализ «Я в социальной среде» Зарисовка «Паутина моих связей»; |
6 | Далеко ли падает яблоко от яблони. Почему в тылу как на поле боя? | 2 | 1 | 1 | Обсуждение притчи и сказки. Лекция на ДВД «Семейная психология с А.Гордоном» - родовые программы Тренинговые упражнения на формирование навыков общения в семье | Составление родословного дерева; Анализ семейных традиций |
7 | Как ссориться, чтобы дружить | 2 | 1 | 1 | Ознакомление с техникой «Способы конструктивного общения», «Как принимать критику»; Ролевая игра « Полет на воздушном шаре» | Анализ конфликтов: внутриличностный и межличностный Наблюдение конфликтных ситуаций, анализ путей их разрешений |
8 | От мечты к цели! | 2 | 1 | 1 | Обсуждение притчи; мини-лекция «Как словить золотую рыбку: Организация труда и отдыха» | Составление плана на день, неделю, месяц, год – Что? Зачем? Как? |
9 | Хочу знать! | 2 | 2 | 0 | Конференция «Проблемы современной молодежи» Обсуждение творческих проектов
| Защита проектов учащихся; Создание социальных рекламных буклетов |
10 | Заключительное занятие «Восхождение на вершину» | 2 | 1 | 1 | Подведение итого работы в группе, Беседа «Достиг ли я того, что хотел от курса» Тренинговые упражнения | Защита «Блокнотов самопознания»; Создание коллективного коллажа из пластилина «Все связано со всем» |
Итого : 18 часов, 10 занятий из них 10 теоретических, 8 практических.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа элективного курса "Дизайн предметов быта" 9 класс
Авторская программа злективного курса для 9 класса...
Программа элективного курса "Химия в быту"
Курс направлен на удовлетворение познавательных интересов обучающихся о веществах и их практическом применении в повседневной жизни...
Факультативный курс "Химия в быту"
Основная цель курса – развитие у школьников любознательности, интереса к химии, явлениям окружающей жизни, обучение умению правильно обращаться с химическими материалами в быту.Программа курса направл...
Рабочая программа элективного курса "Химия в быту"
Рабочая программа элективного курса по химии в 9 классе "Химия в быту"...
Программа элективного курса "Если хочешь быть здоров".
Элективный курс рассчитан на 18 часов, рекомендуется для учащихся 10-11 классов....
Программа факультативного курса:"Химия в быту", 8 класс
Программа факультатива по химии для 8 класса...
Рабочая программа курса "Если хочешь быть здоров"
Рабочая программа курса "Если хочешь быть здоров" разработана по направлению "спортивно-оздоровительная деятельность" для 7 класса...
Комментарии
курс для подростков "исскуство быть!"
Елена Валерьевна благодарю за полезный материал.