Педагогические приемы формирования регулятивных УУД
учебно-методический материал по химии (8, 9, 10, 11 класс)
Презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskie_priemy_formirovaniya_regulyativnyh_uud.pptx | 1.47 МБ |
programma_issledovateli.docx | 223.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Программа развития универсальных учебных действий Выделяют четыре блока УУД: Личностные – формирование личности Регулятивные – поведение личности Познавательные – развитие личности Коммуникативные – общение личности Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.
Регулятивные действия Целеполагание Планирование Оценка Коррекция Прогнозирование Контроль Волевая саморегуляция Р егулятивные действия обеспечивают учащемуся организацию его учебной деятельности.
Целеполагание Приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей отвечать на них , и задавать свои. Цель (как совокупность ожидаемых результатов в области предмета, метапредметности ) необходимо записать на доске . В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось достичь на уроке, но и в зависимости от этого – сформулировать свои образовательные задачи. Процесс целеполагания – это коллективное действие.
Приемы целеполагания Тема-вопрос Работа над понятием Ситуация яркого пятна Исключение Домысливание Проблемная ситуация Группировка Мозговой штурм Подводящий диалог Собери слово Исключение Проблема предыдущего урока.
На рукомойнике моём Позеленела медь … А.Ахматова А за окошком в первом инее Лежат поля из алюминия. А.Вознесенский Сегодня сидишь, Сердце в железе ... В. Маяковский Ночевала тучка золотая На груди утёса-великана ... М. Лермонтов
Явления
«Собака Баскервиллей » “...Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана...» Как вы считаете, почему, светится маска на морде чудовища? Какое простое вещество обладает таким свойством светиться в темноте? О каком химическом элементе идет речь? Но могло ли быть такое в действительности, имеет ли фосфор такие свойства, прав ли был А.Конан-Дойл ? Какая тема урока сегодня? Что мы рассмотрим сегодня на уроке, какой план изучения вы можете предложить?
Проблемная ситуация Ученикам предлагается вспомнить, что им известно о свойствах растворов водородных соединений неметаллов VI и VII групп, а также сравнить окраску индикатора лакмуса в водных растворах водородных соединений хлора и азота. Что удивило? Что предполагали увидеть? Проблемная ситуация: почему растворы имеют разную среду, хотя оба образованны атомами неметаллов?
Планирование Учащиеся должны выбрать способ достижения поставленной цели, строят план достижения цели и определяют средства – алгоритмы, модели, учебник и т.д. Для формирования УУД планирования собственной учебной деятельности эффективны следующие приёмы: обсуждение готового плана решения учебной задачи; работа с деформированным планом решения учебной задачи; использование плана с недостающими или избыточными пунктами; составление своего плана решения учебной задачи .
При прогнозировании необходимо уметь проводить анализ и синтез; применять усвоенные знания в новых нестандартных условиях; осуществлять обоснование (доказательство); делать выводы . Прогнозирование -предвосхищение результата Задачи: с недостающими и лишними данными Ответы на вопросы: «Как думаешь, какой результат может получиться?», «Как думаешь, достаточно знать… для выполнения задания?», «Какие трудности могут возникнуть и почему?»
Пример №1 Не прибегая к опыту, определите, какой из двух металлов – медь или железо – будет реагировать с соляной кислотой. Пример №2 Определите способ получения, характерные свойства и области применения гидроксида бария. Пример №3 Определите элемент, группу и подгруппу, в которой он находится, а также строение атома, если известно, что степень его окисления +1, атомная масса наименьшая по сравнению с другими элементами данной подгруппы. Кроме того, основный характер его гидроксида выражен наиболее слабо.
Контроль - сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона Типовые задания : «Проверь: прав ли он?», «Такой ли получен результат, как в образце?», «Правильно ли это делается ?»; «Сможешь доказать?..», « Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг у друга», «Проверь по таблице…», «Проверь вывод по… Прием «Корректор» При расстановке коэффициентов в следующих записях допущены ошибки. Исправьте их цветным карандашом (это может быть текст с ошибками). а ) 4HgO = 4Hg + 2O 2 б ) 2Al(OH) 3 = Al 2 O 3 + 6H 2 O в ) SO 2 + 2O 2 = 2SO 3
Коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата Типовые задания : « Помоги исправить ошибки» «Установи правильный порядок предложений в тексте» «Помоги восстановить правильный порядок событий»
Оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения Закончите предложения и оцените свою работу : 1) А вы знаете, что сегодня на уроке я… 2) Больше всего мне понравилось… 3 ) Самым интересным сегодня на уроке было… 4) Самым сложным для меня сегодня было… 5) Сегодня на уроке я почувствовал 6) Сегодня я понял… 7) Сегодня я научился… 8) Сегодня я задумался…. 9) Сегодняшний урок показал мне 10) На будущее мне надо иметь в виду Критерии самооценки: « 2» - учебный материал воспроизвести не могу «3» – я знаю и понимаю учебный материал, могу воспроизвести при сопровождении преподавателя. «4» – я умею и выполняю самостоятельно учебную работу по индивидуальной траектории . «5» – я исследую учебную проблему, оформляю итоги индивидуальной работы и представляю (презентую) их публично .
Требования к системе оценивания Использование критериальной системы оценивания; Включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность; Применение дифференцированных оценок; Использование разнообразных форм оценивания; Позволять Досдать , ПЕРЕсдать . Выполнение тестового задания - максимум 5 баллов. Выполнение текстового задания - максимум 3 балла. Выполнение карточки – задания - максимум 3 балла. Тест - максимум 5 баллов Итого : максимум - 16 баллов. Ключ к оценке: 16-15 баллов - оценка "5"; 14-11 - оценка "4 "; 10-6 баллов - оценка "3"
Технологии, формирующие РУУД Проблемно – диалогическая технология; Технология продуктивного чтения; Технология оценивания учебных успехов; Технология метода проектов; Исследовательская деятельность; Проблемное обучение.
Показатель сформированности регулятивных УУД Ученик умеет составлять план действий Ученик может внести необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае необходимости Ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того. что еще неизвестно Ученик способен к волевому усилию Ученик владеет навыками результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля У ученика сформирован внутренний план действий Ученик перед тем, как начать действовать определяет последовательность действий Ребенок может адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку
Тема «ОБНАРУЖЕНИЕ ИОНОВ ПРИ ПОМОЩИ КАПЕЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ» Задача . В четырёх пронумерованных пробирках находятся хлорид , сульфат и карбонат натрия . Соединения могут отсутствовать или повторяться . Определите , в какой пробирке какое вещество находится , используя реактивы . Напишите краткие ионные уравнения реакции . Реактивы . Проба ; растворы HNO 3 , AgNО 3 , Ва ( NOз ) 2 Оборудование . Пробирки , штатив для пробирок , ёмкость для дистиллированной воды , ёмкость для слива . Задача1 Дан раствор хлорида магния. Прилейте поочередно растворы: а) гидроксида натрия, б) карбоната натрия, в) нитрата серебра, г) фосфата калия. Запишите уравнения реакций в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном видах.
Тема «ОБНАРУЖЕНИЕ ИОНОВ ПРИ ПОМОЩИ КАПЕЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ» На основе таблицы растворимости составляют таблицу ожидаемых взаимодействий, вписав в клетки сокращённые ионные уравнения реакции и обязательно отмечают выпадение осадка и выделение газа . Если реакция не идёт — ставят прочерк . . Таблица ожидаемых взаимодействий (с указанием осадков и газов) Регулятивные УД - планирование -прогнозирование Познавательные УД ( общеучебные УД) -выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий -смысловое чтение с целью извлечения необходимой информации Коммуникативные УД - управление поведением партнера (контроль, коррекция , оценка его действий ) Вещества HN0 3 AgN0 3 Ва(NOз) 2 Ионы Н + Ag + Ва 2+ NaCl Сl - Na 2 СОз СОз 2 - Na 2 S0 4 S0 4 2 -
Творческих успехов!
Предварительный просмотр:
Программа внеучебного курса «Исследователи»
Содержание
Стр.
- Пояснительная записка……………………………………………………3
- Содержание программы…………………………………………………...5
- Учебно-тематический план………………………………………………..7
- Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе…………………………………………………………………11
- Перечень учебно-методического обеспечения…………………………11
- Список литературы……………………………………………………….14
- Приложение……………………………………………………………….15
Пояснительная записка
Современная система образования ориентирована на формирование универсальных (метапредметных) умений и навыков, общественно значимого ценностного отношения к знаниям, развитие познавательных и творческих способностей учащихся.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития учащегося, лежат в основе организации любой его деятельности независимо от её предметного содержания, способствуют ориентации учащихся в различных предметных областях познания.
Школьник должен уметь осуществлять учебно-исследовательскую и информационно-познавательную деятельности, активно и целенаправленно познавать мир.
Программа внеурочного курса разработана для обучающихся 7 класса общеобразовательной школы.
Основная идея программы: формирование универсальных (метапредметных) умений и навыков через учебно-исследовательскую и творческо-познавательную деятельности обучающихся.
Актуальность программы: программа ориентирована на формирование приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, обобщение, установление причинно-следственных связей), развитие умений наблюдать и объяснять происходящие явления, развитие практических навыков обучающихся при проведении экспериментальных практических работ.
Гипотеза: опыт работы, свидетельствует, что обучающиеся возраста 13-14 лет, как правило, не имеют достаточного опыта наблюдений за явлениями, происходящими с веществами, и опыта описания и обобщения результатов этих наблюдений, имеют слабые экспериментальные умения и навыки. Данный курс поможет в приобретении опыта учебно-исследовательской деятельности, подготовиться к изучению основ химии.
Цель программы: создание условий для учебно-исследовательской деятельности учащихся, направленной на развитие у них способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению.
Задачи:
- развитие познавательных способностей учащихся;
- вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность посредством химического эксперимента;
- овладение способами умственной деятельности (наблюдение, сравнение, обобщение, исследование, формулировка выводов), применимыми в образовательном процессе и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях;
- владение стандартными алгоритмами и логикой решения качественных задач;
- развитие умений наблюдать и объяснять происходящие явления при проведении экспериментальных практических работ.
Данная программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования и примерной программе основного общего образования по химии.
Отбор содержания программы данного курса ориентирован на повышение мотивации учащихся к учебно-исследовательской деятельности, на получение экспериментальных навыков, на практическое применение полученных знаний, умений и навыков в реальной жизни.
Отбор теоретического материала произведён по значимым разделам фундаментальной химии «Предмет химии и методы её изучения», «Вещества и их свойства».
Данный курс практикоориентированный: все понятия, важнейшие процессы, вещества и их свойства даются в контексте их практического значения, применения в повседневной жизни, их роли в живой и неживой природе.
Курс построен на основе реализации межпредметных связей естественнонаучных предметов: химии, биологии, физики.
Срок реализации программы – 1 год, программа рассчитана на 34 часа.
Планируемые результаты освоения программы курса
Личностные:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;
- формирование убежденности в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Метапредметные:
- использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания;
- умение устанавливать причинно-следственные связи и обобщения, умение делать умозаключения и выводы на основе наблюдения, овладение приемами работы с информацией, представленной в разной форме.
- умение планировать собственную деятельность, осуществлять контроль своих действий.
- владеть устной и письменной речью, овладение основами коммуникативной рефлексии.
Предметные:
- приобретение опыта химических методов исследования объектов и явлений природы,
- проведения опытов и простых экспериментальных исследований с использованием лабораторного оборудования;
- умение применять теоретические знания на практике, умение наблюдать и описывать демонстрируемые химические эксперименты, делать выводы и умозаключения из наблюдений;
- решение практических задач повседневной жизни, обеспечение безопасности своей жизни.
Формы работы учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения: словесные (беседа, рассказ, диалог, дискуссия),
наглядные (демонстрация таблиц, моделей, опытов),
информационно-коммуникативные (использование презентаций, on-line упражнений), практические (эксперимент)
по источнику знаний (словесные, наглядные, практические),
по характеру деятельности обучающихся (проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский).
Приемы обучения: постановка проблемных вопросов, проведение эксперимента.
Методы проведения занятий: учебные занятия с демонстрацией опытов и практическими работами, домашние практические работы, экскурсия, урок – соревнование, путешествие, конкурс, конференция.
Основная форма занятий – лабораторный практикум.
Формы контроля усвоения материала: отчеты по практическим, лабораторным работам, отчет по исследовательской работе; творческие работы - «портреты» веществ, рисунки, постеры, сочинения, стихи, синквейны, презентации в программе MS PowerPoint, смотры достижений обучающихся.
Содержание программы
Введение. (1 ч.) Химия – наука о веществах. Значение химии для человечества. Вещества вокруг нас.
Тема 1. Вещества и тела. (7 ч). Вещества и тела. Атомы и молекулы. Простые и сложные вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Понятие о свойствах веществ и явлениях. Техника лабораторных работ. Правила техники безопасности в химической лаборатории. Химическая посуда.
Наблюдение. Описание. Сравнение. Измерение. Моделирование. Гипотеза и эксперимент. Фиксирование результатов эксперимента. Справочная литература, словари, термины.
Практические работы 1. «Знакомство с лабораторным оборудованием».
Знакомство с техникой выполнения общих практических операций: наливание, насыпание и перемешивание веществ, растворение твёрдых веществ в воде, нагревание. Лабораторный штатив, спиртовка, строение пламени.
Лабораторные работы 1.Вещества и тела. 2.Моделирование молекул разных веществ. 3. Измерение массы тела и веществ с помощью весов и разновесов.
Тема 2. Вещества и их свойства (3 ч). Физические свойства веществ. Агрегатное состояние вещества. Цвет. Запах. Растворимость в воде. Плотность. Температура плавления, температура кипения. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций.
Исследовательская работа 1. Природные явления.
Лабораторные работы 4. Исследование свойств веществ.
Тема 3. Чистые вещества и смеси (6 ч.) Чистые вещества и смеси. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть. Твердые, жидкие, газообразные смеси в природе и в быту. Однородные и неоднородные смеси. Очистка веществ. Разделение смесей отстаиванием, просеиванием, флотацией, намагничиванием, фильтрованием, выпариванием, центрифугированием, с помощью делительной воронки. Адсорбция. Хроматография.
Практические работы 2 «Очистка загрязненной поваренной соли»
Лабораторные работы 5. Разделение смесей. 6. Бумажная хроматография.
Тема 4. Воздух (3 ч.) Воздух. Состав воздуха. Основные источники загрязнения атмосферы. Кислород, его свойства и применение. Кислород – источник жизни на Земле. Обнаружение кислорода. Углекислый газ: свойства. Обнаружение углекислого газа.
Практические работы 3. Получение, собирание и распознавание углекислого газа
Тема 5. Вода и её свойства (8 ч.) Вода, свойства воды. Вода как растворитель. Растворы насыщенные и ненасыщенные. Растворимое вещество и растворитель. Растворимость веществ. Растворы, их приготовление. Круговорот воды в природе. Значение воды. Кристаллы.
Практические работы 4. Очистка воды в походных условиях. 5. Выращивание кристаллов. 6. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе
Лабораторные работы 7. Растворимые и нерастворимые вещества в воде. 8. Изучение органолептических показателей воды.
Тема 6. Природные индикаторы (5 ч.) Растворы с кислотными и основными свойствами. Индикаторы. Фенолфталеин. Лакмус. Метилоранж. Изменение цвета индикаторов в различных средах. Природные индикаторы.
Практические работы 7.Определение среды моющих средств с помощью самодельной индикаторной бумаги.
Лабораторные работы 9. Изменение окраски индикаторов в различных среда. 10. Изучение индикаторных свойств различных растений. Приготовление индикаторной бумаги.
Обобщение знаний (1 ч). Итоговая конференция «Мои успехи».
Учебно-тематический план курса
№ | Тема | Основное содержание занятия | Формы занятия | Образовательный продукт |
Введение. | Египет – родина химии. Алхимия. Химия – наука о веществах. Значение химии для человечества. | Беседа с презентацией | Мини – сочинение «Что я хочу узнать о веществах» | |
Вещества и тела. | Вещества и тела. Вещества вокруг нас. Атомы и молекулы. Простые и сложные вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. | Лабораторная работа № 1 «Вещества и тела» Лабораторная работа № 2 «Моделирование молекул разных веществ» | Отчет о лабораторной работе | |
Правила работы в химической лаборатории. | Методы лабораторных исследований. Техника лабораторных работ. | Беседа. Демонстрация основного лабораторного оборудования. | Рисунок, стихотворение, презентация «Правила техники безопасности» | |
Практическая работа № 1 «Знакомство с лабораторным оборудованием» | Техника выполнения общих практических операций: наливание, насыпание и перемешивание веществ, растворение твёрдых веществ в воде, нагревание. | Практикум | Отчет о практической работе | |
Практическая работа № 1 «Знакомство с лабораторным оборудованием» | Лабораторный штатив, спиртовка, строение пламени. | Практикум | Отчет о практической работе | |
Наблюдение и эксперимент. | Наблюдение. Описание. Сравнение. Измерение. Моделирование. Гипотеза и эксперимент. Фиксирование результатов эксперимента. | Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела и веществ с помощью весов и разновесов» | Отчет о лабораторной работе | |
Как работать с научной литературой. | Этапы работы с литературными источниками (общее ознакомление, чтение по главам и разделам, выборочное чтение, составление плана прочитанного материала, выписка из прочитанного, сравнение и сопоставление прочитанного с другими источниками), содержание этапов. | Экскурсия в библиотеку. Практикум | Опорная схема | |
Как работать со справочной литературой | Справочная литература, словари, термины. Работа с таблицами, графиками, диаграммами. | Экскурсия в библиотеку. Практикум | Диаграмма «Распространенность металлов в земной коре» | |
Физические свойства веществ. | Агрегатное состояние вещества. Цвет. Запах. Растворимость в воде. Плотность. Температура плавления, температура кипения. | Лабораторная работа № 4 «Исследование свойств веществ» | Отчет о лабораторной работе | |
Природные явления. | Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций. | Демонстрационный эксперимент «Признаки химических реакций» | Схема «Физические и химические явления» | |
Исследовательская работа «Природные явления» | Физические и химические явления. | Исследование | Отчет об исследовании | |
Чистые вещества и смеси. | Природные смеси: воздух, природный газ, нефть. Твердые, жидкие, газообразные смеси в природе и в быту. Однородные и неоднородные смеси. | Демонстрация Коллекция «Стекло и изделия из стекла», «Металлы и сплавы», «Нефть» | Схема «Классификация смесей» | |
Очистка веществ. | Очистка веществ. Разделение смесей отстаиванием, просеиванием, флотацией, намагничиванием, фильтрованием, выпариванием, центрифугированием. Адсорбция. | Демонстрационный опыт «Разделение смеси железа и серы» | Кроссворд «Разделение смесей» | |
Разделение смесей. | Разделение смесей с помощью делительной воронки. | Лабораторная работа № 5 «Разделение смесей» | Отчет о лабораторной работе | |
Разделение смесей | Хроматография. М. Цвет. | Лабораторная работа № 6 «Бумажная хроматография» | Хроматограмма | |
Домашняя практическая работа № 2 «Очистка загрязненной поваренной соли» | Очистка веществ. | Практикум | Отчет о практической работе | |
Час занимательной химии | Занимательные задачи по химии (ребусы, кроссворды, задачи – стихотворения, логические задачи) | Соревнование | Кроссворд, ребус, сканворд по теме «Чистые вещества и смеси», «Природные явления» | |
Воздух. | Состав воздуха. Основные источники загрязнения атмосферы. | Демонстрационный опыт «Состав воздуха» | Диаграмма «Состав воздуха» | |
Кислород | Кислород, его свойства и применение. Кислород – источник жизни на Земле. Обнаружение кислорода. | Демонстрационный опыт «Получение кислорода» | «Портрет» кислорода | |
Практическая работа № 3 «Получение, собирание и распознавание углекислого газа» | Углекислый газ: свойства. Обнаружение углекислого газа. | Практикум | «Портрет» углекислого газа | |
Вода, свойства воды. | Растворимое вещество и растворитель. Растворимость веществ. Растворы, их приготовление. Пересыщенные растворы и их свойства | Лабораторная работа № 7 «Растворимые и нерастворимые вещества в воде» | Отчет о лабораторной работе | |
Органолептические показатели воды | Цвет. Запах. Прозрачность. Вкус воды. | Лабораторная работа № 8 «Изучение органолептических показателей воды» | Отчет о лабораторной работе. | |
Практическая работа № 4 «Очистка воды в походных условиях» | Очистка воды. Кипячение, фильтрование, абсорбция, отстаивание, обеззараживание. | Практикум | Отчет о практической работе. Прибор для очистки воды. | |
Секреты химического мастерства «Очистка воды в походных условиях» | Обсуждение результатов практической работы «Очистка воды в походных условиях» | Конкурс «Самый удобный прибор для очистки воды», «Самый оригинальный прибор» | Коллекция приборов | |
Значение воды. | Круговорот воды в природе. Значение воды. | Конференция. | Сочинение «Путешествие воды» | |
Домашняя практическая работа № 5 «Выращивание кристаллов» | Кристаллы. Выращивание кристаллов | Практикум | Отчет о практической работе | |
Практическая работа № 6 «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе» | Приготовление раствора соли | Практикум | Отчет о практической работе | |
Час занимательной химии | Занимательные задачи по химии (ребусы, кроссворды, задачи – стихотворения, логические задачи) | Путешествие | Кроссворд, ребус, сканворд по теме «Вода», «Воздух» | |
Индикаторы | Растворы с кислотными и основными свойствами. Фенолфталеин. Лакмус. Метилоранж. Изменение цвета индикаторов в различных средах. | Лабораторная работа № 9 «Изменение окраски индикаторов в различных средах» | Отчет о лабораторной работе | |
Природные индикаторы. | Растения – индикаторы. Изучение индикаторных свойств различных растений. Индикаторная бумага. | Лабораторная работа № 10 «Изучение индикаторных свойств различных растений. Приготовление индикаторной бумаги» | Отчет о лабораторной работе | |
Практическая работа № 7 «Определение среды моющих средств с помощью самодельной индикаторной бумаги» | Среда раствора. Кожа. Влияние моющих средств для посуды на верхний слой кожи. Как усилить цвет борща, винегрета? | Практикум | Отчет о практической работе | |
Секреты химического мастерства «Выращивание кристаллов» | Представление и обсуждение результатов домашнего эксперимента «Выращивание кристаллов» | Конкурс на лучший выращенный кристалл | Коллекция кристаллов соли. | |
Час занимательной химии | Занимательные задачи по химии (ребусы, кроссворды, задачи – стихотворения, логические задачи) | Конкурс | Самая оригинальная задача | |
Итоговая конференция «Мои успехи» | Обсуждение достижений участников курса «Исследователи» | Постер «МЫ – год спустя» |
Требования к усвоению учебного материала
Учащиеся должны знать:
- место химии среди естественнонаучных дисциплин;
- основные методы изучения естественных наук: наблюдение, моделирование, измерение, эксперимент;
- вещества, наиболее часто используемые человеком в различных областях (быту, медицине, сельском хозяйстве, строительстве, парфюмерии и др.), и их свойства и особенности их применения.
- признаки химических явлений и условия их протекания.
Учащиеся должны уметь:
- обращаться с лабораторным оборудованием, соблюдать правила техники безопасности при выполнении практических работ и домашнего эксперимента;
- проводить простейшие исследования свойств веществ;
- использовать метод наблюдения при выполнении различных видов практических заданий;
- оформлять результаты наблюдений и проведенного эксперимента;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- работать индивидуально, в парах, группах, используя полученные знания
- обладать навыками работы с различными видами источников информации.
Учебно – методическое обеспечение
Компьютер, мультимедийный проектор, наборы лабораторной посуды и химических реактивов, инструктивные карты, справочная литература.
Оборудование и реактивы | |
Лабораторная работа № 1 «Вещества и тела» | Кусочки железа, алюминия, стекла, полиэтилена, сахар, вода, гвоздь, стеклянная трубочка, алюминиевая ложка, изображение снежинки, полиэтиленовый пакет. |
Лабораторная работа № 2 «Моделирование молекул разных веществ» | Пластилин красного и синего цветов |
Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела и веществ с помощью весов и разновесов» | Рычажные весы, разновесы, сахар, поваренная соль, скрепка, резинка |
Лабораторная работа № 4«Исследование свойств веществ» | Стеклянная палочка, спиртовка, держатель, стеклянная пластина, штатив; пробирки с веществами: водой, цинком (гран.), солью, железом (проволока). |
Лабораторная работа № 5 «Разделение смесей» | Стаканы химические, делительная воронка, магнитные полосы, воронка, фильтры бумажные, стеклянные палочки, вода. |
Лабораторная работа № 6 «Бумажная хроматография» | Стаканы химические (хроматографическая камера), полоска фильтровальной бумаги 4x12 см, этиловый спирт, уксусная кислота, вода (8:1:1), чернила из гелевых стержней разного цвета (красный, желтый, зеленый), препаровальная игла. |
Лабораторная работа № 7 «Растворимые и нерастворимые вещества в воде» | Стаканы химические, шпатели, стеклянные палочки, сахар, растительное масло, мел, безводный медный купорос, холодная и горячая вода. |
Лабораторная работа № 8 «Изучение органолептических показателей воды» | Стаканы химические, пробирки, стеклянный цилиндр, пробы воды. |
Лабораторная работа № 9 «Изменение окраски индикаторов в различных средах» | Штатив с пробирками, растворы кислот, щелочей, стирального порошка, пищевой соды, фенолфталеина, лакмуса, метилоранжа. |
Лабораторная работа № 10 «Изучение индикаторных свойств различных растений» | Ступка, пестик, штатив с пробирками, фильтр, воронка, стакан химический,клубника, корнеплод столовой свеклы, краснокочанная капуста, |
Практическая работа № 1 «Знакомство с лабораторным оборудованием» | Набор химической посуды: пробирки, колбы (коническая, плоскодонная), химические стаканы, мерные цилиндры, фарфоровые чашечки, держатели для пробирок, штатив для пробирок, лабораторный штатив |
Практическая работа № 2 «Очистка загрязненной поваренной соли» (домашний эксперимент) | Стакан, воронка, стакан с водой, ножницы, бумага фильтровальная, консервная крышка, смесь соли с песком. |
Практическая работа № 3 «Получение, собирание и распознавание углекислого газа» | Прибор для получения газов, стакан, лучинка, спички, известковая вода, мел, соляная кислота. |
Практическая работа № 4 «Очистка воды в походных условиях» | Пластиковые бутылки, ножницы, загрязненная вода песком, опилками, чернилами, стаканы химические, спиртовка, спички, пробиркодержатель, пробирки, фильтровальная бумага, бинт, песок, капрон, активированный уголь, кристаллы перманганата калия. |
Практическая работа № 5 «Выращивание кристаллов соли» (домашний эксперимент) | Банка (1л) – 2 шт, толстая нить, стеклянная палочка для перемешивания, палочка для закрепления нити, фильтр, воронка, порошок медного купороса CuSO4•5H2O или поваренной соли NaCL. |
Практическая работа № 6 «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе» | Весы с разновесами, мерный цилиндр, химический стакан (100 мл), стеклянная палочка, вода, сахар (1 чайная ложка). |
Практическая работа № 7 « Определение среды моющих средств с помощью растительных индикаторов» | Ступка, пестик, штатив с пробирками, стакан химический, водные растворы «Миф», «FAIRY», «Pril», вытяжка краснокочанной капусты. |
Исследовательская работа «Природные явления» | Пробирки, тигель, тигельные щипцы, спиртовка, спички, стеклянная трубка, парафин, медная пластика, мел, соляная кислота (р-р) |
Литература
- Программы для общеобразовательных учреждений. Химия. 8-11 кл. / Сост. О.С. Габриелян. – М.; Дрофа, 2013.
- Аксенова И.В. Введение в химию вещества. 7 класс - М.: Сирин Према, 2007.
- Дорофеев М.В. Формирование исследовательских умений на начальном этапе изучения химии. // Химия в школе.-2012.-№ 9.-С. 42-46
- Запольских Г.Ю. Элективный курс "Химия в быту".// Химия в школе. -2005.-№ 5.- с. 25-26
- Золотавина Е.А. Кружок «Мир химии» для учащихся 5-6 классов. // Химия в школе.-2013.-№ 5.-С. 60-64
- Пильникова Н.Н. Путешествие в мир интересных явлений. // Химия в школе.-2013.-№ 3.-С. 71-74
- Пильникова Н.Н. Эксперимент на уроке по теме «Растворение. Растворимость. Растворы» // Химия в школе.-2011.-№ 9.-С. 60-64.
- Храмов В.А. Хроматографический анализ красителей. // Химия в школе.-2004.-№ 2.-С. 64-65
Приложение
Инструктивные карты к лабораторным, практическим работам
Лабораторная работа № 1 «Вещества и тела»
Оборудование: кусочки железа, алюминия, стекла, полиэтилена, сахар, вода, гвоздь, стеклянная трубочка, алюминиевая ложка, изображение снежинки, полиэтиленовый пакет.
Задание 1 Заполните таблицу 1
Вещества | Предметы (Физические тела) |
Задание 2 Заполните таблицу 2. Для этого в правой части таблицы напишите названия веществ, из которых могут быть изготовлены приведенные физические тела.
Физические тела | Вещества | ||
Линейка |
|
|
|
Ложка |
|
|
|
Стакан |
|
|
|
Задание 3 Заполните таблицу 3. Для этого в правой части таблицы напишите названия физических тел, которые могут состоять из указанных в левой части веществ.
Вещества | Физические тела | ||
Графит |
|
|
|
Алюминий |
|
|
|
Серебро |
|
|
|
Задание 4 Найдите выигрышный путь (по типу «крестики-нолики») в предложенных ниже квадратах, если он составляет: а) вещество; б) физическое тело.
а) | б) | ||||
Фарфоровая | Медный | Ложка | Глюкоза | Медная | Древесная |
Железный | Золото | Кусочек | Сахар | Кусочек | Медный |
Уксусная | Поваренная | Сера | Химическая | Водород | Кремний |
Лабораторная работа № 2
«Моделирование молекул разных веществ»
Цель: моделирование атомов, молекул простых и сложных веществ.
Задание 1 Из пластилина скатайте шарики разного цвета и размера: 3 больших красных, 4 маленьких синих – это модели атомов разного вида. Сколько химических элементов вы смоделировали? Сколько атомов?
Задание 2 Соедините вместе поочередно: 2 красных шарика, 2 синих, 2 синих и 1 красный. Сколько моделей молекул у вас получилось? Сколько моделей молекул сложных веществ? Сколько моделей простых веществ?
Задание 3 Смоделируйте самостоятельно молекулы простого и сложного веществ.
Практическая работа № 1
«Знакомство с лабораторным оборудованием»
Цель работы: познакомиться с разными видами химической посуды и возможностями ее использования в химической лаборатории, изучить устройство лабораторного штатива и отработать навыки работы с ним.
Оборудование: набор химической посуды: пробирки, колбы (коническая, плоскодонная), химические стаканы, мерные цилиндры, фарфоровые чашечки, держатели для пробирок, штатив для пробирок, лабораторный штатив.
Опыт № 1 «Знакомство с образцами химической посуды»
Оформление работы
Назначение
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Опыт №2 «Приемы обращения с лабораторным штативом»
1. Рассмотрите детали, из которых состоит металлический штатив: основание, стержень, муфта, лапка, кольцо.
2. Закрепите муфту на стержне штатива так, что бы закрепляющий ее винт был справа от стержня штатива, а лапка или кольцо лежали в углублении муфты.
3. Закрепите лапку в муфте.
4. Укажите основные составные части штатива.
- _______________________________
- _______________________________
- _______________________________
- _______________________________
5) _______________________________
5. Закрепите в лапке штатива пробирку перпендикулярно поверхности стола.
ОСТОРОЖНО! ПРОБИРКА НЕ ДОЛЖНА ЛОПНУТЬ!
6. Поверните пробирку вместе с лапкой так, чтобы:
- пробирка оказалось под углом 45º к поверхности стола.
- поднимите пробирку и закрепите ниже и выше исходного положения
Вывод:
Опыт №3. Приемы обращения со спиртовкой
Цель: изучить правила техники безопасности при работе со спиртовкой; изучить строение спиртовки и строение пламени, приемы обращения с лабораторным оборудованием.
Оборудование: набор химической посуды: спиртовка, спички, штатив с пробирками, пробиркодержатель, лучина, стакан с водой.
- Рассмотрите спиртовку. Найдите ее составные части: резервуар, колпачок, трубку с диском, фитиль
ПРОВЕРЬТЕ:
- Правильность заполнения спиртовки на 2/3 ее объема спиртом.
- Состояние фитиля: ровно подрезан, длина его над диском – 1,5 см.
2. Зажгите спиртовку. Рассмотрите пламя. Сколько зон в пламени можно выделить? Исследуйте каждую зону пламени, внося в нее лучинку. В какой зоне лучинка быстрее загорается? Какой частью пламени следует пользоваться при нагревании?
3. Налейте в пробирку на 1/5 ее высоты воду. Поместите пробирку в держатель. Внесите пробирку в самую горячую часть пламени.
ВНИМАНИЕ: Нагревайте осторожно сначала всю пробирку, а затем, не вынимая ее из пламени, ту часть, где находится вещество. Направляйте отверстие нагреваемой пробирки в сторону от себя и соседей.
4. Погасите спиртовку, накрыв пламя колпачком.
5. Укажите основные составные части спиртовки. 1______________________
2______________________
3______________________
4______________________
6. Укажите свойства зон пламени спиртовки (яркость, температуру)
7. Сделайте вывод о проделанной работе: ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 3
«Измерение массы тела и веществ с помощью весов и разновесов»
Цель: изучить приемы обращения с рычажными весами, проводить взвешивание веществ и тел разной массы.
Оборудование и реактивы: рычажные весы, разновесы, сахар, поваренная соль, скрепка, резинка.
Задание Проведите взвешивание различных веществ (сахар, поваренная соль) массой 1,5 г и тел (скрепка, резинка)
Инструкция
- Подготовьте весы к работе.
Вкрутите стержень в подставку. К концам стержня подвесьте чашки весов. Весы приведите в равновесие.
- Проведите взвешивание предложенных вам различных веществ и тел. На левую чашку весов поместите тело (вещество), массу которого нужно определить, а на правую – гири, массы которых известны, и обозначены на них. Гири нужно брать так, чтобы установилось равновесие. Брать гири только пинцетом!
- Подсчитайте общую массу гирь, уравновешивающих тело (вещество). Масса тела (вещества) равна массе этих гирь.
- Запишите массы тел и веществ, используя обозначение массы.
- Приведите свое рабочее место в порядок.
Дополнительные задания
- Подберите с помощью разновесов следующие массы 250 мг, 125 мг, 400 мг, 40 мг, 200мг.
- Какими гирями можно уравновесить на весах тело массой 22г 30 мг, 650 мг
Лабораторная работа № 4
«Исследование свойств веществ»
Цель работы: исследовать физические свойства различных веществ, научиться работать со справочной литературой
Оборудование и реактивы: стеклянная палочка, спиртовка, держатель, стеклянная пластина, штатив; пробирки с веществами: водой, цинком (гран.), солью, железом (проволока).
Ход работы:
- Рассмотрите вещества и опишите их свойства в таблице, сделайте вывод.
- Данные характеристики можно получить, используя различные источники информации (учебные и справочные пособия, энциклопедии)
Образец выполнения работы
Свойства | Вещества | |||
вода | железо | соль | цинк | |
Цвет | бесцветная | серый | белая | серебристо-белый |
Агрегатное состояние | жидкое | твердое | твердое | твердое |
Плотность | малая (1 г/см³) | высокая (7,874 г/см³) | высокая (2,2 г/см³) | высокая (7,1 г/см³) |
Т плавления | низкая (00С) | высокая (15390С) | высокая (8000С) | высокая (4190С) |
Т кипения | низкая (1000С) | высокая (32000С) | высокая (14650С) | высокая (9060С) |
Блеск | нет | нет | нет | есть |
Растворимость в воде | нет | хорошая | нет | |
Намагничивается | нет | да | нет | нет |
Вывод:
Исследовательская работа
«Природные явления»
Цель: научиться экспериментально проводить и распознавать физические и химические
Оборудование: пробирки, тигель, тигельные щипцы, спиртовка, спички, стеклянная трубка, парафин, медная пластика, мел, соляная кислота (р-р)
Ход работы:
- Возьмите за один конец стеклянную трубку, внесите её в пламя спиртовку, держа горизонтально. Вращайте трубку. Когда стекло сильно накалится, попытайтесь согнуть трубку. Изменилось ли стекло? Получилось ли новое вещество при нагревании стеклянной трубки?
- Положите кусочек парафина в тигель. Возьмите тигель тигельными щипцами. Внесите тигель с парафинов в пламя спиртовки. Что происходит с кусочками парафина при нагревании? После остывания парафина рассмотрите парафин. Получилось ли новое вещество?
Вопрос: В чем сходство явлений, которые вы наблюдали при проведении двух опытов? Сделайте вывод.
- Накалите в пламени спиртовки медную пластинку, держа её щипцами. Через некоторое время выньте пластинку из пламени. Образовалось ли новое вещество при накаливании меди?
- В пробирку положите небольшой кусочек мела, прилейте 1-2 мл соляной кислоты. Что наблюдаете? Образовалось ли новое вещество?
Вопрос: В чем сходство явлений, которые вы наблюдали при проведении двух опытов? Сделайте вывод.
Результаты занесите в таблицу.
Что делала? | Что наблюдали? | Вывод |
Лабораторная работа № 5
«Разделение смесей»
Цель: познакомиться с разными способами разделения веществ.
Оборудование и реактивы: стаканы химические, делительная воронка, магнитные полосы, воронка, фильтры бумажные, стеклянные палочки, вода.
Вариант 1 Вам выдана смесь растительного масла и воды. Предложите способ её разделения и осуществите его на практике.
Вариант 2 Вам выдана смесь порошков железа и алюминия. Предложите способ её разделения и осуществите его на практике.
Вариант 3 Вам выдана смесь порошка древесного угля и речного песка. Предложите способ её разделения и осуществите его на практике.
Какими методами вы предполагаете воспользоваться? На разнице каких свойств веществ они основаны? Из выданного лабораторного оборудования и посуды соберите необходимые приборы и выполните задание. Какие правила безопасности необходимо соблюдать в каждом случае? Заполните таблицу.
Что делали? | Почему? | Что наблюдали? |
Сделайте выводы по результатам работы.
Дополнительное задание. У вас в рюкзаке смешалось содержимое двух порвавшихся пакетиков с солью и молотым перцем. Предложите способ разделения этой смеси.
Лабораторная работа № 6
Бумажная хроматография
Цель: разделить компоненты смеси с помощью бумажной хроматографии.
Оборудование: химический стакан (хроматографическая камера), полоска фильтровальной бумаги 4x12 см, этиловый спирт, уксусная кислота, вода (8:1:1), чернила из гелевых стержней разного цвета (красный, желтый, зеленый), препаровальная игла.
Ход работы:
- На линию старта фильтровальной бумаги (2 см от нижнего края) препаровальной иглой нанесите пятно из смеси красителей (диаметр пятна менее 1 мм).
- Поместите полоску фильтровальной бумаги в стакан со смесью этилового спирта, уксусной кислоты и воды (8:1:1) так, чтобы пятно находилось на 0,5 см выше растворителя.
- После разделения красителей высушите хроматограмму на воздухе.
- Сделайте рисунок разделения красителей.
Вывод:
Практическая работа № 2
«Очистка загрязненной поваренной соли»
(домашний эксперимент)
Цель работы: закрепить знания о чистых веществах и смесях; практически провести очистку загрязненной поваренной соли.
Оборудование и реактивы: стакан, воронка, стакан с водой, ножницы, бумага фильтровальная, консервная крышка, смесь соли с песком.
Ход работы:
- Растворите смесь песка и соли в воде;
- Соберите прибор для фильтрования, из фильтровальной бумаги вырежьте фильтр и подгоните его под размер воронки;
- Отфильтруйте смесь;
- Налейте небольшое количество фильтрата на железную консервную крышку, проведите выпаривание на комнатной батарее
- Ответьте на вопросы: а) каков характер разделяемых смесей?
б) на чем основаны методы разделения?
По итогам проведенных опытов заполните таблицу, сделайте вывод.
Что делали? | Что наблюдали? | Выводы |
Вывод:
Практическая работа № 3
«Получение, собирание и распознавание углекислого газа»
Цель: получить углекислый газ и исследовать его свойства.
Оборудование: прибор для получения газов, стакан, лучинка, спички, известковая вода, мел, соляная кислота.
В Италии, близ Неаполя, есть знаменитая "Собачья пещера ". В ней непрерывно выделяется и скапливается внизу углекислый газ. Человек беспрепятственно может зайти в эту пещеру, для собаки же такая прогулка кончается плохо». Почему?
Ход работы:
- Возьмите прибор для получения газов, положите в него небольшой кусочек мела и прилейте выданное вам количество соляной кислоты. Конец газоотводной трубки введите в пустой стакан и еще некоторое время получайте газ.
- Внесите в стакан с углекислым газом горящую лучинку. Что наблюдаете?
- Конец газоотводной трубки внесите в стакан с известковой водой. Что наблюдаете?
- По итогам проведенных опытов заполните таблицу, сделайте вывод.
Что делали? | Что наблюдали? | Выводы |
Лабораторная работа № 7
«Растворимые и нерастворимые вещества в воде»
Цель: ознакомиться с понятием «растворимость», изучение растворимости веществ при разной температуре.
Оборудование: химические стаканы, шпатели, стеклянные палочки, сахар, растительное масло, мел, безводный медный купорос, холодная и горячая вода.
Задание 1 Даны вещества: сахар, растительное масло, мел, безводный медный купорос. Докажите опытным путем, какое из них хорошо растворяется в воде при нормальных условиях.
Результаты занесите в таблицу.
Название вещества | Агрегатное состояние | Цвет | Растворимость в воде | Цвет раствора |
Какое вещество (из выданных) растворимое, какое – малорастворимое, какое – нерастворимое? Ответ обоснуйте.
В какой пробирке находится раствор? Какой основной признак раствора? Где находятся взвеси? (Какая взвесь представляет собой эмульсию, а какая – суспензию?)
Задание 2 Определите, в какой воде быстрее растворяются кристаллы безводного медного купороса: в холодной или горячей?
Сделайте выводы.
Практическая работа № 4
«Очистка воды в походных условиях»
Цель: сконструировать прибор для очистки воды и очистить загрязненную воду.
Оборудование: пластиковые бутылки, ножницы, загрязненная вода песком, опилками, чернилами, стаканы химические, спиртовка, спички, пробиркодержатель, пробирки, фильтровальная бумага, бинт, песок, капрон, активированный уголь, кристаллы перманганата калия.
Ход работы:
- Получите у учителя образец загрязненной воды.
- Внимательно изучите внешний вид образца воды: цвет, запах, прозрачность, наличие твердых частичек или загрязнений. Внесите наблюдения в таблицу.
Объект наблюдения | Цвет | Прозрачность | Запах | Наличие |
Вода до очистки |
|
|
|
|
Вода после очистки |
|
|
|
|
- Предложите способ очистки загрязненной воды.
Группа 1 Очистите воду загрязненную песком.
Группа 2 Очистите воду загрязненную опилками.
Группа 3 Очистите воду загрязненную чернилами.
- Сконструируйте прибор для очистки воды в походных условиях из пластиковых бутылок, в качестве фильтра используйте подручный материал: фильтровальная бумага, бинт, песок, капрон, активированный или древесный уголь.
- Очистите воду. Оцените внешний вид жидкости.
- Проведите обеззараживание воды разными способами.
Сделайте вывод.
Практическая работа № 5
«Выращивание кристаллов соли»
(домашний эксперимент)
Цель: провести самостоятельные наблюдения и описать их, научиться выращивать кристаллы.
Оборудование: банка (1л) – 2 шт, толстая нить, стеклянная палочка для перемешивания, палочка для закрепления нити, фильтр, воронка, порошок медного купороса CuSO4•5H2O или поваренной соли NaCL.
Ход работы:
- В литровую банку налейте горячей воды порциями, перемешивая, насыпайте в неё соль до тех пор, пока она не прекратит растворяться.
- Отфильтруйте полученный раствор соли через воронку с ватой в банку, укутанную полотенцем (остывание должно быть медленным) и закройте её.
- Через 2-3 часа, когда раствор остынет, внесите в него кристаллик соли, подвешенный на нитке (затравку), таким образом, чтобы она не касалась стенок и дна стакана.
- После того как ввели затравку, прикройте сосуд крышкой и оставьте на продолжительное время. Чтобы вырос крупный кристалл, потребуется несколько дней или даже недель.
- Наблюдайте за образованием кристаллов. (К концу первого дня на самой нитке и затравке уже образуются первые маленькие кристаллы).
Внимание: не трясите нить, не трогайте кристалл руками!
- Когда кристалл вырастет достаточно большим, (примерно через месяц) выньте его из раствора, обсушите мягкой тряпочкой или бумажной салфеткой, обрежьте нитку и покройте грани кристалла бесцветным лаком, чтобы предохранить от «выветривания» на воздухе. (Обратите внимание на его цвет и форму).
- Сфотографируйте или зарисуйте образовавшийся кристалл.
- Изучите свой кристалл, и ответьте на вопросы:
- Сколько дней вы выращивали кристалл?
- Какова его форма?
- Какого цвета кристалл?
- Прозрачный он или нет?
- Размеры кристалла: высота, ширина, толщина.
- Все результаты проделанной работы оформите в тетради.
Заполните таблицу «Наблюдения за образование кристалла»
Параметры | 1-й день | 2-ой день | 3-й день | 7-ой день | 14-й день | 30-й день |
Размеры кристалла | ||||||
Форма кристалла |
- Сделайте вывод о том, почему растут кристаллы и каково их значение в природе и жизни человека.
Практическая работа № 6
«Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе»
Цель: приготовить раствор сахара и рассчитать его массовую долю в растворе.
Оборудование: весы с разновесами, мерный цилиндр, химический стакан (100 мл), стеклянная палочка, вода, сахар (1 чайная ложка).
Ход работы:
- Отмерьте мерным цилиндром 50 мл воды и налейте её в химический стакан емкостью 100 мл.
- Чайную ложку сахара взвесьте на лабораторных весах. Поместите сахар в стакан с водой и перемешайте раствор стеклянной палочкой до полного растворения.
- Рассчитайте массовую долю сахара в растворе, используя формулу для расчета.
W = m (сахара) / m (раствора) x 100%
m (раствора) = m (сахара) + m (воды)
m (воды) = V x p, где плотность воды примите равной 1 г/мл.
Вывод:
Лабораторная работа № 8
«Изучение органолептических показателей воды»
Цель: изучить органолептические показатели воды.
Оборудование: стаканы химические, пробирки, стеклянный цилиндр, пробы воды.
Определение цвета воды
Опыт № 1 Заполните пробирку водой. Отметьте цвет воды, сравните его с белым фоном бумаги (бурый, светло-коричневый, желтый, светло-желтый, бесцветный). Цвет рассматривают при дневном освещении, сбоку, затем сверху. Цвет воды в источниках хозяйственного водоснабжения не должен обнаруживаться в столбике 20 см, в водоёмах культурно-бытового назначения – 10 см.
Определение прозрачности воды
Мерой прозрачности служит высота столба воды, при которой можно наблюдать напечатанный на белой бумаге шрифт средней жирности высотой 3.5 мм. Результаты выражаются в сантиметрах с указанием способа измерения.
Опыт № 2 Для опыта нужен прозрачный плоскодонный стеклянный цилиндр диаметром 2 – 2,5 см, высотой 30 – 35 см. Установите цилиндр на печатный текст и вливайте исследуемую воду, следя за тем, чтобы можно было прочитать через воду напечатанный текст. Отметьте, на какой высоте исчезнет видимость шрифта. Измерьте высоты столбцов воды линейкой и выразите прозрачность воды в сантиметрах. Сделайте выводы.
Определение запаха воды
Запах воде придают вещества, которые попадают в неё естественным путём или со сточными водами. Характер запаха и его интенсивность определяют при 20 и 60 °С, используя данные таблицы, интенсивность запаха природных вод не должна превышать 2 балла.
Интенсивность запаха воды
Балл | Интенсивность запаха |
0 | Отсутствует |
1 | Очень слабый |
2 | Слабый |
3 | Ощутимый, что дает повод относиться к воде с подозрением |
4 | Отчетливый (можно определить его характер) – неприятный и может быть причиной отказа от питья |
5 | Очень сильный – делает воду непригодной для питья |
Запах воды следует определять в помещении, где воздух не имеет постороннего запаха.
Характер запаха воды:
●ароматический (огуречный, цветочный);
●болотный (илистый, тинистый);
●гнилостный (фекальный, сточной воды);
●древесный;
●землистый (прелый, свежевспаханной земли, глинистый);
●плесневый (затхлый, застойный);
●рыбий (рыбы, рыбьего жира);
●сероводородный (тухлых яиц);
●травянистый (скошенной травы, сена);
●неопределённый (не подходящий под предыдущие определения).
Опыт № 3 Закройте пробирку с водой пробкой и интенсивно встряхните. Откройте пробирку и осторожно понюхайте воду. Отметьте интенсивность и характер запаха. Закрепите пробирку в держателе и осторожно нагрейте воду примерно до 60 °С. Оцените запах воды и его интенсивность.
Определение вкуса воды
Вкус воды определяется растворенными в ней веществами и различается по характеру и интенсивности.
Различают четыре основных вида вкуса: соленый, кислый, сладкий, горький. Все другие виды вкусовых ощущений называются привкусами (щелочной, металлический, вяжущий и т.п.).
Интенсивность вкуса и привкуса определяют при 20 0С и оценивают по пятибалльной системе, согласно требованиям таблицы
Интенсивность вкуса воды
Интенсивность вкуса | Характер появления вкуса | Оценка интенсивности, балл |
Нет | Вкус и привкус не ощущается | 0 |
Очень слабая | Вкус и привкус не ощущаются потребителем, но обнаруживаются при лабораторном исследовании | 1 |
Слабая | Вкус и привкус замечаются потребителем, если обратить на это его внимание | 2 |
Заметная | Вкус и привкус легко замечаются и вызывают неодобрительный отзыв о воде | 3 |
Отчетливая | Вкус и привкус обращают на себя внимание и заставляют воздержаться от питья | 4 |
Очень сильная | Вкус и привкус настолько сильные, что делают воду непригодной к употреблению | 5 |
На основании проведённых опытов заполните таблицу и сделайте вывод о качестве воды.
Характеристика качества воды
№ пробы | Цвет | Запах | Прозрачность, см | Вкус | |
при обычных условиях | при 60 0 С | ||||
№ 1 |
Вывод.
Лабораторная работа № 9
«Изменение окраски индикаторов в различных средах»
Цель: провести самостоятельные наблюдения изменения окраски индикаторов в различных средах.
Оборудование: штатив с пробирками, растворы кислот, щелочей, стирального порошка, пищевой соды, фенолфталеина, лакмуса, метилоранжа.
Ход работы:
- Налейте в одну из пробирок 1- 2 мл соляной кислоты, во вторую – 1- 2 мл раствора гидроксида натрия, в третью – 1-2 мл дистиллированной воды. В каждую пробирку добавьте 1-2 капли лакмуса. Отметьте изменение цвета индикатора в каждой пробирке.
- То же самое проделайте с фенолфталеином и метиловым оранжевым. Результаты занесите в таблицу.
Изменение окраски индикаторов в различных средах
Индикатор | Цвет индикатора в среде | ||
щелочной | нейтральной | кислой | |
Лакмус | |||
Фенолфталеин | |||
Метиловый оранжевый |
- Сделайте вывод об изменении окраски индикаторов в различных средах.
- Опытным путем определите среду выданных вам растворов: стирального порошка, пищевой соды, лимонной кислоты.
Вещества | Индикатор | Окраска индикатора | Среда |
Стиральный порошок (р-р) | |||
Пищевая сода (р-р) | |||
Лимонная кислота |
- Сделайте вывод.
Лабораторная работа № 10
«Изучение индикаторных свойств различных растений»
Цель: приготовление вытяжки природных индикаторов и наблюдение изменения их цвета под действием кислот и щелочей, приготовление индикаторной бумаги.
Реактивы и оборудование: клубника, корнеплод столовой свеклы, краснокочанная капуста, ступка, пестик, штатив с пробирками, фильтр, воронка, стакан.
1 группа – ягоды клубники
2 группа – краснокочанная капуста
3 группа – корнеплод столовой свеклы
Ход работы:
Приготовление вытяжки.
1. Растереть ягоды клубники (листья краснокочанной капусты, кусочки свеклы) в ступке.
2. Добавить около 10 мл воды, размешать стеклянной палочкой.
3. Отфильтровать раствор в чистую пробирку (стакан).
Отметьте цвет вытяжки:__________________
Индикаторные свойства антоцианов.
Оборудование и реактивы: антоциановая вытяжка, 1% соляная кислота, 1% раствор гидроксида натрия, индикаторная бумага, пробирки.
Ход работы.
1. В три пробирку отлить по 2-3 мл вытяжки пигментов.
2. В первую добавить 1-2 капли соляной кислоты.
3. Во вторую – 1-2 капли раствора гидроксида натрия.
4. Третья – контрольная.
5. Контролировать изменение цвета..
6. Результаты занести в таблицу.
Изменения цвета вытяжки в зависимости от среды раствора
Цвет вытяжки | Среда раствора |
Кислая | |
Нейтральная | |
Щелочная |
Вывод: происходит изменение цвета вытяжки в зависимости от среды раствора от __________ цвета до___________________ .
Приготовление индикаторной бумаги
- Пропитайте полоски фильтровальной бумаги вытяжками растений.
- Высушите полученную индикаторную бумагу.
- Испытайте индикаторную бумагу в растворе соляной кислоты и гидроксида натрия.
- Сделайте вывод.
Практическая работа № 7
« Определение среды моющих средств с помощью растительных индикаторов»
Цель: определить среду моющих средств с помощью растительных индикаторов и дать рекомендации по использованию их в быту
Реактивы и оборудование: вытяжка краснокочанной капусты, ступка, пестик, штатив с пробирками, стакан, водные растворы «Миф», «FAIRY», «Pril».
В настоящее время в магазинах представлен огромный ассортимент моющих средств, на этикетках которых указывается, что они не оказывают негативного воздействия на кожу рук. Так ли это, можно определить с помощью приготовленных индикаторов.
Поверхностный слой кожи – эпидермис – покрыт микроскопически тонким слоем – кислотной мантией. В эпидермисе протекает множество биохимических процессов. В результате образуются кислоты – молочная, лимонная. Плюс к этому – кожное сало, пот. Все это и составляет кислотную мантию кожи. Следовательно, нормальная кожа имеет кислотную среду.
Ход опыта
- В пробирку с водным раствором «Миф» добавить 1-2 мл вытяжки из краснокочанной капусты. Отметить цвет раствора. Сделать вывод о характере среды раствора.
- В пробирку с водным раствором «FAIRY» добавить 1-2 мл вытяжки из краснокочанной капусты. Отметить цвет раствора. Сделать вывод о характере среды раствора.
- В пробирку с водным раствором «Pril» добавить 1-2 мл вытяжки из краснокочанной капусты. Отметить цвет раствора. Сделать вывод о характере среды раствора.
- Дайте рекомендации по использованию данных моющих средств хозяйками.
Реакция среды растворов моющих средств для посуды
Моющее средство для посуды | Растительный индикатор | Окраска индикаторов | Среда раствора |
«Миф» | Отвар краснокочанной капусты | ||
«FAIRY» | Отвар краснокочанной капусты | ||
«Pril» | Отвар краснокочанной капусты |
Вывод:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические приемы формирования рефлексивных умений
В данной статье приведены некоторые приемы формирования рефлексивных умений...
Возможные приемы формирования регулятивных универсальных учебных действий.
Центральной задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию п...
Разработка методических приемов формирования регулятивных УУД по предмету физическая культура в рамках деятельности лицея как городской экспериментальной площадки « Создание вариативной модели внедрения ФГОС основного общего образования».Самообразование
Развитие современных информационных технологий привело к тому, что дети разучились общаться и играть друг с другом в реальном мире. Страх родителей, не выпускающих на улицу детей, за их жизнь и здоров...
Фишбоун - один из приемов формирования регулятивных и позновательных универсальных учебных действий
Учащиеся, овладевающие стратегией «Fishbone», приобретают метапредметные компетенции....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Формирование регулятивных учебных действий на уроках физической культуры в условиях реализации ВФСК ГТО »
Знак "ГТО"На груди у него.Больше не знаютО нем ничего…….. Это стихотворение известного детского п...
Выступление на педагогическом совете "Формирование регулятивных учебных действий на уроках русского языка".
Формирование регулятивных учебных действий на уроках русского языка и литературы ( из опыта работы)....
Доклад на тему: «Методы и приемы формирования регулятивных универсальных учебных действий обучающихся в процессе образовательной деятельности на уроках предметной области «Искусство»
Доклад Августовская конференция работников образования «Школа Минпросвещения России»: единое образовательное пространство, равные возможности»...