Методическая разработка урока по химии "Щелочные металлы"
методическая разработка по химии (9 класс)
Урок объяснение нового материала.
Методическая разработка урока
Учитель: Злобина Людмила Дмитриевна
Класс: 9
Тема урока: Щелочные металлы.
Цели:
- Сформировать представление об особенностях щелочных металлов;
- Развитие метапредметных навыков.
Планируемые результаты:
1) Предметные:
- определять положение щелочных металлов в периодической системе;
- знать сходства и различия в строении, свойствах атомов и простых веществ в пределах семейства щелочных металлов;
- уметь составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства щелочных металлов.
2) Метапредметные:
- закрепление навыка самостоятельной работы с учебником;
- умение самостоятельно приобретать знания;
- умение соединять теоретический материал с практической деятельностью, т.е. выстраивать новое знание на основе имеющегося опыта;
- умение определять понятия, проводить аналогии, делать выводы;
- умение слушать, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
- умение грамотно строить речевые высказывания в устной и письменной формах;
- формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению полученных знаний.
Оборудование к уроку: мультимедийный комплекс, документкамера, листы с информацией к уроку и критериями для самооценки (по одному на парту), металлический натрий, водный сульфат меди (II), штатив, пробирка, воронка, шпатель.
УМК: Габриелян О.С. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2013.
Габриелян О.С., Купцова А.В. Химия. 8-9 класс: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2017.
Конспект урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный
| Приветствует учеников, отмечает отсутствующих на уроке. Раздает листы с заданиями к уроку (см. приложение) и дает инструкции по выполнению записей в тетради. |
|
Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности. | Просит выдвинуть предположения о теме и целях предстоящего урока.
| Отвечают на вопросы. |
Актуализация знаний.
Первичное усвоение новых знаний и проверка их понимания.
Первичное закрепление. | 1)О чем говорят цифры в Периодической системе? Предлагает озвучить ответы на вопросы 1-3
2)Какие типы химической связи вам известны? Типы кристаллических решеток? Демонстрирует кинофрагменты о способах хранения лития, калия, цезия.
3) Предлагает озвучить ответы.
4) Перечислите известные вам химические свойства металлов.
5)Предлагает проанализировать схемы реакций на стр.87 учебника: Как определить степень окисления неметалла в бинарном соединении со щелочным металлом?
6) Через документкамеру демонстрирует записи в тетради одного из учеников. Вместе проверяем правильность выполнения задания.
7)Обращает внимание на особенности взаимодействия щелочных металлов с кислородом.
8) Предлагает озвучить ответы
9) Демонстрирует кинофрагмент взаимодействия натрия с водой. Какие признаки сопровождают эту реакцию?
10) Через документкамеру демонстрирует записи в тетради одного из учеников. Вместе проверяем правильность выполнения задания.
11) Демонстрирует кинофрагмент взаимодействия лития, натрия и калия с водой.
12) Демонстрирует опыт: взаимодействие натрия с водным раствором сульфата меди (II). Сравните признаки этой и предыдущей реакций.
13) Предлагает озвучить ответы.
14) Предлагает выполнить задание 12.
| Фронтальная беседа. Выполняют задания 1-3 Отмечают в тетрадях количество баллов за правильные ответы.
Фронтальная беседа. Выполняют задания 4 -5
Отмечают в тетрадях количество баллов за правильные ответы. Фронтальная беседа.
Фронтальная беседа. Выполняют задание 6.
Отмечают в тетрадях количество баллов за правильные ответы.
Выполняют задание 7-8.
Отмечают в тетрадях количество баллов за правильные ответы.
Выполняют задание 9.
Отмечают в тетрадях количество баллов за правильные ответы.
Выполняют задание 10.
Выполняют задание 11.
Отмечают в тетрадях количество баллов за правильные ответы.
Фронтальная беседа.
|
Подведение итогов. | 1) Озвучивает домашнее задание. 2)Дает дополнительные баллы активно работавшим учащимся. 3)Организует самопроверку.
| Подсчитывают сумму полученных за урок баллов и выставляют себе оценку соответственно предложенной шкале.
|
Приложение
Щелочные металлы (параграф 14)
Ответы на вопросы следует давать полными предложениями
1. (1 балл). Определите положение элементов щелочных металлов в Периодической системе (группа – подгруппа).
2. (2 балла). В чем сходство в строении их атомов? В свойствах (степень окисления)?
3. (2 балла). Расположите символы химических элементов щелочных металлов в порядке:
радиус атомов возрастает
восстановительные свойства……(?)
4. (1 балл). Определите тип химической связи и тип кристаллической решетки в простых веществах щелочных металлах.
5. (2 балла). Перечислите особенности их физических свойств. Как зависит температура плавления и плотность щелочных металлов от порядкового номера их химических элементов?
Химические свойства.
6. (8 баллов). Взаимодействие с неметаллами. Составьте УХР и подпишите названия продуктов реакций:
Li + H2 = Li + N2 =
Na + Cl2 = Rb + I2 =
K + S = Na + C =
Cs + Si = K + P =
7. (1 балл). Дополните предложение: При взаимодействии с кислородом только литий превращается в ….., натрий превращается в …..
8. (1 балл). Составьте два УХР, иллюстрирующих это утверждение.
9. (6 баллов). Взаимодействие с водой.
Запишите три признака этой химической реакции.
Составьте УХР взаимодействия натрия с водой и уравнения электронного баланса к нему. Укажите восстановитель и окислитель.
10. (1 балл). Как зависит скорость реакции щелочных металлов с водой от порядкового номера их химических элементов?
11. (1 балл). Дополните предложение:
В растворах кислот и солей щелочные металлы в первую очередь взаимодействуют с ….
12. (1 балл). Прочитайте на стр.91(начиная с последнего абзаца) и стр.92 фрагмент о физиологическом значении калия. О чем идет речь: о химическом элементе или простом веществе? Почему?
«5» 24-27 баллов
«4» 16-23 балла
«3» 11 - 15 баллов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по технологии АСО. Тема: "Щелочные металлы" (9 класс)
Использование технологии АСО позволяет осуществить индивидуализацию и дифференциацию обучения, а также повысить его интенсивность при изучении темы: "Щелочные металлы"....
Методическая разработка урока по химии "Коррозия металлов".
На этом уроке-путешествии ребята выяснят, что такое коррозия, а также познакомятся с сущностью химической и электрохимической коррозии, со способами защиты металлов от коррозии....
Методическая разработка урока по химии "Коррозия металлов"
Методическая разработка урока по химии "Коррозия металлов"...
методическая разработка урока по теме "Щелочные металлы" для 9 класса (автор учебника О.С.Габриелян)
Урок разработан с применением информационных технологий.Цель урока: Формирование знаний учащихся о щелочных металлах как о представителях типичных металлов....
Методическая разработка урока "Обобщающий урок по теме:Металлы"
Данная методическая разработка может использоваться в теме Металлы, 11 класс.В этой работе представлены материалы для повторения и обобщения знаний по этой теме....
Методическая разработка урока по химии "Металлы"
Еще в глубокой древности человек обратил внимание на особые свойства металлов: их можно расплавить, а затем придать им любую форму, изготовив при этом наконечники стрел и копий, щиты и мечи, посуду и ...
Методическая разработка урока по Теме "Металлы"
Методическая разработка урока по Теме "Металлы" (химия 11 класс) ....