Интеллектуальная игра "Счастливый случай" по химии, 10 класс
методическая разработка по химии (10 класс) на тему

Интеллектуальная игра Счастливый случай

10кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnaya_igraschastlivyy_sluchay_10_kl.docx25.31 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра «Счастливый случай»

(10-класс)

Цели игры: расширить кругозор учащихся, углубить знания учащихся по предмету, активизировать мыслительную и познавательную деятельность учащихся, развить интерес к химии.

Условия игры: участвуют 2 команды, правила аналогичны телевизионной версии игры, перед началом игры ведущий разыгрывает право первого хода, он загадывает загадку.

Она родилась в самой волшебной стране - химической лаборатории. Её папа - оксид азота (V) - был мужчина злого нрава и носил прозвище Лисий хвост. Её мама была простой, спокойной женщиной, звали её Вода. Она появилась маленькая и бесцветная. Но когда к ней прибавили раствор фиолетового лакмуса, все сразу поняли, что родилась девочка. Назвали её?  (Азотная кислота).

Гейм 1. «Дальше, дальше…»

За 1 минуту (по песочным часам) команда должна дать как можно больше верных ответов, если ответ не знает, то говорит дальше. За каждый верный ответ присуждается 1 балл.

Вопросы для 1 команды:

  1. Самый распространенный спирт (этиловый);
  2. Маслянистая жидкость, от светло бурого до чёрного цвета с характерным запахом, не растворимая в воде (нефть);
  3. Песок, с которым пьют чай (сахар);
  4. Газообразное вещество, которое дезинфицирует воду, не оставляя привкуса (озон);
  5. Недостаток этого элемента вызывает заболевание щитовидной железы (иод);
  6. Сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород (оксиды);
  7. Название химической реакции в результате которой происходит присоединение водорода к алкенам. (гидрирование);
  8. Предельный углеводород, в котором 8 атомов углерода (октан);
  9.  Какая кислота всегда присутствует в желудке? (соляная);
  10.  Кто создал теорию химического строения органических веществ? (А.М.Бутлеров);
  11.  Это вещество содержится в природном газе в максимальном количестве (метан);
  12.  Класс органических веществ, содержащий две двойные связи (алкадиены);
  13.  Установка, в которой происходит перегонка нефти (ректификационная колонна);
  14.  Вода в твёрдом состоянии (лёд, снег);
  15.  Химическая реакция, в результате которой из сложного вещества образуется несколько более простых веществ (разложение).

Вопросы для 2 команды:

  1. Качественная реакция на альдегиды (серебряное зеркало);
  2. Какой суффикс добавляют к названию спиртов? (ол);
  3. Процесс разрушения металлов под действием окружающей среды (коррозия);
  4. Металл, вызывающий «лихорадку» (золото);
  5. Ароматическое  соединение с одни бензольным кольцом (бензол);
  6. Какой металл используют служители церкви для получения святой воды? (серебро);
  7. Вещества, ускоряющие скорость химической реакции, но сами в ней не участвующие (катализаторы);
  8. Предельный углеводород, в котором девять атомов углерода (нонан);
  9.  Какой единственный металл является жидким? (ртуть);
  10.  Второе название предельных углеводородов (алканы);
  11.  Ацетилен относится к классу (алкины);
  12.  Химически неделимая частица (атом);
  13.  Биологический катализатор (фермент);
  14.  Специально оборудованное помещение для проведения экспериментов или анализа веществ (лаборатория).
  15. Название химической реакции в результате которой происходит присоединение воды к алкенам. (гидратация).

Гейм 2. «Заморочки из колбы».

В колбу помещены свёрнутые листки бумаги. От каждой команды поочерёдно подходит один человек и пинцетом достаёт свёрток, в котором написан номер вопроса.

 Если у команды нет версии ответа, то право ответа передаётся другой команде.                                                                                                                  

1.Как называется явление существования разных веществ, имеющих одинаковый качественный и количественный состав, но разное строение и разные свойства.

2. Какая связь между клубнями картофеля и автопокрышкой? (Из картофеля получают спирт, а из спирта вырабатывают каучук, из которого делают автопокрышки).

 3. Какая связь между дубом и полушубком? (Из коры дуба получают дубильные вещества, которые          применяют для обработки овчин.)

4. Это средство было изобретено, как дорогое упаковочное, например, для ценных подарков цветов, ювелирных изделий. В наши дни, сохранив свои функции, это стало, чуть ли не главным мусором планеты. (Целлофан)

5. Недавно во Флориде построен первый дом из алюминия. Алюминий был получен при переработке вторичного сырья. Всего на сооружение дома потребовалось более полмиллиарда единиц этого вторичного сырья. Что это за сырьё? (Алюминиевые банки из-под пива).

 6. Как называется свойство атомов химических элементов образовывать химические связи? (Валентность)

7. Как называются углеводороды, в молекулах которых все атомы связаны одинарными связями? (Алканы)

8. Качественная реакция на кратную связь .(Обесцвечивание бромной воды или раствора перманганата калия).

9.Органические соединения, молекулы которых содержат гидроксильную группу? (Спирты)

10. Органические соединения, молекулы которых содержат карбонильную группу с=о? (Альдегиды)

11.Это сложное вещество в старину называли властителем жизни и смерти. Его приносили в жертву богам, а иногда поклонялись как божеству. На пирах у киевского князя его ставили в золотой посуде лишь на стол, где сидели князь и его сподвижники. Оно служило мерилом богатства, могущества, стойкости, власти, считалось хранителем молодости и красоты. По поверьям, оно обладает способностью помогать человеку во всех его делах, спасать от бед и напастей. Начиная день, проглоти его кристаллик – жди удачи. Вошел в дом незнакомый человек – незаметно брось его щепотку в огонь: “спасет от дурного глаза”. Собираясь в дорогу, заверни его в тряпицу и повесь на грудь – принесет удачу. Оно и стадо хранило, и урожай берегло, и рыбу в реке приманивало – нигде без него не обойтись. Оно в воде рождается и в воде умирает. О каком веществе шла речь?   (Соль)

12. Это сложное вещество обладает уникальными физическими
свойствами. При очень небольшой молекулярной массе оно имеет аномально высокую температуру кипения. При электролизе этого соединения образуются два газа в объемном соотношении 1 : 2. Один из газов образован атомами самого распространенного элемента во Вселенной, а другой – атомами самого распространенного элемента на Земле. Это вещество – обязательный участник химических реакций, протекающих в живых организмах. Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери отзывался о нем: «...Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты – сама жизнь». (Вода.)

Гейм 3. «Ты мне я тебе»

Каждый участник по очереди достаёт вопрос из «мешка» и говорит, какому участнику противоположной команды он его задаёт. Если участник другой команды не может ответить, то отвечает тот, кто вопрос доставал и получает 1 балл. Если оба не отвечают, то балл получит та команда, чей участник ответит. И так поочерёдно, по пять  участников.

Гейм 4. «Тёмная лошадка»

Каждой команде выдаётся по три склянки с жидкостями (жидкость только на дне). На склянке указаны только номера. По запаху, соблюдая технику безопасности, они должны узнать, что за это вещества:

№1 – этиловый спирт;
№2 – уксусная кислота;
№3 – рассол;
№4 – одеколон;
№5 – ацетон;
№6 – раствор аммиака.

Гейм 5. «Гонка за лидером»

Этот гейм начинает проигравшая команда. В течение 1 мин. вы должны дать как можно больше правильных ответов на поставленные вопросы. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

1). В какой капусте много йода? (морская);
2). Какой драгоценный минерал по шкале твёрдости занимает самое высокое место? (алмаз);
3). От соединения какого металла зависит красный цвет крови? (Fe3+);
4). Вещества, сходные по строению, но отличающиеся на одну или несколько групп СН2? (гомологи);
5). Предельные углеводороды, содержащие только одинарные связи в прямой или разветвлённой цепи? (алканы);
6). Название радикала –СН3? (метил);
7). Газ, поддерживающий горение? (кислород);
8). Наука, изучающая вещества и их превращения (химия);
9). Вещество, которое в Бразилии называют «слёзы дерева» (каучук);
10). Другое название ароматических углеводородов (арены);
11).
Тяжёлый металл в жидком состоянии.(Ртуть.)

12). Оксид водорода (вода);
13).
Вещества, изменяющие окраску в зависимости от реакций среды (индикаторы);

14). Формула поваренной соли  (NaCl);
15). Предельный углеводород,  в молекуле которого 5 атомов углерода  (пентан);
16). Газ, образующий защитную оболочку Земли?  (озон);
17). Газ, который выделяется при взаимодействии уксусной кислоты с содой?  (углекислый);
18). Растворимые в воде основания  (щёлочи);
19). При неправильном использовании удобрений какие вредные вещества накапливаются в овощах? (нитраты).
20). Какое вещество нужно добавить к каучуку, чтобы получить резину? (серу).

21.Что такое антифриз? (водный раствор этиленгликоля, «незамерзайка»);

22.Назовите молекулярную формулу бензола (С6Н6);

23. Этот металл называют крылатым (алюминий);

24. Положительно заряженный ион (катион);

25 . Процесс, сопровождающийся отдачей электронов (окисление); 

* * *

1.Болотный газ (метан)

2.Непредельный углеводород, применяемый при резке и сварке металлов (ацетилен)

3.какой спирт хорошо смягчает кожу рук (глицерин)

4.Можно ли нефть считать индивидуальным веществом? (нет, это смесь углеводородов).

5. Какой химический элемент входит в состав любого органического вещества? (углерод)

6. Элемент в переводе с греческого «несущий свет» (фосфор)

7. Химический элемент, названый в честь великого русского химика (менделевий)

8. Газ, применяемый в производстве световых рекламных трубок (неон)

9. Создатель теории строения органических соединений (A.M. Бутлеров)

10. Первооткрыватель периодического закона химических элементов (Д.И. Менделеев)

11. Элемент с металлическими свойствами, который входит состав поваренной соли (натрий);

12. Процесс отдачи электронов атомами или ионами (окисление);

13. Галоген, соединение которого оказывает успокаивающее действие на нервную систему (бром);

14. Наиболее активный неметалл (фтор);

15. Вещество, поддерживающее горение и дыхание (кислород);

16. Вещества, в растворах которых синий лакмус меняет окрас на красную (кислоты);

17. Самый легкий газ (водород);

18. Метод полной очистки воды (дистилляция);

19. Какое молоко не пьют? (известковое);

20. Растворимое в воде основание (щелочь); 

21. Какое топливо заправляют в самолеты? (керосин);

22. Кислота,  применяемая в консервировании овощей (уксусная);

23. Приборы, применяемые при очистке воды от нерастворимых в ней примесей (фильтры);

24. Химически неделимая частица вещества (атом); 

25. Разрушение   металлов    под   воздействием    окружающей   среды (коррозия);

***


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий интеллектуальной игры по химии "Химия вокруг нас"

Форма проведения:  Интеллектуальная игра по химии  между командами учащихся 9-10 классов.Цель: Развитие творческих способностей учащихся и воспитание любви и уважения к химии как учебному пр...

Интеллектуальная игра по химии и технологии «Химия и жизнь»

Интеллектуальная игра по химии и технологии «Химия и жизнь» решает задачи обобщения и систематизации знаний по технологии (раздел «Технология ведения дома») и химии;  повышения интереса к п...

Интеллектуальная игра по химии 9 класс

Интеллектуальная игра по химии для 9 классов- командная...

Интеллектуальный марафон по химии в 9 классе

Цели марафона: Повторение изученного материала в курсе химии 8 классаПовысить кругозор учащихся в области химииФормировать чувства коллективизма, сочувствия у детей с помощью игры...

Интеллектуальный марафон по химии в 8 классе

Цели марафона: Повторение изученного материала в курсе химии 8 классаПовысить кругозор учащихся в области химииПроверка знаний по химииФормировать чувства коллективизма, сочувствия у детей с пом...

Интеллектуальный марафон по химии в 10 классе

Цели марафона: Повторение изученного материала в курсе химии 8- 10  классовПовысить кругозор учащихся в области химииПроверка знаний по химииФормировать чувства коллективизма, сочувствия у детей ...

Интеллектуальный марафон по химии в 11 классе

Цели марафона: Повторение изученного материала в курсе химии 8- 11 классовПовысить кругозор учащихся в области химииПроверка знаний по химииФормировать чувства коллективизма, сочувствия у детей с помо...