доклад по теме:"преподавание курса ЭЕЛЕМЕНТЫ ФИЗИКИ В БЫТУ И НА ПРОИЗВОДСТВЕ"
методическая разработка по физике по теме

Брыксина Елена Сергеевна

организация и содержание учебно-воспитательного процесса специальных(коррекционных) образовательных учереждений в условиях модернизации образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_2.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное

учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями

здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа VIII вида «Надежда»

140415 Московская область, г. Коломна ул. Октябрьской революции д.277,

тел./факс 612-46-96

ДОКЛАД

Тема: « Преподавание курса ЭЛЕМЕНТЫ ФИЗИКИ В БЫТУ И НА ПРОИЗВОДСТВЕ» как средство повышения познавательной активности и социализации учащихся коррекционных школ».

Выступление на московской конференции

«Организация и содержание учебно-воспитательного процесса специальных (коррекционных) образовательных учреждений в условиях модернизации образования»

Учитель физики

1 кв. категории

                                                                                                              Брыксина Е.С.

                                             21 ноября   2013г.

      Тема доклада: «Преподавание курса «Элементы физики в быту и на производстве » как средство повышения познавательной активности и социализации учащихся коррекционных школ».

Практически всё, что бы ни делали люди в своей жизни, и всё, что происходит в природе, подчиняется одним законам. Эти законы изучает наука – физика.

       Преподавание курса «Элементы физики в быту и на производстве»  направлено на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение общего развития учащихся. Изучение данного предмета позволяет расширить представления учащихся об окружающем мире, его состоянии и происходящих в нем изменениях, способствует адаптации образовательного процесса к запросам и потребностям личности ребёнка, повышения качества интегрированного обучения и воспитания.

Занятия по данному курсу выявляют актуальные и потенциальные способности учащихся в трудовом обучении, воспитывают умения и привычки, необходимые для продуктивной безопасной работы в учебных мастерских, обучают знаниям и умениям, которые послужат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей трудовой подготовке. В ходе изучения данного курса учащимся сообщаются основные сведения о физике как науке о природе, её значения в быту и народном хозяйстве, знакомят с принципами работы разнообразных технических устройств. Преподавание данного курса тесно связано с жизнью, с другими учебными предметами, такими как математика, биология, СБО, трудовым обучением. Знания, полученные на уроках физики помогают учащимся в дальнейшем обучении  в профессиональном училище, на производстве.

В ходе изучения данного курса учащиеся знакомятся со многими явлениями природы и узнают что общего между волнами на воде и работой радиоприёмника, между круговоротом воды в природе и  работой отопительной батареи, между молнией и лампочкой,  зачем нужно смазывать детали швейной машинки и велосипеда, как лучше насадить молоток на деревянную ручку, как легко можно вкрутить шуруп в дерево.

Учащиеся узнают как  законы физики используются в повседневной деятельности человека и помогают им правильно пользоваться электрическими, механическими , оптическими и другими устройствами дома, в мастерских и на производстве, что в свою очередь даёт возможность более широкого выбора профессии и более свободной ориентировки, безопасности в современном обществе и быту.

        «Элементы физики в быту и на производстве» как учебный предмет включает в себя доступный для учащихся коррекционной школы материал из нескольких разделов физики: «Механика», «Тепловые явления», «Электричество», «Оптика».

        Программа курса составлена с учетом возрастных и психофизиологических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Учебный материал расположен по принципу усложнения  и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта представлений о явлениях и законах окружающего мира, с которыми учащиеся сталкиваются в повседневной жизни, первоначальных представлений о научном методе познания, установлению причинно-следственных связей при наблюдении явлений природы.

Этапы введения курса «Элементы физики в быту и на производстве»:

I этап –аналитико-проекционный. Разработка программы «Элементы физики в быту и на производстве» (2009-2010г.г.)

II этап – этап апробации (2010 – 2011 г.г.)

III этап – мониторинг деятельности по реализации программы (2011-2012 г.г.)

IV этап – аналитико-коррекционный (2012-2013г.г.)

      В специальной коррекционной школе VIII вида основной задачей является необходимость пробуждения интереса к познанию природы, опираясь на естественное желание школьника разобраться  в многообразии природных явлений.

                                                         

Цели курса :

- освоение знаний о тепловых, электромагнитных и световых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются.

-овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, применять полученные знания для объяснения этих явлений, процессов, принципов действия важнейших технических устройств;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и выполнения экспериментальных исследований, способностей к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;

-воспитание убеждённости в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки для дальнейшего развития человеческого общества.

-применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности, для повышения возможностей социальной адаптации.

Экскурсии на предприятия позволяют учащимся правильно оценить собственные возможности и играют определенную роль в профориентации учащихся.

                                                 

В 7 классе изучаются разделы: «Начальные сведения о физических телах», «Механическое движение», «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»

В 8 классе изучаются разделы «Простые механизмы», «Тепловые явления»

В 9 классе изучаются разделы «Электричество» и учащиеся получают элементарные представления из раздела «Оптика».

Учебный материал «элементов физики» близок опыту учащихся. Например,  дети к 7 классу знают, что все тела падают на землю, что лодка плывёт по воде, а гвоздь тонет, что по глубокому снегу идти легче на лыжах, чем без них и. т. д. Но эти знания носят стихийный характер. И только благодаря систематическому и целенаправленному обучению учащихся, знания становятся более прочными, умения и навыки осознанными.

         Постоянное использование практических знаний учащихся из повседневной жизни позволяет развивать интерес к предмету, повышает активность мышления и эмоциональный настрой на уроке. Опираясь на знания учащихся, полученные на разных уроках, я учу ребят сопоставлять, сравнивать, осмысливать новый материал.

Например, знакомя учащихся с понятием физическое тело, предлагаю им не просто перечислить окружающие нас физические тела, а дать характеристику данного тела на разных уроках.

                         

  Например: яблоко в физике- твёрдое тело,

                                     в биологии- плод,

                       в рус.яз.-неодушевл.предмет, существительное,

                                        в быту- фрукт и т. д.

Такой подход вызывает живой интерес, развивает логическое мышление, имеет большое коррекционное значение.

Чтобы дети полюбили новый предмет, стараюсь с самых первых , вводных уроков показать практическую значимость и необходимость сообщаемых знаний, причём, в интересной, занимательной форме. Например, ученик получает в руки два

 одинаковых шарика- один, наполненный воздухом, а другой гелием.

                                            СЛАЙД

Предлагаю отпустить шарики: один летит вниз, другой- к потолку, переворачивали стакан вверх дном, наполненный водой, и закрытый листком бумаги, наблюдали как яйцо без помощи рук проходит через горлышко бутылки и т. д. Естественно дети не могли объяснить явления, которые они наблюдали, зато у них появился интерес к знаниям, они были готовы к активному восприятию и усвоению нового предмета.

                                       

В  качестве эксперимента впервые «Элементы физики» ввели в 6 классе. Дети подобрались в этом классе любознательные, активные, пытливые с интересом воспринимали предлагаемый материал. Знакомясь с физическими терминами « тело, вещество» им предлагались такие задания:

                                        СЛАЙД + СЛАЙД

1.Из множества предметов на демонстрационном столе учителя

выбрать одно и то же физическое тело, но изготовленное из различных веществ.(ложка деревянная, пластмассовая, стеклянная, алюминиевая, золотая)

2.Показать различные физические тела изготовленные из одного и того же вещества(деревянный стол, стул, шкаф, тумба, дверь, подоконник и т. д.)

   Но в дальнейшем отказались от введения этого курса в 6 классе,

так как дети ещё не знакомы с понятиями площади, объёма, единицами их измерения, и уроки физики фактически заменялись уроками математики, чтобы познакомить их с этими понятиями.                                            

При знакомстве с физическими величинами «масса, объём, форма» учащимся предлагались такие задания:

Из множества физических тел на демонстрационном столе учителя выбрать:

1 тела одинаковой массы, но разного объёма( 1кг муки и 1кг железа)

2 тела одинаковой формы, но разного объёма (матрёшки, кольца пирамидки, набор отвёрток, молотков, рубанков и т. д.)

3 тела одинакового объёма, но разной формы.

Так постепенно ребята знакомятся с основными физическими величинами, единицами их измерения, физическими приборами, физическими явлениями.

В качестве проверочных работ им предлагались такие задания .

                                  СЛАЙД

Каждый урок я стараюсь разнообразить. Иногда начинаю урок с создания или с обсуждения определенной ситуации, которая ставит учащихся перед проблемой, решение которой требует усвоения определенных знаний:

- Почему лисе так трудно поймать зайца?

- Почему пассажиры при торможении автобуса наклоняются вперед, а вначале движения – назад?

- Как насадить молоток на рукоятку?

В данных ситуациях ребята знакомятся с явлением инерции. Чтобы ответить на все эти вопросы надо понять и изучить подробно эти явления.

                                   СЛАЙД

При изучении темы «Давление» опытным путем устанавливали зависимость давления от силы и площади опоры ( эта тема изучалась зимой, выходили на улицу с табуретом, вставали на табурет ногами и наблюдали как ножки табурета глубоко уходили в снег, затем переворачивали его в верх ногами, вставали на сидение и наблюдали, что оно не так глубоко уходит в снег), чистили картофель тупым и острым ножом, шили шилом с откусанным концом, мерили рюкзак с широкими и узкими лямками.

                                     

                                    СЛАЙД

При изучении темы «Сила трения» ребята экспериментальным путем устанавливали зависимость силы трения от массы тела и материала поверхности.

                                          СЛАЙД

Перед тем, как сообщить учащимся некоторые сведения о способах  увеличения и уменьшения трения ставила перед ними практическую задачу: на валу швейной машины проскальзывает ремень. В чем причина неисправности, как ее

устранить? По этой же теме предлагалось прошить несколько стежков заржавленной иглой. Почему игла с трудом проходит через ткань? Затем рассматриваем случаи вредного и полезного

трения, которые дети наблюдали в жизни, способы увеличения и уменьшения трения

- Для чего зимой лед на дорогах посыпают песком, почему подошвы зимней обуви делают ребристыми? (Чтобы увеличить трение).

- Почему смазывают дверные петли, швейные машины, станки, шлифуют иглы для шприцов до зеркального блеска?

 ( Чтобы уменьшить трение).  

     Иногда начинаю урок с демонстрации действия какого-либо прибора ( наклонной плоскости, рычага, блока и т. д.). После опытов или практической работы с помощью вопросов к учащимся подвожу их к нужным выводам, которые они пытаются делать сами.

                                СЛАЙД (практическая работа по условию равновесия рычага).

     Учитывая особенности мышления наших детей, я стараюсь руководить их наблюдениями, учу обращать внимание на то самое существенное, из чего они самостоятельно могут сделать вывод.

                                     СЛАЙД      

     При изучении темы «Плавание тел» мы из пластилина лепили шарики, опускали в воду – шарики тонули. Затем вынимали их из воды, сушили, лепили лодочки, спускали на воду – они плыли. В чем дело? Что изменилось? Масса пластилина осталась прежней.

     Я убеждена, что чем больше органов чувств участвуют в восприятии свойств физических тел, тем полнее и богаче

получались представления о телах, их свойствах, тем прочнее были знания учащихся.

Однако, внутренний стимул в приобретении и усвоении знаний  у наших учащихся нуждается  в постоянном подкреплении, так как он может легко угаснуть в результате присущей учащимся коррекционной школы слабости, неустойчивости нервных процессов. Поэтому этот стимул в потребности получения новых знания я стараюсь укреплять в процессе всего обучения, используя самые различные приемы, связанные с                              

 деятельностью учащихся в учебно-производственных мастерских, во внеклассных мероприятиях. В конце учебного  

года в 8 – 9 классах проводится физическая викторина «Удивительное вокруг нас».

При изучении темы «Механическое движение» ребята выполняют следующие работы:

                                        СЛАЙД

Помимо этого, прошу привести их примеры с какими видами механического движения они встречаются в школьных мастерских.

Существенным эффект при закреплении знаний имеет решение качественных задач. Правильное решение задачи свидетельствует об осознанном усвоении пройденного материала учащимися.

- Например, почему батареи центрального отопления располагают у пола?

- Почему деревянные дома самые теплые?

- Шуба греет?

Решение качественных задач учит ребят устанавливать причинно-следственные связи между явлениями.

Особое значение при закреплении пройденного материала отводится практическим и лабораторным работам, так как основа обучения учащихся коррекционной школы заключается в том, чтобы на основе полученных знаний ученики могли решать жизненно-практические задачи, делать самостоятельные выводы о необходимости использования в повседневной жизни измерительных приборов, осваивать приемы получения и обработки информации.

                       

             СЛАЙДЫ (практические работы: измерение силы тока в цепи, измерение напряжения на участке цепи, регулирование силы тока с помощью реостата, вычисление стоимости потребляемой электроэнергии – 9 класс.

Измерение массы тела на рычажных весах , измерение объема тел неправильное геометрической формы с помощью мензурки – 7 класс.)

В конце изучения каждой темы провожу тематические срезы, тестирования, например в 8 классе по теме «Тепловые явления»,  ребятам предлагается выполнить такое задание.

                                         СЛАЙД

Возрастные особенности и особенности восприятия детей с ограниченными возможностями здоровья обязывают сообщать информацию коротко, сжато, с использованием пояснительных рисунков и оформлять ученические тетради в виде опорных конспектов.

В школе имеется физический кабинет, оборудованный всеми необходимыми пособиями, большой видеотекой, «Оксфордской энциклопедией для детей по физике» по всем изучаемым темам, на специальном стенде располагаются задания из занимательной физики, ребусы, физические кроссворды.

                                             СЛАЙД

Социальными партнерами школы выступают профессиональное училище №17 и Коломенский тепловозостроительный завод. Весь курс рассчитан на 4 года. Распределение времени на прохождение отдельных тем и порядок изучения тем учитель определяет самостоятельно, с учетом возможностей детей. У нас имеются методические пособия для 7, 8, 9 классов с рецензией зав кафедрой  физики,  методики обучения физики и прикладной информатики ГАОУ ВПО «МГОСГИ», кандидата физико-математических наук Вековищева Михаила Петровича.

                                              СЛАЙД

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД по теме: «Использование информационных технологий в процессе преподавания физики в школе».

Современное информационное общество ставит задачи качественных изменений в деятельности всей школы, придавая особое значение формированию способности ученика к самостоятельному поиску информ...

Статья: Некоторые аспекты преподавания курса "Элементы физики" в коррекционной школе VIII вида"

В данной статье рассматриваются аспекты и целесообразность введения  факультатива "Элементы физики" в программу обучения специальной (коррекционной) школы 8 вида, учитывая те условия, в которых ж...

Элективный курс по физике "Законы физики в сельскохозяйственном производстве"

Элективный курс для 9 класса, 10 часов., законы физики в сельскохозяйственном производстве....

Доклад на тему Преподавание информатики в условиях реализации ФГОС

Важнейшей задачей изучения информатики является: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. В частности, одним из таких качеств является приобретение обуч...

МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ МОДЕЛЕЙ НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА МОЛЕКУЛЯРНОЙ ФИЗИКИ И ТЕРМОДИНАМИКИ

Моя курсовая работа в МИОО  по использованию цифровых разработак при обучении физике в общеобразовательной школе...

Межпредметные связи в процессе преподавания курса общей физики в СПО

Роль...значение...виды межпредметных связей в процессе преподавания купса общей физики в СПО......

Рабочая программа по предмету Физика и химия в быту и на производстве для 10-12 классов (ФГОС ИН) 1 вариант

Рабочая программа составлена на основе Пособия для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида. В.В. Жумаева, Б.Б. Горскина «Физика в твоей жизни»....